Полная версия
Новый Завет и Пророки «Septuaginta». Точный (Новый Завет) литературный перевод
Горе вам, фарисеи и буквоеды, притворщики, потому что пророкам вы сооружаете гробницы, а праведникам украшаете могилы и говорите – «Если бы в дни наших отцов были мы – никак не участвовали бы в (пролитии) крови пророков». Так вы ручаетесь за себя, что вы – сыновья тех, кто убил пророков, и вы наполните меру ваших отцов. Змеи и змеиное отродье, как избежите вы осуждения в геенну? Для этого Я посылаю вам пророков, книжников, мудрых – за них вы будете убивать, распинать, бить плетьми на ваших сходах и из города в город гнать, чтобы вся кровь праведная, пролитая на землю, восстала против вас – от крови праведного Авеля до крови Захарии, сына Барахии, которого вы убили между жертвенником и Храмом. Аминь, вам говорю – все это на эту породу придет сюда. Иерусалим, Иерусалим, убивающий пророков и бросающий камни в посланных к тебе! Столько раз Я пожелал собрать чад твоих, как птица собирает под крылья своих птенцов – но вы не пожелали. Вот оставляется вам дом ваш пуст, и вам говорю – Меня не увидите, пока не скажете – «Благословен идущий во знании Господа!»»
(XXIV) И выйдя, Иисус уходил от Храма, а Его ученики подошли к Нему, чтобы здания Храма показать Ему; и в ответ им сказал: «Где видите все это, аминь, вам говорю – здесь не будет оставлен камень на камне, который не будет снят». И когда расположился на горе Олив, наедине ученики приблизились к Нему со словом: «Скажи нам – когда это будет, и какой знак окончания времен и Твоего Пришествия?» И в ответ им Иисус сказал: «Смотрите, да не кто вас обманет. Многие придут под именем Моим, сказав, «Христос – я», и многих обманут. Будете ждать слухи о сражениях и шум сражения – смотрите, не трепещите, должно стать – но еще не конец. Будет поднят народ на народ, и царство на царство, будет голод и колебания по местам – все это начало мук. Тогда за знание Меня будете ненавидимы всеми народами, и предадут вас на скорбь, и убьют; и многие усомнятся и предадут друг друга, и друг друга будут ненавидеть. Поднимутся многие лжепророки и многих обманут; и из-за наполнения беззаконием во многих охладеет любовь – спасен будет, кто выдержит до конца; а как поручительство для всех народов всему обитаемому миру возгласится эта Благая весть о Царствовании.
А конец всему придет, когда на святом месте увидите представшую «мерзость опустошения», о которой сказано через пророка Даниила – читающий да понимает. С того времени кто в Иудее – пусть бежит в горы, кто на кровле – да не сойдет взять что из дома своего, кто в поле – да не обратится вспять взять свою одежду. В те дни горе имеющим в утробе и питающим молоком. Молитесь, чтобы бегство ваше не настало в ненастье или в субботу; тогда будет такая великая скорбь, какая от начала мира и доныне не наставала и не настанет, и если бы не были сокращены те дни, не спаслась бы никакая плоть – однако, ради избранных дни те будут сокращены. Тогда если кто-то скажет вам – «смотри, Христос здесь, а может здесь» – не верьте. Поднимутся лжехристы и лжепророки и покажут великие знамения и чудеса, чтобы обмануть, если возможно, избранных – вот Я сказал вам прежде все. И если скажут вам – «Вот Он в глуши» – вы не идите; «Вот в потайной комнате» – смотрите, не верьте. Как молния заблистает от востока на запад, таким будет Пришествие Сына человека, и только «где будут останки – туда слетятся орлы».
Тут со скорбью тех дней «солнце омрачится, и луна не даст света своего; с неба будут падать звезды, и силы Небес будут поколеблены»; тогда посреди неба явится знамение Сына человека, и все роды земли будут пожинаться и увидят «Сына человека, идущего на облаках в небе с силой великой и славой»; и со звуком великой трубы Он пошлет вестников своих – они от четырех ветров, от края до края небес соберут избранных Его.
Научитесь притчей о смоковнице. Когда ее ветвь станет мягкой и даст листья, знаете – лето близко. Так когда все это настающее узрите, знайте, то – близ, при дверях. Аминь, вам говорю – порода эта не минует до поры, когда настанет все. Небо и земля минуют, но слова Мои не минуют, а о дне том и часе не знает никто – ни вестники на Небесах, ни Сын – только Отец.
Пришествие Сына человека будет, как было в дни Ноя. В те дни, кто был до потопа, тоже были так. Ели, пили, женились, выдавались замуж до дня, в который Ной вступил в ковчег – но они не уразумели, пока потоп не пришел и всех их убрал. Таким будет и Пришествие Сына человека: двое будут на поле – один забирается, другой оставляется; две мелящие на жернове – одна забирается, другая оставляется. Итак, бодрствуйте! Вы не знаете, в который день идет ваш Господь;
но знаете, что если бы хозяин дома знал, в который час идет вор – он бодрствовал бы и не дал дом свой подкопать; поэтому будьте готовы вы – Сын человека идет в час, о котором не помыслите. Верный и разумный раб, господином назначенный над челядью своей подать им пропитание в срок, будет рабом безмятежным, если придя, его господин обретет его делающим так. Аминь, вам говорю – поставит его над всем имением своим. А если раб тот плохой и скажет в сердце своем – «Мешкает мой господин», и станет таких, как он, рабов бить и есть-пить с пьянствующими – придет господин раба того в день, который не ждет, в час, о котором не знает, и отсечет его, и назначит ему участь с притворщиками – там будет плачь и скрежет зубов.
(XXV) Царствование Небес подобно тому, как десять дев, светильники свои взяв, пошли на встречу жениха, и пять из них были разумны, а пять – глупы; и которые глупы, светильники свои взяв, не взяли с собой масло, а разумные со своими светильниками взяли масло в кувшинах. И когда стал мешкать жених, все они задремали и спали, а посреди ночи раздался окрик – «Вот жених, выходите на встречу его». И все девы пробудились и снарядили светильники свои, а глупые сказали разумным – «Гаснут светильники наши, оставьте нам от вашего масла». А разумные ответили – «Чтобы потом не остаться без масла и вам, и нам, лучше к продающим идите, себе купите». И когда отошли купить, пришел жених, и кто был готов, вместе с ним вступили на торжество – и затворились врата. А потом подошли остальные девы – «Господи, господи, отвори нам!» И в ответ сказал – «Аминь, вам говорю – я не знаю вас». Итак, бодрствуйте! Вы не знаете ни день, ни час.
Так человек, уезжая, позвал своих рабов и передал им средства свои – кому-то дал пять талантов, кому-то два, кому-то один – каждому по силе его, и уехал. Взявший пять талантов, сразу пойдя, на них потрудился и получил прибыль – другие пять. Подобно получили прибыль два – другие два. А взявший один, уйдя, серебро своего господина, закопав в землю, скрыл. И после долгого времени господин тех рабов приходит и собирает с них по обязательству; и взявший пять талантов, придя, принес другие пять талантов, сказав – «Господин передал мне пять талантов. Вот я получил прибыль – другие пять талантов». И его господин ему сказал – «Хорошо, раб добрый и верный. С малым верен, над многим тебя поставлю. Участвуй в радости господина твоего». И (взявший) два таланта, придя, сказал – «Господин передал мне два таланта. Вот я получил прибыль – другие два таланта». И его господин ему сказал – «Хорошо, раб добрый и верный. С малым верен, над многим тебя поставлю. Участвуй в радости господина твоего». А взявший один талант, придя, сказал – «Господин, я тебя узнал; ты – человек жестокий и жнешь, где не сеял, и берешь, что не давал; и уйдя, испугавшись, твой талант я скрыл в земле. И вот – твое у тебя». И в ответ ему его господин сказал – «Раб ленивый и лукавый. Ты знал – я жну, где не сеял, и беру, что не давал – значит, ты должен был бросить мое серебро ростовщикам, чтобы придя, я получил мое обратно с процентом. Итак, талант у него заберите и дайте тому, у кого десять талантов».
Кто все имеет – тому дано будет и преуспеет, а кто не имеет – и что имеет, забрано будет от него. А негодного раба изгоните в дальнейший мрак, туда, где будет плач и скрежет зубов.
Когда Сын человека со всеми своими небесными вестниками придет с Небес в славе своей, тогда займет место на престоле своей славы; и все народы собраны будут перед Ним, и отделит одних от других, как пастух отделяет коз от овец; и овец поставит по правую руку от себя, а коз – по левую. И царствуя, тем, кто по правую руку, скажет – «Идите сюда, благословенные Отца Моего, вступите во владение Царством, приготовленным вам при основании мира. Когда Я голодал – вы подали Мне еду; жаждал – напоили Меня; был без пристанища – приняли Меня; нуждался в одежде – одели Меня; был немощен – присмотрели за Мной; был в тюрьме – пришли ко Мне». А живущие в правде ответят Ему – «Господи, когда мы видели Тебя голодного – и накормили Тебя; жаждущего – и напоили; видели Тебя без пристанища – и приняли Тебя; видели Тебя в немощи или в тюрьме – и пришли к Тебе?» И царствуя, в ответ им скажет – «Аминь, вам говорю – раз сделали (это) одному из малых сих моих братьев – значит, сделали Мне». А тем, кто по левую руку, скажет – «Вы, проклятые, идите прочь от Меня в вечный огонь, готовый Клеветнику и вестникам его. Когда Я голодал – вы не подали Мне еду; жаждал – не напоили Меня; был без пристанища – не приняли Меня; нуждался в одежде – не одели Меня; был в немощи или в тюрьме – не присмотрели за Мной». И ответят Ему – «Господи, когда мы видели Тебя голодным, жаждущим, нуждающимся в одежде, без пристанища, в немощи или в тюрьме – и не послужили Тебе?» Тогда ответит им – «Аминь, вам говорю – раз не сделали (это) одному из малых сих – значит, не сделали Мне». И пойдут они на вечную кару, а живущие в правде – в вечную жизнь».
(XXVI) И когда все это слово Иисус закончил, настало, что своим ученикам сказал: «Знаете, что через два дня наступает Пасха, и Сын человека предается на распятие».
А архиереи и главные в народе сошлись на двор архиерея, которого звали Каиафа, и договорились, что хитростью они Иисуса возьмут и убьют; и говорили: «Только не в праздник, только чтобы не случилась смута среди людей».
А Иисус прибыл в Бетанию, в дом прокаженного Симона, и когда обедал, женщина с сосудом драгоценного мира приблизилась к Нему и вылила на Его главу – и увидев, вознегодовали ученики: «Чего ради такая растрата? Его можно было дорого продать и подать нищим». И познав, Иисус сказал им: «Зачем беспокоите женщину? Хорошее дело сделала для Меня. Нищие у вас при себе всегда, Я – не всегда. Это миро она излила на тело Мое, чтобы исполнить Мое погребение. Аминь, вам говорю – во всем мире, где возгласится эта Благая весть, и что она сделала, рассказано будет о ней в воспоминание».
И вот один из двенадцати, которого звали Иуда Искариот, пойдя к архиереям, сказал: «Мне, что захотите, дайте, и я предам Его вам». И определили ему тридцать серебряных монет, и теперь, чтобы предать Его, он стал искать момент удобный.
И в первый день Пресного хлеба подошли к Иисусу ученики: «Где хочешь, приготовим Тебе пасху?» И сказал им: «Идите в город к такому-то и скажите ему, учитель говорит – „Близок Мой срок. С Моими учениками делаю у тебя пасху“». И сделали ученики, как научил их Иисус, и сделали пасху; и когда вечер настал, был за столом с двенадцатью; и когда ели, сказал: «Аминь, вам говорю – один из вас Меня предаст». И сильно печалясь, один за другим они стали Ему говорить: «Господи, неужели я?» И в ответ сказал: «Со Мной протянувший руку к блюду, этот Меня предаст. Сын человека идет, как о Нем написано, однако, горе тому, через кого предан Сын человека. Ему добро, чтобы не был рожден тот человек». В ответ Ему Иуда сказал: «Наставник, неужели – я?» И говорит ему: «Ты сказал». И когда ели, взяв хлеб, Иисус благословил и преломил, и подав ученикам, сказал: «Примите, вкусите – это тело Мое». И взяв чашу, благословив, подал им: «Выпейте из нее все – это кровь Моя, Завета, за многих проливаемая для избавления от бестолковости; и вам говорю – больше не пью от этого плода до того Дня, когда с вами буду пить новое, в Царстве Моего Отца».
И воспев, они вышли на гору Олив, и говорит им Иисус: «В эту ночь все вы во Мне усомнитесь; написано – „Поражу пастуха, и рассеются овцы пастуха“; а после Моего воскресения перед вами буду идти в Галилею». В ответ Ему Петр сказал: «Пусть все усомнятся в Тебе, я никогда не усомнюсь». И сказал ему Иисус: «Аминь, тебе говорю – этой ночью, прежде чем петух возгласит, ты три раза от Меня отречешься». Петр Ему говорит: «Если надо будет мне с Тобой даже умереть, от Тебя точно не отрекусь». И все ученики так сказали.
И вот Иисус идет с ними на место, называемое Гецемани, и ученикам говорит: «Расположитесь здесь, пока пойду туда и вознесу молитву». И взяв с собой Петра и двух сыновей Зеведея, стал тревожным и печальным, и говорит им: «Печальна душа моя до смерти. Останьтесь здесь, со Мной бодрствуйте». И пройдя еще вперед, упал на свое лицо, молясь: «Отче Мой, если возможно, пусть эта чаша пройдет мимо Меня! Однако, не как хочу Я, но как Ты». И приходит к ученикам, и находит их спящими, и Петру говорит: «Не смогли один час со Мной бодрствовать? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не стать в испытании. Готов дух, изнемогла плоть». И снова отойдя, во второй раз вознес молитву: «Отче Мой, если нельзя ее миновать, разве откажусь пить ее? Пусть исполнится воля Твоя». И вернувшись, нашел их снова спящими – веки их отяжелели. И оставив их, снова уйдя, в третий раз вознес молитву, снова то же слово сказав. И приходит к ученикам, и говорит им: «Все покоитесь и спите? Пришел час, Сын человека предается в руки бестолковых. Поднимайтесь, идем. Вот приблизился Меня предающий».
И когда еще говорил, приблизился Иуда, один из двенадцати, и с ним, с мечами и с дубинами большая толпа от архиереев и старших в народе. А предающий Его передал им знак: «Кого приветствую – это Он, Его схватите». И подойдя к Иисусу, тут он сказал: «Здравствуй, наставник» – и приветствовал Его. Иисус ему сказал: «Друг, на кого идешь?» Тогда подойдя, они наложили на Иисуса руку и схватили Его. Тут один из тех, кто был с Иисусом, потянув, вытащил свой меч и ударил раба архиерея, и отсек ему ухо; а Иисус ему говорит: «Меч твой верни на его место. Каждый, кто взял меч, мечом будет погублен. Думаешь, Я не могу просить Моего Отца, и в тот миг поставит передо Мной и более дюжины легионов небесных вестников? Но тогда как исполнится Писание – ведь оно должно сбыться так». И сказал толпе Иисус в час тот: «Как на грабителя вышли с мечами и с дубинами Меня взять? День за днем уча, Я занимал место в Храме, и вы не задержали Меня. Все это настало, чтобы Писания пророков исполнились». И все ученики, бросив Его, бежали, а схватившие увели Иисуса к архиерею Кайафе – там собрались буквоеды и старшие в народе; и вдалеке Петр шел за Ним до архиереева двора, и зайдя внутрь, со слугами сидел, чтобы конец дела видеть.
И чтобы предать Иисуса смерти, архиереи и весь совет старших искали на Него лживое свидетельство, но даже от многих пришедших и лживое свидетельство дающих таковое не нашли; однако, потом двое пришедших сказали, что сказал: «Могу Храм Бога разрушить и через три дня воздвигнуть». И встав, архиерей Ему сказал: «На то, в чем эти Тебя обвиняют, ничего не отвечаешь?» А Иисус молчал. Тогда архиерей Ему сказал: «Ради Живого Бога заклинаю Тебя, нам скажи! Ты – Сын Бога Христос?» И говорит ему Иисус: «Ты сказал; и еще вам говорю – теперь увидете Сына человека на месте по правую руку Силы и сходящего на облаках посреди неба». Тут архиерей порвал на себе одежду: «Бога унизил! Еще нужда у нас в свидетелях?! Вы прямо здесь слышали хулу! Вы что думаете?» И в ответ они сказали: «Повинен смерти», и теперь стали плевать Ему в лицо и наносить Ему удары, а некоторые ударили по щеке, сказав: «Пророчествуй, Христос, кто стал смеяться над Тобой».
А Петр сидел совне, и служанка подошла к нему, сказав: «И ты был с Иисусом из Галилеи!» И он отрекся перед всеми: «Не знаю, о чем ты говоришь». И когда стал выходить через ворота, другая увидела его и тем, кто был там, говорит: «Этот был с назореем Иисусом». И снова он отрекся с клятвой: «Человека не знаю». А стоящие, немного приблизившись, Петру сказали: «Ты воистину из них. Твой говор тебя выдает». Тогда он стал клясться и заклинать, что человека не знает – и тут петух возгласил. И вспомнил Петр слово Иисуса реченное: «Прежде, чем петух возгласит, ты три раза от Меня отречешься», и выйдя вон, горько плакал.
(XXVII) А когда настало утро, все архиереи и старшие в народе относительно Иисуса приняли решение – предать Его смерти, и Его связав, отвели и передали правителю Пилату. Тогда предавший Его Иуда, поняв, что Он приговорен, раскаявшись, тридцать серебрянных монет вернул архиереям и старшим, сказав: «Предав жизнь невинную, я никчемен». И сказали: «Как знаешь, нам то что…» И серебро швырнув «на Храм», он удалился, и отойдя, удавился; а архиереи, забрав серебро, сказали: «Раз оно – плата за кровь, бросить его в сокровищницу Храма нельзя». И держав совет, купили на него землю горшечника для погребения чужих людей; и названо это поле «земля за кровь». И вот реченное через пророка Иеремию: «Взяли тридцать серебрянных монет, цену Оцененного, которого у сыновей Израиля оценили» – исполнилось; и дали их за землю горшечника – «как Мне устроил Господь».
И вот Иисус был поставлен перед правителем, и правитель Его спросил: «Ты – государь иудеев?» И ответил Иисус: «Ты сказал»; а когда архиереи и главные в народе Его обвиняли, Он ничего не ответил. Тогда Пилат Ему говорит: «Не слышишь, сколько тебя обвиняют?» А Он и словом одним не ответил ему, так что правитель весьма удивился. А у правителя был обычай на праздник освобождать одного узника для толпы, которого хотели, и был у него особенный узник, которого звали Варавва Иисус – и когда собрались, Пилат им сказал: «Освобожу вам, кого захотите – Варавву Иисуса или Иисуса, называемого Христом». Он знал, что Его предали из зависти, но архиереи и главные в народе убедили толпу, чтобы просили Варавву, а Иисуса бы погубили. И вот обратясь, правитель сказал им: «Кого из двух, хотите, вам освобожу?» И сказали: «Варавву». А когда он располагался на помосте правителя, к нему послала его жена со словом: «К этому праведнику у тебя ничего нет, а я сегодня в сновидении сильно за Него пострадала». И говорит им Пилат: «А что буду делать с Иисусом, которого называют Христом?» Все говорят: «Пусть будет распят». И говорит им: «Что он сделал плохого?» Но они кричали все громче: «Пусть будет распят». И увидев, что все бесполезно, и смута становится больше, Пилат, взяв воду, умыл руки перед толпой, сказав: «Будете видеть – в этой крови я неповинен». И в ответ все люди сказали: «Его кровь на нас и на детях наших». И освободил им Варавву, а Иисуса, бичевав, передал, чтобы был распят.
Тогда солдаты, забрав Иисуса в расположение, собрали на Него всю когорту, и раздев Его, нацепили на Него пурпурный плащ, и сплетя венец из терновника, положили на Его главу, а в правую руку (дали) Ему палку, и падая перед Ним на колени, стали смеяться над Ним: «Здравствуй, государь иудеев!» И поплевав на Него, забрали палку и били Его по голове; а когда над Ним посмеялись, сняли с Него плащ и надели на Него Его одежду, и увели Его, чтобы распять; и когда выходили, встретили человека, киринейца по имени Симон, и заставили Его крест взять.
А когда пришли на место, называемое «Голгота», что значит, «место черепов», дали Ему пить смешанное с желчью вино – и отведав, пить не захотел; а распявшие Его «разделили одежду Его, бросая жребий», и расположившись там, Его стерегли, а над Его головой поместили надпись о Его вине: «Это Иисус, государь иудеев». И два разбойника распинаются с Ним – один справа, другой слева; и проходящие мимо ругали Его, качая своими головами: «Храм разрушающий и за три дня воздвигающий! Если ты – сын Бога, спаси себя, сойди с креста». Так же и архиереи с буквоедами и старшими, смеясь, говорили: «Государь Израиля других спас, себя спасти не может. Теперь пусть сойдет с креста, и мы поверим ему. Положился на Бога – теперь пусть Он, если хочет, избавит его – сказал же: „Я – сын Бога“». Точно так и грабители, распятые с Ним, бранили Его. А с шестого до девятого часа на всю землю опустился мрак, и около девятого часа Иисус громким голосом воззвал: «Эли, эли! Лема савактани?» – Что есть, «Бог Мой, Бог Мой! Для чего Меня оставил?» И некие из вставших там, услышав, говорили: «Илию зовет». И тут один из них, побежав и взяв губку, наполнил уксусом, и нацепив на палку, подавал Ему пить; а прочие говорили: «Хватит, а то увидим, как Илия идет спасти Его». И Иисус, еще раз закричав громким голосом, стал бездыханным.
Тут завеса в Храме разделилась сверху донизу надвое, и содрогнулась земля, и раскололись скалы, и отверзлись гробницы, и воскресли тела многочисленных усопших святых, и выйдя из гробниц при Его воскресении, они вступили в Святой град и многим явились. И центурион, и стерегущие с ним Иисуса, колебание земли и произошедшее увидев, весьма устрашились, сказав: «Воистину Он был сыном Бога». Были там и многие женщины, издалека наблюдая – среди них Мария Магдалина и Мария Иакова, мать Иосифа, и мать сыновей Зеведея. Они, служа Иисусу, от Галилеи шли за Ним.
А когда вечер настал, пришел человек-богач из Ариматеи по имени Иосиф, который сам стал учеником Иисуса. Придя к Пилату, он попросил тело Иисуса, и Пилат повелел отдать, и забрав тело, Иосиф обернул Его чистым полотном и положил Его в свою новую гробницу, которую высек в скале, и привалив к входу в гробницу большой камень, ушел; а Мария Магдалина и другая Мария, расположившись напротив погребения, там были.
И на следующий день после Приготовления архиереи и фарисеи сошлись у Пилата, сказав: «Господин, мы вспомнили, что этот обманщик, еще будучи живым, сказал – „Через три дня воскресаю“. Так повели до срока третьего дня укрепить погребение, чтобы Его ученики, придя, Его не украли и людям не сказали – „Из мертвых воскрес“; и последний обман будет хуже первого». Пилат сказал им: «Идите, получите стражу, укрепите, как знаете». И пойдя со стражей, погребение они укрепили, камень опечатав.
(XXVIII) А на рассвете после субботы, когда в первый день после субботы солнце взошло, Мария Магдалина и Мария другая пошли смотреть на погребение. И тут случилось сильное колебание земли, и небесный вестник, сойдя с неба и приблизившись, камень отвалил и на нем сел. А облик его был как молния, и одежда его – белой, как снег; и устрашась им, стерегущие содрогнулись и стали как мертвые; и в ответ женщинам вестник сказал: «Не бойтесь. Знаю, ищете Иисуса распятого. Здесь Его нет. Как Он сказал – Он воскрес. Идите, посмотрите место, где Он лежал, и пойдя немедля, скажите Его ученикам, что из мертвых воскрес и теперь перед вами идет в Галилею, там Его увидите. Вот я вам сказал». И немедля отойдя от гробницы, со страхом и великой радостью они устремились с известием к Его ученикам; и тут Иисус встретил их, сказав: «Радуйтесь!» И приблизившись, Ему они поклонились, обхватив Его ноги; и говорит им Иисус: «Не бойтесь. Идите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею – там Меня увидят».
И пока они шли, кто-то из стражи, придя в город, о всем произошедшем возвестил архиереям; и вместе со старшими собрав совет, изрядное количество серебра они взяли и дали солдатам со словом: «Скажите – „Среди ночи Его ученики, придя, Его украли, а мы спали“. А когда об этом услышит правитель, его мы убедим и оставим вас без печали». И взяв серебро, они сделали так, как были научены, и слово это распространено среди иудеев по сей день.
А одиннадцать учеников пошли в Галилею на гору, которую назначил им Иисус – и увидев Его, они поклонились, а некоторые усомнились. И приблизившись, Иисус им сказал: «Вся власть на Небесах и на земле передана Мне. А вы пойдите и научите все народы, для знания об Отце, Сыне и Святом Духе омывая их и уча их хранить все, что Я вам повелел. И вот на каждый день Я среди вас до срока завершения века».
Благая Весть по Луке
Раз многие уже пробовали сложить повествование об исполнившихся среди нас делах – как передали нам с (самого) начала (их) своими глазами видевшие и ставшие служащими (их) разумению, помыслилось и мне, исследовавшему все с самого начала и точно по порядку, написать (о них) тебе, могущественный Феофил, чтобы надежность разумения, относительно которого наставлен, ты познал.
В дни Ирода (Великого), государя Иудеи, настало быть некоему иерею по имени Захария, от службы Авии, и его жене, из дочерей Аарона, имя которой Елизавета. Оба они перед Богом были праведны, по всем заповедям и правде Господа поступая безупречно, но не было у них детей, потому что Елизавета была бесплодна, и оба были уже в летах.
И вот посреди своего служения согласно принятому жребию священства, когда по чину дневной службы он вошел в Храм Господа, настало ему быть перед Богом для возжигания ладана – а в час каждения ладаном все множество народа было вовне, молясь; и узрен был им вестник Господа, вставший справа от жертвенника с ладаном – (его) узрев, Захария содрогнулся, и напал на него страх, а вестник ему сказал: «Не бойся, Захария, раз стало услышано моление твое, и Елизавета, жена твоя, родит тебе сына. Ты назовешь имя его – „Иоанн“, и настанет радость и ликование тебе, и многие при его рождении возрадуются. Перед Господом он будет велик, „вино-пиво пить не станет“, исполненным будет Духом Святым еще от чрева матери своей и многих сыновей Израиля возвратит к Господу Богу их, а сам идет перед Ним в духе и силе Илии – к детям обратить сердца отцов, непокорных в разумении праведного, Господу приготовить народ готовый».