bannerbanner
Исламская наука: самоуправление личности. Ч-1. Организационно-управленческий аспект (время, труд, знания…)
Исламская наука: самоуправление личности. Ч-1. Организационно-управленческий аспект (время, труд, знания…)

Полная версия

Исламская наука: самоуправление личности. Ч-1. Организационно-управленческий аспект (время, труд, знания…)

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

1.2. Ислам и ученые о смысле жизни и предназначении человека

Аллах говорит в Коране: «И Я сотворил джиннов и людей лишь затем, чтобы они поклонялись Мне. Я не хочу от них никакого удела и не хочу, чтобы они Меня кормили. Поистине, это Аллах – Дающий удел, Обладатель силы, Мощный» («аз-Зарият», 56–58).

Аяты Корана о смысле жизни

Учитывая важность этой темы, думаю, не будет преувеличением, если скажу, что только лишь при представлении нескольких аятов из Священного Корана можно получить предельно понятные ответы Всевышнего Аллаха на все эти вопросы.

Для каждого истинного мусульманина стремление к довольству Всевышнего и надежды оказаться в Раю являются основным мотивом и смыслом всей его жизни. Следовательно, все его деяния и намерения, за которые будет в ответе перед Аллахом в Судный день, направлены на его истинную веру в Аллаха и благие дела, с надеждой избавиться от грехов и спастись от Ада. Об этом указано в Священном Коране: «Он – Тот, Кто благословляет вас, и Его ангелы [тоже благословляют вас], чтобы вывести вас из тьмы к свету. И Он милует верующих» («аль-Ахзаб», 43). «Аллах обещал тем, кто уверовал [в Него] и совершал праведные поступки, прощение [грехов] и огромную награду [в виде Рая и его наслаждений]» («аль-Маида», 9).

Все, что возложил Аллах на человека, определил в рамках его возможностей и предписанным естественным путем нарушения, которых лишает его спокойствия и благополучия. Милостью Аллаха является то, что Он определил человеку возможность спасти себя от грехов и Ада. В Священном Коране сказано: «И верующие, совершавшие праведные поступки, – а Мы не возлагаем на человека сверх его возможностей – они обитатели Рая. Они останутся там навечно» («аль-Араф», 42).

Бесспорно, что большинство верующих не подвергают сомнению, что смысл его жизни именно в сознательном поклонении Аллаху и служению довольству Всевышнего. У верующего должно быть понимание, и его уважительное отношение, и стремление к достойной жизни и созданию хорошей семьи без всякой увлеченности чрезмерной материальной составляющей. В Коране сказано: «Но ваше имущество и ваши дети – это не то, что приблизит вас к Нам. [А приблизит ваша вера.] Если вы уверуете и будете совершать благие дела. Таким [людям] – преумножится награда за то, что они совершали. Они – в [райской] обители в безопасности» («Саба», 37).

Известно, что жизнь человека многообразна, и он на своем пути подвергается многообразию различных трудностей и подвергается тяжелым испытаниям, которые преодолеть с достоинством удается не каждому. Во время этих испытаний следует понимать, что все от Всевышнего и в них тоже есть свой смысл. Аллах, испытывая, помогает в трудные минуты найти в себе силы и жить, а в случае смерти умереть с надеждой на милость и награду Всевышнего. «[Терпеливые – это] Те, кто, когда постигает их несчастье, говорят: Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиʼун» [ «Поистине, мы принадлежим Аллаху, и к Нему возвращение»] («аль-Бакара», 156). «Он дает жизнь и умерщвляет. Он управляет сменой ночи и дня. Неужели вы не соображаете [и не размышляете над творениями](«аль-Муминун», 80). Ислам не гарантирует человеку жизнь без страданий, но помогает их достойно пережить. Люди не могут прожить жизнь без горя, проблем и трудностей. Аллах обращается к верующим: «Мы обязательно испытаем вас некоторой опасностью [незначительной по сравнению с теми бедами, от которых Мы вас оберегаем], голодом, уменьшением имущества [смертью близких вам] людей и [гибелью] плодов [чтобы увидеть, будете ли вы проявлять терпение]. Обрадуй же [о Мухаммад] терпеливых [Раем]» (аль-Бакара», 155). Как указывают многие истинно верующие во Всевышнего, Он намного ближе к нам, чем нам представляется, и всякая надежда во всем, только на него.

Человек, полагающийся на волю Аллаха, принимает все от Него – и хорошее, и плохое, доверяя Всевышнему, веря в Его промысел, смиряясь перед Его волей. В Коране сказано: «У Него ключи от сокровенного, и об этом знает только Он. И Он знает обо всем, что на суше и в море [обо всех живых и неживых созданиях]. И Он знает о каждом листике, что падает с дерева. Любое зернышко в темноте земли, все свежее и сухое – все это [записано] в Ясной [Хранимой] Книге» («аль-Анам», 59).

Как видим, многие выше представленные аяты из Священного Корана отвечают на многие наши вопросы о смысле и цели жизни. Эта жизнь – испытание для людей, для совершения добрых дел, как велел нам Аллах и для того, чтобы держаться подальше от плохих поступков, от которых наш Создатель предостерег нас. А преодолеть плохие поступки возможно лишь при вашем высоком стремлении к управлению самим собой, самоуправлению.

Великие люди о смысле жизни

Далее мы попытаемся рассмотреть свое видение смысла и цели жизни человека через осмысление изложенного выше и с позиций известных мудрецов, ученых и великих мыслителей.

Бесспорно, что человек, созданный Всевышним, – явление сложное и многогранное. Применительно к рассматриваемой теме он интересует нас как активное начало, т. е. как субъект, действия которого могут соответствовать или не соответствовать высокому (в широком смысле слова) его предназначению, и как элемент социального объекта управления, легко или трудно поддающийся управляющему воздействию и прежде всего самоуправлению.

Личность тем и отличается от человека, что она не передается по наследству, а человек становится ею по мере своего развития и самосовершенствования: воспитание родителей, процесс труда, деятельность, общение с другими людьми и обогащение себя опытом предыдущих поколений. К. Маркс и Ф. Энгельс писали: «Развитие индивида обусловлено развитием всех других индивидов, с которыми он находится в прямом или косвенном общении…», или как говорят в народе: «С кем поведешься, от того и наберешься». Всякое общение протекает в каких-то группах: семья, круг друзей, производственный коллектив, – но каждый по-своему воспринимает и поддается влиянию этих групп и влияет на них.

У каждого из нас непременно возникало множество простых вопросов, на которые трудно дать убедительный ответ. К числу главного относится вопрос о смысле жизни и предназначении человека. Поиск смысла жизни – это основное, что отличает человека от других живых существ.

Бесспорно, что определяющее и фундаментальное значение для понимания смысла жизни и предназначения человека имеют Коран, Ветхий Завет, Новый Завет, трактаты буддизма, индуизма и других религий. Об этом задумывались многие философы: Аристотель, Эпикур, Марк Аврелий, А. Шопенгауэр, а также писатели Г. Гессе, Л. Толстой, Ф. Достоевский и др. В этой работе вы найдете множество изречений и афоризмов, высказанных великими мыслителями.

Существует огромное многообразие философских подходов и духовных учений, а также выводы, к которым приходят мыслители прошлого и настоящего времени всех народов в отношении предназначения и смысла жизни человека. Об этом писал А. Шопенгауэр в конце предисловия к своей самой популярной книге «Афоризмы житейской мудрости»: «Все последующее – в общих чертах, конечно, – уже высказывалось мудрецами, тогда как глупцы, т. е. подавляющее большинство людей, поступали всегда как раз наоборот; так будет и впредь»[76, с. 440].

Итак, чему же учат, по мнению А. Шопенгауэра, мудрецы западного мира? Прежде всего это умеренность в материальных благах, осознание суетности стремлений к богатству и славе. Как видим, это ровно то, о чем Всевышний Аллах говорит в приведенных нами выше аятах Корана.

Ссылаясь на Аристотеля и других мудрецов древности, Шопенгауэр утверждает: «…счастье человека заключается в свободном использовании преобладающих в нем способностей…» [76, с. 31]. Это утверждение еще раз свидетельствует о необходимости самоуправления каждого своим потенциалом.

Встречи и беседы автора данного исследования со старцами современности, имамами и истинными мусульманами, прожившими большую жизнь, еще раз подтвердили наши предположения о том, что мыслящему человеку свойственно чаще всего к концу жизненного пути задумываться над вопросом о смысле прожитого и значимости содеянного. Полагаем, что не так уж много найдется людей, которые на склоне лет своих, мысленно оглядываясь назад, самокритично, честно, объективно оценивая совершенное, могут с удовлетворением сказать самим себе, да и другим:«Я сделал максимум того, на что был способен, если вы можете, сделайте лучше».

Молодежь: понимание смысла жизни и предназначения человека

У многих размышляющих о ценности прожитых лет рождаются в душе горькие чувства неудовлетворенности собой, разочарования совершённым, сожаления по поводу упущенных возможностей. К сожалению, многие молодые люди не задумываются над смыслом жизни и ее предназначении, им кажется, что жизнь их будет длиться вечно. И конец жизни они осознают абстрактно. А некоторые родители и их близкие считают, что это хорошо, и поощряют такой подход: мол, пусть не омрачают свои молодые годы и праздник жизни будет действительно подлинным, не обремененным большими трудностями, заботами, тяжелыми размышлениями. Это неверный подход родных и близких.

Молодость – самый продуктивный период жизни, когда потенциал личности и его энергия сами ищут своего деятельного проявления, когда ум его может достигнуть высокой степени совершенства, конечно, при значительном усилии со стороны владельца. Сильно грешат те, кто не умеет управлять своим временем в молодости, кто бездумно и безоглядно растрачивает ее на погоню за удовольствиями, на увиливание от труда, созидательной и общественной деятельности.

Каждый молодой человек, только сам обладая великим даром сознания и способностью управлять своей жизнедеятельностью, властен подчинять свою жизнь представлениям о смысле жизни и видеть свое предназначение. Для этого он должен спросить себя: Насколько правильно я живу? Насколько значителен смысл моего существования? Следует ли внести в жизнь коррективы? Главное здесь – размышление личности о самосовершенствовании, самоуправлении своим поведением и деятельностью, ибо самосознание – главное условие мудрости.

Чтобы почувствовать себя полноценным человеком, недостаточно довольствоваться заботой о насущных нуждах, замкнувшись в кругу текущих дел, мелких помыслов и развлечений, необходимо заглянуть в самого себя, разобраться с состоянием собственного духовного мира, критично относиться к своему поведению и деятельности, ставить перед собой перспективные и жизненно важные цели. Лишь тогда человек становится полноценной личностью, когда его разум оказывается способным ставить перед ним задачи, большие по своему социальному значению, жизненные цели, рассчитанные на длительные сроки, когда воля его превращается в мощную силу, обеспечивающую их практическую реализацию.

Каждый, кто практически оценивает собственную сущность и не совсем удовлетворен собой, своей социальной значимостью, не приемлющий тусклого, обывательского существования, непременно будет искать пути и средства его изменения, т. е. займется саморазвитием и самоуправлением. Следовательно, он будет озабочен поиском ответов на многие вопросы: как правильно и безошибочно пройти свою жизненную дорогу, чтобы в конце ее испытать как можно меньше разочарований и получить как можно больше удовлетворения сделанным? Это не просто, для этого придется выяснить, как и по каким критериям строить свою жизнь, чтобы она была полнокровной, полноценной, разносторонней по содержанию, глубокой по смыслу и безошибочной по своему предназначению.

Бесспорно, что такие понятия, как «смысл», «мысль», «осмысление» – близки по своему происхождению и отражают уникальную, свойственную человеческому роду способность поступать и действовать разумно. Познавать самих себя, свою собственную сущность, оценивать свою социальную значимость, анализировать свои достоинства, недостатки и пороки, держать под контролем свои действия, корректировать свое поведение – вот что особенно важно при вдумчивом отношении к своей личности и управлении самим собой.

Иногда действия людей оказываются не до конца осмысленными и даже бессмысленными. Такое происходит, когда человек действует автоматически в состоянии аффекта – сильнейшего порыва страсти, на какое-то короткое время полностью отключающего разум как регулятор человеческих действий. Такие действия должны быть исключением. В основном большинство поступков человека разумно, осмысленно, определено поставленными целями, являющимися конкретным отражением его потребностей, интересов, идеалов. С этих позиций, однако, жизнь и деятельность далеко не каждого психически здорового человека может быть признана имеющей смысл в полном объеме и высоком значении этого слова. Важнейшим качеством человека является его способность с помощью сознания не только отражать, оценивать настоящее, помнить и анализировать прошедшее, извлекая из него соответствующие уроки, но и заглядывать в будущее, планировать свою жизнь, подчиняя деятельность осуществлению намеченного.

Полагаю, что лишь только такая жизнь может считаться имеющей смысл, которая подчинена большой личной, социально значимой и заранее определенной масштабной цели, содержание которой предусматривает благие и высоконравственные составляющие.

Труд и деятельность в жизни человека

Все свойства личности в основном формируются и проявляются в трех сферах: труде и деятельности, общении и познании. И в каждой из этих сфер человек проявляет себя по-разному, в зависимости от способностей, наклонностей, склада характера, представлений о материальных и духовных ценностях и отношения к ним, от воспитания и т. д. Поэтому решение проблемы самоуправления потенциалом личности мы начали рассматривать с позиций фактора времени, трудовой деятельности, поиска знаний, организационно-управленческих и психофизиологических аспектов воздействия и как главных источников управления самим собой. Но активность человека в трудовой деятельности во многом зависит от его представлений о смысле жизни и предназначении.

Стоит отметить, что в условиях рыночной экономики появилось много таких людей, которым нельзя отказать в целеустремленности, умении подчинять жизнь раз и навсегда избранным замыслам личного, эгоистического самоутверждения, самопоказа, завоевания власти, престижа, славы и связанного с ними материального комфорта любыми средствами, в том числе запрещенными моралью, а иногда и правом. Для таких личностей ни работа, которой они заняты, ни люди, с которыми связана их жизнедеятельность, не имеют самостоятельной ценности. Другие для них препятствие на пути к достижению их тщеславных замыслов, либо орудия, с помощью которых их можно осуществить.

Как правильно осуществить свой выбор? Какие цели и задачи поставить перед собой, чтобы не прожить единожды данную жизнь зря и не испытать чувства горького раскаяния за недостаточно продуманные, поверхностно обоснованные цели, за напрасно потраченные на их достижение силы? Представляется, что именно труд человека в его индивидуальной и совместной трудовой деятельности, в конечном продукте которого объективно он заинтересован, явился основой возникновения человеческого сознания, первой формой которого является осмысление человеком своего личного интереса в жизнедеятельности.

Резюме

Многими думавшими о смысле жизни и человеческом предназначении эта проблема была отнесена к числу «бессмысленных», видимо, в силу трудности ее однозначных, определенных решений. Ряд религиозных деятелей различных конфессий и философов прошлого и настоящего выносили и выносят поиски смысла жизни человеческой за пределы ее самой. Они рассматривают земное существование человека лишь как ступень жизни вечной, к которой он еще на земле должен готовить свою бессмертную душу, подчиняя этой подготовке все свои труды, поступки, тревоги и печали, как главному смыслу жизни.

Выдающийся мыслитель эпохи Возрождения Пико делла Мирандола в известной речи «О достоинстве человека» утверждал, что бог, сотворив человека, дал ему такое напутствие: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанности ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Образ прочих творений определен в пределах установленных нами законов. Ты же, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю».

Представляется, что указанная мысль не совсем корректна в части определения черезмерной самовольности личности. С позиций мусульманской религии, если говорить проще, вопрос о смысле жизни человека и его истинного предназначения непрерывно связан с самопознанием, саморазвитием и самоуправлением, о котором говорили многие исламские ученые. То есть через раскрытие своего потенциала и конкретных действий, направленных на способности искать и находить свою дорогу в жизни, одновременно полагаясь на Всевышнего (Ин шаа Аллах).

Таким образом, из всего сказанного следует: чтобы каждая личность верно поняла свое предназначение, подлинный смысл своей жизни, ей необходимо как минимум знание религиозных основ духовного формирования и развития человека. Также необходимо развить свой разум до понимания объективных законов развития природы и общества, до правильного осознания своего места в мире, своих сил и способностей, закалить свою волю для осуществления разумно намеченных жизненных целей. И все это будет возможно лишь при колоссальном желании и стремлении человека развивать свои способности к саморазвитию и самоуправлению.

1.3. Ислам и исламская наука о сущности самоуправления и самопознания личности

Анас поведал, что Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Туба (дерево в Раю) для того, кого занятость своими недостатками удержала от недостатков других!» (Аль-Баззар (3225). Хафиз ибн Хаджар назвал иснад хадиса хорошим. См. «Булюгь аль-марам», 152.)

Самоуправление личности многие современные ученые рассматривают только в рамках функций, принадлежащих менеджерам, управленцам, и тем самым сужают предмет широкого его понимания. Очевидно, что самоуправление отражается на всех видах деятельности личности независимо от его профессиональной принадлежности и охватывает все широкое многообразие формирования человека, процесса самодеятельности, возвышения личности, самоопределения.

Углубляясь в сущность и содержание самоуправления и самопознания, через теорию самоуправления, удается выявить, что ваше настоящее и будущее всегда разделяет некий интервал, разрыв неиспользованных и нереализованных возможностей, обусловливающих эффективность личностных способностей. Становится очевидным, что началом всех начал для достижения любой цели, успеха, результата является самоуправление и самопознание с помощью Всевышнего (Ин шаа Аллах), а одной из главных его целей – предельно возможное самосовершенство личности для максимальной реализации своего потенциала во благо довольства Аллаха, себя и общества. Таким образом, самоуправление рассматривается как сознательное самовоздействие личности в целях эффективного использования своих способностей и возможностей в ее многогранной деятельности.

Элементы самоуправления проявляются во многих высказываниях Всевышнего. Всевышний, обращаясь к мусульманам, говорит о доброте и забывчивости о себе: «И вы призываете людей к добродетели [и благочестию], забыв о себе? Ведь вы же читаете Книгу! Неужели вы не образумитесь?» («аль-Бакара», 44.)

Сам процесс разработки и изучения вопросов самоуправления и самопознания должен быть одним из главных составляющих при получении и совершенствовании любых знаний по управлению собой. Ибо тот, кто не в состоянии управлять самим собой, не сможет профессионально и эффективно управлять другими. Самоуправление и самопознание следует рассматривать как целенаправленную, сознательную и систематическую работу над собой с помощью Всевышнего для того, чтобы обеспечить такой уровень своего развития, который отвечал бы довольствию Аллаха, личному идеалу и общественным требованиям.

Самоуправление и самопознание человека в идеале должно быть естественным процессом адаптации личности к богоугодным и социальным условиям, общественным требованиям. Следовательно, оно формирует нужные для жизни и труда свойства и устраняет те, которые мешают личности жить и действовать в нужном направлении.

Конечно, самоуправление – сложная деятельность, требующая и времени, и затрат сил на совершенствование. Успех в основном зависит от внутренней готовности личности к этой деятельности, т. е. освоения знаний, умений, навыков, а также от психологической готовности работать над собой. Следует знать, что работа над собой должна быть системной, последовательной, и помнить, что практика самоуправления и самопознания развивает и совершенствует личность. Для этого нужна воля, хотя сама она формируется и закаляется в работе, в преодолении трудностей и препятствий, стоящих на пути к цели. Самоуправление следует рассматривать не только как лично значимый процесс, но и как социально значимую деятельность, выполняющую общественную функцию по формированию личности; это целенаправленный, сознательный процесс формирования нравственно-психологических свойств личности.

Потребность в самоуправлении возникает тогда, когда человек оказывается подготовленным к нему самой жизнью и воспитанием, т. е. когда он начинает осознавать себя личностью, задумываться о своей роли в жизни сегодня и в будущем, проявлять известную самостоятельность в практической жизни. Иными словами, когда достигается определенный уровень развития сознания и жизненного опыта.

У некоторых создается ошибочное представление, что самоуправление необходимо молодым людям, взрослые считаются все знающими и умеющими. Однако это не так. Каждый должен работать над собой даже тогда, когда становится взрослым. Нередко такая работа осуществляется в этот период более интенсивно и продуктивно, и это понятно, ибо взрослый человек, имея больше знаний и жизненного опыта, более богобоязненный и более ответственно относится к общественным требованиям и собственным обязанностям. Кроме всего этого, он обладает развитым умом и волей – необходимыми субъективными предпосылками для успешной работы над собой.

Скажем сразу, что о познании самого себя в исламских хадисах очень много говорится. Последний пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) и все его сподвижники постоянно в целях достижения духовности и высоконравственности мусульман призывали их к глубокому познанию самих себя и самоуправлению. Они не уставали напоминать о том, что пока люди не займутся самими собой и не пройдут все этапы самопознания и самоуправления, они не смогут добиться больших духовных результатов.

Многие ученые самопознание рассматривают как средство познания Всевышнего, и с этим трудно не согласиться. Нам представляется: самопознание вкупе с самоуправлением – как средства конкретных действий – позволяют добиться высоких духовных и деловых результатов.

Всевышний Аллах говорит в Коране:

«Мы покажем им Наши знамения вокруг них и в них самих, пока не станет им ясно, что это [Куръан] – истина [от Аллаха]. Разве недостаточно того, что твой Господь – Свидетель всему [и ничего от Него не скроется]?!» («Фуссилят», 53.)

В другом месте небесного писания сказано:

«А на земле – знамения для убежденных, а также они [знамения] – в вас самих. Разве вы не видите?» («аз-Зарият», 20–21.)

Очевидно, что данные аяты четко указывают на необходимость и обязательность человека в познании самого себя, который, пропуская через свою душу и используя принципы самоуправления, способен совершить многое для исключения своих недостатков. А также в этих аятах прослеживается то, что в каждом человеке есть знамения, а постижение этих знамений позволит ему постигнуть истину и познать Творца всех знамений.

Бесспорно, что познание Всевышнего возможно только через самопознание, и Его познание самое незаменимое и надежное средство для духовного самосовершенствования. Только искренне верующий мусульманин и соблюдающий все законы Ислама может достойно пройти до конца этот путь. Только посредством познания Всевышнего верующий сможет очистить себя от негативных и развить в себе многие положительные и нравственные качества, ибо Аллах является источником самых совершенных атрибутов.

На страницу:
2 из 5