bannerbanner
Казахстан и Россия. Трудная дорога к дружбе
Казахстан и Россия. Трудная дорога к дружбе

Полная версия

Казахстан и Россия. Трудная дорога к дружбе

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
2 из 5

В это же время почти никто и не заметил, что два малоизвестных султана Керей и Жаныбек дальних потомков Чингисхана, поссорившись со своим правителем влиятельным ханом Абу-л-хаиром, откочевали из его государства, которое историки называют «Государством кочевых узбеков» и попросили убежища у своего дальнего родственника правителя Могулистана Есен-Буги. Тот, рассчитывая использовать беглецов в борьбе против соседа, выделил им полупустынные земли для кочевий по рекам Чу и Талас. Сюда же начали стекаться другие родичи- кочевники недовольные правлением жестокого Абу-л-хаира. А тот, не желая мириться с растаскиванием своего государства, собрал войско и направился расправиться с изменниками, но по дороге заболел и умер. Так судьба сохранила зародыш нового ханства, которое постепенно вызрело внутри Могулистана, затем подчинило его и превратилось в самостоятельное государство. Оно громко заявило о себе через полвека, когда хан Касым (1511—1518 гг.) создал сильную армию, что позволило ему путём войны захватить присырдарьинские земли и города, размежеваться с узбеками, которые позже откочевали на юг и занялись земледелием. Он же расширив подвластную территорию, принял первые законы нового государства. Число его подданных, как утверждают легенды, увеличилось до одного миллиона. Правда после его смерти Казахское ханство на 20 лет погрузилось в феодальные разборки, но последующие ханы Хаккназар, Тауекел (Тавакул), Есим (Ишим), Джангир сумелиотбиться от врагов, отстоять и даже расширить свою территорию. Казахские ханы взяли под контроль южные города, через которые проходил Великий шёлковый путь и получали от этого немалую выгоду. Степная цивилизация вполне успешно развивалась.

Российские историки, как дореволюционного, так и советского времени, оправдывая последующую колонизацию Казахстана, и свои реформы в степи, делали упор на факты отсталости кочевого народа от европейцев. В противовес им ряд казахских историков периода независимости рисуют в школьных и вузовских учебниках картину достаточно успешного развития «степной цивилизации», которую, по их мнению, необоснованно загубили колонизаторы и тем самым лишали казахский народ своей своеобразной, неповторимой культуры, государственности и т. д.

Действительно, культура казахской земли имеет более древнюю историю, чем российская. Когда на территории современной России по лесам бродили поляне и древляне, выжигая участки под пашню, а первые города в IX – X веках только зарождались, на земле Казахстана уже тысячу лет как существовало великолепное ювелирное искусство, керамика, железные орудия труда, что обнаружили археологи в сакских курганах.. Затем это было похоронено пришедшими завоевателями, распространившими здесь свою культуру. В первом тысячелетии нашей эры, задолго до появления первого русского государства, здесь уже было развитое скотоводство, поливное земледелие и величественные города, письменность и своеобразная архитектура. К моменту появления Киевской Руси земли Казахстана уже прошли два этапа своего сравнительно высокого развития, а Казахское ханство с XV века стало наследником всего пережитого и достигнутого.

Казахское ханство и народы, объединённые им, были вполне самодостаточными. Их кочевая система хозяйства позволяла кормить себя, осваивая огромную территорию, накапливать большие богатства в виде скота. Их родовая организация жизни поддерживала социальное равновесие, позволяла заботиться о молодежи, стариках, вдовах не доводить до крайней черты бедняков, инвалидов, одиноких и пострадавших. Степные законы, система обычаев и традиций, предусматривала в необходимых случаях помощь землякам, сбор на общественные работы, освободительную войну, хотя и не так быстро, как порой требовали обстоятельства. Казахское ханство также имело почти все атрибуты современного государства: аппарат, законы, армию, суд и т. д. Даже в таком вопросе как права женщины, где европейские наблюдатели усматривали вопиющую отсталость и несправедливость в виде отсутствия политических и юридических прав, многожёнства, калымаза невесту и т. д. тоже не все однозначно. Многоженство, выдача замуж и женитьба по воле родителей, калым, амангердство, т. е. переход жены и детей умершего брата к родственнику и другие обычаи с практической, житейской точки зрения являются не такими уж дикими, а наоборот, они реально решали бытовые проблемы вдов, сирот, стариков. Вспомним, что и в русских деревнях бытовал обычай выдавать замуж с 13 лет и женить молодых людей по выбору родителей и без их согласия. И там тоже большое значение придавали приданому невесты. И даже высший, наиболее культурный слой российского общества- дворянство рассматривало женитьбу по расчету, как верный способ повышения статуса и обогащения. «Право первой ночи», фаворитизм, а это, по сути, скрытая форма многоженства, тоже откровенно процветали в Европе, вопреки законам и церковной морали. В сравнении с этим мусульманское многоженство выглядит даже более законным и этичным.

Если взять культуру кочевников, то и здесь было не все так безнадежно. Была историческая литература. Было устное народное творчество, была музыка, певцы, композиторы и исполнители музыки (кюйши). И даже особый вид творчество- импровизаторство. Это когда местные музыканты на айтысах- состязаниях сходу сочиняют и исполняют целые произведения на заданные зрителями темы. Местные гомеры и барды, к примеру, своим мастерством, красноречием и находчивостью привели в восторг образованного европейца Адольфа Янушкевича, послушавшего один из айтысов в середине ХIХ века, написавшему об этом в своей книге.

Конечно, лечили не дипломированные врачи, а знахари, была почти поголовная неграмотность, практически не было книг, живописи, музыкальных нот, а казахские домбры и кобызы были намного проще европейских клавесинов, органов и роялей, но все равно это была музыка и песни, вызывавшие бурный восторг у слушателей. Художественное творчество народа воплощалось в ремеслах, обслуживающих кочевое хозяйство, в богатом прикладном искусстве. Дети, как и во всем мире, слушали перед сном сказки и былины о национальных героях, о красоте родной земли, а юноши и девушки, играли в разные игры, соревновались на силу, ловкость, выносливость…

Казахи- кочевники и еще тысячу лет жили бы без России, если бы не исторические обстоятельства…

С конца XV века по объективным обстоятельствам Казахское ханство начало слабеть… Во —первых, Великие географические открытия, освоение морского пути в Индию, Китай, Америку привело к значительному снижению роли Великого шёлкового пути, проходившему по Казахстану. Морской путь в страны Востока оказался безопаснее и короче, чем доставка товаров сухопутными караванами. Кроме того европейцы, в том числе и используя достижения Востока, сделали мощный рывок в развитии производства и технологий. Они освоили кораблестроение, океанское мореплавание, текстильное производство, металлургию, производство огнестрельного оружия, дешёвое книгопечатание и т. д. Они серьёзно обогнали азиатские страны, чем незамедлительно воспользовались для захватов и колонизации. Для Казахстана это означало запустение южных городов, консервацию старинных технологий, а то и упадок производства, потерю доходов от торговли, утрату связей с развитыми государствами…

Во-вторых, на границах Казахского ханства появились сильные противники. Расширялось и набирало силу Русское государство. Оно присоединило земли Казанского, Астраханского и Сибирского ханств, проявляло интерес к горному Алтаю.

В 1635 году на территории Алтая возникло сильное Джунгарское ханство, которое начало систематические походы в казахскую степь с целью захватов и грабежа.

Не прекращали своих нападений волжские калмыки, башкиры, узбеки и кыргизы. В XVI веке у казахов появился ещё один сильный противник- казаки…

В третьих: Обострились внутренние противоречия и проблемы Казахского ханства, приведшие к его ослаблению, а затем и к подчинению Россией… Об этом стоит поговорить отдельно..

Проблемы «степной цивилизации»

Кочевое и полукочевое скотоводство, как основной вид хозяйственной деятельности казахов имел свои недостатки, которые существенно тормозили развитие общества. К ним можно отнести регулярно возникающие столкновения, как между родами, так и соседними народами из-за пастбищ и границ. Наличие большого количества скота неизбежно приводит к расселению и кочёвке на сравнительно большой территории. Большие стада скота требует больших пастбищ. Уже силу этого кочевники не могут жить компактно в постоянных аулах и городах. Они вынуждены поделить страну на пастбища, постоянно кочевать, и чтобы не превратить свои исконные земли в вытоптанную пустыню, осваивать все новые территории.

За многие века была отработана сравнительно рациональная система содержания скота, маршруты перекочёвок с зимних на весенние, летние и осенние пастбища. Это позволяло успешно развивать скотоводство, но в то же время разобщало народ по огромной территории. Этим нередко пользовались захватчики, захватывая поочередно, то одних, то других, а иногда подкупая, султанов и родоправителей или натравливая одни роды на другие.

Экстенсивное кочевое хозяйство неизбежно определяет и другие стороны жизни: родовую организацию социума, слабое развитие науки и техники, народного образования, второстепенную роль городов, как центров культуры и производства.

Юрта, – безусловно, удобный для кочевников тип жилья, но юрта гораздо хуже, чем капитальный дом в смысле тепла, удобств, комфорта. Лошадь и верблюд прекрасный вид транспорта по бездорожью. Однако кто сегодня будет оспаривать преимущества государств с проложенными трактами, мостами, железными дорогами, пароходами, автомобилями?

Овцеводство, коневодство, – безусловно, эффективный вид хозяйства, когда за считанные годы богатства при наименьших по сравнению с земледелием затратах удваиваются. Скот сам находит себе пропитание и зимой и летом. Однако нужны обширные территорий для пастбищ и кочевок, а земля перекрывается для других отраслей сельского хозяйства и видов хозяйственной деятельности. Кроме того, кочевое и полукочевое скотоводство, а также и люди вовсе не избавлены от регулярного падежа и голода в годы джутов и засух. Недаром многие знаменитые казахские ханы призывали параллельно осваивать земледелие.

Для сбыта продукции животноводства нужны рынки сбыта. Для покупки необходимых в быту товаров нужна развитая система торговли. Нужны охраняемые дороги, караван-сараи, постоялые дворы, базары и ярмарки. Нужна безопасность. Иначе купцы и торговцы не пойдут в степь. Пока же торговые караваны в города, которые часто организовывались самими кочевниками, нередко подвергались грабежам и разбою. Да и среди мирных казахов бытовала давняя традиция барымты т. е. насильственного угона скота, конокрадство у своих, а тем более у иностранцев. И это родичами даже поощрялось. Угнать скот у чужого, захватить то, что плохо охраняется, обратить чужеземцев в рабов или продать их на невольничьих рынках очень часто становились выгодным занятием и даже причиной поклонения и зависти среди сородичей… Однако это же неизбежно вызывало ответные действия и все шло по бесконечному кругу, несмотря на ханские суды и на суды биев. Безусловно, такие проблемы были не только у степняков. Европа около тысячи лет страдала от феодальных усобиц, взаимной борьбы за землю, за влияние и т. д.

Выход многие оседлые народы нашли в организации централизованного государства, установлении твердой центральной власти, утверждении единых законов, неотвратимости наказания за их нарушения. Централизованные государства начали формироваться в то время, когда казахское государство только создавалось и ещё не прошло стадию междоусобиц.

Политическое устройство Казахского ханства тоже попахивало нафталином… Система управления была построена так, что за редким исключением высшая власть принадлежала лишь потомкам Чингисхана-чингизидам. Все остальные, включая глав племен и родов, биев, батыров считались «черной костью». Навязанная монголами система управления государством, резко сужало возможности других племен и народов участвовать в управлении, поиска талантливых руководителей.

Среди самих чингизидов эта система вызывала ожесточенную борьбу за власть, порождала феодальную раздробленность, а в конечном итоге упадок государственности. Не случайно за монгольский период возникли и исчезли с исторической арены около десятка государств. Казахское ханство вобрало в себя остатки многих из них, заодно и те пороки, которые были им присущи. Не Россия начала уничтожать казахскую государственность, как пишут в казахских школьных учебниках, а сами многочисленные ханы и султаны упорно не желали усиления центральной власти. При сильном хане они вынуждены были смириться, при малейшем ослаблении центра они мгновенно делились по жузам, улусам, племенам и родам, начинали вспоминать старые вековые обиды, сводить счеты друг с другом, нередко привлекая в союзники даже злейших врагов. Справедливости ради нужно сказать, что этот вечный сепаратизм и междоусобицы существовал почти везде в мире, но в передовых странах он подавлялся, как правило, центральной государственной властью, жестокими силовыми способами и налаживанием единой национальной экономики, которая скрепляет государство в одно целое. Во Франции во времена Людовика ХI, кардинала Ришелье и Людовика ХIV непокорных сепаратистов сажали в Бастилию, разрушали их замки, отбирали земли и даже казнили. В Англии после нормандского завоевания, прошли жестокие репрессии, гражданские войны между феодальными кланами, в ходе которых самые непокорные были разорены, убиты или казнены. В России Иван Грозный не только расширил границы страны. Он изменил систему управления. Кроме того его кровавая опричнина выкосила многие древние боярские и княжеские роды, постоянно интригующие против центральной власти. Но и здесь понадобилось еще почти сто лет, пока власть царя стала непререкаемой, а законы едиными для всех.

У кочевников такой объединяющей и скрепляющей силы не было. Само надежной формой объединения было не государство, а род. Род, – проверенная тысячелетиями форма социально-экономической организации сравнительно небольших коллективов, устраивал большинство населения. Род позволял выживать всем его членам, успешно вести несложное хозяйство, сохранять религию, обычаи и традиции. Однако в условиях нового времени, развития товарно-денежных отношений и машинного производства родовая организация общества становилась тормозом… Для развития промышленности, земледелия, разработки полезных ископаемых, внедрения достижений науки и техники требовались новые формы общественных отношений, другая форма освоения земли, а не только превращение её в пастбища. Требовалась свободная купля-продажа земли, а родовое владение пастбищами не позволяло отторгать нужные для бизнеса земли. Нужна разработка полезных ископаемых. Нужны свободные рабочие руки, для производства, а вековое распределение ролей в роду, традиции и обычаи затрудняли уход в города и на производство.

Если в Европе в поддержку центральной власти и объединения стран выступили города с их ремесленниками, торговцами, интеллигенцией, требовавшими единых законов, налогов и повинностей, мер и весов, открытия внутренних границ, безопасности на дорогах и т.д., то в степи были иные условия. Роды, племена, улусы, жили натуральным хозяйством и были вполне самостоятельными. Великий хан нужен был лишь для охраны от внешних врагов, регулирования спорных вопросов по кочевьям, по межродовым спорам и уголовным делам. Казахское ханство продолжало оставаться кочевым вариантом монархии с элементами феодальной республики. Хан, получая власть по наследству, тем не менее, не был полновластным хозяином в степи. Он проходил этап выборов, согласно давним традициям. Формально хан имел право распоряжаться всей территорией казахских улусов, распределением пастбищ и маршрутов кочевок, водных источников. Он организовывал вооруженную защиту, издавал общеобязательные указы, имел право казнить и миловать, а также вести переговоры о войне и мире, заключать военные союзы. Однако в реальности власть хана была далеко не полной. Власть на местах практически определялась выбранными правителями родов и биями. В улусах распоряжались султаны и от них зависело выполнение приказов хана. Они имели сильное влияние и на ежегодных курултаях. Кроме того, ханские распоряжения ограничивались адатом (старинным обычным правом) и шариатом. Он обязан был не нарушать вековых традиций.

В условиях Казахстана надежно охранять огромные кочевые пространства от нападений внешних врагов ханам было не по силам. Поэтому каждый род имел свой отряд из джигитов и батыров, занятых в мирное время обычной хозяйственной деятельностью. И лишь в случае большой беды собиралось ополчение, которое так же строилось по родовому и жузовому принципам. Ни о какой регулярной армии с отдельными родами войск и постоянными учениями тут уже говорить не приходилось.

Товарно-денежные отношения были в зародыше. Налоги платили, как правило, скотом и его продуктами, а не деньгами, поскольку господствовало натуральное хозяйство. Ханы расплачивались за службу землями, скотом и правами. Деньги же брали с купцов и торговцев, а также с жителей городов, которых было сравнительно мало. Собирать налоги на огромной территории у постоянно кочующих родов тоже было непросто и поэтому ханам государственный аппарат приходилось иметь, как правило, небольшой и универсальный. Ханская гвардия -туленгуты, не только охраняли, но и собирали налоги, наказывали недоимщиков, выполняли другие хозяйственные поручения, как это было еще во времена Киевской Руси. Ханы во главе улусов ставили своих детей (султаны, огланы) и других родственников. Так пытались обеспечить лучший контроль за отдаленными племенами и родами, а так же возможность прокормиться клану « белой кости».

Правовые отношения регулировались степными уложениями на основе монгольского закона «Яса», по которому только чингизиды (торе) имели право на управление улусами, жузами и ханствами. Они не подлежали обычному суду. Только они избирали хана из своей среды, поднимая его на белой кошме. Великий хан имел право решать межродовые споры, возглавлять общее войско, вводить новые законы. Один-два раз в год хан собирал курултаи- съезды знати, куда приглашались главы родов, племен, виднейшие бии и батыры.

Нельзя утверждать, что казахские ханы не пытались укрепить свое государство, возникшее в середине XV века. Для укрепления правовой системы ханом Есимом (Ишимом) был принят новый свод законов, который больше отражал реалии начала XVII века. Он впервые поставил под сомнение улусную систему, начал повышать роль биев, то есть избранных народом судей.

Однако в это же время сохранялись, а порой и росли внутренние противоречия. Одно из них- нестабильность государства. Стоило умереть сильному и влиятельному хану Касыму и степь на 20 лет вошла в полосу кризиса. В 1652 году в борьбе с джунгарами погиб видный военачальник хан Джангир и страна снова на 30 лет оказалась в кризисе. Хан Тауке сумел укрепить власть на время, но после его смерти государство вновь раздробилось на жузы. Государственная система самостоятельно не работала. Она не была крепкой и устойчивой.

Другая проблема- сепаратизм. Еще при хане Есиме (Ишиме) (1598—1628 гг.) в Ташкенте объявился самозваный хан Турсун, который едва не захватил власть, пользуясь тем, что Великий хан Есим был занят борьбой с джунгарами. Его примеру последовали и другие султаны, и Казахстан фактически разделился на три жуза со своими ханами. Остро встал вопрос о взаимоотношениях Великого хана и местных правителей. Многие султаны претендовали на полную независимость, а центральная власть не могла привести их в подчинение по причине огромной территории и частых нападений внешних врагов. Даже на курултай к Великому хану местные ханы, султаны, бии собирались неохотно.

Другими раздирающими факторами стали произвольное толкование степных законов в вопросах внешней и внутренней политики, единого войска, налогов и повинностей, право кровной мести, барымты и другие.

Противоречия резко обострились, когда в 1635 году на восточных границах образовалось сильное Джунгарское ханство, которое начало систематические нападения на казахов. Тактика, которую избрали джунгары- калмыки, была жестокой и коварной. Однако она приносила им победы, а казахам неисчислимые бедствия. Джунгары нападали стремительно, без предупреждения, в неожиданных местах, с численным превосходством против отдельных родов и аулов и сознательно, чтобы посеять ужас, действовали с неимоверной жестокостью. Сотни тысяч казахов было убито, угнано в рабство, продано на невольничьих рынках, не считая огромного количества захваченного скота и других богатств.

Со второй половины XVII века джунгары освоили и огнестрельное оружие, что позволило им брать даже сильные города.

Старший и Средний жузы оказались под постоянной угрозой захвата и разорения от джунгар. Младший жуз, который располагался в западной части Казахстане, в свою очередь подвергался систематическим нападениям волжских калмыков, башкир и русских казаков. Сложность ситуации в казахской степи наглядно видна на судьбе одного из влиятельных казахских ханов —Тауке.

Великий или несчастный?

Таинственный Тауке-хан один из любимых героев школьных учебников- Он защищал народ от врагов, пытался выдернуть из отсталости ослабевшее Казахское ханство. Многочисленные казахские историки, опираясь на сказания, легенды, песни и эпос безудержно хвалят Тауке, называют его святым (Аз Тауке), его век «золотым веком» казахов. Но всякий, кто трезво взглянет на его время найдёт массу нестыковок, поскольку всё покоиться не на документах, а на преданиях, былинах, легендах и желании приукрасить для молодёжи свою историю… Увы, не было у казахов несторов-летописцев, хроникёров и придворных историков…

Известно, что Тауке родился в 1635 году, в семье знаменитого воина Джангир-хана, который всю жизнь боролся с врагами. Его матерью была наложница-калмычка. Отец погиб в 1652 году, защищая своё государство. Дальше начинаются тайны и версии. По одной- 17 летнего Тауке выбрали Великим ханом, сразу после смерти отца. А вот большинство серьёзных источников утверждают, что ханом он стал лишь в 1680 году…

А кто же тогда правил 28 лет между 1652 и 1680 годами?

Никто не выяснил. Был, впрочем, у него старший брат Аппак, который бы должен занять престол, но о нём- ни слова…

В это время главной бедой казахов были джунгары, которые будут «кошмарить» кочевников до середины XVIII века. Они, регулярно устраивая набеги и «Годы великого бедствия», уничтожили бесчисленное число казахов и угнав миллионы голов скота. Дело дошло до того, что в начале 80 х годов XVII джунгары захватили и разграбили весь юг с его городами вплоть до Сыр-Дарьи и Ферганской долины и намеревались даже сменить у покорённых народов религию.

Резко усилились нападения извне не только со стороны джунгар с востока, но и волжских калмыков, башкир и уральских казаков с запада…

И это «золотой век»?!

Хан Тауке, придя к власти в 1680 году, в разгар жестокого кризиса Казахского ханства, энергично принялся за укрепление государства. Что делает в этой обстановке «молодой» 45 летний хан? Опять же мы лишь догадываемся об этом по отрывочным данным из уст потомков…

Он добился создания единого ополчения, договорился о совместной борьбе против джунгар с кыргызами и каракалпаками. Он усиливает Совет биев, состоявший из представителей видных родов и племен всех трёх жузов. Он предоставляет Совету биев дополнительные властные полномочия, упорядочивает межродовые отношения, путем более пропорционального включения представителей всех племенных групп в управление.

Ему удается с помощью видных биев из трех жузов создать новый свод законов, который получил название «Жеты Жаргы» («Семь установлений»). К сожалению, до нас не дошел подлинник этих законов, но, судя по пересказам из более поздних источников, эти законы включали следующие разделы:

Земельный закон был посвящен вопросам пастбищ и водопоев

Семейно-брачный закон устанавливал порядок заключения брака, права и обязанности супругов.

Военный закон предусматривал вопросы воинской повинности, выборов военачальников и т. д.

Положение о суде и судопроизводстве регулировало порядок разрешения конфликтов.

Уголовный закон, устанавливал наказания за различные виды преступлений.

Закон о куне, определял наказание за убийство, давал возможность откупа.

Закон о вдовах предусматривал меры по защите семей попавших в беду.

«Жеты Жаргы» стали своеобразной степной конституцией Казахского ханства. Они не отменяли, а лишь дополняли, уточняли старые законы и фактически более полно отразили и закрепили сложившиеся феодальные отношения в степи.

Однако на пороге уже стоял XVIII век. В дверь стучались новые времена с господством централизованных государств, с регулярными армиями, огнестрельным оружием, мануфактурным производством и зарождавшимися буржуазными, товарно-денежными отношениями.

На страницу:
2 из 5