Полная версия
Обретение Духовного Пути. Как найти Духовного Учителя
Какие вам потребуются качества? Самое первое качество для неофита – это настойчивость и постоянство, настойчивость и постоянство, – и, приоткрою вам, возлюбленные, что первое, в чём будет помогать вам ваш Учитель – дисциплинировать. Дисциплина во всём. Первейшее, что вы должны будете вместить, впитать и выразить, это дисциплина. Дисциплина ученика, дисциплина Духа, виды дисциплин. Если вы не сумеете её вместить, если вы не сумеете её понять и выразить, отсутствие этой дисциплины очень быстро вас сметёт со Стези. В данном случае Стезя и Путь – это слова-синонимы. Цель, реализация, просветление, обретение сознания Христа, обретение сознания Бога, – в моём повествовании это тоже слова-синонимы, потому что они фактически являются словесными формулами, описывающими состояние сознания, которое вы достигаете – состояние сознания в Боге.
Таким образом, цель понятна, понятны некоторые вещи, которые вас ведут к этой цели. Вы спросите: «Почему же мне самому не удастся пройти этот Путь, если так ясно всё, если понятна цель, если понятно, куда идти. Почему же я сам, в конце концов, не смогу это сделать? Я могу взять книги, я могу взять практики, я могу, в конце концов, прийти, к этому сам».
Возлюбленные сердца, по сути своей, когда вы следуйте за своим Учителем, в действительности, вы всё делаете сами. Это неотъемлемая часть, потому что за вас никто делать не будет. Учитель вас ведёт, вы ему следуете, но делать вы всё должны сами. Но дело в том, что когда вы будете делать сами, не имея Учителя, – это кардинально меняет всё, потому что «что делать?» – вы не знаете, «куда идти?» – вы не знаете, и самое главное, вы не видите себя. Я хочу вам ещё раз напомнить, подчеркнуть то, что я уже сказал, что самая первая проблема, с которой сегодня столкнулся человек Пути, – это то, что он является погружённым в свою низшую природу, в эго, и фактически отождествил себя с этим. Эго является нереальной частью и никогда не создавалось Богом, и, соответственно, это та часть, которая должна быть превзойдена. Превосхождение этого человеческого уровня есть большая часть Пути, большая задача Пути, и только Гуру, который освободился от своей низшей природы, видит в вас это и помогает вам от этого избавиться. Когда вы думаете, что у вас есть какие-то мысли, когда вы что-то делаете, есть желания, – вопрос: мысли, которые к вам приходят – являются ли мыслями Бога, и способны ли вы их видеть и различать? Желания, которые вы хотите достичь или выполнить, – это желания вашего эго и мысли вашего эго, с которыми вы теперь отождествились, и которые вы не можете теперь распознать, и ваши мысли кажутся вам вашими. В связи с этим ваши желания и мысли очень часто кажутся вам вашими. Отделение зёрен от плевел – это большая часть Пути, большая часть работы. Отделение реального и нереального, в сути своей, – это работа и большой великий труд, возлюбленные сердца, по преобразованию себя под руководством Гуру, под руководством Учителя.
Гуру. На Востоке его называют так, потому что в переводе с санскрита это означает «тот, кто рассеивает тьму». Гуру, по-другому, Мастер, по-другому, Учитель, на Востоке у суфиев он же будет называться Шейхом.
Что же вам потребуется, возлюбленные, когда вы будете искать своего Учителя? Есть некоторые намётки. Критериев практически нет, потому что, какие бы я не назвал критерии истинного Учителя, внешний ум обычного человека исказит их до неузнаваемости. Я вам привёл до этого примеры. Но некоторые намёки можно дать. Истинный Учитель, в первую очередь, служит своему ученику, а не наоборот. Его служение, возлюбленные сердца, бескорыстно. Бескорыстие заключается в том, что он истинно заинтересован привести эту душу к Богу и к её реализации в Боге. Это единственная цель, ради которой люди вступают в отношения Гуру-чела. Это святые отношения, священные узы. Эти узы, о которых мы говорим: отношения Гуру-чела, Учитель-ученик – по своему уровню взаимоотношений, если хотите, по святости превосходят любые другие отношения между людьми. Потому что он ведёт человека в Жизнь с большой буквы, Жизнь вечную, там, где Бог, там, где реальность. И ради этого ученик готов отпустить всё земное и всё своё существо, и поэтому это отношения движения к вечной Жизни, к постоянному потенциалу в Боге, и поэтому эти отношения Гуру-чела являются священными и поддерживаются всегда как священные узы между Учителем и учеником.
Когда вы вступаете в эти отношения, Учитель принимает на себя незримо обязательство привести вас к Богу, а вы принимаете на себя как ученик обязательство следовать за ним и прийти к этому Богу. Таково негласное соглашение, договор, который стоит за этими отношениями Гуру-чела. Итак, истинный Учитель ведёт к Богу и ведёт вас через восстановление вашей внутренней связи со своей Высшей частью. Вознесённые Владыки открыли людям и чела, что их Высшая часть являет собой их ЯЕСМЬ Присутствие. Святое Я Христа – это то, что помогает ученикам прийти к своей реализации. Истинный Гуру будет освобождать ученика от его низшей природы и вести его к высшей реализации, к Богу.
Истинный Гуру никогда не будет действовать против свободной воли ученика, даже если это свободная воля, проявленная учеником, явно будет осознаваться Учителем как идущая против самых глубинных интересов его души. И когда он сочтёт возможным уйти со Стези, бросить всё, истинный Учитель не будет его удерживать, потому что такова его воля и Закон свободной воли являет основу основ. Поэтому никогда никто из Духовных Существ Света, Вознесённых Владык – все, кто принадлежат Иерархии Света, – никогда не будут нарушать свободную волю человека и вмешиваться в неё, а будут уважать. Также будет поступать истинный Учитель на любом этапе Пути.
Почему я говорю «истинный Учитель?» Возникает вопрос: «А что, есть ложные учителя?» Да, возлюбленные сердца, это то, о чём должен очень серьёзно задуматься особенно начинающий человек, пробуждающийся, тот, кто является стремящимся, тот, кто пребывает в поиске, потому что от своего выбора, часто очень бездумного, он может пострадать и очень серьёзно. И в поисках он должен применить различение, я подчёркиваю это многократно, – различение. И прийти оно должно к нему из сердца. Это, возможно, главное, что я хочу сообщить вам, когда говорю о поисках Учителя. Вы не должны, возлюбленные сердца, относиться к поиску Учителя фривольно, бездумно, не обдумав всё, что вы хотите достичь, кому вверить свою судьбу. Потому что, следуя за ложным учителем, вы придёте к ложным целям, и часто Иисус называл ложных учителей «волки в овечьей шкуре», потому что они кажутся истинными учителями, но на самом деле не являются таковыми.
И очень много людей, которые не знают этого Учения, очень многие люди не понимают этого, не принимают и делают очень опрометчивые шаги в своей жизни, опрометчивые принимают решения и потом, к сожалению, остаются у разбитого корыта, потому что выбор Учителя является чуть ли не основополагающим выбором в жизни. Для этого требуется очень серьёзное взвешивание и очень внимательное рассмотрение того, к кому вы приходите и кому вы хотите отдать себя, чтобы Учитель привёл вас к самым высочайшим идеалам. А ложный учитель фактически действует с другой точки. Ложный учитель, возлюбленные сердца, в первую очередь будет следовать исключительно своим целям и интересам, и, как правило, не будет уважать вашу свободную волю. Я говорю не о грубых проявлениях неуважения к свободной воле, а об очень тонких, которые сначала, как правило, человеку незаметны. Не всегда тот из учителей, который всё время улыбается и кажется гармоничным, является истинным Учителем. Однажды Владыка Эль Мория в Агни-йоге сказал, что он не принадлежит к числу «румяных» Учителей. Часто истинный Учитель бывает жёстким, но жёстким во благо вам, потому что иногда для того, чтобы ученика привести к бодрости Духа и некоторому просветлению, нужно взять дрын и немножко этим дрыном, чуть-чуть, поправить ему бока! Что вы улыбаетесь? Что, вам это уже знакомо, возлюбленные сердца? [смех в зале].
Эта книга [показывает в зал книгу] незаслуженно не понята, а я считаю, что она должна занять особое место в библиотеке каждого человека, потому что это дар Небес: Вознесённый Владыка Кутхуми «Разоблачение лжеучений». Вдумайтесь, сколько с этой книгой вы могли бы понять, проникнуть, как следствие, сделать правильные выводы и правильные действия? По всему миру, возлюбленные сердца, очень много людей следует ложным гуру, сами того не зная. Когда я одной женщине, которая многократно мне говорила о том, как она часто ездит в Индию, как они много проводят какую-то работу постоянную, когда я спросил: «Кто твой Учитель?» – это очень простой вопрос, – он её и поставил в тупик. Очень многие люди выполняют много духовной работы всякой, медитируют на «благо всего этого мира», этой планеты, для просветления, очищения и исцеления, – что только там не делается. Я именно поэтому слово «работа» стал не переваривать, потому что такая «работа» в кавычках не играет никакой роли по большому счёту, и если это что-то и даёт, то очень мало, потому что основная работа, которую можно было применить – это пройти Путь. Когда я ей сказал, что Сатья Саи Баба не является истинным Учителем, является чёрным гуру, – для неё это был шок. Она сказала: «Как? Этого быть не может! Миллионы людей следуют за ним, – госпитали, учебные центры, – чего только нет, он умеет пепел создавать, сколько великих чудес он произвёл, миллионы людей, которые могут подтвердить его чудотворность!» Вознесённый Владыка Кутхуми говорит, что это ложный учитель, принадлежащий к индийской чёрной ложе, который на протяжении очень долгого время приходил в воплощения и нёс разрушение, а не созидание, и он не служит Богу. Представляете себе, как бы люди могли по-другому взглянуть на это, если бы не было книги, не было бы Вознесённого Владыки Кутхуми и его труда, выраженного в этой книге. Но эта книга есть. Многие ли из этой аудитории знают о ней или действительно хорошо прочитали перед тем, как начать свой поиск Учителя?
Возлюбленные сердца, говоря о Пути, я хочу сказать о себе немного. Да, я сейчас такой «умный» в кавычках, рассказывая вам всё так подробно. А я могу на эту тему продолжать и продолжать, и продолжать говорить, и много ещё что сказать, но формат нашей встречи всё равно не позволит нам говорить об этом до бесконечности. Всё невозможно выразить в такой короткой лекции, и очень многие, как мне кажется, знания, как раз на тему обретения Духовного Пути, отношения Гуру-чела, Пути Христобытия мы рассматриваем в Центре Духовного Развития по учениям Вознесённых Владык[4]. И здесь, в этом зале есть люди, которые прошли полностью два года обучения, и вы можете помнить, насколько ваше восприятие духовных процессов, знаний, познания изменилось, как изменилась ваша жизнь, в частности, включая и эту тему, потому что она является фактически сердцевиной первого курса Центра Духовного Развития. Поэтому, если вы хотите более глубоко познать эту тему – добро пожаловать на обучение, либо дистанционное, либо очное.
Но говоря о своём Пути, я хотел бы поделиться и сказать, что я, в некоторой степени, когда начинал свои поиски, ничего этого не знал, ребята, и вот только сейчас с позиции стольких лет, когда, по милости Божьей, повторяю, по милости Божьей, я глубоко понимаю эту тему, я думаю, как же мне повезло. «Ну, какой же я был молодец», – я сам себе говорю. Потому что я так глубоко понимаю, что я не промахнулся, когда Господь подвёл меня в моей жизни и я дотронулся, узнал о Вознесённых Владыках, я узнал об их существовании. И как только я их узнал, я переживал в то время как будто каскад каких-то духовных пробуждений, как будто что-то стал вспоминать, что-то со мной происходило, – это был какой-то каскад вдохновения!
Я мог прочитать какую-то фразу, например, в книге «Чела и Путь», и я мог после этого долго сидеть и размышлять, и что-то во мне рождалось, как будто что-то вспоминал, как будто что-то оживало во мне. А ведь в этой книге Вознесённый Владыка Эль Мория, который хотел, чтобы сейчас его называли Владыкой Более, по сути своей, рассказал условия ученичества у Вознесённых Владык, потому что книга так и называется «Чела и Путь».
Три аспекта Пути есть: ученик, Учитель и Путь. И вы как ученик должны всегда знать на эти вопросы очень ясные ответы: кто вы? Являетесь ли вы учеником? Кто ваш Учитель? Вы должны точно знать, кто ваш Учитель, потому что, если у вас есть Учитель, то вы не можете не знать, каким Путём идёте.
Путь, который проложили Вознесённые Владыки, известен как высший Путь, горний Путь, Путь ЯЕСМЬ. Некоторые люди называют его Путь Христобытия, более точное понимание – это Путь Высший – вдумайтесь в это слово – горний прямой Путь ЯЕСМЬ. Так говорят Вознесённые Владыки. Это те Существа, которые когда-то были в воплощении и так же, как вы и я, проходили свои опыты. Они росли здесь, они прошли свой Путь и они достигли своей полной реализации и вознеслись в Духовные Царства. Поэтому мы знаем их как Вознесённых Владык.
Это потрясающее вдохновение, когда я размышляю о разных Путях, ведь Владыка Более прошёл Путь, Иисус прошёл Путь, Мать Мария прошла Путь, Кутхуми прошёл Путь, Нада тоже прошла Путь. Они в воплощении прошли этот Путь и они достигли своего вознесения, иными словами, они полностью реализованы в Боге. И я иду этим же Путём, каким прошёл Иисус, я иду этим же Путём, которым шёл Владыка Кутхуми. Фантастика! Я один из них, я принадлежу к этому Пути! Это даёт мне вдохновение, когда мне бывает очень трудно. Потому что пройти Путь, обрести Путь, обрести Учителя – это, ребята, великая замечательная штука, но это ещё не всё. Потому что его нужно пройти, и вот это будет самое не простое, и для этого нужно много качеств, которые будут раскрываться в вас как качества ученика, постепенно, шаг за шагом идя по этому Пути.
Я дал вам начальные качества ученика, но это не всё, и основа всех качеств, возлюбленные, – это любовь, ваша безграничная любовь к Богу, безграничная любовь к Гуру, Учителю и к Учителям человечества – это Вознесённые Владыки для меня.
И когда я вам об этом говорю, вы можете взять, например, книгу «Владыки Семи Лучей». Они позаботились о нас, – я говорю о Вознесённых Владыках, – они позаботились, чтобы мы узнали их ближе, потому что когда я иду по Пути, я неизбежно хочу понять, как же они жили, неизбежно мне хочется понять. Я знаю, как жил Вивекананда, потому что я могу прочитать его книгу. Мне даёт это очень важное какое-то вдохновение, много деталей, когда я очень тщательно исследую, что же там написано. Когда Мукунда рассказывает о своём достижении и развитии, я очень многое узнаю из этой книги. Я неизбежно хочу понять, как же жили они, о чём они думали, как они встречались со своими сложными тестами и посвящениями. Потому что, возлюбленные сердца, Путь этот – это Путь посвящений. Вы идёте как ученики, потому что только Стезёй посвящения вы приходите к своей Победе, к своей реализации.
Когда я беру эту книгу и начинаю открывать её, я вижу, что они, оказывается, жили, они думали, они встречались с проблемами. Они рассказывают о своих воплощениях, они уже позаботились обо мне, они знали, что когда я смогу пробудиться, я обязательно, неизбежно захочу узнать об их жизни. И они уже сделали свой труд для меня, предусмотрев это, потому что неизбежно, возлюбленные сердца, думающий ученик, мыслящий ученик неизбежно, – я подчёркиваю это многократно, – захочет посмотреть в эту сторону: «А кто же уже сумел, ну кто же уже прошёл и как у него это получилось?» Это всё уже есть, и вы можете почерпнуть очень много вдохновения из этого, видя, как проходили другие Существа до вас, пока они были людьми, а потом достигли своего вознесения. Это потрясающе, ребята! Это потрясающее проникновение в Жизнь, где Жизнь я понимаю с большой буквы.
Меня часто интересует, о чём они думали в этой точке, что испытывал Иисус в Гефсиманском саду, когда он сказал: «Пётр, Пётр, очнись, приди и помоги мне!» Что он испытывал в этой точке – мне крайне важно. Мне важно, что испытывал Владыка Более, когда он был Беккетом[5], или в других воплощениях, также и другие Вознесённые Владыки. И когда мне открывается, по милости Божьей, их жизнь, их судьба, то моя жизнь кажется мне не такой уж и трудной, ребята, хотя моя жизнь не изобилует лёгкостью.
Итак, вы настраиваетесь пройти Путь, итак, вы настраиваетесь пройти как ученик, выбирая себе Путь, выбирая себе Учителя, вы действуете исключительно по своей свободной воле, – и это является основой основ. Закон этого мира, этой вселенной – это свободная воля, и вы не можете, возлюбленные сердца, на каких-то, как это часто хочется сказать, «на штыках» и на принуждении к Богу прийти. Любовь, устремлённость, поиски Истины, нахождение Божественного – вот, ради чего начинается пробуждение, и вот ради чего всё это задумано.
Путь – это не развлечение, возлюбленные сердца. Духовные практики – это лишь инструменты, ведущие вас по Пути самосовершенствования и развития в Боге. Поэтому мантры, медитации, веления, розарий, – духовные практики, иными словами, даются Учителем, имеются под руководством Учителя для того, чтобы вы поднимались всё выше и выше, а не для того, чтобы вы испытывали какие-нибудь ощущения замечательные, приятные состояния, которые иногда начинают вас посещать в силу того, что ваше силовое поле очищается под воздействием Духа. Потому что, когда вы даёте ту или другую духовную практику, то Дух приходит в ответ на эту практику, проникает в вас, и, проникая, очищает ваше сердце, очищает ваши чакры, очищает вашу ауру, очищает ваши четыре нижних тела и сознание, и возвышает до некоторой степени. Вы начинаете чувствовать Свет, вы начинаете испытывать реальность Бога, – иногда удивительные и очень приятные состояния, к которым ученик становится склонен возвращаться и хотеть снова и снова получить.
Целью Пути и обучения не является, возлюбленные сердца, ничего из этого. Целью не является приятное состояние, целью обучения не является медитация ради медитации и любая духовная практика ради духовной практики. Целью является лишь одно – обрести то же самое сознание, которое есть у Бога и когда-то так же, как Иисус сказать: «Я и Отец – Одно». Всё остальное является лишь вам сопутствующей помощью, которая ведёт этого ученика шаг за шагом по Пути к Победе.
Вопрос: «ЯЕСМЬ» – это «Он» или «Я существую»?
Ответ: ЯЕСМЬ – имя Бога. Это краткое имя Бога. ЯЕСМЬ ТО ЧТО ЯЕСМЬ – полное имя. ЯЕСМЬ – краткое имя.
Вопрос: Есть ли Бог за Богом?
Ответ: Смотря как понимать слова «Бог за Богом». Но я не настроен сейчас рассуждать на эти темы. Я вас не ограничиваю, но я бы хотел, чтобы вопросы были связаны с той темой, которую мы обсуждаем, чтобы по этой теме мы всё могли осветить.
Вопрос: Сама жизнь является в какой-то степени для нас нашим гуру? Она ведь работает как-то с нами?
Ответ: Да, совершенно верно. Вы правы абсолютно. Сама жизнь является учителем для человека. Существует всего два способа развиваться – и основной способ, которым развиваются сегодня люди, – это способ, который вы описали. По-другому: это постоянная встреча со своей кармой, где карма является учителем для человека. Это самый долгий, самый тяжёлый путь развития, собственно то, что мы и наблюдаем сегодня.
Этот путь Вознесённые Владыки называют школой суровых ударов. И этот путь по сравнению с тем, что я вам описал, – какое бы дать сравнение – когда вы едете на черепахе против космического корабля или космической ракеты. Вот примерно такое состояние.
Вопрос: То есть, ЯЕСМЬ – ОН? Я равно ОН? Второй вопрос: если я нашёл ложного учителя, какова за это плата?
Ответ: По поводу «ЯЕСМЬ ОН» я уже ответил – это правильная идея, постепенно к вам придёт это понимание. Когда вы говорите ЯЕСМЬ ОН – это вполне допустимая идея. Для мистика, который говорит: ЯЕСМЬ ОН – это очень правильная идея, очень верная идея: «Я ЭТО ОН», «Я ЭТО ОН», «Я ЭТО ОН», и мистик всё время напоминает себе это, потому что для него это самое главное. Однако, сегодня я не хотел бы развивать эту идею. Возможно, в каких-то других встречах и лекциях.
Что касается того, когда вы нашли ложного учителя, то правильная позиция здесь следующая – вы должны различить! Когда вы приходите к точке нахождения Учителя, возлюбленные сердца, возможно, я не очень ясно это акцентировал, пока рассказывал свою лекцию, – я хочу сейчас это всё-таки подчеркнуть, акцентировать, что вы принимаете РЕШЕНИЕ! Вот когда вы ищете кого-то, ищете Учителя, то вы пока ещё пребываете в стадии поиска, «стремящийся» – говорил я. Затем вы находите Учителя, и вы принимаете в себе ученика. Но вот здесь, в этой точке, у вас должно быть твёрдое решение: вы принимаете решение пройти этот Путь. В тот момент, когда вы проситесь к Учителю, вы должны принять решение – и это всегда так. Вы не должны проскакивать осознанно этот момент принятия решения. Тогда вы закрепляете в себе, в своём сердце, в своём существе, вы закрепляете это принятое решение, закрепляетесь в этой точке. Вы закрепляете своё сознание, «заякоряете» свои энергии в этом принятом решении. И затем, когда вам бывает иногда трудно на Пути, и Учитель даёт вам достаточно сложные нагрузки и тесты – так бывает, потому что это всегда будет встреча с вашим собственным эго во время теста – и ваше принятое решение вам напоминает, даёт внутренние силы двигаться дальше: я принял это решение и я буду двигаться дальше, чтобы победить. Понимаете меня?
Теперь, когда вы всё это сделали, вы можете оказаться в ловушке, можете оказаться в присутствии ложного гуру. Возлюбленные сердца, когда вы попадаете в эту ситуацию, то неизбежно возникает досада, вы начинаете испытывать негативные чувства – и очень часто эго начинает пользоваться этим в вас.
Правильная позиция – до некоторой степени отрешиться от этого, отрешиться от негативных чувств, которые вы начнёте испытывать, отказаться от них. И очень спокойно и ясно сказать: Я различил. Кажется, я понял! Я понял, что я следовал не за истинным учителем, и раз так, то я могу совершенно спокойно освободиться от этого.
Всегда в вашем сердце присутствует Бог – и вы можете молитвой своей, призывом к Богу попросить помочь вам, если вам очень трудно, освободиться от тех состояний и всего того, что вы чувствуете в себе как то, что вам мешает, что не даёт вам принять решение: «Господи, помоги мне, укрепи моё сердце, помоги мне принять твёрдое решение и сделать правильные шаги на Пути, которые меня приведут к Тебе».
И когда вы уходите от ложного гуру, вы не должны себя корить, – это другая крайность, в которую попадает ученик. Очень часто, когда ученик уходит от ложного учителя, ложного гуру, то впадает в другую крайность – он говорит: Ну, что ж, теперь мне точно не нужен будет никакой учитель. Вон я тут вступил в какое… ногой наступил не туда, куда надо. И это другая крайность, – и опять выигрывает ваше эго, вы опять отброшены на Пути и отброшены достаточно далеко. И я говорю это абсолютно со знанием дела, потому что в моей жизни, – извините за такое слово – через мою жизнь, через мои руки прошло очень много людей. Я знаю их судьбы и знаю, ещё раз говорю, не понаслышке, не потому что я прочитал какие-то книги, а потому что я прожил это внутри. И очень многие люди, которые попались на удочку ложных учителей, – это очень сложный момент, к сожалению, – оказались отброшены в другую крайность.
Это как маятник – сначала попадаешь в одну крайность, потом тебя тут же твоё эго отбрасывает в другую сторону и говорит: не нужен мне никакой истинный учитель, – и вы перестаёте его искать. И это не правильная позиция. Необходимо продолжить искать истинного Учителя и найти его.
Прошу вас признать эту позицию, понять её, осознать, размышлять. Простите себя за то, что вы, возможно, были тогда не слишком разборчивы, что вы не смогли распознать, то есть различить, что перед вами находится не истинный учитель.
Нужно простить себя за это, отпустить это, выйти из этого состояния, выйти из этих отношений. Можно об этом сказать прямо: Я хотел бы, чтобы наши отношения закончились, больше я не считаю вас своим учителем, я не являюсь вашим учеником, я изымаю свои энергии из вашего присутствия, я ухожу.
И дальше снова делать всё то же самое, что я старался сегодня рассказать, чтобы обрести истинного Учителя и пройти Путь под его руководством.
Вопрос: Где западные Учителя и почему они не приходят, как восточные?
Ответ: Но восточные Учителя тоже не приходят. Ученик приходит к восточным Учителям, так же как и к западным. И задача заключается, мне кажется, в том, что каждому человеку, который пребывает в поиске, необходимо выйти из тех шор или границ, в которых он пребывает. И моя идея заключалась в том, чтобы расширить границы любого человека, чтобы он мог понять, что Учителя истинные пребывают как на востоке, так и на западе. Нельзя быть ограниченным исключительным пониманием сегодняшнего массового сознания, поскольку на этой планете сейчас почти семь миллиардов душ живёт, и очень много людей проецируют в массовое сознание идею, что все истинные Учителя находятся или на востоке, или в Индии, Тибете, и так далее, – и всё нужно бросить и поехать искать их там.