Полная версия
Мощный актёрский мастер-класс. Неотъемлемый помощник на пути к цели
Конечно, это упражнение мы должны проделать в начале нашего пути создания этюда, но я хотела показать, что если серьёзно подходить к исследованию, анализу материала, данного вам для воплощения, то в течение разбора могут приходить новые идеи, мысли, находки, решения, поэтому я являюсь сторонницей разбора материала для проб, используя ручку, тетрадь и систему.
Финал также должен быть продуман. Вопрос, который актёр обязан задать себе для завершения этюда: «Почему кошка убегает в другую комнату?». Конечно, не потому, что показ животного окончен и логичным будет уйти за кулисы. Придумайте себе повод для ухода: вас позвали играть с любимой игрушкой, хозяйка пошла в зал, и вы побежали за ней, вас ждёт любимое мягкое кресло или она может выбежать из кухни с кусочком еды в зубах, чтобы припрятать еду.
И вот в этюде «Кошка» есть начало – хотим поесть, кульминация – показали хозяйке, как нам хорошо: мяукнули, потянулись, и финал – не торопясь пошли к своему любимому креслу. Это один из вариантов в постановке, но, как вы поняли, решений существует несколько.
Перед показом в классе обязательно прорепетируйте дома!
Кульминация всегда происходит к концу эпизода, этюда, произведения, и до неё надо дойти, поэтому стрелка на схеме от точки «А» к точке «К» идёт вверх, а после произошедшего события – вниз, к логическому завершению. Герой не может просто так мяукнуть, дать пощёчину партнёру, подарить цветы, выйти из дома, хлопнув дверью, – на всё должна быть причина и желание совершить какой-либо поступок в кульминационный момент. Актёр обязан дорасти до этого пикового момента, захотеть с удовольствием воплотить кульминацию, родить в себе этот порыв, вызвать усиление, нарастание, обострение… и поблагодарить свою хозяйку, мяукнув. Ворона не просто так каркнула: у неё вскружилась голова от лести со стороны Лисицы, и у актёра обязана вскружиться голова. Как? Слушая внимательно партнёра по сцене, наблюдая за ним. Не думать о том, что он должен сейчас «каркнуть», а ощутить эту потребность, через сто процентное взаимодействие с партнёром, чтобы появилась потребность выкрикнуть «кар».
Задача актёра – шаг за шагом достигать вершины (кульминации). Впрочем, как и сценической задачи.
Это даёт возможность действовать в кадре, на сцене, на выступлениях.
Упражнения:
«Простая проходка».
Представьте, что режиссёр дал вам незатейливую задачу: пройти на заднем плане от одной стены к другой. Вы, конечно, можете так и сделать, а можете включить свою воображаемую игру. Представить, что идёте к лифту, к своей двери, к книжному шкафу, в кафе к столику и т. д., и вот у вас уже появилось намерение: доехать до нужного этажа, попасть домой, взять книгу, встретиться с друзьями. Отлично. Теперь дело за малым: придумайте для себя какое-либо кульминационное действие ближе к финальной части проходки. Какой здесь может быть кульминация? Незамысловатой и жизненной. Вспомните, понаблюдайте за собой, когда вы куда-либо следуете, что вы делаете обычно при простой ходьбе? Правильно: кладёте руки в карман, перевешиваете сумку с одного плеча на другое, поправляете волосы, что-то достаёте из карманов, высмаркиваетесь и т. д. Выбрали. Затем дома, в классе на прямой траектории можно поставить метку или предмет, который будет обозначать место кульминации. Встали в исходную точку, увидели в конце пути шкаф, лифт, столик в кафе, дверь, зафиксировали точку «К» – и вперёд! Дошли до стены, развернулись и пошли обратно, нарисовав себе поход к следующему месту, используя иной пиковый момент, например, можно запнуться.
Следите за тем, чтобы вы доросли до кульминационного момента и, дойдя, до точки «К», захотели положить руки в карманы, перевесить сумку, потому что она давит вам на плечо, а в случае с действием «запнуться» думайте о совершенно противоположных вещах, и тогда ваше запланированное спотыкание может стать действительно неожиданным не только для ребят в классе, но и для вас.
Если вы работаете в команде, это ещё интереснее. У ребят появляется возможность понаблюдать друг за другом – какую кульминацию придумает его товарищ, если предлагаемые обстоятельства, данные педагогом, будут следующие: поход в аптеку, в музей, в магазин. Участники группы идут друг за другом. Один дошёл до конца, и следом идёт следующий. Здесь можно разнообразить упражнение, используя темп: идти медленно, быстро, бежать или пройти так, как человек обычно ходит в жизни.
Упражнение развивает воображение, импровизацию, концентрацию, поиск быстрых решений, наблюдательность, внимание, естественность, непринуждённость в поведении, внутренний монолог (этому далее будет посвящена отдельная подглавка)
«Стулья».
Когда вы действуете механически, без определенной цели, вам не на чем задерживать внимание. Долго ли, в самом деле, переставить несколько стульев! Но если необходимо разместить их с известным расчётом, с определенной целью – хотя бы для того, чтобы рассадить в комнате или за обеденным столом важных и неважных гостей, тогда приходится иной раз в течение часов передвигать одни и те же стулья с одного места на другое.
Возьмите несколько стульев и перенесите их, определив для себя предлагаемые обстоятельства, например, один стул вы несёте уважаемому человеку, а другой надо поставить для своего недруга. И пусть при каждом переносе этого вида мебели у вас будет какая-либо придуманная кульминация, например, донесли стул практически до нужной точки и понимаете, что он должен стоять в другом углу, разворачиваетесь и несёте в другую сторону. Или импровизируйте на ходу, дамы и господа, импровизируйте!
«Вопросы к персонажам».
Закрепим тему предлагаемых обстоятельств. Внимательно прочитайте басню «Ворона и Лисица» Ивана Андреевича Крылова. Домыслите ответы на вопросы: почему Ворона не сразу съела сыр? Где рыжая хищница научилась обманывать собеседника, манипулировать им? Может, она проходила курсы НЛП? Каких размеров сыр, Ворона, Лисица? Опрятная ли наша птица, модница ли Плутовка? и т. д.
Придумайте 3—5 своих вопросов. Пропишите предлагаемые обстоятельства у обоих персонажей.
Такты и действия
Добавляем к этой схеме кривую и назовём её «Такты и действия». То есть наша прямая от точки А» до точки «Б» превращается в извилистую дорогу.
Не раз, сидя в жюри, я видела выступления юных артистов и заметила одну и ту же ошибку: когда актёр произносит монологическую речь, то зачастую осуществляет это прямо от точки «А» до точки «Б», монотонно, не передавая сочных красок.
Монотонность речи вызывает зевоту, скуку у зрителя, порождая безразличие к его выступлению. В речи мы предпочитаем слушать разные тона и звуковые переходы, живое, эмоционально окрашенное звучание голоса говорящего, рассказывающего о своем предмете с интонацией, с паузами, выделяя главные мысли.
Следует уметь создавать в монологе окрас роли, и в этом нам помогают такты и действия. Именно они придают нашему монологу переход эмоциональных состояний.
Этот инструмент актёра помогает ему оставаться сосредоточенным, целеустремлённым, быть занятым моментом.
Такты в актёрском мастерстве – это смена мыслей: «Сегодня сильный дождь. Дорогая, не подскажешь, какой сегодня день?». В первом предложении мы говорим о дожде – одна смысловая нагрузка, а во втором нам важно понять, какой день недели – совершенно другой смысл. «Это просто», – подумаете вы, но моя практика работы с учениками показала, что человеку, никогда не сталкивавшемуся с темой разбора текста и его анализа, бывает сложно определить, где происходит смена мыслей. Тактом будет считаться отрывок в тексте, соединённый единой концепцией – мыслью, которая направлена на партнёра, чтобы добиться от него определённых поступков, заставить его действовать в угоду своим интересам. В том случае, когда возникает сомнение в определении тактов, воспользуйтесь великой силой элементарных вопросов: почему, зачем? И если ответы логически соединены одной темой, значит, вы вычислили такт.
Например:
– Нет, не отвечай… Я знаю. Потому что тебе всё равно.
Эти предложения являются одним тактом. Давайте проверим через вопросы и придём к логическому пониманию. Почему не отвечай? Потому что я знаю. А что я знаю? Что тебе всё равно. Всё логично, а значит, данные предложения определяем в один такт.
Это пример из жизненного поведения человека. Зачастую в порыве гнева мы задаём вопрос своему партнёру, но не даём ему права на ответ, предоставляя себе возможность быть хорошим, а его сделать виноватым. Так нам выгоднее (эгоизм человека), мы преследуем свои интересы. Поэтому эту фразу логичнее будет начать с дополнительного такта, включающего вопрос:
– Почему ты так со мной поступаешь? Нет, не отвечай… Я знаю. Потому что тебе всё равно.
Далее получившийся монолог можно закончить следующими вариациями: продолжить обвинять другого человека, напугать уходом или заявить, что вам тоже всё равно, например:
– И, знаешь, что? Я ухожу, потому что тебе всегда было всё равно, ведь ты любишь её до сих пор.
Такты могут быть как одним словом, так и занимать всю страницу.
Возьмём отрывок из пьесы А. П. Чехова «Чайка». Монолог Маши (сцена объяснения с Тригориным): «Всё это я рассказываю Вам как писателю. Можете воспользоваться. Я Вам скажу по совести: если бы он ранил себя серьёзно, то я не стала бы жить ни одной минуты. А всё же я храбрая. Вот взяла и решила: вырву эту любовь из своего сердца, с корнем вырву. Замуж выхожу. За Медведенка».
Как вы думаете, сколько раз меняется мысль в этом тексте?
Три раза.
1-й такт: «Всё это я рассказываю Вам как писателю. Можете воспользоваться».
Что соединяет этот такт? Профессия писателя. Он может воспользоваться рассказом.
2-й такт: «Я Вам скажу по совести: если бы он ранил себя серьёзно, то я не стала бы жить ни одной минуты».
Пример того, как такт может быть одним предложением.
3-й такт: «А всё же я храбрая. Вот взяла и решила: вырву эту любовь из своего сердца, с корнем вырву. Замуж выхожу. За Медведенка.
Связка. Почему я храбрая? Потому что решилась вырвать любовь из сердца и выйти замуж за нелюбимого мужчину, перебороть себя.
У каждого такта – логичное соединение по темам.
Когда мы определили количество тактов в нашем материале, следующим шагом будет найти точное намерение каждого из них в отдельности, то есть сформулировать и записать действие каждого такта так, чтобы мы легко могли добиться того, что истинно желаем.
Действия в тактах – это воздействие, некое вмешательство в жизнь другого объекта с определённой выгодой для нашего персонажа; проявление субъектом своей воли, энергии, направленное на решение и реализацию сценической задачи; усиление возможностей актёра в достижении результата.
Оно бывает внутренним и внешним.
Внешнее действие – сноровка в поступках: берём кирпич и перекладываем его. Это действие. И это действие может иметь несколько направлений, сколько – зависит от нашей цели. Если задача – навредить человеку, то мы возьмём кирпич и скинем его кому-нибудь на голову с пятого этажа. Если задача – построить дом, то будем класть кирпич за кирпичом, чтобы выстроить стену. Это простое внешнее действие. Можно и бездействием донести свою мысль. Два человека беседуют между собой, вы подходите, здороваетесь, показывая тем самым, что хотите присоединиться к беседе, а люди продолжают разговор между собой, совершенно не обращая на вас никакого внимания, как будто вы человек-невидимка. Вы начинаете чувствовать дискомфорт, становится неприятно, обидно – и всё понятно без слов. Благодаря внешнему бездействию до вас донесена мысль, что с вами не хотят общаться.
Сложнее разобраться и понять несуразное поведение людей в жизни. Женщина собирает чемодан, ругается (внешнее действие), но, чем более агрессивно она складывает вещи и нелестно высказывается об отношениях между ней и им, тем сильнее её ВНУТРЕННЕЕ действие, направленное на партнёра – останови, не дай мне уйти, подойди, обними и пожалей, признай, что ты не прав!!! Яркий пример такого поведения можно посмотреть в фильме «Женюсь на первой встречной» 2006 года (жанр: комедия, время просмотра: 1:02:44—1:04:46).
Внутреннее действие: кого-то (партнёра по сцене, в жизни) заставить сделать что-то в угоду себе, чего-то добиться, получить, услышать что-то приятное для себя. Женщина располнела и говорит мужу: «Что-то я поправилась, в джинсы не влезаю, любимая кофточка мала, весы вместо 49 кг показывают 54». И ходит вокруг него, и охает, и ахает по этому поводу. Что она делает этим действием, чего на самом деле хочет от мужа? Ей в данный момент необходимо, чтобы он опроверг её слова, сказал противоположное её высказыванию. Она хочет услышать слова поддержки в свой адрес: «Крошка, ты наговариваешь сама на себя, ты прекрасно выглядишь! Перед собой я вижу, как всегда, свою любимую красавицу!» В этой ситуации может быть и второе решение: женщина хочет обновить гардероб и этим монологом она просит мужа о том, чтобы он дал ей денег на покупку новых вещей или пошёл с ней в магазин. В первом примере имеется один подвох, на который легко может попасть мужчина, а именно, как истинный джентльмен он и обнимет, ласковых слов наговорит, и… сделает предложение, от которого на его взгляд его любимая не откажется – переведёт ей деньги на новую одежду. Скандал в этом случае обеспечен. Почему? Партнёр признал её утверждение, что она располнела. В этой двойственности задач актёрам – надо точно знать цель и с её учётом произносить свой текст, а мужчинам в жизни – внимательно слушать интонацию, с которой говорит ваша половинка.
Внутренним действием вы подсказываете правильное отношение, подход к себе, к кому/чему-нибудь. Это скрытая психологическая манипуляция, направленная в угоду себе, на решение каких-либо своих проблем и исполнение своих желаний.
Внешние и внутренние действия должны быть сформулированы так, чтобы быть в одной концепции со сценической задачей, не противореча друг другу, вызывать те реакции, те действия, которые мы запланировали, выводить другого человека на нужные для нас эмоции, заставить его испытывать их: сопереживать, негодовать, радоваться, бояться, изумляться, влюбляться, ненавидеть и т. д.
Определение действий в тактах производится только после того, как вы найдёте сценическую задачу в вашем тексте для выступления. Такты остаются неизменными, тогда как действия могут меняться. В ходе репетиций попробуйте разные направления действий.
Примеры работы с тактами и действиями.
Начнём с лёгкого и понятного материала. Вновь используем четверостишие Агнии Барто «Мячик»:
Наша Таня громко плачет:Уронила в речку мячик.– Тише, Танечка, не плачь:Не утонет в речке мяч.Сначала разберём его по тактам, а затем добавим действия. В этом четверостишии два такта. Первый: объяснение происходящей ситуации читателю, зрителю. Наша Таня громко плачет – следствие того, что она уронила в речку мячик. Если бы девочка не уронила мяч в речку, то и не стала бы плакать. Причина и следствие. Взаимосвязана ли первая строчка со второй? Да. Значит, это первое связанное действие. Второй такт относится к словам автора, который говорит Тане не плакать и объясняет героине, почему не нужно плакать: мячу в речке не утонуть. Мы понимаем, что мяч резиновый (предлагаемые обстоятельства, данные автором по умолчанию), поэтому он легко будет держаться на воде. Из начального курса физики известно, что на тело, погруженное в воду, действует выталкивающая сила, то есть сила Архимеда. Если сила тяжести меньше силы Архимеда, то тело (мяч) остается на поверхности и не утонет.
Оставим сценическую задачу «Добиться того, чтобы девочка перестала плакать» и предысторию «На работе накричал начальник, вывел меня из себя. Я хочу покоя!», которые мы определили ранее.
Применим к нашим двум тактам разные действия.
Варианты первых двух действий:
Такт 1-й. Доказать Танечке, что взрослый человек очень устал. Произведём это через внешнее действие: указав на нашу головную боль, зажав виски руками, опустив плечи.
Такт 2-й. Успокоить девочку, произнести слова спокойным или уговаривающим тоном. Или преподнести стихотворение с позиции взрослого человека, который знает про закон Архимеда, что поможет нам произнести второй такт убедительно (внутренне опираясь на закон древнегреческого ученого) и видя нашу уверенность в сказанном ребёнок нам поверит. Здесь должен проявиться весь наш авторитет взрослого, мудрого человека.
Второй возможный вариант действий:
Такт 1-й. Задобрить ребёнка. Воспользуемся внешним действием, достанем из сумочки леденец – тем самым расположим ребёнка к себе и наладим с ним контакт.
Такт 2-й. Убедить ребёнка, что мяч не утонет. Внешнее действие: достать мяч из воды и снова кинуть в реку, снова достать и дать мяч Тане, чтобы она сама попробовала повторить действие.
При работе над сценарием рекомендуется переписать текст в тетрадь помещая каждый такт в скобки [……..]. На против выделенного такта прописывать на что он направлен, какие действия мы хотим произвести, проговаривая фразу. Так актеру проще быть в визуальном контакте с текстом, быстрее его запомнить и легче репетировать роль.
Работа с тактами и действиями.
Актёр может использовать разные варианты концовок для четверостишия Агнии Барто. Допустим, в одной из версий персонаж мог бы объяснить Тане, что мяч не утонет, перефразируя научную гипотезу на понятный для ребёнка язык: все предметы состоят из частичек. Чем ближе расположены эти частички, тем больше плотность. У резины, из которой сделан мяч, плотность меньше, частички расположены дальше друг от друга. У воды плотность больше, потому что её частички стоят ближе друг к другу, поэтому вода держит резиновый мяч и он плавает на поверхности. Мячик, сделанный, например, из железа, утонул бы, потому что у такого мячика частички стоят ещё ближе, чем у воды, соответственно его плотность намного больше, плотности воды. Поэтому вода железный мяч удержать не сможет.
Наилучшим вариантом финала было бы соединение научного объяснения и наглядного примера: бросить в реку мяч и железный предмет – гвоздь. Также не стоит отказываться от версии, что мы не добиваемся решения задачи и Таня не перестанет плакать. Мы психуем, достаём мяч, берём ребёнка за руку и уходим с места события.
Задание: Прорепетируйте оба варианта по тактам и действиям, снимите на камеру. Проанализируйте видеозарисовки.
Следующее задание (выявите сценическую задачу, предысторию, разбейте на такты и обозначьте действие каждого такта и только после этого смотрите ответ):
Монолог Королевы Кейн (Сильвия Хукс) из сериала See («Видеть»), 2019 г., 1-й сезон, 4-я серия. Время: 24:20
– Выбор у нас есть. Послушайте меня! Смотрите на меня! Чем дольше наш путь, тем больше на нём опасностей и тем сильнее он изменит всех идущих. В таком путешествии те из нас, кто его переживёт, боюсь, в результате изменятся до неузнаваемости. Зачем нам какие-то ответы в доме «Просвещения», если мы перестанем узнавать друг друга? Я подчинюсь решению большинства, но выслушайте меня!
Мы ещё можем жить по-прежнему, уплыть как можно дальше от ведьмаловов, которые не прекратят искать нас! Мы можем уплыть туда, где никто нас не найдёт, и прожить наши дни в тишине и покое, вместе!
___________________________________________________
Ответ.
Предыстория: я один раз теряла близкого человека, теперь я этого не повторю (вспомните свою историю потери).
Такт 1-й: [Выбор у нас есть.] – Давайте рассматривать все варианты.
Такт 2-й: [Послушайте меня! Смотрите на меня!] – Заставить понять, что я буду отстаивать свой выбор.
Такт 3-й: [Чем дольше наш путь, тем больше на нём опасностей и тем сильнее он изменит всех идущих. В таком путешествии те из нас, кто его переживёт, боюсь, в результате изменятся до неузнаваемости. Зачем нам какие-то ответы в доме «Просвещения», если мы перестанем узнавать друг друга?] —
Напугать последствиями путешествия или заставить вас признать мою правоту.
Такт 4-й: [Я подчинюсь решению большинства, но выслушайте меня!] – Заставить вас почувствовать мою боль
Такт 5-й: [Мы ещё можем жить по-прежнему, уплыть как можно дальше от ведьмаловов, которые не прекратят искать нас. Мы можем уплыть туда, где никто нас не найдёт, и прожить наши дни в тишине и покое, вместе!] – Рассмотреть вариант спасения всей семьи.
Сценическая задача: добиться сохранения целостности семьи.
Вернёмся к нашему отрывку из пьесы А. П. Чехова «Чайка». Монолог Маши (сцена объяснения с Тригориным): «Всё это я рассказываю Вам как писателю. Можете воспользоваться. Я Вам скажу по совести: если бы он ранил себя серьёзно, то я не стала бы жить ни одной минуты. А всё же я храбрая. Вот взяла и решила: вырву эту любовь из своего сердца, с корнем вырву. Замуж выхожу. За Медведенка».
Мы разобрали его по тактам, теперь добавим действия. Напоминаю вам, что это отрывок из большого монолога, но представим, что нам предложили отыграть этот маленький кусочек. Исходя из этого отрывка, определим сценическую задачу: Переубедите меня. Далее определим действия, опираясь на с/з.
1-й такт: «Всё это я рассказываю Вам как писателю. Можете воспользоваться».
Действие: заставить тебя почувствовать себя авторитетным человеком.
2-й такт: «Я Вам скажу по совести: если бы он ранил себя серьёзно, то я не стала бы жить ни одной минуты».
Действие: заставить тебя поверить в мои искренние чувства.
3-й такт: «А всё же я храбрая. Вот взяла и решила: вырву эту любовь из своего сердца, с корнем вырву. Замуж выхожу. За Медведенка».
Действие: «Скажи, чтобы я этого не делала, не совершила глупость всей своей жизни».
Представьте, что это пробы, которые не имеют отношения к классике. Снимите разобранный материал и посмотрите, получился ли у вас создать окрас роли, как по вашим ощущения вы справились с переходами от одного такта к другому, воплотили ли вы действия и реально добивались от партнёра, чтобы он переубедил вас.
Такты и действия к сверхзадаче не имеют никакого отношения.
Техника «Противопоставление двух атмосфер»
Теперь добавим в наш этюд или монолог полярности. Полярность – противоположность: видимая или ощутимая перемена атмосфер, эмоций, реакций в заданном событии, предлагаемой сцене, в отрывке, эпизоде.
Если наша кошка вбегает на кухню с желанием поесть, В НЕТЕРПЕНИИ, то, насытившись, выходит из неё ДОВОЛЬНОЙ, потому что осуществила своё намерение. Обратите внимание на два слова: вбегает и выходит. Меняются не только полярности, но и темп (см. главу 13), с более шустрого на более медленный, соответственно, автоматически меняются и сами атмосферы.
Актёрская атмосфера – это настроение сцены, которая рождается от предлагаемых обстоятельств и заполняющая собой всё пространство. Вот некоторые из наиболее ярких типов атмосфер: позитивная, рабочая, интимная, конфликтная, атмосфера страха/ненависти, тусовки, праздничная, убийственная тишина, мистическая и т. д.
Однажды один из участников квеста «лабиринт страха» после его прохождения описал атмосферу следующими словами: «воздух, который окутывал тебя, словно вата или тёр по щекам, словно наждак, страх был повсюду, им были пропитаны даже окружающие предметы». Как вы поняли, чем насыщеннее будет атмосфера актёрской игры, тем сильнее она вовлечёт публику в происходящее событие. Блестящий пример превосходно созданной атмосферы актёром мы можем с вами посмотреть в фильме «Сфера» 2017 года. Персонаж Тома Хэнкса Эйммон Бейли (руководитель огромной медиа компании) воспользовался одним из наиболее эффективных способов воздействия на сознание и подавление критического восприятия у толпы – шоу, а знаменитый актёр прекрасно эту задумку воплотил. Он создал атмосферу эйфории, праздника, феерии. Хэнкс великолепно сыграл «манипулятора сознанием людей» через воплощение атмосферы. Время просмотра предлагаемого отрывка 0:11:52 – 0:17:59.
Атмосфера сюжета будет зависеть от поворота события, поставленной задачи, и она изменчива. Начало и конец игры актёра будут наполнены совершенно разными посылами, так как кульминация развернёт событие (это её предназначение). Осознайте, что актёрская работа построена на переменах и изменениях. Вы не имеете права начать в одной полярности, темпоритме (см. главу 13), провести это состояние по всей сюжетной линии и в этом же состоянии закончить – это будет провал вашей роли.