bannerbanner
Империя Леванта. Древняя земля тлеющего конфликта между Востоком и Западом
Империя Леванта. Древняя земля тлеющего конфликта между Востоком и Западом

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 6
Религиозный разрыв между Арменией и Византией

Итак, оставаясь подчиненной Сасанидской империи, Армения отвоевала себе некоторую политическую автономию со свободой исповедовать христианскую веру. Примерно в это же время она начала добиваться религиозной свободы, отделяясь от греческой конфессии. Это отделение было осуществлено в несколько этапов. «Начало» было даже незаметным.

Как известно, греко-римский Халкидонский собор (451) зафиксировал, согласно формуле римского папы Льва Великого, ортодоксальную формулу о единстве в личности Христа человеческой и божественной природы. Отцы Халкидонского собора предали анафеме одновременно монофизитов, приверженцев доктрины Евтихия, видевших в Христе лишь одну божественную природу, и несториан, которые, не довольствуясь теорией о двух «природах», видели в нем и две «личности», божественную и человеческую. Но в своем желании прийти к соглашению по компромиссной формулировке отцы Халкидонского собора проявили снисходительность если не к идеям, то, по крайней мере, лично ко многим несторианским прелатам, за что получили от монофизитов обвинение в несторианском уклоне. В этом духе высказалась и армянская церковь. Отметим, что ее представители, в силу обстоятельств, не смогли прибыть в Халкидон: дата проведения собора (451) – это время разгрома армян при Аварайре. С другой стороны, в ходе героической борьбы Армении против Персии за сохранение своей христианской веры (450–485) Византийская империя не оказала ей никакой помощи. Враждебность к решениям Халкидонского собора, замаранным латентным несторианством, как и враждебность к одобрившей их византийской церкви, развивались медленно. Правда, в Константинополе новый император Зенон (474–491) издал в 482 г. документ, известный под названием Энотикон, который вроде бы изменял принятые в Халкидоне решения в пользу монофизитства, а его преемник Анастасий (491–518) проявил себя как открытый монофизит. Так что не стоит удивляться тому, что армянский патриарх Бабкен Отмесеци (490–515) на национальном синоде, собранном в Двине в 506 г., отверг халкидонские постановления как несторианские: в этом он был солидарен с императорским двором. Но в 519 г. новый император Юстин вернулся к халкидонской ортодоксии. Однако армяне не последовали за ним и остались монофизитами. На новом Двинском соборе 554 г., на котором председательствовал армянский патриарх Нерсес II Аштаракеци, также называемый Багревандци, занимавший престол понтифика с 548 по 557 г., халкидонские решения были решительно осуждены. Разрыв армянской церкви с византийской окончательно совершился полвека спустя, когда армянский патриарх Авраам Албатанеци на третьем Двинском соборе 608–609 гг. провозгласил, что «в Христе существует лишь одна природа, без смешения», что является определением самой сути монофизитства.

Традиционно считается, что один из этих синодов, а именно тот, что проходил в 554–555 гг., проводился под покровительством персидского царя. Доказательств этому утверждению нет, но бесспорно, что превращение армянской церкви в независимую и ее теологический разрыв с церковью византийской были весьма приятны ктесифонскому двору. Образовавшаяся между Арменией и Византией духовная пропасть отныне так и не зарубцуется. Не уходя на теологическую почву, отметим лишь, что таким образом Армения завершила отвоевание для себя полной моральной независимости: монофизитство спасало ее от поглощения Византией, так же как христианство избавляло от угрозы поглощения Персией.

Сасанидские христиане переходят в несторианство. Затишье в религиозных войнах

В это же время в христианской церкви Персии произошло не менее капитальное событие, которое в скором времени изменило отношение сасанидских властей к местным христианам: эта церковь перешла в несторианство.

Византийская империя в ту пору, как мы видели, казалось, склонялась к монофизитству. А на ее восточной границе, в крупном городе Эдессе, с 363 г. процветала знаменитая теологическая школа, называемая Школой персов, потому что именно там преследуемые в своей стране христианские общины Ирана находили своих наставников. Но в противоположность тенденциям, возобладавшим при константинопольском дворе, учителя Школы персов в области христологии довели диофизизм до несторианства, поскольку, не довольствуясь признанием наличия в Иисусе Христе двух природ, они дошли до признания в нем двух личностей. Тем самым они вступили в конфликт с византийскими властями, которые начиная с 457 г. принялись выдавливать их из Эдессы. Тогда их лидер Барсаума Нисибинский и остальные прелаты, придерживавшиеся той же доктрины, бежали на сасанидскую территорию, в Нисибин, где открыли новую Школу персов и открыто примкнули к несторианству. На византийской же территории эдесская школа была окончательно закрыта по императорскому указу в 489 г.

Теперь Барсаума мог влиять на христианскую церковь во владениях Сасанидов (Ирак и Иран). На синоде в Беит-Лапате (Гундишапур, в Сузиане), в апреле 484 г., он заставил эту церковь принять несторианский символ веры, что было подтверждено на собрании в Беит-Адраи самим патриархом персидской церкви католикосом Акакием (август 485 г.).

Присоединение персидской христианской церкви к несторианству немедленно вызвало политические последствия. Царь Пероз, не слишком, как мы знаем, расположенный к христианам, поддержал данный процесс силой своей власти. Он справедливо видел в нем способ наконец-то оторвать от Византии своих подданных-христиан. Он даже стал личным покровителем Барсаумы, который остался в милости и у следующего царя Балаша. Хронист Бар-Эбрей приписывает Барсауме такие слова, обращенные к Перозу: «Если мы не провозгласим догму, отличную от догмы ромейского императора, никогда твои подданные-христиане не будут тебе преданны искренне. Поэтому помоги мне сделать всех христиан твоей империи несторианами. Тогда они возненавидят ромеев, а ромеи станут их презирать»[81]. Речь, разумеется, апокрифичная, но она передает истинное положение вещей. Пероз действительно оказал поддержку Барсауме и новой Нисибинской школе. Все персидские цари после него смотрели на христианскую церковь Персии, отныне несторианскую, другими глазами. С того момента, когда она порвала с Византией, чтобы образовать независимую, читай: враждебную Византии церковь, ктесифонскому двору она казалась неопасной; более того: как церковь по-настоящему национальную, ее можно было считать почти официальной после государственной маздеитской. Табари[82] приписал царю Ормизду IV высказывание, что его царский трон не может стоять на одних лишь передних своих ножках, если при этом он не опирается также и на задние, и правительство не может быть стабильным, если вынудит взбунтоваться против него христиан.

Таким образом, несторианство стало почти что второй государственной религией Персидской империи.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Франкская Сирия просуществовала с 1098 по 1291 г., латинское владычество на Кипре с 1191 по 1571 г. В континентальной Греции франкские владения возникли после 1201 г. и окончательно исчезли в 1458 г., когда турки захватили афинский Акрополь у последнего герцога-флорентийца. (Здесь и далее примеч. авт., если не указано иного.)

2

Гийом Тирский (ок. 1130–1186) – видный церковный и общественный деятель Иерусалимского королевства, придворный историк короля Амори I, по заказу которого написал «Историю священной войны христианских государей в Палестине и на Востоке», чаще называемую «Историей деяний в заморских землях», охватывающую события до 1184 г. (Примеч. пер.)

3

Практика рынка (ит.). (Примеч. пер.)

4

Жан Лоньон (1887–1979) – французский историк. (Примеч. пер.)

5

Поход Десяти тысяч – знаменитый поход 10 тысяч греческих наемников из Персии к Черному морю. Описан одним из их командиров – Ксенофонтом. (Примеч. пер.)

6

Исократ (436–338 до н. э.) – афинский оратор и публицист. (Примеч. пер.)

7

Талассократия – подтип государства, вся экономическая, политическая и культурная жизнь которого, вследствие недостатка земельных ресурсов либо особого географического положения, сосредотачивается на деятельности, так или иначе связанной с морем, морским судоходством и контролем над морскими пространствами и прибрежными регионами. (Примеч. пер.)

8

Имеются в виду египетские фараоны Псамметих III (годы правления приблизительно 526–525 до н. э.), Псамметих IV – предполагаемый правитель ок. 480-х гг. до н. э., Нектанеб I (годы правления 380–362 до н. э.) и Нектанеб II (годы правления приблизительно 360–343 до н. э.), воевавшие с персидскими царями, пытавшимися захватить Египет. (Примеч. пер.)

9

Артаксеркс III захватил Египет и уничтожил в нем власть фараонов, присоединив страну к державе Ахеменидов. (Примеч. пер.)

10

Лагиды – династия македонских правителей Египта, потомков Птолемея Лага – полководца и, по одной из версий, единокровного брата Александра Македонского. (Примеч. пер.)

11

Высказывалось даже мнение, что Александр меньше эллинизировал Азию, чем азиатизировал греческий мир. В действительности азиатизация восторжествовала лишь в период поздней Римской империи, при Диоклетианах, Константинах и Феодосиях, когда римский цезаризм принялся подражать институтам и внешним формам азиатских монархий (в первую очередь Персидской империи Сасанидов), а греко-римская мысль в то же время оказалась пропитанной иранскими (митраизм), египетскими (серапизм) и семитскими (христианские ереси) верованиями. Афинянин времен Перикла, перенесенный в феодосиевский Константинополь, решил бы, что находится в Сузе, при дворе персидского великого царя.

12

Мермнады – династия правителей (700–645 до н. э.) царства, расположенного в Малой Азии в области Лидия. (Примеч. пер.)

13

Навкрат – город, основанный в VII в. до н. э. греческими переселенцами (возможно, из Коринфа) на территории Египта; крупный торговый порт. (Примеч. пер.)

14

Более распространено другое название этого сражения – битва при Гавгамелах. (Примеч. пер.)

15

Альфред Шарль Огюст Фуше (1865–1952) – французский археолог и искусствовед. (Примеч. пер.)

16

В данном случае – губернаторов провинций (сатрапий); таково было первоначальное значение этого слова, не несшее никакого негативного смысла. (Примеч. пер.)

17

Кимон (ок. 504 до н. э. – 450 до н. э.) – афинский полководец и политический деятель периода Греко-персидских войн. (Примеч. пер.)

18

Диадохи – полководцы Александра Македонского, начавшие после его смерти серию войн за раздел его наследства. (Примеч. пер.)

19

René Grousset. L’Asie orientale des origines au XV siècle (Histoire Générale Glotz, Presses Universitaires, Moyen Age, t. X).

20

Первые цари Греко-бактрийского царства: Диодот I Сотер и Диодот II. (Примеч. пер.)

21

Жозеф Эрнест Ренан (1823–1892) – французский философ, писатель, историк религии, семитолог. (Примеч. пер.)

22

Битва при Магнезии (190 до н. э.) – сражение между армиями Антиоха III и Римской республики, в котором римляне нанесли сокрушительное поражение Антиоху, несмотря на огромное численное превосходство его войска. (Примеч. пер.)

23

Лукиан из Самосаты (ок. 120 – после 180 н. э.) – древнегреческий писатель, уроженец Сирии. Творчество Лукиана включает философские диалоги, сатиры, пародии, биографии и романы приключений и путешествий. (Примеч. пер.)

24

Теодор Моммзен (1817–1903) – немецкий историк и археолог. (Примеч. пер.)

25

Инах – в древнегреческой мифологии речной бог, сын Океана и Тефии. (Примеч. пер.)

26

Триптолем – герой цикла элевсинских и аттических мифов о Деметре; с его именем связано введение в Аттике земледелия и распространение оседлой культуры. Существовало предание о путешествии Триптолема на Восток (в Сирию). Позднее антиохийцы почитали Триптолема как героя. (Примеч. пер.)

27

Тибур (ныне Тиволи) – город в 24 км от Рима; в Тибуре имели виллы многие представители римской знати, в том числе сам Октавиан Август. (Примеч. пер.)

28

См. ниже.

29

Атаргатис – сирийская богиня плодородия и благополучия, почитавшаяся в Бамбике (Эдессе). (Примеч. пер.)

30

С 1983 г. Шанлыурфа (Турция). (Примеч. пер.)

31

Экклесия – в древнегреческих городах народное собрание, высший орган государственной власти.

32

Антиох IV был третьим сыном Антиоха III и имел мало шансов занять престол. Но старший из братьев умер еще при жизни отца, а средний, Селевк IV, наследовавший Антиоху III, был убит. Антиох IV занял трон и женился на вдове своего брата. (Примеч. пер.)

33

Стратег – в древнегреческих городах-государствах главнокомандующий войском, заведовавший в то же время внешними делами государства и отчасти финансами. (Примеч. пер.)

34

В Риме Антиох находился в качестве заложника после заключения его отцом мирного договора с Римской республикой. (Примеч. пер.)

35

Полибий (ок. 200 – ок. 120 до н. э.) – греческий историк, известный своей работой «Истории», охватывавшей период 264–146 гг. до н. э.; из 40 томов до нашего времени сохранились только 5 первых.

36

Булевтерий – в Античности – административное здание; предназначалось для заседаний буле (государственный совет) или объединенного совета святилища. (Примеч. пер.)

37

Агораном – рыночный надсмотрщик, должностное лицо с полицейскими функциями; демарк – правительственное лицо, управлявшее всеми делами своего округа (демоса) и председательствовавшее на всех его собраниях. (Примеч. пер.)

38

Палестра – в Древней Греции частная гимнастическая школа, где занимались мальчики с 12 до 16 лет. (Примеч. пер.)

39

Отметим, что иудейско-греческий синкретизм проявлялся не только в философской сфере. Отсылаю читателя к классической работе Эмиля Брелера «О философских и религиозных идеях Филона Александрийского» – но также, позднее, в области искусства.

40

В частности, Страбон называет основателя династии Аршакидов скифом. Но мы сегодня знаем, что скифы (или саки) тоже были иранцами, равно как мидийцы, персы и бактрийцы. Отсюда замечание римского историка Юстина, что парфянский язык является промежуточным между персидским и скифским.

41

Последнее упоминание в клинописных текстах о суверенитете Селевкида Деметрия II датируется 144 г. до н. э.

42

Гней Помпей Трог (I в. до н. э. – I в. н. э.) – римский историк и ученый; главный труд «Филиппова история» в 44 книгах, основной темой является македонский царь Филипп II, эпоха Александра Македонского и диадохов. (Примеч. пер.)

43

Армянское царство было основано сатрапом Арташесом, который после заключения Апамейского мирного договора (188 до н. э.) стал независимым от Селевкидов.

44

Топарх – правитель полунезависимой или независимой области; филарх – племенной вождь; в поздней Римской империи – титул ведущих арабских князей. (Примеч. пер.)

45

Согласно легенде, эдесский князь Абгар V Уккама (4 до н. э. – 7 н. э. и 13–15 н. э.) якобы исповедовал христианство с 29 или 32 г. В действительности христианство, очевидно, было возведено в ранг государственной религии в правление Абгара IX бар Ману (179–214), но в этом нельзя быть уверенными. Во всяком случае, Абгар IX был другом христианского ученого Бардайкана (Бардесана) и запретил местный языческий культ Таратхи.

46

Сампсикерам – греческая транскрипция арабско-арамейского имени Шамаш-Герам, или Шамши-Герам – «Солнце решило». (Примеч. пер.)

47

«Ленивыми королями» в истории называют последних франкских королей из династии Меровингов, царствовавших чисто номинально, в то время как реальная власть находилась в руках майордомов (букв. управитель дворца; во Франкском королевстве поздних Меровингов титул фактических правителей государства при реально не правивших королях), которые по своему усмотрению ставили и смещали таких королей. Период «ленивых королей» (639–751) завершился тем, что один из майордомов, Пипин Короткий, заточил последнего Меровинга в монастырь, а сам занял королевский престол, основав новую династию. (Примеч. пер.)

48

Анаксириды – широкие штаны скифов-саков, собранные внизу или подвязанные у щиколотки, они заправлялись в сапоги. (Примеч. пер.)

49

Накануне краха он отвергнет заимствованные греческие одежды, когда пошлет приказ убить всех женщин своего «гарема». Также он прикажет истребить всех своих сыновей, кроме Фарнака, который отомстит за братьев, предав отца.

50

Напомним, что сарматы, как и скифы, говорили на иранских диалектах.

51

Языги, как и роксоланы, были сарматским племенем.

52

По-армянски: Тигранакерт; очевидно, восточнее Батман-Су, недалеко к юго-востоку от Мануфаркина, если им не является сам этот город.

53

Клиент – вассал, зависимый правитель. (Примеч. пер.)

54

В этом же духе рассмотрим название Помпейополис, данное Соли в Киликии. Еще один Помпейополис (Ташкопру) был основан в Пафлагонии.

55

См.: Груссе Р. Степные кочевники, покорившие мир. М.: Центрполиграф, 2020. С. 49–51. (Примеч. пер.)

56

Об Аршакиде Ардаване или Артабане III (11–40 н. э.) Тацит пишет: «Он говорил о древних границах персов и македонян и угрожал с дерзкой болтливостью отобрать то, чем владели Кир и Александр» (Annales, V, 31).

57

Фридрих Карл Андреас (1846–1830) – немецкий лингвист, востоковед, иранист; Артур Кристенсен (1875–1945) – датский востоковед, исследователь истории и литературы древнего и средневекового Ирана, современных иранских языков. (Примеч. пер.)

58

Славный, Благодетель, Справедливый. (Примеч. пер.)

59

Перевод цит. по: Корнелий Тацит. Соч.: В 2 т. Т. I. Анналы. Малые произведения. М., 1993. (Примеч. пер.)

60

Абгар II бар Абгар из династии Мазур был царем Эдессы с 68 по 53 г. до н. э.

61

Модус вивенди (лат., букв.: способ действия) – термин, применяемый в дипломатии для обозначения временных или предварительных соглашений, которые предполагается заменить впоследствии другими, более постоянного характера или более подробными. (Примеч. пер.)

62

Парфия завоевана (лат.). (Примеч. пер.)

63

В правление князя Эдессы Абгара VII бар Изата (109–116) город был взят штурмом и сожжен Луцием Квиетом. После недолгой аннексии Римом (116–118) эдесская династия была восстановлена на престоле в лице Илура, или Ялуда, и Фарнатаспата (118).

64

Следует отметить, что князь Эдессы Ману VIII, до того момента клиент парфян (139–163), а с этого момента клиент римлян (167–179), стал чеканить на своих монетах титул Philoromaios (Друг римлян).

65

Правитель Эдессы Ману VIII (139–163 и 167–179) чеканил на своих монетах изображение Марка Аврелия рядом с собственным и, как уже упоминалось, титуловался другом римлян.

66

Великий победитель в Парфии (лат.). (Примеч. пер.)

67

Манучихр – в иранской мифологии и эпосе царь из династии Пишдадидов; упоминается в ряде среднеперсидских источников, в поэме Фирдоуси «Шахнамэ» и в поэме Наваи «Стена Искандера». (Примеч. пер.)

68

Теодор Нёльдеке (1836–1930) – немецкий востоковед, автор работ по семитологии, арабистике, иранистике, тюркологии. (Примеч. пер.)

69

В частности, Карены, Сурены, Аспахбады – все из народа пехлеви, то есть парфяне, Спандиахи и Михраны.

70

Геродиан, иногда называемый Иродиан Антиохийский (ок. 170 – ок. 240) – греческий историк, автор «Истории от Марка Аврелия» в 8 книгах, охватывающей 180–238 гг. (Примеч. пер.)

71

Полное название «Карнамаг-и Ардашир-и Пабаган» – Книга деяний Ардашира, сына Папака. (Примеч. пер.)

72

Эпоха Тридцати тиранов – период войн императора Галлиена с узурпаторами и претендентами на престол Римской империи. (Примеч. пер.)

73

Адопцианисты – представители течения в христианстве, которое отрицает божественную сущность Иисуса Христа, считая его человеком, усыновленным Богом при крещении. (Примеч. пер.)

74

Укрепления Амиды были возведены императором Констанцием.

75

Отметим, что прежде, чем принять крещение, Тиридат III проявил себя как преследователь христиан – подверг мученической смерти святую Рипсиме.

76

Имеется в виду крещение реймским епископом Реми (Ремигием) франкского короля Хлодвига (Кловиса) I и последующее принятие христианства франками. Точная дата этого события неизвестна; традиционно считается, что оно произошло на Рождество 496 г. (Примеч. пер.)

77

Святой Ефрем, родившийся около 306 г. в Нисибине, знаменитый своими религиозными стихами на сирийском языке, поселился в Эдессе в 363 г. Он основал там знаменитую школу, называемую «Школой персов», ставшую одним из наиболее активных христианских литературных центров на сирийском языке. Святой Ефрем умер в Эдессе 9 июня 973 г.

78

Эти границы в основных чертах просуществуют до VII в.

79

Корюн (годы жизни неизвестны) – армянский историк, писатель и переводчик первой половины V в., его труд «Житие Маштоца» считается первым дошедшим до нас оригинальным памятником армянской литературы. Эзник из Кольба – армянский писатель, автор ряда богословских трудов. (Примеч. пер.)

80

Ormanian. L’Eglise arménienne.

81

Bar Hebraeus. Chronicon ecclesiasticum, II.

82

Табари (ат-Табари Абу Джафар Мухаммед ибн Джарир; 838–923) – арабский историк и богослов. (Примеч. пер.)

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
6 из 6