bannerbanner
Исламская наука: самоуправление личности. Ч-1. Организационно-управленческий аспект (время, труд, знания…)
Исламская наука: самоуправление личности. Ч-1. Организационно-управленческий аспект (время, труд, знания…)

Полная версия

Исламская наука: самоуправление личности. Ч-1. Организационно-управленческий аспект (время, труд, знания…)

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 5

1. Не боялся перемен.

2. Мог определять приоритеты и цели.

3. Верил в себя.

4. Не жалел себя.

5. Проявлял силу воли.

6. Держал себя постоянно в форме.

7. Приступал сразу к делу (не затягивал).

8. Контролировал себя (самоконтроль).

9. Управлял своим временем.

10. Стимулировал себя ожидаемыми вознаграждениями от Всевышнего.

Пророк Мухаммад – основатель демократических принципов управления

Скажу сразу, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был лучшей демократической личностью в те времена, когда абсолютно не были приемлемы демократические принципы управления. Постоянно ведя борьбу с доисламским идолопоклонническим сознанием и всем, что было связано с этим, если говорить без комментариев и подробностей, Ему удалось преодолеть и сделать многое в плане социальной справедливости и нравственности. Полагаю, давно пора и будет справедливым, если мы сегодня попробуем сформулировать в виде конкретных демократических принципов управления Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) многие принятые в свое время Им решения и определенные положения как основы демократичности управления, в частности:

1. Демократический принцип руководства. Им были приняты различные меры и способы воздействия, направленные на преодоление и избавление от рабства людей, которое в тех исторических и общепринятых международных условиях практически было приговором себе. Это от Него по-настоящему стал продвигаться демократический принцип управления, о котором так много говорят сегодня.

2. Принцип женского и семейного права. Принципиально новые предписания и принципы, введенные в действие Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) в части семейного права. Так, например, избавили людей от ранее существовавших догм и представлений, в частности:

– речь идет о вопросах, связанных с браком, разводом, наследством и т. д., на все это не распространялись какие-либо права, касающиеся женщины, так как их не признавали как самостоятельную и независимую личность;

– Он возвысил женщину и довел ее уровень почти до уровня с мужчиной, избавив женщин в семейной жизни не только от насилия и издевательств, но и расширил их права в общественной жизни;

– женщина стала характеризоваться как человек, разделяющий свою жизнь с мужчиной, при этом неся свою долю ответственности;

– свое недовольство или гнев Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) по отношению к женщинам проявлял не осуждениями, а молчанием;

– Он запретил и тем самым избавил людей от дурной традиции убивать новорожденных девочек и требовал уважительного отношения к женщине.

3. Принцип преодоления человеческой розни. Удалось Ему преодолеть не только неравенство и социальную несправедливость, но и существовавшую межродовую рознь.

4. Принцип равенства. Он избавил людей от всевозможных и надуманных преград, разделяющих их, и отвергал идею превосходства человека от рождения.

5. Принцип высоконравственности. Наконец, ведя борьбу с доисламским сознанием вначале в Мединском, а затем и во всем окружающем Его гнилом обществе в аспекте нравственности и справедливости, удалось Ему вывести народ на принципиально новый высоконравственный и справедливый уровень жизни и развития.

6. Принцип выбора профессионального руководителя. В систему управления Он ввел принцип выбора руководителя, прежде всего с учетом его управленческих способностей, верности служению, ответственности, личных качеств и способностей кандидата. Если не справлялся руководитель со своими обязанностями, заменял без колебаний даже своих родственников.

Применительно к сказанному можно привести некоторые извлечения из хадисов Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), в них говорится: «Кто не может разрешить (некий) вопрос, пусть обратится ко мне. Кто, не будучи способным сам решить вопрос, передаст его другому руководителю, Аллах сделает обе его ноги неподвижными в Судный день» (Бейхаки, Шуабул-Иман, том 2, стр. 156; Табарани, аль-Муджемул-Кебир, изд. Хамди Абдулхамид ас-Селефи, Бейрут, без даты (Дару Ихяит-Турасил-Араби), том 22, стр. 157).

И еще, обращаясь к руководителям, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) говорил так: «Одаривайте, не восстанавливайте (людей) против себя. Облегчайте, не затрудняйте» (Муслим, Джихад, 6). Посланник со всей резкостью выступал против тех, которые стремились использовать свою должность в своих личных (корыстных) интересах, подвергая их строгому контролю (Бухари. Ахкам, 24, 41; Муслим, Имаре, 7).

7. Принцип самопроявления личности. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) придерживался принципа предоставления каждому возможности проявления себя на уровне со всеми остальными и, исходя из этого, приводил к руководству молодых и способных своих сторонников (сподвижников).

8. Принцип коллегиальности. Одним из важнейших принципов – принципом коллегиальности системы управления того времени, введенных Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует), было создание Совета управления (выяснение и учет мнений с последующим принятием коллегиальных решений).

9. Принципы социальной справедливости. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был одним из первых, кто в экономической сфере деятельности провозгласил принципы социальной справедливости и ввел ряд экономических мер, которые минимизировали разрыв между богатыми и бедными, что позволило создать некий баланс человеческой природы и уважения друг к другу.

Посланник Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) в решении различных проблем и вопросов обычных людей и руководителей различного уровня, а также в преодолении возникающих трудностей был предельно чувствительным. Нижеследующие извлечения из хадисов говорят об этом со всей определенностью:

«Кто берется за дело людей, а потом, в силу своей слабости и бессилия, ставит (между собой и людьми) преграду, то и Аллах поставит перед ним преграду в Судный день» (Ахмед б. Ханбал, аль-Муснад, том 5, стр. 239).

«Кто берется за дело мусульман, а затем закрывает дверь перед бедными, подвергшимися несправедливости и нуждающимися, – и Аллах закроет перед ним (его потребностями) двери милости» (Ахмед б. Ханбал, аль-Муснад, том 3, стр. 441, 480).

10. Принцип развития предпринимательства. Введение Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует) принципа поддержания предпринимателей со своим товаром на рынке и осуждения тех, которые незаконными средствами осуществляют свою деятельность, используя каналы «черного рынка», во многом позитивно изменило ситуацию на рынке. А некоторые освобождения от уплаты ранее существовавших налогов позволили повысить конкурентоспособность мусульманского рынка.

11. Принципы дипломатии и внешних отношений. Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) был одним из немногих деятелей того времени, которые развивали искусство дипломатии, и Сам придерживался принципов следования требованиям дипломатии и этого требовал от своих послов. У многих правителей вызывали восхищение послы Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), слушая излагаемые ими речи, выступления, их содержание и манеру изложения.

Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) предлагал одаривать тех, кто обращался к нему. В одном из хадисов Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) говорится: «Если (некий) (лидер, родовитый, уважаемый) приходит к вам, одаривайте его» (Ибн Мадже, Адаб, 19).

Личные и высокие дипломатические качества Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) позволили многим предводителям родов и общин стать мусульманами, и соответственно за ними последовали все их члены.

Величайшей способностью умения управлять самим собой (самоуправление), своей скромностью, простотой и естественностью Посланник Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) возвысился до такого образца (примера) для подражания, как это отмечает, к примеру, Р. Босворт Смит. Развивая свою мысль, Смит подчеркивает, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) вел возвышенно-прекрасный образ жизни. Он преодолел нечеловеческие трудности, совершил чудеса. Он завоевал авторитет и уважение во всей Аравии (арабском мире). Ни один араб до него не возвысился до той морали, которая была присуща ему и которую он пропагандировал и распространял в обществе. Несмотря на все это, он даже не помышлял о том, чтобы быть выше простого смертного со всеми присущими ему слабостями и ошибками. Это восхищает и привлекает людей к его личности…

Резюме

Все изложенные выше демократические принципы управления и самоуправления содержат в себе не только гуманистическую и высоконравственную направленность, но и имели практику применения и были образом реальной жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Будучи постоянно среди населения, на рынках и в других общественных местах, выслушивал и, конечно, знал о проблемах и чаяниях людей. По мере получения достоверной информации незамедлительно вмешивался в решение проблем.

У нас есть прекрасный образец величайшей личности человечества, которого Всевышний определил нам, – Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), у которого мы могли бы поучиться многому не только в духовно-нравственном аспекте, но и в плане соблюдения указанных выше демократических принципов управления и самоуправления для руководителей.

1.8. Ислам и современность об актуальности процесса самоуправления и личностных свойствах

В Священном Коране сказано: «Все хорошее, что постигает тебя [о человек, это не результат твоих стараний, а милость], – от Аллаха. А все плохое, что постигает тебя, – от тебя самого («ан-Ниса», 79).

Прекрасно сказано Всевышним, не правда ли? Трудно не согласиться с тем, что сказано Всевышним о том, что все «…что постигло из дурного, то от самого себя», то есть неумения управлять самим собой. Убежден, что в этом каждому из нас приходилось убеждаться в своей жизни не один раз. К сожалению, сегодня очевидна актуальность управления самим собой (самоуправление) в широком смысле слова для каждого здравомыслящего человека. Скажу прямо: многие современные молодые люди пусть не обижаются на нас, они должны избавлять себя от потребительских и иждивенческих настроений, которые требуют от семьи, общества и государства всего, чего они считают нужным только для себя. Более того, требуют с определенным возмущением, абсолютно не думая и не напрягаясь на то, что они обязаны делать для той среды, где они живут. Этим самым выставляют свою духовную и нравственную несостоятельность. Следовательно, проявляется настоятельная необходимость в изменении ситуации, и надо помочь молодому поколению научиться управлять самими собой с ориентацией на духовно-нравственные, благородные и полезные дела – как для себя, так и для общества.

Этот мир, который есть сегодня, может изменяться в лучшую сторону лишь нашими силами, под нашим воздействием облагораживая себя и свои нравы. Волеизъявление Всевышнего по отношению к нам проявится в том же направлении, в котором мы будем меняться. В Коране сказано (смысл): «…Поистине, Аллах не меняет положения людей, пока они не изменят самих себя…» («Ар-Рад», 11.) Следовательно, начинать надо с самих себя, самоуправления и со смены своего образа жизни.

Если обратимся к истории 1400–летней давности и поразмышляем о жизни Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует), его сподвижников и вообще великих людей и правителей, то обнаружим, что они делали самые главные вещи – меняли себя и успешно меняли других.

Многие сегодня полагают, что перемены невозможны и мы в этом беспомощны, или нас изменят обстоятельства и тогда нам придется ждать вечно, но это совсем не так. Наше положение не поменяется до тех пор, пока мы сами не изменимся, как было сказано выше в аяте, пока мы не начнем избавляться от своих недостатков, пороков и дурных привычек и не начнем выходить из зоны ложного комфортного обитания. Анас поведал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Туба (дерево в Раю) для того, кого занятость своими недостатками удержала от недостатков других!» (Аль-Баззар, 3225.) Хафиз ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим (См. «Булюгь аль-марам», 152). И наконец, самое главное и первичное: пока мы не посвятим время и свои деяния ради довольства Всевышнего Аллаха, у нас ничего не изменится.

Нам следует объявить себе джихад (борьбу) в хорошем смысле слова. Нам следует ежедневно через управление самими собой развиваться и совершенствоваться, продвигаясь вперед, не останавливаясь, иначе нами будет управлять шайтан и мы не заметим, как мы оказались в самом низу обитания.

Я не оговорился, сказав о джихаде. Хочу напомнить, что исламские богословы различают два вида джихада. И первым выступает так называемый большой джихад – это борьба с самим собой, со своими недостатками, пороками, дурными наклонностями, страстями… и этот негативный перечень можно продолжать. Следующим выступает малый джихад (по-другому называют «джихадом меча») – это борьба за утверждение ислама. Очевидно, что в разные времена были разные методы и способы ведения джихада в зависимости от состояния и развития общества на то время. Мне представляется, что в настоящее время особо актуальным является большой джихад, ориентированный на духовно-нравственное развитие личности через самоуправление и просвещение в его многообразии.

Известно, что особенности человека во многом зависят от его психики, которая формируется во время становления личности под влиянием воспитания, образования, взаимодействия с окружающей его средой и, конечно, от самовоспитания, самообразования и самоуправления, а результатом всего этого является самосовершенствование.

Редко кому удается совершенно определенно выяснить, каков он есть в действительности, и только какие-то особенные обстоятельства позволяют раскрыть личности свои способности и возможности. И когда человек это осознает, то начинает искать в себе более эффективные и осознанные рычаги воздействия на себя через элементы самосовершенствования, что и выражается в виде самоуправления.

Думаю, не будет преувеличением сказать, что встречаются и такие неопределенные личности, у которых нет ясности в самом себе, они не знают, чего хотят от жизни вообще и что будут делать сегодня или завтра, а тем более в перспективе. Это люди без принципов самоуправления, как правило, лишены четких и ясных позиций, таких в жизни называют «ни рыба ни мясо». Другими словами, они не умеют управлять собой, ими управляют обстоятельства. Конечно, человек, как существо сознательное, управляет своими потребностями, он подчиняет их определенным установкам, а от совершенства системы самоуправления определяются направленность и характер деятельности в поведении личности. Некоторые особи существуют для того, чтобы только есть и пить в свое удовольствие и наслаждаться в реалии, а другие живут высоконравственными, социальными, духовными и интеллектуальными человеческими потребностями.

Очевидно, что в качестве мотивов поведения и деятельности человека выступают его интересы, и он, испытывая потребность в самоуправлении, начинает активно работать над собой, вследствие чего совершенствуется как высокоразвитая личность. Среди множества интересов личности наиболее полезным и благоприятным для жизни и деятельности человека представляется такое сочетание интересов, когда наряду с основным, важнейшим интересом имеются связанные с ним многочисленные косвенные. Если говорить о хороших управленцах, широта их интересов значительна, но, как правило, основное внимание уделяется избранной деятельности, общественно- и лично-значимой. Принципиальную роль в самоуправлении играют убеждения и социальные установки человека, и поэтому прежде чем что-то предпринять, он должен все взвесить: свои способности и возможности в достижении поставленной цели, сложившиеся условия, последствия действий и поступков, личную и общественную значимость.

Главной причиной плохого самоуправления является то, что человек не верит в себя, сомневается. Стоит ему хотя бы раз преодолеть все это и осознать полезность и правомерность своих действий, как он почувствует уверенность в себе, а затем все получится. Самоуправление позволит в какой-то момент с удивлением обнаружить, что он на многое способен благодаря проявляющимся скрытым в нем ресурсам. На первый взгляд, это кажется невероятным, но действительно так оно и есть, иначе я не стал бы писать об этом. Практический опыт самоуправления автора в различных житейских и управленческих ситуациях подтверждает это, и это явилось основой и движителем написания настоящей книги.

Самоуправление формирует у человека хорошие личностные качества, он становится собранным и разумно действующим существом. Его поведение адекватно общественной морали и личным нравственным убеждениям. Стойкость, способность отстаивать свои взгляды и противодействовать чуждым влияниям характерны для человека с развитым самоуправлением. Именно благодаря самоуправлению он может преодолеть страх, проявить мужество, смело идти навстречу опасности, действовать разумно в сложных ситуациях.

Жизнь подтверждает, что любой человек, а тем более руководитель, прежде чем управлять другими, должен научиться управлять собой: сдерживать свои эмоции, сосредотачивать внимание на нужном объекте, проявлять волевое усилие при встрече с трудностями и препятствиями, быть дисциплинированным и организованным, научиться рационально мыслить, видеть проблемы и творчески их решать.

Путем самоуправления можно в совершенстве регулировать свои физические и духовные силы. Человек как разумное существо действует не автоматически под влиянием внешних воздействий, а целесообразно и целенаправленно, он управляет как своей познавательной, так и практической деятельностью. Самоуправление осуществляется самосознанием личности. Оно формируется начиная с раннего возраста и продолжает совершенствоваться до глубокой старости. Что касается самоуправления собственной психикой, то этим мы занимаемся ежедневно, без чего немыслима нормальная жизнь человека. Поэтому и возможности самоуправления зависят от многих психических свойств и качеств. То, что человек выбирает и как действует, зависит от его убеждений, силы потребностей и интересов, социальных установок, качества ума и даже от национальной и религиозной принадлежности. Самоуправление во многом зависит от личностных свойств человека (целеустремленность, самокритичность, скромность, духовное богатство, моральная воспитанность, активность).

Как правило, люди, умеющие управлять собой, развивают свои имеющиеся положительные свойства личности и работают над слабо развитыми свойствами, преобразовывая их в позитивные. Более того, они бывают достаточно самокритичными и скромными людьми. Они не успокаиваются на достигнутом. Постоянно ищут в себе потенциальные резервы и в последующем стремятся использовать эти резервы при самореализации. А также стремятся к самоуправлению для того, чтобы совершенствовать себя и удовлетворить, таким образом, личную потребность во всестороннем развитии.

Отличительной особенностью, например, современных менеджеров является целеустремленность, они четко представляют свои задачи, имеют планы на будущее. Жизнь подтверждает, что целеустремленные люди значительно быстрее находят решение проблемы, чем те, кто хаотично, бесцельно мечется из стороны в сторону; поэтому говорят: кто не знает, в какую гавань плыть, для того нет и попутного ветра. Либо вы ставите себе ясные цели и преодолеваете препятствия, либо жизнь так или иначе создает проблему и вы вынуждены ее решать. В первом случае все выполняется с удовольствием, делая небольшие усилия, во втором – без удовольствия и с большими трудностями.

Общепризнанно, что российский человек характеризуется духовным богатством, которое отражает культурное богатство общества. Поэтому очевидно, что люди, обладающие таким свойством, умеют управлять собой, становятся более умными, человечными, спокойными и высоконравственными.

Конечно, когда мы говорим о самоуправлении, то подразумеваем действия, направленные на созидание, и в этом плане особая роль принадлежит моральной воспитанности человека. Таким людям свойственно чувство локтя, они чутко и заботливо относятся ко всему, что их окружает.

В самоуправлении такое свойство человека, как активность, занимает особое место. Активность – интегральное проявление многих свойств личности, ее идейности, целеустремленности, богатства знаний и умений, развитости способностей. Активным личностям свойственна высокая социальная и общественная деятельность. В свою очередь, все это способствует саморазвитию гражданских, умственных и физических качеств. Все вышеуказанные свойства личности в совокупности определяют образ жизни человека, то, как он живет. Процесс самоуправления зависит от отношения к нему. Те, кто считают это важным делом, от которого зависит развитие их личности, а отсюда и социальное благополучие, счастье чувствовать себя полноценным и уважаемым человеком, те, кто уверены в своих силах и способностях, неуклонно и систематически работают, могут достигнуть больших результатов. Тот же, кто легкомысленно относится к самоуправлению или не уверен, что может что-то изменить в себе, – или совсем ничего не достигает, или достигает очень малого.

Таким образом, особенно сегодня очевидна необходимость решения нами актуальной проблемы управления самим собой в широком смысле слова каждому здравомыслящему человеку. Нам надо верить в себя и проявлять максимальную активность в освоении всего того, о чем сказано выше, придерживаясь приведенных аятов и хадисов. И причем для работы над собой необходимы реальные действия и поступки, в процессе совершения которых и происходит самоуправление личности на благо себя и общества.

1.9. Рамадан – время самоуправления личности

От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Пост – это не просто воздержание от еды и питья. Поистине, пост – это воздержание от пустословия и сквернословия!»

(Ибн Хузайма, Ибн Хиббан, аль-Хаким.)

Удивительно, но факт, как в нашей религии все досконально предусмотрено, что касается месяца Рамадан. Очевидно и то, что без настойчивого и искреннего самоуправления личности по-настоящему и правильно соблюдать пост и все требования этого месяца представляется не под силу каждому. Как сказано выше в хадисе, «…воздержание от пустословия и сквернословия» уже является элементом самоуправления. Наши последние исследования и наблюдения еще раз подтвердили, что люди, придерживающиеся по-настоящему Ислама, – это личности с такими сильными личными качествами, как воля, упорство, настойчивость, нравственность, справедливость, искренность и т. д. Другими словами, личности, обладающие чувством высокого самопознания и самоуправления.

В общем, познание личности может иметь два направления. Первое – это познание самого себя, самопознание, и второе – познание внешнего мира. Вторым человечество занимается всю жизнь, чего не скажешь о первом. Что же следует понимать под самопознанием? Полагаю, что самопознание, если кратко, это понимание, осознание и оценка личностью своих действий, мотивов поведения, интересов – то есть всего того, что двигает вас на результат, целостной самооценки и своего места в жизни.

Среди личностей, стремящихся к совершенству, самопознание является жизненной необходимостью, а самоуправление – руководством к действию саморазвития. На фронтоне древнего храма Аполлона в Дельфах написан призыв – «Познай себя – и ты познаешь весь мир!». Личность должна знать саму себя, какая она есть, зачем, почему и т. д.

Рекомендую тем, кто хочет развить в себе все вышеизложенные личностные качества и все необходимые качества для самопознания и самоуправления, впредь соблюдать пост и делать все, что требует месяц Рамадан, и вы почувствуете, каким вы стали хорошим, и зауважаете себя. Вы намного станете богатыми не только духовно, но и физически будете здоровыми.

На страницу:
4 из 5