Полная версия
Мощный актёрский мастер-класс. Неотъемлемый помощник на пути к цели
Радость противоположна печали; безысходность, обречённость, отчаяние, безнадёжность – оптимизму, надежде, вере, уверенности. Даже если ваш монолог начался с безысходности и вам кажется, что безысходностью и закончился, то это не так. Материал или усиливает этот накал вплоть до того, что ваш герой решит завершить жизнь самоубийством, не найдя выхода из сложившийся ситуации, или он всё же придёт к тому, что есть надежда (пусть малозаметная, но она есть), и герой желает использовать этот шанс. Яркий пример тому – финальный монолог Красавчика Алфи из фильма «Красавчик Алфи, или Чего хотят мужчины» режиссёра Чарльза Шайера, где он решает, что пора менять образ жизни, пусть и не в один миг, но он готов к новому этапу:
«Я всех их предупреждал… Я говорил им что-то вроде: «Ты имей в виду, на мне штамп, только его не видно… К постоянству… и браку не пригоден». И вот, моё тефлоновое покрытие дало трещину… несмотря на все усилия… И вот я оглядываюсь на свою жизнь и вспоминаю всех женщин, которых знал, и невольно думаю: «Сколько же они мне дали, и как мало получили взамен. Они ухаживали за мной, заботились, а я отплатил чёрной неблагодарностью. Да, я считал, что ловко устроился».
А что у меня есть? Честно?! Немного денег в кармане, модные тряпки, классная тачка, пусть и не моя, и я холост. Да… одинок и свободен… Ни от кого не завишу, и никто не зависит от меня. Моя жизнь проста… Душевного спокойствия нет… А без него всё теряет смысл. «Тогда в чём тут дело? – я всё время себя спрашиваю. – Так в чём же ответ?»
Ясно, парни?»
Существует вариант начать и закончить этюд одной и той же репликой, но и здесь необходимо использовать технику «Противопоставление двух атмосфер». Пример: начинаем и завершаем этюд фразой «Я тебя люблю». Признание делаем уходящему человеку (предлагаемые обстоятельства). Вступайте с отчаяния, пытаясь его вернуть, слёзы бегут по щекам, но, проговаривая свой текст о том, как вы нуждаетесь в нём, вы вдруг осознаёте, что надо жить дальше. И финалом сцены станет произношение этой же фразы – с улыбкой, отпуская его и желая всего хорошего (смена полюсов), потому что понимаете, что жизнь продолжается и вы можете быть счастливой и с другим человеком.
Есть вариант усилить нашу атмосферу. Начать монолог в грусти, а закончить истеричным плачем: вы были на похоронах родного человека, печаль охватила вас, но плакать вы не могли. Пришли домой, закрыли за собой дверь – и вас охватил поток слёз, вы сползли по двери на пол и рыдаете, громко, не останавливая себя, пока не падаете без сил.
Или радость превратить в безумное счастье: вы прибегаете домой после прекрасного свидания, ваша улыбка говорит сама за себя, и здесь вам сообщают, что вы прошли кастинг и получили главную роль! Ваша радость не имеет границ!
Обида может приобрести негативный оттенок: человек, с которым вы живёте, назвал вас «обыкновенной дурой». Родилась обида, но он продолжил, добавив, что уходит к Машке, вашей подруге. Слова ранят ещё сильнее, и к обиде присоединяется гнев, вас променяли на близкую подругу, и давно это у них? Обида смешивается с негативной эмоцией и желанием знать правду.
Любопытный факт в истории американского кинематографа, связанный напрямую с этой темой. Все знают серию романов о Гарри Поттере. Если не смотрели, то точно слышали. Примечательно то, что, начиная с «Кубка огня» и заканчивая «Дарами смерти», главного злодея, восставшего Волан-де-Морта, играет актёр Рэйф Файнс, создав нереальные для основного злодея, которого боятся до такой степени, что даже имя его не произносят (и большинство героев называют его «Сам-Знаешь-Кто», или «Тот-Кого-Нельзя-Называть»), добрые, печальные глаза. Вот как отозвался о Рэйфе Стивен Спилберг, когда тот пришёл к нему на пробы: «… Я понял, что передо мной талантливейший актер, способный сыграть все. У него завораживающие глаза, в которых прячутся и добро, и зло. Я понял, что из него получится идеальный Амон Гот». И из него получился гениальный Волан-Де-Морт, отчасти благодаря его по-доброму, печальному взгляду!
И если вы обладатель мягкого взгляда, не бойтесь пробоваться на роли «суровых мужиков», «женщин-феминисток»: это придаст пикантности вашему персонажу, а не наоборот.
Полярность – это тот инструмент, который внесёт разнообразие в ваш персонаж, пробы, этюд и т. д.
Яркие примеры полярностей:
1. Фильм «Близнецы́» (англ. «Twins») – кинокомедия режиссёра Айвана Райтмана, вышедшая на экраны в 1988 году, где одного из братьев играет Арнольд Шварценеггер – высокий, накаченный, подтянутый, и играет он умного, доброго и образованного брата. Близнец 2 – полная противоположность: маленький, неказистый коротышка, который к тому же является преступником. Исполняет роль второго брата Дэнни Де Вито. Внешне противоположные персонажи, находящиеся по разные стороны жизни вот на чём построен сюжет – полярности. На самом деле, такой вариант внедрения героев очень частое явление в художественных произведениях с юмористическим или сатирическим подходом.
2. Наверняка все слышали такое выражение, как «злой и добрый полицейский». Полярность на лицо.
Домашнее задание:
Для овладения различными типами атмосфер обратимся к повседневной жизни, которая и станет нашим прекрасным тренажёром. Будем искать и находить атмосферы в каждом пейзаже, в каждой обстановке: библиотека, музей, больница, уличное кафе, концертный зал, кладбище, переполненный трамвай. Выработайте в себе привычку останавливаться, закрывать глаза, чувствовать, впитывать и запоминать какой атмосферой дышит выбранное вами место. Вы должны превратиться в один большой орган чувств, воспринимать окружающую среду и слушать её, как музыку.
«Атмосферы». Закройте глаза и представьте себя сначала в музее, а затем, через небольшое количество времени, на мусорной свалке. Согласитесь, что в сфере умиротворения быть намного приятнее, чем в энергии грязи.
Закройте глаза и представьте себя сначала в месте, где вы чувствуете дискомфорт, раздражение. Это может быть комната в коммуналке, которую вы когда-то снимали; квартира вашей бывшей, где вы проживали с её родителями. А затем представьте место силы, прогулявшись по которому, вы восстанавливаетесь физически и духовно.
Есть места, где вы чувствуете себя неполноценным, и есть области счастья, страха, уединения. Вспомните и вытащите из памяти эти эмоциональные пространства, проживите разные наполнения эмоциями и не убирайте далеко: они нам ещё пригодятся в работе актёра над ролью.
Если вы занимаетесь в группе, то пусть участники сядут полукругом, закроют глаза, концентрируясь на собственных ощущениях. Один из учеников выходит в центр комнаты, чем дальше от участников, тем лучше и также закрывает глаза, но его задача – окунуться в обстановку радости или горя (погрузиться в сюжет свадебной церемонии или похорон) и передать свои чувства одногруппникам с помощью своего воображения ярко представляя как он веселиться на своём дне рождения, но проекция праздничной картинки должна быть за участниками группы. Так ребятам будет легче угадать атмосферу. Затем каждый из группы делится своими ощущениями: как он понял, какая атмосфера царила в помещении или почему он ничего не почувствовал. Начните с двух простых энергий радость и грусть, а затем переходите к более усложнённым вариантам, например, передавать и ощущать атмосферу музея, библиотеки, магазина одежды или продуктового магазина, создавать в классе мистическую, романтическую атмосферы и т. д.
«Определите полярность» персонажей Вороны и Лисицы из басни Крылова и только затем смотрите ответ.
____________________________________
Ответ: у Вороны басня начинается в радостной атмосфере, ведь ей Бог послал кусочек сыра, а заканчивается… Можно закончить грустью в глазах, а можно истерикой – вам решать, как актёру. Плутовка появляется в басне во внутренне спокойном состоянии, а внешне (глава 13 «Темпоритм») куда-то бегущая (придумайте, куда она бежит), и затем атмосфера меняется при получении желаемого на атмосферу победителя. С помощью предлагаемых обстоятельств Лисе можно сделать интересное появление, допустим, она давно не ела и очень устала. Тогда, отталкиваясь от предложенных условий, финал приобретёт занимательный окрас, где рыжая плутовка очень быстро съедает свой полученный трофей в приподнятом настроении, при этом можно даже пританцовывать, показывая всё наслаждение от победы.
Ищите, находите и воплощайте свои неожиданные идеи, выходите из зоны посредственности!
«Противопоставление». Разделите свою комнату на четыре части. Придумайте для каждой свою атмосферу, но так, чтобы они были построены на контрасте: обречённость перешла в веру, безысходность – в оптимизм. Проживите все предложенные состояния так, чтобы вы задыхались от безысходности, но заставляли себя находить решение для выдуманной или конкретной ситуации и могли перейти в позитивный квадрат, видя своё прекрасное будущее, затем снова обрекали себя на муки, переходя в сферу обречённости, и находили веру. Старайтесь сделать так, чтобы вы не тащили в квадраты с оптимизмом и верой остатки негативных состояний, оставляйте шлейф этих неприятных атмосфер там, где вы им определили место быть. После проживания в квадратах всех своих эмоций встаньте в нейтральную зону, ощутите радость, бодрость, надежду и пронесите её по всей комнате, так, чтобы убрать все отпечатки негативных энергий. Или делайте это упражнение на улице.
Если у вас есть какая-либо безнадёжная ситуация, попробуйте прожить её в одном из квадратов и превратить в уверенность в следующем, создав между ними перевалочный пункт, где вы можете отстраниться от безнадёжности и подумать над решением задачи, найти его и смело ступить в квадрат уверенности, представив, как вы легко и свободно разрубили гордиев узел. Запаситесь там энергией успеха, веры в себя, свои силы и начинайте действовать.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «Литрес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на Литрес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.