bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
3 из 3

«А как же сила хода в абсолютном понимании, ведь передвижение танка не равно передвижению ракеты?» – спросит Привереда. (Об этом в главе 13).

А для середины игры немного математики. Допустим, вы собственным трудом и великим потом добыли темп для развития ваших фигур – этакую бутылочку с эликсиром молодильных яблочек (по другой версии, пота не было – вы бутылочку просто нашли, а ваш соперник потерял). Гипотетически на эту бутылочку претендентов несколько. Пример 1–7. Пешка говорит тебе: отдай мне – и получишь через ход два новых лишних поля. Ладья говорит: отдай мне – и через ход у тебя будет 6 новых полей, правда, 5 старых ты потеряешь. Ферзь говорит тебе: отдай мне – и через ход у тебя будут 5 новых полей, одно из которых будет ключевое. Вопрос: кому отдать бутылочку с эликсиром молодильных яблочек, т. е. темп?

Задания и вопросы для закрепления пройденного на уроке материала:

1) Решение примера 1–7.

2) У вас выбор – сделать один ход можно при прочих равных стартовых возможностях, но разными фигурами:

а) пешкой;

б) конем;

в) слоном;

г) ладьей;

д) ферзем.

Какую фигуру надо выбрать?

3) Мера времени внутри шахматной доски – это:

а) секунда;

б) минута;

в) час;

г) ход (темп);

д) сюрпляс (стоим на месте, время идет).

4) Его (темп) можно взять:

а) купить;

б) обменять;

в) отобрать;

г) заработать;

д) сделать.

Выберите правильные варианты.

Глава 8. Деньги, время и соленый зеленый огурец

Пришла пора поговорить об универсальной денежной единице в шахматах. В главе 5 мы уже затрагивали вопрос денег. Узнали про пешечный баланс, сравнительную стоимость пешек между собой в зависимости от их местоположения на шахматной доске.

Пешки оценить в сравнительном балансе мы можем.

Фигуры в пешечном эквиваленте оценить можем. Например: король – стоит 3 (три) пешки.

А вот связать стоимости фигур, пешек в конкретном положении (здесь и сейчас) и вывести абсолютную стоимость всего своего войска – всегда большой вопрос для каждого игрока. Камнем преткновения является универсальная единица стоимости всего материального и виртуального на доске.

Причем к стоимости собственно фигур добавляется стоимость полей пространства в двух ипостасях – плоскостях (фактически это надо оценить куб).

а) Стоимость географическая (насколько привлекательно поле с физической точки зрения в шахматах или в жизни, как аллегория шахмат). Как пример в жизни: дача размером 15 соток земли в районе Рублево-Успенского шоссе может стоить как 1000 таких участков в Тверской области.

б) Стоимость виртуальная, насколько важно это поле в ваших планах ведения игры (аллегория – жизнь), пример: ваша задача вырастить 5000 (пять тысяч) тонн картофеля. Какой из двух вариантов земли из пункта «а» (в стоимостном выражении одинаковые) подойдет вам больше?

Пример № 1. Вводные параметры из пункта «а) стоимость географическая и б) стоимость виртуальных планов» Ваша задача, как инвестора-капиталиста, быстро приумножить ваши деньги.

Возможности следующие: а) быстро построить недвижимость на участке 15 соток земли и достаточно шустро ее продать, капитализировав (подняв) ее стоимость в 2 (два) раза; 2) Построить сельскохозяйственное предприятие, с неясной рентабельностью и туманной перспективой развития. Ответы в двух примерах крайне противоположные. Стоимость поля, в зависимости от вашей цели, может быть диаметрально противоположной, от нуля до гигантского плюса.

«Или минуса», – скажет Привереда и будет прав: любой актив может быть токсичен (ядовит).

Если исходить до ценностного атомного состояния любого вашего актива, то, поскольку, его можно оценить как со знаком + (плюс), так и со знаком – (минус), мы приходим к выводу, что абсолютной ценностью в шахматах является единица времени – темп.

В которой можно прописать любую ценность на шахматной доске.

Например: темп равен другому темпу (одинаковой фигуры, с похожей целью).

Темп не равен другому темпу (одинаковой фигуры, с другой целью).

Насколько «не равен» – нужно сравнивать цели (градация целей, глава 17).

Темп фигуры = 2 темпам пешки здесь и пока, или темп фигуры > 2 темпов пешки через 1 ход.



Пешка потенциально может быть сильнее короля, до тех пор и пока она обладает возможностью двойного темпа по сравнению с королем.

Соленый зеленый огурец в шахматах ничего не стоит.

Вы спросите: а при чем здесь соленый зеленый огурец? Ответ вас удивит. При некоторых обстоятельствах любая вещь или даже след от вещи (в шахматах это возможно) может быть капитализирован (продан) и являться деньгами, и подлежать обмену.

В шахматах, как и в жизни, деньгами может являться всё, что угодно.

Задания и вопросы для закрепления пройденного на уроке материала:

1) Назовите универсальную денежную единицу в шахматах.

а) темп (правильный ход выигрывающий время);

б) ход (нейтральный, или ход теряющий в активности);

в) пешка.

2) Мерой опережающего (развития фигур) времени является «темп». Он же универсальная денежная единица. Шахматными деньгами являются:

а) ограниченная в движении пешка;

б) ограниченная в движении фигура;

в) ограниченная в пространстве совокупность взаимодействующих фигур;

г) недоступность некоторого пространства доски для противника (след фигуры).

3) Где его (темп) можно взять? Варианты действий – откуда:

а) найти;

б) обменять на территорию;

в) обменять на материал – шахматные фигуры;

г) создать (придумать) для себя (методом нападения на чужого короля через шах);

д) создать (придумать) для себя (методом нападения на чужого короля через матовую угрозу);

е) создать (придумать) для себя (методом нападения менее ценной своей фигуры на более ценную фигуру противника или возможные (корректные) варианты нападения своих фигур на фигуры противника).

4) Стоимость фигур бывает:

a) абсолютная (в темпах развития);

б) относительная (в любом натуральном обмене);

в) комплексная (а + б).

5) Можно ли в шахматах продать след от фигуры?

Глава 9. Проделки с ходом для получения темпа (денег)

Сравним реакции двух играющих шахматистов с поведением муравья в повседневной жизни. Каждый из нас видел и знает насекомых под названием муравьи. Привереда внутри каждого скажет: «Что здесь такого: муравей и есть муравей». Правда не все знают, как муравьи добывают сладкое молочко для питания, – они разводят других насекомых под названием тли. «И как же получается молочко?» – скажет Привереда.

Муравьи доят тлей так же, как человек доит корову!

Муравей раздражает тлю своими жвалами, в ответ тля выделяет сладкое молочко, что необходимо для муравья.

Такой же алгоритм поведения присутствует и в шахматной партии – только любая из сторон (белые или черные) совмещают в себе поведение муравья и тли, попеременно раздражая каждую из сторон, ждут случая выделения соперником и подхвата для себя единицы хода, называемого темпом.

Представьте себе следующую ситуацию на шахматной доске. Диаграмма 8 ниже. К этой позиции пришла партия Алапин – Фарни в 1914 году. Я убрал с диаграммы королей, находящихся: белый король d5, черный король c8. Ход белых. В главе 3 мы уже касались оппозиции – борьбе королей друг с другом. Если на диаграмме убрать пару стыковых пешек – получится ничья, эту позицию (без стыковых пешек) можно проверить в качестве примера № 1 в вопросах для закрепления материала. Как можно совместить два ничейных слагаемых в позиции (без стыковых пешек – ничья), и вроде бы стыковые пешки не двигаются, для победы? Тут то и вступает в дело эквилибристика уколов-ходов. Каждому уколу-ходу соответствует ход-укол со стороны соперника. Прямое давление на позицию черных приводит только к ничейному результату, как при ходе белого короля на поле d6, так и при ходе белого короля на поле с5 – у черных есть ответы: в первом случае король черных отвечает d8, во втором – с7. «И что же, ничья неизбежна?» – Спросит Привереда. «Нет», – ответит автор. Белые выиграют: передав темп черным. Как? Они его просто потеряют. Как? Как теряет время любой человек, для этого надо потоптаться на одном месте. Как? (хода – прыжка на одном месте не придумано). «И не нужно», – отвечает автор. Достаточно будет пройти некоторое придуманное расстояние, сделав подобие петли, длина которой станет на один ход больше, чем делает соперник. В данном примере хватило 3 полей (треугольник на доске): первый ход в партии 1) Крd4 Крd8; 2) Крс4 Крс8; 3) Крd5. И позиция повторилась, только теперь с очередью хода уже черных – на доске пример классического положения цугцванг, когда любой ход только ухудшает позицию. Конечно, лучше всего в этой позиции пропустить очередь своего хода, но, – увы.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
3 из 3