Полная версия
Потомкам нашим не понять, что мы когда-то пережили
Жена его – Новицкая Зинаида Филаретовна, потомственная почетная гражданка, дочь губернского секретаря.
14 октября 1900 года у них рождается сын Андрей Михайлович, названный в честь деда. Крещение происходит на второй день в Преображенской церкви г. Романов-Борисоглебска. Восприемниками указаны «Романов-борисоглебский мещанин Николай Фёдоров Брукс и жена губернского секретаря Варвара Александрова Новицкая»[79] (бабушка).
О судьбе Андрея Михайловича мы узнали из Книги Памяти Ярославской области, том 1, стр. 369: «Место призыва – г. Ярославль, Ленинский район. Причина смерти – пропал без вести. Дата смерти – 00.07.1942».
Есть и еще документ – Донесение о безвозвратных потерях, обнаруженный в электронном банке данных «Мемориал» о погибших и пропавших без вести в период Великой Отечественной войны.
«Именной список рядового и сержантского состава, родственники которых не имеют с ними письменной связи. …
4. Добронравин Андрей Михайлович.
Красноармеец.
Призывался – Сталинским РВК г. Ярославля.
Ф.И.О. давших заявление о розыске – Пушкова Екатерина Константиновна. Ярославская обл. г. Данилов, ул. Циммервальда, 5.
С какого времени о разыскиваемом нет известий – май 1942 г.
Пропал без вести – июль 1942 г.»
Данные с сайта http://www.obd-memorial.ru/
У Михаила Андреевича и Зинаиды Филаретовны был еще один сын, родившийся в 1906 г., – Николай Михайлович. Его родина – село Брейтово Мологского уезда. В 30-е годы XX века жил в г. Данилове, а затем – в г. Ярославле на ул. Спорта, д. 74, кв. 12. Работал слесарем в депо станции Ярославль. Умер 3 февраля 1937 г.
Младший сын Андрея Иоанновича – Сергей Андреевич – родился 8 сентября 1878 г. в селе Ломино Романово-Борисоглебского уезда, крещен 11-го. Восприемниками при крещении указаны: «Романов-Борисоглебской градской Воскресенской церкви священник Николай Борголышкинский и потомственная дворянка, дочь коллежского асессора девица Надежда Константинова Молчанова»[80]. Крестил священник Михаил Доброклонский.
В 1888 г. Сергей поступил в Пошехонское духовное училище. По окончании курса в 1894 г. перешел в Ярославскую духовную семинарию, окончил ее в 1901 г., и сразу же поступил в Демидовский юридический лицей. «По отбывании воинской повинности» в 1899 г. Сергей был «записан вольноопределяющимся в Угличское Воинское Присутствие»[81].
Сергей Андреевич Добронравин
Фотография из материалов форума Ярославского историко-родословного общества
В 1902 г. Сергей впервые попал в поле зрения полиции: его привлекли к дознанию о «преступном тайном сообществе, именующем себя Организационным комитетом Ярославских семинаристов».
Спустя год, 30 августа 1903 г., 25-летний Сергей Андреевич Добронравин находился среди студентов, празднующих столетний юбилей Ярославского Демидовского лицея в сквере у Демидовской колонны. Как написано в донесении пристава, «…названный студент держал речь перед многочисленной толпой, в которой было много студентов лицея, каковую речь закончил возгласами: Долой Правительство! Долой Жандармерию! Долой полицию!». Вряд ли его отцу и старшему брату – служащим полиции – понравилось его выступление! А дальше, как полагается, началось расследование по этому делу. Его допрашивают, отдают под негласное наблюдение, затем заключают под стражу в Ярославскую губернскую тюрьму. В тюрьме всех заключенных подвергали осмотру врача, благодаря его описанию мы можем представить себе внешность Сергея Андреевича. Врач записал не только рост, цвет волос, глаз и особые приметы на теле (169 см, волосы темно-русые, глаза голубые, телосложение средней упитанности, родимое пятно на лопатке), но и такие данные как длина и ширина головы, длина мизинца левой руки, предплечья, ступни левой ноги, длина распростертых рук. В ту пору именно этим способом идентифицировали личность[82].
13 октября 1903 г. Сергея исключили из лицея, дабы не порочить доброе имя уважаемого заведения.
В личном деле арестованного имеется много различных рапортов, докладных записок и т. п. Для примера: «Секретно. Начальнику Ярославской губернской тюрьмы. Предлагаю Вам, Милостивый Государь, препровождаемыя при сем две книги «Теория Дарвина и социализм» и «Начала политической экономии» – Исаева, выдать арестованному студенту Сергею Добронравину. Прокурор (подпись)». Ниже расписка: «Означенные книги получил. Сергей Добронравин»[83].
Пробыв в тюрьме более месяца, он был отпущен под особый надзор полиции. Только спустя год дело было прекращено, надзор снят. Из донесений известно, что в Ярославле Сергей квартировал в доме Щербацкой на Голубятной улице у госпожи Ботовой. Дальнейшая судьба Сергея Андреевича пока неизвестна.
* * *Акилина Иоанновна, последняя из детей Иоанна Прохоровича, родилась в 1854 году. «Акилина» – имя церковное, латинского происхождения, в переводе – «орлиная»; в народе же принято было говорить «Акулина». Вышла замуж за выпускника семинарии, сына священника, учителя Давыдковской земской школы – Михаила Ивановича Державина. Родился он в селе Тимохино Даниловского уезда в 1850 г. Несколько лет семья Державиных жила с родителями Акилины в селе Никольском в Лисино, пока Михаилу не дали свой приход как священнику в селе Еляково Даниловского уезда. В 1889 г. он был переведен к церкви села Наумово того же уезда. После смерти мужа Акилина жила в Наумово в семье сына. Восемь детей было в семье Михаила и Акилины:
Елена – 1875 г. р., по мужу – Воскресенская. Венчание состоялось девятого ноября 1892 г. в церкви села Наумово. Жених – Воскресенский Михаил Павлович
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: В 17 т. Т. 16. М.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 393
2
Благочинный – помощник епископа в надзоре за духовенством вверенной ему епархии. Благочинный держит под контролем состояние церквей и поведение духовенства своего округа, а также – поведение воспитанников духовных учебных заведений.
3
Треба – богослужебный обряд, совершаемый священником по желанию, просьбе одного из верующих (крестины, венчание, отпевание и т. п.).
4
Ярославские епархиальные ведомости (далее – ЯЕВ) 1905 г. № 25.
5
Клировая ведомость – документ о церкви, включал сведения о службе лиц духовного сословия.
6
«Многая семья» – большая семья, многодетная.
7
Ярославское епархиальное женское училище принимало дочерей священноцерковнослужителей Ярославской и двух соседних губерний, предъявляя к ним следующие требования: знание «первоначальных и главнейших молитв с переводом на русский язык, Символа Веры с кратким рассказом о двунадесятых праздниках, 10 заповедей, молитв перед и после обеда, перед и после учения; правильное и толковое чтение по-русски и церковно-славянски, письмо по-русски по двум линейкам; письмо чисел до 100, умение разлагать их на слагаемые и множители, решать простые задачи, преимущественно устные, и иметь знакомство с употребительнейшими мерами и весом». Возраст поступающих – от 10 до 12 лет. Оплата составляла 100 рублей в год /по материалам Ярославских епархиальных ведомостей, 1883 г./.
8
Голубинский Евгений Евсигнеевич (1834–1912) – знаменитый историк русской церкви, профессор Московской духовной академии, академик.
9
Голубинский Е. Е. Воспоминания. Кострома, 1923 // http://www.golubinski.ru/golubinski/vospcont.htm
10
Федосюк Ю. А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. М.: Флинта; Наука, 2006.
11
Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. М.: АСТ Астрель, 2001. С. 156.
12
Державин Г. Р. Сочинения. М.: Правда, 1985. С. 284–286.
13
Ганжина И. М. Словарь современных русских фамилий. М.: АСТ Астрель, 2001. С. 156.
14
Федосюк Ю. А. Русские фамилии: Популярный этимологический словарь. М.: Флинта; Наука, 2006.
15
ГАЯО Ф. 230. Оп. 1. Д. 8244. Л. 39–40.
16
«Раменье, рамень – лесная поросль на запущенной пашне, а иногда настоящий хвойный, впрочем, некрупный лес. Селенья, расположенные на таких местностях, усвоили себе имя Раменей». («Список населенных мест по сведениям 1859 г. Ярославская губерния»)
17
ГАЯО Ф. 235. Оп. 1. Д. 24. Л. 89.
18
РГАДА Ф. 350. Оп. 1. Д. 335. Л. 589, 589 об.
19
Исповедная роспись – церковный учет населения, бывшего на исповеди.
20
ГАЯО Ф. 230. Оп. 13. Д. 2091. Л. 31.
21
ГАЯО Ф. 230. Оп. 13. Д. 5038. Л. 28.
22
ГАЯО Ф. 230. Оп. 13. Д. 7763.
23
Там же.
24
ГАЯО Ф. 230. Оп. 14. Д. 3455.
25
ГАЯО Филиал в г. Рыбинске Ф. 362. Оп. 2. Д. 141. Л. 71 об.
26
ГАЯО Ф. 230. Оп. 1. Д. 3861. Л. 20 об.
27
ГАЯО Ф. 230. Оп. 1. Д. 4427.
28
Там же. Л. 10.
29
Там же.
30
ГАЯО Ф. 230. Оп. 2. Д. 2092. Л. 55.
31
В разных архивных документах часто указаны разные даты одного события, установить достоверную иногда бывает невозможно.
32
Критский П.А. Наш край. Ярославская губерния – опыт родиноведения. Ярославль, 1907 г. С. 260.
33
ГАЯО Ф. 230. Оп. 2. Д. 35-г.
34
По этому тракту отправляли в ссылку декабристов.
35
В 1930 г. уничтожена, до наших дней дожила лишь колокольня.
36
ГАЯО Ф. 230. Оп. 2. Д. 3248.
37
Сохранился до наших дней, но в очень перестроенном виде: много лет служит Домом культуры.
38
ГАЯО Ф. 230. Оп. 1. Д. 8617. Л. 6 об.
39
Протоиерей – старший священник, главный среди других священников данной церкви. Этот титул дается как награда. Обычно протоиерей является настоятелем храма. Официальная и торжественная форма обращения к нему – «Ваше Высокопреподобие».
40
Носится на груди – «на персях».
41
ЯЕВ 1896 г. № 23.
42
ГАЯО Ф. 230. Оп. 11. Д. 2690 а. Л. 33 об, 34.
43
Там же. Л. 39 об, 40.
44
В монастырях послушанием называется всякая работа, труд ради смирения и покорности.
45
ГАЯО Ф. 230. Оп. 2. Д. 1743. Л. 41 об, 43 об.
46
Так называется чин посвящения в чтеца или певца (младший церковный клир, прислуживающий при храмовом богослужении), во время которого посвящаемый принимает из рук архиерея и надевает на себя стихарь – длинное с широкими рукавами богослужебное облачение.
47
Погостом исстари называли местность с церковью и домами церковного причта. Затем селение расширялось за счет крестьян и людей других сословий. Позднее «погост» стали заменять словом «село».
48
Ярославская губерния: Список населенных мест по сведениям 1859 г. СПб, 1865.
49
Краткие сведения о монастырях и церквах Ярославской епархии. Ярославль, 1908. С. 421–422.
50
Катехизис – начальное, основное учение о христианской вере.
51
ГАЯО Ф. 230. Оп. 2. Д. 1743. Л. 41 об, 43 об.
52
ГАЯО филиал в г. Рыбинске Ф. 362. Оп. 2. Д. 142. Л. 626 об.
53
ГАЯО Ф. 100. Оп. 1. Д. 2157.
54
ГАЯО Ф. 100. Оп. 1. Д. 2247.
55
ГАЯО Ф. 236. Оп. 1. Д. 150.
56
ЯЕВ 1865 г. № 34.
57
Пусть не смущают потомков такие нелестные слова: учеба в семинарии была невероятно сложной, это подтверждается многими опубликованными воспоминаниями бывших семинаристов.
58
ГАЯО Ф. 230. Оп. 2. Д. 2488.
59
Перестроенное до неузнаваемости церковное здание до сих пор находится по адресу: ул. Рыбинская, д. 44. В 1947 году в храме находился магазин; с 1951 до 1981 года – цех завода резинотехнических изделий; с 1993 – учреждение и склад.
60
Был закрыт в 1931 г. С тех пор в нем находится СИЗО. Местные жители называют – «Софийка».
61
ГАЯО Филиал в г. Рыбинске Ф. 419. Оп. 1. Д. 98. Л. 350 об, 351.
62
Там же. Л. 414 об, 415.
63
ГАЯО Филиал в г. Рыбинске Ф. 419. Оп. 1. Д. 113. Л. 82 об, 83.
64
Там же. Л. 175 об, 176.
65
ГАЯО Ф. 230. Оп. 11. Д. 2220. Л. 339 об.
66
Там же. Л. 449 об.
67
Там же. Л. 468 об.
68
Там же. Л. 513 об.
69
Михаил Семенович Жадовский – тесть Иоанна Венедиктовича Добронравина (см. родословную схему 9), земской начальник, потомственный дворянин.
70
ГАЯО Ф. 230. Оп. 11. Д. 2220. Л. 605 об.
71
ГАЯО Филиал в г. Рыбинске Ф. 419. Оп. 1. Д. 125. Л. 68 об, 69.
72
Старейший из сохранившихся храмов г. Любима.
73
Набедренник – первая награда, даваемая священнику, олицетворяет собой духовное оружие – слово Божие. Имеет вид четырехугольного продолговатого плата, на котором изображен крест, носится на правом бедре.
74
ГАЯО Ф. 230. Оп. 2. Д. 4260.
75
ГАЯО Ф. 230. Оп. 2. Д. 4448.
76
Эта церковь была выстроена для иконы Спасителя, спасшей город в 1612 году от моровой язвы. В благодарность ярославцы возвели церковь за один день (церковь так и называлась – обыденная). Она не была приходской. Образ Спаса Нерукотворного не сгорел в многочисленных пожарах, но был уничтожен людьми в советское время, когда в здании находились мастерские, мебельная фабрика. Ныне храм приписан к Ярославской духовной семинарии.
77
ГАЯО Ф. 230. Оп. 11. Д. 3105. Л. 179 об, 180.
78
ГАЯО Ф. 642. Оп. 3. Д. 207.
79
ГАЯО Ф. 230. Оп. 11. Д. 3216. Л. 178 об, 179.
80
ГАЯО Ф. 230. Оп. 11. Д. 3111. Л. 872 об, 873.
81
ГАЯО Ф. 906. Оп. 4. Д. 343.
82
Это весьма распространенный метод антропометрической идентификации личности преступника, автор которого – француз А. Бертильон.
83
ГАЯО Ф. 936. Оп. 3. Д. 23.