bannerbannerbanner
Новое время и XIX—XX век в цитатах и афоризмах
Новое время и XIX—XX век в цитатах и афоризмах

Полная версия

Новое время и XIX—XX век в цитатах и афоризмах

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 3

Новое время и XIX–XX век в цитатах и афоризмах

Афоризмы XIX–XX века

© Издание, оформление. ООО Группа Компаний «РИПОЛ классик», 2022

* * *

Аверченко

АРКАДИЙ ТИМОФЕЕВИЧ АВЕРЧЕНКО (1881–1925) – РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ. БОЛЬШОЙ МАСТЕР САТИРЫ, ОСОБЕННО ПОЛИТИЧЕСКОЙ, И БОЛЬШОЙ ЗНАТОК ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ, ОСОБЕННО ДЕТСКОЙ.



Никогда не показывайте, что вы умнее ребенка; почувствовав ваше превосходство, он, конечно, будет уважать вас за глубину мысли, но сам сейчас же молниеносно уйдет в себя, спрячется, как улитка в раковину.



Желуди-то одинаковы, но когда вырастут из них молодые дубки – из одного дубка делают кафедру для ученого, другой идет на рамку для портрета любимой девушки, а из третьего дубка смастерят такую виселицу, что любо-дорого…



У философов и у детей есть одна благородная черта – они не придают значения никаким различиям между людьми – ни социальным, ни умственным, ни внешним.



Моя была бы воля, я бы только детей и признавал за людей. Как человек перешагнул за детский возраст, так ему камень на шею да в воду. Потому взрослый человек почти сплошь – мерзавец.



Самая существенная разница между свадьбой и похоронами та, что на похоронах плачут немедленно, а после свадьбы только через год. Впрочем, иногда плачут и на другой день.



Жизнь любит иногда подшутить и посмеяться даже над смертью.



Истинно светские люди могут иметь успех в обществе и свете – помимо всех других качеств – только в двух случаях: или когда они хорошо рассказывают анекдоты, или когда они анекдотов совсем не рассказывают…



Женщина, даже самая бескорыстная, ценит в мужчине щедрость и широту натуры. Женщина поэтична, а что может быть прозаичнее скупости?..

Адамс

ГЕНРИ БРУКС АДАМС (1838–1918) – АМЕРИКАНСКИЙ ИСТОРИК И ПИСАТЕЛЬ.



Друг, достигший власти, – потерянный друг.



Мозг старика подобен старой лошади: для сохранения работоспособности ему нужно постоянно упражняться.



Иметь в жизни одного друга – уже много, двоих – очень много, троих – вряд ли возможно.

Азимов

АЙЗЕК АЗИМОВ (1920–1992) – АМЕРИКАНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ-ФАНТАСТ, УЧЕНЫЙ – БИОХИМИК И ПОПУЛЯРИЗАТОР НАУКИ. СМЫСЛ НАУЧНОЙ ФАНТАСТИКИ ВИДЕЛ В «СОЗНАНИИ ТОГО, ЧТО НАУКА МОЖЕТ МЕНЯТЬ СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО, И ЖЕЛАНИИ УЗНАТЬ, В ЧЕМ БУДЕТ ЗАКЛЮЧАТЬСЯ ОЧЕРЕДНАЯ ПЕРЕМЕНА».



Предположим, что мы достаточно мудры, чтобы узнавать и знать, однако еще недостаточно мудры, чтобы контролировать свой процесс познания и сами знания, а потому используем их себе во вред. Даже если и так, знание все равно лучше, чем невежество. Лучше знать, даже если знание очень скоро повлечет за собой гибель, чем обрести вечную жизнь ценой тусклого, скотского непонимания Вселенной, которая невидимо для нас бурлит во всем своем волшебстве.



Люди на земле должны дружить… Не думаю, что можно заставить всех людей любить друг друга, но я желал бы уничтожить ненависть между людьми.



Когда наши потомки увидят пустыню, в которую мы превратили Землю, какое оправдание они найдут для нас?



Замечательное чувство – знать, что ты сам строишь мир.



Нельзя сказать человеку: «Ты можешь творить. Так давай, твори». Гораздо вернее подождать, пока он сам не скажет: «Я могу творить, и я буду творить, хотите вы этого или нет».



Если люди любят друг друга, то не все ли равно, чем вызвана эта любовь?



Земля… не вечный и единственный приют человечества, а всего лишь его колыбель, отправная точка бесконечного приключения.

Амирэджиби

ЧАБУА (МЗЕЧАБУК) ИРАКЛИЕВИЧ АМИРЭДЖИБИ (РОД. 1921) – ГРУЗИНСКИЙ ПИСАТЕЛЬ. В СВОЕМ ГЛАВНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ – РОМАНЕ «ДАТА ТУТАШХИА» – ПРОВЕЛ ГЕРОЯ ЧЕРЕЗ ПОСТИЖЕНИЕ ГЛУБОЧАЙШИХ ДУХОВНЫХ ИСТИН, РАСКРЫЛ ПЕРЕД НИМ БЕЗДНЫ БЫТИЯ.



Встречаются люди в высшей степени одаренные, но не умеющие распорядиться своими способностями разумно. Одно дело – врожденный дар, другое – умение им управлять. Два человека, в равной мере одаренных, могут быть нравственно совершенно несхожи, и каждый из них на свой лад использует отпущенное ему дарование.



Любовь приносит счастье только отважным, только тем, кто, не зная сомнений, бросается в ее омут. Любовь же труса оплетена страхом и расчетом. Он не заслужил и крох счастья.



Ценность любого свершения определяется нравственностью свершившего. Для меня несомненно, что во все времена общество представляло поприще орлу, стервятнику и птахе и стезя каждого была пролагаема согласно его нравственным склонностям.



Хотя Господь Бог сделал прекрасное источником добра и чистоты, однако и это правило знает исключения.



Дареное не впрок, прахом пойдет, добро своим потом наживать надо!



История человечества складывается из того, что определенные личности либо более или менее многочисленные группы людей доказывают остальному человечеству преимущество образа жизни и веры, предлагаемых ими, перед образом жизни и верой, которые исповедуют в данное время все.



Замена одной социальной системы другой в общем-то неоправданна. Это, разумеется, известно тем личностям или группам лиц, кои возлагают на себя миссию проповедников и устроителей новой жизни. Их цели обусловлены корыстью. Но всякое движение располагает и своей армией фанатиков.



Обязанность каждого, кто хочет служить добру, суметь подчинить свою деятельность наивысшей цели, какая только доступна человеку, – не ущемить, не обобрать, не унизить дух – ни в себе самом, ни в ближнем своем.



Давно замечено, что достойными и призванными править государством считают себя раньше всего люди посредственного ума и нищие духом. С изумительной энергией и упорством они рвутся вперед, и наиусерднейшим из них удается достичь цели.



Я не считаю, что разум слабее интуиции, но полагаю, что любой поступок или идея рождаются из интуиции.



Религия пытается втиснуть человека в рамки своей морали, чтобы держать его в покорности, а человек сопротивляется и потому, между прочим, что сами проповедники и ревнители веры – грешники высочайшей пробы. У религии сил куда больше, чем у человека, но она догматична. А человек пусть слаб, но зато наделен гибкой приспособляемостью.



Расплавленный воск догоревшей свечи и сам по себе прекрасен, но проступает в нем и та красота, что тихо мерцала и разгоняла мрак.



Государство – это огромный, кипящий на огне котел с похлебкой, а гражданин – существо, к этому котлу присосавшееся. Неизбежно наступает минута, когда надо помешать в котле черпаком или встряхнуть его, присосавшиеся отваливаются, и тогда… Миллионы мечутся в исступлении, и каждый раздираем страхом о животе своем. Одни пытаются вновь присосаться к старому котлу, другие ищут новый, фантазия третьих рождает посудину, которую вообще никто никогда не видел, однако они убеждены, что она существует, а им на роду написано отыскать ее. Вся эта кутерьма длится до тех пор, пока кто-нибудь не сообразит перекрасить старый котел и назвать его совсем по-новому. Тогда, подобно клещам, граждане вновь присасываются к котлу, и «земля пребывает вовеки».

Андерсен

ХАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН (1805–1875) – ДАТСКИЙ ПИСАТЕЛЬ. ВСЕМИРНУЮ ИЗВЕСТНОСТЬ ПРИНЕСЛИ ЕМУ ПРОНИКНУТЫЕ ГУМАНИЗМОМ, ЛИРИЗМОМ И ЮМОРОМ СКАЗКИ, ОСУЖДАЮЩИЕ ОБЩЕСТВЕННОЕ НЕРАВЕНСТВО, ЭГОИЗМ, КОРЫСТЬ, САМОДОВОЛЬСТВО.



Ради красоты и потерпеть не грех.



Да ведь король-то голый!



Слезы – вот драгоценнейшая награда для сердца певца.



Я желаю тебе добра, потому и браню тебя – так всегда узнаются истинные друзья!



Не беда появиться на свет в утином гнезде, если ты вылупился из лебединого яйца!



Нет более опасного оружия против черта, чем чернила и книгопечатание: они когда-нибудь окончательно сживут его со света.

Андреев

ЛЕОНИД НИКОЛАЕВИЧ АНДРЕЕВ (1871–1919) – РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ. КОРЕННОЙ ПРОБЛЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ СЧИТАЛ ПРОБЛЕМУ СОВЕСТИ. ПРОТИВОРЕЧИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ ПЕРЕНОСИЛ В СФЕРУ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СОЗНАНИЯ И ИЗОБРАЖАЛ ИХ КАК БОРЬБУ СВЕТЛЫХ И ТЕМНЫХ НАЧАЛ В ДУШЕ ЧЕЛОВЕКА.



Борьба – вот радость жизни.



Когда бьют по одному честному лицу – все честные лица должны испытывать и боль, и негодование, и муку попранного человеческого достоинства.



Ложь перед самим собою – это наиболее распространенная и самая низкая форма порабощения человека жизнью.



Пусть всепобеждающая жизнь – иллюзия, но я верю в нее, и несчастья нынешнего дня не отнимут у меня веры в день грядущий. Жизнь победит – сколько рук ни налагалось бы на нее, сколько безумцев ни пытались бы ее прекратить. И разве не умнее: жить, хваля жизнь, нежели ругать ее – и все же жить!



Счастье… обширно и многогранно; лишенный возможности быть счастливым в одном, найдет свое счастье в другом.



Деньги не исправляют несправедливостей природы, а углубляют их.



Многих малодушных, уже решившихся на самоубийство, удерживало на земле сознание, что они нужны для любящих их, и они долго еще жили, укрепляясь в мысли, что более храбрости требуется для жизни, нежели для смерти. А еще более бывало таких, которые забывали причины, побудившие их на самоубийство, и даже жалели, что жизнь так коротка.

Андрич

ИВО АНДРИЧ (1892–1975) – СЕРБСКИЙ ПИСАТЕЛЬ. ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПОСВЯЩЕНЫ ФИЛОСОФСКОМУ ОСМЫСЛЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ СУДЕБ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ. ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ 1961 ГОДА.



Серая и убогая среда – сцена удивительных и величественных дел. Ведь все великолепие и красота храмов и дворцов – это, по существу последние искры и последние цветы того, что вспыхнуло или родилось в грубости и нищете. В грубости – зародыш будущего, а красота и блеск – безошибочный признак угасания и гибели. Однако людям в равной мере необходимы и блеск, и простота. Это две ипостаси жизни.



Правду можно выразить многими способами, но правда – одна и извечна.



Надо слушать легенды – следы вековых коллективных усилий – и с их помощью отгадывать, насколько возможно, смысл нашей судьбы.



Перед чем останавливаешься и замираешь в священном трепете и безмолвном уважении – это перед миром мысли. Ибо мир мысли – единственная реальность в том водовороте привидений и призраков, который зовется реальным миром.



Каждая великая и благородная мысль – залетная птица и мученица. Отсюда неизбежная печаль в искусстве и пессимизм в науке.



На звездное небо и человеческие лица нельзя наглядеться. Смотришь – все уже видено-перевидено, а не знакомо, известно, а не ново. Лицо – это цветок на стебле, который зовется человеком. Цветок этот всегда в движении, выражение его постоянно меняется, на нем отражается то смех, то восторг, то задумчивость, которые вдруг сменяются бессловесной тупостью или оцепенением мертвой природы.



Прекрасному неизменно сопутствует или тьма человеческой судьбы, или блеск человеческой крови.

Арагон

ЛУИ АРАГОН (1897–1982) – ФРАНЦУЗСКИЙ ПИСАТЕЛЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ. В ЕГО РОМАНАХ – ОСТРОЕ ЧУВСТВО СОВРЕМЕННОСТИ, ПЕРЕОСМЫСЛЕНИЕ ОПЫТА ПРОШЛОГО.



Честность нередко безрассудна.



Оптимизм – вот роскошь великих людей.



Молодые люди мечтают. Старики вспоминают.

Арнолд

МЭТЬЮ АРНОЛД (1822–1888) – АНГЛИЙСКИЙ ПОЭТ, ПЕДАГОГ, КРИТИК. РАЗВЕНЧИВАЛ МИФ О «ВИКТОРИАНСКОМ ПРОЦВЕТАНИИ», ПОДЧЕРКИВАЛ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РОЛЬ ЛИТЕРАТУРЫ, ВЫСТУПАЛ ПРОТИВ МЕЩАНСКОЙ МОРАЛИ И ПАДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ.



Культура – это стремление к совершенству посредством познания того, что более всего нас заботит, того, о чем думают и говорят…



Для меня критика – это беспристрастная попытка познать и передать все лучшее, что есть в мире фактов и мыслей.



Культура – это стремление к благозвучию и свету, главное же – к тому, чтобы и благозвучие, и свет преобладали.



На умение вести себя мы тратим три четверти нашей жизни…



С женщинами спорят сердцем, не умом.



По-настоящему нация велика не тогда, когда она состоит из большого числа думающих, свободных и энергичных людей, а когда мысль, свобода и энергия подчинены идеалу более высокому, чем у среднего члена общества.



Великое дело иметь собственные суждения, но в конечном счете важно, какие это суждения.



С идеями носиться опасно, следует держать их от себя на почтительном расстоянии.



На бескрайних просторах океана клеветы, зовущегося «историей», одна волна, даже большая, особого значения не имеет.



Если я во что и верю, так только в культуру. Культура, если вдуматься, основывается вовсе не на любопытстве, а на любви к совершенству культура – это познание совершенства. Люди культуры – истинные апостолы равенства.



Наша религия – религия неравенства.



Для поэзии идея – это все… Поэзия вкладывает чувство в идею…



Неравенство естественным образом приводит к материализации высшего класса, опошлению среднего и озверению низшего.



Мне за тридцать, и я уже обледенел на треть.



Власть философа над миром – не в метафизических умозаключениях, а в том высшем смысле, благодаря которому он эти умозаключения вывел…



Провинциальный тон всегда резок, он апеллирует не к духу и интеллекту, а к крови и чувствам… предпочитает не уговаривать, а отчитывать.



Критические способности ниже творческих… выражение творческой мощи, свободной творческой энергии – высшая функция человека.



Человека всегда будут привлекать идеи, самые несоразмерные.



Для создания литературного шедевра одного таланта мало. Талант должен угадать время. Талант и время нерасторжимы…



Человечество, в массе своей, никогда не будет стремиться увидеть вещи такими, какие они есть…



Критик окажет пользу человеку практическому лишь в том случае, если не станет потворствовать его вкусам, его взглядам на мир.



Что может быть хуже для прирожденного поэта, чем родиться в век разума!



Мы забываем по необходимости, а не по желанию.

Ахматова

АННА АНДРЕЕВНА АХМАТОВА (ГОРЕНКО) (1889–1966) – РУССКАЯ ПОЭТЕССА. ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ Е. ЕВТУШЕНКО – «БЕЛАЯ НОЧЬ» РУССКОЙ ПОЭЗИИ.


Любовь покоряет обманноНапевом простым, неискусным.
Настоящую нежность не спутаешьНи с чем, и она тиха.
Сильней всего на светеЛучи спокойных глаз.
О, есть неповторимые слова,Кто их сказал – истратил слишком много.
Есть в близости людей заветная черта,Ее не перейти влюбленности и страсти…
…не пытайся для себя хранитьТебе дарованное небесамиОсуждены – и это знаем сами —Мы расточать, а не копить.

Земная слава как дым…


Тот счастлив, кто прошел среди мучений,Среди тревог и страсти жизни шумной,Подобно розе, что цветет бездумно,И легче по водам бегущей тени.
Когда б вы знали, из какого сораРастут стихи, не ведая стыда…
Могла ли Биче, словно Дант, творить,Или Лаура жар любви восславить?Я научила женщин говорить…Но, Боже, как их замолчать заставить!
Ржавеет золото, и истлевает сталь,Крошится мрамор. К смерти все готово.Всего прочнее на земле – печальИ долговечней – царственное слово.
Наше священное ремеслоСуществует тысячи лет…С ним и без света миру светло.Но еще ни один не сказал поэт,Что мудрости нет, и старости нет,А может, и смерти нет.
Что войны, что чума? – конец им виден скорый,Их приговор почти произнесен.Но кто нас защитит от ужаса, которыйБыл бегом времени когда-то наречен?
И в мире нет людей бесслезней,Надменнее и проще нас.
Жить – так на воле,Умирать – так дома.
…все, кого ты вправду любила,Живыми останутся для тебя.
…изгнания воздух горький —Как отравленное вино.
Не давай мне ничего на память:Знаю я, как память коротка.
Любовь всех раньше станет смертным прахом,Смирится гордость, и умолкнет лесть.Отчаянье, приправленное страхом,Почти что невозможно перенесть.
А та, кого мы музыкой зовемЗа неименьем лучшего названья,Спасет ли нас?
Смерти нет – это всем известно,Повторять это стало пресно,А что есть – пусть расскажут мне.

Байрон

ДЖОРДЖ ГОРДОН БАЙРОН (1788–1824) – АНГЛИЙСКИЙ ПОЭТ-РОМАНТИК. СОЧЕТАНИЕ СКОРБИ, ИРОНИИ, ВОЛИ К БОРЬБЕ, ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ ГЕРОИЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУРЖУАЗНОМУ МИРУ ОПРЕДЕЛИЛИ ТВОРЧЕСТВО БАЙРОНА КАК ВАЖНЫЙ ЭТАП В ДУХОВНОМ РАЗВИТИИ ЕВРОПЕЙСКОГО ОБЩЕСТВА.



Слезу страданья осушить с любовью славнее, чем весь мир забрызгать кровью.



Тот, кто не любит свою страну, ничего любить не может.

На страницу:
1 из 3