bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 4

Развитие наук, вызванное открытием неевклидовых геометрий, аксиоматическая концепция Гилберта привели к тому, что соответствие геометрических аксиом реальному миру стали считать пережитками платонизма. Вначале геометрия стремилась к описанию того единственного пространства, которое нас окружает. Термин «пространство» в XX веке «уже прочно воспринимается как родовой, и целые разделы математики посвящаются главным образом изучению «природы» многообразных «пространств»»89. Реальное пространство для науки «умерло».

С точки зрения античности все тела стремятся к своим «естественным» местам и совершают «естественные» для них движения (например, легкое естественным образом стремится вверх и т. д.). Место обладает некоей силой, обуславливающей движение относительно места. Само же место неподвижно и может быть оставлено телом, так что всякое тело, если ему не препятствовать, движется к своему естественному месту, в котором тело покоится; поэтому вселенная включает в себя целую систему естественных мест.

«Не пространство и измерения создают время, а измерения и пространство истекают из времени»90. Энергия потока времени влияет на пространство двояко: «изменение состояния и свойств вещества может происходить не только со временем, но и под действием времени на него. Первое обстоятельство соответствует законам, действующим в пассивном геометрическом времени, а второе – обусловлено активными, физическими его свойствами. Из-за взаимодействий с происходящими в Природе процессами должны меняться активные свойства времени, а это, в свою очередь, будет влиять на ход процессов и на свойства вещества»91.

Поскольку время является энергией, обладающей упорядочивающей активностью, то и его производное – пространство, также, являясь формой существования энергии, обладает имманентной силой. «Кроме возможности быть заполненным, пространство не имеет никакого другого свойства»92, иначе говоря, энергия пространства, проявляясь в определенном месте пространства, стремится заполниться телом, естественно соответствующим этому месту.

Реализуя личные желания, создавая время (искажая естественный поток времени), человек искажает не только естественный поток событий своей жизни, но и пространство, то есть оказывается в месте, которое не является естественным для него, не на своем месте. «Желая и действуя в направлении наших желаний, мы одновременно создаем и пространство, и время; мы живем, и мир или то, что мы называем этим именем, создается перед нашими глазами… Будущее есть то, к чему мы идем, а не то, что идет к нам»93.

Создание своего времени и пространства, своей виртуальной реальности, ведет к нарушению порядка и росту энтропии: «процессы, вызывающие рост энтропии, излучают время»94. Естественное время обладает максимальной плотностью, искажение естественного времени ослабляет плотность временного потока, что влияет на пространство и вещество. «Вещество может быть детектором, обнаруживающим изменения плотности времени. В пространстве плотность времени не равномерна, а зависит от места, где происходят процессы. Следует ожидать, что некоторые процессы ослабляют плотность времени и его поглощают, другие же наоборот – увеличивают его плотность и, следовательно, излучают время»95.

Поток времени генерирует пространство, в котором физические вещи и события имеют место и случаются. Цель универсума формирует определенные процессы, необходимые для её реализации. Выбранные, экстрагированные процессы – это со-держание, то есть совместное держание каких–то аспектов реальности. Содержание – определяющая сторона целого, совокупность его частей; форма – способ существования и выражения со-держания. «Форма пропорциональна идее»96. Форма – это то, что со-держит; это такое со-пряжение или напряжение, которое может держать. То, что содержится, то и будет со-держанием. Назначение формы – это утверждение отдельности, и если в феноменальном мире всякое проявление неразрывно связано с формой, его утверждающей, то в мире Духа форма есть самая сущность бытия. «Окончательной основой всего сущего является идеальный принцип формы»97.

Со-держание в свою очередь характеризуется определенной функцией. Слово «функция» – лат. function означает «отправление, деятельность», то есть функция – это проявление содержания в пространственно-временном континууме. Только на этом уровне начинается то, что называется «деятельность». Действуя в материальном мире через функцию, со-держание вступает в отношения с другими со-держаниями.

Форма – идея структуры; то, что идет из потенциальности в актуальность; возможность или априорность структуры. Наличие формы – условие возникновения структуры. Структура – воплощение формы в пространстве, характеризующая меру порядка в системе. Структура (от лат. structura – строение, расположение, порядок) – совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, то есть сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях.

Структура и функция – это единое неразделимое целое, подобно корпускуле и волне в корпускулярно-волновой теории: либо мы взвешиваем корпускулу (говорим о структуре), либо измеряем длину волны (говорим о функциях). Само разделение единого целого на структуру и функцию вызвано не реальностью, а априорным свойством человеческого мышления. Функции – «связанное» в структуре со-держание, структура же есть способ «действия» функции.

Отношение – следствие взаимодействия функций. Отношение проявляет свойства со-держания, которые определяются только в процессе взаимодействия различных функций. Отношение – категория временная, отражение отношения в пространственном континууме – связь.

Связь – это взаимообусловленность существования явлений, разделенных в пространстве и во времени. Сущностью связи является перенос вещества, энергии или информации в пространстве совместно с отношением. Связь отражает отношение взаимной зависимости, обусловленности, общности между чем-либо в сфере пространства.

Чем выше плотность временного потока, тем сильнее акцентируется функция, тем меньше роль структуры, тем меньше плотность пространства, и наоборот, чем меньше плотность временного потока, тем слабее процессуальная составляющая и увеличивается роль статической: информация из свободной формы превращается в связанную форму, структурируется.

Вещество, вышедшее из источника, находится в постоянном взаимодействии с источником, а через него и с каждым веществом и явлением видимого и невидимого миров. «Взаимодействие – вот первое, что выступает перед нами, когда мы рассматриваем движущуюся материю…»98. Это взаимодействие отражает процессы воздействия различных объектов друг на друга, их взаимную обусловленность, изменение состояния, а целью всех взаимодействий является состояние равновесия.

Итак, взаимоотношения правителя с силами пространства должны строиться по аналогии его взаимоотношений с силами потока времени. Для того, чтобы он не оказался в антагонизме с этими силами, правитель должен взаимодействовать с их источником, сохраняя истинные форму и содержание.

Как этого достичь? Восприятие пространства происходит с помощью чувств и разума99. «Способность (восприимчивость) получать представления тем способом, каким предметы воздействуют на нас, называется чувственностью. Следовательно, посредством чувственности предметы нам даются, и только она доставляет нам созерцания; мыслятся же предметы рассудком, и из рассудка возникают понятия»100. Способности чувственности и рассудка, то есть способность воспринимать, принимать впечатления, созерцать предмет и способность мыслить его, существуют лишь в неразрывном взаимодействии.

Итак, материя воспринимается нами с помощью наших органов чувств. Самое плотное состояние материи – вещество, это тяжкое бремя, искушающее и приводящее к распрям. «Смерть – все, что мы видим, когда бодрствуем, а все, что мы видим, когда спим, есть сон»101. Материя иллюзорна по своей природе, потому правитель, опирающийся на вещи и явления материального мира, уподобляется актеру, творящему иллюзии, он не способен править.

Стабильность и устойчивость результатов человеческого мышления определяется его формами: если изменить пространство или историческую эпоху человек с неизбежностью будет и думать иначе. Несмотря на то, что мысли и принципы более устойчивы, чем вещество и поле, они все же не являются истинными, поэтому правитель, опирающийся на собственное знание в правлении, уподобляется лягушке, обладающей «болотным» мышлением и отказывающаяся верить в существование океана. Правитель, опирающийся на свои знания – не способен править.

Само правление возможно лишь в том случае, если правитель опирается на трансцендентное, то, что невидимо, но что является источником жизни всего видимого. Для того, чтобы невидимое стало видимым, правитель должен стать подобным трансцендентному.

Трансцендентность (лат. transcendens – выходящий за пределы) – то, что принципиально недоступно опытному познанию. Слово «трансцендентное» состоит из двух понятий «транс» и «тенденция». Слово «транс» имеет два основных значения: а) от лат. trans – о сквозь, через, за, за пределами; б) франц. transe, от transir – оцепенеть, своеобразное изменение сознания. Слово «тенденция» (лат. tendentia – направленность, лат. tendo – направляю, стремлюсь) означает направленье, стремленье, тягота к чему; сравнительно устойчивое направление развития определенного явления, процесса или идеи. Обобщая, можно определить трансцендентность правителя выходом «за пределы своих стремлений»102. Схожий смысл зашифрован в слове «волхв» – «ховающий свою волю» во имя слияния с естественным. Тогда совершенный правитель станет над иллюзиями материального мира и ограниченностью интеллектуального знания.

Правитель, исчерпавший тягу к самоутверждению, не имеющий личных целей, не создает время и пространство, не творит иллюзий и миражей, не вступает в противоборство с естественными силами, потому занимает свое естественное место в этом мире и потому способствует тому, чтобы все люди и вещи были на своих местах, поддерживая естественный порядок с помощью тактики. Это путь правителя.

1.4. Естественность силы

«Сначала победи, потом сражайся»

«Хагакурэ»

Сила – сущность величины вашего отождествления с энергией Вселенной. Правитель тогда могуч неодолимо, когда он замкнут, высшая степень замкнутости – это слияние с мирозданием. Слияние происходит через растворение, потому путь к истинной силе лежит через самоотрицание.

Как только правитель сливается с мирозданием, он лишается своих личных целей, незаинтересованность в результате ведет к отрешенности103. Отрешенность лишает смысла необходимость соперничества, отказавшись от соперничества, правитель перестает совершать усилия, перестав совершать усилия, он становится проводником сил мироздания. И лишь в этом случае правитель способен выполнять свои функции.

Личные цели провоцируют усилия, усилие под собственные задачи ограничено силой самого человека. «Каждый стоит столько, сколько стоит то, о чем он хлопочет» (Марк Аврелий). Чистая энергия не может совершать усилия, потому её основная характеристика – невидимость. Сила только тогда является силой, когда ее никто не видит, но от этого ее воздействие еще сильнее.

Чтобы обрести силу, вы должны верить в нее. Вера означает не твердую слепую убежденность в чем-то (это фанатизм), а ясное понимание источника. «Сила, которая содержится в нас, это не наша сила, а энергия Вселенной, которая поддерживает наше тело»104. Это понимание позволяет отличать истинную силу от фиктивной.

Правитель, достигший источника и понимания основных принципов мироздания, слился с ним и, соответственно, обладает максимальной силой. Поэтому сильный всегда прав. «Сила – мудрое употребление воли, заставляющей саму фатальность служить исполнению желаний мудреца»105.

Духовная мощь, обретенная с помощью веры и познания, проецируется на разум и тело человека. Аналог Духовной силы в мышлении – отсутствие концепций, то есть безконцептуальное мышление, поскольку каждая концепция ограничивает. Люди часто предпочитают идеи, с помощью которых ограничивают себя, само стремление к ограничению обусловлено стремление к безопасности и выживанию, которые рождаются из ощущения собственной самости, отдельности от бытия. «Мы избегаем смерть в отношении вечности сохранением навсегда в памяти личной идентичности среди преобразований существования»106. И чем меньше человек ощущает свою причастность Бытию, тем сильнее его инстинкт самосохранения, тем больше потребность в защитных механизмах, тем сильнее тяга к ограниченному мышлению.

Мышление – это коренная причина наших дуалистических привязанностей и беспокоящих эмоций. Освобождение – уход от концептуального мышления, разрушение фиксации на заблуждении. Освобожденный ум – это ум, вернувший свою естественную текучесть. «Где бы и на чем бы он не «останавливался», это является признаком того, что им движет что-то внешнее, что он заблуждается… Когда разум останавливается на каждом объекте, который перед ним предстает, его волнуют всякого рода мысли и чувства. «Остановка» неизбежно ведет к движению, то есть, к нарушению покоя»107.

Знание тогда сила, когда дает свободу, вынуждая признать необходимость и неизбежность. Так же как максимальная Духовная сила приобретается через самоотрицание, так же и максимальная ментальная сила и ясность приобретается через отрицание ума, восстанавливающего его естественную природу.

Мысль Платона о том, что добрая Душа благотворно влияет на тело, созвучна замечанию Демокрита: «Людям следует больше заботиться о своей Душе, чем о теле, ибо совершенство Души исправляет недостатки тела, телесная же сила без рассудка нисколько не улучшает Душу»108. Телесная сила никогда и не сможет улучшить Душу. «Иисус сказал: если плоть произошла ради Духа, это – чудо. Если же Дух ради тела, это – чудо из чудес»109.

Аналог Духовной силы в теле – «прозрачность» или невидимость. Прозрачность – предельная расслабленность и пустота в сочетании с текучестью, жесткой целостностью и предельной энергетической полнотой. Слабость, борьба за выживание создают постоянные напряжения в нашем теле. Эти напряжения образуют препятствия как для движения крови, лимфы, желчи и других соков человеческого тела, так и препятствуют течению энергии. Если же энергия, кровь и другие соки человека при своем движении не встречают препятствия в физическом теле, человек «теряет» ощущение собственного тела.

Человек не может накопить энергию как таковую: каждый из нас – поток, поэтому все, на что человек способен – повысить плотность того интегрального потока энергии, которым является наша энергетическая структура. При повышении плотности энергетического потока пропадает ощущение физического тела, при повышенной плотности ментального тела пропадает ощущения физического и энергетического тела, при повышенной плотности Духовной силы, все нижележащие тела «пропадают». Правитель – это невидимка, если же он становится где-то видимым, то это означает, что в каком-то из тел возникло столкновение, вызванное напряжением, рожденным потерей состояния слияния с естественностью, Бытием, реальностью.

Итак, подобно тому, как Духовная сила достигается через самоотречение, ментальная сила через отрицание ума, так и физическое тело достигает максимальной силы через принятие смерти.

«Путь самурая – это стремление к смерти. Десять врагов не совладают с одержимым человеком… Воинская доблесть требует быть одержимым… Здравый смысл никогда не совершит ничего подобного. Нужно стать безумным и одержимым. Ведь если на Пути Самурая ты будешь благоразумным, ты быстро отстанешь от других. Но на Пути не нужно ни преданности, ни почитания, а нужна только одержимость. Преданность и почитание придут вместе с ней… Молодые люди должны настойчиво трудиться и воспитывать в себе смелость. Этого можно достичь, если стремиться к смелости всей Душой. Когда твой меч сломан, ты одолеешь противника голыми руками, если твои руки будут отрублены, ты прижмешь его к земле плечами. Если твои плечи тоже отрублены, ты зубами прогрызешь шею 10 или 15 врагам. Вот что такое смелость»110.

Настоящая сила обладает качествами естественности – гармонией и покоем, потому она не проявляет себя вовне. Физиологический недостаток агрессора – патологическая слабость задерживающих центров. «Победа над собой – это преодоление собственного тела»111. Развитый механизм торможения, блокирует выброс энергии через торможение активных дуг коры головного мозга, удерживая энергию в источнике. Причем торможению физической активности соответствует аналогичный процесс в Душе – терпение. Торможением и терпением достигается состояние внутренней неподвижности, а «эта способность не отвечать может остановить даже руку убийцы и прыжок змеи»112.

Ноуменальная сила – искра человеческого Духа есть бесконечный запас энергии вообще, но могущая проявлять во вне в единицу времени лишь конечную ее долю, величина которой и характеризует качества правителя.

Даосское «Наставление об энергии»:

Сдерживаясь в словах, можно взрастить внутреннюю энергию.

Умеряя желания, можно взрастить энергию семени.

Будучи скромным в еде, можно взрастить чистую энергию.

Управляя токами крови, можно взрастить энергию внутренностей.

Укрощая гнев, можно взрастить энергию печени.

Не предаваясь чревоугодию, можно взрастить энергию желудка.

Творя утробное дыхание, можно взрастить энергию легких.

Не обременяя себя думанием, можно взрастить энергию сердца.

Не теряя семени, можно взрастить энергию почек.

Сохраняя вечно бдительность, можно взрастить энергию Духа.

Сила только тогда сила, когда о ней никто не знает. Сила таинственна, потому что скрыта от тех, кто не достиг соответствующей степени отождествления с реальностью. «Сила, подобно разуму может развиваться беспредельно»113.

Тот, кто действительно готов, кажется неготовым ни к чему. «Созерцать неизбежность смерти следует ежедневно. Не нужно быть все время на стороже. Нужно считать, что ты уже мертв»114. Сила имеет тенденцию к проявлению лишь в том случае, когда это действительно необходимо, потому отвечает на нападение, но не на вызов: волк не считает лай нападением. Сильный человек спокойно преодолевает препятствия независимо от того, предвидел он их или нет. Обстоятельства не разбивают его намерение.

Если намерения и мысли тверды, сердце обретает покой. Когда в сердце обретен покой, поступки безошибочны. Если в человеке знание и жизненная сила находятся в разладе, в его сердце могут проникать зло и нечестивые помыслы. Тогда разные уловки могут соблазнить его, рождается страх. Источник страха – непонимание истоков Бытия, что мешает ясно видеть какая сила что из себя представляет. «Если ты боишься пасть от стрелы противника, тем самым ты лишаешься божественной защиты»115. Спартанцы говорили: «Доспехи принадлежат трусам».

Итак, высшая степень силы или степень самоотрицания – смерть, ведущая к возрождению. Человек постольку смертен, поскольку Дух его занят суетой преходящего; он постольку бессмертен, поскольку его Дух удостоился лицезрения Вечности. «Тот, кто цепляется за жизнь, тот, кто стремится сохранить ее, тот ее потеряет; а тот, кто готов ее отдать, сохранит ее»116.

Распространение силы повинуется Духу. Сила проявляется благодаря Духу, вот почему сила есть слуга Духа. Реальная власть категория не внешняя, а внутренняя: она не дается, а берется. Лишь открыв для себя реальный закон, получишь непобедимую силу действия и управления. Сила – сущность величины вашего отождествления с энергией Вселенной, что достигается воздержанием от всего телесного и личного. У толпы нет знания истины, но она обладает способностью чувствовать силу. «Массы уважают только силу, и доброта их мало трогает, так как они смотрят на нее как на одну из форм слабости. Тип героя, дорогого сердцу толпы, всегда будет напоминать Цезаря, шлем которого прельщает толпу, власть внушает ей уважение, а меч заставляет бояться»117.

Если не уметь определить соотношение сил, нельзя понять, кто силен, а кто слаб, что важно, а что нет. Кто не может понять силы в других, неспособен распознать тайные пружины перемен и превращений. Поступать сверхчеловечески – значит использовать силы не человека, а природы. При применении физической силы, при действии задействована лишь сила тела. При опоре на какую-либо концепцию, правитель опирается только на часть осознаваемой им реальности, поднявшись над концепциями, правитель видит целое, не разбирая частности. Конечная цель правителя – смерть всего, что имеет относительное бытие. Правитель взаимодействует только с реальностью, поскольку только реальность позволяет реально править. Это путь правителя.

Глава 2. Возвращение к истоку

2.1. Прогрессивность традиций

«Чем древнее искусство,

тем большего почтения оно заслуживает»

Парацельс

В основе определения методов и способов управления лежит ответ на вопрос о происхождении человека. При всем многообразии теорий, существуют всего два подхода: креационистский и эволюционный. Суть креационистского (от лат. creatio – создание) подхода в том, что человек произошел от более совершенного существа, например, от Бога. Суть эволюционного (от лат. evolutio – «развертывание») подхода в том, что человек произошел от существа, менее совершенного, чем человек. Отсюда вытекает два диаметрально противоположных подхода к управлению – традиционный и прогрессивный.

Традиционный подход, основанный на креационизме, представляет собой следование традициям и обычаям Предков. Если исходить из божественной теории происхождения человека, то Предки являются более совершенными и ближе к Богу, следовательно, традиции, обычаи, ценности Предков – это наследство Богов, таким образом, следуя этим заветам, человек приближается к их Божественному состоянию и сам становится Богом, доведя до совершенства все свои качества. В официальной доктрине мормонов говориться, что мы можем стать Богами. В официальной доктрине католической церкви: «Божий Сын стал человеком для того чтобы мы могли стать Богами»118.

В этом подходе искусство управления представляет собой практический путь поддержания идеалов древних и пресечения хаоса – болезни общества с целью совершенствования людей. Поскольку традиции и обычаи созданы совершенными Предками, то совершенствовать их нет ни возможности, ни смысла, и актуальна задача только «сохранение присущего» – букв. «воспитание истинного» (в даосизме). «Возвращение к истоку должно быть движением вспять, движением не в будущее, а в прошлое»119.

Мудрый правитель полагается на законы, а не на знание; опирается на принципы, а не на собственные рассуждения. Основополагающие правила, законы и принципы существования, даны нам совершенными людьми древности, их необходимо понять, то есть дорасти до состояния, позволяющего самому сформулировать те же самые принципы и законы. Понять, значит, стать равным. Нет смысла их интерпретировать, то есть профанировать до своего уровня понимания. «Рассуждения «маленьких людей»120

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «Литрес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия / Пер. с ит. Г. Муравьевой, Р. Хлодовского. – СПб.: Азбука-классика, 2006. – 288 с.

2

Платон Государство. – СПб.: Наука, 2005. – 569 с.

3

Краткий словарь иностранных слов / Под ред. И. В. Алехина, Ф. Н. Петрова. – М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1950.– 458 с.

4

Метод мышления, необходимый для познания неодушевленных объектов материального мира, воспринимаемого нашими органами чувств, называется диалектическим. Диалектический способ мышления рассматривает вечно изменяющиеся объекты неодушевленной материи. Например, физика (греч. physike < physis природа) – наука о наиболее общих свойствах и строении неживой материи (атомов, молекул, кристаллов, жидкостей, газов и т.д.) и основных формах ее движения (механических, тепловых, электромагнитных, гравитационных, атомных, ядерных и др. процессов). Причем в последнем столетии объектом научного познания диалектическим методом стала не только природа, но человеческое общество и мышление. Жизнь материи в движении, жизнь Духа в покое.

5

Бхагван Шри Раджниш Ма-цзы: пустое зеркало / Перев. с анг. под ред. И. Старых. – К.: София; М.: ИД «София», 2003. – 230 с.

На страницу:
3 из 4