
Полная версия
Новый Завет и Пророки «Septuaginta». Точный литературный перевод, обновление 23
И роптали на Него иудеи, что сказал, «Я – сошедший с Неба хлеб», и говорили: «Он разве не Иисус, сын Иосифа? Мы разве не знаем отца и мать? Как теперь говорит, с Неба сошел?» И в ответ им Иисус сказал: «Не ропщите между собой. Ко Мне может пойти только тот, кого Отец, пославший Меня, привлечет – а Я в последний день его воскрешу. Написано в Пророках – „Все будут учеными от Бога“; и каждый, Отца услышавший и научившийся, идет ко Мне – не потому, что кто-то увидел Отца, а кто от Бога – этот увидел Отца. Аминь, аминь, вам говорю – у кого вера, тот с жизнью вечной. Хлеб жизни – Я. В пустыне отцы ваши ели манну и умерли; этот Хлеб, с Неба сходящий – чтобы кто от него ел, тот не умирал. Хлеб живой, с Неба сошедший – Я. Кто поест этот Хлеб, живым будет навеки, а Хлеб, который дам Я – Моя плоть за жизнь мира». Спорили друг с другом иудеи: «Как может он дать нам плоть свою съесть?» И сказал им Иисус: «Аминь, аминь, вам говорю – если не съедите плоть Сына человека и не выпьете Его кровь – не имеете жизнь от самих себя. У едящего Мою плоть и у пьющего Мою кровь – вечная жизнь, и в последний день Я его воскрешу. Моя плоть – истинная пища, Моя кровь – истинное питие. Едящий Мою плоть и пьющий Мою кровь остается во Мне, а Я – в нем. Как послал Меня живой Отец, и Я живой через Отца, так едящий Меня, и он будет живым через Меня. Этот Хлеб, с Неба сошедший, не тот, что ели отцы и умерли – едящий этот Хлеб живым будет навеки».
Это Он сказал в Кафарнауме, уча в синагоге, и услышав, сказали многие из Его учеников: «Жестоко слово это. Кто может это слушать?» А Иисус, в себе познавая, что из-за этого ропщут Его ученики, сказал им: «Из-за этого сомневаетесь, пока не увидите Сына человека, восходящего туда, где Он был прежде. Животворящий – дух, от плоти нет пользы никакой; слово, которое вам сказал – Дух и Жизнь; однако, есть среди вас некоторые, которые не верят». От начала Иисус знал, кто не верит, и кто – предающий Его, поэтому говорил: «Вам сказал – ко Мне может пойти только тот, кому дано будет от Отца». И вот многие из Его учеников отошли и больше с Ним не ходили, и сказал Иисус двенадцати: «Может, и вы хотите идти?» Ответил Ему Симон-Петр: «Господи, куда мы пойдем? У тебя слово вечной жизни, и мы поверили и познали, Ты – Святой Бога». Ответил им Иисус: «Не Я ли вас, двенадцать, избрал? А один из вас – лжец». Он говорил о Иуде Симонове Искариоте – тот собирался Его предать, один из двенадцати.
(VII) После этого Иисус ходил по Галилее и не хотел по Иудее ходить, потому что иудеи хотели Его убить. А скоро был Праздник хижин иудейский, и Его братья сказали Ему: «Отсюда перейди и иди в Иудею, чтобы Твои ученики посмотрели дела Твои, которые Ты творишь. Никто не делает что-то втайне, а себя хочет видеть в дерзновении. Если такое творишь, яви себя миру» – ведь и братья Его не верили в Него. И говорит им Иисус: «Еще не пришло время Мое, для вас всегда время. Мир ненавидеть вас не может, Меня – ненавидит, ведь Я ручаюсь за него, что его дела злы. Вы идите на праздник, Я не иду на этот праздник, потому что не исполнилось время Мое». И сказав это, остался в Галилее, а когда на праздник пошли его братья, пошел и Он, не открыто, но как-бы тайком; а иудеи искали Его на празднике и говорили: «Где он?» – И была в народе о Нем большая молва. Одни говорили: «Он благ»; другие говорили: «Нет, но прельщает толпу». Однако, из-за страха перед иудеями никто открыто о Нем не говорил.
И уже в середине праздника Иисус пришел в Храм и учил, и удивлялись иудеи: «Как Он знает Писание, не учившись?» И ответил им Иисус: «Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня. Кто хочет исполнять волю Его – познает про учение, от Бога оно, или Я от себя говорю. Кто говорит от себя – требует славу себе, а кто требует славу Пославшему его – тот от Истины, и неправды в нем нет. Моисей дал вам Закон, но никто из вас не поступает по Закону. За что хотите Меня убить?» Ответила толпа: «В Тебе бес. Кто хочет Тебя убить?» И в ответ им Иисус сказал: «Сделал дело одно – удивлены все. Моисей дал вам обрезание, и не от Моисея оно, но от отцов – и в субботу обрезаете человека. Если обрезание человек получает в субботу, чтобы не был нарушен закон Моисея, на Меня сердитесь, что в субботу всего человека сделал здравым? Не судите как показалось, судом правым судите». И некоторые из иерусалимлян говорили: «Разве этот, которого хотят убить? А вот открыто говорит – и ничего Ему не говорят. Неужто начальники узнали, что Он – воистину Христос. Но Его знаем, откуда Он, а когда приходит Христос, никто не знает, откуда».
И вот уча в Храме, воскликнул Иисус: «Вы и Меня знаете, и откуда Я, знаете, а Я пришел не от себя, но есть истинный, Меня Пославший – Его вы не знаете. Я знаю Его, потому что Я – от Него, Меня послал Он». И хотели Его схватить, но никто не наложил на Него руку, потому что Его час еще не пришел. И многие из толпы поверили в Него и говорили: «Когда Христос придет, большие ли знамения сотворит, чем Он сотворил?» Услышали фарисеи толпу, молвящую про Него это, и архиереи и фарисеи послали слуг, чтобы схватили Его, а Иисус сказал: «Еще малое время Я с вами и иду к Пославшему Меня. Станете Меня искать и не найдете, а где Я буду, туда вы не сможете придти». Стали иудеи говорить между собой: «Куда собирается идти, что не найдем Его? Собирается идти в расселение эллинов и учить эллинов? Что это за слово, которое сказал – „станете Меня искать и не найдете Меня, а где Я буду, туда вы не сможете придти“?»
И в последний день большого праздника Иисус встал и воскликнул: «Кто жаждет, кто верит в Меня – иди ко Мне и пей. Писание сказало так – „Из чрева Его будет течь поток воды живой“». Это Он сказал о Духе, который предстояло принять поверившим в Него, ведь еще не было Духа, потому что Иисус еще не был прославлен. В толпе эти слова слышавшие говорили: «Он – воистину пророк»; другие говорили: «Он – Христос»; и говорили: «Разве из Галилеи идет Христос? Разве Писание не сказало, что от потомства Давида, из селения Бетлеем, откуда был Давид, идет Христос?» И настал в толпе из-за Него раскол. Некоторые из них хотели Его схватить, однако, никто не наложил на Него руку. Пришли слуги к архиереям и фарисеям. Они сказали им: «Почему не привели Его?» Ответили слуги: «Никогда еще не говорил так человек». Ответили им фарисеи: «Может, прельстились и вы? Разве кто-то из начальников поверил в него, или из фарисеев? – Но толпа эта, Закон не знающая, проклятая!» Говорит им Никодим, прежде пошедший к Нему, одним будучи из них: «Наш Закон разве судит человека, не услышав от него и не зная, что он делает?» В ответ ему сказали: «А ты не из Галилеи? Исследуй и узри – пророк не поднимается из Галилеи». И все разошлись по своим домам, а Иисус пошел на гору Олив.
(VIII) Утром Он снова появился в Храме, и разные люди шли к Нему, и заняв место, их Он учил, а фарисеи и буквоеды приводят женщину, взятую при прелюбодеянии, и поставив ее посередине, Ему говорят: «Эта женщина взята при самом деле прелюбодействующей. В Законе Моисей повелел нам таких побить камнями. Итак, что Ты говоришь?» Это они говорили, испытывая Его, чтобы Его осудить, а Иисус, долу склонившись, пальцем писал по земле. И раз Его вопрошая, они все ждали, Он выпрямился и сказал: «Кто из вас без греха, первый бросит в нее камень». И снова склонившись, писал по земле. И услышав, один за другим, начав со старших, они ушли, и остался один Он и женщина, стоящая посередине. Выпрямившись, Иисус ей сказал: «Женщина, где они? Никто тебя не судит?» Сказала: «Никто, Господи». И сказал Иисус: «И я тебя не сужу. Иди и отныне бестолковой не будь».
И снова сказал им Иисус: «Я – свет мира. Идущий за Мной пойдет уже не во тьме, у него будет свет жизни». Фарисеи сказали Ему: «Ты ручаешься за себя сам, поручительство твое не истинно». И в ответ им сказал Иисус: «Пусть Я ручаюсь за себя сам, поручительство Мое истинно – Я знаю, зачем пришел и куда веду, а вы не знаете, зачем иду и куда веду. Вы судите по плоти, Я никого не сужу, а если сужу, суд Мой истинен, потому что Я не один, но Я и пославший Меня Отец, а в Законе вашем написано – поручительство двух человек истинно. Ручаюсь за себя Я, и ручается за Меня пославший Меня Отец». Говорили Ему: «Где твой отец?» И ответил Иисус: «Ни Меня вы не знаете, ни Моего Отца. Узнали бы Меня – узнали бы и Моего Отца». Эти слова Он сказал, уча у сокровищницы в Храме, и никто Его не схватил, потому что Его час еще не пришел.
И снова сказал им: «Я иду, и будете Меня искать, и от вашей бестолковости умирать. Куда Я иду, вы не можете пойти». Говорили иудеи: «Не убьет ли он себя, что говорит – „Куда я иду, вы не можете пойти“?» И говорил им: «Вы – от низшего, Я – от высшего. Вы – от этого мира, Я – не от этого мира и вам сказал – от вашей бестолковости будете умирать. Если не поверите, что это – Я, от вашей бестолковости будете умирать». Говорили Ему: «Кто ты?» Сказал им Иисус: «Начало, о котором и рассказываю вам. Много у Меня о вас рассказать и судить, но истинен Меня Пославший, и говорю в мир то, что услышал от Него». Они не познали, что об Отце им говорил, и сказал им Иисус: «Когда высоко поднимите Сына человека, тогда познаете, что это – Я, и ничего не делаю от себя, но чему Меня научил Отец, это рассказываю; и Пославший Меня – со Мной, не оставил Меня одного, потому что Я достойное Его делаю всегда».
И когда это говорил, многие поверили в Него, и поверившим Ему иудеям Иисус говорил: «Если останетесь в слове Моем, воистину вы – Мои ученики и познаете истину, и истина вас освободит». Ответили Ему: «Мы – потомки Авраама и никогда никому не были рабами. Почему говоришь, что станем свободными?» Ответил им Иисус: «Аминь, аминь, вам говорю – каждый бестолковый – бестолковости раб. Раб не остается в доме навсегда, сын остается навсегда, и если Сын вас освободит, свободными станете по сути. Знаю, вы – потомки Авраама, однако, хотите Меня убить, потому что слово Мое не вмещается в вас, а Я о том, что видел у Отца, рассказываю – и вот вы то, о чем слышали от отца, делаете». В ответ Ему сказали: «Отец наш – Авраам». Говорит им Иисус: «Если вы – чада Авраама, делайте дела Авраама, а теперь хотите убить Меня, человека, который сказал вам истину, которую услышал от Бога. Авраам так не делал. Вы творите дела вашего отца». Сказали Ему: «Мы не в блуде родились, у нас один отец – Бог». Сказал им Иисус: «Если бы Бог был ваш отец – Меня бы любили. Я от Бога вышел и здесь, не от себя вышел, Меня послал Он. Почему не понимаете речь Мою? – Потому, что не способны слышать слово Мое. Вы от отца-Клеветника и хотите исполнять желания вашего отца. Он от начала в истине не устоял и стал убийцей человека. В нем истины нет; когда говорит ложь – от своего говорит. Он – лжец и ее отец, и вот Мне, потому что говорю истину, вы не верите. Кто из вас обличит Меня в бестолковости? Если истину говорю, тогда почему Мне не верите? Кто от Бога, слово Бога слышит. Вы не слышите, потому что вы – не от Бога».
В ответ Ему иудеи сказали: «Разве не правильно говорим, что он – самаритянин, и в нем бес?» Ответил Иисус: «Во Мне беса нет. Я чту Моего Отца, а вы Меня бесчестите; но славу Мою ищу не Я – есть Ищущий и Судящий. Аминь, аминь, вам говорю – кто слово Мое сохранит, никогда не увидит смерть». Сказали Ему иудеи: «Теперь познали, что в тебе бес. Авраам умер и пророки, а ты говоришь – „Кто слово мое сохранит, никогда не вкусит смерть“. Или ты больше отца нашего Авраама, который умер? И пророки умерли. Кем себя делаешь?» Ответил Иисус: «Если прославлю себя сам, слава Моя – ничто. Есть Мой Отец, Меня прославляющий, о Нем вы говорите, что ваш Бог. Но вы не узнали Его, а Я знаю Его и если скажу – „Его не знаю“, буду подобно вам лжецом. Я знаю Его и слово Его храню. Авраам, отец ваш, возликовал бы, когда увидел День Мой – и он увидел, и возрадовался». Сказали Ему иудеи: «Нет тебе и пятидесяти лет, а Авраама видел?» Сказал им Иисус: «Аминь, аминь, вам говорю – прежде чем Аврааму стать, Я есть». И взяли они камни, чтобы бросить в Него, а Иисус скрылся и вышел из Храма.
(IX) И проходя мимо, увидел слепого от рождения человека, и ученики Его спросили Его: «Равви, кто бестолков, он или родители его, что родился слепым?» Ответил Иисус: «Ни он не бестолков, ни его родители, но чтобы открылось на нем дело Бога. Пока день, нам должно делать дело Пославшего Меня; идет ночь, когда никто делать не сможет. Когда в мире, Я – свет миру». Это сказав, Он плюнул на землю и из слюны сделал смесь, и смесь намазал ему на глаза, и сказал ему: «Иди, умойся в купальне Силоам» – что переводится, «кто послан»; и он пошел и умылся, и пришел зрячий. И вот соседи и прежде его видевшие, что попрошайкой был, говорили: «Не он ли сидел и просил?» И одни говорили: «Он», другие говорили: «Нет, но похожий на него». Он говорил: «Это – я». Говорили ему: «Как открылись твои глаза?» Ответил: «Человек, которого зовут Иисус, сделал смесь и намазал мои глаза, и мне сказал – «Иди в Силоам и умойся». И я пошел, и умывшись, прозрел». Сказали ему: «И где он?» Он говорит: «Не знаю». Ведут его, некогда слепого, к фарисеям, и снова спрашивали его фарисеи, как он прозрел, и им сказал: «Наложил мне на глаза смесь, а я умылся и вижу». Была суббота в день, когда Иисус сделал смесь и открыл его глаза, и вот некоторые из фарисеев говорили: «Этот человек не от Бога, потому что не соблюдает субботу»; но другие говорили: «Как может бестолковый человек такие знамения творить?» – и среди них был раскол. Снова говорят они слепому: «Что говоришь о нем ты – потому как открыл твои глаза?» И сказал: «Он – пророк». Не поверили про него иудеи, что был слепой и прозрел, пока родителей этого прозревшего не позвали и их не cпросили: «Это ваш сын, который, говорите, родился слепым. И как теперь он видит?» Ответили его родители: «Знаем, что наш сын и родился слепым. Как теперь видит, не знаем, и кто открыл его глаза, не знаем. Самого спросите – в возрасте уже, сам о себе расскажет». Родители его сказали так, потому что боялись иудеев, ведь иудеи уже согласились, что если кто признает Его Христом – от синагоги отлучится; из-за этого родители его сказали: «В возрасте уже, самого спросите». И вот человека, который был слепым, во второй раз позвали и ему сказали: «Воздай славу Богу. Мы знаем, этот человек – бестолковый». А человек тот ответил: «Бестолковый ли, не знаю, одно знаю – я, сущий слепой, теперь вижу». Сказали ему: «Что он сделал тебе? Как открыл твои глаза?» Ответил им: «Я вам уже сказал, а вы не услышали? Зачем снова хотите слушать? И вы хотите стать Его учениками?» И забранили они его, и сказали: «Ты – его ученик, мы – Моисея ученики! Мы знаем, что с Моисеем разговаривал Бог, а этого не знаем, откуда он». И в ответ им человек сказал: «То и диво, что не знаете, откуда Он, а Он открыл мои глаза. Мы знаем, что бестолковых Бог не слышит, но кто будет богочестивым и волю Его исполнять – того слышит. От века неслыханно было, чтобы кто-то открыл глаза родившегося слепым. Если бы не был Он от Бога – не мог бы творить ничего». Ответили ему: «Ты среди полной бестолковости рожден, и нас учишь?» И выгнали его. Услышал Иисус, что выгнали его, и его найдя, сказал: «Ты веришь в Сына человека?» И ответил: «А кто Он, Господи, чтобы я поверил в Него?» Сказал ему Иисус: «Ты увидел Его. С тобой говорящий – Он». И сказал: «Верю, Господи!» И поклонился Ему. И сказал Иисус: «В этот мир Я пришел для суда. Кто не видел, увидит, а кто «видел» – будет слеп». Услышали из фарисеев, с Ним бывших, это, и сказали Ему: «Может, и мы слепы?» Сказал им Иисус: «Будьте слепы, но не бестолковы. Сейчас говорите, «видим» – бестолковость ваша осталась.
(X) Аминь, аминь, вам говорю – входящий на двор овечий не через дверь, но влезающий по-иному – этот вор и грабитель. Пастух овец – входящий через дверь. Сторож ему открывает, и овцы его голос слышат – своих овец он зовет по имени и выводит их. Когда всех своих выведет, перед ними идет, а овцы за ним идут, потому что его голос знают. За чужим не идут, но от него побегут, потому что голос чужих не знают». Сказал им Иисус такую притчу, а они не познали, о чем им Он рассказал, и снова сказал Иисус: «Аминь, аминь, вам говорю – пастух овцам – Я. Все, кто пришел до Меня – воры и грабители, и овцы не услышали их. Я – дверь. Кто через Меня войдет – спасен будет; войдет и выйдет, и пажить обретет. Вор приходит, чтобы украсть, зарезать и погубить. Я пришел, чтобы вы жизнь имели и большее имели. Я – хороший пастух. Хороший пастух за овец положит душу свою. Мздоимец – не пастух. Овцы – не его; видит, идет волк, и бросает овец, и бежит, а волк похищает и рассеивает их, потому что тот – мздоимец, и не овцы волнуют его. Я – хороший пастух и Мое узнаю; за овец Я кладу душу Мою, и Мое узнает Меня – как Меня узнает Отец, и Я узнаю Отца. Есть у Меня и другие овцы, которые не из этого двора, и тех Мне надо привести. Они Мой голос услышат, и станет одно стадо, один пастух. Потому Меня любит Отец, что Я душу Мою кладу – чтобы снова ее взять. Ее у Меня не забирает никто, Я кладу ее от себя. Власть у Меня ее положить, и власть у Меня снова ее взять – такую заповедь Я принял от Моего Отца». И из-за этих слов снова среди иудеев настал раскол, и многие из них говорили: «В нем бес и безумствует. Что его слушаете?» Другие говорили: «Это слова не бесноватого. И разве может бес глаза слепого открыть?»
Тогда в Иерусалиме настал праздник Обновления, была зима, и Иисус ходил в Храме по галерее Соломона; и вот иудеи Его окружили и Ему говорили: «Доколе забираешь души наши? Если ты – Христос, скажи нам прямо!» И ответил им Иисус: «Я вам сказал, но вы не верите. Дела, которые делаю во знании Моего Отца, ручаются за Меня, но вы не верите, потому что вы не из Моих овец. Мои овцы Мой голос слышат, и Я узнаю их, и идут за Мной, и Я даю им жизнь вечную и никогда не погублю – никто не похитит их из Моих рук. Что дал Мне Мой Отец – всего больше. Я и Отец – одно, а из руки Отца похитить не может никто». Снова иудеи притащили камни, чтобы Его закидать, и ответил им Иисус: «Много добрых дел показал вам от Отца. За которое из этих дел кидаете в Меня камни?» Ответили Ему иудеи: «За доброе дело не кидаем в тебя камни, но за богохульство – что ты, человеком будучи, делаешь себя богом». Ответил им Иисус: «Разве не написано в Законе вашем, „Я сказал, вы – боги“? Если названы богами те, к кому слово Бога было, и не может быть упразднено Писание, которое Отец освятил и послал в мир – вы говорите, „богохульствуешь“, потому что Я сказал, „Я – Сын Бога?“ Если не делаю дела Моего Отца, не верьте Мне. Если делаю, но не верите Мне – делам верьте, да познали вы и знали, что Отец – во Мне, а Я – в Отце». И снова они хотели Его схватить, однако, из рук их вышел и снова пошел на берег Иордана, на место, где раньше был Иоанн Креститель, и остался там; и многие пошли к Нему и говорили: «Иоанн знамения не сотворил ни одного, но все, что Иоанн сказал о Нем, была истина»; и многие поверили в Него там.
(XI) Был один больной, Лазарь из Бетании, из селения Марфы и Марии, сестры ее. Мариам, брат которой, Лазарь, болел, помазала Господа миром и вытерла ноги Его своими волосами. И вот сестры послали к Нему сказать: «Господи! Тот, кого Ты любишь, болеет». Услышав, Иисус сказал: «Болезнь эта не к смерти, но к славе Бога, чтобы Сын Бога прославлен был через нее». Любил Иисус Лазаря, Марфу и сестру ее, и как услышал, что тот болен, тогда на месте, где был, остался на два дня, а потом говорит ученикам: «Пойдем снова в Иудею». Говорят Ему ученики: «Равви, теперь иудеи хотят закидать Тебя камнями, а Ты снова туда идешь?» Ответил Иисус: «Разве не двенадцать часов в дне? Кто идет днем, не спотыкается, он свет этого мира видит; спотыкается, кто идет ночью, потому что в ней света нет». Это сказал, а после этого говорит им: «Лазарь, наш друг, уснул, но Я иду, разбужу его». Сказали Ему ученики: «Господи, если уснул, исцелится». Иисус сказал о его смерти, а они подумали, что о засыпании в сон Он говорит. Тогда Иисус прямо им сказал: «Лазарь умер, а Я радуюсь за вас, что там не было Меня, и теперь вы уверитесь. Но, идем к нему». Сказал Фома, называемый «Близнец», соученикам: «Идем и мы, умрем с Ним». И придя, Иисус нашел его уже четыре дня лежащим в гробнице. А Бетания была близ Иерусалима, стадий около пятнадцати, и многие из иудеев пришли к Марфе и Марии, чтобы утешить их о брате; и Марфа, как услышала – идет Иисус, пошла встретить Его, а Мариам в доме сидела. И сказала Марфа Иисусу: «Господи, если бы здесь был Ты, не умер бы мой брат, но и теперь знаю – о чем попросишь Бога, даст Тебе Бог». Говорит ей Иисус: «Воскреснет твой брат». Говорит Ему Марфа: «Знаю, воскреснет в Воскресение в последний день». Сказал ей Иисус: «Воскресение и жизнь – Я. Каждый живой и верящий в Меня не умрет никогда. Верящий в Меня, если и умрет, живым будет. Веришь ты в это?» Говорит Ему: «Да, Господи, я поверила, Ты – Христос, Сын Бога, идущий в мир!» Сказав это, она ушла и позвала сестру свою Мариам, тайком сказав: «Учитель идет и зовет тебя». Та, как услышала, быстро поднялась и идет к Нему; а Иисус в селение не пошел, но был там, где встретила Его Марфа. И вот иудеи, в доме с ней бывшие и ее утешавшие, увидев Мариам, что быстро встала и вышла, пошли за ней, думая – идет к гробнице, да поплачет там, а Мариам, как пришла туда, где был Иисус, Его увидев, к ногам Его упала, Ему говоря: «Господи, если бы здесь был Ты, не умер бы мой брат». Иисус, как увидел ее, плачущую, и пришедших с ней иудеев, плачущих, возмутился духом и содрогнулся, и сказал: «Где его положили?» Ему говорят: «Господи, иди и смотри». Заплакал Иисус. Иудеи говорили: «Смотри, как Он любил его». Некоторые из них сказали: «Разве не мог Он, который глаза слепого открыл, сделать, и чтобы этот не умер?» И Иисус, снова внутри возмутившись, идет к гробнице. Была то пещера и камень, положенный на нее. И говорит Иисус: «Уберите камень». Говорит Ему сестра скончавшегося, Марфа: «Господи, уже смердит, четырехдневный ведь». Говорит ей Иисус: «Разве не сказал тебе – если поверишь, увидишь славу Бога?» Убрали камень, а Иисус поднял взор вверх и сказал: «Отец, Тебя благодарю – Ты Меня услышал. Я познал – Меня слышишь всегда, но ради людей, вставших вокруг, сказал, чтобы они поверили – Меня послал Ты». И это сказав, закричал громким голосом: «Лазарь, выходи!» И погребенный вышел, связанный по рукам и ногам, а лицо его полотном было обмотано. И говорит им Иисус: «Развяжите его и дайте ему идти». И вот многие из иудеев, к Мариам пришедших и на то, что Он сотворил, посмотревших, поверили в Него, а некоторые из них ушли к фарисеям и сказали им, что сотворил Иисус.
И вот архиереи и фарисеи собрали совет старших и говорили: «Что делаем? Этот человек творит много знамений. Если оставим Его так, все в Него поверят, и придут римляне, и возьмут и место, и народ». И один из них, некто Кайафа, архиереем будучи того года, сказал им: «Вы не мыслите и не познаете ничего. Нам лучше, чтобы один человек умер вместо народа, а не весь народ погиб». Это он сказал не от себя, но будучи архиереем того года, пророчествовал, что Иисус собирался умереть за народ, и не за народ только, но и рассеянные чада Бога соберет Он воедино. И с того дня они договорились, что Его убьют, и теперь Иисус открыто по Иудее не ходил и с того места ушел на землю рядом с пустыней в Эфраимом называемый град, и там остался с учениками. А скоро у иудеев была Пасха, и многие перед Пасхой с земли пошли в Иерусалим, чтобы себя очистить, и искали Иисуса, и встав в Храме, между собой говорили: «Вам что кажется – не придет Он на праздник?» А архиереи и фарисеи дали заповедь, да кто прознает, где Он – донес, чтобы схватили Его.
(XII) А Иисус за шесть дней до Пасхи идет в Бетанию, где Лазарь был, которого Иисус поднял из мертвых. Там приготовили для Него ужин, и Марфа служила, а Лазарь был одним трапезничавшим с Ним. И вот Мариам, взяв кувшинчик мира настоящего, нардового, помазала ноги Иисуса и ноги Его вытерла своими волосами, и дом наполнился благоуханием мира; а Искариот Иуда, один из Его учеников, собирающийся Его предать, говорит: «Почему это миро (было) не продать за триста динар и подать нищим?» – Это он сказал не потому, что волновался о нищих, а был держащим сундучок и вор, и что бросали, таскал. И сказал Иисус: «Оставьте ее. Она сберегла его на день Моего погребения. Нищие с вами всегда, Я – не всегда».
И вот большая толпа иудеев узнала, что Он там, и пришли не из-за Иисуса только, но и чтобы Лазаря увидеть, которого Он поднял из мертвых; и договорились архиереи, что и Лазаря убьют, потому что из-за него многие из иудеев шли и верили в Иисуса. И утром большая толпа, пришедшая на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяла финиковые ветви и вышла Ему навстречу, и кричала: «Слава! Благословен государь Израиля, идущий во знании Господа!» А Иисус, найдя ослика, сел на него, как написано: «Не бойся, дочь Сиона, вот твой Государь идет, сидя на ослике». И тогда Его ученики это не познали, но когда Иисус был прославлен, вспомнили, что это о Нем было написано – и это сделано Им. И толпа, бывшая с Ним, ручалась, что Он Лазаря позвал из гробницы и поднял его из мертвых – толпа и встретила Его потому, что услышала о Нем, что сотворил это знамение. И фарисеи себе сказали: «Видите, толка от вас никакого. Вот мир за ним пошел».