Полная версия
«Герой нашего времени»: не роман, а цикл
14
Владимирская Н. М. Пространственно-временные связи в сюжете романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // М. Ю. Лермонтов: проблемы типологии и истории. Сборник научных трудов. – Рязань, 1980. С. 48.
15
Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман ХХ века – Л.: изд-во ЛГУ, 1982. С. 34.
16
Кошелев В. А. Историческая мифология России в творчестве Лермонтова // М. Ю. Лермонтов: Историческая мифология. Исследования и материалы. – Великий Новгород – Тверь: изд-во Марины Батасовой, 2014. С. 311.
17
Черная Т. К. Три основополагающие художественные концепции у истоков русской классической литературы // Вестник Ставропольского гос. ун-та. Филологические науки. 2004. № 39. С. 117.
18
Журавлева А. И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. С. 198—199.
19
Эйхенбаум Б. М. Лермонтов как историко-литературная проблема // М. Ю. Лермонтов: pro et contra.Т. 2. Спб., 2014. С. 505.
20
Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии: Сб. статей. – Л.: ИХЛ, 1986. С. 318.
21
А. Ю. Сорочан приводит данные, что в десятилетие 1831—1839 годов (а это десятилетие творческой активности Лермонтова) вышло более 300 только исторических романов. См.: Сорочан А. Ю. Формы репрезентации истории в русской литературе XIX века – Тверь, изд-во Марины Батасовой, 2015. С. 5.
22
Фролова О. Е. Предвиденное и непредвиденное в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Русская речь. 2002. № 2. С. 10.
23
Мильдон В. И. Идея романа-цикла в «Повестях Белкина» // Болдинские чтения – Нижний Новгород: изд-во Вектор-ТиС, 2003. С. 85.
24
Григорьян К. Н. Лермонтов и его роман «Герой нашего времени» – Л.: Наука, 1975. С. 193.
25
Томашевский Б. Проза Лермонтова и западно-европейская литературная традиция. – С. 507.
26
Фохт У. Р. Лермонтов: Логика творчества. – М.: Наука, 1975. С. 162.
27
Фохт У. История души человеческой (Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова) // Вершины: Книга о выдающихся произведениях русской литературы – М.: Дет. лит., 1978. С. 338.
28
Хайнади Золтан. Фрагментарная целостность. Роман «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова // Вестник Волгоградского гос. ун-та. Сер. 8. Литературоведение. 2018. № 1 (17).
29
Захаров В. Н. «Смелость изобретения» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // https://cyberleninka.ru – С. 5.
30
Еремеев А. Э. «Романная повесть» как жанровое явление в русской прозе первой трети ХIХ века («Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова и «Записки одного молодого человека» А. И. Герцена) // https://cyberleninka.ru 2016. C. 2.
31
Будагов Р. А. О стилистических ресурсах М. Ю. Лермонтова в «Герое нашего времени» (К 145-летию первой публикации романа) // Филологические науки. 1985. № 1. С. 9.
32
Турбин В. Н. Восприятие и интерпретация Лермонтовым жанровой структуры романа Пушкина «Евгений Онегин» // Вестник Московского ун-та. Филология. 1989. № 5. С. 18.
33
Михайлов А. В. Обратный перевод. – М.: Языки русской культуры, 2000. С. 304.
34
Алпатова Т. А. «История души человеческой» в зеркале повествования. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и традиции прозы Н. М. Карамзина // Литература в школе. 2008. № 1. С. 8.
35
Сливицкая О. В. «Идеальная встреча»: Лермонтов и Толстой // Русская литература. 2011. № 3. С. 214.
36
Лермонтов М. Ю. Сочинения в двух томах. Т. 2. – М.: Правда, 1990. С. 634.
37
Зайцев К. И. О «Герое нашего времени» // Фаталист: Зарубежная Россия и Лермонтов – М.: Русский мир, 1999. С. 110.
38
Недзвецкий В. А. «Герой нашего времени»: становление жанра и смысла // Известия РАН. Сер. лит. и яз. 1997. Т. 56. № 4. С. 3.
39
Михайлова Е. Проза Лермонтова. – С. 204.
40
Щеблыкин И. П. Лермонтов. Жизнь и творчество. – Саратов: Приволжское кн. изд-во, 1990. С. 194.
41
Подробнее см. Никишов Юрий. Непонятый «Евгений Онегин». – СПб.: СУПЕР Изд-во, 2022; он же. Пушкин и Грибоедов. – ЛитРес, https://www.litres.ru/uriy-mihaylovich-nikishov/ pushkin-i-griboedov/, 2022.
42
См.: Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. – С. 295.
43
См.: Удодов Б. Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – С. 27.
44
Андроников Ираклий. Лермонтов в Грузии в 1837 году – М.: Сов. писатель, 1955. С. 119—120.
45
Героиню «Тамани» М. Вайскопф называет «полудемоническая, но притягательная контрабандистка». («Влюбленный демиург. Метафизика и эротика русского романтизма». – М.: Новое литературное обозрение. 2012. С. 249).
46
См.: Герштейн Э. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. – С. 7.
47
Удодов Б. Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – С. 27.
48
Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. – С. 249, сноска.
49
Жолковский А. К. Блуждающие сны и другие работы – М.: Наука, 1994. С. 280.
50
Западов А. В глубине строки: О мастерстве читателя – М.: Сов. писатель, 1972. С. 145.
51
См.: Андреев-Кривич С. А. Всеведенье поэта. – М.: Сов. Россия, 1973. С. 162.
52
См.: Удодов Б. Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – С. 26.
53
Ломунов К. Михаил Юрьевич Лермонтов. – С. 108.
54
Набоков В. В. Предисловие к «Герою нашего времени» // М. Ю. Лермонтов: pro et contra. Личность и творчество Михаила Лермонтова в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. – Изд-во Русского Христианского гуманитарного ин-та. СПб., 2002. С. 866.
55
Эйхенбаум Б. О прозе. О поэзии. – С. 294.
56
Гинзбург Л. Творческий путь Лермонтова – Л.: ГИХЛ, 1940. С. 165, 166.
57
Серман Илья. Михаил Лермонтов. Жизнь в литературе. – М.: РГГУ, 2003. С. 228.
58
Федоров Ф. П. «Повести Белкина» как структура // Вестник Псковского гос. ун-та. Серия «Социально-гуманитарные науки». 2015. Выпуск 1. С. 69.
59
Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей. – М.: Республика, 1994. С. 101.
60
Марченко Алла. Род литературного дагерротипа // Литературная учеба. 1989. № 2. С. 139.
61
Усок И. О романе «Герой нашего времени» // Литература в школе. 1974. № 5. С. 4.
62
Фохт У. Р. Лермонтов: Логика творчества. – С. 163—164.
63
Юхнова И. С. Образ странствующего офицера в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Вестник Нижегородского ун-та им. Н. И. Лобачевского. 2009. № 1. С. 282.
64
Щипицына И. В. Межличностное взаимодействие автора, читателя и персонажей в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // https://cyberleninka.ru – С. 2.
65
Об исчезновении порой расстояния между автором и повествователями см.: Магаротто Л. Автор, повествователь и читатель в «Герое нашего времени» // Язык как творчество. – М.: ИРЯ РАН, 1996. С. 227—228.
66
Томашевский Б. Проза Лермонтова и западно-европейская литературная традиция. – С. 514.
67
Кошелев В. А. Историческая мифология России в творчестве Лермонтова. – С. 310.
68
Магаротто Л. Автор, повествователь и читатель в «Герое нашего времени». – С. 233.
69
Шестов Л. Из книги «Достоевский и Ницше. (Философия трагедии)» // М. Ю Лермонтов: pro et contra. Cпб., 2014. Т. 2. С. 393.
70
Черная Т. К. Три основополагающие художественные концепции у истоков русской классической литературы. – С. 115-116.
71
Герштейн Э. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. – С. 5.
72
Ломунов К. Михаил Юрьевич Лермонтов. – С. 105.
73
Удодов Б. Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – С. 139.
74
Коровин В. И. Творческий путь М. Ю. Лермонтова. – С. 223.
75
Тамарченко Д. Е. Из истории русского классического романа. – С. 81.
76
Виноградов В. В. Стиль прозы Лермонтова // Виноградов В. В. Язык и стиль русских писателей. От Карамзина до Гоголя. – М.: Наука, 1990. С. 220.
77
Зайцева И. А. Особенности художественного психологизма в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Филологические науки. 1982. № 2. С. 51—52.
78
Фоменко И. В. Практическая поэтика / Учебное пособие. – М.: Издат. центр «Академия», 2006. С. 130.
79
Фоменко И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. – Тверь: Твер. гос. ун-т, 1992. С. 12.
80
Фоменко И. В. Практическая поэтика. – С. 85.
81
Фоменко И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. – С. 90.
82
Фоменко И. В. Практическая поэтика. – С. 128.
83
Фоменко И. В. О поэтике лирического цикла. – С. 19.
84
Фоменко И. В. Лирический цикл: становление жанра, поэтика. – С. 90.
85
Фоменко И. В. О поэтике лирического цикла. – С. 70.
86
Набоков В. В. Предисловие к «Герою нашего времени» // М. Ю Лермонтов: pro et contra. – С. 873.
87
Фоменко И. В. О поэтике лирического цикла: Учебное пособие. – Калинин: Калининский гос. ун-т, 1984. С. 4.
88
Удодов Б. Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – С. 34.
89
Соловьев Вл. С. Лермонтов // М. Ю. Лермонтов: pro et contra. Т. 2. С. 331.
90
Еремеев А. Э. Новые подходы к осмыслению поэтических закономерностей взаимодействия поэзии и прозы в русской литературе первой трети XIX века // https://cyberleninka.ru – 2010. С. 4.
91
Альбеткова Р. И. Художественное время и художественное пространство в романе Лермонтова «Герой нашего времени» // Русская словесность. 1999. № 3. С. 42.
92
Кормилов С. И. Роман о преходящем и вечном. Социально-историческое и общечеловеческое в «Герое нашего времени». Статья первая // Вестник Московского ун-та. Сер. 9. Филология. 2014. № 5. С. 7.
93
См.: Удодов Б. Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – С. 30.
94
Ломунов К. Михаил Юрьевич Лермонтов. – С. 106.
95
Усок И. Е. «Герой нашего времени» // М. Ю. Лермонтов в школе / Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1976. С. 122—123.
96
Гинзбург Л. Творческий путь Лермонтова. – С. 164.
97
Кривонос В. Ш. «Тамань» Лермонтова: пространство, персонажи, сюжет // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Филология. Журналистика. 2019. Т. 19. Вып. 1. С. 41.
98
Герштейн Э. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. – С. 92.
99
Гинзбург Л. Творческий путь Лермонтова. – С. 162).
100
Андреевский С. А. Лермонтов // М. Ю. Лермонтов: pro et contra. – С. 298.
101
Недзвецкий В. А. «Герой нашего времени»: становление жанра и смысла. – С. 5.
102
Владимирская Н. М. Пространственно-временные связи в сюжете романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – С. 50.
103
Черная Т. К. Три основополагающие художественные концепции у истоков русской классической литературы. – С. 116.
104
Кормилов С. И. Роман о преходящем и вечном. Статья первая. – С. 28-29.
105
Манкиева Э. Х. Русская «кавказоведческая» проза XIX в.: гендерный дискурс // https://cyberleninka.ru – 2018. С. 5.
106
Шкловский В. Конвенция времени // Вопросы литературы. 1969. № 3. С. 121.
107
См. об этом: Мануйлов В. А. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»: Комментарий. – М.; Л.: Просвещение, 1966. С. 38; Удодов Б. Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – С. 145—148.
108
Альбеткова Р. Н. Художественное время и художественное пространство в романе Лермонтова «Герой нашего времени». – С. 43.
109
Михайлова Е. «Тамань» // Литературная учеба. 1941. № 7—8. С. 4.
110
Владимирская Н. М. Пространственно-временные связи в сюжете романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – С. 50—51.
111
Алпатова Т. А. «История души человеческой» в зеркале повествования. – С. 7.
112
Кормилов С. И. Роман о преходящем и вечном. Статья первая. – С. 12.
113
Сливицкая О. В. «Идеальная встреча: Лермонтов и Толстой. – 44.
114
Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы – М.: Просвещение, 1988. С. 78.
115
Удодов Б. Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – С. 151.
116
Юхнова И. С. Структура портретных описаний в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Филология. 2014. № 5. С. 151.
117
Фохт У. История души человеческой. – С. 339.
118
Левин В. И. «Фаталист». Эпилог или приложение? // Искусство слова – М.: Наука, 1973. С. 161.
119
Котельников В. А. Сюжет с княжной Мери и традиция литературного либертинизма // Русская литература. 2014. № 3. С. 31.
120
Копытцева Н. М. Проблема сюжета в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Филологические науки. 1985. № 4. С.21.
121
Михайлова Е. Проза Лермонтова. – С. 210-211.
122
Усок И. О романе «Герой нашего времени» // Литература в школе. 1974. № 5. С. 4.
123
Удодов Б. Т. Роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». – С. 145.
124
Айхенвальд Ю. И. Памяти Лермонтова // М. Ю. Лермонтов: pro et contra. – С. 449.
125
Серман Илья. Михаил Лермонтов. – С. 218.
126
Логунова Н. А. Типология воинской личности в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // https://cyberleninka.ru – 2013. С. 2.
127
Соснина Е. Л. Лермонтовский текст в контексте диалога культур // https://cyberleninka.ru – 2017. C. 2.
128
Кормилов С. И. О своеобразии социально-исторического аспекта в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова // М. Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания. – Ставрополь: изд-во СГУ, 1996. С. 3.
129
Клюева В. Н. О языке романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Русский язык в школе. 1962. № 2. С. 37.
130
Марченко Алла. Род литературного дагерротипа. – С. 131.
131
Маслов М. Персонажи говорят своим языком. – С. 67.
132
Лихачев Д. С. Поэтика древнерусской литературы. – М.: Наука, 1979. С. 473.
133
Набоков В. В. Предисловие к «Герою нашего времени» // М. Ю. Лермонтов: Pro et contra. С. 865.
134
Кормилов С. И. О своеобразии социально-исторического аспекта в «Герое нашего времени» М. Ю. Лермонтова. – С. 3.
135
Кормилов С. И. Роман о преходящем и вечном. Статья первая. – С. 13.
136
Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы. – С. 67.
137
Сацюк И. Г. «Странники» в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // Литература в школе. 1986. № 1. С. 64.
138
Манаенкова Е. Ф. Мотив дороги в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» // М. Ю. Лермонтов. Проблемы изучения и преподавания – Ставрополь: изд-во СГУ, 1997. С. 162.
139
«“Бэла” и “Максим Максимыч” являются скорее своеобразной экспозицией характера главного героя» (Михайлова Е. Проза Лермонтова. – С. 213, сноска).
140
Михайлова Е. Там же. С. 284.
141
Мочульский К. Лермонтов: Из книги «Великие русские писатели XIX века» // Фаталист. – С. 107.
142
Оловянникова М. В. Маргарита и Бэла. Елена и Вера. (Роль женских образов в истории героя // https://cyberleninka.ru – 2008. С. 4.
143
Андреев-Кривич С. «Герой нашего времени» // Литературная учеба. 1939. № 10. С. 11.
144
Фохт У. История души человеческой. – С. 338.
145
Манкиева Э. Х. Русская «кавказоведческая проза XIX в.: гендерный дискурс // https://cyberleninka.ru – 2018. С. 4.
146
Влащенко В. И. Печорин и Максим Максимыч. – С. 15.
147
Шестов Л. Из книги «Достоевский и Ницше (Философия трагедии)» // М. Ю. Лермонтов: pro et contra. – Т. 2. С. 390.
148
Турбин В. И. «Ситуация двуязычия» в творчестве Пушкина и Лермонтова // Лермонтовский сборник. – Л.: Наука. 1985. С. 101.
149
Соснина Е. Л. Лермонтовский текст в контексте диалога культур. – С. 2.
150
Герштейн Э. «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова. – С. 58.
151
Оловянникова М. В. Маргарита и Бэла. Елена и Вера (Роль женских образов в истории героя) – С. 2.
152
Красикова Е. В. Концепт судьба в космологии М. Ю. Лермонтова. – С. 110.
153
Янченко Е. Е. Примиряющая любовь в творчестве Лермонтова // https://cyberleninka.ru 2005. C. 9.
154
Манкиева Э. Х. От “femina incognita” к гендерной идентичности: образ горянки в произведениях русских писателей // https://cyberleninka.ru – 2018. C. 4.
155
Манкиева Э. Х. Русская «кавказоведческая» проза XIX в.: гендерный дискурс. – С. 5.
156
Виноградов И. По живому следу. Духовные искания русской классики: Литературно-критические статьи. – М.: Сов. писатель, 1987. С. 21.
157
Раскольников Ф. Статьи о русской литературе. – М.: Вагриус., 2002. С. 169.
158
Западов А. В глубине строки. – С. 142.
159
Тамарченко Д. Е. Из истории русского классического романа. – С.84.