bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 7

4. Направляющие

Несмотря на свою учёность, Грейс понимает, что дети На'ви/Народа обладают бо́льшим уровнем знаний о райской Пандоре нежели она. Грейс: "Однако, я могла бы потратить всю свою жизнь на изучение этого места, но едва ли достигла бы их уровня знаний."43

Из среды детей Народа была выражена инициатива направлять людей на правильные знания. Сильванин: " Тогда нам надлежит направлять их! Они нуждаются в нас больше, чем мы в них нуждаемся, не так ли?"44

Вместе с тем, взрослые предводители Народа – Мо'ат и Эйтукан, позволили детям направлять и их тоже, в вопросе построения школы для знаний, предлагаемых людьми. Мо'ат: "Мы договорились, что позволим детям направлять нас в этом."45

⼀ Аналог прочих выражений, представляющих детей преимущественными в своей духовно-нравственности в отличии от уже успевающих испортится взрослых. Или, представляющих взрослых уподобляющихся детям. Как неуч Джейк, которому по-детски просто достаётся то, что не достаётся учёным, хвалящихся своими знаниями.

⼀ Мотив Христовых выражений о превосходстве детского состояния своей чистотой знаний. Как для самих детей, так и для взрослых, уподобляющихся детям. Так, Христос характерно ответил негодующим иудеям о детях, которым Бог чудесно открыл познание о Христе, которого они тут же стали славить. "И сказали Ему: «Слышишь, что они говорят?!» Иисус же ответил им: «Да. Разве вы никогда не читали в Писаниях: "Та хвала для Тебя совершенна, что исходит из уст детей и грудных младенцев (знания безоблачной молодёжи/детей; позволим детям направлять нас)"?»"46

Христос возрадовался, что Бог Отец открыл знания Его простым взрослым ученикам, уподобившихся детям, будучи лишёнными сложных надмевающих знаний. "В тот же миг Иисус возликовал Духом Святым и сказал: «Отец, Владыка неба и земли! Благодарю Тебя за то, что Ты открыл простым и младенцам сокрытое (знания безоблачной молодёжи/детей; способности Джейка без обучения) от мудрствующих и образованных/учёных (учёная Грейс, едва ли достигающая уровня знаний безоблачной молодёжи/детей)!»"47

Христос выразился о человеческом оке – восприятии, чистотою которого достигается свет – Божьи знания. "Светильник тела есть око. Если око твоё будет чисто (безоблачные глаза молодёжи/детей), то и всё тело твоё будет светло. Если же око будет помрачено, то и всё тело твоё будет тёмно."48

Христос выразился о человеческом сердце – совокупности проявлений человека, чистотою которого достигается виденье Бога – познание Бога. "Счастливы чистые сердцем (молодёжь/дети с безоблачными глазами): они Бога увидят."49

Выражение Христа подразумевает заповедь: Будьте счастливы быть чистыми сердцем, чтобы видеть Бога.

В широком смысле, "сердцем" подразумевается единство проявлений трёх разумностей человека: духа с сознанием; души с подсознанием; плоти с мозгом. По образу и подобию Бога Единого Святой Троицей: Бога Отца и Бога Сына и Бога Духа. Где, вочеловечившийся Бог Сын является воплощённым образом Бога, в качестве Спасителя/Иисуса Помазанника/Христа.

"Чистотой" подразумевается святость, сберегаемая от греховной нечистоты – вредных помыслов, воображений, ощущений, поступков, жестов, поз и тому подобного.

"Виденьем", подразумевается познание – Богопознание. Виденье ответов на вопросы, обретение понимания Бога.

В развёрнутом виде, заповедь предстаёт следующим образом: Будьте счастливы быть чистыми/святыми сердцем: духом, душою и плотью, – чтобы видеть/познавать Бога Единого Святой Троицей.

Заповедь, указывает на способ познания Бога опытным путём. То есть: что необходимо сделать, чтобы твёрдо убедится в существовании Бога. А именно: для этого духовно очищайся и тогда сможешь начинать всё больше видеть Бога. Посредством Его проявлений чудесами, духовными переживаниями.

Для начала виденья не требуется долгого достижения абсолютной чистоты. Достаточно хотя бы лишь начать стараться очищаться, и это уже даст возможность виденья Бога по мере очищения. Чем чище, тем больше возможность виденья.

Заповедь чистоты сердца является продолжением Святого Крещения, которым совершается лишь начало очистительного погружения омовением водою и Святым Духом. Далее же, требуется нескончаемое продолжение такого очистительного крещения/погружения омовением Святым Духом. Поскольку человеку необходимо совершенствоваться настолько же нескончаемо, насколько нескончаем сам Бог.

‼ Библейские цитаты пояснены авторским усилием. За авторитетными пояснениями, рекомендуется обратится к толкованиям50 духоносных угодников Божьих.

5. Познания

Мо'ат представилась знающей о характерных последствиях их жизненного пути. Мо'ат: "Зная, что повороты, предпринимаемые нами сейчас, будут иметь последствия, как хорошие, так и плохие, для тех, кто последует за нами."51

Дети Народа по своей наивности приняли предложение увидеть характерную колонию "Врата Ада". Заинтересовавшись этим пагубным для них познанием, заразившим их смертельно опасной болезнью. Рассказчик: "Дети были заинтригованы этим предложением, захотев узнать больше о людях, и с одобрения Мо'ат, Грейс провела экскурсию по Вратам Ада."52

Грейс: "Я знаю, что вам всем любопытны наши машины."53

Мо'ат усомнилась, что Грейс имеет веру в возможности божества, одаривающего полезными познаниями. Мо'ат: "Ты конечно же не веришь, что Эйва одарила меня всем, что можно знать об исцелениях и болезнях?"54

Наиболее одарёнными в познаниях был представлен Клан Ботаников/Растеневодов. Мо'ат: "Эйва никого не одарила бо́льшим знанием."55

⼀ Аналог:

• Выражений о знании и ви́деньи/познании при знакомстве Джейка с Грейс, желавшей видеть в нём Доктора Философии/Любомудрия – любителя мудрости/познаний.

• Обращения Грейс к Паркеру/Хранителю-заповедника словом "знаешь", на месте демонстрации Древодома. Во время её душевного прозрения, что тот её взвинчивает/насилует. Когда Паркер загонял невкушаемый мяч в кружку для вкушения.

• Обращения Грейс к Джейку словом "знаешь", после посещения им лесного сада с произрастающими там Древодомом и Древом Душ.

• Выражения Нормана о божестве Народа: "Их богиня, состоящая из… Всего ими знаемого".

• Выражения Атана о божестве в качестве знающего, что оно "знает".

⼀ Мотив последствий грехопадения первочеловека, вкушением запретных плодов Древа Познания добра и зла в Божьем Раю/Саду Эдемском/Наслаждений – противоположности Ада страданий. И в последствии, бесполезного вкушения плодов Древа Жизни. Адамом и Евой, чьи пагубные действия зачастую трактуются в качестве совершения ими блуда. "И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни (Древодом) посреди рая (лесной сад), и дерево познания (Древо Душ; «знанием»; «всем, что можно знать об исцелениях и болезнях») добра и зла («как хорошие, так и плохие»)."56

плодов с дерева познания добра и зла не ешь. Если съешь плод с этого дерева, то в день, в который ты вкусишь его, непременно умрёшь!»"57

"Бог знает, что когда вы съедите их, ваши глаза откроются (безоблачные глаза молодёжи), и вы станете как Бог/боги (божество Народа), знающие добро и зло. Когда жена (Грейс) увидела, что дерево приятно для глаз, поняла, что его плоды хороши для еды, но особенно привлекало её то, что дерево даёт знание («заинтригованы этим предложением, захотев узнать больше»). Она взяла плодов древа и ела. Рядом с женщиной находился её муж (Паркер); она дала от него мужу, и он съел. Тогда у них обоих словно открылись/прозрели глаза – они увидели/узнали, что наги {на них нет одежды} (отсутствие одежды на Народе)."58

"И сказал Господь Бог: вот, человек стал как один из Нас, знающим добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также плода (мяч Паркера в кружке для вкушения; анобтаниум Паркера) от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно (смерть Адама и Евы с выпаданием из Рая в Ад: начавшаяся смертельно опасная заболеваемость детей; Врата Ада)."59

**Познания


"Эйва"

⼀ Она же Всея Матерь, Дух: мистическая личность, могущественная сверхсущность, богиня. Состоит из всех живых существ. Единственное божество Народа.

⼀ Оригинальное "Eywa" «Эйва»: вариант транскрипции двух слов, схожих между собою написанием латинскими символами. В переводе на русский язык эти слова известны в качестве именований: "Ива" – род дерева; и "Ева" – праматерь человечества, вкусившая запретный плод Древа Познания.

⼀ Дополнение к представлению о луне "Пандора" в качестве имени женщины из языческой мифологии, аналогичной Еве из Библейского повествования.

⼀ Мотив:

• Евы: первой бессмертной женщины с даром богоподобия, ставшей смертной матерью всего человечества. Будучи поспешившей стать богиней посредством вкушения запретного плода Древа Познаний добра и зла. Делающего богами предоставлением знаний в Раю/Саду Эдемском/Наслаждений. "Бог знает, что когда вы съедите их, ваши глаза откроются, и вы станете как Бог, познав добро и зло. Когда жена увидела, какое красивое это дерево, поняла, что его плоды хороши для еды, но особенно привлекало/вожделенно её то, что дерево даёт знание/мудрость. Она сорвала от плодов древа и ела. Рядом с женщиной находился её муж; она дала от него мужу, и он съел."60

"И сказал Господь Бог (Единый Святой Троицей): вот, человек стал как один из Нас (Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух), знающим добро и зло; и теперь как бы не простёр он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно."61

"И нарёк Адам имя жене своей: Ева (Жизнь), ибо она стала матерью всех живущих."62

Адам и Ева, как и всё человечество, должны были стать богами постепенным приготовлением к этому. Чтобы без вреда для себя перейти от естественного состояния к сверхъестественному. Но поспешили будучи ещё неподготовленными, став богами в повреждённом виде. Однако, при схождении Христа во Ад, они были спасены, пребывая теперь в Божьем Царстве уже святыми, продолжая нескончаемо совершенствоваться в своём уподоблении Богу, как и прочие святые и праведные души-духи человечества.

• Пресвятой Пречистой Пренепорочной Богоматери Девы Марии – Евы Новой, Второй, Последней: матери нового человечества – христиан.

• Матери Церкви с проявлениями в ней Бога: единства верующих в Боге, Боге Духе Святом, в качестве единого Тела Христова. "Мы все крещены/погружены одним Духом и соединены в единое тело: иудеи и язычники, рабы и свободные люди – всем нам было дано испить одного и того же Духа."63

• Матери Природы: Божественных проявлений, Своей тварной энергией/силой.

• Матери Земли: Божьего творенья.

• Проявлений Бога Единого Святой Троицей: Бога Отца и Бога Сына (Иисуса Христа) и Бога Духа.

**Эйва

6. Связь

Знахарка Мо'ат имела особую молитвенную связь с божеством, прося благословений и направлений в жизненном пути. Эйтукан: "Что тебе указывает Эйва?"64

Мо'ат: "Её направление… Неопределённо."65

Мо'ат: "Эйва будет направлять меня. Если я почувствую, что Матерь недовольна, – мы остановимся."66

Мо'ат: "Благослови эту пищу, о Эйва, и позволь ей обратно вернуть равновесие жизням наших детей."67

Вождь Эйтукан молитвенно обратился к божеству во время неудачной охоты. Эйтукан: "Плохой выстрел, Эйва прости меня."68

Грейс взялась помочь с лечением детей Народа, используя аптечку с медицинским крестом. Когда дети заразились смертельно опасной болезнью в колонии "Адские Врата", управляемой Паркером. Характерно критикуя которого, она молитвенно обратилась к Богу, узнав о нежелании Паркера помочь лечению. Грейс: "Ох Боже мой… проделываешь!"69 "Это чудовищно, даже для тебя."70

⼀ Аналог прочих выражений касательных Бога, природного божества Пандоры, обитателей иного мира, связи с ними. Примеры в сжатом виде: "О, Боже мой, помоги нам всем"; "Мы собрались пред божеством Великой Матерью Эйвой, смиряясь пред ней; она благоволит, будет направлять; она указывает направление, испытывает нашу верность; Слушайтесь её заповедей, необходимо научиться понимать её волю, услышать, чего она желает; Знахарка всегда слушает; если Матерь недовольна, – мы остановимся; подчиняешься ли ты её правосудию; Делайте связь с ней, – так вы будете запомнены если умрёте; Соблаговоли услышать нас, Всея Матерь, молю помощи, послушай, помоги, прости, направь, даруй; благослови эту пищу, позволь ей обратно вернуть равновесие жизням; Спасибо Матери, да будет она с вами".

⼀ Мотив религиозности/связи земной Церкви с Богом и с Матерью Церковью Небесной, посредством богослужения, молитвы/обращения, таинств.

**Религия


"Матерь"

*Эйва

‼ Метки со звёздочкой, своим названием призваны напомнить об уже рассматривавшейся аналогии, которую можно вспомнить подробней, вернувшись поиском.


"Благослови"

⼀ Мотив помощи благодатью: нетварной силой/энергией, таинственно подаваемой Богом или Божьими людьми. "Бог откроет Свою благодатную сокровищницу в небесах, чтобы дать дождь твоей земле своевременно и благословлять тебя (Иакова/Джейка-Израиля) во всём, что ты делаешь."71

"Но Лаван сказал ему (Иакову/Джейку-Израилю): «О, если бы я обрёл благодать в твоих глазах! Я думаю, что благодаря тебе Господь благословил меня»."72

"По Его безграничной благодати мы все обретали благословение за благословением."73

"Теперь же я вверяю вас Богу и слову Его благодати, которое может укрепить вас и дать вам все те благословения, которыми Он одарил всех святых людей Божьих."74


"чудовищно"

⼀ Оригинальное "monstrous" «монструозно/чудовищно», представляет Паркера монструозным/чудовищным.

⼀ Мотив Второго Зверя Апокалипсиса, изображаемого в виде монстра, олицетворяя Антихриста: Анти/Вместо-Христа, Лже-Христа, Против-Христа. "И увидел я другого зверя, выходящего из земли (с планеты Земля); он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон (позывной Майлза и название его судна с изображением дракона)."75


Медицинский крест

⼀ Вариант христианского символа: спасительного Креста Христова.

⼀ Аналог:

• Рисованного костяного креста с черепом внизу коляски Джейка.

• Костяного креста голограммного черепа, под которым Джейк был оставлен с распростёртыми руками.

• Сопла крестовидного сжигания тела близнеца Джейка в переработанной древесине.

• Древесной конструкции наказания Джейка привязью.

• Светила со свечением в виде креста, пред которым стояло высокое древо, когда Джейк летел объединять племена.

• Медицинского креста у разбиваемого Майлзом окна в лаборатории миссии Джейка, чтобы убить его.

• Свечения в виде креста, которым избранные Небесные Люди в священном месте искали спасительное растение для умирающего Джейка из-за кровавой раны.

⼀ Мотив Голгофского/Черепного креста: древесного орудия смертной казни обездвиживанием – образа Древа Познания добра и зла, преображённого Христом в орудие жизни спасением: образа Древа Жизни. Христианского символа жертвенных страданий, спасительного искупления пролитием крови. "Он (Христос), будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек. Он смирил Себя до такой степени, что принял и смерть саму, – смерть на кресте."76

**Крест

7. Ад

Колония Адские Врата была представлена в характерном качестве. Мо'ат: "Эта территория их подобие Древодома."77

Однако это подобие во многом противоположно райскому Древодому. Колония насаждена лесом железных труб, пламенеющих и дымящих тёмной гарью, коптя светлое небо. После пребывания детьми Народа на экскурсии по Адским Вратам, у них обнаружился жар заболевания. Мо'ат: "Я действительно чувствую тепло, однако оно кажется исключительно малым огнём внутри него."78

Когда Паркер прервал миссию Грейс, вызвав её во Врата Ада, то она, прибыв туда характерно выругалась там. Грейс: "Бог клянёт это!"79

Кроме детей Народа, во Вратах Ада стали заболевать и аватарные тела тоже. Рассказчик: "Вернувшись в своё человеческое тело, Грейс обнаружила: то был не единичный случай, и это происшествие было поражающим все аватары в Адских Вратах."80

Некоторые взрослые Народа стали заболевать тоже, один из них характерно назвал Адские Врата. Местный: "Возвращайся в своё злое место!"81

*Падшие

⼀ Словесные и визуальные образы колонии с соответствующим названием, представляют её аналогичной Аду. В качестве места смерти, зла, огня, страданий, Божьих наказаний. С тёмным лесом железных труб, пламенно дымящих на окраине. В противоположность образу Рая, в виде цветущего и необычно сияющего лесного сада живых деревьев Пандоры. В такое характерное место прибывает главная личность сюжета – Джейк.

⼀ Аналог всего взаимосвязанного с Адскими Вратами и её последствиями:

• Выражения Джейком о своей душевно-плотяной ране перед попаданием в крематорий и в "дыру" Адских Врат: "с большой дырой, проделанной посреди моей жизни".

• Доставки Джейка в Адские Врата "Валькирией" – мифической отбирательницей павших воинов для чертога мёртвых.

• Выражений Джейком: "Что за ад такой; старой шахтой …видел эту дыру, она огромна; адская дыра; Ад".

• Высказывания душевно страдающим Джейком самому себе в закрытой камере при исполнении миссии Адских Врат: "Какого ада ты делаешь".

• Выражения Джейком на месте огненного нападения колонией Адские Врата: "Я был в месте не видимом глазу".

• Выражений из-за последствий Адских Врат, касающихся Народа: "прошли через ад; гнев всё ещё пылает… огонь в моей груди; в сердце … бушует огонь".

• Выражения помощницы Джейка – Кэтрин: "удерживаю Адские Врата … молитвой".

• Реакции Нормана на стрельбу в Адских Вратах: "Что за ад вы вытворяете".

• Пламенно дымящего места предсмертного состояния Джейка, отображающего последствия Адских Врат, умершего брата в крематории и прочих умерших: "Призраки прошлого"; "Рано или поздно, все … заканчивают здесь"; "тёмные места в твоём собственном сердце".

⼀ Аналог:

• Подвальных испарений клуба, где Джейка выбрасывают беспомощно лежать.

• Крематория, в котором Джейк подъезжает ко гробу брата-близнеца мимо огня и изрыгиващегося трупного дыма.

• Тлеющего Сектора 12 с Древодомом, дымящего и сыпящего прахом сгоревшего леса и погибших жителей.

⼀ Мотив:

• Ада: Преисподней, Шеола, Обливиона, мира мёртвых, потустороннего мира теней, мира падших ангельских и человеческих духов, – противоположности Рая, Царства Небесного, Неба, Небес.

• Представителей Ада: с неба падших ангелов и грехопадших людей.

• Адских страданий.

• Страданий Христовых с сошествием Своим духом во Ад после крестной смерти, когда Его тело оставалось во гробе. "Что же означает сказанное «Он вознёсся», как не то, что Он также и нисходил в преисподние места земли."82

"Таким Он и духам в темнице, сойдя, проповедал"83

"Как Иона пробыл в утробе огромной рыбы три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце {глубине, могиле, недрах} земли три дня и три ночи."84

"По любви и милосердию Бога нашего Восходящее Светило посетит нас свыше, чтобы просветить живущих во тьме и тени смертной и направить нас на путь мира»."85

"Народ, живущий во тьме, увидел великий свет, и на живущих в стране смертной тени воссиял свет»."86

• Врат Ада из соответствующего провозглашения Христова, противопоставляющего Церковь и Царство Небесное относительно Ада. "Я говорю тебе также, что ты – Пётр (что значит «Камень»), и на камне этом Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют её. Я дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах."87

• Нацистских крематориев с газовыми печами холокоста/всесожжения Божьего Народа, из труб которых схоже снегу выпадал прах.

**Ад

**Крематорий

2. Джейк

1. Сны

Джейку снятся сны, оказывающиеся вещими, предвосхищая будущий космический перелёт в новую землю, и полёты там в небе. Джейк: "Когда я тут лежал в госпитале ветеранов, с большой дырой, проделанной посреди моей жизни, у меня начались эдакие сны о полётах."88 "Однако рано или поздно тебе всегда приходится просыпаться."89

‼ В сносках к цитатам, взятых из видео, указанное время субтитров может не совпадать с другими изданиями.

⼀ В кинофильме, Джейк говорит о полётах во сне, когда показывается полёт над лесом. Чем подразумевается, что, ему снится полёт над лесом Пандоры.

⼀ Мотив:

• Пророческих видений и снов о будущем, посылаемых Богом своим патриархам и пророкам.

• Сна Патриарха Иакова/Джейка-Израиля, в котором он увидел лестницу на Небо, и Бога, обетовавшего ему Священную/Святую Землю Обетованную/Заповедную. "И увидел Иаков во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх её касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. И вот, Господь (Бог, Бог Сын) стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака. Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему"90


"я тут лежал в госпитале ветеранов, с большой дырой, проделанной посреди моей жизни"

⼀ Аналог выражения страдающим Джейком о последующей его душевно-плотяной ране: "Даже при победе, ранения пронзаются прямо до самой души".

⼀ Мотив страданий/страстей Христовых. "С тех пор Иисус стал открыто говорить Своим ученикам, что Он должен пойти в Иерусалим и претерпеть там много страданий от рук старейшин, главных священников и книжников. Он также объяснил им, что там Его убьют, но на третий день после этого Он воскреснет (пробуждения Джейка; его оживления после: клинической смерти, переноса духа в аватарное тело, отравления)."91

**Раны


"большой дырой"

*Ад


"дырой"

⼀ Аналог:

• Кровоточащей раны груди Джейка, которую Мо'ат проткнула шипом священного терновника для дегустации его крови.

• Кровоточащего ранения груди Джейка ножом Тсу'тея, пытавшегося совершить казнь.

• Кровоточащей раны руки аватарного Джейка от терновника с шипами, полученной на могиле его умершего человеческого тела, с характерным комментарием: "ранения пронзаются".

• Кровоточащей раны руки аватарного Джейка от "пронзания" кинжалом на священном ритуале Первая Кровь.

⼀ Мотив кровопролитных Христовых ран от надругательств, побоев палками, шипов тернового венца, казни гвоздями с копьём. "у Него на руках … (сквозные) раны от гвоздей, и … на боку (от копья)"92

"один из воинов пронзил копьём бок Иисуса, и сразу же из раны истекла кровь"93

О ранах распятия было характерное пророчество. "Окружили меня псы, скопище злых ходит вокруг меня, пронзили руки мои и ноги мои."94

**Ранения


"рано или поздно … приходится просыпаться"

⼀ В контексте подразумевается: очнутся, опомнится, одуматься, прийти в себя, покаяться.

⼀ Мотив:

• Покаяния/исправления Избранного Божьего Народа Иакова/Джейка-Израиля.

• Покаяния Дисмаса: правого благоразумного разбойника, каявшегося – исправлявшегося, распятого на кресте справа от Христа. Умершего от удушья после перебития ему ног. Первого из людей попавшего со Христом в Рай. "Рядом с Иисусом распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону от Него."95

На страницу:
4 из 7