Полная версия
Новое время и XIX—XX век в цитатах и афоризмах
Справедливость – это когда мне позволено делать все, что угодно.
Несправедливость – это то, что мешает мне жить по своему усмотрению.
Доводы на большинство из нас действуют плохо. Притязания – куда лучше.
Отвага в лучшем случае опрометчива.
Единственное по-настоящему серьезное убеждение заключается в том, что в мире нет ничего, что следовало бы принимать всерьез.
Иметь свое собственное мнение можно лишь в том случае, если знаешь, как его опровергнуть.
Истинная жизнь человека – та, о которой он даже не подозревает.
Наша ошибка часто заключается не в содеянном, а в сожалении о содеянном…
Все мы выкидыши… одни через три месяца после зачатия, другие – через сто лет после появления на свет.
Учиться лгать следует, как и всему остальному, с малого.
Перемены – это неизменность в изменяющихся обстоятельствах.
Бог не так плох, как Его малюют, но и не так хорош.
Все то, что мы делаем совершенно бессознательно, это именно то, без чего бы мы моментально умерли.
Так много я пишу о себе только потому, что это предмет, о котором я лучше всего осведомлен.
Я ненавижу тех, кто ненавидит Бога, но мне кажется, что Бог недостаточно ненавидит тех, кто ненавидит меня.
Природа – как фокусник: за ней нужен глаз да глаз.
Коммерция должна быть такой же, как религия и наука: не испытывать ни любви, ни ненависти.
В основе искусства и литературы, как и в основе войны, лежат деньги.
Я забочусь об истине не ради истины, а ради себя.
То, что для одного комар, для другого – верблюд.
Выдумка – нередко мать необходимости.
Жизнь – это материя, в которой мы запутаемся, если будем рассуждать о ней слишком много или слишком мало.
Всякая коммерция – это попытка предвидеть будущее.
Откровенно говоря, я не вижу особого смысла превозносить смиренных и кротких. Когда их превозносят, они перестают быть смиренными и кроткими.
Вера, как и все в природе, идет по пути наименьшего сопротивления.
Один шаг не только от великого до смешного, но и от смешного до великого.
Пока есть болезнь, будет не только страх, но и надежда.
Чтобы создать великий труд, человек должен быть не только очень прилежен, но и очень ленив.
Логика и постоянство – предмет наслаждения богов и низших животных.
Ничего не следует принимать всерьез.
Умереть – значит перестать умирать.
Величайший лжец – лжец бессознательный.
Особое искусство – знать, на что не следует обращать внимания. Чем дольше длится беседа, тем такое искусство более необходимо.
Все народы питают тайную симпатию к своей нечистой силе.
Искусство – как природа. Если вы не пустите его в дверь, оно войдет в окно.
Лишения – это неуклюжая попытка добиться того же, что гораздо проще достигается благосостоянием.
Все следует принимать всерьез.
Жить – то же самое, что играть в ресторане на скрипке, которую впервые взял в руки.
Белинский
ВИССАРИОН ГРИГОРЬЕВИЧ БЕЛИНСКИЙ (1811–1848) – РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ КРИТИК, ПУБЛИЦИСТ, РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ДЕМОКРАТ И ФИЛОСОФ.
Глупо для переезда через лужу на челноке раскладывать перед собою морскую карту.
Из всех критиков самый великий, самый гениальный, самый непогрешимый – время.
Из всех страстей человеческих, после самолюбия, самая сильная, самая свирепая – властолюбие.
Труд облагораживает человека.
Всякая благородная личность глубоко сознает свое кровное родство, свои кровные связи с отечеством.
Патриотизм, чей бы то ни был, доказывается не словом, а делом.
Кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит и человечеству.
Создает человека природа, но развивает и образует его общество.
Никакой человек в мире не родится готовым, то есть вполне сформировавшимся, но всякая его жизнь есть не что иное, как беспрерывно движущееся развитие, беспрестанное формирование.
Найти свою дорогу, узнать свое место – в этом все для человека, это для него значит сделаться самим собою.
Подлецы потому и успевают в своих делах, что поступают с честными людьми, как с подлецами, а честные люди поступают с подлецами, как с честными людьми.
У души, как и у тела, есть своя гимнастика, без которой душа чахнет, впадает в апатию бездействия.
Много людей живет, не живя, но только собираясь жить.
Борьба есть условие жизни: жизнь умирает, когда оканчивается борьба.
Над обществом имеют прочную власть только идеи, а не слова.
Жить – значит чувствовать и мыслить, страдать и блаженствовать, всякая другая жизнь – смерть.
В важных делах жизни всегда надо спешить так, как будто бы от потери одной минуты должно было все погибнуть.
Какова бы ни была деятельность, но привычка и приобретаемое через нее умение действовать – великое дело. Кто не сидел сложа руки и тогда, как нечего было делать, тот сумеет действовать, когда настанет для этого время.
Кто резко высказывает свои мнения о чужих действиях, тот обязывает этим и самого себя действовать лучше других.
Разум дан человеку для того, чтобы он разумно жил, а не для того только, чтобы он видел, что неразумно живет.
Клевета не всегда бывает действием злобы: чаще всего она бывает плодом невинного желания рассеяться занимательным разговором, а иногда и плодом доброжелательства и участия столь же искреннего, сколько и неловкого.
Воспитание – великое дело: им решается участь человека.
Нет столь дурного человека, которого бы хорошее воспитание не сделало лучшим.
Ум – это духовное оружие человека.
Где нет полной откровенности, полной доверенности, где скрывается хотя малость какая-нибудь, там нет и не может быть дружбы.
Смех часто бывает великим посредником в деле отличения истины от лжи.
Человек ясно выражается, когда им владеет мысль, но еще яснее, когда он владеет мыслью.
Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится.
В словах «бог» и «религия» вижу тьму, мрак, цепи и кнут.
Суеверие проходит с успехом цивилизации.
Честные люди всегда имеют дурную привычку со стыдом опускать глаза перед наглою и нахальною подлостью.
Друг мне тот, кому все могу говорить.
Поприще женщины – возбуждать в мужчине энергию души, пыл благородных страстей, поддерживать чувство долга и стремление к высокому и великому – вот ее назначение, и оно велико и священно.
Видеть и уважать в женщине человека – не только необходимое, но и главное условие возможности любви для порядочного человека нашего времени.
Всякая любовь истинна и прекрасна по-своему лишь бы только она была в сердце, а не в голове.
Сердце имеет свои законы – правда, но не такие, из которых легко было бы составить полный систематический кодекс.
Если б выбор в любви решался только волею и разумом, тогда любовь не была бы чувством и страстью. Присутствие элемента непосредственности видно и в самой разумной любви, потому что из нескольких равно достойных лиц выбирается только одно, и выбор этот основывается на невольном влечении сердца.
Любовь имеет свои законы развития, свои возрасты, как жизнь человеческая. У нее есть своя роскошная весна, свое жаркое лето, наконец, осень, которая для одних бывает теплою, светлою и плодородною, для других – холодною, гнилою и бесплодною.
Любовь дается только любви.
Любовь часто ошибается, видя в любимом предмете то, чего нет… Но иногда только любовь же и открывает в нем прекрасное или великое, которое недоступно наблюдению и уму.
Меркою достоинства женщины может быть мужчина, которого она любит.
Человек не зверь и не ангел; он должен любить не животно и не платонически, а человечески.
Если бы вся цель нашей жизни состояла только в нашем личном счастии, а наше личное счастие заключалось бы только в одной любви, тогда жизнь была действительно мрачною пустынею… Но хвала вечному разуму, хвала попечительному промыслу! Есть для человека и еще великий мир жизни, кроме внутреннего мира сердца, – мир исторического созерцания и общественной деятельности.
Брак есть действительность любви. Любить истинно может только вполне созревшая душа, и в таком случае любовь видит в браке свою высочайшую награду и при блеске венца не блекнет, а пышнее распускает свой ароматный цвет, как при лучах солнца…
Всякая крайность есть родная сестра ограниченности.
Нет ничего опаснее, чем связывать свою участь с участью женщины за то только, что она прекрасна и молода.
По моему кровному убеждению, союз брачный должен быть чужд всякой публичности, это дело касается только двоих – больше никого.
Любовь и уважение к родителям, без всякого сомнения, есть чувство святое.
Нет ничего святее и бескорыстнее любви матери; всякая привязанность, всякая любовь, всякая страсть или слаба, или своекорыстна в сравнении с нею.
Чувство гуманности оскорбляется, когда люди не уважают в других человеческого достоинства, и еще более оскорбляется и страдает, когда человек сам в себе не уважает собственного достоинства.
Всякие бывают люди и всякие страсти. У иного, например, всю страсть, весь пафос его натуры составляет холодная злость, и он только тогда и бывает умен, талантлив и даже здоров, когда кусается.
Гадок наглый самохвал; но не менее гадок и человек без всякого сознания какой-нибудь силы, какого-нибудь достоинства.
Кому нечего сказать своего, тому лучше молчать.
Не надо и в шутку лгать и льстить. Пусть думает о тебе всякий, что ему угодно, а ты будь тем, что ты есть.
Люди обыкновенно не столько наслаждаются тем, что им дано, сколько горюют о том, чего им не дано.
Мужчина с женоподобным характером есть самый ядовитый пасквиль на человека.
Люди умирают для того, чтобы жило человечество.
Для низких натур ничего нет приятнее, как мстить за свое ничтожество, бросая грязью своих воззрений и мнений в святое и великое.
Желание смерти показывает самое ложное и призрачное состояние духа.
Беранже
ПЬЕР ЖАН БЕРАНЖЕ (1780–1857) – ФРАНЦУЗСКИЙ ПОЭТ-ПЕСЕННИК. УРАВНЯЛ ПЕСНЮ В ПОЭТИЧЕСКИХ ПРАВАХ С ПРОЧИМИ ЖАНРАМИ ПОЭЗИИ.
Невежество – рабство, знание – свобода.
Сердце матери – неиссякаемый источник чудес.
Здоровье – мудрых гонорар.
Умеренно вкушайте наслажденья,Где крайности – там наслажденья нет!Прощай вино – в начале мая,А в октябре прощай любовь!Как путнику мираж является в пустыне,Так память о былом отрада стариков.На задних лапках человекСтупает горделиво,Гоняясь тщетно целый векЗа вольностью счастливой.Но много бед в погоне той,Падения нередки, —Пред своенравною судьбойМы все – марионетки.
Какая забота великим поэтам, узнает ли потомство историю их жизни? Вся она – в славе их произведений.
Бердяев
НИКОЛАЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ БЕРДЯЕВ (1874–1948) – РУССКИЙ ФИЛОСОФ. ОТ ЛЕГАЛЬНОГО МАРКСИЗМА ПЕРЕШЕЛ К ФИЛОСОФИИ ЛИЧНОСТИ И СВОБОДЫ. В 1922 ГОДУ ВЫСЛАН ЗА ГРАНИЦУ.
Ничто так не искажает человеческую природу, как маниакальные идеи. Если человеком овладевает идея, что все мировое зло в евреях, масонах, большевиках, еретиках, буржуазии и т. д., то самый добрый человек превращается в дикого зверя.
Женщина необыкновенно склонна к рабству и вместе с тем склонна порабощать.
В любви есть деспотизм и рабство. И наиболее деспотична любовь женская, требующая себе всего!
Ничего нельзя любить, кроме вечности, и нельзя любить никакой любовью, кроме вечной любви. Если нет вечности, то ничего нет. Мгновение полноценно, лишь если оно приобщено к вечности…
Свобода нелегка, как думают ее враги, клевещущие на нее, свобода трудна, она есть тяжелое бремя. И люди легко отказываются от свободы, чтобы облегчить себя… Все в человеческой жизни должно пройти через свободу, через испытание свободы, через отвержение соблазнов свободы.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.