bannerbanner
Не вчера родился. Наука о том, кому мы доверяем и во что верим
Не вчера родился. Наука о том, кому мы доверяем и во что верим

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

7

Holbach, 1835, p. 119.

8

“La crédulité des premières dupes” (Condorcet, 1797, p. 22); “charlatans et leurs sorciers” (p. 21). См. аналогичные ссылки в: Singh, 2018.

9

Peires, 1989, location 2060–2062.

10

Eric Killelea, “Alex Jones’ mis-infowars: 7 Bat-Sh*t Conspiracy Theories,” Rolling Stone, February 21, 2017, http://www.rollingstone.com/culture/lists/alex-jones-mis-infowars-7-bat-sht-conspiracy-theories-w467509/the-government-is-complicit-in-countless-terrorist-and-lone-gunman-attacks-w467737.

11

Callum Borchers, “A harsh truth about fake news: Some people are super gullible,” Washington Post, December 5, 2016, https://www.washingtonpost.com/news/the-fix/wp/2016/11/22/a-harsh-truth-about-fake-news-some-people-are-super-gullible/.

12

Heckewelder, 1876, p. 297.

13

Dawkins, 2010, p. 141.

14

Truther monkey (@Thedyer1971), “The mind controlled sheeple. Welcome to the new world order,” Twitter, September 26, 2017, 12:53 a. m., https://twitter.com/Thedyer1971/status/912585964978966528.

15

Borchers, “A Harsh truth about fake news”; более общий анализ, демонстрирующий, как часто обе стороны обвиняют друг друга в легковерии, см. в: Donovan, 2004.

16

Маркузе Г. Эрос и цивилизация / Пер. с англ. А. А. Юдина. – М.: АСТ, 2003. С. 46, 19. – Здесь и далее примечания редактора, если не указано иное.

17

Marcuse, 1966, pp. 46, 15; см. также: Abercrombie, Hill, & Turner, 1980. Значительно более детальное рассмотрение роли господствующей идеологии см. в работе Антонио Грамши (для ознакомления с темой см.: Hoare & Sperber, 2015).

18

Stanley, 2015, p. 27.

19

Paul Waldman, “Trump and republicans treat their voters like morons,” Washington Post, July 26, 2017, https://www.washingtonpost.com/blogs/plum-line/wp/2017/07/26/trump-and-republicans-treat-their-voters-like-morons/.

20

Asch, 1956. Источник рис. 1: https://en.wikipedia.org/wiki/Aschconformity_experimentsa/media/File: Aschexperiment.svg (accessed November 21, 2018), CC BY-SA 4.0.

21

Moscovici, 1985, p. 349, цит. по: Friend, Rafferty, & Bramel, 1990.

22

Milgram, Bickman, & Berkowitz, 1969.

23

Milgram, 1974.

24

Perry, 2013, location 145.

25

Brennan, 2012, p. 8.

26

В цитату включены слова Декарта.

27

Gilbert, Krull, & Malone, 1990, p. 612.

28

Цит. по: Гераклит. О природе [Фрагменты] / Антология мировой философии в 4 т. Т. 1. М.: Мысль, 1969. В оригинале автор цитирует перевод Гераклита с древнегреческого на английский американского поэта Брукса Хэкстона.

29

Heraclitus, 2001, fragment 111.

30

David Robson, “Why are people so incredibly gullible?” BBC, March 24, 2016, http://www.bbc.com/future/story/20160323-why-are-people-so-incredibly-gullible.

31

К Ашу это не относится; см.: Friend et al., 1990.

32

Hirschfeld, 2002. Хотя это, вероятно, справедливо по отношению к большинству антропологов, не уделяющих особого внимания детям в своих исследованиях, в антропологии и социальной психологии также существует старая и мощная традиция изучения культурной ассимиляции (напр., Linton, 1963).

33

Boyer, 1994, p. 22.

34

Strauss & Quinn, 1997, p. 23.

35

Dawkins, 2010, p. 134.

36

Древний обычай в Китае, сохранявшийся практически вплоть до недавнего времени. Об этом рассказано, в частности, в изданной в 1991 г. в Великобритании и ставшей международным бестселлером книге Юн Чжан «Дикие лебеди: Три дочери Китая» (М.: Издательство Ивана Лимбаха, 2008. Перевод Р. Шапиро). Вот как описывает автор книги эту пыточную процедуру: «Ноги бабушке забинтовали в двухлетнем возрасте. Ее мать, ходившая на таких же ножках, сначала спеленала ей ступни шестиметровым куском белой ткани, подогнув все пальцы, кроме большого, под подошву, потом придавила ногу в подъеме камнем, чтобы сломать кости. Бабушка кричала от страшной боли… Даже сломанные ступни следовало держать забинтованными день и ночь, потому что без повязки они сразу начали бы срастаться».

37

См.: Henrich, 2015.

38

Boyd & Richerson, 1985; Richerson & Boyd, 2005. Их работа посвящена главным образом материальной культуре, для которой проблема доверчивости, пожалуй, менее насущна, чем в случае коммуникаций.

39

E.g., Barkow, Cosmides, & Tooby, 1992; Pinker, 1997.

40

Henrich, 2015.

41

О стратегиях социального обучения Лаланда см., напр.: Laland, 2004.

42

Или конформистская передача, относящаяся к группе «предубеждений, основанных на частотности»; см.: Boyd & Richerson, 1985; Henrich & Boyd, 1998. Новую критику этих стратегий как бесполезных см в: Grove, 2018.

43

Henrich & Gil-White, 2001; обзор новых свидетельств см. в: Jiménez & Mesoudi, 2019.

44

K. Hill & Kintigh, 2009.

45

Richerson & Boyd, 2005, pp. 162–167, 187.

46

Boyd & Richerson, 1985, pp. 204ff; см. также: Nunn & Sanchez de la Sierrs, 2017 (критику этой работы см. в: Lou Keep, “The use and abuse of witchdoctors for life,” Samzdat, June 19, 2017, https://samzdat.com/2017/06/19/the-use-and-abuse-of-witchdoctors-for-life/).

47

Henrich, 2016, p. 49.

48

Richerson & Boyd, 2005, p. 124.

49

Указ. соч.

50

Указ. соч., p. 18.

51

Marx & Engels, 1970, p. 64.

52

Объективную истину, установленную научными методами, называют контринтуитивной, если интуиция, эмоции и другие когнитивные процессы интерпретируют эту истину как ложь. – Прим. науч. ред.

53

Caro, 1986a.

54

Arabian babbler (англ.) – букв. «арабский балабол». – Прим. пер.

55

Ostreiher & Heifetz, 2017; Sommer, 2011.

56

См. ссылки в: Haig, 1993.

57

Работа Wray, Klein, Mattila, & Seeley, 2008, в которой высказывается предположение, что ранее полученные противоположные результаты (Gould & Gould, 1982) были следствием ошибки. См. также: Dunlap, Nielsen, Dornhaus, & Papaj, 2016.

58

Scott-Phillips, 2008, 2014; Scott-Phillips, Blythe, Gardner, & West, 2012.

59

Seyfarth, Cheney, & Marler, 1980.

60

Nishida et al., 2006.

61

Dawkins & Krebs, 1978; Krebs & Dawkins, 1984; Maynard Smith & Harper, 2003.

62

Haig, 1993, 1996.

63

Yaig, 1993, p. 511.

64

Blumstein, Steinmetz, Armitage, & Daniel, 1997. Один из механизмов, обеспечивающих стабильность сигналов тревоги у верветок, заключается в том, что обезьяны могут научиться игнорировать сигналы не заслуживающих доверия сородичей, таким образом поддерживая низкую цену нечестных сигналов и создавая стимул для отправки честных сигналов (Cheney & Seyfarth, 1988).

65

J. Wright, 1997; J. Wright, Parker, & Lundy, 1999.

66

См.: C. T. Bergstrom & Lachmann, 2001.

67

O. Hasson, 1991.

68

Caro, 1986b.

69

Все последующие свидетельства см. в: Caro, 1986a, 1986b; FitzGibbon & Fanshawe, 1988.

70

Nelissen & Meijers, 2011.

71

См., напр.: Henrich, 2009; Iannaccone, 1992.

72

E. A. Smith & Bird, 2000.

73

См., напр.: Higham, 2013.

74

Borgia, 1985. Больше ссылок см. в: Madden, 2002.

75

Zahavi & Zahavi, 1997.

76

Borgia, 1993.

77

Madden, 2002.

78

Dubreuil, 2010; Sterelny, 2012.

79

Dediu & Levinson, 2018; Hoffmann et al., 2018; см. также: Andrew Lawler, “Neandertals, Stone Age people may have voyaged the Mediterranean,” Science, April 24, 2018, http://www.sciencemag.org/news/2018/04/neandertals-stone-age-people-may-have-voyaged-mediterranean.

80

Дэн Спербер с коллегами утверждают это в статье, опубликованной в 2010 г.: Sperber et al., 2010; см. также: Clément, 2006; Harris, 2012; O. Morin, 2016.

81

Цит. в: Carruthers, 2009, p. 175.

82

Гипнотическая диссоциация – состояние, при котором под воздействием гипноза мышление человека отделяется от его сознания и функционирует в независимом режиме; человек при этом не осознаёт внушаемые идеи и не в силах что-либо изменить.

83

Anthony, 1999.

84

Цит. в: Carruthers, 2009, p. 192.

85

Журнал Life, цит. в: Carruthers, 2009, p. 192.

86

Pratkanis & Aronson, 1992, chap. 34.

87

Среди значений английского слова subliminal есть и такое, как «подпороговый». – Прим. пер.

88

Pratkanis & Aronson, 1992, chap. 34.

89

Reicher, 1996.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4