bannerbanner
Театры Тольятти. Том 2
Театры Тольятти. Том 2

Полная версия

Театры Тольятти. Том 2

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
12 из 19

К фестивалю выпущена карта города со всеми выставочными площадками, названиями выставок, акций и фамилиями авторов. Помимо многочисленных деятелей культуры Франции, в фестивале принимают участие бывшие и нынешние граждане России, чьи имена хоть немного знакомы нашим читателям: прозаик Василий Аксенов, поэт Геннадий Айги, драматурги Алексей Слаповский и Ксения Драгунская. Как всегда, вся и всех невозможно перечислить, остается ожидать возвращения наших земляков на следующей неделе из увлекательной поездки.

Только что представители театрального центра «Голосова, 20» приехали из Ижевска, где со своим проектом (совместно с краеведческим музеем) «Белый стол на зеленой траве» участвовали в программе «Культурная столица Поволжья – 2004». По возвращении из Ди они стремглав поедут в Санкт-Петербург на фестиваль «Новая драма». И это только сентябрь!

Обо всех последующих новостях вы сможете узнать на страницах нашей газеты.

ТО №173 (1078) 16.09.2004

В черном-черном городе

Представители театрального центра на Голосова, 20 только что вернулись с двух знаменитых театральных фестивалей, которые проходили практически в одно время, но в разных странах. Фестиваль во французском местечке Ди был посвящен современной культуре Поволжья, а «Новая драма», проходившая в Санкт-Петербурге, была посвящена, соответственно, новой драме.

Драматургов все еще переполняли эмоции от увиденного и услышанного, поэтому мы сочли возможным передать их рассказ от первого лица.

Вадим Леванов, художественный руководитель театрального центра на Голосова, 20, арт-директор международного театрального фестиваля «Майские чтения», участник фестиваля в Ди:

– Показы тольяттинских драматургов (Леванова и Дурненкова) были осуществлены лионским театром «Лизер» и театром в Ди. Они прошли при полных аншлагах и при очень благоприятном отношении зрителей к этим текстам. Русскоязычным людям, конечно, было сложно воспринимать текст на французском языке, но тем не менее было интересно. Режиссер наших показов – Ги Неижон. Показы пьесы Вячеслава Дурненкова «В черном-черном городе» происходили в Ди несколько раз в разных местах – в театре, в нескольких кафе и так далее. В общей сложности было четыре показа. Вышел журнал «Мессиф», посвященный волжской литературе, по меньшей мере половину которого занимают тольяттинские авторы – это братья Дурненковы (Вячеслав – с пьесой «В черном-черном городе», Михаил – со «Слесарными хокку»), Андрей Стеценко с целым рядом драматургическо-поэтических произведений, и я с двумя текстами – рассказом «Плот» и пьесой «Сны Тольятти». Там хорошее соседство – Хлебников, Кедрин, Слаповский… Кроме того, мы приняли участие в европейской конференции, которая проходила в формате фестиваля. Тематика этой конференции была «Культура и территория». Кроме нас, в ней принимали участие представители Италии, Латвии, той же Франции. Она проходила два дня: в один день докладчиком был я, в другой день был Владимир Дороганов. В работе конференции участвовали различные представители муниципальных структур этого региона, в том числе они проводили и готовили конференцию. Поскольку этот фестиваль посвящается определенным регионам (в этом году было Поволжье), можно сказать о том, что представительство Тольятти было наиболее многочисленным, если учесть, что от Тольятти были еще дизайнеры, современные художники – Татьяна Минсафина и Татьяна Чирикова со своими студентами. То есть тольяттинцев было больше всех по сравнению с другими городами нашего Поволжского региона. В силу вновь возникших связей, контактов, я думаю, будут возникать какие-то новые проекты. Это хорошая почва для дальнейшего развития, сотрудничества.

Михаил Дурненков, драматург, актер, участник фестиваля «Новая драма»:

– Прогнозировалось, что питерская публика, когда чего-то не понимает, относится к этому на всякий случай с высокомерием. По приезде мы уже были настроены, что нас достаточно холодно примут. Первый же день был посвящен тольяттинцам, тема обсуждения на утреннем кофе была «Новая драма в провинциальных городах». А потом было представление проекта «Майские чтения», после чего были читки Вячеслава Дурненкова (пьеса «Ручейник») и Юрия Клавдиева («Собиратель пуль»). Вечером мы показывали спектакль «Культурный слой». Был аншлаг, три раза вызывали на сцену после спектакля. Даже был мистический момент, когда в заключительном монологе героиня говорит: «Звезды гаснут одна за другой, как будто их выключают», – в этот момент лопнули софиты, и публика в зале начала шептаться, что это они, наверное, все специально сделали. За время всей «Новой драмы» народ буквально ломился на спектакли. Там же были завязаны контакты с совершенно разными режиссерами разных театров, которые заинтересованы в постановках тольяттинских пьес, что-то будет ставиться уже в скором времени, просто это еще на уровне переговоров, поэтому трудно об этом говорить. В последний день директор международного фестиваля «Золотая маска» Эдуард Бояков отметил именно проект «Майские чтения», вручил специальный приз за вклад в развитие современного театра, в частности современной драматургии.

Напоследок своими впечатлениями поделился Владимир Дороганов, основатель и директор фестиваля «Майские чтения», участник фестиваля в Ди.

Корр.: Как вы относитесь к тому, что к участию в этих престижных мероприятиях департамент культуры не имеет никакого отношения? Может быть, этого и не нужно или все-таки необходима какая-то взаимосвязь?

Дороганов: Это абсолютно нормально: не имеют они отношения – а может, и не надо? Другой вопрос, что при помощи каких-то действий, использовании ресурсов того же департамента культуры, мэрии, Думы, еще чего-то можно было сделать проходящие в Тольятти фестивали гораздо более насыщенными, более интересными, тем более что ничего сверхъестественного в Ди мы не увидели. Мы увидели нормальную, хорошую организацию со всеми плюсами и минусами, увидели нормальную, вменяемую, по крайней мере, научно-практическую конференцию, где обсуждался достаточно интересный опыт. Так, как Тольятти, не был представлен ни один город Поволжья. Мы с Вадимом были единственные русские люди, которые принимали участие в европейской встрече. В конечном счете мы ведь работаем не на имидж департамента культуры, не на имидж каких-то властей – мы работаем на имидж города, в котором живем.

ТО №188 (1093) 07.10.2004

Он, кажется, шевелится!

Вышел из печати очередной выпуск тольяттинского литературного журнала «Город»: за пять лет существования издания это уже десятый по счету номер. При воспоминаниях о недолгой, но довольно бурной истории журнала на память приходит один старенький анекдот.

Трое друзей хоронят четвертого. Один из них, глядя на покойника, вдруг говорит:

– Я бы хотел, чтобы, когда я умру, люди на меня смотрели и вспоминали о чем-то великом, что я сделал при жизни.

Второй:

– Я бы тоже хотел, чтобы люди на меня смотрели и говорили: «Это был великий человек и очень хороший друг».

Третий молчит. Тогда те двое его спрашивают:

– Ну а ты бы что хотел, чтобы о тебе говорили?

– А я бы хотел, чтобы, увидев меня, кто-нибудь сказал: «Вы посмотрите, он, кажется, шевелится!»

Сколько копий было сломано вокруг «Города»! Говорили, что не то название придумали для журнала, не те люди делают его и не тех авторов печатают. Если бы только говорили… Доброжелатели слали депеши и мэру Тольятти, и руководству департамента культуры. Пару лет назад один наиболее активный «оппонент», радостно потирая руки, даже воскликнул: «Я сделал все для того, чтобы журнала не было!» Как сложно в наше время создать что-то стоящее и долгосрочное, ну а разрушать уже созданное желающие находились всегда! То, что проект оказался жизнеспособным, могут подтвердить свыше сотни авторов, за все эти годы опубликовавшихся на страницах журнала. На днях довелось услышать, что вновь выделили средства на местечковое литературное издание, в котором печатаются писатели, интересные разве что друг другу. Что ж, может быть, так оно и есть, насильно ведь мил не будешь, да и навязывать кому-то свои взгляды и вкусы – дело неблагодарное. А то, что тольяттинские писатели широко публикуются в российских и зарубежных литературных изданиях, этим никого, как видно, не впечатлишь.

И все-таки авторы «Города» решили отметить свой небольшой, но все же праздник, собравшись на творческую встречу в Литературной гостиной библиотеки Автограда. «Что? Опять презентация?! Каких-нибудь иных поводов встретиться и выпить уже не находится?» Находятся, конечно. Но все же каждый выход каждого номера для людей, интересующихся литературой – важное событие. Ведь за время существования журнала сложился свой круг авторов, сформировались литературоведческие силы, что большая редкость для провинциального издания. Проза, поэзия, драматургия – редакционный портфель никогда не иссякал, наполняясь все новыми и новыми произведениями наших современников. Жаль, конечно, что периодичность «Города» довольно нерегулярная и сильно зависит от нечастых финансовых поступлений. За все годы более-менее стабильная поддержка шла лишь от департамента культуры, который помог в выпуске и нынешнего, 10-го номера.

На что могли бы обратить внимание читатели при знакомстве со свежим выпуском журнала? Кто-то заметил, что маловато новых имен, но все же и хорошо знакомые авторы могут заинтересовать своими последними произведениями. Проза Ивана Егорова, Юрия Клавдиева, Александра Лебедева, поэзия Бориса Скотневского, Алексея В. Алексеева, Елены Каревой, Владимира Мисюка, драматургия братьев Дурненковых и Вадима Леванова мало кого оставляют равнодушным. Всего же под одной обложкой в этот раз собралось свыше тридцати писателей. Чем реже выходит журнал, тем он становится толще и толще, приобретая формат альманаха. Быть может, в ближайшее время именно такая трансформация и ожидает «Город»? Посмотрим.

ТО №232 (1137) 09.12.2004

Ведьмы – тоже «Человечки»

«Три вечера в декабре» в театральном центре на Голосова, 20 проходили под наименованием «Декабрьские чтения» – очевидно, как отсыл к теперь уже известному театральному фестивалю «Майские чтения».

Программа была минимизирована, но от этого достоинств своих не утратила. Жаль, конечно, что у театрального центра нет рекламных возможностей и репутации того же «Колеса», оттого и зрителей было немного – в основном та публика, которая стабильно не пропускает подобные программы. Но, возможно, «поголовный» охват аудитории в данном случае и не обязателен.

Программа открывалась моноспектаклем Юрия Клавдиева «Пулеметчик» в исполнении автора. Откровения человека, рассказывающего, почему он в данный момент находится за гашеткой пулемета, почему он вынужден стрелять и почему это доставляет ему удовольствие, тронули публику. Моноспектакль, кстати, участвовал в тех же «Майских чтениях», его возили на московскую Любимовку и в Омск на фестиваль «Молодые театры России». В этот раз по окончании спектакля организаторы программы решили провести со зрителями открытую дискуссию «Великая Отечественная война в современном искусстве». Не исключено, что затея была напрасна, поскольку в ходе организованной беседы выяснились неутешительные тенденции. В лучшем случае для нынешней молодежи события тех лет – лишь перечень дат в учебнике. В худшем случае (и эти настроения превалируют) – молодежь активно не приемлет темы войны, какой бы она ни была, восприятие подобных вещей попросту притуплено. Стоит ли удивляться: Афганистан и чеченская кампания несколько трансформировали в обществе отношение к людям в военной форме.

Но, как отметил художественный руководитель театрального центра, драматург Вадим Леванов: «Было отрадно, что зрители все же включились в разговор: это правильная и нужная форма работы, когда идет обмен мнениями на такие темы. Будем практиковать это и впредь, поскольку у нас спектакли остросоциальные, всегда есть повод для разговора».

На следующий день состоялась встреча с казанским поэтом, драматургом, филологом-фольклористом Денисом Осокиным. Тольяттинцы познакомились с интересным автором в нынешнем году на театральном фестивале во французском городе Ди и решили пригласить его к себе в гости. Денис – дипломант 2001 года всероссийской премии «Дебют» за сборник коротких рассказов. Российской же филологии он запомнился своим дипломом «Семантическое поле народных названий ядовитых растений и грибов в русском языке». С выступлением Осокина случился некий казус. Во всяком случае, зрителям было довольно сложно воспринимать то, что происходило на сцене: Денис читал свои тексты тихим невыразительным голосом, при этом шепелявя и проглатывая 26 букв русского алфавита. Известный прозаик, любимец столичной и зарубежной литературной критики оказался хорош лишь на бумаге. Не всем же быть шоуменами. В тот же вечер выступивший вслед за Осокиным Дюша Глебович (Андрей Стеценко) снискал больше лавров и зрительских симпатий: яркая подача, рассчитанная на не менее яркое восприятие, сделали свое дело.

Все же визит Осокина в Тольятти дал некие результаты: театральная студия «Человечки», существующая при ТГУ, решила в ближайшее время осуществить проект «Лето Осокина» – представление по текстам автора. Кстати, «Три вечера в декабре» завершились именно спектаклем студии «Человечки» под названием «Вода» (автор текста и режиссер спектакля Кира Малинина). Пожалуй, это была самая интересная часть программы декабрьского цикла. Смесь бытовых «приниженных» сценок с некими поморскими древними ритуалами, своеобразная хореография и рваная сюжетная линия заворожили зрителя. Некоторые фрагменты спектакля до сих пор стоят перед глазами: русалки, ведьмы и просто женщины, разделывающие рыбу или поливающие друг друга водой – все со смыслом, все не просто так, а оттого и интересно. Театральный центр на Голосова, 20 решил посотрудничать со студией «Человечки», уж больно ребята заинтересовали своих старших товарищей. Тем более у студии сейчас в ТГУ какие-то проблемы с репетиционной базой. «Человечки» при всей своей наивности и непрофессионализме – достойная заявка на то, чтобы коллектив состоялся. Это все-таки уже не СТЭМ и не КВН, а осознанное движение в сторону современного театра. Можно наводить всяческую критику на нынешнюю молодежь, но, без сомнения, достойна уважения работа, заставляющая думать как зрителей, так и самих участников действа.

ТО №246 (1151) 30.12.2004

Купание красного меня

Вы никогда не увидите этого в кинотеатрах города наряду с бесконечной голливудской продукцией. Киноклуб «Колизей», последний приют эстетов, едва ли рискнет отпугнуть подобным репертуаром свою постоянную, но не самую массовую публику. Театральный центр на Голосова, 20 в минувшие выходные устроил видеопоказ артовских программ.

Как сообщил художественный руководитель театрального центра Вадим Леванов, нынешнее мероприятие открывает целый цикл подобных программ, в которых зрителям продемонстрируют видеопоказы репетиций спектаклей, видеоарт, документальное и альтернативное кино. Кроме того, в нынешнем году устроители фестиваля «Майские чтения» планируют представить в рамках своего ежегодного форума программу московского фестиваля документального кино «Пусто», существенно отличающуюся от формата каких-либо других кинофестивалей.


«Черная» клоунада

Вечер открылся показом фрагментов спектаклей Русского инженерного театра «АКНЕ» – выходца из Петербурга, ныне преимущественно работающего в Мюнхене. Сначала ахейцы были художниками – театральный крен появился во время работы с легендарным театром «ДА-НЕТ» Бориса Понизовского в конце 80-х годов прошлого века, хотя до 1996 года как театр группа себя не осознавала, С 1996 года АКНЕ сотрудничали с «Деревом», Формальным театром, Вячеславом Полуниным, но вскоре их собственная театральная слава получила официальный статус: спектакли АКНЕ были награждены «Золотой маской», премией «Новация», отмечены на одном из главнейших международных театральных форумов – Эдинбургском фестивале (Fringe). АКНЕ являет собой уникальный пример театра – по необычному, но гармоничному набору составляющих: представление, перформанс, переходящий иногда по степени интерактивности со зрителем в акцию, химически-технические эксперименты, мим-основы. Кто-то называет это дисгармоничным балетом, кто-то – «черной» клоунадой. Эксперименты с тканевыми, деревянными, веревочными конструкциями, игры с огнем, греженина с пищевыми продуктами – и все это на фоне сложной рваной пластики, подчеркиваемой депрессивной музыкой небезызвестного питерского композитора Вячеслава Гайворонского. Даже с экрана от этого безумного шаманства идет мощная завораживающая энергетика. Что уж говорить о тех, кто видел спектакли АКНЕ наяву. Видеозапись одного спектакля все-таки была показана целиком – известная композиция АКНЕ под названием Mr Carmen, в которой непонятно, кто же на самом деле Кармен, а кто Хозе, или никто из персонажей не является ни Кармен, ни Хозе, а это лишь нездоровая фантазия актеров на классическую тему…


Придурки в водоеме

Группа актуальных художников ARCHAEOPTERYX давно уже снискала не только российскую, но и международную славу, своей деятельностью добившись того, что удмуртский Ижевск прославился именно видеоартом, затмив по известности соседние области и регионы. Лидер ARCHAEOPTERYX Анфим Аныков отстроил себе в Ижевске двухэтажную дачу, на первом этаже которой регулярно проходят различные выставки и перформансы, не ограничивающиеся рамками дачи, а выплескивающиеся порой и на жизненное пространство Ижевска. В этот раз на Голосова, 20 удалось посмотреть два сюжета ARCHAEOPTERYX. «Купание красного коня» началось с занудного и тщательного изучения деталей известной картины Петрова-Водкина, пока в кадре не появился голый парнище, который полез в водоем омывать красную пластиковую коняшку на колесиках. Через какое-то время за ним следом в воду рванули еще два охламона, и вот с брызгами и бултыханием они все вместе вывели на берег искупавшуюся игрушку, у которой из разных интересных мест струились водные ручейки. Видеоарт «Кабинет» был более психоделичен. Загадочная девушка бродила по коридорам обшарпанного здания, пытаясь протиснуться сквозь приоткрытые двери, пошатываясь на лестницах, выглядывая из-за угла. Какие загадки разгадывает она в этой хавире? Фоном под медитативную музыку звучит заунывная песня: «Я медленно вхожу в Ваш кабинет… Я медленно вхожу в Ваш кабинет… Я медленно вхожу в Ваш кабинет… – и так с полчаса, пока не прозвучало: – Вот я вся вошла, а вас уж нет…» Тут распахивается дверь этого загадочного кабинета, выходят санитарка с каким-то сантехником и буднично чешут куда-то по своим бытовым делам.


Гениальный Васильев

Наособицу стоял документальный фильм «Не идет» – съемки репетиции спектакля Виктора Славкина «Серсо», поставленного Школой драматического искусства Анатолия Васильева. Да-да, тот самый гениальный Васильев, тот самый легендарный «Серсо», премьера которого состоялась, дай Бог памяти, в 1985 году. Великолепные актеры заняты в спектакле: Альберт Филозов, Наталья Андрейченко, Валентина Талызина, Алексей Петренко… Отработка интонаций, жестов, пластики, обсуждение постановки и – бесконечные рассуждения Васильева о своем месте в искусстве. «Мне говорят: тебе уже сорок лет! А я говорю: ну и что?» Анатолий Васильев в свое время был апологетом «искусства ради искусства», он утверждал, что актеры самодостаточны и зритель им, в принципе, не нужен. Со временем взгляды несколько трансформировались, но тем не менее Школа Анатолия Васильева наложила неизгладимый отпечаток на многих представителей нынешнего театрального поколения – тех, кто начинал в 80-90-е годы прошлого века.


Vodka, fucking, TV

Все. Программа вечера официально завершена, зрители под впечатлением от увиденного разбрелись по домам, но самые стойкие посмотрели вне программы игровой видеофильм Максима Курочкина (он является автором пьесы, режиссером и продюсером фильма), выполненный в формате home video – «Водка, е… ля, телевизор». Гм, английская версия названия звучит более приемлемо для русскоязычного слуха: VODKA, FUCKING, TV. Суть в следующем: в квартире писателя собрались Водка, Телевизор и… как бы это сказать… ну, вы догадались, каково имя последнего персонажа… Писателя мучает дилемма: все сразу по причине отсутствия здоровья он теперь не в состоянии совмещать, и отныне от кого-то из неразлучной троицы он должен избавиться. Е… ля сразу же становится на привилегированные позиции и от осознания свой правоты снисходительно говорит: «Ну, не от меня же?!» Остроумную притчу, переходящую в манифест поколения, довольно сложно изложить в формате периодического издания: инвективная лексика, составляющая основу словарного запаса действующих персонажей, никак не ложится в газетную строку. На сегодняшний день Максим Курочкин – один из самых востребованных российских драматургов, чьи пьесы идут в десятках театров страны. Один из наиболее известных проектов – антреприза Олега Меньшикова (с ним же в главной роли) «Кухня». Естественно, Максиму интересно попробовать себя и во многих других жанрах, близких к театру.

Видеопоказ на Голосова, 20 посетила в основном театральная публика – не зрители, регулярно посещающие театры, а сами актеры, режиссеры и другие персонажи, ткущие театральное полотно нашего города. Подобные показы крайне необходимы, чтобы хотя бы для ознакомления и общего развития знать, что, кроме традиционных форм, имеется еще и это, и вот это, и вот еще что… Все же существует принципиальная смысловая разница между терминами «классика» и «традиции». Человеку ищущему всегда интересно: что же происходит в окружающем его мире помимо доступных и распространенных явлений…

ТО №13 (1165) 27.01.2005

Драма Победы

В не совсем обычном конкурсе предложили поучаствовать тольяттинцам Театральный центр на Голосова, 20 и департамент культуры города. Подобных конкурсов ранее не проводилось, тем более любопытно будет увидеть его результат. Все жители нашего города, вне зависимости от возраста, могут попробовать себя на литературном поприще, выслав на конкурс пьесу, посвященную Великой Отечественной войне. Конечно, организаторы конкурса могут столкнуться с определенными сложностями: например, нынешняя молодежь воспринимает события тех лет уже наравне с Отечественной войной 1812 года или с баталиями Киевской Руси, их деды в лучшем случае «балуются» стихами, иногда пробуют себя в мемуаристике, и вообще, драматургия – не самый распространенный жанр не только в среде литераторов-любителей, но и среди профессионалов. Тем не менее организаторы конкурса не отчаиваются: рукописи в электронном или печатном виде можно отправить с 1 февраля по 15 марта по адресу: 445017, Тольятти, ул. Голосова, Театральный центр «Голосова-20», или по электронной почте konkurs_60@rambler.ru Требования к художественным произведениям простые: пьесы должны быть актуальными, мастерски выполненными, отличаться оригинальностью сюжета. Отбирать лучшие работы будут члены жюри из Союза театральных деятелей, департамента образования, Союза писателей и из департамента культуры. По завершении конкурса, к 20 марта, планируется выбрать шесть лучших пьес, которые с мая по декабрь этого года в виде постановок будут идти в театрах Тольятти.

ТО №18 (1170) 03.02.2005

Боль кинематографа

Театральный центр «Голосова, 20» в течение трех праздничных дней демонстрировал тольяттинскому зрителю отдельные фильмы программы московского фестиваля независимого кино «Кинотеатр. dос». Фестиваль родился в рамках программы «Новая драма» (одним из учредителей которой является «Театр. dос») в сентябре 2004 года. Тогда организаторы решили показать отечественному зрителю фильмы, которые он никогда не увидит по телевизору. Публике понравилось, и фестиваль решили сделать ежегодным. Организатором выступил все тот же «Театр. dос», прославившийся спектаклями в документальной технике (авторы делают тексты из собранных на определенную тему интервью). На конкурс прислали около 300 фильмов, снятых за последние два года, из которых организаторы и жюри выбрали 50 лент. Среди них оказались игровые и документальные картины, снятые как мастерами, так и студентами, и просто любителями. В игровых проектах часто были заняты непрофессиональные или неизвестные актеры.

Вадим Леванов, художественный руководитель театрального центра, пояснил, каким образом программа попала в Тольятти:

– Прошлой осенью в Москве прошел 1-й фестиваль документального и игрового кино «Действительное кино», который позиционировался как альтернатива большому кино. И поскольку мы являемся давнишними партнерами «Театра. dос», нам любезно предоставили эксклюзивное право показать эти фильмы в Тольятти. Мы посчитали это интересным: здесь у нас можно увидеть то, что больше нигде в городе увидеть нельзя. Я надеюсь, что подобные вещи будут регулярными, и летом мы будем стараться, чтобы происходили какие-то события.

На страницу:
12 из 19