
Полная версия
Новый Завет и Пророки «Septuaginta». Точный литературный перевод, обновление 23
(XVIII) И о том, что им всегда надлежит возносить молитву и не ослабевать, говорил притчу: «В некотором городе был некий судья, Бога не боящийся, людей не стыдящийся; и была в том городе вдова, и к нему ходила – „Защити меня от соперника моего“. Но он все не желал, а потом себе сказал – „Пусть я Бога не боюсь, людей не стыжусь, однако, раз эта вдова меня беспокоит, подам ей защиту, чтобы приходя, вконец меня не доконала“». И сказал Господь: «Услышьте, что говорит судья неправедный. И Бог разве не подаст защиту избранным своим, день и ночь к Нему взывающим, и великодушие к ним не проявит? Я вам говорю – Он быстро подаст им защиту. Впрочем, когда Сын человека приходит, разве обретает веру на земле?»
И к неким относительно себя убежденным, что они – праведники, и к считающим недостойными других, обратился с притчей: «Два человека отправились в Храм вознести молитву. Один был фарисей, а другой – взыматель налогов. И встав, фарисей про себя молился так – „Боже, Тебя благодарю, что я не такой, как прочие люди – неправедные, хищники, изменники, или вот как этот взыматель налогов. Я-то два раза в неделю пощусь и отдаю десятую часть от всего, что получаю“. А взыматель налогов, встав вдалеке, даже взор к Небу поднять не желал, но бил себя в грудь – „Боже, прости меня, бестолкового“. И Я вам говорю – праведным вернулся домой он, а не (фарисей). Каждый, себя возносящий, будет унижен, а себя унижающий – вознесен».
Приносили Ему младенцев, чтобы коснулся их, а ученики, увидев, им запрещали. И подозвал их Иисус: «Пропустите детей, не препятствуйте им идти ко Мне. Для таких царствование Бога. Аминь, вам говорю – кто царствование Бога не примет как ребенок, не участвует в нем».
И некий начальник Его спросил: «Учитель добрый, что сделав, буду иметь жизнь вечную?» И сказал ему Иисус: «Почему зовешь Меня добрым? Никто не добр, только один Бог. Заповеди знаешь? – „Не будешь изменять, убивать, воровать, давать лживое свидетельство; уважай твоего отца и мать“». Он сказал: «Все это с малых лет сохранил». И услышав, ему Иисус сказал: «Теперь одного тебе не хватает. Все, что имеешь, продай и раздай нищим, и сокровище будешь иметь на Небесах – и приходи, следуй за Мной». А он, услышав такое, стал печален – был он очень богат; и опечаленного его увидев, Иисус сказал: «Трудно с имением придти к царствованию Бога. Легче канат вдеть в игольное ушко, чем среди благ участвовать в царствовании Бога». Слышавшие сказали: «Да кто может спастись?» И сказал: «Невозможное с человеком возможно с Богом». Сказал Петр: «Вот мы, бросив свое, пошли за Тобой». И сказал им: «Аминь, вам говорю – не бывает, что кто-то ради царствования Бога бросил дом, жену, детей, братьев, родителей, и не получил стократ не только в это время, но и в грядущем веке – вечную жизнь».
И взяв с собой двенадцать, сказал им: «Теперь поднимаемся в Иерусалим, и все, что написано через Пророков о Сыне человека, совершится. Он будет предан народам, осмеян, оскорблен, оплеван, и побив плетьми, Его убьют, а на третий день Он воскреснет». И ничего из этого они не поняли – слово это было закрыто от них, и сказанное они не познавали.
И когда приближался к Иерихону, при дороге сидел некий просивший слепой, и услышав, что мимо идет толпа, он спросил: «Что это?» И сообщили ему: «Идет назарянин Иисус». – И воззвал: «Иисус, сын Давида, надо мной сжалься!» И идущие впереди ему запрещали, чтобы молчал, а он еще громче кричал: «Сын Давида, надо мной сжалься!» И остановившись, Иисус велел привести его к Нему, и когда стал рядом, спросил его: «Что хочешь, чтобы сделал для тебя?» И сказал: «Господи, да прозрю». И сказал ему Иисус: «Прозри. Твоя вера тебя исцелила». И сразу прозрел, и шел за Ним, прославляя Бога; и все люди воздали Богу хвалу.
(XIX) И войдя, проходил Иерихон, и муж по имени Закхей, начальник взымателей налогов, сам богач, пытался увидеть Иисуса, кто Он, но из-за толпы не мог, потому что был небольшого роста – и чтобы увидеть Его, пробежав вперед, поднялся на смоковницу, где Он собирался пройти. И когда на место пришел Иисус – наверх посмотрев, к нему обратился: «Закхей, немедля сходи. Сегодня Мне надлежит быть в твоем доме». И немедля сошел, и радуясь, Его принял, а все, увидев, роптали: «К мужу бестолковому пришел для отдыха расположиться». И встав, к Господу Закхей обратился: «Господи, теперь половину моего имущества отдаю нищим, а если что изъял неправо – возвращаю четырехкратно». И сказал ему Иисус: «Сегодня в этот дом пришло спасение, потому что и он – сын Авраама. Сын человека пришел искать спасение погибшего».
И потому что был недалеко от Иерусалима, и думали, что сразу ожидается объявление о царствовании Бога, слушающим им добавив притчу, сказал: «Некий знатный человек отправился в далекую страну, чтобы получить себе царство и вернуться обратно; и призвав десять своих рабов, передал им по сто серебрянных монет и сказал – „Пустите в оборот, пока вернусь“. А граждане (того царства) ненавидели его, и посольство его отослали обратно, сказав – „Такого царствовать над нами не желаем“. И когда царства добившись, он вернулся, то сказал позвать ему рабов, которым передал серебро – чтобы узнать, что они нажили. И явился первый – „Господин, твои сто серебрянных монет принесли сто серебрянных монет“. И сказал ему – „Хорошо, раб добрый. В малом верен, будешь с властью над десятью городами“. Пришел и второй – „Господин, твои сто серебрянных монет сделали пятьдесят“. И сказал ему – „Будешь над пятью городами“. А другой пришел со словом – „Господин, вот твои сто серебрянных монет. Они отложены у меня в платке. Я испугался тебя, ведь ты – человек суровый и жнешь, где не сеял, и берешь, что не клал“. И говорит ему – „Раб лукавый! Сужу тебя по твоим словам. Ты знал, что я – человек суровый и жну, где не сеял, и беру, что не клал – поэтому ты и не передал серебро мое в рост, чтобы когда пришел, я получил от него прибыль от процентов?“ И стоящим рядом сказал – „Заберите у него сто серебрянных монет и дайте тому, у кого сто серебрянных монет“. И сказали ему – „Господин, ведь у него есть сто серебрянных монет“. (И сказал) – „Вам говорю – каждому, у кого есть, тому дано будет, а у кого нет, и что есть, забрано будет от него. К этому тех моих врагов, не пожелавших мне царствовать над ними, сюда приведите и передо мной их казните“».
Сказав это и пойдя впереди, Он шел в Иерусалим; и приблизившись к Беттае и Бетании у горы, называемой «Олив», послал двух учеников, сказав: «Идите в предлежащее селение. В него войдя, найдете привязанного ослика, на котором никто из людей еще не сидел. Его отвязав, приведите. А если кто-то спросит вас – „Зачем отвязываете?“, скажите – „Нужен Господу его“». И уйдя, посланные нашли, как Он сказал, и когда отвязывали ослика, его хозяева к ним обратились: «Зачем отвязываете ослика?» И сказали: «Нужен Господу его». И привели его к Иисусу, и набросив на ослика свою одежду, сверху расположили Иисуса, и когда продвигался вперед, на дороге расстилали свою одежду, а когда приблизился к выходу с горы Олив, все множество учеников, радуясь за всю, которую они увидели, силу, громким голосом стало хвалить Бога: «Благословен государь, идущий во знании Господа! На Небесах покой, от высшего слава!» И некие фарисеи из толпы к Нему обратились: «Учитель, запрети твоим ученикам!» И в ответ сказал: «Вам говорю – если они будут молчать, камни возопиют».
И когда приближался, увидев город, заплакал над ним: «О, если бы в этот день ты познал, что к покою! Ныне сокрыто от твоих очей, что придут для тебя дни, и враги твои окружат тебя, и поставят частокол вокруг тебя, и тебя, и чад твоих в тебе с землей сравняют. Не будет оставлен в тебе камень на камне за то, что не познал срок посещения твоего». И войдя в Храм, продающих стал гнать, говоря им: «Написано, Дом Мой станет домом молитвы, а вы сделали его логовом грабителей». И каждый день уча, был в Храме, а архиереи и буквоеды искали, как Его погубить, но что сделать, не находили, потому что все люди, слушая, Его обступали.
(XX) И в один из дней, когда возглашал Благую весть и учил людей в Храме, архиереи и буквоеды вместе со старшими предстали, и обращаясь к Нему, сказали: «Скажи нам, какой властью это делаешь? Может кто-то дал тебе эту власть?» И в ответ им сказал: «Спрошу и Я у вас слово, и Мне скажите – омовение Иоанна было от человека?» И между собой вместе они размышляли: «Если скажем – „От Неба“; скажет – „Почему не поверили ему?“ А скажем – „От человека“ – весь народ закидает нас камнями, потому что уверен, что Иоанну быть пророком». И ответили: «Откуда – не познать». И сказал им Иисус: «Вот и не говорю вам, какой властью это делаю».
И стал говорить, обращаясь к людям с такой притчей: «Некий человек посадил виноградник и на изрядное время удалился, сдав его земледельцам в наем. И в срок послал к земледельцам раба, чтобы передали ему от урожая виноградника – но земледельцы, его избив, отослали ни с чем. Тогда он прибавил послать другого раба – а они и его, избив и унизив, отослали ни с чем. Тогда прибавил послать третьего – а они и его, изранив, погнали. И сказал господин виноградника – „Что делать буду? Пошлю моего любимого сына. Должно, его постыдятся“. А земледельцы, увидев его, между собой размышляли – „Это наследник. Убьем его, чтобы наследство стало нашим“. Итак, что сделает им виноградника господин? – Придет и земледельцев погубит, и даст виноградник другим». И услышав, они сказали: «Да не будет!» И на них воззрев, сказал: «А что это, написанное – „Камень, который созидающие отвергли, оказался во главу угла. Каждый, кто ошибется на этом Камне – будет раздавлен, а на ком Он ошибется – его сотрет“?» И с этого часа архиереи и буквоеды стали искать, как наложить на Него руку, потому что познали, что с этой притчей обратился к ним – людей, однако, они боялись;
и поставив наблюдающих, подослали подставных, притворившихся ищущими правду, чтобы поймать Его на слове так, чтобы начальству и во власть правителя отдать Его; и они спросили Его: «Учитель, знаем – учишь и говоришь прямо, и принимаешь не лицо, но поистине пути Бога учишь. Дать подать цезарю нам разрешено или нет?» И помыслив о изобретательности их, им сказал: «Покажите Мне динар. Чей на нем образ и подпись?» Сказали: «Цезаря». И сказал им: «Что от цезаря, цезарю дайте, а что от Бога – Богу». И поймать на слове перед народом Его не смогли, и ответу Его подивившись, умолкли.
И некие из саддукеев, которые говорят, «воскресению не бывать», приблизившись, Его вопросили: «Учитель, Моисей нам написал – „Если какой брат, имея жену без детей, умрет, пусть его брат примет жену и воскресит потомство своего брата“. Было семь братьев, и первый, приняв жену, умер без детей; и второй, и третий приняли ее – и семь братьев также не оставили детей и умерли; потом умерла жена. При воскресении женщина кого из них женой будет – ведь семеро ее женой имели?» И сказал им Иисус: «Дети современного века женятся и выдаются замуж, а достойные достижения тамошнего века и Воскресения из мертвых не женятся, не выдаются замуж, к тому и умереть не могут – детьми Воскресения бывая, они равны вестникам небесным и Бога сыны. А что мертвые воскресают, при (горящем) терновом кусте извещен был Моисей – когда Господа он называет Богом Авраама, Богом Исаака и Богом Иакова – ведь нет Бога у мертвых, только у живых, потому что Им все и живы». И в ответ некие из буквоедов сказали: «Учитель, Ты сказал хорошо»; и уже не дерзали вопрошать Его ни о чем.
И к ним обратился: «Почему Христу говорят быть сыном Давида? В Книге псалмов сам Давид говорит – „Господь сказал Господу моему: „Займи место по правую руку от Меня до поры, когда положу врагов Твоих к подножию Твоих ног““. Если Давид называет Его Господом – как Он может быть его сыном?»
И когда все люди слышали, своим ученикам сказал: «Берегитесь буквоедов, желающих расхаживать в мантиях и любящих приветствия на площадях и главные кресла в собраниях, а на пирах – главные места. Поедая дома вдов и напоказ долго молясь, они добьются большего осуждения».
(XXI) И заглянув в сокровищницу, увидел бросающих свои богатые дары – и увидев некую бедную вдову, бросившую туда два медяка, сказал: «Вам говорю – эта нищая вдова бросила больше всех. Все бросили в дар от излишка своего, а она из-за лишения своего бросила все имущество, которое было у нее».
И когда некоторые говорили о Храме: «Добрыми камнями и подношениями украшен», сказал: «Придут дни – у того, на что смотрите, не будет оставлено камня на камне, который не будет снят». И вопрошали Его: «Учитель, так когда это будет, и какой знак, что собирается это настать?» И сказал: «Смотрите, не обманитесь. Многие придут под именем Моим, сказав – „Это – Я“, и срок близок. Вы вслед им не идите. Когда услышите о смутах и битвах, не трепещите – должно сначала настать им, однако, не сразу конец». И говорил: «Будет поднят народ на народ и царство на царство, будут колебания сильные по местам, болезни и глад, а с неба – великие знамения; а прежде наложат руки свои на вас и будут гнать, отдавая в темницы и на сходы, за знание Меня отводя к правителям и государям. Это будет для вашего поручительства, и положите сердцам вашим не волноваться, что отвечать – Я подам вам слово и мудрость, которой не сможет противостать и противоречить никто из противящихся вам. Родителями, братьями, родственниками и друзьями вы будете преданы, и (кого-то) из вас умертвят – за знание Меня вы будете ненавидимы всеми».
«Не упадет и волос с главы вашей – терпением вашим собирайте души ваши».
«А когда увидите Иерусалим, окружаемый военными лагерями, знайте – скоро опустошение его, и те, кто в Иудее – пусть бегут в горы; кто посреди него – пусть выходят; кто в поле – пусть не входят в него. Это дни отмщения и исполнения всего, о чем написано. В те дни горе имеющим в утробе и питающим молоком. Великая нужда будет на земле и гнев на людей этих, и падут от лезвия меча, и пленены будут во все народы. Будет истоптан народами Иерусалим, пока не исполнится время народов. Будут знамения от солнца, луны и звезд и тревога на земле среди народов в недоумении от волнения и рева моря. Тогда люди будут терять силы от страха и ожидания находящего на обитаемый мир, потому что силы небес будут поколеблены – тогда среди облаков увидят Сына человека, идущего с силой великой и славой. И когда начнет это сбываться, выпрямите (спины) и поднимите головы ваши – приближается ваше избавление».
И сказал им притчу: «Посмотрите на смоковницу и на все деревья, когда дают листья. Глядя на них, знаете – скоро лето. Этим образом, когда настающее это узрите, знайте – скоро царствование Бога. Аминь, вам говорю – порода эта не пройдет, пока не настанет все. Небо и земля пройдут – слова Мои не пройдут. Вы о себе позаботьтесь, чтобы сердца ваши не были тяжелыми от пьянства, похмелья и житейских забот, и День тот внезапно как сеть на вас накинут будет – он найдет на всех, расположившихся по всему лику земли. Вы будьте бодры, на любой срок молясь, чтобы быть крепкими вынести все это грядущее явление и предстать Сыну человека».
И днем уча, Он был в Храме, а к ночи выходил на гору, называемую «Олив», и (там) проводил ночь; и ради Него все люди вставали рано, чтобы слушать Его в Храме.
(XXII) А приближался праздник Пресного хлеба, называемый «Пасха», и архиереи и буквоеды искали, как Его они уберут – людей, однако, они боялись. И вот сатана вступил в Иуду, которого называли «Искариот», из числа «двенадцати», и отойдя, он говорил с архиереями и военными начальниками, как им предать Его – и обрадовались, и сошлись на том, чтобы дать ему серебрянных монет, а он обязался и искал момент удобный, чтобы без присутствия людей Его предать.
И настал день Пресного хлеба, в который надлежало закалывать пасху, и послал Петра и Иоанна, сказав: «Пойдите, нам приготовьте, чтобы мы вкусили пасху». И сказали Ему: «Где, хочешь, чтобы мы приготовили?» И сказал им: «Теперь войдете в город, и встретится вам человек, кувшин воды несущий. Идите за ним в дом, куда войдет, и хозяину дома скажите – „Тебе Учитель говорит: „Где пристанище, в котором буду есть пасху с Моими учениками?““ И там покажет вам наверху комнату большую и устланную. Там приготовьте». И пойдя, они нашли, как им сказал, и приготовили пасху; и когда настал час, вместе с посланниками занял место за столом и сказал: «Я очень желал вкусить с вами эту пасху прежде Моего страдания и вам говорю – больше не буду вкушать ее до того, когда исполнится среди царствования Бога». И приняв чашу, вознеся благодарение, сказал: «Примите, разделите ее между собой, и вам говорю – с этой минуты не выпью от урожая винограда, пока не придет царствование Бога». И взяв хлеб, вознеся благодарение, разломил и передал им, сказав: «Это – тело Мое, за вас предаваемое. Так делайте в воспоминание о Мне». И после вкушения подобно (подал) чашу, сказав: «Это чаша Нового Завета на Моей крови, за вас проливаемой. Далее вот рядом Мной над столом рука предающего Меня – ведь Сын человека поступает согласно определенному, но горе тому человеку, через которого Он предается». И начали они друг друга вопрошать о том, кому из них таковому быть – сделать собирающемуся такое.
И произошел у них спор, кому из них мнится быть главнее, и сказал им: «Государи народов господствуют у них, и властвующие у них зовутся „благодетелями“, а вы не так – но кто у вас главнее, будет как младший, и как служащий – кто руководит. Кто главнее, сидящий за столом или служащий? Разве не сидящий? А Я среди вас как служащий. Ведь вы были со Мной среди Моих испытаний, и как Отец Мой завещал Мне – Я завещаю вам Царство, чтобы в Моем Царстве вы вкушали пищу и питие за Моим столом и заняли места на престолах, двенадцати родам Израиля вынося суд. Симон, Симон, вот сатана уже требовал просеять вас как пшеницу. О тебе Я вознес моление, чтобы не оскудела вера твоя; а ты, когда снова обратишься – утверди братьев твоих». Он сказал: «Господи, с Тобой готов идти и в темницу, и на смерть». И сказал: «Тебе, Петр, говорю – сегодня петух не возгласит, пока три раза не отречешься, что Меня знал». И сказал им: «Когда отправлял вас без денег, сумы и сандалий, вы испытали в чем-то недостаток?» Сказали: «Ни в чем». И сказал: «Теперь у кого деньги – пусть возьмет, так же суму, а у кого нет меча, пусть продаст свою одежду и обретет его. И вам говорю – во Мне еще должно исполниться написанному, „к преступникам причтен“ – и у того, что относительно Меня, будет завершение». Они сказали: «Господи, вот здесь два меча»; и сказал им: «Этого хватит».
И выйдя, по обыкновению пошел на гору Олив, и следовали за Ним Его ученики, и когда прибыл на место, сказал им: «Молитесь, чтобы не стать в испытании»; а сам отдалился от них (на расстояние) приблизительно брошенного камня, и встав на колени, молился: «Отец, если хочешь, пронеси эту чашу мимо Меня! Впрочем, пусть будет воля не Моя, но Твоя».
[[И явившись в подвиге, молитву возносил усердно так, что Его пот стал падать на землю как капли крови; и узрен был Им вестник с Неба, поддерживающий Его.]]
И собравшись от молитвы, вернувшись к ученикам, Он обрел их заснувшими от печали, и сказал им: «Почему спите? Собравшись, молитесь, чтобы не стать в испытании».
И когда еще говорил, тут (появилась) толпа; и тот, которого звали Иуда, один из двенадцати, шел впереди них и приблизился, чтобы приветствовать Его, а Иисус ему сказал: «Иуда, приветствуя, предаешь Сына человека?» И те, кто был вокруг Него, поняв, что произойдет, сказали: «Господи, может, ударим мечом?» И один из них ударил раба архиерея и отсек ему правое ухо, а Иисус в ответ сказал: «В эту пору оставьте» – и прикоснувшись к уху, его исцелил. И к прибывшим на Него архиереям и военным начальникам от Храма, и к старшим Иисус обратился: «Как на грабителя вышли с мечами и с дубинами? Каждый день Я был с вами в Храме, вы не тянули ко Мне руки – но вот власть тьмы, и этот час – ваш». И забрав Его, они повели и привели в дом архиерея.
А вдалеке за Ним шел Петр; и когда посреди двора разожгли огонь и вместе сели, среди них сидел и Петр. И вот на свету какая-то служанка, сидящего его увидев и на него посмотрев, сказала: «И этот был с Ним». А он отрекся от Него: «Женщина, не знаю Его». И внедолге другой, его увидев, изрек: «И ты из них». И сказал Петр: «Я – нет, человек». И по прошествии приблизительно одного часа некий другой продолжил настаивать: «Воистину и он был с Ним, ведь и он – галилеянин». И сказал Петр: «Не знаю, о чем ты говоришь, человек». И когда еще говорил, сразу петух возгласил – и обернувшись, Господь посмотрел на Петра, и вспомнил Петр слово Господа, которое сказал ему: «Сегодня петух не возгласит, пока три раза от Меня не отречешься», и выйдя вон, горько плакал.
А мужи, которые держали Его, над Ним издевались – накрыв и избивая, спрашивали Его: «Пророчествуй, кто ударил Тебя»; и ругая, многое другое говорили по поводу Него. А когда настал день, собрался совет старших в народе – и архиереи, и буквоеды, и привели Его на свой сход, сказав: «Если Ты – Христос, скажи нам!» И сказал им: «Когда вам говорю – вы разве верите? А задаю вопрос – разве отвечаете? Отныне Сын человека займет место по правую руку силы Бога». Все сказали: «Значит, Ты – Сын Бога?» – «Вы сказали, что это Я». И сказали: «Зачем еще нам нужно свидетельство? Мы сами слышали от Его уст».
(XXIII) И поднявшись, все множество повело Его к Пилату, и стали Его обвинять: «Мы нашли, что этот развращает наш народ и давать подать цезарю запрещает, а себе говорит быть государем Христом». Пилат Его спросил: «Ты – государь иудеев?» И ответил ему: «Ты сказал». Пилат обратился к архиереям и толпе: «В этом человеке я никакой вины не нахожу». Но они настаивали: «Он колеблет народ, уча по всей Иудее, начав от Галилеи до здешних мест». Услышав, Пилат спросил, галилеянин ли человек, и узнав, что Он из области Ирода (Антипы), отослал Его к Ироду, который в эти дни сам был в Иерусалиме. Увидев Иисуса, Ирод очень обрадовался, ведь уже долгое время желал увидеть Его, потому что слышал о Нем и надеялся увидеть какое-нибудь происходящее от Него знамение – и вопрошал Его изрядным словом, но Он ничего не ответил ему, а архиереи и буквоеды встали, дружно Его обвиняя. И Ирод со своим воинством признал Его недостойным, и поиздевавшись, облек Его в нарядную одежду и вернул Пилату; и в тот день Ирод и Пилат стали дружить – а до этого были во вражде друг к другу.
И созвав архиереев, начальников и народ, Пилат к ним обратился: «Вы привели ко мне этого человека как бередящего народ, и рассудив перед вами, в этом человеке, которого вы обвиняете, никакой вины я не нашел, как впрочем и Ирод, потому что он вернул Его нам. Значит ничего, требующего Его смерти, не существует, и Его наказав, я отпущу».
[[А ради праздника ему надо было одного для них отпустить.]]
И все разом они закричали: «Этого забирай, отпусти нам Варавву!» – Того, кто был брошен в тюрьму за убийство и за некий наставший в городе мятеж. Однако, Пилат, желая отпустить Иисуса, снова к ним обратился – но они громче кричали: «Распни Его, распни!» И в третий раз к ним обратился: «Какое этот сделал зло? Никакой вины для смерти в Нем я не нашел, и Его наказав, я отпущу». Но с громким воплем они наседали, требуя от него распятия, и вопли их крепли, и Пилат посудил просимому настать – и брошенного в тюрьму за мятеж в городе и за убийство, которого они требовали, отпустил, а Иисуса предал воле их. И когда Его повели, забрав некоего киринейца Симона, идущего с поля, ему они назначили нести позади Иисуса крест.
И следовало за Ним великое множество людей и женщин, которые бились и оплакивали Его; и к ним обратившись, Иисус сказал: «Дщери Иерусалима, по Мне не печальтесь. Далее печальтесь по себе, по детям вашим. Идут дни, когда скажут – „Безмятежна бесплодная и чрево, которое не рождало, и грудь, которая не питала“; и скажете горам – „Падите на нас“, а холмам – „Покройте нас“. Потому что если с цветущим деревом делают такое, тогда что будет с сухим?»
Вместе с Ним вели, чтобы казнить, и других – двух злодеев; и когда пришли на место, называемое «Череп», там распяли Его и злодеев – одного по правую руку, другого – по левую.
[[А Иисус говорил: «Отец, прости им. Не знают они, что творят». ]]
И поделив одежду Его, они бросили жребий, и народ, наблюдая, встал, а начальники издевались: «Избавил других – пусть избавит себя, если он – Сын Бога избранный». И приблизившись, солдаты так же стали издеваться над Ним и поднесли Ему уксус: «Если ты – государь иудеев, избавь себя». И была надпись над Ним: «Этот – государь иудеев».
И один из висящих злодеев Его ругал: «Ты разве Христос? Так избавь себя и нас!» А другой, его упрекнув, в ответ сказал: «Ты не испугался Бога и пребываешь среди такого же осуждения – но мы ради правды получаем достойное тому, что сделали, а Он ничего бесчинного не сотворил». И сказал: «Вспомни о мне, когда вступишь на Царство Твое!» – И сказал ему: «Сегодня будешь рядом со Мной в обители чудес на Небесах».
Было уже около шестого часа, и до девятого солнце померкло, и на всю землю опустился мрак; и завеса в Храме разорвалась посередине; и Иисус, громким голосом воззвав, сказал: «Отец, в руки Твои предаю дух Мой!» И это сказав, стал бездыханным. И центурион, произошедшее увидев, воздал славу Богу со словом: «Этот человек действительно был праведным!» И вся прибывшая на это зрелище толпа, посмотрев на то, что произошло, ударяя (себя) в грудь, стала возвращаться обратно; а все, кто Его знал, и женщины, сопровождавшие Его от Галилеи, встали вдалеке, чтобы это видеть.