Полная версия
Поэтический нарцисс
А потом, повзрослев, отгорел ко всему,
Говорил: «Не здоров!», не ходил ни к кому.
Как отшельник в лесу, только редко теперь
Открываешь просящему нищему дверь,
Посмотреть на него и закрыть перед ним,
Показав ему розы и гипсовых нимф.
О счастье и остальном
Мы не меняем поз. Вот счастье, вот успех,
А вот – печаль. Вот утверждение, а вот вопрос,
Мы подсмотрели всё у всех
И это, кажется, курьёз.
Семья, карьера – ставим плюс,
И, радостные в край,
Мы говорим: «Хочу!», «Люблю!»,
«Вот ад!», «А это рай!»
Мы получаем дурака,
Приличного издалека.
Гордясь позорной кучкой поз,
Мы, правильные все,
Не пьём вино в саду у роз,
Не знаем про Мюссе.
Всё хорошо, довольны все,
Все знают обо всём,
Но дует холод по спине
В пустой дверной проём.
К нам не приходят.
На банкете
– Смотрите-ка! Явился сам! <…>
А с ним – его супруга?
Вообще-то очень ничего!
– Позвольте! Я вижу по его часам,
Что это дочь его.
Иначе слишком молода,
Красива слишком.
– Это да! (Всё тот же шёпот.)
– Посмотри! Сейчас погасят фонари,
И эти двое скромно
Займут одну из комнат.
– А этой бы рожать пора.
– Творит дела старушка!
– А этой замуж бы пора.
– А эта по подружкам!
– А вон, смотри, какой громадный
В углу сидит поэт.
Он пишет строки?
– Он водку ждал, а водки нет,
Но не идти ж обратно.
Ницца
В Ницце такой закат!
Как будто на моря щеках
В Ницце такой загар,
И у порога шинка
Розовый куст растёт,
И тень на гипсовых львах.
У Ниццы есть вкус!
Ницца – сладость и страх.
Ночью в Ницце взойдёт Луна,
Плеснёт молока на тёмную воду,
Ницца – безбожница, ибо «она»,
Животворящий весенний воздух.
До боли шумная, неосторожная,
Пианистка не то ли, не то ли поэт,
И если я б в ней не любила – тоже,
Без Ниццы-мелочи чего-то нет.
(Чтец кладёт руку на сердце).
Искренность
Я не люблю без мизансцены,
Без роз, без в небе лунного костра.
Мне это всё примерно так же ценно,
Как весь твой мир, порыв и страсть.
Я не могу – протестно колет сердце! –
Моя природа не позволит мне
Жить без гулящих лодочек в Венеции
И без ажурной тени на стене.
Как элегантный шарф, как туфли нужной марки,
Любовь – изысканный аксессуар.
Мне не нужна любовь в убогой маске,
Я вожделею ёмкость и нектар.
Небесные этюды
Все шифры от молчания до слов
Разгаданы тобой; ты ничего не ищешь.
Из преисподней солнце поднялось над крышами домов
И на иврите поёт про нищих.
Ты слышишь ноту, белый луч дрожит,
Мелодия в его жемчужной дрожи.
Ты смотришь в небо, и его величественный вид
Тебя к тоске не подвести не может.
Ты предан, как все мы, надеждам и мечтам
И в небо вглядываешься подолгу.
Там много чёрных платьев, но даже там
Есть маленький фрагмент ажурного подола.
Костюм с хрустальным поясом
Ты больше не живёшь в России.
Всё перепуталось, сплелось одним узлом.
Я шла по улице, светало красно-сине.
Как будто солнце встало мне назло.
Я знала, мы увидимся навряд ли,
Так решено: судьба разводит нас,
Поэтому я выбрала наряд
По цвету траурный, но с поясом из страз.
Всё перепуталось, дописанная повесть,
Мечта, любовь – всё это страшный груз.
Я шла, поэты на мой смотрели пояс
И многие – с желанием снять грусть.
Перед напольным зеркалом
Цвет итальянской волны, играющей в море,
Рассвета, пролитого белым, первым лучом.
Как этот милый наряд с вашей сущностью спорит,
Мой элегантный чёрт!
Не овладеть вам красоты оружием,
Всюду просвечивают расчёт и ум.
Нету у вас на душе ни цветов, ни кружева,
Но ведь вы любите этот банальный костюм.
Взявшись за ручку с теми или с другими,
Вы каждый раз расчетливы, с кем.
Вы появляетесь в нём на Монмартре и в Риме,
В нём безнадёжно гуляете по Москве.
Ночь в Сорренто
Видно Луну: далека-далека!
Вокруг облака собираются хором,
Кажется, это вовсе не облака –
Это жакет Луна купила в лавке Диора.
Звёзды блестят в чаше небесной у дна,
То золотые, а то, как стыдясь, покраснели,
Это не звёзды – это купила Луна
Шляпу у Эльзы Скиапарелли.
Сколько, подумай, талантов от шляп без ума,
Вечно поглощены подачей!
Видишь? Совсем не рассвет и не алый туман.
Это вечернее платье Джанни Версаче.
Если б не сущее чудо и мы б не могли
Быть с ним знакомы хотя бы мельком.
Есть благодетель у этой прекрасной земли,
Он – это краски, а мы бы стояли с мелом.
Визит. Март
Не для тебя – сегодня солнце встало,
Не для тебя – куст белых роз расцвёл,
Не для тебя узор на этот пол
Положен мастера рукой усталой.
Ты зря пришёл, почти ворвался с боем
В мир этих хрупких статуй, ярких страз,
Не говори: «Я март люблю! И вас.
Прошу…» – и о другом, совсем другое.
Не оставайся – знак плохого тона,
И эта арка – страшный небосклон,
Как облака в раю, рельеф колонн,
И между вами – тонкая колонна.
Нежное время
Любители Бальзака и Матисса,
Мы, не считая бренных дней,
Не верим в то, что жизнь проходит быстро,
И сами подгоняем лошадей.
Мы видим склеп во всём и мечтаем выйти,
Любой закон деля напополам.
Мы гоним за событием событие,
И молодость толкает кровь к вискам.
Фонтан на крыше Турандота
Струится шёлково из белых глаз
Вода, в лучах похожая на пламень,
Клянусь, так чисто, как никто из нас,
Умеет плакать этот мёртвый камень.
В серебряное зеркало потом
Мы смотримся, склонившись к круглой чаше,
И нам мерещится, что есть любовь, есть дом,
Есть краткое волнительное счастье.
Мы ждём его на всём своём веку,
Как много ран жестоких ни набито,
И каждый раз спустя пять-шесть секунд
Гулящим ветром зеркало разбито.
Летние ароматы
Всю ночь не спав,
Уснуть под утро тревожным и коротким сном,
И, черствым став, холодным став,
Смотреть сквозь дрёму, как опали с сирени листья за окном.
Она цвела, и вы цвели
Таким же чистым, белым цветом.
Был всюду аромат любви
Непостоянного, но радостного лета.
В зелёных листьях и в ручьях, которых мелодичен шум,
В берёзовых высоких чащах,
Как в вечных и красивых чашах,
Мешало пламенное лето свой восхитительный парфюм.
То пахло ливнями, то морем,
То синим мхом, растущим на мосту,
То вставшими на тёмном косогоре
Кустами в мелком розовом цвету.
Да, всё природное прекрасно без границ,
Но и природного прекрасность не сравнится
С Диором, привезённым мною в Ритц,
И с новым, увозимым мной из Ритца.
Есть что-то в этой маленькой традиции!
Отчаяние романтика
Как всё нелепо, всё неловко!
Всё лживо в круге и в кругу.
Твоя надежда, будто лодка
Без дна, стоит на берегу.
Какие плавания были!
Теперь в пыли земной тоски
Над ней просторы голубые,
Над ней смеются моряки.
Себя выцеживать в колбы
Себя выцеживать в колбы и раздавать легко,
А получить хоть каплю в ответ сложно.
Душу доить смозоленной красной рукой
Долго, упрямо и страстно, до дрожи –
Можно. Доить и видеть стеклянный взгляд. Снова. Опять.
Взгляд на интерес, на смак без намёка.
А ты в него рвёшься стучать, стучать и стучать
До сине-чёрных кровоподтёков.
Мягкость и тишина
Будь мягким и тихим,
Мягкость и тишина –
Поэзия мысли.
Кичливость тебя не возвысит.
Будь мягким и тихим
На этом печальном пути,
Всего на пути не найти.
К некрасивым
Все некрасивые похожи,
Пока хоть капля силы будет,
Они готовы лезть из кожи,
Чтоб навредить красивым людям.
С немытым личиком и в брюках,
Которые на них не сели,
Изобразительные в трюках
Вреда, убогость сердца сеют.
Корпят над гадостью, стараются
И забывают беспробудно,
Что некрасивыми рождаются,
А быть красивым – это трудно.
Иконы и прихожане
Красивы лица у святых,
Как будто всё ещё из плоти,
Они глядели вниз с полотен,
Из рам лазурных, золотых.
На чей-то крест, на чей-то шёлк,
Величественно в высшей мере,
Как резко распахнулись двери
И кто-то – просто так! – зашёл.
Поставил свечку, посмотрел,
Как молятся усердно бабы,
И вышел, за стеной ноябрь
Ольховой веткой шелестел.
Прощание с Музой
Поэт лежал в бреду:
«Не уходи!» – он Музу умолял.
Но Муза встала у дверей:
«Прощай!» – и только соловей
Запел под окнами и свет
К ногам несчастного упал.
Поэт боялся – он грешил,
Крал мысли, пил вино, блудил,
Хотя талантлив, страстен, смел,
Он разжигать сердца умел,
Но справедливый суд ему
Был, вероятно, ни к чему.
«Иди со мной! – просил поэт, –
Мне одному идти тревожно
По пыли вечных тех дорог,
Что ждут меня!» Но за порог
Уже одной шагнула ножкой
Гуляка-Муза: «Не могу!»
«Но ты клялась мне верной быть,
Когда ради тебя одной
Я отказался от земной
Причуды верить и любить!»
«И я была!» – второй шажок,
И только локонов янтарь
Янтарь напомнил виноградный,
Исчезла Муза за оградой,
А по поэту очень скоро небесный зазвонит звонарь.
На Небе будет заседанье
У нежных облачных столбов,
И вдохновенье, и любовь
Там будут: жизнь – не оправданье.
Тополь
К моим рукам сегодня тополь
Всю в сучьях руку протянул,
Так скучно в городе ему
Стеречь кладбищенские плиты,
Которые уже ветхи и жалко у краёв разбиты.
И мне вдруг показалось, что
В обыкновенный хмурый шторм,
В обыкновенный день угрюмый
Мне дали ласковые струны.
И стало с ними грустно мне,
Но всё запело на земле!
И в муке их касались пальцы:
И слушать грустно – и расстаться.
Люби, Мари
Смотри, Мари, Луна на небе,
Свидетель тайны и любви.
Ей начат вновь её молебен
За радость всех людей Земли.
Смотри, Мари, как безрассудно
В лучах пушистых и седых,
А за лучом – во мраке скудном
Рождение твоей звёзды.
Смотри, Мари, как будто искры
В пространстве вспыхнули для нас.
Люби, Мари, светает быстро,
И предрассветный жуток час.
Розовый шиповник
Сейчас уже осень, твержу наизусть
Те песни, в которых весны черты.
Но завтра, боюсь,
Я увижу, что розы мертвы.
И солнце не греет, а только глядит свысока,
Глядит с высоты равнодушных небес,
И плавно спускаются облака
Туманом на лиственный лес.
Мир холодно нем,
И среди пожелтевших берёз
Сибирский шиповник склонился к земле,
К наполненным влагой следам колёс.
Бар
Вернулись мы к тому же бару,
Как будто время не прошло,
Как будто всё ещё крыло
Одно белеет – милый парус.
Мы сели за любимый столик,
Уже покрытый скукой лет.
Через стекло осенний свет
Упал на белый подоконник.
Мы сплетничали о знакомых.
Тоскуя, ты вокруг глядел:
Всё изменилось и везде
Теперь уюта нет, нет дома.
И только красным в водах талых
Горят весь вечер фонари.
Ты уезжал отсюда в Рим,
И ты не знал, что я страдала.
Картины, статуи
Не требуйте безумства от людей.
Мы не меняемся, но мы актёры.
Я понимаю, страшный пыл страстей,
Желания, ночные приговоры –
Картины не меняются в цветах,
И гипс на статуе уже застыл надёжно.
Повиснет: «Да!» на жаждущих губах,
Но это «да» смешно и невозможно.
Люстра с ангелами
Вечерний запах роз. Мной решено – влюблюсь,
Не потому, что сердце просит ласки,
Нет – потому что свет двух итальянских люстр,
Где держат ангелы, как свечи, лампы.
Так этот свет красив, что в нём уже любовь
Блуждает маленькой раздетой тенью.
Она прикрылась стразой голубой,
Мерцающей над масляной сиренью.
Смотря в твои глаза, я вижу целый мир,
Навечно в нём хочу оставить сердце.
Мне всё равно, что рвётся даже нить,
Которую Клото ласкает в Греции.
Москва теперь в туманах и дождях,
Бутоны роз застыли в белой влаге;
Мне, опасающейся, хочется тебя,
Куда идти под ночь – конечно, к ангелам!
Привлекательные
Размер, параметры – нет, внутреннее чувство?
Любезность, доброта, тепло?
Какой огонь хранит алмазный сгусток –
Дар привлекательности, чёрное крыло
Всегда влюблённых? Трудная задача.
За каждой шалостью – шипенье плат.
Всё можно промотать, от чувств до внешних качеств,
Но – не любовника талант.
Да, это так. С одними вечность вместе,
С другими – объясненья при Луне;
Есть третьи – и у них маячит в каждом жесте
Ваш будущий успех наедине.
Старый район
Я тайком прихожу в этот старый район
В чёрной шляпе, надеясь влюбиться.
Это глупые ночи, но сердце моё,
Поумнев, перестанет биться.
Я влюбляюсь безбожно; мне дарят цветы,
Мне читают Рембо и Бодлера,
Мы гуляем – увы, нет в Москве темноты! –
Мы гуляем по жёлтым скверам.
Новым утром настанет провал – ничего! –
И над пропастью надо расстаться.
Мне французы из всех стали ближе всего.
Как они восторгаются иллюминацией!
Art is
Ироническое впечатление от посещения выставки «Art is» в Москве 05.12.2021
Грязно и людно,
Как следствие – грустно.
Здание – есть здания франты! – плохо одето.
Если искусство – это,
Значит, оно уже на люстре.
Само с верёвкой встало на табурет,
Сбросило кожаные мюли,
А те, кто взялся за краски на склоне лет,
Ножкой опору его качнули.
Кто моложе, те погасили свет,
И я из всего особенным вижу только –
Розу, увядшую в вазе, чудный предмет.
Кажется, ей освещать мою комнату долго!
Цвет – это цвет, который любил Бодлер,
Это его увядание – синий и зелень!
Всё, что способно в его пониманьях болеть,
Вся его смерть – это красивое зелье.
Я забираю её – розе здесь жить во вред,
Лишь вызывать у другого полотнища зависть.
Я уношу её – больше светильника нет
В этом пространстве, похожем на бедную занавесь.
Поэтесса и порядочный человек
Я чёрной буквой хочу напиться.
Крепче виски, слаще игристого!
Дождь принял за клавиши черепицу
И начал отстукивать Листа.
Тайной выскачет безобразие
В каплях-строчках страничек-кружек.
Я безоружна! И требую казни –
Смертной! – казни для безоружных.
Это гуманно. По-человечески.
Сверхкультурно и архичестно.
Разве не пытка лишённому речи
Жить по мотивам песенным?
С буковой печалиться и веселиться,
С буковой клясть любовную слабость.
Буква-буква, сухая птица
В странице, как под иглою бабочка!
Чёрной буквы – как светлой веры
Краской бы вылить в вселенский облик!
Гляну в окно – рассвет серый.
А у меня за абзац ни облака!
Скоро закрутится день зяблый,
И, может, признаюсь себе я вяло,
Что, примеряя чужие глазные яблоки,
По слепоте свои растеряла.
А потом, проглядев, подошвой –
Раз!.. Зрячей уже не стану.
Друг, ну за что вы настолько хороший
И так контужены воспитанием?
Чувственный поэт
Вас разбирают на цитаты, не зная,
Вы – вор.
У баров, у женщин, у улицы
Вы крали слова до сих пор,
За виски в халате из кашемира порок признавая.
Над нежным бутоном
В вазе на вашем английском столе,
Под лампой зелёной
Вы мир упрекали за то, что суетен он,
Что первая роза, как Ева, припала к земле.
Что нет элегантных мужчин,
Образованных женщин,
Что всё утонуло и выцвело в глупую массу.
А мир, закурив, отвечал: «Ты, дружок!.. Приукрасил».
А вы раздражённо бросали в ответ: «Преуменьшил!»
И правда вы нежно затушевали рукой
Масштаб некрасивости мировой.
О маленькой актрисе
Ты её покорил,
Ты ей ближе других,
Вы идёте вдвоём, вы счастливые люди.
До рассвета горят фонари,
И цветы распустились повсюду.
И ей кажется, что
Ты тот самый из всех,
Она смотрит так мило и нежно,
Но ты знаешь уже исключительно то,
Как расстанетесь вы, чувства нежа.
Ты ей снился всегда,
И она каждый раз,
Когда вы, обойдя бутики модельеров,
Пьёте виски – тебя грешно любит она,
Потому что она не имеет красивых примеров.
Ты её приручил,
Ты смеёшься над ней,
Но так сладко играть и до дрожи азартно,
А ведь чувства её – это солнца лучи.
Может быть, отгорел самый крайний у марта!
Секрет успеха
Ни доброта, ни красота
Не гарантируют успеха,
Успех – в чутье.
И он приходит только к тем,
Кто обладает им,
Кто нежно Господом храним.
И если есть чутьё,
То всё, считай, твоё,
А если нет чутья –
Не протянуть руки к садам Небытия.
Аллегория души. Корабль
Ты – Фортуны красивый раб
Или, если угодно, Божий.
На какой бы ни сел ты корабль –
Каждый призрак твой сядет тоже.
Там возлюбленная, а здесь,
Может, смелый соперник сядет.
И промчится по тёплой воде
Быстрый ветер – ещё один всадник.
Верный друг и заклятейший враг,
Сомелье у стола, проводник,
Тот, с кем кофе ты пил в антракт,
Твой учитель и твой ученик.
Из тумана гореть будут ярче глаза,
Чем любовнее время суток,
Будут прятаться тени и липко сползать,
Капать с крыши в пустые каюты.
Когда слишком накопится их,
Ты, решительно встав у штурвала,
Крикнешь Богу (Фортуне): «Топи!
Тесно, видишь, и скучно стало».
Встреча порядочного человека с хамами
Без равнодушия, учись спокойным быть.
Противно равнодушие уму.
Люби – на свете важно, чтоб любили,
И если чушки вдруг в хлеву заговорили –
Молчи, феномен этот ни к чему.
Пусть говорят, кивни и выйди прочь,
Эстетски, твёрдо, но не равнодушно,
Будь сострадателен – им, чушкам, не помочь.
Пусть говорят, возможно, в грязи скучно.
Пошляк
I
Не бывает всё сказано,
Доказано, вычитано и решено.
Жизнь на то и терпка, как терпко вино,
Терпкостью желания и экстаза.
II
Идёшь по проспекту, он грязен весь.
Вглядываешься, падаешь как в толпу – как есть.
Толпа торопится, играют цветы на полях шляп –
В кафе, на веранде, сидит пошляк.
Он говорит о страсти, но страсти нет –
Есть странная тень на стене
В особняке с переписанным номером.
Упавшая в его объятия, изображая обморок.
Есть другая, которая не пришла,
Третья – подобие Беатриче.
В кафе, на веранде, богатый сидит пошляк.
Ему принесли вина, икры, дичи.
III
Он поправляет платок-паше,
Очарованный новой Дивою.
У него ничего на душе,
Но глаза у него красивые.
Цветущие луга
I
Ты чувством осенён, ты ослеплён,
Как лета, ждёшь, как счастья, ждёшь,
Приходишь ночью и зовёшь,
Надеясь: ночь тебе поможет.
Весь луг в цветах, и белым ложем
Под красным солнцем тоже ждёт,
Когда за лес оно зайдёт.
II
Заблещет золотом пыльца,
Луна повиснет круглой лампой,
И ветка скроет чёрной лапой
От всех черты её лица.
III
Тогда увидишь Музу ты,
В любви смутишь её, отравишь,
И в волосах её цветы
За ночь сто раз пересчитаешь.
Проснёшься поздно, встанешь с ленью,
Ещё поздней тебя – она,
Твоя фигура Возрожденья,
Присоединённая страна.
IV
Но помни, утром провожая
И память встречи сохраня,
Её и раньше побеждали,
Ведь это слабая страна.
Рай
Кружевные подолы,
С острым носиком туфли.
У дверей – красный пуфик,
И всюду гондолы, гондолы.
Идеи
Никто ни в чём не виноват.
Ни ты, ни общество, ни ценности,
Но, как ты видишь, жизнь черства,
И иногда подвластны тленности
Идеи жутче вещества.
Ведь вещество – его не вымарать,
Переродится, переплавится,
А что идея? Жизнью вымрет,
Иссохнет и обезобразится.
С ней, нищей, человек появится.
Она в руках забьётся, уродина,
В ней каждый нерв как прокажён.
Он громко скажет слово «Родина!»
И станет ясно – он чужой.
В кабаре
«Заблудиться снова, что ль,
В самой маленькой Вселенной?
Тело тленно – ну и что?
Чувство тоже тленно!» –
Он допел, дотанцевал.
«В самой маленькой Вселенной,
Заблудиться в человеке?»
Месяц в небе дотлевал,
В танце окунаясь в реки.
Пахло кофе, пахло дичью.
В ноты он не попадал,
Но был молод и порхал
У органа райской птичкой.
Он твердил, невечно тело,
Всё, что есть – не навсегда.
На щеке его звезда
Нарисованная тлела.
Несчастно влюблённому
Если б ты был стократно, стотысячно лучше – тогда бы!
Если б ты был элегантней, богаче, умней,
Если б ты был человеком другого масштаба –
Может, тогда ты бы тоже понравился ей.
Если б ты ездил в Париж, где готовят фламбе,
Если б на свежую ягоду лили бренди
И обжигали десерт в сладком сахаре при тебе –
Может, тогда поклялись и тебе бы.
Если б ты знал, скажем, пять или шесть языков,
Если б у моря ты розы растил и оливы,
Может, тогда б и её посетила любовь –
Да и не только, ещё бы других красивых.
Если б ты в Опере царскую ложу снимал,
Жертвовал театрам, любил добродетель,
Если б ты даже не знал, что бывает зима –
Может, тогда никогда б ты её не заметил.
Если б смотрел ты на небо в осеннем пурпуре
И просыпалась мелодия рая в тебе,
Может, тогда б ты не маялся этой дурью,
Ездя в Париж, где прекрасно готовят фламбе.
Вода в Неве
Чернеет вода, а когда-то давно
Смотрели монархи в неё и пили вино.
Чернеет вода, а когда-то давно
Смотрели монахи в неё и пили вино.
В каретах у этой воды проезжали цари,
И страх, даже глубже неё, в них кипел и царил.
Они заходили молиться в часовню у этой воды,
Как смертные люди, не перед, а после беды.
Им ветер, паря над водой, напевал в унисон,
И скалились здания только рядами широких колонн.
Над их головами кроваво горела заря,
Копытами цокала лошадь, под чёрные ноги смотря.
Они выходили молиться к великой воде,
И в радости даже молились сильней, чем в беде.
Туда, где к воде восторженно камень приник,
Где лилией пахло и листья качались, как лик.
Потом для царей наступила другая пора,
И листья сменили на чёрной воде катера.
Мироздание. Вечер
Моё проклятие, всех звёзд мерцание,
Не повернуть уже назад,
И розовеет небо, как фасад
Мне в части видимого здания.
Все притяжения и всё желание,