Полная версия
Казахстан и Россия. Трудная дорога к дружбе
«Семь установлений», при всей их важности, не решали главных проблем степи. А таковыми были защита государства и отражение агрессии извне, создание единого постоянного войска, сепаратизм и борьба с противодействием центральной власти, барымта и межродовые столкновения из-за пастбищ.
Как отмечают современные казахстанские исследователи, «ханская власть того периода хоть и достигла в известной степени всеохватывающего характера, однако элемент относительности в централизацию этой власти привносили борьба за власть султанов разных улусов и практически непрекращающиеся войны с узбеками и калмыками. Эти факторы препятствовали формированию такого необходимого элемента в становлении государственной власти казахского ханства, как организация населения по территориальному принципу. Основой государственности оставалась родовая организация населения, ацикличный характер скотоводческого хозяйства и кочевой образ жизни не обеспечивали необходимой стабильности ханской власти, а казахскому обществу- всеобщей целостности.»1
Законы, как известно, работают лишь тогда, когда есть неукоснительный контроль за их выполнением, когда есть эффективно действующая вертикаль власти. Такой власти в Казахском ханстве не было. Родовая организация жизни, сильное влияние старых обычаев и традиций, полумонархическое-полуреспубликанское устройство феодального государства неизбежно приводили его к ослаблению, ставили на грань гибели в условиях внешней агрессии. Иного, скорее всего, быть и не могло.
Чтобы эффективно защищать страну нужна сильная постоянная (регулярная) армия. Ее сила определяется не только количеством смелых батыров и крепких выносливых джигитов, но и современным вооружением, умелой и современной тактикой и стратегией военачальников, налаженной разведкой, регулярными учениями и т. д. Что могла противопоставить многочисленным захватчикам армия казахских ханов в начале ХVIII века. Собственно и постоянной армии-то не было. Была сравнительно небольшая ханская гвардия- туленгуты, выполнявшая функции охраны, сбора налогов и ряда хозяйственных дел. Вооружение тысячелетней давности: луки, копья, пики, топоры, сабли. В случае нападения врага собиралось ополчение. Собрать его было очень непросто. Оторвать множество мужчин от важных хозяйственных дел на долгое время, чтобы гоняться за быстрым противником на тысячекилометровом пространстве было слишком накладно. ХанТауке, придя к власти в 1680 году, в условиях частых нападений джунгар-калмыков, смог собрать солидное ополчение лишь через 30 лет в 1710 году. В условиях огромной территории собрать солидное ополчение нужны были недели, а то и месяцы. Быстрый и коварный враг за это время мог сотворить все что угодно. Но даже когда удавалось его перехватить, битвы с врагом проводились по старым традициям. Два войска выстраивались друг перед другом, кричали друг-другу оскорбления и угрозы, а затем, как на ринге, под крики сторон смотрели поединок двух батыров. Лишь после этого начиналась сражение.
Регулярная армия, огнестрельное оружие, артиллерия, которые стали определять мощь армий и государства в это время, были пока недоступны для степняков-кочевников поскольку для их производства требуются мануфактуры, заводы и фабрики, чего в степи, естественно, не было. Не было и технически грамотных людей. Не было отлаженных торгово-экономических связей с развиты государствами, чтобы закупать современное оружие. Еще хан Тауекель (Тавакул) просил у русского царя продать «огненный бой», а хан Джангир впервые применил его против джунгар в Орбулакском сражении. Однако внутренние проблемы не позволили в должной мере применить огнестрельное оружие. Джунгары освоили его первыми. Кроме того они скупали, а иногда захватывали огнестрельное оружие на Алтае у русских промышленников. Это сразу дало джунгарам важное преимущество над казахами.
Казахские ханы, понимая эту вековую отсталость, мало что могли изменить. Степные законы и традиции довлели над всем. Попытки реформ сразу же наталкивались на противодействие родственников- чингизидов, не желавших усиления центральной власти, стариков- аксакалов, имевших сильное влияние на членов своего рода, которые боялись разрушения вековых традиций. К тому же плохо изучался прошлый опыт. История побед и поражений не писалась, а передавалась чаще в устной форме, события не фиксировались, плохо было с архивами и документами. Поэтому трудно было учиться на ошибках прошлого, а нередко и просто знать было ли такое событие или оно плод фантазии аксакалов.. Далеко не все понятно и со знаменитой Анракайской битвой, которую любят приводить школьникам в пример героической борьбы народа против захватчиков. В каком году, в какой местности она проходила, каковы ее фактические результаты- учебники дают противоречивые ответы. Понятно, что при таком информационном обеспечении молодежь не изучала серьезно военное дело, современные технологии и опыт других государств, а вынуждена была слушать воспоминания и наставления своих аксакалов, биев, батыров в их вольной интерпретации.
Умер Тауке-хан, опять-таки, таинственно. То ли в 1715, то ли в 1718 году. Историки точно не знают. Власть перехватил некий Кайып, а позже, старший сын Тауке- Болат, но им уже никто не подчинялся. Ханство окончательно распалось на три жуза, с печальными для Тауке последствиями, поскольку спустя двадцать лет Младший и Средний жузы приняли российское подданство. Восточные земли удерживали джунгары, а на юге набирали силу хивинцы и кокандцы…
Начало колонизации
Рост силы и влияния Казахского ханства в XVI веке не остались незамеченными в усиливающемся Русском государстве. Иван Грозный в 1573 году направляет к Тауекелу первое русское посольство во главе с Т. Чебуковым. Тауекел в 1595 году направляет в Русское государство своё посольство. Так установились межгосударственные отношения, призванные решать накопившиеся проблемы.
Проблем было немало. Во- первых территориальные… Русское государство в этот период расширилось за счёт Казанского и Астраханского ханств… Иван Грозный взял Казань, а затем присоединил земли астраханцев и ногайцев живших по Волге и Яику (Уралу). Но проблема была в том, что на эти земли издавна претендовали постмонгольские государства, наследником которых объявили себя казахские ханы. Имели ли они на это право? Юридически да. Однако в средневековье не существовало международного арбитража, способного решать такие вопросы по закону. Всё решал закон силы.
Действительно, ещё в XIII веке в окрестностях нынешнего Уральска существовало золотоордынское поселение Жайык, остатки которого обнаружены при раскопках. Наименование городища дано в честь местного названия реки. Исследования показали, что это был крупный город, возникший при расцвете Золотой орды в XIII и XIV веках. Однако эти земли с его населением вошли в состав Казахского ханства вовсе не добровольно, а после казахско-ногайской войны первой четверти XVI века. Касым-хан, одержав победу над Ногайской ордой, включает эту территорию в состав своего ханства. Он действовал фактически по закону силы. Так же действовал и Иван Грозный, захватывая Казанское и Астраханское ханства.
В конце XVI века на берегу Яика (Урала) появляются переселенцы из русских земель, называющие себя казаками. Казаки-вольные люди, жили по своим законам и не подчинялись никому. Они вытеснили местных кочевников, а в 1584 году ими был основан Яицкий городок, получивший своё название от местного поселения и реки-Жайык (Яик).
В это же время вольные казаки, занимавшиеся разбоем на Волге и Яике под предводительством влиятельного атамана Ермака, были наняты русскими купцами Строгановыми для собирания дани с зауральских племён. Ермак со своим войском разгромил Сибирское ханство во главе с ханом Кучумом. Чтобы удержаться в Западной Сибири со своими поредевшим войском и получить поддержку, казаки положили захваченные земли к ногам Ивана Грозного, таким образом расширив Русское государство на восток… Часть кочевников Сибирского ханства покорилась, а часть откочевала во владения казахских ханов.
Законно это или нет? Опять же спорный вопрос. Для русских Ермак расширил границы государства, как это делали все сильные государства, а для казахских ханов он захватчик земель, которые завоевали их предки чингизиды.
Яицкие казаки приняли подданство России лишь в 1591 году при царе Борисе Годунове, но до этого они имели полную автономию и делали всё. что хотели в казахских степях.. Забегая вперёд, скажем, что в 1773—1775 годы яицкие казаки стали ядром восстания Емельяна Пугачёва. После разгрома восставших в 1775 году императрица Екатерина II велела переименовать Яицкий городок в Уральск, а реку Яик в Урал. С точки зрения хранителей казахской истории это незаконно. Но их никто не спрашивал, поскольку победитель, каким стала Екатерина II, устанавливает свои законы…
В 1640 году русские казаки в низовьях реки Урал (Жайык) основали город Гурьев. (ныне г. Атырау) Точнее первый острог на впадении реки Яик в Каспийское море на свои деньги построил ярославский купец Гурий Назаров с целью заняться рыбным промыслом и нефтедобычей. За землю Назаров уплатил дань существовавшему тогда Ногайскому ханству со столицей в г. Сарай-Джуке. Через несколько лет острог был взят под контроль Яицким казачьим войском. Здесь по указу царя были возведены каменные постройки и он стал называться Усть-Яицкий городок. Название Гурьев в честь его основателя Гурия Назарова было присвоено городку лишь в XIX веке.
Уже при хане Тауке (1680—1715 гг.) усилился поиск контактов с Россией, попытки заключить военный союз с против джунгар и наладить торговлю. Молодой русский царь Пётр, понимая значение хороших отношений с крупным Казахским ханством, контролировавшем обширные степи, которые могли стать « ключом и вратами в торговле с Востоком», в 1694 году подписывает с ханом Тауке договор о торговле. В 1695 году Пётр I направляет в ставку хана своё посольство во главе с В. Степановым. Тауке-хан предлагал Петру заключить военный союз против джунгар, но Россия, нацеленная отвоевать выход к морям, не хотела распылять силы и воевать на два фронта. Кроме того, у России были торговые отношения с Джунгарским ханством, державшем под своим контролем горный Алтай, богатый нужными России полезными ископаемыми. Россия тогда остро нуждалась в золоте и серебре, а поскольку своих месторождений ещё не было обнаружено, приходилось дружить с хозяевами Алтая.. По этим причинам союз с Тауке-ханом против джунгар был отклонён.
Русские действовали в соответствии со своими государственными интересами.
Казахские ханы и султаны тоже не упускали возможности поживиться за счет соседей. Тот же Тауке-хан еще в 1708 году с 20 тысячным войском участвовал в восстании на стороне башкир против России, а в 1709 году захватил казачий обоз, идущий в г. Сызрань. В 1711 году 16 тысячный отряд казахов разграбил хлебный обоз, шедший в Яицкий городок. Тогда 300 русских казаков попали в плен и были проданы в рабство в Хиву.
Так же действовали и другие ханы уже после смерти Тауке.
В ответ на это Россия начала возводить Уральскую линию крепостей, фортов и редутов, увеличивать численность пограничной стражи, а временами осуществляла карательные набеги на казахские аулы.
В Западной Сибири местные племена были недовольны появлением русских поселений и городов Омск, Тобольск, Туринск и других, видя в этом угрозу своим кочевьям. В 1700 году казахи совершили набег на Тюкалинский округ. В 1724 году из Тобольска в Туринск поступило сообщение о том, что «казачья орда к пограничным слободам кочует в близости и разоряют, и в полон емлют». Весной 1731 года у Омской крепости произошло даже сражение казахов и местного военного гарнизона.
Конечно, можно сделать очень простой вывод: казахи боролись за свои земли, за свою независимость и неприкосновенность и т. д.
А Россия имела право расширяться? Осваивать Сибирь, подчинять более отсталые народы? Если мы России в этом откажем, то тогда все захваты в истории нужно признать незаконными и придется переписывать всю историю, поскольку вся она состоит из войн, захватов и присоединений и осуждать практически всех правителей. С точки зрения местных ханов, вождей и царьков завоевание Россией Казанского, Астраханского, Сибирского ханств, а позже и всей Сибири, безусловно, можно признать незаконным, ползучей агрессией и т.д.. Местным ханам еще бы тысячу лет править своими подданными, брать налоги и поборы, драться с соседями за влияние. Приход русских резко ускорил ход жизни через новые порядки, торговлю, новые технологии обычаи и традиции.
Я вовсе не утверждаю, что с русскими пришло только все передовое и хорошее…
Так же действовали и казахские ханы, воюя за Среднюю Азию при ханах Хаккназаре, Тауекеле (Таваккуле), Есиме (Ишиме).
Так вела свою внешнюю политику и Россия, добавляя к силовым методам и дипломатические. Ничего зазорного политики не видели в том, чтобы подкупить деньгами, подарками, должностями местных правителей и нужных людей, награждать, а когда надо, вызвать в стане противника раздор и смуту. Это приемы, которыми пользовались и пользуются до сих пор правители многих стран и народов.
Как говориться, ничего личного…
В 1716 году наследник Тауке хан Кайып обратился к России с просьбой о совместных действиях против джунгар. После его смерти вновь распавшееся Казахское ханство, уже в лице ханов отдельных жузов, ежегодно обращалось к России с предложением заключить союз. Однако Россия, занятая тяжелой и затяжной войной со Швецией, не поддержала предложение казахских ханов. Да и с кем было заключать союз после Тауке? С отдельными, часто враждующими между собой и переменчивыми, как степной ветер, ханами и султанами? Практичнее было подождать, когда жизнь заставит кочевников самим поклониться сильному соседу.…
Цинично, конечно, но цинизм- это из области морали, а в политике мораль почти не котируется. На первом месте стоит прагматизм и национальные интересы.
Тем не менее, во времена Петра I Россия не теряла из виду восточное направление. Уже в 1715 году военная экспедиция под руководством подполковника И. Бухгольца, направленная из Омска, начала движение вверх по Иртышу, где заложила первую крепость- Ямышевскую. Однако, эта робкая попытка России встретила яростное сопротивление сильного тогда еще Джунгарского ханства, считавшего эти земли своими. Они осадили Ямышевскую крепость, перебили более 2000 её защитников и вынудили И. Бухгольца, отступить. После этого Россия начала планомерное наступление на юг, но не только путем экспедиций, а через строительство крепостей и форпостов по правому берегу Иртыша и селить там особый вид защитников новых границ- казаков. Так в период 1716—1720 годов появились крепости Железинская, Семипалатинская и Усть-Каменогорская.
Казахи и казаки
Содержание отдаленных гарнизонов и крепостей обходится любому государству в большие расходы. Россия, которая остро нуждалась в средствах в условиях войны со Швецией, нашла выход из ситуации в казачестве. Казачество сыграло важную роль в расширении и защите границ Русского государства. В задачу им ставилось, охранять границы и держать связь с местными правителями, а при необходимость и проводить карательные мероприятия в виде розыска угнанного скота, разграбленного имущества и возврата пленников… Казаки- от регулярных войск отличались тем, что отчасти сами себя кормят и содержат, при этом сохраняя высокую боеготовность. Поэтому появление крепостей, которые строили сами казаки и солдаты, естественно, повлекло за собой выделение казакам земель вокруг крепостей под жилье, под хлебопашество и пастбища. Делалось это, чаще всего, не в порядке захвата, а по согласованию с местными султанами. Это была их плата за защиту и безопасность в условиях частых нападений. Известный русский ученый Н. Коншин про первые русские крепости по Иртышу писал: «Так возникла Иртышская линия укреплений, задачей которой было охранять правобережные земли от джунгар, а вскоре потом от киргиз…». (Здесь и дальше слово «киргиз» подразумевает понятие «казах». Тогда во всех документах употреблялось слово киргиз- кайсаки, а сокращенно киргизы -А.Н.) Вокруг крепостей вырастали поселки, нередко превращавшиеся в города с постоялыми дворами, церквями, мечетями и торговыми лавками.. В случае опасности местное население пряталось в крепостях и принимало участие в обороне от неприятеля.
Обратим внимание на этот момент, поскольку в разных учебниках его трактуют по-разному. Вот в учебнике Ж. Касымбаева2, еще не столь политизированном о роли крепостей говориться: «Основанные в районе казахско-джунгарского противоборства и сыгравшие немаловажную роль в защите казахов от опустошительных вторжений калмыцких войск, эти поселения, особенно после колонизации Восточного Казахстана и Алтая и упрочения российского влияния в регионе, постепенно утрачивали свои первоначальные военно-оборонительные функции и в силу удобства своего географического расположения приобретали торговое значение».
В более поздних учебниках, видимо, в воспитательных целях, военно-оборонительная и торговая роль крепостей опускается или максимально приуменьшается, а карательно- колонизаторская подчеркивается. В результате все казаки предстают перед казахстанскими школьниками как захватчики и злобные колонизаторы, хотя в минуты опасности крепости с казаками действительно защищали население, а в мирное время играли полезную роль в торговле, хозяйственной жизни. Когда военная опасность отступала неизбежно на первый план выступали житейские проблемы. Очень скоро начали возникать конфликты из-за пастбищ, сенокосов, потрав, угона скота, произвола и самоуправства отдельных казаков и их начальников. Обострялись земельные отношения и в периоды природных катаклизмов, засух и джутов, когда для выживания скота нужны были дополнительные пастбища. Такие проблемы призвана была решать местная администрация в лице казачьих атаманов, султанов и родоначальников. И они эти проблемы в основном решали. Да и казахским ханам, султанам и простым скотоводам необходим был рынок сбыта для непрерывно растущего поголовья скота, а также надежный и близкий источник промышленных товаров, каким была Россия. Однако в начале и середине ХVIII века главным был вопрос безопасности, особенно в «Годы великого бедствия», которые устроила казахам с 1723 по 1727 годы Джунгарское ханство. Тогда в результате глубинных рейдов джунгар-калмыков по некоторым данным погибло до миллиона казахов… Россия, у которой не было договоров с казахскими ханами, помощь им не оказывала, а в силу малочисленности свои войск и не могла этого сделать.
Надо признать, что казаки достаточно высокомерно и с элементами великодержавного шовинизма относились к местному населению, к этим «нехристям», считали его отсталым. Русские казаки никак не хотели признать, что они и казахи две разные цивилизации, порождение разных условий жизни и хозяйственной деятельности. Как часть осёдлой цивилизации, они не представляли себе жизни без постоянного жилища в виде тёплых домов с иконостасами, сараев, бань, церквей, которые, как правило, сосредоточены в одном месте, на берегу рек или пресных озёр. Они не представляли себе жизнь без пашен, огородов, погребов, где хранятся запасы продуктов, без запаса сена для скота, без домашней птицы и молочных коров… Всё, что не так им представлялось дикостью и отсталостью. Действительно, кочевой, полукочевой образ жизни диктовал другую систему жизнеустройства. А причинами тому были не пресловутая изначальная отсталость и дикость кочевников, а природно-климатические условия. Большие площади пустынных и полупустынных земель, гор, континентальный климат с резким перепадом температур, в казахской степи сделали не земледелие, а скотоводство наиболее продуктивным видом деятельности. В южных районах, где имелись запасы плодородной земли, вода для полива, основным видом деятельность стало земледелие с продуктивностью не хуже, чем в российских деревнях. Скот (овцы, лошади, верблюды) не требует большого труда кроме пастьбы и охраны, быстро плодится, выживает на подножном корме, он обходится без косьбы сена, тёплых сараев… Он требует лишь новых пастбищ и регулярной перекочёвки А это потянуло за собой изменение всей жизни и культуры. Это заставило принять специфическую форму жилищ в виде разборной юрты, отказаться от громоздкой мебели, тяжелой домашней утвари и других предметов быта и культуры. Всё должно быть разборным, функциональным, лёгким для транспортировки. Из-за перекочёвок пришлось отказаться от тёплых домов и бань, заменив их кошмами, меховой одеждой и обувью. При частых перекочёвках самым рациональным стало домашнее образование от отца, матери деда и бабки, а самыми важными науками стали знание повадок скота, условий его содержания…
Нелёгкий выбор хана Абулхаира
Присоединение Казахстана к России проходило постепенно на протяжение почти полутора веков и завершилось в середине ХIХ века.
Начало присоединения связано с именем хана Младшего жуза Абулхаира. У этого героя казахской истории непростая судьба. Родившись в 1693 году в семье чингизида султана Айтака Хаджи, он побывал в плену у волжских калмыков и у башкир, он принял активное участие в борьбе с джунгарами. участвовал в обороне от джунгар южных городов. Он был помощником предводителя казахского ополчения знаменитого Богенбая-батыра Ему выпало и слава побед и горечь поражений, обидные обвинения в предательстве интересов своего народа, а если послушать сегодняшних националистов, он первым впустил в казахскую степь коварных врага- Россию, утвердившуюся здесь на 250 лет. Да это так… если смотреть на свой народ и себя как на невинную жертву, а свою степь, как на вечную собственность кочевников. Но он, в отличие от современных судей от истории был реалистом. Он хорошо понимал, что степь это объект соперничества, кормовая территория не только казахов, а ещё и многочисленных соседей, которые то и дело вторгаются в неё и пытаются закрепить за собой. На юг претендовали узбеки, туркмены, кыргизы, кокандцы, хивинцы, с востока жадными глазами на казахов глядели и практически грабили джунгары-калмыки. На севере-башкиры, на западе —волжские калмыки и русские казаки.
Первоначально это вольные отряды любителей свободной жизни и лёгкой наживы во главе со своими выборными атаманами. Народ в них был пёстрый по национальному составу, но тоже жадный до скота, серебра и наложниц.. Царю с трудом удавалось подчинить и держать их под контролем лишь с конца XVII века.
А хан Младшего жуза Абулхаир ранее тоже не отличался дружеским отношением к России. Так в 1717 году он организовал поход в Казанскую губернию и дошел до Новоишимска, но затем казахи были «прогнаны царскими войсками со значительным уроном». В 1718 году 20 тысячный отряд Абулхаира в течение месяца держал в осаде Яицкий городок. Не добившись успеха, он снял осаду и совершил набег на волжских калмыков. В 1723 – 1724 годах его войска заняли всю территорию между Волгой и Яиком (Уралом), на которую претендовала Россия. В ответ на это Россия начала возводить Уральскую линию крепостей, фортов увеличивать численность пограничной стражи, а временами осуществляла и карательные набеги на казахские аулы. Не случайно, видимо, Россия в 1722 году заключила договор с джунгарами-злейшими врагами казахов.
Между тем Абулхаир, как самый талантливый военачальник, на курултае в 1726 году был избран главнокомандующим казахского ополчения и одержал ряд побед над джунгарами, в «Годы великого бедствия», последняя из которых названа Анракайской. Однако произошла очередная ссора между ханами и султанами разных жузов. Это позволило джунгарам избежать окончательного поражения и в следующем году вновь захватить Семиречье и дальше продолжать нападения на казахов. Абулхаиру, как хану Младшего жуза по давней традиции отказали в руководстве всеми жузами и он, глубоко обиженный, ушёл со своими джигитами в свой жуз в Приуралье, и там со своими султанами и старшинами принимает решение заключить союз с Россией. На меньшее его султаны, бии и старшины не соглашались. Но Абулхаир понимал, что равноправного союза не получится. Слишком слаба и расколота была казахская степь. Россию устраивал только протекторат, а удержать свободных, как ветер султанов могла не просто клятва на Коране и кое-что посильнее…
Когда хан Абулхаир обратился с просьбой к императорице Анне Иоановне о принятии в подданство (а он обращался не раз), у России появился прекрасный шанс подчинить себе огромные богатые земли без войны и больших затрат. Она этот шанс использовала, сделав это мягко, но категорично. Она предложила старшинам казахских родов, ханам и султанам на специальном курултае принять присягу на верность России. Кроме клятвенной верности казахи должны были нести охранную службу, отказаться от нападений на караваны, возвратить захваченных и отказаться от захватывания русских в плен и продажи в рабство. Они обязаны были платить ясак, а для пущей надёжности-отдать некоторых детей хана и султанов в аманаты (заложники). Не желающих не неволили. Они могли отказаться.