Полная версия
Шахматы. Первое приближение
а) замысел военной компании задумывает, продумывает, осуществляет один – игрок-бог-творец – ты. Король – лишь одна из твоих ипостасей.
Процесс мышления всегда индивидуален, вообще-то по большому счету – редкий, очень-очень редкий дар (это не банальная одна мысль и не расчет денег в кошельке), это сродни врожденному умению лошадей танцевать (надо предвидеть события на много ходов вперед), и если ты видишь два способа решения события, ты еще даже не начал мыслить. Настоящее мышление предполагает взаимодействие событий, как минимум на двух плоскостях (уровнях) мыследействия: пространство – время. Когда и если (пока ненаучная фантастика – а вдруг?) у тебя появится третий уровень мыследействия, то любой нынешний компьютер для тебя будет ребенком из детского сада!
У каждого игрока свой предел замыслов. И если у тебя есть божий дар мышления, милости просим в элиту реального государства.
А если посредством шахмат у тебя получится развить талант мышления – я, как учитель, буду считать свою задачу выполненной;
6) планета, хотя и называется Земля, на которой есть люди, все-таки не наша Земля, скорее Земля из сказки Льюиса Кэррола «Алиса в Стране чудес», в которой много персонажей нам знакомы, хотя они имеют сказочные дополнения к своему облику. Так и шахматные фигуры приобрели сказочные дополнения к своему земному прототипу;
7) про короля – то есть себя – мы уже знаем из предыдущей главы. Уточняю: от сказки – на минутку – ты бессмертен. Хотя иногда попадаешь в плен, а про другие фигуры (пешку) сейчас в общих чертах расскажу.
Итак.
Пешка – самый многочисленный тип населения шахматного королевства. По внешнему признаку – стилизованная копия пешего воина – рыцаря средних веков. Из истории: рыцари имели тяжелый доспех, узкую обзорную щель в шлеме и копье такого размера, чтобы им было удобно сражаться с врагами. И наша пешка получила все признаки – пешего рыцаря – воина.
а) пешка – это человек, который, естественно, наделен интеллектом и некоторой свободой выбора (небольшой по сравнению с человеком-королем);
б) двигается – одним шагом (одним полем по вертикали только вперед);
в) дарована привилегия – на своей половине доски может совершить ход на два поля вперед;
г) поскольку копье рыцаря (из истории Земли) разило врагов немного под углом, полями взятия для пешки являются поля по диагонали вперед на одну клетку;
– если представить двух разноцветных рыцарей на одной вертикальной линии доски, то поскольку поля взятия для каждого из них находятся вне этой линии, оба останутся живыми, потому что опасности для друг друга не представляют. То же самое относится к пешкам – рыцарям, которые по вертикали расположены через одно и более полей друг от друга.
– если вдруг пешка, делающая ход на своей половине доски на два поля вперед, проходит мимо пешки противника (ее поля взятия), такая пешка может быть уничтожена на поле взятия. Пример: белая пешка находится на поле e2, черная на поле d4. Белая пешка совершает ход e2 – e4. Поскольку она проходит поле взятия на поле e3, черная пешка может (если захочет, а если не захочет, то и нет (человек же!) сделать ход взятия d4: e3;
д) дарованы творцом недостатки этому человеку-пешке: не может ходить назад, не может ходить по горизонтали ни влево, ни вправо, не может контролировать поле по вертикали перед собой (если только не прикрыть это поле собственным телом, как иногда условия сражения требуют от человека. В обычной жизни мы это называем подвигом);
е) сказочное дополнение к человеку-пешке: при выполнении конечной функции – прибытии на поле 8-го ряда для белых и 1-го ряда для черных фигур – пешка превращается в любую фигуру шахматного королевства, увы, кроме короля и пешки. На практике почти всегда пешка превращается в сильнейшую фигуру шахматного мира (спасибо королеве испанской Изабелле) королеву или ферзя (употребляются оба названия);
ж) на практике пленение вражеского короля пешкой хотя и происходит, чаще всего пешка достигает конечного для себя ряда, превращается в сильнейшую фигуру ферзя и ставит мат королю соперника уже в качестве ферзя;
з) большинство шахматных окончаний игры заканчивается пешечным окончанием – тактическим взаимодействием двух видов шахматных фигур короля и пешки (пешек) – это тема следующей главы.
Задания и вопросы для закрепления пройденного на уроке материала:1) Каковы признаки государства, по вашему мнению?
2) Область шахматного государства – это, по вашему мнению:
а) товар для обмена на другую область;
б) товар для обмена на другую нужную область;
в) товар для обмена на любую область;
г) товар для обмена на материал (шахматную фигуру);
д) не товар для обмена, а просто географическая территория;
е) цель для экспансии (или бесплатного захвата);
ж) если вы ответили на вопрос г) утвердительно, то попробуйте обосновать ваше утверждение: почему это возможно?
3) Перечислите все признаки человека-пешки.
4) Какие недостатки человека-пешки вы знаете?
5) Какое сказочное дополнение к человеку-пешке вы знаете?
6) Расположение фигур следующее. Белые: белая пешка a6, белая пешка b6, король h1. Черные: король a8, пешка a7, конь b8. Ход белых. Как выигрывают белые?
7) Расположение фигур следующее. Белые: король f7, пешка g6. Черные: король h8, пешка h7 ход белых. Как выигрывают белые?
8) Расположение фигур следующее. Белые: пешка b2, пешка b3. Черные: пешка c7, пешка d7. Какие пешки стоят лучше (белые или черные)?
9) Расположение фигур следующее. Белые: король g3 пешка f3. Черные: король e5, пешки e4, d4, d5, d6, e6, f6, f5. Ход белых. Как выигрывают белые?
Глава 5. Алгоритм взаимодействия короля и пешки на шахматной доске
Сколько стоит король? Некоторых этот вопрос удивит. Вроде, символ, а вы о деньгах…
С точки зрения абсолютной – короля купить нельзя, он же король, у него все есть. И тем не менее. Для примера можно вспомнить многих героев рассказов и повестей американского писателя Джека Лондона про людей времен Великой золотой лихорадки, которые, добыв золота, иногда решали мучительный вопрос: есть золото – нет еды, бросить золото и остаться живым или умереть не вовремя, но с золотом? Нелегкий выбор!
В шахматах (пешечных окончаниях) игрок постоянно сталкивается с выбором факторов позиции – одного из. А их огромное количество. Для того чтобы вы имели твердые ориентиры, перечислю их в порядке приоритета:
1) имеется лишняя пешка – ее надо провести на конечное поле по вертикали и превратить в ферзя – затем выиграть партию; поставив мат королю соперника;
2) у вас минус пешка – надо воспрепятствовать ее проходу на конечное поле по вертикали, иначе проиграем;
3) у вас равное количество пешек с соперником – надо правильно посчитать варианты для того, чтобы поддержать равновесие на доске.
«Ну, хорошо!» – воскликнет Привереда внутри каждого. Вижу цель, имею ориентир, но как работать пошагово?
Об алгоритме решения позиции сейчас и пойдет речь.
Шахматная партия ценна тем, что на каждом полу ходе (полным ходом в позиции считается обоюдный (сделанный за белых и за черных ход) происходит смена реальности, которую надо оценить и, оценив, принять решение о продолжении своего плана-замысла, или его изменении, или его отмене. Я помню свою детскую хитрость, когда замаскировал комбинацию на мат тем, что, сделав ход, якобы проигрывающий фигуру, от отчаяния издал какой-то стон и схватился за голову – соперник-бедолага – поверил – и фигуру взял.
В шахматной партии, как и в реальной жизни, в текущем моменте (реальности) надо оценить по меньшей мере 3 бесспорных фактора:
1) Насколько ты здоров? Градусником твоего шахматного здоровья в пешечных окончаниях считается:
а) положение твоего короля – относительно чужого короля (взаимная борьба для захвата ключевого поля). В количественном выражении – в главе 11;
б) положение твоего короля – относительно чужой пешки (насколько ты ближе к ней в пространстве доски чем другой король?).
Рассмотрим позицию И. Моравеца: белые начинают.
Первый вопрос для читателя: оцените положение каждого короля относительно собственной пешки.
Второй вопрос для читателя: оцените положение каждого короля относительно чужой пешки.
Диаграмма 5 (И. Моравец, 1952 г.)
По диаграмме 5 четко видно: 1) белый король ближе черного короля к собственной пешке+; 2) белый король ближе к чужой пешке +. При этом, собственно, борьба двух королей ведется на удаленном расстоянии (это не борьба плотного контакта – хотя в шахматах бывает любая), и ведется она за ключевое поле – в позиции занял ключевое поле – выиграл игру; не занял поле – игру проиграл. Аналогия из жизни как пример. Пройдет с минуты прочтения этого предложения лет 30, рассматривая свою жизнь через микроскоп времени, вы скажете самому себе: есть минуты, которые выбирают течение жизни на много лет вперед – определяют вашу судьбу. Некоторые из вас очень бы захотели в такую минуту принять иное решение, но увы. Правда, в шахматах такой трюк иногда провернуть получается, правда требуется посторонняя помощь все же. Алгоритм решения будет такой: захватить ключевое поле перед собственной пешкой. Какое из трех – f4, g4, h4? Конечно, g4 (при этом надо разобраться с пешкой h). Но как? Есть первый очевидный ход f2 (g1 не проходит, вариант посчитать читателю): угрожая сразу g3 – h4, приходиться черным играть самим h4 – и теперь 2 маршрута: 1) король f3 – g4:h4, и 2) король g1 – h2 – h3. Учитывая первые два плюса, можно выбрать маршрут побезопаснее и подлиннее – и это маршрут номер два. И да! – он приведет к победе.
2) Сколько у тебя денег? Предполагается, что при помощи их в случае чего здоровье можно подправить. Привереда внутри каждого скажет: «Какие такие деньги? У меня в руках ничего нет!». Отвечаем на этот прямой вопрос: «А на электронной карточке есть напечатанные деньги? Нет, там только электронный баланс». По его примеру мы будем считать пешечный баланс. Как в хорошей бухгалтерии, сначала оценим стоимость каждой пешки, затем сложим все стоимости. И сравним с соперником. У кого баланс больше, у того, возможно, и позиция лучше. Какую пешку будем оценивать? Каждую! Как? Очень просто – одна пешка стоит 1 активности одной пешки. Уточняю – пешка в обычном положении (ее соперница на этой же вертикали к ней прилагается) такая пешка именуется не проходной, или стыковой пешкой (если она уперлась в чужую пешку). Бывает пешка, которая не имеет соперницы, – для нее открыта дорога в ферзя, значит, у нее имеется другое качество по сравнению с обычной пешкой – принципиальное – стоит такая пешка 2 активности обычной непроходной пешки (уточнение – эта цифра для проходных пешек, которые находятся на расстоянии не более 1 поля от соседней пешки). Первая разновидность проходной пешки называется отдаленная проходная пешка. Отчего она отдалена? От собственной соседней пешки! Это расстояние между пешками составляет не менее двух полей. Привереда внутри каждого скажет: «А почему два поля?».
Дело в короле, который иногда может задержать целых три пешки на трех соседних вертикалях. Пример: белые – король на g1, пешки a6, c6 черные, король – b8, пешки f4, g4, h4. Ход черных – пример цугцванга (положения, при котором любой ход является плохим). В случае отдаленной проходной пешки количество рядов будет 1 + 2 (между пешками) +1 = 4. Это новое качество такой пешки – она стоит 3 активности обычной непроходной пешки. Главная сила отдаленной проходной пешки в том, что она находится далеко от другой своей пешки и исполняет в сражении роль засады. Пример: белые – король e2, пешки a2, b2, h2 – черные, король e7, пешки d7, b7, a7. Ход белых. Побеждают белые просто: король белых приходит в центр – в район поля d4 – белые пешки (а и b буквально лезут как можно дальше вперед, не размениваясь) – когда два предыдущих действия заканчиваются вперед идет пешка h – до финиша, где бы он ни закончился и далее по обстоятельствам.
Другая разновидность проходной пешки – это защищенная проходная пешка, называется так, поскольку защищается своей соседкой-пешкой, при этом её потенциальные сторожа для «теплой встречи», место встречи уже пробежали. Пример. Белые – пешки a4, b5, c4 – черные пешки a5, c5, пешка b5 – защищенная проходная пешка. Количество баллов для такой пешки = 8 (восемь) активностей обычной пешки. Правда, будет и для такой пешки ряд исключений (если она надежно блокирована королем соперника от 8 стоимостных пешек остается пшик. Защищенная проходная пешка бывает как открытой (видимой), так и закрытой (без первоначального явного признака). Такая пешка образуется в динамике движения, или ее можно придумать (если хватит фантазии).
Существует также сдвоенная (строенная) по вертикали пешка – ее стоимость падает по сравнению с обычной пешкой (0,5) обычной пешки. Балансы мы будем считать в следующей главе.
3) Сколько у тебя есть времени? Понятно, если у тебя есть здоровье, деньги, но нет времени – твоей победы не состоится. Подробнее об этом через одну главу.
Задания и вопросы для закрепления пройденного на уроке материала:1) Назовите участников пешечных окончания.
2) Какое количество участников пешечного окончания может быть? От(минимум) и до(максимум)?
3) Перед вами стоит выбор из двух переменных: здоровый король и больная пешка или больной король и здоровая пешка? Ваши действия.
Попробуйте придумать другой выбор (размер вашей фантазии – может восхитить всех учеников в классе!).
4) Вы потеряли здоровье, можно ли купить себе: еще кусочек жизни?
а) Еще одну жизнь, никому не принадлежащую?
б) Часть чужой жизни?
в) Чужую жизнь?
5) Как течёт (идёт) время?
а) Линейно?
б) Или как-то иначе (не по прямой линии)?
Знакомство с ПривередойЯ долго скрывался от тебя. Но «проболтался». Значит, пора знакомиться! Привет, я – Привереда!
Ты думаешь, что мы не знакомы??? Ошибаешься!
Я… Я есть в каждом человеке. И ты – не исключение!
Помнишь, когда ты сделал поделку своими руками в подарок дорогому человеку?
Все тебя хвалили. А я на ушко шептал тебе: «Неправильно они хвалят. Ведь я мог лучше сделать!». Помнишь, когда тебе предлагали одноклассники делать как все? Именно я в тебе говорил: «А зачем мне делать как все?»… Да, да, это Я любитель неудобных и честных вопросов. Это Я твоё собственное желание не соглашаться с чем-либо в принципе…
Ты думаешь, что Я плохой? Нет! Именно Я помогаю тебе стать лучше! Благодаря моим неудобным вопросам, благодаря моей неудовлетворенности тобой, рождается желание думать, учиться и становиться лучше во всех отношениях! И путь к успеху – это наш совместный путь!
Глава 6. Правило квадрата, правило подвижного квадрата. Исключения из правил при подведении пешечного баланса
Настало время поговорить и показать четкие правила в пешечных окончаниях. Первое правило квадрата гласит, что если король (диаграмма 6 к правилу квадрата) при своем ходе не попадает в квадрат проходной пешки соперника, значит, пешка превращается на поле конечного ряда в фигуру (на практике это почти всегда ферзь). В диаграмме при своем ходе король черных попадает в квадрат белой пешки – ход g3, а при ходе белых белая пешка, сделав ход b4, становится недосягаемой для черного короля.
Диаграмма 6
Правило подвижного квадрата касается двух пешек, но на некотором расстоянии друг от друга (от одного до двух полей между пешками, находящимися на некотором расстоянии от пунктов превращения) – оно гласит следующее: если квадрат (со стороной проведенной через две пешки) касается крайнего ряда (поля превращения), то король противоположной стороны появлению ферзя не может помешать; если квадрат (со стороной проведенной через две пешки) не касается последнего ряда, то король может уничтожить обе пешки.
Это хорошо видно на диаграмме 7. Ход белых. Дистанция для черных пешек самая невыгодная. 1) Кра4 – d4, 2) Крb3 – и далее король с4, затем :d4, затем идет к пешке а5 (кстати, и при ходе черных результат будет тот же (но это, читатель, попробуй самостоятельно). Поэтому они потеряются обе. Почему мы рассматриваем позиции подвижного квадрата с положительным итогом для короля так внимательно? Они, как правило, оказываются исключениями, когда в любой пешечной позиции мы будем считать пешечный баланс.
Диаграмма 7
Надо понимать, что такие исключительные позиции, где сам пешечный баланс превращается в фикцию, надо изучать как отдельный класс пешечных окончаний. Исключения обычно лишь подтверждают правило (стандартное изречение), вот парочка таких позиций исключений, пример № 1–6. Белые: король f4, пешки a2, c4; черные: король a4 пешки a5 и h6. Считаем позицию по методике: сначала сравниваем положение королей относительно друг друга. Вроде бы черный король стоит не хуже белого короля, а по отношению к белым пешкам так и получше, чем белый король по отношению к черным пешкам (это фактор № 1 оценки позиции – здоровье короля), теперь фактор № 2 оценки позиции (наши дензнаки) – пешечный баланс – белые; две физические пешки на доске плюс одна из них стоит 2 активности = итог 4, черные – баланс две физические пешки на доске + одна из них стоит 3 активности = итог 5. Резюме – по двум факторам оценки позиции перевес у черных. И фактор № 3: время (не забываем посмотреть). Сейчас ход белых. Они лихорадочно перебирают варианты, многие из которых банально быстро проигрывают (попробуйте предложить свои собственные продолжения). И вдруг чудо! Мысль! Озарение! Ход пешкой а3! И фактор № 1, здоровье короля, внезапно меняется на жирный минус для черного короля. У черных минус король, и выигранная позиция вдруг становится проигранной. Дальнейшее течение партии, в вопросах для пройденного на уроке материала.
Задания и вопросы для закрепления пройденного на уроке материала:1) Расскажите своими словами правило квадрата.
2) Расскажите своими словами правило подвижного квадрата.
3) На доске следующая позиция: белые – король e3, пешки a5, b4; черные: король d5, пешки b5, e4. Ход белых. Оцените позицию.
4) Позиция эта же. Ход черных. Оцените позицию.
5) Попробуйте выиграть позицию из примера 1–6 этой главы после первого хода белых a3.
Глава 7. Размышления о времени. Единицы измерения времени внутри шахматной игры. Понятие о времени потока
Убить время! Он хочет убить время! Рубите ему голову!
– Какая жестокость! – воскликнула Алиса.
– С тех пор продолжал грустно Болванщик, – время для меня палец о палец не ударит. И на часах всегда 6.
(Льюис Кэролл «Алиса в Стране чудес»)«Время… что может быть проще времени, – сказал розовый, меняюсь с тобой разумами»
(Клиффорд Саймак – «Что может быть проще времени»)Так или иначе, все мы живем в одно время в некотором месте. Есть эталонный хронометр, который измеряет точное течение времени на планете Земля, время от времени делающий поправку на дробный эталон времени (связанный как единица времени с полным оборотом вращения планеты Земли вокруг звезды по имени Солнце). С времен классической Древней Греции человечество стало задумываться над тем, что такое время. Время в Древней Греции известно как неумолимое, неуловимое, неуничтожимое начало – судьба, которую плетут мойры, на котором, как бутон цветка, живет человек, и лишь они же – мойры Лахесис, Клопо, Атропос – перерезают (когда захотят) стебель – судьбу – с бутоном, и человек умирает здесь и сейчас – так или иначе уходя в новое место. Время же: которое не было привязано к человеку – воспринималось как всепожирающее начало и олицетворением которого, был титан Кроно(с) – или Хроно(с) – отец бога Зевса. Греки в мифологии верно подметили одну из характерных черт времени: время может сожрать все, что движется, и есть только один способ победить время.
Этот способ придумал, или ему подсказали, показали, – розовый из романа Саймака. По сюжету романа, свое умение он передает землянину.
Суть – способность перемещаться по потоку времени как по физической среде, имеющей свою плотность, аналогия – перемещение рыбы в реке вверх-вниз по течению реки. В какое-то мгновение поток воды, т. е. времени, можно вообще остановить (это не вода перестала течь – это рыба стоит на месте, прикладывая некоторые трудовые усилия).
Удивительно, но, играя в шахматы, я понял, что фантастическая идея может иметь практическое применение.
1-й постулат. У каждой фигуры свой поток времени, отличающийся друг от друга.
2-й постулат. Эти потоки можно посчитать.
3-й постулат. Посчитать можно не физическую сущность времени, а насколько один поток быстрее (или медленнее) другого, т. е. в чистом виде преобладание энергии одного потока над другим, т. е. энергия, с которой захватываются нужные поля. Вообще, все поля. Назовем это преобладающим временем или энергией фигуры.
4-й постулат. За эталон времени на доске принимается ход, если ты выиграл время на доске – у тебя появляется + ход или + темп. Это общепринято – известно также, как прибавить себе времени на шахматной доске. Надо (желательно за счет соперника) прибавить себе темпы – опережающее развитие фигур. Назовем это временем планетным, всеобщим для всех.
5-й постулат. При выборе фигуры для хода просто к 4-му постулату надо добавить коэффициент, связанный с выигрышем (проигрышем) темпа, который реально происходит на доске.
Перечисление приблизительных коэффициентов энергии фигур. При этом учитываем: за единицу энергии принимаем наименьшую по энергетике фигуру пешку; название фигуры – поля, захватываемые при исполнении хода (количество полей).
Пешка – 0–2 поля.
Король – 0–3 поля.
Конь – 0–5–7 полей.
Слон – 0–2–6 полей.
Ладья – 0–7 полей.
Ферзь – 0–12–18 полей.
Соотношение энергий в максимальном варианте следующее.
Отдать добытый темп для пешки коэффициент 1. Он же для короля 1,5. Он же для коня 2,5–3,5. Он же для слона 1–3. Он же для ладьи 3,5 Он же для ферзя от 6 до 9. Но это если брать технические окончания, где много маневров и мало матов. Кому предпочтительнее отдать темп, мы понимаем исходя из коэффициента, приведенного выше, при обязательной правильной локализации цели и детализации выбора способа её достижения.