Полная версия
Русь-варяги – не викинги. Русь и Орда
В дальнейшем на протяжении почти полутора веков противостояние Руси и Орды походило более на отношения труженика-предпринимателя и рэкетира: не принесёшь дань – будет налёт, погром, сожжение и убийство. Что и случалось впоследствии неоднократно: татары делали попытки хозяйничать на Северо-Восточной Руси, но русский народ так и не позволил им этого, представители Орды лично не управляли там ни одним городом. Все такие попытки постоянно заканчивались великим кровопролитием и возвращением к прежним отношениям.
Мятежи в Волжской Орде
А вскоре в Волжской Орде начались открытые междоусобные столкновения. В 1266 году умер властный и деятельный хан Берке. Одним из его знаменательных дел был отказ отдавать часть налогов в Каракорум, что означало объявление независимости улуса Джучи от Верховного хана (Каана) и начало распада Великой империи. Берке начал чеканить собственные монеты. Принял ислам. А став убеждённым мусульманином, попытался распространить эту религию среди подданных, что встретило активное противодействие. Существует мнение, что междоусобица в Орде после смерти Берке началась именно из-за религиозной вражды. Вот что говорит об этом периоде времени автор Ипатьевской летописи: «Бе мятежь велик в самех Татарех, избишася сами промежи собою бещисленое множество ак песок морьскы»38.
В результате столкновений и боёв победил противник ислама и сторонник веры предков язычник Менгу-Тимур. Но прежнего порядка в Орде уже нет, а значит, нет и прежней силы и воли. Крепнет влияние военной верхушки, среди воевод выделяется темник Ногай, который принимает ислам, объявляя себя, таким образом, духовным преемником покойного хана Берке. И начинает представлять угрозу для новой ханской власти. При преемнике Менгу-Тимура хане Туда-Менгу (1281–1287) Ногай становится фактически соправителем хана. Летописцы даже начинают называть его царём. Вскоре безвольный и ленивый Туда-Менгу отрекается от престола в пользу племянника Тула-Буги (1287–1291). В конце XIII века в Орде насчитывается уже несколько «царей», которые сражаются между собой за власть:
«Того же лета39 заратишася в Орде цари Тохта с Телебугой и Соолгуем, и одоле Тохта. Того же лета Ногой царь уби Телебугу царя и Саолгуя. <…> Того же лета в Татарех бысть розмирье, и велиа брань и убийство, а на Руси тишина»40.
«Тохта» русских летописей – это царевич Токта, которого посадил на трон царь-темник Ногай, рассчитывая стать при нём главным правителем. Для этого он от имени Токты устранил не только предыдущего хана Тула-Бугу, но и всех своих противников – десятки золотоордынских биев, которые могли помешать ему властвовать. Однако Ногай просчитался. Утвердившись на троне, хан Токта (1290–1312) не пожелал делиться властью. В 1299 году он разбил войско Ногая, тот был ранен и бежал, но вскоре был убит.
Междоусобицы на Руси
Неспокойно становилось и на Руси. Едва миновала угроза повторения ордынского нашествия, князья принялись ссориться и воевать между собой, причём нередко привлекали к своим междоусобицам ордынские силы, ездили в Орду, иногда и к разным царям, жаловаться друг на друга, даже клеветали, просили помощи. Особенно выделился на этом «поприще» один из сыновей Александра Невского князь Андрей Городецкий, которому не терпелось согнать с великокняжеского владимирского престола своего старшего брата Дмитрия. Трижды приводил он на Русь татар, которые грабили и разрушали русские города и поселения, убивали и уводили в плен людей. Великий князь Дмитрий, не имея сил и воли противостоять таким атакам, убегал на Север, а после возвращения татар в Орду тоже возвращался на прежнее место. Подчеркну, что большинство ордынских локальных нашествий на Русь в это время связаны именно с междоусобицами русских князей и их просьбами к хану о помощи.
О положении в это время народа на юго-западе Руси красноречиво свидетельствует состояние Киева и поступок митрополита Киевского и всея Руси Максима. Уже его предшественник Кирилл и прочие киевские митрополиты этого времени часто и подолгу проживали на Владимиро-Суздальской земле, навещая нередко и Псков с Новгородом. А в 1299 году первосвятитель Максим окончательно переселяется на север – сначала в Брянск, потом в Суздаль, а вскоре и во Владимир. За ним Киев покидают почти все его жители. Вот что с горечью сообщают об этом событии летописцы:
«Того же лета пресвященный Максим, митрополит Киевский и всея Руси, не терпя насилиа от Татар в Киеве, поиде из Киева, и весь Киев разыдеся41; а митрополит иде из Киева к Брянску, а от Брянска иде в Суздальскую землю, и тако пришед с крылосом и со всем житием своим и сяде в Володимери»42.
«В лето 6807 митрополит Максим, не тръпя насилиа Татарскаго, остави митрополию, иже в Киеве, и беже из него. Тогда же и весь Киев разбежався, а митрополит, шед, седе в Володимери и со всем клиросом своим, месяца априля в 18»43.
Так, с конца XIII века захваченная и разрушенная Ордой древняя русская столица Киев потеряла не только статус столицы русских земель, но и статус древнего духовного центра Руси. Надолго исчезают из летописей упоминания о киевских князьях и вообще о самом Киеве. Лишь через сто с лишним лет – в конце XIV века – после разгрома Орды сначала великим князем Дмитрием Донским, а затем Тамерланом, Киев начинает понемногу оживать и сразу попадает под влияние великого князя литовского Ольгерда Гедиминовича. Бывшей русской столицей начинают управлять сначала литовцы, а позже и поляки. Постепенно из города окончательно исторгается и его русская душа. И нынешнее отпадение Киева от русского мира – тоже один из итогов средневекового татаро-монгольского нашествия и последующего за ним почти трёхсотлетнего польско-литовского ига.
Некоторые «историки» утверждают, что Северо-Восточная, Владимиро-Суздальская, Русь покорно приняла выпавшее на её долю «иго» и не сопротивлялась татарам. Однако летописи демонстрируют обратное. Если Юго-Западная Русь, Киев были временно раздавлены и управлялись ордынскими наместниками, то Владимирская не только выживала без особых духовных потерь, но и, несмотря на многочисленные междоусобные сражения князей, на угрозу мести и казней, стала давать отпор захватчикам уже с самого начала ордынского ига. В этом участвовали не только князья, но и весь народ, который нередко становился инициатором протестов: «В лето 679744 <…>. Того же лета князь Дмитрей Борисовичь седе в Ростове. И умножися тогда Татар в Ростове и гражане сътвориша вечие, изгнаша их, а имение их разграбиша»45.
Доставалось порой татарам и когда они встревали в княжеские междоусобицы на стороне одного из князей, как это случилось в Рязани в 1301 году: «В лето 680946 князь Данило московский ходи на Рязань ратью, и у города бися Переславля, и одоле князь Данило, и много татар изби, а князя Констянтина рязанского изымав приведе к Москве»47.
Великий князь владимирский и тверской Михаил Ярославич
В 1304 году умер великий князь владимирский и городецкий Андрей, последний сын Александра Невского. Встал вопрос о преемнике. Древний русский закон о престолонаследии (лествица) предусматривал передачу великого княжения старшему в роду. Но род – понятие многозначное, что рождало большую путаницу в правах преемственности. От кого вести род? Если от Владимира Крестителя, основавшего когда-то город Владимир, то преемников было «немерено» – десятки «старейших» в родах князей Рюриковичей. Если от деда покойного Андрея – великого князя Ярослава Всеволодовича, то старшим оказывался Михаил Ярославич Тверской, его последний внук от сына Ярослава. Если же от его отца – великого князя Александра Невского, то главным над другими князьями являлся его старший внук – князь Юрий Данилович Московский. У каждого имелась своя правда. И выгода. Ведь старший имел право собирать ежегодную дань для Орды с многочисленных удельных князей и самостоятельно отвозить её. А там – проверь!
Не сомневаясь в своём праве на главенство, князь Тверской помчался в Орду за ярлыком. Но Юрий Данилович Московский вовсе не желал уступать верховенство на том основании, что Владимиро-Суздальская земля уже много лет находится в руках потомков его деда Александра Невского. А он, Юрий, его старший внук. Потому он тоже отправляется в Орду.
«И сопрастася48 два князя о великом княжении; князь велики Михайло Ярославич Тверский и князь велики Юрьи Даниловичь Московьский, и поидоша во Орду ко царю в споре и в брани велице, и бысть замятна49 в Суздальстей земле и во всех градех»50.
Поначалу верх одерживает старший из потомков великого князя Ярослава Всеволодовича – Михаил Ярославич. В 1304 году хан Токта утверждает его великим князем владимирским.
Но князь Юрий Данилович Московский не смиряется с таким решением и ищет возможности доказать своё право на лидерство. На земле Владимиро-Суздальской обостряются военные столкновения князей.
Хан Узбек (Азбяк, царь Ордынский)
А в Великой Орде – новая жестокая смена правителей. Следующий хан – царевич Узбек, сын Туличи, – с помощью влиятельного эмира Кадаки в 1312 году незаконно захватил трон, также в результате дворцового переворота и большого кровопролития. Он был племянником покойного хана Токты и не имел права на ханский престол. Но как нередко случается, что иные влиятельные вельможи, нарушая все законы, продвигают к трону своего человека, надеясь заполучить ещё больше власти и благ. Таким благодетелем для хана Узбека был эмир Кадака, ставший после переворота главным визирем. Однако люди, тем более правители стран, не любят быть обязанными тем, кто их возвеличил, не желают зависеть от них. В итоге визирь Кадака по приказу хана был убит, а Узбек стал полновластным властителем Волжской Орды.
По данным персидских авторов, хана Узбека поддержали сторонники ислама с условием, что тот сделает ислам государственной религией. И хан сдержал обещание. Русский летописец так описал это явление: «Того же лета сяде царь Азбяк на царьстве и обесерменился51»52. Однако в Орде было много противников новшества. Тех, кто считал необходимым хранить веру предков, не изменять заветам отцов. «Каким образом мы оставим закон и устав Чингисхана и перейдем в веру арабов?» – спрашивали они.
Хан Узбек объявил войну своим противникам, всем, кто мог угрожать его положению на престоле. Согласно источникам, укрепившись на троне, он казнил более сотни одних только царевичей, то есть прямых потомков Чингисхана. Умертвил множество эмиров и вельмож, а также уйгуров – духовных вождей тюрко-монгольского шаманизма, лам и колдунов. Так он добился того, что ислам стал официальной религией улуса Джучи, а законы шариата постепенно вытеснили Ясу Чингисхана.
Конечно, вековые традиции быстро не меняются. Сторонники старой веры хоть и притаились, но сдались не сразу, и это порождало новые столкновения и жертвы. Слом древних традиций, большое количество претендентов на ханский трон – законных и не очень наследников-царевичей, которые вели бесконечную борьбу за власть, – всё это ослабляло Орду и привело к тому, что уже во второй половине XIV века она начинает делиться на отдельные ханства и орды.
Война за первенство между Москвой и Тверью
За всё время ордынского владычества над Северо-Восточной Русью мы знаем лишь об одной серьёзной попытке татар захватить в городе реальную власть, встать во главе княжества. Это случилось в 1327 году, когда Тверью пожелал завладеть племянник хана Узбека, его посол Щолкан (Щелкан, Шевкал, Чолхан). Событие так поразило русов, что его подробно запечатлели многие летописцы.
Попытке Щелкана предшествовала уже известная нам борьба Москвы с Тверью за лидерство, которую первоначально выиграл великий князь Михаил Ярославич Тверской. После воцарения нового хана Узбека у московского князя Юрия Даниловича, которого летописцы также называют великим, появилась надежда одолеть дядю в своей битве за владимирский великокняжеский престол, которым много лет владели его дед, отец и братья.
Как было принято в то время, после воцарения хана Узбека, нагрузившись дарами и данью, русские князья и священнослужители, включая митрополита Петра, поспешили в Орду за ярлыками на княжение. Почему-то Юрий Данилович Московский в Орду сразу не поехал, а по просьбе новгородцев, пока князь тверской находился в Орде, помог им изгнать ненавистных тверских наместников. И посадил в Великом Новгороде своего брата Афанасия. А вскоре по вызову хана тоже отправился в столицу Орды Сарай.
В это время вернувшийся из Орды Михаил Ярославич Тверской узнал об отпадении из его власти богатого, приносившего немалый доход Великого Новгорода. Тут же начал собирать войска, предпринял несколько сражений, чтобы вернуть себе этот город. Но его граждане, несмотря на огромные потери в битвах, не желали терпеть власть жестокого князя, который узурпировал её и правил не по их воле. Когда тот в третий раз снарядил огромное войско на непокорных, те принялись молиться «ко Господу Богу и к пречистей Его Матери с покаянием и исповеданием и с плачем великим».
И произошло чудо. Михаил Ярославич со всей своей несметной ратью «заблудился в злых лесах, и в болотах, и в озерах». В его войске начался такой голод, что многие тверяне погибли, лишь часть войска вернулась домой.
А Юрий Данилович Московский тем временем сумел найти подход к новому хану Узбеку. Он не только получил ярлык на великое княжение владимирское, но и ханскую сестру Кончаку в жёны. А ещё и солидную поддержку для «посажения» на трон – послов во главе с влиятельным сановником хана Узбека Кавдыгаем: «послов Татарских, сильных зело, именем Кавгадыя, и Астрабыла и Острева». Было ли с ними татарское войско? Судя по всему, небольшое, но имелось. В первую очередь для охраны самих послов, для сопровождения царевны Кончаки. Но летописец, говоря о прибытии послов, ничего не сообщает о войске. Если бы оно было значительным, он бы это непременно отметил. Можно предположить, что ордынцы не ожидали большого отпора со стороны Твери – ведь волю хана следовало исполнять неукоснительно.
Отчего выпало столько милостей князю московскому? Наверное, не последнюю роль в этом сыграла удачная женитьба московского князя на царевне Кончаке, ставшей при крещении Агафьей. Летописец так и сообщает с намёком, что именно этот брак и стал основой для ханской милости: «В лето 682553. Прииде князь великы Юрьи Даниловичь Московьский на великое княжение изо Орды женився, у царя сестру его поняв именем Коньчаку…»54.
Князю Тверскому, видимо, донесли о событиях в Орде, и Михаил Ярославич решил не покоряться ни племяннику, ни хану Узбеку. Он привлёк на свою сторону суздальцев и, «собравъшеся со многими силами идоша противу их, и сретоша их у Костромы». Два войска долго стояли одно перед другим у Волги, не решаясь вступать в бой. Видимо, у Юрия не было достаточно сил для сражения, учитывая даже присутствия татар. А Михаил, из-за тех же ордынских послов, опасаясь мести хана, не решался напасть первым. В итоге «князь великы Юрьи Даниловичь Московский съслався с Кавдыгаем и съступився великого княжения князю Михаилу Ярославичю Тверскому»55.
То есть, согласовав своё решение с ордынским послом, Юрий вынужден уступить дяде. А мы видим, что уже в начале XIV века приказ хана на Руси игнорируется.
Однако Юрий Данилович не смиряется с утратой старшинства. Теперь уже он, собрав своих союзников – тех же суздальцев, новгородцев и прочих, вместе с татарскими послами и их ратью двинулся на Тверь, на своего противника, чтобы доказать, кто на Руси хозяин. Храбрый и талантливый великий князь Михаил Тверской разгромил московское войско. Юрий сумел убежать в Великий Новгород, но в плен попали его брат – Борис, множество московских князей и бояр. А также и молодая жена Юрия, на которой он только что женился в Орде, – царевна Кончака-Агафья.
Как и зачем Кончака оказалась в сражении на передовой, да так, что не смогла бежать вместе с мужем, – загадка. Возможно, пожелала поступить в соответствии с древней ордынской традицией, когда жёны следовали в поход следом за мужьями. Или молодожёны не пожелали разлучаться в свой медовый месяц.
В плену сестра хана Узбека погибла. Пискарёвский летописец доносит, что «тамо зельем уморена бысть великая княгини Юрьева Кончака, сестра царева»56. Автор Патриаршей летописи не столь категоричен: «А Юрьева княгини, сестра Азбяка, царя Ординскаго, во Твери умре, инии же глаголють яко тамо во Твери зелием уморена бысть»57. Как было на самом деле – неизвестно, ибо Михаил не мог не понимать, что убийство сестры хана – дело очень опасное. Возможно, царевна имела свой запас зелья и, побоявшись бесчестья в плену, сама приняла яд.
Среди пленных оказались и участвовавшие в сражении татары вместе с ханским послом. Несмотря на то, что тверской князь отнёсся к ним с максимальным уважением, попотчевал и проводил домой, хан Узбек был возмущён таким непослушанием и смертью сестры. Он вызвал обоих великих князей – тверского и московского – в Орду и устроил над ними суд, главным обвинителем в котором был побеждённый в сражении татарский посол Кавгадый. Понятно, что виноватым оказался князь Михаил Тверской. Тут его и казнили 22 ноября 1319 года.
Нет мира между Москвой и Тверью. Воюют, клевещут друг на друга, выпрашивают великое княжение владимирское, получают по очереди, а то и сразу оба великих князя. Хану ордынскому того и надо. Чем сильнее вражда на Руси, чем больше там льётся крови, тем прочнее положение самого хана.
Спустя семь лет, при первой же возможности, сын Михаила Тверского Дмитрий отомстил за гибель отца: прямо в Орде и без позволения хана 21 ноября 1325 года он убил великого князя Юрия Даниловича, за что тоже в следующем году, 15 сентября, был казнён. И хотя великим князем тверским хан Узбек утвердил брата убитого – Александра, Тверь и его князья оказались у хана на подозрении и в немилости: «И бысть царь Азбяк гневен зело на всех князей Тверских, и называше их крамольникы и противных и ратных себе»58.
Вот этой ситуацией недовольства Тверью и решил воспользоваться ордынский «посол силен зело59 царевич Щелкан Дюденевич», племянник хана Узбека. Он захотел лично сесть на тверской трон, стать хозяином на Тверской земле, естественно, не без одобрения самого хана. Летом 1327 года этот ордынский посол явился в город «со множеством Татар <…> хотя князей Тверских избити, а сам сести на княжении во Твери». Летописец утверждает, что аппетиты Щолкана простирались не только на Тверскую землю, но и дальше: «А своих князей Татарских хотя посажати по Руским градом, а христиан хотяше привести в бесерменскоую вероу»60.
Посла приняли в Твери как положено, с уважением, хлебом-солью, дарами, поили-кормили. И даже позволили поселиться в княжеских хоромах. Но повели себя гости слишком нагло, вызывающе: «Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и прогнал князя великого со двора его, а сам остановился на дворе великого князя, полный гордыни. И начал великое гонение на христиан: насилие, и грабеж, и избиение, и поругание»61.
Народ жаловался своему князю, просил защиты, но Александр Михайлович прекрасно понимал, чем может закончиться столкновение с завоевателями. Он просил людей потерпеть. Но любому терпению приходит конец. И снова вспыхивает тот самый русский бунт – «бессмысленный и беспощадный», участники которого, доведённые до крайности, уже не думают о последствиях. Его описал тверской летописец, вероятный свидетель событий:
«И было так, что в пятнадцатый день августа, рано утром, когда торг собирается, некто дьякон тверитин, по прозвищу Дудко, повел кобылу молодую и очень тучную поить на Волге водой. Татары же, увидев, отняли ее. Дьякон же пожалел и начал громко кричать: «О, мужи тверские! Не выдайте!» И был между ними бой. Татары же, надеясь на свою власть, начали сечь мечами. И тотчас сбежались люди, и взволновались, и ударили в колокол, и стали вечем, и узнал об этом весь город, и собрался народ, и было смятение, и кликнули тверичи, и начали избивать татар, где кого застали, пока не убили и самого Шевкала и всех подряд»62.
Тверские летописи осторожно обходят молчанием факт участия в восстании против татар самого князя Александра Тверского, видимо, опасаясь за его жизнь, они ведь точно знали, чем заканчивалось для их князей неповиновение завоевателям. Зато московские авторы не жалеют эмоций, явно сочувствуя поступку тверичей:
«Увиде бо мысль оканнаго князь Александр Михайлович и созва к себе своих Тверичь и, въоружився, поиде на Щолкана <…> и бишяся через весь день, и оуже к вечеру одоле князь Александр, а Щолкан побежа на сени. Князь Александр зажже сени отца своего и двор весь, и згоре Щолкан и с прочими Татары»63.
Накопившиеся за годы унижений злоба и возмущение тверичей были столь велики, что они не ограничились убийством посла с его войском, но и посекли всех татар, в том числе и купцов, и тех, кто вовсе не воевал: «А гостей64 Ординских старых и новопришедших, иже с Щелканом Дюденевичем пришли, аще и не бишася, но всех их иссекоша, а иных истопиша, а иных в костры дров складше сожгоша»65.
Разгром Тверского княжества
Узнав о мятеже в Твери, «царь Азбяк Ординский, и разгореся яростью велию зело»66, то есть разъярился и немедленно отправил гонцов за великим князем московским и за прочими русскими князьями. Первым пострадал оказавшийся под рукой князь Василий Рязанский – его тут же казнили.
Убитого в Орде великого князя московского Юрия Даниловича сменил на престоле его брат – деятельный и талантливый Иван Данилович по прозвищу Калита. Он знал, что случилось в Твери, и хорошо понимал, зачем его и других князей вызывают к хану. Но выбора у него не было. Точнее, был – сгореть вместе со своим княжеством и с Тверью или отправиться в Орду, выполнить приказ.
Согласие Калиты стать на стороне Орды оправдывается лишь тем, что в то время для него Тверь – враждебное, чужое княжество, с которым он и его предки воевали почти без перерыва более полувека, несмотря на нашествия татар, литовцев, шведов или немцев. Воевали за главенство над Новгородом Великим, за город Торжок, за великое княжение владимирское, за земли и доходы, за влияние на Руси, жаловались друг на друга хану, мстили и даже участвовали в казнях. Последний случай – убийство родного брата князя Ивана Даниловича Юрия – был у всех в памяти. Так что не было в их взаимоотношениях ни родственных, ни национальных чувств, ни даже мыслей о принадлежности к единому роду или государству – все были разрознены ещё с доордынских времён.
Зимой Иван Калита вернулся из Орды на Русь с подтверждением титула «великий князь» и с огромной татарской ратью во главе с пятью темниками. Темник, напомню, глава десятитысячного войска. Значит, карателей было минимум пятьдесят тысяч. Плюс свои же, русские дружины. Сопротивление отдельного княжества в такой ситуации было бессмысленным. И Тверская земля загорелась и застонала, порушились города и потянулись в сторону Орды вереницы пленных. Как водится, князья с домочадцами разбежались-спаслись, Александр Михайлович вместе с семьёй умчался в Псков, где прожил десять долгих лет, за исключением небольшого перерыва. Попрятались в чужих землях и другие члены княжеской семьи. Вернулись, лишь когда ушли татары, «и седоша во Твери в велицей нищете и убожестве, понеже вся земля Тверская пуста»67.
Тишина на Руси на сорок лет
Но даже самые горестные события имеют порой положительные последствия. Тверской летописец с удовлетворением сообщает о них, дважды повторяя фразу о самом главном даре судьбы, о мире на земле, без которого нет и жизни: