Полная версия
Новое время и XIX—XX век в цитатах и афоризмах
Любовь – глубокой нежности полна,В соблазнах, в горестях закалена.Крепка в разлуке, вдалеке горда,Все та же – чудо – долгие года.
Раны от любви если не всегда убивают, то никогда не заживают.
Где любят нас – лишь там очаг родимый.
Благодатны дни юности. Старость любит возвращаться к ним сквозь туман времени. Старец вспоминает в сумерках о солнечных часах утра.
И насекомых рой кусает, защищая свои права на жизнь.
Если бы Лаура была женой Петрарки, разве он писал бы ей сонеты всю свою жизнь?
В одиночестве человек часто чувствует себя менее одиноким.
Слезы женские трогают, у мужчин они бывают настоящим растопленным свинцом; потому что для женщины слезы бывают облегчением, для нас же пыткою.
Искренна скорбь того, кто плачет втайне.
В колчане дьявола нет лучшей стрелы для сердца, чем мягкий голос.
Дружба – это любовь без крыльев.
Поцелуй между женщинами означает только, что им в эту минуту больше нечего делать.
Из всех тропинок, ведущих к сердцу женщины, жалость – самая короткая.
Ночь придает блеск звездам и женщинам.
Любовь тщеславна и самолюбива от начала и до конца.
Правда, что в пятьдесят лет редко можно рассчитывать на взаимность в любви, но не менее верно, что в этом возрасте ее можно иметь очень много за пятьдесят золотых.
Бальзак
ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК (1799–1850) – ФРАНЦУЗСКИЙ ПИСАТЕЛЬ. АВТОР ВКЛЮЧАЮЩЕЙ 90 РОМАНОВ И РАССКАЗОВ ЭПОПЕИ «ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ» – ГРАНДИОЗНОЙ ПО ШИРОТЕ ОХВАТА РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ ФРАНЦУЗСКОГО ОБЩЕСТВА. РИЛЬКЕ ПИСАЛ О БАЛЬЗАКЕ: «РОДИТЕЛЬ ЦЕЛЫХ ПОКОЛЕНИЙ, РАСТОЧИТЕЛЬ СУДЕБ… ЧЕЛОВЕК, ГЛАЗА КОТОРОГО, КАЗАЛОСЬ, НЕ НУЖДАЮТСЯ В ПРЕДМЕТАХ. ЕСЛИ БЫ МИР БЫЛ ПУСТОЙ – ЕГО ВЗОРЫ РОДИЛИ БЫ В НЕМ ВСЕЛЕННУЮ».
Любовь для высоконравственной натуры – то же, что Солнце для Земли.
Идеи могут быть обезврежены только идеями.
Слава – это яд, полезный только в небольших дозах.
Два человека могут спасти друг друга там, где один погибает.
Идеальная красота, самая восхитительная наружность ничего не стоят, если ими никто не восхищается.
Все человеческое умение не что иное, как смесь терпения и времени.
Пристрастие к коллекционированию – первая ступень умственного расстройства.
Горе – самое стойкое из всех наших чувств.
Постоянный труд есть закон как искусства, так и жизни.
Никто не станет разыскивать скрытые добродетели.
Усомниться – значит утратить силу.
Женщина, смеющаяся над своим мужем, не может более его любить.
Все приходит в свое время для тех, кто умеет ждать.
Свои убеждения не вывешивают на стенку.
Обстоятельства переменчивы, принципы – никогда.
Клевета равнодушна к ничтожествам.
У ума, как у проселочной дороги, есть своя проторенная колея.
Смехом исправляют нравы.
Насмешник всегда существо поверхностное.
Подле дурака всегда найдется жулик.
Глупость настолько непроходима, что ее невозможно исследовать до дна, в ней не рождается никакого отзвука, она все поглощает без возврата.
Глупость бывает двух родов: молчаливая и болтливая.
Страшную, непрестанную борьбу ведет посредственность с теми, кто ее превосходит.
Поле битвы, на котором сражается разум, страшнее, чем поле битвы, где умирают, его труднее возделывать, чем пашню.
Общественное мнение не терпит резких изменений.
Общество живет признанными истинами.
Бывают люди, похожие на нули: им всегда необходимо, чтобы впереди них были цифры.
Дружба двух святош делает более зла, чем открытая вражда десяти негодяев.
Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.
Истинный ученый – это мечтатель, а кто им не является, тот называет себя практиком.
Идея выше факта.
Ничто так плохо не знаем, как то, что каждый должен знать: закон.
Нравы – это люди, законы – разум страны. Нравы нередко более жестоки, чем законы. Нравы, часто неразумные, берут верх над законами.
Гражданское мужество и мужество военное проистекают из одного начала.
Жестокость и страх пожимают руки друг другу.
Сомневаться в Боге – значит верить в Него.
Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.
Благородное сердце не может быть неверным.
Себялюбие – яд для дружбы.
Любовь – это удивительный фальшивомонетчик, постоянно превращающий не только медяки в золото, но нередко и золото в медяки.
Кто бывает всюду, тот нигде не встречает интереса к своей особе.
Как сладки критические замечания, исходящие из дружеских уст; в них веришь; от них становится грустно, ибо нет сомнения в том, что они правильны, но они не причиняют боли.
Страсть плохо рассуждает.
Талант в мужчине то же, что красота в женщине, – всего лишь обещание. Для того, чтобы быть подлинно великим, его сердце и характер должны быть равны его таланту.
Равнодушие к прекрасному полу в старости – наказание за то, что слишком умел нравиться в молодости.
Поиски разнообразия в любви – признак бессилия.
Мы признаем человеком только того, чья душа мечтает в любви настолько же о духовном наслаждении, как и о телесном удовольствии.
Состояние холостяка – противообщественное.
Ревность у мужчины складывается из эгоизма, доведенного до чертиков, из самолюбия, захваченного врасплох, и раздраженного ложного тщеславия.
Брак не может быть счастливым, если супруги до вступления в союз не узнали в совершенстве нравы, привычки и характеры друг друга.
Любовь так плохо выносит домашние дрязги, что для прочного счастья нужно найти друг у друга выдающиеся качества.
В пожилом возрасте любовь превращается в порок.
Будущее нации – в руках матерей.
Воля может и должна быть предметом гордости гораздо больше, нежели талант. Если талант – это развитие природных склонностей, то твердая воля – это ежеминутно одерживаемая победа над инстинктами, над влечениями, которые воля обуздывает и подавляет, над препятствиями и преградами, которые она осиливает, над всяческими трудностями, которые она героически преодолевает.
Социальная испорченность принимает окраску той социальной среды, где она развивается.
Добродетели могут принести и вред, если не освещены светом разума.
Ничто так не связывает нас, как наши пороки.
Если не верить в самого себя, нельзя быть гением.
Если все время будешь говорить один – всегда будешь прав.
Признательность доказывается делом.
Унижает человека именно ложь.
Люди боятся холеры, но вино гораздо опаснее ее.
Зависть – один из наиболее действенных элементов ненависти.
Пятиться назад из трусости и боязни до сих пор считается искусным маневром.
Там, где замешано честолюбие, нет места чистосердечию.
Люди редко выставляют напоказ недостатки – большинство старается прикрыть их привлекательной оболочкой.
Ничего нет внутри у людей, вечно выставляющих все наружу.
Никогда не оказывайте услуг, о которых не просят.
Наглое лицемерие внушает уважение людям, привыкшим прислуживать.
Правда – точно горькое питье, неприятное на вкус, но зато восстанавливающее здоровье.
Испивая чашу удовольствия до дна, мы обнаруживаем там больше гравия, чем перлов.
Существует только одна гигантская машина, управляемая пигмеями, и это бюрократия.
Сильные жизненные потрясения исцеляют от мелких страхов.
Несчастье бывает пробным камнем характеров.
Бальмонт
КОНСТАНТИН ДМИТРИЕВИЧ БАЛЬМОНТ (1867–1942) – РУССКИЙ ПОЭТ, ЭССЕИСТ, ИСТОРИК ЛИТЕРАТУРЫ. ПО СЛОВАМ А. БЛОКА, «КОГДА СЛУШАЕШЬ БАЛЬМОНТА – ВСЕГДА СЛУШАЕШЬ ВЕСНУ».
Хочу я усладить хоть чье-нибудь страданье,Хочу я отереть хотя одну слезу!
У каждой души есть множество ликов, в каждом человеке скрыто множество людей, и многие из этих людей, образующих одного человека, должны быть безжалостно ввергнуты в огонь. Нужно быть беспощадным к себе. Только тогда можно достичь чего-нибудь.
Радости нет без печали.Между цветами – змея.
В душах есть всё, что есть в небе, и много иного.
На всем своя – для взора – позолота.Но мерзок сердцу облик идиота,И глупости я не могу понять!Будем как солнце! Забудем о том,Кто нас ведет по пути золотому,Будем лишь помнить, что вечно к иному,К новому, к сильному, к доброму, к злому,Ярко стремимся мы в сне золотом.Будем молиться всегда неземномуВ нашем хотенье земном!Жизни податель,Светлый создатель,Солнце, тебя я пою!Пусть хоть несчастнойСделай, но страстной,Жаркой и властнойДушу мою!
Праздник сердца – это радость кого-нибудь полюбить. Праздник сердца – найти клад неожиданно. И праздник сердца – найти себя в другом, увидеть лучшее своего сердца в зеркале сердца иного. И разбить стену разъединяющую – это радость души алмазно-острая, это истинный праздник сердца.
…любовь постигнуть трудно.Вот, вдруг пришла.Пусть все возьмет мое.Пусть сделаю, что будет безрассудно.Но пусть безумье будет обоюдно.Хочу. Горю. Молюсь. Люблю ее.Слава жизни. Есть прорывы злого,Долгие страницы слепоты.Но нельзя отречься от родного, Светишь мне, Россия, только ты.И все пройдя пути морские,И все земные царства дней,Я слова не найду нежней,Чем имя звучное: Россия.
В человеческой душе два начала: чувство меры и чувство внемерного, чувство безмерного. Древняя Эллада – это чувство меры. Пафос романтики и творческий огонь нашей современности – это чувство внемерного, беспредельного. Мы хотим пересоздания всей Земли, и мы ее пересоздадим, так что все на Земле будут красивы, и сильны, и счастливы. Это вполне возможно, ибо Человек есть Солнце и его чувства – его планеты.
Вот в эту самую минуту, когда мы здесь дышим, есть люди, которые – задыхаются.
Есть удивительное напряженное состояние ума, когда человек сильнее, умнее, красивее самого себя… Такие состояния, приближающие нас к мирам запредельным, бывают у каждого, как бы в подтверждение великого принципа конечной равноправности всех душ. Но одних они посещают, быть может, только раз в жизни, над другими, то сильнее, то слабее, они простирают почти беспрерывное влияние, и есть избранники, которым дано в каждую полночь видеть привидения и с каждым рассветом слышать биение новых жизней.
Истерия есть повышенная чувствительность, и то, что в мире врачевания является недугом, подлежащим устранению, в мире искусства предстает исключительно ярким цветком.
Барбюс
АНРИ БАРБЮС (1873–1935) – ФРАНЦУЗСКИЙ ПИСАТЕЛЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ ДЕЯТЕЛЬ. АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК БОРЬБЫ С ВОЙНОЙ И ФАШИЗМОМ. ИНОСТРАННЫЙ ПОЧЕТНЫЙ ЧЛЕН АН СССР.
Понять жизнь и полюбить ее в другом существе – в этом задача человека и в этом его талант.
Только святоши и слабые нуждаются в обольщениях, как в лекарстве.
После своей смерти человек может жить только на земле.
Мы говорим на великом языке сознания и разума, перед которым бессилен язык религии.
Война будет повторяться до тех пор, пока вопрос о ней будет решаться не теми, кто умирает на полях сражений.
Благо отдельного человека или отдельной нации связано с общим благом для всех.
Проповедь самых высоких идеалов не служит ничему, если не видит положительного пути к их достижению.
Когда налицо явная ложь, очевидное искажение истины, надо опровергать.
Школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее.
Я твержу себе, что нет сверхъестественных сил, что ничто не падает с неба, что все в нас и в наших руках. И, окрыленный этой уверенностью, я ласкаю взглядом великолепие пустого неба, земной пустыни, рай возможного.
Правда преодолевает любые пространства, и не может быть остановлена никакими межами.
Идея справедливости неопровержима: она вырастает из нравственных законов, из законов разума и из самой жизни масс; справедливость – слово, полное трепета жизни.
Источник нашей веры и надежды – правда.
Батлер
СЭМЮЭЛ БАТЛЕР (1835–1902) – АНГЛИЙСКИЙ ПИСАТЕЛЬ, ФИЛОСОФ, ТЕОЛОГ, МУЗЫКАНТ И ХУДОЖНИК.
Прогресс человечества основывается на желании каждого человека жить не по средствам.
Искусству можно научиться лишь у тех, кто зарабатывает им себе на жизнь.
Считается, что любовь к деньгам – корень всех бед. То же можно сказать и про отсутствие денег.
Жизнь – это искусство извлекать значительные выгоды из незначительных обстоятельств.
Жить – то же, что любить: разум против, здоровый инстинкт – за.
В конечном счете удовольствие – советчик более надежный, чем правота или чувство долга.
Разбойники требуют кошелек или жизнь, женщины – и то, и другое.
Есть два основополагающих закона: один общий, другой частный. Согласно общему каждый может, если постарается, добиться того, чего хочет. Согласно же частному каждый человек в отдельности является исключением из закона общего.
Наша непосредственность – лишь следствие незнания Божьего промысла.
Жизнь – это усталость, растущая с каждым шагом.
В оправдание дьявола следует сказать, что до сих пор мы выслушивали лишь одну сторону: все Священные Книги написаны Богом.
История искусства – это история возрождений.
Да, Бог – это Любовь. Но что за дьявольская затея эта любовь!
Любое человеческое творение, будь то литература, музыка или живопись, – это всегда автопортрет.
Что такое вера, как не пари или чисто умозрительная гипотеза? Следовало бы сказать: «Держу пари, что Спаситель существует».