Полная версия
Творчество вечной жизни
Несмотря на то что отец продолжал упорствовать, Рамаях испытывал к нему большое уважение, которое прививалось в аристократических семьях с самого детства. Он не хотел ссориться с отцом, но и бросать образование тоже не собирался.
Важную роль в мирном исходе долгих споров и конфликтов сыграла мать, которая поддержала Рамаяха. Она долго и осторожно уговаривала мужа позволить сыну пойти по своей независимой жизненной дороге.
После длительных споров и переговоров Рамаях всё же смог убедить отца поддержать его научное образование. В благополучном исходе конфликтной ситуации важную роль сыграло то, что у Рамаяха был брат, который решил последовать семейной традиции.
В 21 год Рамаях был принят в аспирантуру по геологии в Университете Джонса Хопкинса в Балтиморе, США. Однако отец вновь был против, заявив, что Рамаях всё же должен начать карьеру в семейном бизнесе.
Отец не хотел разрешать сыну ехать продолжать образование в далёкую Америку, он понимал, что совсем потеряет контроль над молодым человеком, если позволит ему поехать на Запад. Традиционные индийские семьи того времени с недоверием относились к американскому стилю жизни. Америка значительно отличалась от традиционного и патриархального уклада индийской жизни. Многие состоятельные индийские семьи уже в ту эпоху отправляли своих детей получать образование в Англию, где сохранялись старинные обычаи и традиции.
После трудных переговоров Рамаях опять смог убедить отца, что он должен ехать продолжать образование в Америку. Поняв, что сопротивляться бесполезно, отец поставил условие: вначале женись, а потом уезжай в США.
Не только отец, но и другие родственники были уверены, что если молодой человек поедет в Америку вместе с индийской женой из их касты, то есть все шансы, что Рамаях вернётся домой в Индию.
В качестве невесты родители выбрали прекрасную девушку из касты четтияров, к которой принадлежала семья Рамаяха. Невесту звали Солачи. После свадьбы Рамаях и его молодая жена начали готовиться к долгому путешествию, они планировали отправиться в Америку на корабле. Однако в планы молодого человека вмешалась жестокая болезнь: Рамаях неожиданно заболел костным туберкулёзом.
Болезнь была полной неожиданностью, ничто не предвещало, что здоровый и цветущий молодой студент в одно мгновение окажется на грани смерти.
Отец немедленно пригласил лучших английских врачей. В то время Индия всё ещё была колонией Англии, богатые индусы предпочитали во всём подражать англичанам. Родственникам не пришло в голову встретиться с традиционными индийскими аюрведическими врачами, вместо этого они обратились в британский госпиталь в Мадрасе.
Врачи внимательно осмотрели Рамаяха и заявили, что болезнь неизлечима и максимум, что они могут сделать, – это попытаться облегчить боль и замедлить течение болезни.
Рамаях был прикован к постели, с каждым днём он всё больше слабел, родственники начали понимать, что его дни сочтены. Рамаяха поселили вместе с молодой женой в Мадрасе, в одном из домов, который принадлежал семье. Много лет спустя я несколько раз подолгу жил в этом старинном доме.
Йоги Рамаях рассказывал мне, что поначалу он впал в отчаяние, и это понятно: многообещающий молодой человек с прекрасными перспективами получает ужасный диагноз и, прикованный к постели, медленно угасает.
Как много позже вспоминал сам Йоги Рамаях, в этой сложной ситуации ему опять помогла мать, которая с самого детства привила ему вкус к изучению духовной литературы и практикам медитации.
Невозможно заставить молодого человека медитировать и изучать философию. Рамаях сам глубоко интересовался эзотерикой, таинственными духовными вопросами внутреннего мира человека, мать лишь поддержала его на этом пути.
Мать была прекрасным примером веры в Бога, в то, что Бог находится не где-то далеко на небесах, а в глубинах духовного сердца каждого человека. Именно мать дала Рамаяху первые представления о том, что помимо материального мира существует бесконечное пространство духа.
Болезнь не только разрушила мечты молодого человека о прекрасном образовании в Америке, но и причиняла сильнейшие физические боли. Иногда боль была настолько невыносимой, что он начинал стонать. Рамаях пал духом и начал терять всякий интерес к жизни.
Несмотря на то что от него скрывали всю серьёзность болезни, Рамаях понимал, что лекарства не помогали, а врач, который два раза в неделю приходил в дом, с умным видом покачивал головой и тяжело вздыхал от понимания своей беспомощности в лечении пациента.
Сильнейшие проблемы часто открывают новые возможности, усиливают характер и приводят к осознаниям, которые не могли бы произойти в ином случае. Подчас именно страдания выталкивают человека на более глубокий поиск ответов на вопросы о смысле бытия. Когда всё в жизни становится слишком непостоянным, человек начинает задумываться о поиске вечных истин. Иллюзия постоянства и благополучности часто порождает леность. Увы, именно страдания и опасности мобилизуют внутренние силы человека и направляют на поиск выхода из кризисных ситуаций. Рамаях почувствовал, что всё в этом мире имеет скрытый божественный смысл, всё подчинено мудрому промыслу Бога.
Он беспомощно лежал в постели, из открытого окна доносились голоса смеющихся детей, игравших на улице, светило яркое солнце. Рамаях одиноко лежал на кровати, его мир сузился до одной комнаты, всё общение состояло из преданной и любящей жены, врачей и прислуги.
Рамаях решил использовать время для изучения ведических философских текстов, глубоко размышляя об их содержании. Он не знал, как долго ему суждено прожить в этом мире, поэтому решил сфокусироваться на высшей цели человеческой жизни, духовном самопознании.
В то время Рамаяху было чуть более 20 лет, он ежедневно изучал древние тексты, а также труды великих современных духовных учителей. Он был потрясён великим учением Раманы Махарши и его наставлениями по методу созерцательного самоисследования.
Читая книги, Рамаях впервые соприкоснулся с важнейшим вопросом ведической философии: кто есть я? Этот вопрос звучал для него с особенной интенсивностью, он был тяжело болен и, по сути, медленно умирал. Болело, страдало и умирало тело, но что происходит с сознанием, которое живёт в этом теле?
Рамаях лежал на кровати и ощущал боль по всему телу. Тело испытывало сильнейшую изматывающую боль, но что в это время происходило с духом? Дух не был подвержен боли и страданиям, ибо он по ту сторону всех страданий.
«Когда умрёт моё тело, что произойдёт со мной?» – задумывался молодой человек. К большому изумлению, Рамаях узнал, что Рамана Махарши, книги которого он внимательно изучал, живёт совсем неподалёку, буквально в соседнем городе.
Оказалось, что некоторые из родственников Рамаяха были близкими учениками великого мудреца. Судьба распорядилась так, что Рамаях так и не встретился с Раманой Махарши, но его духовные наставления значительно повлияли на внутренний мир молодого человека.
Читая ведические философские тексты, Рамаях размышлял о том, что его тело смертно и, скорее всего, скоро умрёт. Он ощущал, что сознание не подвержено смерти, оно присутствует в теле и проходит путь божественной эволюции.
Что происходит с сознанием после смерти тела? Что было с сознанием до рождения тела? Всё больше и больше он стал ощущать, что тело смертно, а дух вечен. То, что болеет и скоро может умереть, – это тело, но «я», живущее вечно, было до рождения и будет после смерти тела.
Болезнь Рамаяха усиливалась, он лежал прикованный к постели уже несколько лет, ему исполнилось двадцать восемь. Родственники поздравляли его с днём рождения, хотя у всех на душе была грусть. Смотреть на его страдания было тяжело, но ещё более все жалели молодую жену, которая преданно и самоотверженно заботилась о больном муже.
Солачи денно и нощно заботливо ухаживала за мужем и следила за тем, чтобы ленивые слуги правильно выполняли предписания врачей. Она недосыпала и много молилась, понимая, что молитва может помочь намного больше лекарств.
С каждым днём Рамаях всё более углублённо постигал искусство медитации. Сама жизнь подтолкнула его на духовные поиски, иначе можно было просто сойти с ума от беспомощности. Успешный, богатый и умный молодой человек с блестящими перспективами карьеры и счастливой семейной жизни оказывается на несколько лет изолированным, лежит в койке, страдая от постоянной боли.
Предсказания врачей о скорой смерти не подтвердились, более того, порой Рамаяху становилось легче. Иногда с помощью слуг он садился в автомобиль и просил личного водителя отвезти его в соседний храм бога Шивы для молитвы и медитации.
В то тяжёлое время Рамаях познакомился с йогом, имя которого он хранил в тайне. У меня гипотетически была возможность навести справки и узнать имя таинственного йога, однако я предпочитаю строго следовать информации, которую получил от самого Йоги Рамаяха. Если он отказался назвать мне имя того йога, я предпочитаю также не пытаться выяснять эту информацию.
Йог регулярно посещал соседний храм бога Шивы и частенько заглядывал в дом Рамаяха. Иногда йог входил в глубокие медитативные состояния, во время этих опытов останавливалось его дыхание и сердцебиение. Именно тогда Рамаях впервые воочию увидел, что такое высокое медитативное состояние самадхи.
Много лет спустя, когда я жил в ашраме Йоги Рамаяха, он показывал мне маленькое фото таинственного йога. На фотографии был изображен очень худой гладко выбритый старичок с пронзительным взглядом. Йоги Рамаях относился к этой фотографии как к великой ценности.
Однажды я набрался смелости и спросил Йоги Рамаяха о том, как звали этого йога, к какой традиции он принадлежал, я также попытался поинтересоваться подробностями его биографии. Выслушав мой вопрос, Йоги Рамаях закричал на меня, заявив, что это не моё дело и не следует задавать подобные вопросы. После этого он убрал фотографию и больше её не показывал.
1.9. Рамаях и Бабаджи
В марте 1952 года, спустя несколько дней после того, как великий Парамахамса Йогананда завершил свою земную жизнь в США, в южноиндийский дом Рамаяха неожиданно пришёл святой по имени Мауна Свами. Он был хорошо знаком с семьёй Рамаяха, однако его приход был неожиданным и поэтому встревожил всех домочадцев.
Слово «мауна» на санскрите означает «молчание», а «свами» – это почтительное обращение к монаху. Подобное имя достаточно часто встречается в Индии, по сути, это вообще не имя. «Мауна Свами» означало, что данный йог принял обет молчания. Весьма интересно, что некоторые йоги в Индии вообще не имеют персональных имён. Путешествуя по Индии, я многократно встречал йогов, которых называли Мауна Свами, это означало, что этот человек принял обет молчания. Практика молчания может длиться несколько лет или даже десятилетий.
Каждый раз, встретив очередного Мауна Свами, я наивно пытался выяснить имя «этого» Мауна Свами. Моё недопонимание заключалось в том, что я пытался понять имя человека, в то время как принципиальным было отсутствие имени. Индия – удивительная страна, западному человеку трудно себе представить человека, живущего без имени.
Многолетняя практика молчания позволяет накопить значительную энергию, потому что разговоры, в особенности пустые, ведут к потере жизненной силы. Обет молчания является эффективной методикой, ведущей к накоплению духовной энергии.
Но вернёмся к повествованию о жизни молодого Рамаяха. Итак, Мауна Свами, о котором мы ведём рассказ, иногда прерывал обет молчания, если в этом была необходимость. Изредка он мог сказать несколько слов для того, чтобы дать наставления на духовном пути кому-то из учеников.
В тот день, войдя в дом, Мауна Свами быстро направился в комнату, где лежал больной Рамаях, это в особенности встревожило всех присутствующих. Родственники быстро последовали за святым, чтобы узнать, в чём причина столь неожиданного визита. Было понятно, что внезапное появление Мауна Свами в доме было вызвано какой-то важной причиной.
Мауна Свами подошёл к постели Рамаяха, внимательно посмотрел в его глаза и произнёс слова пророчества, которые заключались в том, что молодой человек должен вскоре полностью исцелиться. Услышав эту радостную новость, родственники с благодарностью припали к ногам святого.
Мауна Свами не уточнил, когда и как это произойдёт, но это было уже неважно. Все домочадцы в восторге благодарили святого за добрую весть. В доме началась радостная суета, все передавали друг другу счастливую новость, в это время Мауна Свами покинул дом, не замеченный никем.
Прошло несколько дней, в уме Рамаяха произошёл глубокий кризис, его вдруг охватило состояние тоски и безвыходности. Он понял, что не может больше терпеть болезнь, которая приносила ему не только физические страдания, но и тяжёлое эмоциональное состояние безнадёжности.
Пророческие слова Мауна Свами показались Рамаяху просто насмешкой и издёвкой. Будучи не в состоянии терпеть боль, молодой человек решил покончить жизнь самоубийством. Он не знал, как это сделать, да и возможностей было не так уж много, ведь он едва передвигался.
Наконец Рамаяху в голову пришла странная идея: он решил убить себя необычным образом, а именно задержать дыхание и умереть. Это было странным решением, впоследствии Йоги Рамаях рассказывал мне, что спустя годы он сам не мог понять, почему ему в голову пришла столь необычная идея.
Сейчас сложно даже предположить, как он собирался умереть, ведь любой человек, усилием воли удерживающий дыхание, всё равно рефлекторно вновь начнёт дышать, как только задержка дыхания дойдёт до крайнего предела человеческих возможностей. Дыхание – это одна из важнейших функций организма, дыхание также является мистическим и духовным действием, потому что оно связано с накоплением жизненной энергии.
Для того чтобы воплотить свой план, Рамаях с трудом вышел во двор. Это тоже было странно, потому что в то время он был настолько слаб, что просто не мог самостоятельно подняться с постели, пройти большое расстояние вниз по лестнице и добраться до маленького дворика. Самое главное – он не мог объяснить себе, зачем это делал, – попытаться покончить жизнь самоубийством можно было, оставаясь в своей комнате.
Рамаях с колоссальным трудом спустился со второго этажа по лестнице вниз, прошёл по коридору и вышел в небольшой дворик. Рамаях с трудом добрался до дворика и сел на землю, вдохнул как можно больше воздуха и с усилием задержал дыхание.
Он удерживал воздух изо всех сил, несмотря на то что начал терять сознание. Наконец Рамаях почувствовал, что с трудом может удержать дыхание, – упорство молодого человека было столь велико, что даже естественный рефлекс самосохранения не мог остановить его в попытке убить себя.
Вдруг он услышал мягкий и красивый голос, который звучал из воздуха. Голос ясно и спокойно произнёс: «Не убивай себя, отдай свою жизнь мне». Услышав красивый и очень родной голос, Рамаях от неожиданности резко выдохнул и сделал несколько глубоких вдохов. Он дышал полными лёгкими, наслаждаясь живительным воздухом.
Придя в себя, он оглянулся, чтобы понять, кто говорил с ним столь знакомым голосом. Никого вокруг не было, дворик был совершенно пуст. Молодой человек продолжал сидеть на полу, рядом стоял большой глиняный горшок со священным деревом туласи.
Рамаях с наслаждением сделал несколько глубоких вдохов и ещё раз внимательно прислушался. Вокруг было только тихое шуршание листьев от лёгкого ветерка. Наконец Рамаях понял, что, скорее всего, рядом присутствует кто-то невидимый.
Набравшись смелости, он поинтересовался у невидимого существа: кто он и что ему нужно? Спустя несколько мгновений произошла вспышка ослепительно-яркого света, и прямо перед изумлённым Рамаяхом появился удивительной красоты юноша с длинными волосами. Это был Махаватар Бабаджи. Бессмертное тело Бабаджи состояло из светящейся материи золотистого и слегка фиолетового оттенка. Он не отбрасывал тени, потому что его тело излучало мягкий свет.
Рамаях припал к стопам учителя и понял, что это не призрак и не астральный двойник, но физическое тело, до которого можно дотронуться. Рамаях с почтением поклонился стопам Махаватара Бабаджи, это прикосновение передало ему мягкую прохладную энергию, которая наполнила Рамаяха небесной радостью.
В мгновение перед внутренним взором Рамаяха пронеслись видения его прошлых жизней. Он отчётливо вспомнил, что уже много воплощений хорошо знаком с бессмертным учителем.
Рамаях осознал, что многие прошлые жизни проходил духовный путь под руководством Бабаджи. Так произошла первая встреча Йоги Рамаяха с Махаватаром Бабаджи. Она длилась недолго, великий учитель исчез так же чудесно, как и появился.
Когда я узнал подробности первой встречи Йоги Рамаяха с Махаватаром Бабаджи, мне стало понятно, что она была чем-то похожа на мою первую встречу с великим учителем.
На том этапе жизни Йоги Рамаях был в глубоком кризисе, поэтому он даже попытался покончить жизнь самоубийством. Появление Махаватара Бабаджи было во всех смыслах спасением для Рамаяха, который был готов убить себя.
Моя первая встреча с Махаватаром Бабаджи произошла во время спокойной ночной медитации. Когда я первый раз встретился с Бабаджи и в случае с Йоги Рамаяхом, Махаватар Бабаджи появился совершенно неожиданно из вспышки света. Пообщавшись около часа, он просто исчез, растворившись в воздухе.
Спустя много лет Йоги Рамаях показал мне то самое место, где он, будучи молодым человеком, попытался покончить жизнь самоубийством, а Махаватар Бабаджи чудесно появился перед ним и спас от смерти. Это место находится во дворе двухэтажного особняка, который расположен в районе Майлапур в городе Ченнае.
Маленький, ничем, казалось бы, не примечательный дворик, дверь, ведущая на улицу, вход в дом, а в углу большой глиняный горшок со священным деревом туласи.
Йоги Рамаях всю свою жизнь очень любил туласи, потому что оно напоминало ему про первую встречу с Бабаджи. Каждый раз, когда я практиковал медитации в этом удивительном месте, я ощущал покой и огромную духовную силу. Казалось, что присутствие Махаватара Бабаджи в этом дворике запечатлелось навеки.
В тот день, когда Йоги Рамаях впервые встретился с бессмертным учителем, он не мог заснуть. Он вновь и вновь прокручивал в своей памяти удивительную мистическую встречу. Много лет спустя Йоги Рамаях сказал мне, что к утру его мысли и чувства настолько перемешались, что он вообще начал сомневаться в том, что действительно встретился с Махаватаром Бабаджи.
Тот удивительный день полностью перевернул его жизнь, на восходе солнца Рамаях почувствовал, что совершенно исцелен. Ощущение здорового тела, столь хорошо знакомое многим молодым людям и совершенно забытое для него, вдруг вернулось. Да, это было серьёзным доказательством реальности встречи с Махаватаром Бабаджи. В то время Рамаяху было 28 лет.
Рамаях радостно смотрел на себя в зеркало: настоящее чудо, ощущение совершенно здорового тела, забытое чувство молодости и счастья. Жизнь Рамаяха началась заново – освобождение от смертельной болезни и новая духовная дорога.
Представьте себе, ранним утром Рамаях самостоятельно вышел из своей комнаты и уверенной походкой подошёл к жене. Увидев совершенно исцелённого мужа, Солачи на время потеряла дар речи и в ужасе села на стул, благо, он оказался рядом.
Ошеломлённые родственники срочно вызвали врачей, которые разводили руками от удивления, они констатировали чудо исцеления и удалились из дома. В следующие несколько дней Рамаях постепенно привыкал к жизни здорового человека.
Он ходил по улицам, общался с людьми и строил планы на будущее, для него было странно видеть, что люди вокруг не ценят великий дар – хорошее здоровье, ведь одного этого уже достаточно, чтобы почувствовать счастье в жизни.
Для того чтобы понять ценность здоровья, Рамаяху пришлось тяжело болеть на протяжении нескольких лет. Рассказывая мне о своих ощущениях в то время, он в шутку сказал, что это было подобно тому, как космонавт, вернувшийся из длительного полёта в космос, вновь учится ходить по земле и жить нормальной жизнью.
Спустя несколько дней после своего исцеления Йоги Рамаях не был до конца уверен, кем был таинственный юноша в сияющем теле, который появился перед ним во дворе и спас его жизнь. Его внешность и голос были столь родными, что, казалось, они с ним были знакомы целую вечность.
Я спросил у Йоги Рамаяха: «Во время первого появления Махаватара Бабаджи ты получил мгновенное знание о своих прошлых жизнях и, главное, в это мгновение точно понял, кто стоит перед тобой. Как же получилось, что на протяжении последующих нескольких дней ты не был уверен, кем был этот юноша?»
Когда я задал свой вопрос, то был готов к любой реакции, Йоги Рамаях был непредсказуем. На этот раз Йоги Рамаях улыбнулся и пояснил, что во время его первой встречи с Махаватаром Бабаджи он действительно вспомнил многие свои прошлые жизни, а также сразу понял, что перед ним стоит «тот самый» Бабаджи. Однако сразу же после того, как бессмертный учитель исчез, эти воспоминания частично стёрлись из памяти Йоги Рамаяха и вернулись к нему спустя какое-то время.
Исцелённый Рамаях принимал поздравления от многочисленных родственников и друзей. Он не знал, как жить дальше, продолжать ли прерванное образование или присоединиться к семейному бизнесу. За несколько лет болезни Рамаях совершенно выпал из социального общения, многие из его друзей давно забыли о нём, лишь некоторые навещали его в тот трудный период, когда он тяжело болел.
Рамаях заново входил в ритм жизни, у него появлялись новые друзья, некоторые из старых знакомых, обрадованные его исцелением, вернулись в круг его общения. Он не мог сообщить родственникам и друзьям о том, что исцеление произошло как результат чудесного посещения гималайского учителя, эту тайну Рамаях открыл окружающим лишь спустя несколько месяцев. Естественно, что многие хотели узнать, как именно произошло мгновенное исцеление, но Рамаях уклончиво отвечал, что сам не понимает, как это случилось.
Первые дни и недели после исцеления Рамаях просто наслаждался здоровьем и решил не принимать никаких судьбоносных решений о своей жизни, он ощущал, что в скором времени всё прояснится само собой.
Приблизительно через неделю Йоги Рамаях увидел мистический сон, ему привиделось, что он посетил далёкие Гималаи и вновь встретился с Махаватаром Бабаджи, который сообщил ему нечто важное.
Проснувшись, Йоги Рамаях понял, что вся информация, полученная от Бабаджи, погрузилась столь глубоко в его сознание, что он не мог вспомнить никаких деталей, он чувствовал, что учитель сообщил нечто очень важное, но Рамаях никак не мог это вспомнить.
Много лет спустя Йоги Рамаях говорил мне, что Махаватар Бабаджи может посещать своих учеников в сновидениях и давать важные духовные наставления, передавать знания, благословения и инициации. Вся эта бесценная информация складывается в самых глубинах внутреннего мира ученика, и, даже если человек не может вспомнить, что именно происходило во сне, печалиться не стоит, потому что в нужный момент знания проявятся.
К примеру, у вас спонтанно происходят важные духовные прозрения, в сознании возникают необычные мысли и идеи. Вы можете даже не догадываться, что всё это уже давно было заложено великим Бабаджи в глубинах внутреннего мира и лишь ждало подходящего момента для того, чтобы проявиться.
На следующий день Йоги Рамаях вновь получил опыт мистического сновидения, в котором опять увидел себя в Гималаях вместе с Махаватаром Бабаджи. Он проснулся, в его голове отчётливо звучали мантры. В течение последующего месяца Йоги Рамаях получил во сне ряд мистических опытов, в которых Бабаджи обучил его нескольким сильнейшим мантрам.
Впоследствии Махаватар Бабаджи обучал Йоги Рамаяха медитации в традиции крийя-йоги и биджа-мантрам, а также многим техникам работы с сознанием и тонкими энергиями.
Впоследствии основную часть обучения Йоги Рамаях проходил в гималайском ашраме Махаватара Бабаджи в районе Бадринатха и Кедарнатха. С середины 50-х годов до конца 60-х годов Йоги Рамаях подолгу жил в гималайском ашраме своего великого учителя, постигая древнюю науку духовного самопознания.
Йоги Рамаях был поистине уникальным человеком, которому посчастливилось много общаться с Махаватаром Бабаджи и получить от него наставления по духовным практикам медитации. Это обучение в основном проходило в прекрасных Гималаях, о чём мы будем говорить чуть позже.
Йоги Рамаях также рассказывал, что Бабаджи многократно передавал ему знания с помощью мистических снов. Этот способ обучения также применяется высшими учителями для передачи знаний. В последующих главах мы будем подробно рассматривать практики осознанных сновидений и огромные возможности этого метода для духовного саморазвития.
1.10. Божественные игры
Махаватар Бабаджи обладает способностью материализовать своё тело в любой точке мира, он путешествует через пространство в долю мгновения. Несмотря на то что Бабаджи живёт в заснеженных Гималаях, он может появиться в любом месте для того, чтобы дать духовные наставления ученикам.