bannerbanner
Дар Грома. Лошади в культуре индейцев равнин
Дар Грома. Лошади в культуре индейцев равнин

Полная версия

Дар Грома. Лошади в культуре индейцев равнин

Язык: Русский
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 10

Украшение и раскраска лошадей

Самыми известными и распространенными «украшениями» лошади были орлиные перья и подвязывание хвоста.


Орлиные перья, как символ храбрости, воинского духа или связи с Создателем Мира часто вплетались как в хвост, так и в гриву. Они должны были связать дух воина и его пони в единое целое, а так же напомнить о магической силе, помогающей в битве. Перья могли так же символизировать «coup» владельца лошади. Грива лошади иногда собиралась в пучки, что бы растрепанные на ветру волосы не путались и не мешали воину стрелять из лука. Хвост завязывался в простой узел или сворачивался и обматывался оленьей кожей или красным сукном, чтобы не мешать коню, показать намерение воина сражаться, а так же в силу традиции, пришедшей с Южных Равнин. У многих племен развязать хвост боевой лошади значило закончить войну.


Кроме того индейцы, особенно во время парадов и общественных церемоний, часто украшали своих лошадей различными бисерными узорами, раскрашенными накладками или металлическими бляшками.


Самым распространёнными и простыми украшениями считались ожерелья из когтей, копыт или рогов животных, перьев птиц и т.п., одновременно несших в себе и магическую функцию. Часть этих ожерелий принимала порой причудливые формы, а также смешивалась с другим типом украшений— нагрудными пластинами. В те времена все эти предметы имели вполне практическое применение. Сделанные из толстой бизоньей кожи, часто укреплённые клеем из рогов и копыт бизона и песком, эти пластины защищали голову, грудь и бока лошади от ударов томагавков, палиц, стрел и копий. От тех времён остались также ритуальные щиты круглой формы, соединённые между собой полоской кожи и имеющие в диаметре 14—18 дюймов. Некогда эти щиты являлись деталями брони, закрывавшей бока лошади, но впоследствии стали исключительно декоративными элементами.


На Северных Равнинах индейцы часто надевали на голову лошади украшения и маски. Особенно этим отличались предводители отрядов и особо заслуженные воины. Рисунок во многом зависел от видений, полученных воином. Кожаные маски зачастую имитировали испанскую броню: они хорошо защищали голову лошади, их раскраска должна была внушить ужас противнику, а сами всадники, подражавшие испанцам, чувствовали себя более уверенно. В поздние времена маски делали уже из более мягкой кожи, и они несли чисто декоративную функцию. Их украшали не только красками, но и иглами дикобраза или бисером. Черноногие и кроу преимущественно использовали их во время парадов. По воспоминаниям свидетелей вид воина в полном боевом снаряжении и раскраске на раскрашенном боевом коне производил ошеломляющее впечатление.



Кроме того маски могли быть выполнены из целиком снятого скальпа с рогами головы бизона. Последние выполняли как защитную, так и мистическую функцию, а также были призваны запугать противника. Часто индейцы надевали одинаковые маски на голову лошади и на себя. (Временами также использовались боевые уборы). Иногда такие маски делались из шкуры бизона с прикрепленными к ней рогами.

Время от времени маски из головы бизона индейцы надевали на голову лошади, а сами накрывались бизоньими шкурами, чтобы обмануть противника, который принимал их за стадо бизонов.


Со временем маски начали заменять небольшими налобными украшениями. Например, кроу очень любили налобные украшения в виде замочной скважины, вышитые бисером, с изображением Утренней Звезды или других сакральных символов, вроде зигзагов молнии и т. п. Этот символ означал Силу Неба, откуда пришла лошадь, то есть обращение к источнику этой силы. Таким образом, у кроу происхождение Священной Военной Связки имеет прямое отношение к лошади. Точно так же сиу, символически подчёркивая происхождение лошади от Громовых Существ, подвязывали боевым пони хвосты и завязывали на них особым образом кусок красной ткани. Кроме того, они, как и многие другие племена, считали, что с подвязанным хвостом лошадь бегает быстрее.


Лошадь также украшали различными магическими подвесами, символизировавшими скальпы (а иногда и настоящие скальпы), изделиями из бисера, представлявшими различные элементы брони и магических предметов, используемых в более ранние времена. Предполагается, что подвешивание различных длинных предметов и скальпов на уздечку имитирует длинные испанские средневековые бранше. Как бы то ни было, некогда имевшие практическое значение предметы превратились в богато сделанные украшения. В XIX веке полосы и пластины, прикрывающие круп и бока лошади, делали из мягкой кожи или ткани, вышитой ярким бисером. Точно так же богато отделывали бисером подпруги и стремена.


Индейцам нравилось раскрашивать своих лошадей. Любопытный факт – раскраска лошадей была распространена исключительно только в Северной Америке. Даже индейцы Мексики или Южной Америки, например, патагонцы, никогда не раскрашивали своих пони. В этом отношении Великие Равнины Северной Америки представляют собой уникальный случай во всей мировой истории. Этот факт дополнительно, пусть и косвенно, подтверждает, что индейцы относились к лошадям как к равным, как к братьям и товарищам по оружию.



Раскрашивание лошадей было общим обычаем у всех племён Великих Равнин. В сознании индейца, религиозное и мистическое зачастую неотделимо от материального и повседневного, и поэтому любое событие, происходящее в материальном мире неразрывно связано с миром духовным. Для удачи в бою необходима не только ловкость и сила, но и помощь духов, магических сил. Именно по этому готовясь к сражению, воин покрывал свое тело магическими символами, призванными защитить и помочь в сражении, а иногда и навести ужас на врага. Подобной раскраской воин покрывал и свою боевую лошадь. С этой точки зрения раскрашивание лошадей носило не столько информативный, сколько религиозный характер. Поэтому обыкновенно право раскрашивания предоставлялось заслуженным и храбрейшим воинам, военным лидерам и шаманам. Если рисунок наносил ветеран, то этим оказывалась огромная честь молодому воину, значит, он вернётся домой без серьёзных ран. С другой стороны, если один индеец просил другого раскрасить его лошадь, то подобная просьба считалась большой честью и проявлением уважения.


Обитателям Равнин нравились пёстрые лошадки породы пинто, временами они раскрашивали по их образцу и одноцветных лошадей. Каждый символ имел определенное значение и цель, с которой он наносился. Основной задачей боевой раскраски лошади было обеспечение успеха, защиты, усиления тех или иных качеств животного. Некоторые символы свидетельствовали о подвигах хозяина. Но, по большей части, причины нанесения раскраски, как и сами символы, сильно варьировались. Обычно животное раскрашивали, когда воин готовился ступить на враждебную территорию, а также для проведения различных церемоний. Определённые символы предназначались для напоминания былых заслуг воина. Они как бы придавали лошади силу и храбрость в сражении или говорили о цели похода, или о статусе и храбрости воина, проявленной в бою, а также о том, что происходило с его пони. Хотя разрисованный конь не всегда мог быть тем самым животным, историю которого он на себе нёс. Символы наносились на бока лошади специальными красками, которым придавали символическое или магическое значение.



Краску делали из естественных пигментов: для белого или серого цвета использовали золу; для чёрного – древесный уголь; красные, пурпурные и голубые оттенки достигали с помощью толчёных ягод; для голубого цвета могла также использоваться глина; для жёлтого и красного – красная и жёлтая охра. Для получения краски эти естественные, мелко растёртые пигменты смешивали с водой или жиром.


Лошади раскрашивались одинаково с обеих сторон. Каждое племя раскрашивало лошадей только своими символами и знаками, например, кайова и кайова-апачи на шеи своих пони наносили отпечатки ладоней, точки – на круп, а полумесяц, круг или крест – на тело. Кроу нередко рисовали на крупах лошадей ружья, томагавки, а на груди – фигурку человека. Сиу, шайенны и арапахо предпочитали изображения стрекоз и ящериц. Для них, согласно информации Колина Тэйлора, они были символами глубокой воды, что ассоциировалась с ночью и смертью, которых во что бы то ни стало надо избежать.


Из всех символов можно выделить восемь универсальных: прямоугольник, отпечаток ладони, круг, скопление крупных точек, короткие параллельные горизонтальные линии, округлые и квадратные следы копыт, группа абстрактных пятен-клякс и магические символы. Любой индивидуальный символ считался магическим: например, кольцо с выходящим из него зигзагом означало змею и помогало животному передвигаться быстро и незаметно. Прямоугольник показывал, что воин возглавлял военный отряд, то есть был предводителем похода.


Отпечаток ладони на груди лошади сообщал о том, что враг убит или сбит с коня в рукопашной схватке. Иногда количество отпечатков соответствовало количеству выигранных единоборств. Отпечатком левой руки пальцами вниз на правом плече или бедре отмечалась лошадь, которая помогла воину вернуться домой живым из опасного сражения. Происхождение этого символа связано с тем, что смертельно раненый воин гладил свою лошадь по правому плечу, таким образом, оставляя кровавый отпечаток своей руки на лошади – такое сообщение о смерти получали соплеменники, когда лошадь возвратилась с поля боя в лагерь. Среди сиу этот отпечаток ладони на конском плече или крупе назывался «кровавым знаком». Отпечаток опущенной к земле ладони был так же символом воина, идущего на смертельный риск. То была высшая честь, которой мог быть удостоен воин. Если этот отпечаток был неполным, показывающим только пальцы и половину ладони, то это говорило о клятве мщения. Цвета отпечатков варьировались. Так, индейцы кроу предпочитали белые отпечатки, а сиу – красные.



Круги имели несколько значений. Например, толстая линия круга с красным центром говорила о битве вокруг укрепления из камней или брёвен, внутри которого были перебиты враги. Ряд из небольших окружностей указывал на то, что воин участвовал в битве с применением окопов и траншей. Сиу отмечали такое событие длинной цепочкой окружностей и точек. Красный круг вокруг ноздрей коня, по мнению черноногих, кроу и сиу, усиливал обоняние животного; подобное красное или белое кольцо вокруг глаз должно было улучшить его зрение. Боевые шрамы на теле коня обводились красным, как знаки чести.


Круг также символизировал бессмертие и защиту – вечный Круг Жизни. Скопление крупных точек говорило о видении, в котором воину явилось, что град будет падать на его врагов как раз в том месте и в то время, когда он либо будет гнаться за ними, либо они будут преследовать его.


Короткие параллельные горизонтальные линии, обычно три или четыре, помещённые одна над другой, отмечали ку воина – количество совершённых подвигов. Ку (от французского coup, что нередко переводится как «подвиг») был способом добиться более высокого статуса в племени, опозорив врага. Наиболее важными заслугами считались: прикосновение к врагу без вреда для себя, завладение его оружием, лошадьми, священными предметами и т. п. Индейцы гораздо реже охотились за скальпами или убивали врагов, чем считали ку. Они верили, что с каждым счётом ку воин может получить часть души, силы, храбрости и энергии врага. Молодые воины стремились посчитать ку при каждом удобном случае. Ку не всегда указывал на смерть врага; часто он лишь предупреждал неприятеля о том, чтобы тот покинул территорию. Символы ку наносили на передние ноги коня, хотя кроу, черноногие и сиу наносили их и на морды своих лошадей.


Острия стрел на всех четырёх копытах символизировали, что этот конь быстр и не спотыкается. Они мели тоже значение, что изображение стрекозы, которую Дакота называли «маленьким вихрем».



Длинный зигзаг молнии на задней ноге и от головы вниз по передней ноге среди сиу означал скорость и силу. Параллельные зигзаги, спускающиеся вниз по передней ноге, назывались «громовыми линиями» и служили для военной магии. Вообще символы молнии, града и дождя наносились часто, чтобы подчеркнуть связь с силами Грома.


Линия с развилкой на одном конце изображала кол ограды или шест, к которому на ночь у палатки хозяина привязывали особо ценных лошадей. На лошади этот знак символизировал, что воин похищал вражеских пони из загонов или отвязывал от шестов.


Рисунки конских фигурок у индейцев племени черноногих имели это же значение. Фигурки рисовали в профиль одним цветом, не обводя по контуру. Это напоминало игрушечные палочки-лошадки индейских детей. Цвет символа соответствовал масти угнанного коня. Для обозначения пинто поверх рисунка наносили дополнительные точки.



Следы копыт или подков, нарисованные на крупе лошади, также указывали на количество угнанных пони или успешных набегов за лошадьми. В ранние времена след подковы изображался как четверть круга – чтобы подчеркнуть, что зацеп лошадиного копыта совсем не похож на следы, оставляемые другими травоядными. С приходом белых рисунки стали постепенно принимать подковообразную форму. Для обозначения лошадей, угнанных у белых, применяли символ подковы: дугу с двумя поперечными линиями у основания. Со временем дугообразные символы стали более похожи на прямоугольники без одной стороны, потому что индейцы заметили, что у диких лошадей копыта стачиваются именно таким образом. Кроме того, данный символ легче было вышивать бисером, чем полукруглый.


Знак в виде замочной скважины – символ Неба – обычно рисовал шаманили духовный лидер. Этот символ обещал благословение и защиту, а также им могли обозначать полученную в бою рану.


Знаки воинского общества, подчеркивающие его сущность, покрывали большую часть тела коня. Традиционно эти символы занимали треть конского крупа или полностью голову, грудь и передние ноги. Это были полосы и точки, используемые как по отдельности, так и в сочетании друг с другом. Символы Луны или кометы чаще всего рисовали индейцы племени черноногих. Они означали принадлежность к небесным духам, их покровительство, связь с небесными знамениями.


Использовалось и множество других символов, которым разные племена придавали различные значения. Например, две перекрещенные линии означали, что лошадь и воин избежали засады. Цвет рисунка, как правило, не был важен: на тёмных лошадей наносили светлые рисунки, а на светлых – тёмные. Те же символы, что они носили на себе, воины Равнин зачастую рисовали на ногах, боках или шеях своих лошадей. Например, изображение града и молнии на лице известного предводителя дакотов Бешеного Коня, которые, как полагали, придавали ему силу и ярость бури с градом и молниями, имелось и на теле его лошади. Существовали также специальные знаки для траура, количества угнанных лошадей, полученных ран, магических обозначений и т. п. Встречалась также полосная раскраска грив и хвостов. Так, воин мог покрасить локон гривы у захваченной в бою лошади в основной цвет своего костюма.



Украшение лошадей различными предметами, в отличие от раскраски, имело место даже в Европе. Но индейцы это делали необычным образом. Репортёр, присутствовавший при подписании соглашения в форте Ларами в 1851 году, засвидетельствовал прибытие группы шайеннских воинов. Их лошади были раскрашены в различные цвета, а в гривы и хвосты вплетены скальпы врагов. Потом эти шайенны организовали «потешное» сражение для увеселения зрителей.


Преувеличенное проявление силы и враждебности в присутствии потенциальных врагов было обычным делом для индейских воинов. Нередко они поражали белых экстравагантностью внешнего вида: носили совершенно невероятные и грозные амулеты вроде скальпов, частей человеческого тела и животных и т. п. Эти методы психического воздействия применяли многие племена. Нечто подобное описал канадский торговец Александр Генри, когда он в 1806 году сопровождал торговый караван манданов и хидатса в лагерь шайеннов. Когда они приблизились к шайеннской деревне, навстречу к ним выехала группа молодых людей, чьи лошади «были украшены в совершенно исключительной манере: они имитировали головы бизона и красного оленя или карибу – с рожками, ртом и ноздрями, и даже глаза их были вырезаны из красной ткани. Это украшение позволяло им производить особенно устрашающее впечатление».



Восточные апачи, команчи и другие индейцы Южных Равнин, а также племена лесов вроде саук и фокс, традиционно заплетали гривы своих любимцев или подвешивали к ним взятые в бою скальпы, что являлось как знаком отличия, так и средством устрашения противника. Иногда они вплетали в гриву пони прядь собственных волос, чтобы дух всадника и лошади был един. Команчи и другие индейцы Равнин, чтобы сделать своих лошадей быстрее и проворнее, надевали им на шею отделанные бисером ленты из шкур койота, медведя, волка, лисы и других животных. Они также нередко увешивали шеи лошадей амулетами из когтей пумы, медведя, орла, совы, рогов антилопы, перьями орла, ястреба. Перо ястреба, орла и сокола (все они считались боевыми птицами) давало лошади скорость и проворство соответствующей птицы. Иногда связки перьев были очень большими – перья исчислялись десятками, они вплетались как в гриву, так и в хвост вместе с яркими лентами. Перья, по поверьям индейцев, символизировали покровительство и защиту Великого Духа других «божеств», и помогали лошади приобрести силу против врагов, а также справиться с бизоном – мощным, стремительным и опасным животным, служащим основным источником питания индейцев Равнин. Ленты, скорее всего, были украшением, а не амулетом. Молодые люди, желавшие выделиться или покрасоваться перед другими, иногда жевали листья некоторых ароматических растений, потом втирали ароматную слюну и травы в гриву и хвост своего коня. Перед продажей лошадей тщательно отбирали, а выбранных приводили в порядок: откармливали, чистили, натирали специальными травами.


У некоторых пуэбло Юго-Запада был зафиксирован обычай вырезать на ушах своих коней разные опознавательные знаки или разрезать их особым образом, подобно тому, как белые ставили клеймо или резали уши коровам. Сами индейцы утверждали, что это делается для того, чтобы опознать лошадь в темноте, поэтому «клеймо» такого рода чаще было индивидуальным. Вполне возможно, что этот обычай могли перенять некоторые западные бэнды команчей или апачей, но среди индейцев Равнин распространения он не получил. Для опознавания лошадей в темноте им особым образом подрезали хвосты. Более гуманный способ заключался в подвешивании к лошади колокольчиков. Каждый колокольчик (поскольку делались они вручную, часто из серебра, железа или меди) имел индивидуальный звук, и индейцу несложно было найти своего коня. После того как навахо освоили работу по серебру, индивидуальные украшения сбруи, седла и просто амулеты и «опознавательные знаки» на лошадях распространились не только среди них, но и по всему Юго-Западу и соседним Равнинам. Хотя, на самом деле, чаще всего владелец с лёгкостью находил своего коня в табуне, ориентируясь только на его внешний вид, а зачастую хорошо обученная лошадь сама подходила к своему хозяину.


Утверждение о том, что индейцы никогда не использовали средств, защищающих копыта лошадей, не совсем верно. Существует некоторое количество зарегистрированных случаев, когда индейцы Северной Мексики и Юго-Запада, особенно засушливых районов с твёрдой каменистой почвой, делали лошадям нечто вроде копытных башмаков. Они долго размачивали в воде кусок сыромятной кожи, а потом аккуратно оборачивали им копыто, а иногда и нижнюю часть ноги для защиты от колючек и укусов змей. В пустынных районах такие «лошадиные мокасины» применялись индейцами пуэбло, а также навахо и западными апачами. Особенно это касалось лошадей с мягкими копытами. Отмечены случаи использования этого изобретения некоторыми команчами Льяно Эстакадо. (В действительности же, при условии постоянного движения лошади, её копыта могут привыкнуть к любому грунту.) Такие башмаки были необходимы лишь тогда, когда лошадь двигалась по мягким почвам, а потом резко и ненадолго переходила на твёрдые. Башмаки эти были недолговечны, и время, затраченное на их изготовление, оправдывало себя редко. Поэтому индейцы предпочитали укреплять копыта лошадей различными лекарственными препаратами и приёмами, не тратя время на ковку, столь любимую белыми поселенцами, – они достаточно хорошо и много знали о ногах лошадей, чтобы не обременять себя бесполезными вещами.

Хлысты


Большой интерес вызывают индейские плети, хлысты и арапники. Часть из них, разумеется, имеет совершенно чёткое назначение – больно ударить лошадь и тем самым заставить её двигаться быстрее. Это вступает в некоторое кажущееся противоречие с мировоззрением и философией индейцев относительно лошадей, но не будем забывать, что время было суровое, часто от скорости лошади зависела жизнь воина, привыкшего видеть раны и боль, и не придававшего им большого значения. Ведь когда стоит вопрос жизни и смерти, тут уже бывает не до сантиментов, а в мире, где смерть, увечья и боль – обычное дело, тем более. Хотя, если этого возможно избежать, человек с удовольствием это делает. Ведь потом наступит мирное и спокойное время, а память о жестоком обращении останется. Кроме того, далеко не все обращались с лошадьми подобным образом. Тенденции грамотного обращения с лошадью придерживались не только заклинатели лошадей, но и большая часть общества, так же привыкшая к суровым условиям жизни, ранам и боли.



Эта тенденция проявлялась, в первую очередь, в устройстве хлыстов. Большая часть экземпляров, хранящихся в музейных коллекциях и не являющихся чисто культовыми предметами, сделаны так, что ударить коня невозможно: с одной стороны, рукоять слишком коротка для нанесения ей сильного удара, с другой, слишком длинна, чтобы ударить подвижной частью хлыста. Кроме того, подвешенные к ней концы из кожи обычно крепятся свободной петлей, не заплетены (что существенно снижает силу удара) и на их кончиках нет узлов или каких-либо усиливающих боль предметов. На самой рукояти часто вырезаны зубцы или кольца, которыми почёсывали лошадь. Индейцы хорошо знали о важности грумминга при общении с лошадью и старались имитировать на рукояти арапника лошадиные зубы. Сама длина рукояти позволяет осуществлять некое давление на тело лошади, особенно в районе крупа или груди, то есть научить лошадь уступать давлению и держать дистанцию при работе на земле. При этом рукояти обычно не настолько длинные, чтобы при желании человек не мог дотронуться до лошади рукой, погладить её, почесать.


Имеются хлысты и другого рода. В музеях они зачастую фигурируют под названием «собачьих хлыстов». Конечно, ими погоняли собак, хотя рукояти их очень длинные, а распущенные концы из растительных волокон или сыромятной кожи не позволяют нанести серьёзного удара – скорее коснуться. При этом на некоторых картинах времён освоения Запада индейцы (чаще женщины) изображаются на лошадях именно с такими хлыстами. Их рукоять ещё длиннее, а верёвка мешает удару. Таким хлыстом можно только коснуться ног лошади, направить её в нужную сторону, подсказать смену аллюра, но причинить серьезную боль достаточно проблематично. Интересно, что во многих легендах племён липан и мескалеро главный обладатель Лошадиной Силы и прекрасных табунов – персонаж по имени Cowbird – обладает именно такой длинной волшебной палкой (в легенде она чёрного цвета и сделана из неизвестной породы дерева), помогающей ему общаться с лошадьми. Вывод напрашивается один: индейцы не ставили целью как можно больнее ударить лошадь, хлыст должен был помочь хозяину в общении с лошадью, а не в её подчинении.



Уздечки

На страницу:
4 из 10