bannerbanner
Русь-варяги – не викинги. Русь и Орда
Русь-варяги – не викинги. Русь и Орда

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 8

«В тот же год сел Иван Данилович на великом княжении всей Руси, и была тишина великая на 40 лет, и перестали поганые разорять Русскую землю и убивать христиан; и отдохнули и успокоились христиане от великого томления, и от многих опасностей, и от насилия татарского, и была с того времени тишина великая на всей земле»68.


Мятеж Твери, возможность русского народа в любой момент взбунтоваться, не считаясь с последствиями, создавали постоянную угрозу во время присутствия татар на захваченной когда-то ими земле. Это народное сопротивление тверичей надолго, если не навсегда, отбило охоту у ордынцев к личному вмешательству в русские дела, к личному управлению русскими землями. Довольно долго они довольствовались в основном приказами, угрозами и той данью, которая была положена по их переписи и которую привозили сами князья.

В последующие сорок лет мы действительно видим в летописях среди рассказов о своих внутренних делах лишь сообщения о поездках русских князей в Орду. За исключением двух попыток татар в 1334 и 1340 годах захватить город Смоленск, который так никогда и не поддался ордынцам.

Судьба князя Александра Тверского

Судьба поднявшего восстание против Орды князя Александра Михайловича сложилась печально. Хану Узбеку оказалось недостаточно разгрома Тверской земли, он жаждал расправы и над самим главой бунтовщиков. Он потребовал у русских князей, чтобы они разыскали мятежного князя и доставили в Сарай. Те были вынуждены подчиниться, никому не хотелось повторять судьбу Твери. Русские войска собрались под Новгородом, и великий князь Иван Данилович отправил в Псков послов с требованием-просьбой исполнить повеление хана Узбека. Князья призывали князя Александра в своей грамоте: «Да не привлечеши ярости его на всех нас; удобно бо есть тебе за всех пострадати, неже нам всем тебе ради, и пусту всю землю створити».

Александр готов погибнуть, мол, всё равно умирать: «Ничто же убо есть житие се, вси убо исчезаем и в небытие отходим, и воздано будет от Господа комуждо по делом его». Но он не может удержаться от упрёка своим собратьям по несчастью, которые не в состоянии объединиться против общего врага, а воюют лишь со своими же: «Вам же лепо69 было другу за друга и брату за брата стояти, а Татаром не выдавать, но противлятися на них заодин, и за Русскую землю, и за православное христьаньство стоати, вы же съпротивное творити и Татар наводите на христиан и братию свою предаете Татаром»70.

Однако храбрые псковичи не пустили князя Александра в Орду на явную погибель, они готовы стоять за него и за справедливость до последней возможности: «Не ходи во Орду напрасно себя смерти предати, но сиди во Пскове, и мы вси главы своя за тебя положим»71. Русские объединённые войска подошли к Пскову, чтобы выполнить волю хана и захватить князя Александра Тверского. Они стали в пригороде и начали совещаться. Мужественные псковичи были храбрыми и умелыми воинами, привыкшими отражать бесконечные нашествия своих воинственных соседей – ливонских немцев и литовцев. В случае боя предстояло большое кровопролитие. Наверное, князья задумались и о предательстве, про которое говорил тверской князь. И решили воздействовать на псковичей по духовной линии: по их требованию «посла Феогност митрополит отлучение и проклятие на князя Александра Михайловича Тверскаго, и на весь град Псков и на всю землю их»72.

Для поголовно верующих людей Средневековья такое проклятье было страшнее рукопашного боя, угроза для души – удар в самое больное место. И тогда Александр решает уйти из Пскова «в Немцы и Литву», чтобы избавить жителей от всей «тягости», связанной с его присутствием. О том, насколько псковичи полюбили тверского князя, говорит их реакция на его решение: «Псковичи же вси събравшеся вечем, сътвориша плач велий, и отпустиша князя Александра Михаиловича Тверскаго с великым рыданием и с плачем по его воле»73.

Поскитавшись по чужим землям, князь Александр Тверской вскоре вернулся в Псков. Но он, видимо, устал быть бездомным наёмным князем, зависимым от воли горожан и их веча. Его беспокоила мысль о том, что, лишив себя удела, он лишает наследственных владений и своих потомков, сыновей. Тверской летописец так описывает переживания Александра: «Если приму смерть здесь, многие скажут, что убежал с княжения и смерть принял, а дети мои лишены будут своего княжения великого; лучите умереть Бога ради, чем мучаясь жить». Получив благословения митрополита Феогноста и, вероятно, какие-то заочные обещания от хана Узбека, он отправляется в Орду и предстаёт перед ханом со словами: «Господин царь, если сотворил тебе зло, за все готов ответить перед тобой».

Смягчённый смирением князя хан Узбек возвращает ему его вотчину и позволяет вернуться домой. Но приближённые постоянно напоминают хану о мятеже тверичей и их лидера, требуют мести, и тот вновь призывает Александра в Орду. Несмотря на уговоры и слёзы родственников, которые предчувствуют беду, великий князь выполняет приказ. Он не хочет быть виновником нового карательного нашествия, гибели своего народа. Узбек приказал казнить князя Александра вместе с сыном Фёдором, который приехал в Орду раньше. 28 октября 1339 года оба они – отец с сыном – приняли мученическую смерть. «Мати же его, и братиа, и княгиня его з детми своими, и весь град плакашеся о них горько на мъного время»74. Так завершился мятеж русского города и князя против попытки татар лично править на Руси.

Своей жизнью и гибелью великий князь Александр Михайлович Тверской доказал способность русских князей жертвовать собой за свой народ и навсегда отбил жажду ордынцев властвовать на русской земле. Более уже подобные попытки со стороны татар не повторялись.

Итоги правления хана Узбека

Хан Узбек правил Великой Ордой двадцать восемь лет, укрепил ханскую власть, прекратил внутренние распри, на время остановил стремление к распаду империи, установил порядок, при котором расцветали торговля и ремесленничество.

Однако правление хана Узбека стало трагическим для русских князей: за годы его правления десять из них были убиты в Орде, из них девять по приказу самого хана и один – великий князь Юрий Данилович Московский – был казнён тверским князем Дмитрием Михайловичем из мести за смерть отца.

В то же время, после разгрома Твери в 1327 году, на Руси действительно установился очередной длительный период тишины, прекратились татарские набеги, люди жили привычной размеренной жизнью, которую взрывали лишь свои же междоусобицы, мятежи и брани. Русь продолжала отбивать набеги воинственной Литвы, успешно сражалась с немецкими рыцарями и шведами. Летописцы буднично рассказывают о жизни князей, их свадьбах-разводах, о рождении детей, строительстве храмов и о междоусобных спорах. Народ тоже жил привычной мирной жизнью, по заповеди Божией плодился и размножался, много трудился. Потому что немалую часть результатов своего труда ему приходилось отдавать для нужд Орды. Дань по-прежнему отвозили сами князья. А хан Узбек, со своей стороны, жестоко пресекал попытки татарских вооружённых отрядов без его приказа грабить русские сёла и небольшие города.


В 1340 году умер великий князь московский Иван Данилович Калита, княживший восемнадцать лет. Он прославился своей щедростью и строительством, умением ладить с татарами и соседями. При нём Москва несколько раз горела. В результате отстраивалась заново и становилась ещё краше. Похоронили его в новом каменном Архангельском соборе, который он сам же и построил. На его место сел старший сын – великий князь Семён. При нём в Москве произошло рядовое внутрисемейное событие: у его брата Ивана 12 октября 1350 года родился сын Дмитрий. Будущий Дмитрий Донской, который продемонстрирует Волжской Орде и всему миру, что на Руси в муках и междоусобицах рождается новая мощная сила – русское единство.

Смуты в Волжской Орде

Иные события разворачиваются в Орде. В 1341 году преемником хана Узбека стал старший сын Тинибек. Однако во время принесения присяги он был убит по приказу родного брата Джанибека, который и захватил ордынский трон. А чтобы не рисковать, новый хан приказал убить и младшего брата Хызыра.

Для Руси правление хана Джанибека оказалось мирным и достаточно спокойным. Настолько, что летописцы, упоминая о его смерти, назвали его «царь Чжанибек добрый». За пятнадцать лет его царствования был совершён лишь один набег татар на русские земли, на город Алексин. Его предпринял в 1348 году «князь Темирь Ординский». Город этот налётчик не взял, но пригород «посад» сжёг, всё, что мог, разграбил и многих людей увёл в плен. Скорее всего, этот набег татарский «князь» организовал с целью личного обогащения, без ведома хана Джанибека, который регулярно получал дань с князей и утверждал их на вотчинах, а потому не имел необходимости делать то, что могло разрушить установившийся баланс. Эту версию подтверждает рассуждение летописца о том, что этот обидчик после совершения набега был казнён в Орде вместе со своими домочадцами: «Но Бог избавляяй раб своих от обидящих их, и отъмсти праведъным своим судом: убиша бо его же слуги Татарове во Орде того же лета, и тако окаянный зле погибе и з чяды своими»75.

Однако и «доброму царю» Джанибеку не суждено было править до естественной смерти. В 1357 году в Орде произошёл очередной кровопролитный переворот: «Тогда же оумре царь Чжанибек добрый, и седе на царстве сын его Бердебек, оубив братов своих 12 оканным предстателемь своим Товлубием»76.


На Руси хорошо знали обо всём, что происходило в Орде. Потому что постоянно «на обе стороны» ходили торговцы, послы и сами князья со своими боярами, чиновниками и слугами. В Орде проживало не только множество пленных русов, но и мастеровые, приглашённые ханом или присланные по его просьбе из Руси. Князья не жалели денег на выкуп пленных, и те возвращались с подробными рассказами о делах «тамошних». Неудивительно, что Патриаршая летопись поведала о поразившем русов перевороте подробно и красочно. Приведу цитату полностью в адаптированном переводе, потому что точность, краткость и красота летописных текстов иногда поражают и лучше самого автора об этом событии не расскажешь. Рассказ интересен ещё и тем, что именно с этого времени в Орде начинаются многочисленные мятежи и перевороты, которые в конечном итоге приведут к краху этого государства:

«В том же году смута в Орде не прекращалась, но еще более возрастала; ибо был тогда в Орде у царя Джанибека, Узбекова сына, князь темник – мудрый и очень сильный окаянный Товлубей. Объединившись с сатаной, он захотел всею Ордою владеть и всеми землями. И начал в ухо шептать цареву сыну Джанибекову Бердибеку, хваля его и вознося, говорил: «Пора уже тебе сесть на царство, а отцу твоему уже время сойти с царства». И так начал мало-помалу советовать ему убить отца его Джанибека, Узбекова сына. Таким образом, они много князей ордынских привлекли к себе в совет, обещая каждому что-то дать. И так царевич Бердибек окаянный с лестью явился к отцу своему с думцами своими, с князьями Ордынскими, и удавил отца своего Джанибека, Узбекова сына. Был же этот царь Джанибек Узбекович очень добр к христианству и много льгот сотворил земле Русской; но суд ему сотворился за то, что он убил братьев своих, так и сам ту же чашу испил. Сын же его Бердибек после него сел на царство и убил 12 своих братьев»77.

Как видим, Бердибек, как и его отец Джанибек, не ограничился убийством одного лишь хана-отца. Русские летописцы сообщают, что он приказал убить также всех остальных своих братьев, а заодно и всех других потомков Бату-хана, которые могли составить ему конкуренцию. Арабский источник сообщает, что самого младшего своего восьмимесячного брата он умертвил, ударив о землю.

Но это злодейство не помогло ему долго продержаться на троне. Заговоры и мятежи в Орде продолжились. Бердибек-хан через два года тоже был убит в результате заговора. Ничем, кроме жестокого убийства отца и братьев, он не прославился. Разве только тем, что пригрел и возвысил при своём дворе темника Мамая, будущего зачинщика многих смут, сделав его своим эмиром и выдав за него замуж собственную дочь. Нам неизвестно, участвовал ли Мамай в свержении своего благодетеля и тестя, но было бы странным, что столь влиятельное лицо в Орде, претендовавшее на высшую власть, не знало о заговоре.

Новый хан Кульпа выдавал себя за сына хана Джанибека, хотя мы знаем, что все они были убиты Бердибеком. Таким образом, истинное происхождение Кульпы остаётся неизвестным. Продержался он на ханском престоле совсем недолго. Русский летописец с точностью до одного дня сосчитал, сколько Кульпа просидел на престоле:

«В лето 686778 <…> Того же лета во Орде убиен бысть царь Бердибек, сын Чанибеков, внук Азбяков79, и з доброхотом своим окаянным Товлубием, князем темным и сильным, и со иными советники его; и испи тую же чашу, еюже напоил отца своего и братью свою. И по нем сяде во Орде на царстве Кулпа, и царствова месяц 6 и дней 5, и многа зла сотвори. И тако и сему не стерпе суд Божий, и убиен бысть от Науруса з двума сыны своими, с Михаилом и Иваном. И тако по Кулпе сяде во Орде на царстве царь Наурус»80.

В этой цитате обращают на себя внимание христианские имена убитых сыновей Кульпы – Михаила и Ивана. Так, видимо, сказывалось влияние православной Руси на Орду. Не исключено, что симпатии хана к православию и стали одной из причин его свержения, ибо ислам пустил уже к тому времени в Орде глубокие корни.

Новый хан Науруз тоже выдавал себя за сына покойного Джанибека, хотя даже на Руси в это не верили, летописцы, внимательно отслеживающие происхождение своих «героев», деликатно об этом умолчали.

По заведённому порядку «поидоша во Орду к новому царю Наурусу вси князи Русстии <…>. И тако раздели их коегождо вотчину его, и отпусти их с миром и честью».

Но и хан Науруз на троне долго не задержался. «Того же лета приде с востока некий Заяицкий хан Хидырь на царство Волжское ратью». «Хидырь» русских летописей – Хизр-хан – ещё до похода начал тайные переговоры с противниками правящего царя, склонив их на свою сторону. И снова в Орде составился заговор из тех придворных, кто был недоволен своим ханом, и «выдан бысть от своих князей Волжский царь Наурус Заяицкому царю Хидырю». Были казнены и сам Науруз, и его сын, и жена Тайдула, и все его сторонники. На ордынском престоле в 1360 году воссел пришелец с Востока Хизр-хан, по некоторым данным, потомок Чингисхана от старшего сына хана Джучи.

Хизр-хан попытался восстановить единство ордынского общества, утвердиться на престоле, пытался повелевать Русью, отправлял туда послов, вызывал к себе князей. При нём в Орду впервые приехал юный князь Дмитрий Московский, будущий Донской.

Этот приезд был вызван очередной ссорой самих русских князей. Когда умер в 1359 году великий князь Иван Иванович, его сыну-наследнику было всего девять лет. Все князья поспешили в Орду к хану Наурузу за ярлыками на княжение. Хлопотать за юного Дмитрия поехали его бояре. Но великокняжеский титул получил троюродный брат покойного, князь Дмитрий Константинович Суздальский и Нижегородский, по словам летописца, «ни по отчине, ни по дедине», то есть незаконно, не по наследству от отца или деда. Впрочем, тут летописец слегка лукавит: как раз таки и дед этого князя Андрей, и прадед его Александр Невский, и другие предки были великими князьями, владели всей Владимиро-Суздальской землёй. Оставшись старшим в роду, будучи троюродным дядей юного московского князя, Дмитрий Константинович, в соответствии с древней лествицей, вполне мог претендовать на великокняжеский титул и владимирский престол. Очевидно, старший Рюрикович сумел доказать хану свою правоту.

Когда в 1361 году сменился очередной хан, князья вновь поехали за ярлыками, но на этот раз в Орду отправился и сам одиннадцатилетний князь Дмитрий. Однако все они, как говорится, едва сумели унести ноги из Сарая: тут началась «замятня велия» – большая свара, война между претендентами на золотоордынский престол. Прямо при гостях «убиен бысть царь Хидырь, тихий, и кроткий, и смиренный, и с меншим сыном своим Кутлуем от блъшего сына своего Темирь Хози. И сяде на царстве Волжском Темирь Хозя81, Хидырев сын стареиший»82.

Вопрос о «кротости и смирении» Хизр-хана оставим на совести летописца. Это утверждение весьма спорно, учитывая, что Хизр захватил престол, сумев организовать заговор в чужом стане, привлечь на свою сторону часть придворных, убить предшественника, его детей, верных дворян и даже жену хана, чего раньше у ордынцев не водилось. Однако летописец, возможно, имел в виду отношение покойного хана к Руси, – и тут можно согласиться: при нём на Русской земле со стороны Орды не было никаких бед.

Ещё раз обратим внимание, что русский летописец чаще всего называет Орду Волжским царством.

Часть вторая

БОРЬБА ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

Мамай – темник, князь, беклярбек, «великий царь», повелитель ханов

Должность правителя Орды становится смертельно опасной. Но это не останавливает многочисленных претендентов и борцов за титул хана-царя. После убийства Хизр-хана с сыном и воцарения хана Темир-Ходжи в борьбу за сарайский престол вступают ещё несколько претендентов. Против нового правителя ополчилась вся знать Орды во главе с едва ли не самым влиятельным придворным – темником Мамаем. Напомню, темник у ордынцев – это воевода, возглавлявший в походе десятитысячное войско. Сильный и властный царедворец был женат на дочери хана Бердибека, но не был потомком Чингисхана, а потому не имел никаких прав на престол. Однако, узурпировав власть и подчинив себе двор, он желал видеть на троне того, кто слушался бы его беспрекословно. Почувствовав серьёзную опасность, убивший хана-отца Темир-Ходжа бежит «за Волгу», просидев на троне «точию месяц един и семь дней», то есть пять недель. Но от кары за злодейство не убежишь, вскоре он погибает.

Мамай выдвигает в цари своего ставленника Авдуллаха – потомка Узбек-хана, но местная знать не желает признавать его власть и подчиняться «выскочке» Мамаю. Вновь в Сарае вспыхивает мятеж, все воюют друг с другом. В итоге Мамай решает создать собственную Орду:

«И тогда князь Мамай во мнозе силе преиде за реку за Волгу на горнюю страну, и Орда вся с ним, и царь бе с ним именем Авдула. И тогда третий царь возста именем Килдибек, творяшеся83 сын Чанибека царя»84.

Таким образом, Мамай отделяет от единой Волжской Орды западную часть, включающую Приазовье с Дунаем и часть Крыма, и создаёт собственное царство со столицей в Старом Крыму, которое на Руси называют Мамаевым. Номинальным его главой по-прежнему остаётся послушный «темнику» хан Авдула (Абдаллах).

Оставшуюся часть ордынского государства на левом берегу реки Волги со старой столицей в Сарае на Руси по-прежнему называют Волжским царством, или Волжской Ордой. После гибели там хана Кильдибека в сентябре 1362 года на троне закрепляется хан Мурад (Мурут, Амурат), по замечанию летописца – брат убитого Хизр-хана. Воспользовавшись смутой в Сарае, о своей независимости от центральной власти объявляют правители Волжской Болгарии, Астрахани, Синей Орды, Заяицкого юрта и ещё нескольких окраин улуса Джучи. Но главная вражда вспыхивает между Мамаевым царством и Волжской Ордой: «Того же лета князь Мамай брань сотвори со Омуратом царём и со всеми князи Сарайскыми, и многих князей Ординских старых изби»

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
8 из 8