Полная версия
Казахстан и Россия. Трудная дорога к дружбе
Курултай состоялся в октябре 1731 года.
Естественно, такие условия договора для султанов и старшин, ожидавших равноправного союза с Россией, привели к драматическим разборкам и попыткам даже убить присланного русского посла Тевкелёва вместе с ханом Абулхаиром. Но здравый смысл и агитация победили. Первоначально клятву на Коране и присягу России, кроме Абулхаира и его окружения, приняли 29 биев и старшин разных родов, среди которых были знаменитые и влиятельные батыры Богембай, Есет, Кудайменды —мурза. В 1733 году прошение о принятии в российское подданство направил даже отдалённый Старший жуз в лице хана Жолбарыса и влиятельнейшего—Толе бия. Но присоединение Старшего жуза в силу разных причин тогда не состоялось. В 1734 году присягу на верность России принял сам хан Среднего жуза —Самеке, позже в 1740 г.– его приемник- хан Абулмамбет и будущий хан Абылай. Тогда же добровольно приняли Российское подданство и 30 тысяч каракалпакских семейств.
Идеи, предложенные Абулхаиром, что лучше присоединиться к сильному государству, чем стать добычей окружавших хищников, получили свою реализацию. Так в это время делали многие народы.
Что это? Историческая слепота? Глупость? Назвать тогдашних казахских ханов, старшин, биев, батыров глупцами и предателями своего народа трудно. Они были прагматиками, практиками. Видя, что Казахское ханство фактически распалось и не может обеспечить собственную безопасность, в российском подданстве они увидели лучший вариант, чем в свободной жизни. Впрочем, среди казахской элиты бродила ещё одна утешительная идея; прожить «между львом и драконом». Поэтому часть ханов и султанов наряду с клятвой России принимало ещё и китайское подданство…
Сам Абулхаир дожил до 1748 года закончил свою жизнь вполне достойно. И хотя он так и не стал Великим ханом, но его дети и внуки; Нуралы, Ералы, Каратай, Айшуак, Букей, Жангир были ханами Младшего жуза, Букеевской Орды и верными сторонниками России. Сам Абулхаир в 1748 году попал в засаду своего непримиримого врага султана Барака, категорически не желавшего российского подданства. По воспоминаниям, Абулхаир не захотел спасать свою жизнь бегством, как ему предлагала свита, а со словами «Не годиться хану убегать» принял неравный бой и был убит.
Пройдет почти 100 лет. За это время Россия обложит каждую семью казахов годовым налогом- ясаком в 1,5, а с середины XIX века- 4 рубля (для сравнения; русское население страдало от налогов и податей больше), построит десятки крепостей по Иртышу, Уралу, Ишиму и другим рекам, чтобы контролировать степь, запретит казахам пасти скот вблизи крепостей на 50 верст, сначала отберет, а затем вновь отдаст земли между Уралом и Волгой. Казалось бы, за эти годы вполне можно разглядеть колонизаторскую сущность российских порядков. Но вот что любопытно! Когда началась Отечественная война 1812 года и сражения проходили совсем далеко от родных степей, немало казахов в составе тяптерских полков доблестно участвовали в ней, вносили материальный вклад в оборону по призыву Александра I. А отдаленные роды и племена Старшего жуза не потеряли желания войти в подданство России. Они по частям вступали в Российскую империю, как на 80 лет раньше их собратья в Младшем и Среднем жузах.
Конечно, главная причина заключалась не в особой любви к России, а в том, что, южные и восточные феодальные соседи своими попытками насильно подчинить, обложить налогами, отнять пастбища и построить здесь свои крепости вынудили казахов обращаться к России. Из двух зол казахи выбирали меньшее. А наиболее умные видели и открывающиеся перспективы… Степь действительно быстрее других соседей шагнула в капитализм со всеми его плюсами и минусами.
В истории всегда так- что-то теряешь, а что-то находишь.
Между «львом и драконом»
Это был человек государственного масштаба. Недаром многие политики Казахстана берут с него пример в решении государственных проблем, а его портрет украсил одну из купюр национальной валюты. Он один из родоначальников того направления в политике, которое нынче называют многовекторностью.
Его имя и жизнь сегодня в значительной мере мифологизированы, но в реальной жизни у него действительно всё было по-серьёзному, по- крупному, начиная с семьи. У него было 15 жён, от которых родилось 70 детей (30 сыновей и 40 дочерей), возглавившие позже почти все улусы Казахстана. Он был признанным батыром, реально выходившим на поединки с сильнейшими воинами своего времени. Он одерживал большие победы, терпел поражения и даже побывал в плену у своих врагов, с которыми ухитрился подружиться. В перерывах между битвами и минуты отдыха он играл на домбре, поскольку был к тому же акыном и даже сочинял песни. (Сохранилось не менее 20 его сочинений). А ещё он покровительствовал культуре, Его друзьями были известные поэты и музыканты степи,
Он проявил себя талантливым военачальником, дипломатом, оратором и государственным деятелем. которому выпала не лёгкая судьба царствовать и повелевать своими земляками, а воевать, лавировать и защищать интересы страны между «львом и драконом».
В конце жизни он стал практически последним ханом умирающего Казахского ханства. Ратовал за развитие в степи земледелия и ремёсла. за осёдлость. Поддерживал транзитную торговлю.
В его биографии немало белых пятен, возникших из-за того, что многое из истории Казахстана сохранилось не в виде письменных документов, а в легендах, преданиях, которые, можно трактовать как угодно. Однако большинство историков сходится, что Абылай-хан (в русских источниках Аблай) был по настоящему выдающимся человеком. Он родился под именем – Абилмансур 23 мая 1711 в городе Туркестан, в семье Коркем Уали-султана, из чингизидов. Его матерью некоторые считают туркменскую рабыню.
А Абылаем он был назван по его боевому кличу «Абылай» в честь деда Абылай хана Каншера, за неодолимую храбрость и ярость в бою.
О юности Абылая сохранилась лишь легенды. В 1723 году он потерял отца, убитого во время нашествия джунгарского хана Цэван Рабдана. Легенда гласит, что спасённый от смерти верным рабом, он некоторое время работал простым батраком у некоего Даулет-бая и воспитывался в семье Абулмамбета. Другие источники связывают воспитание сироты с именем знаменитого Толе бия из Старшего жуза. Неясно также кто и когда обучал юношу военному делу, да так, что из пастушка Сабалака, каким было его первое прозвище, что переводится как «нищий», «растрёпанный», вырос непобедимый батыр. Имя Абылая всплывает в 1830 году во время Анракайской битвы с джунгарами, когда молодой батыр Абилмансур вступил в поединок с джунгарским батыром Шарышем и победил. С этого момента он становится известным защитником казахов от джунгар под именем султана Абылая
В 1734 году, при хане Среднего жуза Абилмамбете, Абылай становиться его военачальником.
В 1740 году хан Абилмамбет, Абылай и ещё около 120 султанов и видных глав родов прибыли в Оренбург и заключили договор о покровительстве Российской империи над Средним жузом. Они принимают Российское подданство, клянуться на Коране быть верными российской императрице.
В 1741 году Абылай, командуя отрядом казахского ополчения, нанёс поражение джунгарскому отряду. В 1742 году он, пытавшийся при очередном вторжении отрядов Джунгарского ханства организовать им сопротивление на реке Ишим, потерпел поражение и был захвачен в плен. Весной 1743 года его обменяли. Предполагается, что немалую роль в этом сыграло российское посольство Карла Миллера..
После смерти влиятельного джунгарского хана Галдан-Цэрэна в 1746 годуДжунгарское ханство сильно ослабело. Цинская империя начала захватывать Джунгарию и вторгаться далее в улусы Среднего жуза. Россия не оказывала помощи и Аблай взял тяжесть борьбы на себя. Он, по мнению русского историка А. И. Левшина, старался поддерживать междоусобицы в Джунгарском ханстве, оказывая военную помощь то одному, то другому претендентов на власть. Это привело к ослаблению врага, после чего казахи под руководством султана Абылая и батыра Раимбека разгромили часть джунгарских сил. Основные силы джунгар были разгромлены китайцами, которые, начав наступление, вырезали около миллиона джунгар и превратили Джунгарию в своё наместничество. Оставшихся джунгар, которые бежали к своим собратьям-калмыкам на Волгу, добили казахи.
Когда Китай начал захват исконно казахских земель, Абылай приготовил свои отряды к войне с Китаем. Однако в 1756 году хан Абилмамбет и султаны Среднего жуза признали над собой маньчжурское господство.
Влиятельный Абылай, проводя политику «между львом и драконом», установил посольские связи с Цинской империей. В 1759 году, он поехал в Пекин, где принял подданство китайского императора как «ван» – вассальный князь, фактически сохраняющий полную самостоятельность, но уплачивающий оговорённую дань.
В этом же году Абылай послал в Санкт-Петербург своего родственника Жолбарыса в знак подтверждения российского протектората. В 1762 году, встревоженные его «многовекторностью», китайцы прислали к нему послов и Абылай был вынужден послать сына аманатом (заложником) в Пекин, в знак дружбы с Китаем, за что получил примирительные дары, а также право казахам открыть меновые дворы в Чугучаке и Кульдже.
В 1760-1770-х годах осложнились отношения казахов с алатаускими кыргизами, которые после падения Джунгарии претендовали на освободившиеся от джунгар земли Семиречья. Участились случаи угонов скота семиреченских казахов, а также нападения на казахские торговые караваны. В этих условиях Абылай совершил ряд успешных военных рейдов в глубь нынешней территории Кыргызстана В результате между двумя народами были установлены границы. Кыргизы освободили всех пленных казахов и вернули ранее угнанный скот. Обе стороны обязались впредь не нападать друг на друга, в знак чего кыргизы предоставили заложников-аманатов.
После смерти в 1771 году хана Абилмамбета султаны и главы родов избрали своим ханом Абылая. Он распространил свою власть на значительные районы Старшего и Младшего жузов, считая себя ханом всего Казахстана.
В период крестьянской войны 1773—1775 годов Абылай встречался с Емельяном Пугачёвым и обещал ему поддержку. Одновременно вёл переговоры с представителями российского правительства, уверяя в своей верности. Екатерина II, бывшая тогда императрицей, не забыла про заигрывания с Китаем, про шашни с Емельяном Пугачёвым, про претензии на власть во всём Казахстане… России невыгодно было усиление одного пусть даже влиятельного и сильного хана…. В 1778 году Абылай был утверждён императрицей Екатериной II ханом лишь Среднего жуза, а Младший жуз имел свое руководство, подчиняясь непосредственно Петербургу.
Абылай-хан умер в 1781 году, прожив ровно 70 лет. Похоронен в мавзолее Ходжи Ахмеда Ясави в Туркестане, где могилы всех видных ханов Казахского ханства. Он был признан святым.
Правнук Абылая, первый казахский учёный, историк, этнограф, фольклорист и просветитель Чокан Валиханов оценил эпоху Абылай хана следующим образом: «В предании казахов Аблай носит какой-то поэтический ореол… Его походы, подвиги богатырей служат сюжетами к эпическим рассказам»]. В сознание народа он вошёл мудрый правитель, защитник страны и народа.
Именем Абылая в современном Казахстане названы улицы и проспекты, поставлены памятники, открыты музеи, сняты фильмы.
Проблемы XIX века
Это признают и школьные учебники: «Еще 1818 году из-за участившихся кокандских набегов представители Старшего жуза обратились к царскому правительству с просьбой о принятии их в российское подданство. В 1819 году российское правительство удовлетворило просьбу сына Абылай хана султана Суюка с 55,5 тысячами человек. В 1824 году в российское подданство были приняты еще 14 султанов Старшего жуза- внуков Абылай- хана и сыновей Адил —торе. Под их началом было около 165 тысяч человек мужского пола.»3.
Вдумаемся, почти четыреста тысяч казахов (если считать и женщин) сами попросились в Российскую империю несмотря на огромную разницу в вере, культуре, быте, несмотря на отбор земли, крепости и налоги и повинности. В пику мощной антирусской пропаганде со стороны хивинцев и кокандцев, которые русских называли «гяурами» т.е. неверными и объявили даже газават (священную войну).
Конечно, главная причина заключалась не в особой любви к России, а в том, что, говоря современным языком, южные соседи достали казахов своими попытками насильно подчинить, обложить налогами, отнять пастбища и построить здесь свои крепости. В 1808 году Кокандское ханство захватило Ташкент. В 1814 ими был захвачен Туркестан, а в 1818 году- Акмечеть, и целый ряд более мелких поселений, где кокандцы создали мощные военные укрепления.
Значительная территория Семиречья до реки Или и весь южный Казахстан находились под властью Коканда. Под угрозой расправы кокандцы забирали у казахов и киргизов лошадей для своей кавалерии. Из числа казахов и киргизов они набирали ополчение. Облагались большим налогом купеческие караваны, идущие из Ташкента, Бухары, Хивы в Троицк, Атбасар и города Западной Сибири. Каждая казахская семья ежегодно в виде налога предоставляла Коканду 6 голов овец, 4 арбы саксаула и 1000 баулов камыша. Дело не ограничивалось только этим. Они постоянно совершали и грабительские набеги на казахов. Как свидетельствуют документы, в 1850 году кокандцами сверх налогов было угнано 50000 голов скота, а в 1851 – еще больше.
Из документов мы узнаем, что в марте 1858 года правитель Ташкента Мирза Ахмед прибыл в крепость Аулие-Ата и обложил, кочующих вблизи казахов и киргизов налогом-зякетом не только с баранов, как это всегда делалось, но даже с верблюдов, лошадей и крупного рогатого скота. Когда население возмутилось, Мирза Ахмед выслал своих вооруженных зякетчиков собирать налог не только со скота, но с каждой взрослой девушки, за позволение выходить замуж. При этом замужняя девушка или нет зякетчики сами определяли по грудям…
Эти вопиющие бесчинства вызвали крупное восстание на юге Казахстана, которое кокандцами, во многом благодаря предательству местных султанов, было подавлено. Спасаясь от расправы, 5000 семейств казахов (по некоторым данным до 15000) откочевали на север в пределы России, видя в ней спасение от дикого произвола.
Активно проникает на юг Казахстана и Хива. В 1835 году на левом берегу Сыр-Дарьи она строит крепости Кожанияз и Жанакала, а местное население облагает налогоми —зякетом и ушуром. Налоги собирали военные отряды. В случае неуплаты забирали жен и детей, а также взрослых мужчин, чтобы продать в рабство на базарах городов Средней Азии. Хивинцы проводили также регулярные набеги на казахов с целью грабежа и устрашения. В 1847 году хивинский отряд в 1500 человек разграбил более 1000 казахских семейств. В 1848 году грабежу подверглось уже 2500 хозяйств, а около 500 человек было убито. Местные казахи писали жалобы, не кому-нибудь, а российскому генерал -губернатору в Оренбург. Из жалобных писем казахов, живших по Сыр-Дарье оренбургскому генерал-губернатору мы можем судить о чудовищных зверствах хивинцев в ту пору. «На кочующие от Сыр-Дарьи до Малых Барсуков аулы рода Торткара и Шекты хивинцы совершили нападение. В районе Калмас, Тирлик, Ушмаин они пленили женщин и детей торткаринцев и шектинцев, перерезали стариков, младенцев, отделив от матерей, бросили без одежды в степи. Многих из них обезглавили и унесли в своих куржунах. Кости погибших от голода детей встречаются на каждом шагу..»4
Сырдарьинцы тоже неоднократно поднимались на восстания, но отряды отдельных султанов и батыров были, как правило, малочисленнее и слабее, чем хивинцы и кокандцы. Кроме того над казахами словно проклятие висела разобщенность, межплеменные распри, алчность представителей элиты, чем успешно пользовались и хивинцы и кокандцы.
Китай с незапамятных времен пытался контролировать Заилийский край (Северное Семиречье). Однако с 1635 года фактическим хозяином здесь стало Джунгарское ханство. Воспользовавшись его ослаблением в результате ожесточенной борьбы за власть в 50 е годы XVIII века, китайцы начали активные действия и разгромили Джунгарию.
После разгрома Джунгарского ханства в 1758 году, Китай на правах победителя начал возводить в долинах рек Или и на Тарбагатае свои укрепления, чтобы не допустить возвращения казахов на освободившиеся от джунгар земли. В 1761 году китайский император (богдыхан) издал указ о запрещении казахам кочевать южнее реки Аягуз. Однако казахи явочным порядком заняли пустующие земли, а твердая позиция и готовность вооруженным путем отстаивать свои интересы, умелые переговоры султана Абылая. привели к тому, что в 1767 году Китай вынужден разрешить казахам пользоваться пастбищами в районе Тарбагатая и р. Или. В обмен китайцы потребовали выплаты арендной платы и принятия китайского подданства. В результате к концу ХVIII века часть казахов Среднего и Старшего жузов приняла китайское подданство и заняла богатые пастбища Синдзяна.
Китай пытался контролировать юго-восток Казахстана даже тогда, когда в его истории была черная полоса, связанная с Опиумными войнами и восстанием тайпинов.
На освободившиеся от джунгар казахские земли претендовали и алатауские кыргызы, о чём мы уже писали в связи с Абылаем. Только после его успешных походов в Семиречье на границе с кыргизами установились относительно мирные отношения.
Заметим, добрые и мирные отношения устанавливались отнюдь не одной дипломатией, а вновь силой и вооруженным путем.
Батыр
У каждого казахского рода были свои батыры. Силачи, не имеющие себе равных среди соплеменников в разных состязаниях и за столом, но в трудную минуту первыми встававшие на пути врага. А если физическая сила сочеталась в одном теле с силой духа и умом- он становился легендой, которую разносил даже ветер в степи. О таких рассказывали детям бабушки, акыны слагали песни, старики учили на их примере молодёжь. Таким стал для своего рода шекты, а позже и для всего народа батыр Жанкожа Нурмухамедов.
О его детстве и юности известно мало. Историки путаются даже с годом его рождения- то ли в 1774, то ли в 1777, а некоторые называют даже 1790 год. Но известно, что он был у рода шекты, жившем на сырдарьинских землях, старшиной, бием, то есть признанным справедливым судьёй и, естественно, вожаком в военных делах. Заметили, что он верил не столько в Коран, сколько был борцом за земную справедливость. И ещё. он не любил всякого рода начальство; как своих ханов и султанов принадлежавших к «белой кости» (ак суйек), а позже и чужаков в лице хивинцев и царской администрации и казаков. Он давно заметил, что и те и другие безжалостно эксплуатируют простой народ. Однако русским он вначале доверял и ради своего народа был готов пойти с ними на компромисс.
Вначале опасность шла с юга. На земли вдоль левого берега Сырдарьи, где занимались земледелием и скотоводством его земляки из рода шекты, давно положили глаз хивинцы. Они совершали налёты, забирали скот, пытались обложить население налогом. А тех, кто не подчинялся, убивали или продавали в рабство на среднеазиатских базарах. Чтобы закрепить за собой территорию хивинцы строили крепости, где держали свои гарнизоны. О жутких притеснениях казахов свидетельствуют жалобные письма оренбургскому генерал-губернатору В. Перовскому, которому казахи, и в том числе Жанкожа, вначале сильно доверяли. Однако губернатор помочь не мог, поскольку сырдарьинские земли не входили пока в состав России. Тогда борьбу против хивинцев возглавил сам батыр Жанкожа. Со своими земляками он разгромил отряды хивинцев и разрушил несколько их крепостей, заставил убраться с этих земель. Это было в 30—40 е годы. После этого Жанкожа начал борьбу против другого захватчика казахских земель по правому берегу Сырдарьи- кокандцев, вместе с султаном Кенесары Касымовым. Жанкожа со своим отрядом помог ему взять казахскую крепость Сузак, но когда Кенесары начал воевать против России, Жанкожа прекратил ему свою помощь.
С конца 40 годов Россия начала наступление на Хиву и Коканд по реке Сырдарье, забирая под контроль казахские земли. В 1853 году была взята Ак-Мечеть. Началось строительство русских крепостей, куда переселили казаков с семьями. Казаки- не солдаты. Они жили не в казармах, а в домах с пашней и покосами. Земли для пашни и покосов предпочитали взять у местных казахов-земледельцев и кочевников. Сюда же начали прибывать и крестьяне из центральной России, которым не нашлось земли в огромной помещичьей империи…
Жанкожа почувствовал новую опасность для земляков. Он добился личной встречи с генерал-губернатором В. Перовским и тот обещал не отбирать у местных казахов земли с пашнями и арыками… Однако своё слово губернатор не сдержал. Интересы империи были важнее… Казахов и под разными предлогами начали вытеснять с родовых земель., но и обложили налогами и повинностями вроде содержания дорог и мостов, прокладки каналов и арыков, выделения верблюдов для торговых караванов и других. Авторитет России в глазах свободолюбивого Жанкожи и его земляков упал. Не помогла и попытки подкупить его… Ему предложили чин есаула, который подчинялся ставленнику губернатора султану Арслану Жанторину, прислали в подарок 200 рублей (хорошие деньги если учесть, что корова тогда стоила 3—5 рублей) и сукно на кафтан. За это он должен был присягнуть царю. Жанкожа, обиженный за своих земляков и, зная, что Арслан Жанторин предатель и перебежчик, который раньше служил их злейшим врагам —хивинцам, отказался. Более того, он начал вооружённую борьбу теперь против России. Он сумел собрать в свои ряды несколько тысяч вооружённых всадников. Борьба продолжалась до 1857 года В решающем сражении смелые, но плохо вооружённые джигиты, не знавшие современной военной тактики, были разбиты отрядом русских. С 20 аулами своего рода Жанкожа переправился на правый берег Сырдарьи и попытался найти союзников для борьбы с Россией в лице Хивы и Коканда. Но бывшие враги не пошли на этот союз. Жанкожа со своим аулом перекочевал в Бухарский эмират и какое-то время мирно занимался хозяйством. В 1860 году каратели султана Елекея Касымова, имевшие приказ разыскать Жанкожу, окружили его аул. Не желая чтобы пострадали невинные женщины, дети и старики, Жанкожа надел свои боевые доспехи и выйдя из аула, уселся на высокий камень, подставившись под выстрелы. Очевидцы рассказывали, что ружейные пули некоторое время отскакивали от его доспехов… Но вскоре одна из них нашла щель…
Реформатор
Казахстан волею исторических судеб более 200 лет шёл по пути проложенному Россией. Куда вёл этот путь? Так ли плох он был для казахского народа?
Любопытная страничка из истории Казахстана, связана с жизнью и деятельностью хана, так называемой, Букеевской орды- ханства образованного между Волгой и Уралом по указу Павла I в 1801 году султаном Букеем. Своего наследника Жангира султан Букей после аульного воспитания у местного муллы, мудро (а может быть опрометчиво и непатриотично) определил на воспитание в семью своего друга губернатора Астраханской губернии С. Андриевского. Затем молодого человека определили в Пажеский корпус и университет. Юноша под российским влиянием и воспитанием пробыл несколько лет, получил хорошее образование и стал убеждённым просветителем. К своему совершеннолетию он знал 5 языков, стал знатоком истории, религий, и в первую очередь ислама и других наук. Он был частым гостем Казанского университета, а затем стал и его почётным членом. Имел множество друзей среди российской элиты, был лично знаком с членами царской семьи. После своего совершеннолетия в 1824 году Жангир был утверждён Александром I в статусе хана Букеевской орды. Что же делает эта «жертва колониального воспитания» и колониальной политики царизма во вверенных ему землях с подвластным народом?
Он основал в Букеевской Орде постоянную столицу-Ханскую ставку с первой мусульманской мечетью и увеличил число мулл, наладил издание исламской литературы. Построил ханский дворец (не принимать же многочисленных гостей в юрте!) По его примеру капитальные дома в ставке стали строить султаны, бии, баи, старшины. Для средств на дворец пришлось увеличить налоги с подвластных родов, что ему позже припомнили.
В области государственного строительства, он разделил ханство на двенадцать областей, которыми управляли бии. Жангир вернул институт тарханов, ввёл Совет ханских представителей. С личностью Жангира также связывают развитие судо- и делопроизводства. Он усовершенствовал систему сбора податей. При нём впервые появилась архивная служба, наладилось почтовое сообщение. В экономике Жангир делал ставку на торговлю. Чтобы увеличить товарооборот, в 1832-м он учредил первую ханскую ярмарку..
Он задолго до большевиков начал поощрять оседание кочевников, сенокошение, внедрение новых пород скота, озеленение территорий. Был сторонником и проводником осёдлого земледелия. Для поощрения осёдлости он начал продажу земли в частную собственность, что дало не только доход в казну, но и обострило земельный вопрос, вызвало ряд волнений кочевников, сторонников традиционного хозяйства, которых ущемляло ограничение пастбищ. В 1836—1838 гг. произошло даже восстание рода берш во главе со старшиной Исатаем Таймановым и популярным поэтом Махамбетом Утемисовым.