bannerbanner
Иван стрелец. Песчаная башня
Иван стрелец. Песчаная башня

Полная версия

Иван стрелец. Песчаная башня

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
15 из 33

Они ехали вдоль Северной стены .Справа был порт.Впереди Рижский замок.Крепость эта была за городскими стенами.потому что возникла как результат конфликта горожан,и ливонских рыцарей,которые хоть и считались "железом" в руках рижского архиепископа,но порой конфликтовали и с ним.А уж с горожанами,которые получили самоуправление и свой суд,постоянно.И вот в 1330 году горожане изгнали рыцарей-крестоносцев из города окончательно.разрушив замок ландмайстера,стоявший в центре города.Рыцари построили новый замок,в путевой версте от города.Но город рос,и конфликты не прекращались.Ландмайстер ордена счёл за лучшее перенести свою резиденцию в Венден,во вновьотстроенный для него ещё один замок,в котором теперь сидел губернатор литовского Задвинья,гетман Ходкевич.А замок,что был рядом с Ригой.горожане тоже разрушили ,как и тот, что стоял когда-то в центре Риги ,и думали,что раз и навсегда.Однако через тринадцать лет Рига и Орден,понимая как вредит торговле их вечна свара,примирились,теперь уже на всегда,и горожане обязались Рижский замок восстановить.Занимались они этим почти двадцать лет,ни шатко не валко.но всё же закончили работы,и новый замок стал местом откуда рыцари могли тоже вести торговлю,построив собственную пристань.Со временем совсем забыв старые обиды,над выкопанным между городской стеной и замком каналом,через который запустили воду в новый ров, перед новым Северным валом,навели мост,названный Замковым.Деревянный с каменными основами,он оказался удобен для горожан у которых были дела на пристанях,так не надо было делать большой крюк по городу,а когда Готхард Кетлер упразднил Орден,и городским ландскнехтам,что несли в замке службу,семьи которых жили в городе.

Кибитка остановилась,Клаус Бемё выпрыгнул наружу, выбил о край кибитки свою трубку и сунул ей в запазушный карман.Капрал вытолкнул "барона" Гуго.Иван выглянул наружу,но выходить не стал.Рижский замок и его хозяйство было прямо перед ним.Сам замок был четырёх башенным.Две большие круглые башни,с пушечными бойницами держали замковые стены с северной и южной стороны,другие две башни были чуть по ниже.квадратные.и не такие объемные,без артиллерийских бойниц,с узкими прорезями для аркибузёров и арбалетчиковв самом верху.С северной стороны одной из круглых башем.скрытые забором,находились хозяйственные постройки,скотный двор,огороды,а с южной замка небольшая ,на десяток домов слобода,где жили семьи солдат и капралов,не имевших земли в городе.Дальше Иван увидел Замковый мост,на котором к его удивлению были тоже какие-топостройки.И под мостом тоже кипела жизнь,это был мир Земтилты (Подмостья).где,как только началась война,начали селится беглые крепостные,а потом и всякого рода бродяги,беглые с иноземных кораблей матросы,со временем к ним присоединились разыскиваемые должники,а уж за ними все кому была мила такая жизнь,жизнь бродяги.Попытка очистить Земтилту не к чему не привела.Бродяги,не желая покидать город,где всегда можно было разжиться хлебом,перекочевали в другой район,и стали донимать честных бюргеров,тогда их и оставили в покое,из их среды всегда можно было нанять людей на самую грязную работу в городе,или в порту.

–Не хотите размяться?-спросил Ивана Клаус, пока капрал подозвал подвернувшегося ландскнехта и отправил его в замок.

–Посижу.-ответил Иван-А что это там,на мосту?

Клаус обернулся, и с обычной для себя улыбкой он ответил:

–Это лавки.Там всем торгуют.Даже булками и вином.

–Зачем же на мосту?-удивился Иван.

–Там нет городской земли,и потому не надо платить никаких налогов-ответил Клаус.

–Ха!Хитро!-усмехнулся Иван.

А Клаус доставший свою трубку,и опять набивавший её.ткнул мундштуком в лачуги что видны были под мостом на обеих берегах канала,и сказал:

–Но надо платить тому.кто заправляет вот тем местом.

–А что это?

–Подмостье,или как называют местные Земтилта-Клаус раскуривал трубку,и припыхивал дымком-Гиблое место скажу я вам.вроде не большое,а гиблое.Не добрые люди там обитают! Увы в любом городе есть свой Двор объедков.

К кибитке подъехал сотник Телепнёв.За ним появился сам боярин Кваснин-Окороков,в сопровождении Беды. Под мышкой он сжимал свой драгоценный ларец.

–Сейчас отдадим арестанта,и я сопровожу вас в Русское подворье.Тут уже не далеко.Переедем мост,и вдоль Северной стены,до Песочной башни.-словно извиняясь за задержку стал объясняться Бёме.

Но русские не слушали его.Их занимало что-то,что происходило на реке.

–Какой огромный!-воскликнул боярин,ткнув в бок Беду,глаза которого округлились от удивления.

Иван оставаясь в кибитке,переместился надругую её сторону,и открыл ту дверь,что смотрела на пристани.Пахнуло не ведомым ему до того солёным морским воздухом, надуваемым ветром с залива.А на середине реки,так как у пристани для него было слишком мелко,под огромными флагами,стоял четырехмачтовый корабль,фрегат.из тех что использовали и для войны,и для торговли.На двух его нижних палубах были видны деки для пушек.которые сейчас были спрятаны за заслонками,а на верхней палубе.по бортам.торчали в уключинах лёгкие фальконеты,для тех кто рискнёт на абордаж судна.Корабль разгружался.К нему подходили ботики,некоторые с закреплёнными за ними плотами,и на них,с лебедок,грузили ящики,а в одну лодку.на перекладине спускали женщину.всю в белом,видимо одежда её была из белого меха, женщина что-то кричала,ей что-то кричал дородный мужчина свесившийся через борт,а снизу,что-то кричали гребцы,тянувшие руки в ней и перекладине,желая помочь ей сесть в лодку.

–Датский фрегат-повернувшись к реке,сказал Клаус Бёме,несколько не удивлённый любопытством гостей,он знал,что русские не привыкли к морским судам-На нём сорок пушек.и десять фальконетов!

–Целый гуляй-город на воде!-восхитился Телепнёв.

–Рождество же скоро,наши договорились с местными католиками,праздники провести без конфликтов-продолжал Клаус-Вот на площади перед Ратушей каких только развлечений не будет.Везут к нам всякие чудеса,да ещё и театр итальянский.Видимо они на этом фрегате.

–Театр?-переспросил Телепнёв-Это что такое?

Клаус вздохнул,какие всё таки эти русские!И подумал вдогонку:"Вот спит в своей земле этот народ,и когда проснётся, явится нам что-то ужасное, и величественное".И затянулся как следует.

–Театр,это когда люди разыгрывают всякие сценки из жизни, смешные и трагические.

–Ага,и у нас такие есть!-ответил боярин Кваснин-Скоморохи называются.Задорно кривляются.

Боярин повернулся к замку, осмотрев его, спросил:

–А это что же, и есть ваш кремль, где местные бояре сидят?

–Не-ет! Это всего лишь замок, где когда-то обитали орденские ландмейстеры, а теперь это резиденция герцога Кетлера- Клаус уступая видимо уже въевшейся привычке, почесал висок мундштуком трубки, и продолжил- Он правда тут не живёт, бывает только наездами если ландтаг собирается, это местные выборные из дворян, а сам он предпочитает жить в Митаве, или в Гольденгене, а иногда в Кирхгольме.

–Отчего он кочует то по стране, почто нет е него постоянного места?– удивился боярин Кваснин

–Не может выбрать где ему удобней. Но в замке точно жить не будет. Рига вот рядом, в упор, а за рекой паписты. Он хоть их королю и вассал, но всё же…

–А в замке этом что?

–Гарнизон да тюрьма. Замок в аренде у рижан.

–Это как, в аренде? – спросил Телепнёв

–Рижские власти пользуются замком, и платят за него герцогу.

–Ишь ты!– воскликнули и боярин и сонник в одни голос- Холопы у господина в его палатах живут, и за то платят.

–Господа, рижане не его «холёпы». Рижане свободные жители города! Кетлер не владеет Ригой.– поправил московских гостей Бёме.

–Да поняли мы.– сказал боярин Кваснин глянув на кивавшего Телепнёва- И у нас при государе Иване Васильевичи, царствие ему небесное, это нашему нынешнему то государю дед, был такой город- Новгород. Хотели тамошние в самовольстве жить! Да не вышло. Так что у нас холопы царские палаты в наём не берут!

Клаус Бёме поджал губы, и спросил:

–А что же случилось с Новогардом?

– А что с ним случится? Стоит да богатеет! –ответил сотник Телепнёв.

К ним подошёл офицер из крепости.Капрал объяснил ему кого такого он привёз.Офицер приказал капралу вести арестованного,а "барон" Гуго опять напомнил,что он ливонский рыцарь.потребовал развязать себя,и рассказать о себе городскому ратману,герру Розенталю.Офицер кивнул,и ударил "барона" в зашей:"Сообщим!Иди уже.висельник!"

–Ну поедем!-с облегчением,чувствуя избавление от лишней ноши,сказал Клаус,и тут на сцене появился новый,неожиданный персонаж,дернувший его за край одежды.

От неожиданности Бёме вздрогнул и опустил глаза.Под собой он увидел одетого в лохмотья нищего,что устроился на сколоченных из досок санках, на которых он передвигался отталкиваясь от земли двумя коротким костылями, что могли при случае превратится в грозное оружие. Одноглазый смотрел на рижанина слезящимся глазом.и протянув костлявую,обнажившуюся при этом руку,сказал что-то на не понятном языке.Его длинные грязные усы, висели из под носа словно две сосульки. Русские наблюдали эту сцену молча,а Иван припомнил,что уже слышал этот язык на дороге,от пойманного парня-разбойника.

Клаус пихнул нищего ногой .Тот свалился со свое тележки,обнажив голый зад,и две культи вместо ног.Но тут же перевернулся и ловко уселся обратно,из опаски отъехав в сторону.

–Чего он хочет?-спросили в один голос Телепнёв и Иван, один нарусском,другой на немецком.

–Попрошайка!Подмостный житель!Земтилтниек!Из местных!-раздражённо ответил Клаус.а Иван перевёл для всех-Пора ехать господа!

Боярин Кваснин толкнул хмуро смотревшего на всю сцену Беду:

–Ну чего окостенел то!Дай убогому копеечку то!Видишь он голым задом землю грет!

Беда полез в боярскую мошну.что было поручено носить ему на поясе за хозяина.и достав монеты посмотрел.Отсчитал пять медных пулов бросил нищему.Тот бросился их собирать.повторяя:

–Dievs, svētī jūs, labie cilvēki! (латышский язык:Храни вас Бог,добрые люди!)

Удивлению Клауса не было предела.он что-то спросил у Ивана.Иван повернулся к боярину6

–Он спрашивает зачем вы это сделали?

–Так у нас любой нищий божий человек-пожал плечами боярин-Ну поехали уже что ли! Дует с реки то.

Телепнёв развернул коня вслед за Квасниным и Бедой. Последние уже сели в немецкий возок Кручины, Клаус Бёме уже почти залез в кибитку, когда со стоны моста услышали крики. Люди, из тех видимо, что жили под мостом, человек пять, несли к замковым воротам маленькое тело.

Бёме поднял голову, всматриваясь. Через его плечо смотрел Иван. Вернулся и Телепнёв, придержал коня. Солдаты, что стояли у ворот окружили процессию. Меленькое тело положили на снег.

– Что это там? –спросил Телепнёв

– Что там у вас?– обратился Клаус к безногому нищему, что всё так и торчал посреди дороги.

Нищий повернул к нему своё иссохшее ,с длинными солдатскими усами лицо, ненавистно сверкнул глазами, но ответил:

–Утопленника нашли под мостом. Мальчишка.

Телепнёв перекрестился и завернув коня поехал на своё место, между двуколкой Бёме и боярским возком. Иван тоже перекрестился, и уселся в кибитке. За ним залез и сел на своё место Клаус.

Устроившись,посольство тронулось.объезжая замок с левой стороны,к насыпи,что вела на Замковый мост.Пока русское посольство ехало зигзагами меду лавок,которых к счастью было не так много к Северным воротам города,на реке продолжалась разгрузка датского фрегата.

На пристани появился возок,а чуть позже два паланкина, лёгко и быстро несомые носильщиками. Видимо были они ещё пусты.Дама в белых мехах уже была на берегу,рядом с ней складывали ящики и сундуки,от грубо сколоченных,до дорогих.дорожных вместилищ одежды, а она указывала, что и куда ставить.При этом нещадно ругала девушку в лёгкой накидке,что стояла перед ней и виновато опустила голову.

Из подъехавшего возка выпрыгнул городской ратман,герр Ягер,и устремилсяк даме в белом.Завидя его,она приняла изящную позу.и откинула капюшон с головы,тряхнув и разметав по плечам свои золотистые волосы.Карл Ягер едва не поскользнувшись ,приблизился, и схватив руку дамы,стянул с неё меховую рукавицу и облобызал .Рука была холодна .Дама сделал вид,что смущена:

–О,кто вы прекрасный рыцарь?!Не думала.что сюда,на край света дошла молва о моём искусстве!-"пропела" дама нежным голосом.

–Молва о вашем искусстве-с трудом оторвавшись от руки дамы,глянув в её чёрные глаза,герр Ягер сказал-,и о вашей красоте,дойдёт не только до нас,но и до императора Катая,дорогая дона Чиано!

Пока городской ратман продолжал «поедать» губами руку доны Чиано,та повернулась к всё так же стоявшей девушке и сказала на итальянском:

–Видишь мерзавка как я известна!Не знаю зачем мой гусак нанял тебя,может чтобы ты ублажала его плоть!Впредь не теряй моих вещей,а не то я велю этим варварам кинутьтебя в реку!

Девушка вздрогнула,а донна Чиано,поняв,что просто так ей не отнять руку у её внезапного поклонника, обнажила другуюи положила на бритую голову ратмана,ощутив колючую щетину,и слегка погладила:

–Однако назовите же своё имя,прекрасный рыцарь?!

Гер Ягер дрожа от прикосновения примы,отпустил её руку,приосанился. И представился:

–Карл Ягер,городской магистрат.Вы имеете несчастие быть гостями этого холодного края,по моему желанию.Я нанял вашего мужа для Рождественских представлений.

–Ах,да!Вы наш радушный наниматель-голос доны Чиано чуть изменился,прима привыкшая к вниманию графов и маркизов,снизила тон на подобающий для общения ,с хотя видимо и очень богатым,но всё же всего лишь представителем городского сословия.

–Донна Чиано,в Большой гильдии для вас,вашего театра отвели весь верхний этаж…

–Большая гильдия,это дворец?Да,и умоляю вас не называйте меня донна Чиано,а то я чувствую на плечах груз моих лет,ведь мне уже двадцать девять-тут прима кокетливо закатила глаза.-Зовите меня Патриция,как зовут меня мои близкие друзья.

Пока герр Ягер падал на одно колено.опять лобызая руки примы.и восклицал:"Патрисия!Патрисия!Патрисия!".служанка,уже окоченевшая в своей простой накидке,подумала:"Старой ведьме давно за сорок!"

–Так что такое Большая гильдия?

–Это дом где собираются местные торговцы,очень добротный и просторный-ответил поднимаясь с колена герр Ягер,но увидев как искривилось лицо примы,поспешил добавить-Но вы,и ваш супруг, будете жить в лучшей гостинице города, э-э,в "Золотом петухе".Я сниму его для вас!Я вообще оплачу все ваши расходы!

–Мило,очень мило.-сдержано ответила прима,и потерев ладонь о ладонь,добавила-А нельзяли уже побыстрей вселится в этого петуха?Холодно!

–Да!-вскрикнул герр Ягер,и обернувшись к топтавшемуся у возка управляющему,крикнул-Эй,сюда! Как можно быстро доставь донну Патрисию в "Золотого петуха",и скажи там хозяину, что я снимаю всю его гостиницу до конца Рождества!Понял-всю!

Управляющий кивнул.герр Ягер взял руку примы,та успела прошипеть служанке:"Следи за моими вещами.не то я натыкаю иголок тебе под ногти",приняла руку ратмана.и они двинулись к одному из паланкинов.

–Отчего двое носилок?-спросила донна Чиано-Если вторые для моего мужа,то его надо будет закинуть на крышу!Во внутрь он не поместится,так как плоть его давно уже не желает держаться в пределах приличия!

Тут она громко засмеялась.а герр Ягер счёл возможным на такое замечание только вежливо улыбнутся.

Ещё раз облобызав руку актрисы,он посадил её в паланкин,дюжие носильщики подхватили его,и понесли к Портовой башне,предводительствуемые управляющим.А герр Ягер вернулся к тому месту,где служанка оберегала имущество госпожи,усевшись на один из сундуков.и закутавшись поплотней в свою накидку."Бедная девушка,должно быть совсем замёрзла?":но тут мысли его был прерваны новым шумом на пристани.С лодки на доски настила,ворча и чертыхаясь,подняли и поставили очень толстого господина в чёрной мантии.В руке господина был дорожный сундучок с ручкой,он медленно ковылял,сопровождаемый спутником,который был ему полной противоположностью-высок,подтянут,и одет так словно сейчас была ранняя осень,или поздняя весна.Пара подошла к герру Ягеруи все учтиво поклонились друг другу.

Вокруг шеи толстякаросла большая и не опрятная борода,а щёки,словно два ярких плода,вываливались из неё.Это был хозяин театра "Чиано",дон Горанфло Чиано.напомнивший герру Ягеру своим лицом натюрморт художника Джузеппе Арчимбольдо,который рисовал плоды овощей и фруктов так, что они складывались в человеческое лицо.

–Вы кто?-дон Чиано задал вопрос таким тоном,что городской магистр растерялся

–Я Карл Ягер,ваш наниматель.-слегка неуверенным тоном ответил он

–А!Да-да!Поездка к вам была очень неудобной!Я и не думал,что это будет так вот…-повисла мгновенная тишина-…морская качка,этот холод.Нам бы надо оговорить изменение договора в пункте оплаты,что скажите?

–Как вам будет угодно.-поклонился соглашаясь ратман.

–Однако чего же мыторчим тут?Где наш дворец,или хотя бы гостиница?Я хочу жареного мяса,и разогретого винапрости Господи мою грешнуюдушу, не ведающую покоя и ищущую новых мест ,куда ещё не залетали Мельпомена и Талия! Хорошо, что моя прима уже укатила, а то бы опять укорила меня необъятностью моего живота! Скажите милейший, разве я толстый?! – тут хозяин театра повернулся к герру Ягеру своим необъятным боком, потом другим.

Его смущенный спутник наклонился над ухом донна Горанфло, и зашептал:

–Сейчас рождественский пост…

–Что с того?! Что с того ,а? –обратился он к герру Ягеру- Я имею разрешение от поста от самого кардинала и архиепископа миланского, дона Карло Борромео! Вот уж кто ценит театральное искусство…

Видимо будучи по своей натуре и так человеком живым, испытав ещё и приступы морской болезни во время путешествия, Горанфло Чиано не мог замолчать, найдя для разговора важную ему тему, а Ягер подумал,что предлагать итальянцу паланкин при его размерах будут выглядеть издёвкой.тем более он со спутником.с которым видимо не собирался расставаться,и сказал:

–У меня тут закрытый возок.Нас быстро довезут.пойдёмте.

Чиано,прежде чем сдвинутся с места,обернулся к как раз ступившему на пристань старшему приказчику театра,и голосом не терпящим возражений,приказал следить за разгрузкой имущества.и всё доставить куда будет указанно.ничего не потеряв.Тут он заметил сидевшую на сундуках служанку жены:

–Чего расселась?!Тебе укажут куда это нести и грузить!Ничего не потеряй!

–Они же тяжёлые господин!-попыталась возразить девушка

–Не все!Те.что тяжёлые можешь тащить волоком,ящики кованые!

Ярег тяжело вздохнул глядя и слушая.и провожая гостей до своего возка,прежде чем сесть за залезающими во внутрь итальянцами.приказал что-то одному из ожидавших у паланкина носильщиков.Тот кивнул и побежал исполнять.Гости были уже внутри возка,Ягер тоже устроился на скамью рядом с подтянутым спутником хозяина театра,а дон Чиано один занял всё сиденье напротив.Пока они не тронулись носильщики быстро перетаскали ящики с имущество донны Чиано на задок возка,и крепко затянули там ремнями.Девушку же служанку тот самый носильщик,которому герр Ягер давал поручения,пригласил в паланкин,и усадив чуть ли несилой.

Внутри,вспомнив,дон Чиано представил своего спутника:

–Дон Эторе делла Гварди,мастер фехтования,писатель,и наш телохранитель.

Гварди и Ягер учтиво поклонились друг другу,и мастер фехтования заметил хозяину театра:

–Я всё таки более ваш поклонник,и друг.

На что Чиано ответил:

–Оставьте условности,я вам плачу!

Возок двинулся,за ним к Портовым воротам отправились и носильщики с паланкином.

Тем временем, закончив разгружать сундуки и ящики с имуществом и декорациями театра Чиано,портовые грузчики продолжили разгрузку датского фрегата.Настало время выгрузки других ящиков,принадлежавших цирку трёх братьев Костадино.Цирк приехал в Ригу по собственному почину,закончив колесить по Империи,и желая закончить свой зимний сезон представлений Рождественскими праздниками.Слух о цирке шел добрый,зрелищ и развлечений было обещано много:качели,горки,гимнасты и жонглёры.клоуны,метатели ножей, глотатели огня. поединки мастеров разного рода холодного оружия,диковинные машины,играющие мелодии перезвоном колокольчиков.изрыгающие пламя,и пускающие фейерверки.Сами братья Костадино стояли на пристани наблюдая как выгружают их имущество.Меньше всего эти три темные фигуры,закутанные в накидки из черного меха.с накинутыми на головы капюшонами,так,что и лиц было не видно,походили на владельцев цирка. Скорей можно было принять их за пастухов ,что водят своих овец по альпийским лугам в поисках скудной пищи, или за братьев какого-нибудь нищенствующего ордена ,давших обед не показывать своих лиц миру.

Попутно на берег сошли ещё трое пассажиров корабля.Голландский нотариус,не высокий ростом,но широкий в плечах,видимо совсем не переносящий зимы.так как был укутан в меха,и его секретарь. высокий и тощий,тоже укутанный,но в шерстяную накидку,длинноносый,чернобородыйи черноусый,и смуглый лицом.хотя сейчас бледныйот холода,больше напоминающий уроженца южных стран,нежели Голландии. Третьим пассажиром был шведский негоциант Аксель Карлсон. Его спустили в лодку последним.Швед был в Риге проездом,по неволе,так как его груз,благородного качества бумага,что вёз он в Москву для печатной мастерской русских печатников Фёдорова иМстиславца,оказался в одномтрюме с театральным и цирковым имуществом дона Горанфло и этих нелюдимых циркачей ,братьев Костадино.Теперь избавившись от части груза ,завтра, на рассвете ,фрегат должен был вернутся в море завтра,и идти в Нарву.Время до отплытия Аксель Карлсон решил провести на твердой земле, в половине арендуемого им дома, а не на палубе шатающейся под ногами.Так он сказал своему секретарю,которому было приказано оставаться на корабле. Дом он арендовал пополам с неким торговцем с острова Вюсбю, который однако никогда в свою половину не заезжал, и которого соседи в глаза не видели. Владельцем же дома, как и многих других в городе, был городской магистрат Пуаль фон Розенталь.

На берегу шведского торговца бумагой ждали носили. Он быстро залез во внутрь ,сказав вожатому куда его следует отнести ,и носильщики подняв паланкин .понесли свою ношу .Когда носилкишведского негоцианта оказались на въезде на Замковый мост.им на встречу.выехал возок едва не сбивший с ног носильщиков.Возницаи носильщики обменялись проклятиями,и возом спустился по насыпи к замковой слободе,где из него вышел человек одетый как слуга,и обратился к подвернувшемуся тут ландскнехту.После того как слуга положил в ладонь солдата монетку,тот кивнул и побежал к воротам замка.Через какое-то время из ворот вышел лейтенант,и направился к возку,из дверей которого высунулся городской магистр фон Розенталь.Он что-то резко и коротко сказал офицеру,тот кивнул,и тоже.как прежде ландскнехт,побежал к замковым воротам.Прошло немного времени и лейтенант вышел из ворот сам и вывел лифлянского рыцаря Гуго фон Мюнхгаузена.Они подошли к возку.слуга,стоявший всё это время снаружи грубо затолкнул "барона" Гуго во внутрь,и передав офицеру небольшой кошелёк,залез в возок сам.Дверка захлопнулась,и экипаж стал разворачиваться на Замковый мост,а лейтенант несколько раз учтивопоклонился ему в след.

Между тем русское посольство протиснулось под аркой ворот деревянной Предмостной башни, миновало палисад, что предшествовал каменной городской стене.и проехав через широкие ворота Северной башни,свернуло под каменную стену.двигаясь между ней и плотно стоявшими не высокими домами.Поселение когда то бывшие за городской стеной, в пригороде, имело и свою церковь, храм святого Якова, построенный рыцарями-монахами, тогда ещё феодальными синьорами Риги. Через тридцать лет после открытия храма, в 1255 году к нему пристроили монастырь «белых монахинь», сестёр цисторианского ордена. Так вот и молились в одном храме рыцари, монахини и окрестные крестьяне, которым идти в город было далеко. Для больных и бездомных отстроили богадельню, в которой несли послушание и божьи рыцари и сёстры. А вот когда городской магистра расширил владения города, и пригород вместе с храмом вошёл в его черту, стали селится в «деревенском подворье» городские ремесленники, скупали землю и строили дома бюргеры-торговцы. А церковь святого Якова стала более статусной, и уже нельзя было увидеть на службе крестьянина или крестьянку, с их детьми, в серых зипунах, и катанных войлочных шапках.

–Вот в тех домах, что окружают церковь ,живут «крещёные» ,хотя наши называют их «перекрещенцами» .А это их церковь…или как бы их. Во всяком случае в Ратуше, благодаря покровительству пары ратманов, на захват её смотрят сквозь пальцы. Да и разорили её так ,что кто бы взялся восстанавливать! А «крещёным» много не надо ,стоят среди голых стен, слушают своего проповедника да псалмы поют!– говорил Клаус Бёме,указывая мундштуком своей трубки за мутное стекло-А сразу за их кварталами будет Русское подворье.У русских тоже есть своя церковь.Но и тех и тех терпят теперь в городе едва-едва,однако терпят.

На страницу:
15 из 33