Полная версия
Метапредметные шахматы или Конструкции смыслов: живой учебник
13) f4 Лab8, 14) Кс4 (не обязательная амнистия, гораздо лучше 14f5.
14) …Фс7? (коня надо было брать)! Ведь, теперь, у слона остался только путь камикадзе[9]) 15) e5! теперь – пленных не будет. 15) …Ke8 (грусть) 16) ed ed 17) C;g7 K:g7. Положение на диаграмме 9.
18) Ke4, (гораздо точнее, Ke3). И, черные не успевают с ходом 18…d5; на что последует 19f5. А, в случае 18) …f5, неприятно 19) Фс3.
18) …Ke8? (и второй раз коня на с4 нужно было брать! Путь камикадзе вновь был открыт, а ход в тексте решающая ошибка. – Грань бытия-небытия пройдена). 19) Ke3 (и далее белые безупречны 19) …Фb6 «Пропустите моего ферзя, ну пожалуйста!! Ну что Вам, это будет, стоить?) 20) f5 (на диаграмме 9). «Когда Я делаю такой ход, то Я испытываю глубокое моральное удовлетворение!» – Комментирует Привереда и автор с ним, безусловно, согласен. Страдания злодея Некто уже безмерны. Событие на диаграмме 10. 20)…Cc8. (20…Сd7. 21) c4Фc7 выглядит полным издевательством.
Диаграмма 9
Диаграмма 10
21) Фh4 (Экспресс-поезд прибывает на станцию). 21) …с4.
«Пустили», – Думает Некто. Но…
22) d4! Вот он! Апофеоз[10]! Диаграмма 11.
Диаграмма 10
«У меня, похоже, неплохо, – думает Некто – беру на d4». И, уверенно, забирает пешку. 22) …Ф:d4. В оправдание Некто скажу, что и другие продолжения мало лечат. Нужно смотреть задание к уроку, – говорит автор. И развязка: 23) Ф:d8 Ф:e3+ (тот редкий случай, когда одна из сторон забирает с шахом одного коня). 24) Крh1 Ф:e4 (без шаха забирает второго коня) 25) Лае1 (эта ладья наносит свой первый и последний (!) для Черных удар. FATALITE. GAME OVER ([11]1–0). Это интересный сон[12]…
Задания и вопросы для закрепления пройденного на уроке материала1. В позиции на диаграмме 11 Черные сделали ход: 22 …cb. Ваш ответный ход. Примерный вариант развития событий.
2. Назовите главную (критическую) ошибку Черных в этой партии
3. Назовите не критичные неточные ходы Черных.
4. Позиция на диаграмме 7. Ход Черных, а не Белых, как в партии. Найдите ход Черных с типичной идеей. Подсказка: «Нужно использовать положение слона на e6 и ферзя на b6.
5. Идея черных из примера 4 – это:
А) случайный, одноразовый, тактический удар;
Б) попутная тактическая идея, а план игры совершенно другой;
В) в шахматах не бывает долгосрочных планов, поэтому текущий план и есть главный;
Г) в шахматах все построено на долгосрочных планах, но я никогда не отказываюсь от случайных тактических (внезапно и случайным образом открывшихся возможностей) и руководствуюсь правилом: случай – это случайная закономерность;
Д) у меня в голове уже есть смысловая конструкция второго порядка.
Это интересная позиция, в которой можно найти главную позитивную идею;
Е) я могу продолжить сформулированную мной смысловую конструкцию второго порядка до размера паттерна (смотри сноску);
Ж) верна случайная сумма пунктов: А+Б+В+Г+Д+Е.
6. Назовите неточные ходы белых в рассматриваемой партии.
Глава 3. Смысловая конструкция, прилагаемая к сдвоению пешек или Как перешагнуть пропасть в два шага
«Сменит не раз младая дева мечтами девичьи мечты».
(А. С. Пушкин «Евгений Онегин»)«В эту весну… на день рождения…, я наскреб денег на… дорогостоящее волшебство, ненароком сделав первый шаг по пути в Ад[13]».
(Пол Андерсон «Операция «Хаос»)В этой главе, читатель, мы поговорим о мотиве[14], мотивации,[15] молодости и как следствие некоторой неуверенности в себе (другая сторона медали, очень большая уверенность в себе должна быть подкреплена глубокими знаниями, что в шахматах, да и в жизни – гарантия вашего текущего преуспевания). Будем честны, что давно предсказанное новое поколение талантов родилось в Азии: уже упомянутый Нихал Сарин (Индия), Алиреза Фируджа (Иран/Франция), Вэй И (КНР), Абхиманью Мишра (Индия, США), Пархам Максудлу (Иран), Нодирбек Абдусатторов (Узбекистан), пожалуй, cамый талантливый на мой взгляд, Рамешбабу Прагнанадха (Индия). О нем скажу особо. У этого мальчика большое, возможно очень большое будущее. И кому-то из вас, моих сегодняшних читателей, чтобы стать одним из самых – самых, придется его превзойти.
А сейчас вам (и каждому заочно) предстоит посоревноваться с юным Прагнанадхой.
Авторские размышления к приводимой ниже партии для многих станут новым откровением в шахматах. Итак, партия Прагнанадха (Индия) – Шахрияр Мамедьяров (Азербайджан) турнир Tata Still Shess 2019. Контроль времени 5 минут + 5 секунд добавления за каждый сделанный ход.
ЕЩЕ РАЗ: ЭТА ПАРТИЯ БЛИЦ (У ПРОТИВНИКОВ ОГРАНИЧЕННОЕ ВРЕМЯ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЙ).
1) е4 е5, 2) Kf3 Kc6, 3) Cc4 Kf6, 4) d3. Не решился Прагнанадха на 4) Kg5, а контратаку Тракслера боятся не только Белые, но и …Черные. В общем, чтобы сыграть 4) Kg5 нужно в голове иметь по крайней мере 1 час времени, чтобы вспомнить плоды месячного труда в этом головоломном продолжении и самое главное, мужество пойти на форсированный вариант, хотя, возможно, результатом вашего мужества будет быстрое поражение. Про контратаку Тракслера можно сказать еще следующее, (чтобы меня понял каждый ученик), компьютеры ее практически не играют. Ни Белыми, ни Черными, вообще никакими фигурами. Но она на компьютерном уровне корректна. И это Повод задуматься. 4) …h6, 5) 0–0 d6, 6) c3. 90 процентов квалифицированных шахматистов сыграли бы так. Но это уже стратегическая ошибка. Что и выявляют черные блестящим образом, напрямую связанным с нашим названием главы 6) …g5! Позиция требует диаграмму 12 как лейтмотива (главного мотива из нескольких параллельных) для основной темы главы (МОТИВЫ СДВОЕННОЙ ПЕШКИ).
Диаграмма 12
Пару слов о Шахрияре Мамедьярове. Совершенно блестящий шахматист, видимо, уже на пике своих возможностей и давно готовый к финальному матчу за звание лучшего шахматиста планеты Земля. Единственное, что этому мешает, некоторая энергетически зависимая манера игры, требующая вдохновительного содержания. Шахрияру бывает скучно. А когда аккумуляторная батарейка вдохновения пуста, сила его игры резко падает. А вот если батарейка полная (…) то, даже Магнус Карлсен иногда не спасается в классике.
Так вот: этот ход Шахрияр сделал в одном ритме со всеми предыдущими своими ходами в этой партии. То есть про этот ход он знал все. Точнее про подобный тип позиции он знал ВСЁ. А Прагнанадха не знал.
После объяснения автора (что знает ШАХРИЯР) узнает и каждый читатель, для многих это станет ОТКРОВЕНИЕМ, хотя и автор, желающий стать для каждого читателя творцом энергетической установки вдохновновительных идей, не претендует на истину в последней инстанции.
«АВТОР, Я НЕ ПОНИМАЮ, КАКОЕ ОТКРОВЕНИЕ СОДЕРЖИТСЯ В ХОДЕ 6) … g5?» – Привереда тут как тут. – Это не ПРИВЕРЕДА автора. Это твой ПРИВЕРЕДА, читатель.
И ему автор с удовольствием расскажет о Мотиве сдвоенной пешки (что знает Шахрияр).
Итак, смысловой конструкцией второго порядка для этой позиции является положение белой пешки е4 и черной на e5. На секунду, закрыв глаза, представь, читатель, что эти пешки зеленого цвета. У Привереды, напротив, глаза зеленого цвета расширяются! ДА ВООБЩЕ – это не ПЕШКИ, а ГОРЫ, покрытые зеленой травой.
«Понимаю Тебя, КАА[16].
Вижу две зеленые горы, КАА.
Они очень большие, КАА!» – Шепчет жертва гипноза.
Мысль в подсознании жертвы гипноза: «Но они же разного цвета?»
А ТЫ ПРЕДСТАВЬ, ЧТО ОДНОГО –
«Представляю, КАА, зеленого цвета».
Поскольку сдвоенная гора «зеленая» пешка/ и огромная (!), то обходить её / придется долго обоим участникам сражения, а прямо сейчас Черные просто захватывают больше места на равнине доски слева, если смотреть на панораму сражения с их стороны.
«А если Белые найдут изъян в захвате полей Черными на королевском фланге?» – проявляет практическую сметку жертва гипноза.
«Это, – каким же таким образом?» – удивляется гипнотизёр.
«Прорвусь Белыми на ферзевом фланге», – заявляет жертва.
«Король Белых находится на королевском фланге, а там хозяйничать начинают Черные, атака Черных старше!» – парирует гипнотизёр.
«Тогда я взорву центр!» – сообщает жертва.
«Чудак – человек! ЭТО же горы! Как ты их взорвешь? А даже и если взорвешь, тогда вместо монолита горы будет объём щебня величиной с прежнюю гору (горы)», – говорит автор.
Последняя мысль ключевая. Любые шалости Черных будут оправданы, пока будет стоять гора под названием (e4 e5). Еще Нимцович отмечал, что сдвоенная пешка обладает большой статической силой. ПРАВДА, в нашем случае пара пешек обладает существенным нюансом, она разного цвета. И ЭТО ОТКРОВЕНИЕ АВТОРА.
Под тяжестью нового открытия Прагнанадха делает крайне невыразительный ход 7) Лe1. Ход не гроссмейстера, а маленького мальчика, притворяющегося гроссмейстером. (Автор уточняет формулировку – она справедлива только для этого, отдельно взятого хода 7) Ле1. ОН (этот ход) – вторая неточность, ставящая предводителя Белых сразу в положение обороняющегося. Ладье не погулять по линии e. Там ГОРЫ. А маленький мальчик говорит своим ходом: «Чему бы грабли ни учили, а сердце верит в чудеса».
Необходимо было играть, нормально развиваясь:7) Ce3 и 8) Kbd2 с абсолютно равными шансами.
7) …g4! БАХ!!! НОВОЕ ОТКРОВЕНИЕ для маленького мальчика.
И, добавляет автор (ОТКРОВЕНИЕ): «Для будущего чемпиона мира? Или будущего чемпиона мира, которому это (откровение) вовсе не «откровение?» Позиция на диаграмме 13.
Диаграмма 13
«Что делать – то будешь?» – вполне конкретный вопрос Мамедьярова. Автор размышляет: «Сброс белой пешки e4 (… 8) Кh4 K:e4, 9) de Ф:h4, 10) Фb3 Фf6 (Фe7) – это не равенство, которое рисует электронный друг ФРИЦ-11 на протяжении первых 7 ходов, любой из первых трех (!) основных линий собственных размышлений». Белые прыгают через пропасть: 8) Kd2 h5. Ать-два левой, черные пешки просто идут до рубежа второго ряда. Пока разрешают. Интересное сочетание переклички времен в памяти автора, который вспомнил знаменитую партию Петр Свидлер – Гарри Каспаров. Тилбург 1998 год. Петр Свидлер, комментируя выигранную им партию, написал: «В этот момент я сказал себе, надо гнать пешки как можно дальше».
Партию Свидлер выиграл в 28 ходов. (Каспаров, будучи в ранге чемпиона мира так быстро не проигрывал, правда, в 2021 году он проиграл Мамедьярову за 7 ходов; но, это, правда, произошло в блиц-турнире).
9) d4 h4. Как-то так. 10) Kf1 Cg7. Мамедьяров продолжает первую линию компьютера, тратя время только на перестановку фигур на доске, и не секунду не думая, при этом (он все это знает). 11) Сg5 Лh5. Продолжая в том же духе. 12) Фс1 Фe7.
На своем двенадцатом ходу черные выходят за пределы первой – линии компьютера, но оценка позиции не выходит за пределы равенства. Белые также исчерпали лимит cилы игры, в компьютерную силу. 13) Сd5?!) Позиция у них держалась на ходе 13)…d5, используя энергию движения собственных фигур, с оценкой позиции равенство, которое нужно еще долго доказывать.
13) …Сd7 (-1,0[17]), 14) b4 (ход, перешагивающий пропасть) 14) …ed+0,4)
Компьютер подумал, подумал… и взял свою предыдущую оценку обратно. Компьютер, как человек – хозяин своего слова захотел, дал – захотел, взял обратно.
Именно этот ход автор имел в виду, когда в названии главы подчеркнул (перешагнуть пропасть в 2 шага). А, это, на минутку, настоящее волшебство и Прагнанадха – его сделал: (ПОЧЕРК БУДУЩЕГО ЧЕМПИОНА), но … (первый шаг на пути … не туда, куда хотелось бы! Поражение – это не Рай для настроения и бытия).
15) b5? (жизненно необходимо было 15. С:c6, и всё. Тогда у Белых была бы, хорошая позиция. 15) …Ke5 (-2,95). И стало совсем не хорошо.
16) Лd1. Здесь сразу решало 16 …d3. Продолжение партии глава 9.
Задания и вопросы для закрепления пройденного на уроке материалаВ позиции на диаграмме 12 ваша задача придумать альтернативный план развития Белых, к тому, что случился в партии:
А) План придумывается с конечной целью (смотрим предисловие высших сфер);
Б) Перечень целей к вашему плану (смотрим учебник «Первое приближение» глава 17);
В) Техническое действие. Результат пункта – это сумма: А+Б
Г) Приготовьтесь к тому, что на пути вашего плана стоит искусственное, но от этого не менее грандиозное препятствие,
(пара пешек е4 е5) которое не может исчезнуть само. А только по обоюдному (!!!) желанию сторон;
Д) Ключевая подсказка автора своему читателю: «У любого объекта на шахматной доске естественного или искусственного происхождения может или должна быть равновесная пара.
Е) Для помощи читателю позиция на диаграмме 14.
Диаграмма 14. Ход Белых. Вл. Артемьев (Россия) – Вэй И(КНР). 2020
РАВНОВЕСНЫЕ ПАРЫ ФИГУР ВОКРУГ ГОРЫ (с4 с5)
Белый конь е4 – Черный конь b6
Белый конь f3 – Черный конь c6
Черный слон g7 (давит на b2-c3-d4-e5-f6) – значит Белая фигура?
Эта фигура выполняет либо ход опережающего развития, либо дискредитирует расположение слона на g7.
Почти, то же самое, нужно проделать в работе к подпункту Д):
1) Определить пары равновесных фигур (ваше стремление создать еще одну гору Ваш соперник может не поддержать);
2) Выявить несимметричную, но равновесную по активности пару фигур. После исполнения пунктов 1+2 вы найдете собственную фигуру, от расположения которой и начнется исполнение вашего фантастического плана.
Глава 4. Мотивы сдвоенной пешки в процессе исполнения или Музыкальные ременисценции. Музыка, обращенная к «высоким» сферам. Иоганн Себастьян Бах. Токката и фуга в до-диез минор
«Ведущие нас Силы ставят нас в положение служащих Их целям».
(Пол Андерсон «Операция «ХАОС»)«Abire ex orbis terrestris…».
(выйти из круга земного) (лат)… – Amene (латинское напутствие благости от Бога).
(Пол Андерсон «Операция «Хаос»)«Мой обычный[18] мозг и заполненная унынием душа не могли постичь того, что делается в сонме Святых… ДУШ. Самое большее, что я мог уловить, нечто вроде музыки, в которой звучали непрекращающийся мир и вечная радость».
(Пол Андерсон «Операция «Хаос»)Мой юный читатель, думается мне, что неоднократно в твоей голове звучали, звучат и будут звучать самые разнообразные мелодии. Человек не может обходиться без музыки. Интересная потребность человека, однако. Думается автору, да он уверен в этом, что во время приобщения к звуковой мелодии происходит настройка или подстройка внутреннего камертона (точнее, ауры) человека. Физически ОНА, АУРА, это ГЕНЕРИРОВАНИЕ и ИЗЛУЧЕНИЕ СОВОКУПНОГО ЭЛЕКТРОМАГНИТНОГО ПОЛЯ Человеком.
МУЗЫКА, которая нам нравится, входя во взаимодействие с электромагнитным волновым излучением человека, вызывает физическое амплитудное расширяющееся движение – резонанс. А расширение – экспансия жизни на новые рубежи познания мира. Во время шахматной партии в голове шахматиста проходит большое количество вариантов (мелодий).
Вот эта самая «мелодия» и есть совокупность движения своих и чужих фигур на доске. В приводимой ниже партии в голове автора звучала Токката[19] и Фуга в До диез – миноре ИОГАННА Себастьяна БАХА.
Итак, партия: БЕЛЫЕ АВТОР (2250) – ЧЕРНЫЕ БАРДАКОВ[20] (2440)_
Позиция после 10 хода Черных на диаграмме 15.
Типовое движение Белых: 11. d6 приводит к появлению сдвоенной пешки у Черных; поскольку бить на d6, однозначно приходится.
11) …cd. Следуют естественные ходы уровня шахматного рейтинга портала «Шахматная планета» 2200–2400;
12) Сe2 0–0, 13) Cf4 Фb6, 14) 0–0d5, 15) Ce3 Фc7.
И позиция на диаграмме 16.
Белые в партии делают 16 ход и грубо ошибаются, а положение-то типовое. И вывод в типовом положении типовой ☹ (конструкция второго порядка): так как у Черных появилась сдвоенная пешка, чрезвычайно мешающая маневрированию своих же фигур, то её у Черных нужно сохранить.
Для этой цели необходимо разменять чернопольных слонов. И сейчас, Белым был необходим ход 16) С:a7, с продолжением инициативной игры. Сделанный же ими в партии ход показывает, что учебы предстоит много. 16. Kd4. Звучит токката на поле d4, и
Черные, почему-то не берут на d4; она приковывает их внимание.
Диаграмма 15. Ход Белых
Диаграмма 16. Ход Белых
Слон Черных также решает сыграть, только свою токкату. 16)…Сb8.Зря он это сделал. Было бы лучше, если бы он погиб на d4 сразу). 17) g3, и токката Белых продолжается снова. 17) …Kbc6 18) Cf4. Стремительное сольное движение и легкое адажио звука в мелодии заставляет противника прервать собственную токкату. И сыграть 18) …d6; а жаль, токката требовала продолжения. Она у Баха завораживает. Черным необходимо было 18 …Фb6 (с оценкой позиции возле равенства). Теперь следует обязательная мелодия 19) K:с6 C:c6, 20) Cf3 Фb7, 21) Ke2 Kg6, 22) Фd2? K:f4? (Обмен взаимными неточностями – мелодия начинает звучать громче: 23) Ф:f4 d4. Черные решают сбросить пешку. Токката плавно переходит в фугу. И далее, Белые само (perfection[21]). 24) C;c6 Ф:c6. После хода Черных, Белый конь с темпом съедает пешку на d4 – 25) K:d4 Фb6? (Неточность, нужно было сыграть поактивней 25 …Фc5) 26) Kf5. Фуга нарастает, звучание переходит в широкое крещендо 26…g6? (Ошибки всегда ходят группой) 27) Ke7+ Kрg7 28) Kd5 Вкрадчивое приближение финала произведения: сквозь тернии прорывается росток новой жизни… Компьютерная оценка (+2,95). 28)… Фd8. Тернии еще держатся. 29) Фd4+f6, 30) Лfe1 Ла7, 31) Лe6 Лaf7, 32) Лae1 Kрg8,
33) h4 Ca7, 34) Фс3 а5, 35) Фс6. Апофеоз на диаграмме 17.
Диаграмма 17. После 35-го хода Белых. Картинка на выставку
От нестерпимости позиции хочется закончить все побыстрее.
Черные решили закончить партию изящно! 35) …Фb6.
Белые это оценили. 36) K:b6 (1–0).
Задания и вопросы для закрепления пройденного на уроке материала1. В позиции (из партии автор-as1962as) на диаграмме 18 нужно исполнить правильную ноту (ход).
Диаграмма 18. Ход Белых
2. И еще одну ноту (ход) в этой партии в позиции на диаграмме 19.
3. В позиции на диаграмме 20 исполните Белыми три связанные ноты (хода).
4. Оцените положение на диаграмме 21. Ход Черных. Положение на доске имеет понятную структуру и, несомненно, поддается исчерпывающему анализу.
Диаграмма 19. Ход Белых
Диаграмма 20. Делаю ход Белыми, имея в виду 2 следующих хода Белых
Диаграмма 21. Ход Черных
5. В случае…Л:e5 найдите сильнейший ответ белых…
6. Для домашнего задания нужно прослушать (в интернете по соответствующей ссылке) шахматную музыку Цатуряна. Для примера: 6 партия матча Смыслов – Рибли 1983 год. И ответить для себя на следующий вопрос:
«Возможно ли, переложить в шахматное содержание ваше любимое музыкальное произведение любой формы звучания»? Варианты ответа:
А) да, возможно;
Б) нет, невозможно.
7. В чем состоит на Ваш взгляд, общность между шахматами и музыкой? Варианты ответа:
А) осознанная абстракция и программирование написания;
Б) бесконечность исполнения;
В) волновая (дуальная) форма программирования материи
(форма порошка для «принтера» вселенной) смотреть главу 7.
Глава 5. Сдвоенная пешка на расстоянии или География смысла в действии. Появление ключевой фигуры, использующей сдвоенную пешку, как ключ, подходящий к замку
«Убеждение в своей правоте ещё ничего не доказывает: все убеждены в собственной правоте».
(Сомерсет Моэм «Бремя страстей человеческих»)«Не трать времени на абстрактные идеи, которые тебе со всех сторон впихивают, и не надейся ни на кого, кроме друзей. Простая жизненная философия».
(Е. Я. Сатановский из написанного и опубликованного)Вариаций сдвоенной пешки бывает огромное количество. Чем же интересно видовое многообразие? Как ни странно, сдвоенные пешки сами по себе инертны и скучны: стоят сейчас и стоять смогут, чуть ли не до конца партии, если не произойдет ничего экстраординарного.[22]
Интересна сама жизнь, протекающая рядом с пешками, использующая сдвоенную пешку как зафиксированную данность. Полная аналогия – жизнь кораллового рифа. Движения фигур вокруг кораллового костяка (движения рыб). Атака и оборона в шахматной партии – это парадигма[23] одного и того же начала (маневрирования фигур). Поражает ещё такое обстоятельство приведённой аналогии: видовое многообразие рыб и вообще любой жизни на костяке (коралловом рифе).
Что всегда постоянно в сдвоенных пешках одного цвета или разных цветов? В чём нас убедила партия Прагнанадха – Мамедьяров?
У сдвоенной пешки есть:
1) большая инерция;
2) географические координаты.
А) характер всей будущей игры зависит исключительно от них;
Аа) если пешечная пара находится в глубине лагеря противника, то в процессе обороны у соперника могут возникнуть неразрешимые проблемы, а в случае атаки соперником нашего расположения фигур такого рода «заноза» может служить для нас (острием или осью контратаки;
Б) свою правоту в сложившемся положении игры приходится доказывать на каждом ходу снова и снова, в зависимости от решения задач, которые ставит перед вами соперник (оппонент);
В) как правило, воспользоваться положением сдвоенной пешки могут не все фигуры сразу, тем более одновременно;
Г) исходя из предыдущего постулата,[24] можно предположить, что в конкретный временной отрезок можно выделить одну, реже две ключевые фигуры для продуктивного (результативного) использования расположения возникшей пешечной пары;
E) Исходя из постулата Евгения Яновича Сатановского, эту фигуру можно назвать другом пешечной пары в Ваших планах на нее (пару).