bannerbanner
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 2

Марина Козинаки, Ольга Птицева, Евгения Спащенко, Александра Степанова, Сергей Христолюбов

В голос! Нескучное руководство по созданию подкаста

Издано с разрешения авторов


Все права защищены. Никакая часть данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме без письменного разрешения владельцев авторских прав.


Текст © Марина Козинаки, Ольга Птицева, Евгения Спащенко, Александра Степанова, Сергей Христолюбов, 2020

Иллюстрации © Марина Козинаки, 2020

Издание на русском языке, оформление © ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2021


– Ау, все на связи?

– Сашу не слышно.

– А так?

– Так слышно, да.

– Кто здороваться будет? Я в прошлый раз начинала. Марин, давай ты?

– Ок.

– Считать будем?

– Давайте.

– Раз! Два! Три!

– Здравствуйте, дорогие слушатели. Это самый хулиганский из литературных подкастов – «Ковен Дур», и с вами сегодня Саша Степанова…

– Привет!

– Оля Птицева…

– Здравствуйте, дружочки!

– Женя Спащенко…

– Привет-привет.

– И я – Марина Козинаки. Ну что? Поехали!

Глава 1. С чего начался подкаст «Ковен Дур»

Наша история: из писателей в подкастеры и обратно. Зачем творческому (и не только) человеку подкаст. Какова его ценность для аудитории. Поиск уникальности и ответственность за каждое слово.


В начале было Слово. Нет, стоп. Это не наша история. Наша история другая.

Вначале были мы: Марина Козинаки, Евгения Спащенко, Саша Степанова и Оля Птицева. Вечно начинающие авторы из редакции, выпускающей книги для подростков. Мы устраивали презентации, встречались с читателями в книжных магазинах и кафе, выпускали мерч, организовывали дискуссии и старались делать все, чтобы наши книги нашли свою аудиторию. Самостоятельно превратить книгу в бестселлер сложно, но делать это в компании куда веселее.

У нас был чат в «Телеграме». Там мы делились своей писательской болью: дополнительный тираж не дали, качество печати падает, продвижения от издательства не жди, редактура подкачала, книги снова попали в неподходящую серию и вызвали волну читательского недоумения. А еще хохотали над забавными отзывами, обсуждали литературные новости вкупе с личными, как это делают обычные подруги. Иногда нам казалось, что мы живем в ситкоме или стендап-шоу. Тогда-то наш серый кардинал Сергей Христолюбов, а по совместительству муж Марины предложил заменить поток голосовых сообщений живой беседой, которую смогут услышать все. Превратить его в подкаст.

– У вас же куча историй, вас любят читатели, – сказал он. – Значит, и слушатели полюбят!

Сергей как раз страстно увлекся зарубежными подкастами и мечтал создать свой. Но попробовать самому показалось сложным. А вот надоумить других – проще простого. Так началась совместная работа над проектом «Ковен Дур».

Первый эпизод записывался на кухне под чашечку чая и пирог, на чистом энтузиазме. Нас обычно хлебом не корми – дай поболтать, а у Сергея под рукой была профессиональная техника (в пятой главе мы подробно расскажем какая), так что проблем не возникло.

Конечно, если бы мы писали пилотный выпуск сейчас, то отнеслись бы к разработке плана и сбору фактов куда серьезнее. Возможно, иронии и смеха бы чуть поубавилось, а полезности прибавилось. Но мы не понимали всей серьезности затеи, потому решили начать с того, что умели лучше всего, – с веселой дружеской болтовни о литературе и жизни современного автора.

Нам повезло: уровня ораторской подготовки, опыта написания, редактуры, публикации, продвижения книг и взаимного интереса хватило для содержательной беседы. Даже обилие личных проблем ее не испортило, поскольку они были показательными для начинающего писателя, который так или иначе сталкивается с нарушением границ в интернете, с необходимостью выстраивать свой бренд и прокачивать писательский скилл, а еще – с минусами серийной публикации книг и читательских ярлыков.

Но легко можно представить, как все складывается иначе и подкаст «Ковен Дур» загибается, так и не став популярным. Чтобы с вами такого не произошло, в четвертой главе мы основательно подготовим вас к записи первого выпуска. А пока вернемся к нашему «пилоту».

Итак, мы рассказали о себе и своих книгах, поделились внушительным списком волнующих нас вопросов и без особых ожиданий выложили подкаст в Сеть. И вдруг он начал стремительно набирать прослушивания! Тут-то мы и задумались о новом формате всерьез.

Зачем нам и вам подкаст?

Все мы разные, и мотивация запустить подкаст может существенно отличаться. Давайте мы расскажем, для чего он нам, а потом вместе подумаем о вашей личной выгоде.

Для писателя подкаст – возможность найти свою нишу на книжном рынке, поговорить с читателем с глазу на глаз, поделиться переживаниями и мечтами, попробовать изменить свое место в литературном мире, стать видимым для тесного литературного сообщества. Это отличный шанс обзавестись знакомыми и друзьями, собрать вместе людей, горящих одной идеей. Подкаст выводит автора, запертого в четырех стенах, на свет, делает его публичным, а книги – узнаваемыми. Писательство – закрытая профессия. Как общаться с читателем, если постоянно сидишь за компьютером, уткнувшись в текст? А ведь и харизма, и взгляды на мир, и главная цель, которую автор ставит для себя, – это ресурс для роста личного бренда. Подкасты помогают его развивать.

Целью первых выпусков «Ковена Дур» была работа над собственными ошибками, которых накопилось немало. Мы хотели рассказать, чем и как живет современный молодой писатель, что болит в нем и куда он стремится. Конечно, это была полнейшая авантюра – выбраться из зоны комфорта и заговорить настолько громко, насколько позволял микрофон. К счастью, читатели, давно следившие за нашим творчеством через «Инстаграм» и «ВКонтакте», привыкли ко всевозможным странностям нашей четверки и поддержали смену курса. Подкаст получил отличный старт.


Вполне вероятно, что и вам подкаст сулит немалые выгоды. Например, он поможет:

• вовлечь аудиторию в то, чем вы занимаетесь;

• сформировать свой авторский голос;

• создать дополнительный контент;

• построить сеть полезных знакомств;

• не покрыться пылью в собственных взглядах.


Список можно продолжить, опираясь на ваши жизненные и творческие цели, интересы. Предлагаем заняться этим прямо сейчас.

ЗАДАНИЕ

Поразмышляйте, что может принести вам работа над подкастом, и запишите несколько тезисов. Возвращайтесь к ним снова и снова, когда первая мотивация пойдет на спад.

Зачем мне подкаст:

___________________

Что получает слушатель?

Зачем нам нужен «Ковен Дур», кажется, выяснили. Но для чего этот подкаст слушателям?

Главная цель проекта совпадает с личной целью участников. Мы хотим стать проводниками слушателей в большой и прекрасный околокультурный мир. Книги, театр, музыка, блогинг, иллюстрации и активизм. Сегодня человек тонет в обилии информации, не успевает быть в курсе всего и стыдится этого. Мы же считаем, что не знать чего-то – нормально. Не разбираться в современном искусстве и большой литературе – нормально. Мы – те самые друзья, с которыми можно начать узнавать и понимать, но делать это легко и весело.

Легко и весело о сложном и серьезном – вот наша основная концепция. Вокруг и так чересчур много стыдного. Стыдно не знать классику, не любить премиального автора или любить определенные жанры и читать – а то и писать! – только их. Мы против табу, запретов и предрассудков. Против снобизма в культуре и вообще. Плох тот ученый, который не может объяснить свою теорию пятилетнему малышу. Мы учимся вместе с нашими слушателями. И это подкупает.

А что насчет других профессий, спросите вы? С писательством все понятно, но я-то финансист/водитель/герпетолог[1]. Как совместить подкаст с моей специальностью?



Мы считаем, что нет такой сферы деятельности, о которой невозможно было бы увлекательно рассказать. Как вариант, банковский работник может дать ценные советы об экономии, личном бюджете и о том, куда вкладывать средства, любитель рептилий – популяризировать хамелеонов в качестве домашних животных, а водитель – поведать миру странные и даже мистические истории, подслушанные у пассажиров.

Вышиваете крестиком или коллекционируете комиксы? Расскажите, почему это интересно и важно. Увлечены историей своего города? Обязательно найдутся те, кто тоже захочет ее узнать. Возможно, именно вы запишете первый русскоязычный фэнтези-подкаст. Или внутри вас накопилось некоторое количество боли, связанной со сферой вашей учебы или работы?

Когда-то мы сильно переживали за начинающих авторов, которым только предстоит пройти по всем кругам книгоиздания, и решили рассказать в подкасте о тех ошибках, которые совершили сами, – а теперь пишем эту книгу для начинающих подкастеров.

ЗАДАНИЕ

Подумайте, чем вы интересны незнакомым слушателям. Что в вашей жизни делает вас уникальным рассказчиком? Поверьте, каждый из нас именно таков, главное – хорошенько в себе разобраться.

Моя интересная профессия / мое неожиданное хобби:

_________________

Итак, живой материал для подкаста у вас есть, осталось сформулировать идею. Идея подкаста – это повестка и темы, которые задевают именно вас. Чем сильнее будет эмоциональный отклик создателя подкаста, тем ярче и крепче к нему привяжутся слушатели. Да и шансов, что ваша команда не перегорит и не бросит проект, в таком случае куда больше. Как же определиться с темой? Попробуйте для начала решить, по какому пути пойдет ваш подкаст:


Путь А: есть тема, в которой вы отлично разбираетесь, поэтому вам будет интересно о ней говорить.

Пусть Б: есть тема, в которой вы ничего не смыслите, но очень хотите разобраться, поэтому о ней будет интересно говорить.


Мы хорошенько подумали и выбрали темы, которые подходят для нас.


Идеи «Ковена Дур» для пути А:

• как заработать на гречку, если ты писатель;

• занимательное котоведение;

• тяготы и лишения жизни мультипотенциала.


Идеи «Ковена Дур» для пути Б:

• физика для любопытных, или откуда в лампочке свет;

• архитектура для тех, кто просто любит дома;

• театральный ликбез для чайников, влюбленных в «Гоголь-центр».


Если вам кажется, что самые интересные темы и популярные ниши в мире русскоязычного подкастинга уже заняты, поспешим развеять ваши опасения: этот рынок в России не освоен и наполовину (об этом подробнее во второй главе). И пока он стремительно растет, у вас есть все шансы заполучить свой лакомый кусочек, ворвавшись в мир подкастов с уникальным звучным проектом.

Вот лишь несколько идей, которые мы – ведущие «Ковена Дур» – набросали навскидку, задумавшись о том, каких подкастов не хватает лично нам. На самом деле запросов у будущей аудитории намного больше.


Вот бы послушать подкаст про:

• веганство и экологичную жизнь с советами для городского жителя;

• урбанистику (спасибо Илье Варламову, который запустил его, пока мы писали эту книгу);

• экономные путешествия с лайфхаками для начинающих;

• выбор недвижимости, ремонт своими руками;

• финансовую грамотность простым языком;

• домашних животных с советами по уходу, воспитанию;

• жизнь известных и не очень писателей в жанре журналистского расследования;

• книги, кино, постановки в жанре фэнтези;

• букинистов;

• Льва Толстого на основе его дневников – в нарративном формате.

ЗАДАНИЕ

Настал ваш черед. Если вы по-прежнему сомневаетесь в личной пригодности к подкастингу, возьмите карандаш и запишите пять самых безумных идей для пути А и для пути Б. Чем оригинальнее будут эти идеи, тем лучше. Ориентируйтесь на пользу, которую они принесут людям, и помните: полезны не только материальные вещи, но и радость, душевная беседа, расширение горизонтов.

Идеи для моего подкаста, путь А:

______________________

Что получит слушатель?

______________________


Идеи для моего подкаста, путь Б:

______________________

Что получит слушатель?

______________________


Прислушайтесь к себе: какая из идей находит в вас самый сильный отклик? Готово? Выделите выбранную тему! А теперь айда воплощать задуманное в жизнь!

Поболтали – и хватит?

Если вы подумали, что для успешного подкаста достаточно ненавязчивой болтовни, то это не совсем так. Наша «чайная» беседа в первом выпуске сработала только потому, что мы успели набраться писательского опыта, а с ним и смешных историй. В них легко было найти материал для первых выпусков. Проблемы, которые мы поднимали, оказались актуальными для творческих людей. К тому же первыми слушателями подкаста стали читатели наших книг. Благодаря им он «выстрелил».

В пилотном выпуске мы говорили в основном о личном. Этот путь подходит подкастерам с наработанной лояльной аудиторией. Если и вы собираетесь непринужденно рассказывать о собственных буднях, убедитесь, что это нужно слушателям. Иначе проект рискует превратиться в голосовые сообщения, интересные только тем, кто вас знает.

«Ковену Дур» повезло еще и с техником. Вся работа по сведению звука, выкладке подкаста, нарезке смешных реплик для короткого пролога, выбору техники и даже написанию джингла легла на плечи Сергея. Именно благодаря качеству его работы «Ковен Дур» приятно слушать в записи с первого выпуска.

Поиск уникальности

Наш подкаст до краев полон самоиронии. Даже название говорит само за себя, хотя нас постоянно спрашивают, что оно значит и как правильно читается.

Это что-то французское? Пишется слитно, так? О, это крепость из книг Толкина? Нет. Это «Ковен Дур», где ковен – компания ведьм, регулярно слетающихся на ночной шабаш, а «дуры» – просто глупые женщины.

Чем больше у нас появляется знаний, тем их меньше из-за растущей лавины новых смыслов. Своим названием мы признаем, что не понимаем многого, как и наши слушатели, но это вовсе не порок. Да, с детства нас приучают к элитарности литературы. Если ты не читал ранние труды Достоевского, в приличном обществе лучше не появляться, но мы с этим не согласны! И честно признаемся в подкасте, какие книги только планируем прочесть, на какие спектакли так и не попали и какое кино в глаза не видели.

У нас получается не навязывать слушателю свою правду. Мы делимся личным опытом, а принимать ли его за истину – каждый решает сам.

Есть ли другой путь для создания подкаста? Их тысячи! Вот несколько примеров того, на чем можно построить проект:

• экспертность: главное, чтобы вы в полной мере владели информацией, а слушатель был готов к ее потоку и не заскучал;

• личная харизма: не обязательно выступать положительным персонажем; людей способен заинтересовать и собеседник-антагонист, своеобразный «злой гений»;

• конфликт ведущих: спорьте и выясняйте правду, но помните, что вашу драку никто не увидит;

• атмосферность: используйте необычный тембр голоса или акцент, чтобы влюбить в себя слушателя, создавайте нестандартный музыкальный фон, добавляйте звуки, нагнетайте напряжение, до конца сохраняйте интригу;

• неидеальность: заявите о своих ошибках, изъянах и покажите, как преодолеваете проблемы, идете по жизни с таким багажом;

• формат: запишите самый короткий подкаст в мире (но информативный), создавайте пятнадцатиминутные выпуски каждый день, берите блиц-интервью. Приступайте к записи рано утром, едва проснувшись, или, наоборот, работайте над проектом глухой ночью, запершись в подвале;



• новизна: воплотите идею, которая раньше никому не приходила в голову, – нечто странное, невозможное на первый взгляд, и пусть вопрос, кому вообще такое интересно, вас не останавливает.


Только вам решать, в чем будет ваше уникальное конкурентное преимущество. Главное, чтобы его поиск не слишком вас утруждал, – здесь важна естественность.

ЗАДАНИЕ

Кратко запишите, в чем ваша неповторимость. Вспомните хотя бы пять-семь характеристик, и пусть их оценка вас не волнует. Любите вставлять в речь иностранные словечки – в копилку идей, картавите или на ходу сочиняете стихи – отлично! А может, вы говорите слишком медленно или быстро (как соведущие подкаста «Ковен Дур») и не раз слышали, что раздражаете этим публику? Засчитано как индивидуальная особенность. Не пытайтесь придумывать, пишите все, что приходит в голову. Так работают актеры, превращая видимые недостатки речи или внешности в визитную карточку, изюминку, которую полюбят зрители. Давайте поступим согласно их принципу и на мгновение поверим, что любая уникальная характеристика выделяет вас из толпы, придает харизмы, если правильно ее обыграть.


В чем моя уникальность:

_____________________


Если ничего особенного так и не вспомнилось, не отчаивайтесь. Берите ручку, блокнот и отправляйтесь опрашивать друзей и родственников. Наверняка они подскажут, чем вы отличаетесь от остального мира. Позже, когда мы будем говорить о личном бренде, эти записи вам понадобятся.

Мы в ответе за свои слова

Подкаст, как и книга или блог, – серьезный проект. Все, что было сказано под запись, отправляется в мир, и важно, чтобы ведущие об этом помнили. Если вы намерены обсуждать острые темы, запаситесь правдивой информацией, чтобы не вводить слушателей в заблуждение. Держите в кармане факты и доводы, будьте готовы отстаивать свою точку зрения публично и никогда не обвиняйте никого голословно.

В соцсетях наша команда не раз сталкивалась с неоднозначными вопросами от слушателей. Если мы сходимся во мнениях, то отвечаем от имени всего «Ковена Дур», если нет – каждая озвучивает свое видение. Главное здесь – понимать, что любые слова порождают информационную волну. То, насколько открыты и откровенны вы будете, зависит только от вас. Подкаст – это информационный продукт, в основе которого – ваш авторитет перед слушателем. И отсутствие личной ответственности за свои высказывания способно очень серьезно его подорвать.

ВСЕГДА ПРОВЕРЯЙТЕ СПОРНУЮ ИНФОРМАЦИЮ ПЕРЕД ЭФИРОМ, ЧТОБЫ НЕ ПОПАСТЬ ВПРОСАК.

ИСТОРИЯ ПРО ДРАКОНОВ

Как-то раз во время записи подкаста одна из нас высказала мнение, что на бесплатных самиздат-платформах полным-полно странных историй про влюбленность в драконов[2]. Замечание органично вписывалось в беседу, но к концу выпуска мы засомневались, так ли уж много подобных книг в действительности. Чтобы не выдавать личные догадки за факты, мы открыли одну из самых известных самиздат-площадок и в топе рекомендованной литературы наткнулись на десяток любовных романов про героинь, воспылавших чувствами к крылатым гадам (и прекрасным юношам по совместительству). Утверждение было доказано. С тех пор мы стараемся проверять информацию заранее, чтобы и впредь избегать оценочности и когнитивных искажений.

Обязательно ли придерживаться темы

Когда мы размышляли о продукте, который хотим создать, то решили, что будем выпускать окололитературный подкаст в режиме стендапа и говорить о литературе легко и с юмором, тем самым развенчивая миф о чтении как привилегии для избранных.

Но постепенно мы стали замечать, что спектр интересных нам явлений гораздо шире, чем книги. Поэтому с третьего сезона решили взять курс на околокультурность и отважно шагнули в мир культуры в целом.

Это пример того, как подкаст растет и видоизменяется. Любой проект обладает жизненным циклом: после этапа стремительного роста он либо пойдет на спад, либо трансформируется во что-нибудь другое, отвечающее новым интересам создателей.

Если наш пример вас вдохновил, наверняка вам не терпится приступить к записи собственного подкаста или хотя бы оформить идеи в стройный план. Именно с этого и нужно начать. Следующие главы помогут определиться с основными задачами первого выпуска. А пока давайте разберемся, что за зверь такой – подкаст.

Глава 2. Подкасты: что это такое и с чем их едят?

Очень краткая история подкастинга. Почему подкасты – это актуально и интересно. Как сформировать правильное инфополе. Словарик начинающего подкастера.


Термин «подкастинг» (англ. podcasting) возник в результате объединения двух слов: iPod и broadcasting (широкое вещание). Компания Apple к его появлению прямого отношения не имеет: просто британский журналист Бен Хэммерсли в своей статье для The Guardian, рассуждая о новом буме любительского радио, привел в пример именно плеер iPod от Apple, все остальное – удачная игра слов. «Я придумал дрянное предложение, – признается потом Хэммерсли. – Даже не помню, как это произошло». Немногим позже, в том же 2004 году, бывший виджей MTV Адам Карри напишет код программы iPodder, которая позволит автоматически загружать аудиофайлы в плеер по технологии RSS, – и станет первым, кто использовал подкастинг.

В 2005 году слово «подкаст» внесли в Оксфордский словарь в качестве слова года.

Мир подкастов за рубежом и у нас

Интересный факт: первое интернет-радио появилось в США в 1993 году. Это было еженедельное шоу-интервью на компьютерную тематику. Записи эфиров распространялись в формате аудиофайлов, которые нужно было скачивать.


Нельзя сказать, что новый формат мгновенно оценили. Поначалу подкасты выпускались немногочисленными заинтересованными людьми и постепенно отправлялись на свалку истории, не будучи способными конкурировать с куда более успешным видео. Все изменилось в 2014-м с выходом Serial – true crime подкаста Сары Кениг, которая в течение года разбиралась в обстоятельствах убийства школьницы Хэ Мин Ли, а затем в лучших детективных традициях рассказала о своем журналистском расследовании в эфире. Serial не только пробудил интерес к подкастам, но и практически с нуля создал для них многомиллионную аудиторию слушателей.


Еще один интересный факт: в СССР концептуальный прообраз подкастинга появился задолго до самого термина и даже до возникновения интернета. Проект «Иллюзия независимого радио» был создан журналистами Галиной Пилипенко и Валерием Посиделовым в 1989 году. Он представлял собой аудиозаписи ростовских андеграундных рок-групп, которые по подписке рассылались по всей стране на аудиокассетах и бобинах и были своеобразным «звуковым приложением» к самиздат-журналу «Ура Бум Бум». Всего было создано четыре выпуска; сейчас это раритетный и очень ценный материал.


История русскоязычных подкастов в привычном нам виде началась в 2005-м. Именно тогда Василий Стрельников открыл первый в России подкаст-хостинг Rpod. Просуществовав девять лет, проект закрылся в 2014-м после выхода Serial: сравнив статистику прослушиваний русских подкастов с зарубежной, Стрельников заключил: «Русский подкастинг мертв».

Мертв или не мертв, но в настоящее время во всем мире насчитывается около семисот тысяч подкастов. Около трех тысяч из них – сегмент России, и это число продолжает расти.

На страницу:
1 из 2