bannerbanner
Мощный актёрский мастер-класс. Неотъемлемый помощник на пути к цели
Мощный актёрский мастер-класс. Неотъемлемый помощник на пути к цели

Полная версия

Мощный актёрский мастер-класс. Неотъемлемый помощник на пути к цели

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
1 из 5

Мощный актёрский мастер-класс

Неотъемлемый помощник на пути к цели


Лара Шум

Консультант Сергей Богатырёв

Дизайнер обложки Рустам Губайдуллин

Иллюстратор Рустам Губайдуллин


© Лара Шум, 2024

© Рустам Губайдуллин, дизайн обложки, 2024

© Рустам Губайдуллин, иллюстрации, 2024


ISBN 978-5-0055-6752-9

Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

Введение

Кто хочет невозможного, мне мил.

И. В. фон Гёте

Здравствуй, читатель! Давай знакомиться с книгой и с автором…

Прежде всего я хочу обратить твоё внимание на её тематику. В этой книге мы затронем практически все инструменты, которые описывал в своих книгах Станиславский. Его метод – это стержень актёрского мастерства.

Станиславский – имя, которое должен знать каждый актёр. Как соучредитель МХАТ он произвёл революцию в подходе актёров к тексту. Станиславский особое внимание уделял человеческой душе. Его озабоченность особенностями человеческого поведения произвела революцию в актёрском мастерстве и повлияла (и влияет) на него по сей день. Он разработал так называемую «систему» – чётко сформулированный подход к действию, основанный на концепции «волшебного “если”». Он призвал своих актёров подумать о том, что бы они сделали, если бы они оказались в обстоятельствах персонажей, которых они играют.

Благодаря его структурированному методу родилось бесчисленное количество ответвлений и школ, множество известных педагогов и виртуозных актеров.

Метод Ли Страсберга, который экстраполировал технику великого мэтра и назвал его "эмоциональная память" подарил миру Аль Пачино, Алика Болдуина, Скарлетт Йоханссон и т. д.

Стелла Адлер – ученица Станиславского настаивала на том, что воображение художника может быть таким же ярким, как и природный опыт, кроме того, гораздо безопаснее эмоциональной точки зрения. Из её школы вышли такие актёры как: Роберт Де Ниро, Мелони Гриффит, Бенисио дель Торо, Марк Руффало…

Американский театральный практик Сэнфорд Майснер разработал технику, где главной идеей является умение слушать. Многие из его упражнений развивают спонтанный отклик, внимание и учат растворяться в партнёре. Впоследствии этот метод назвали в честь автора «Техника Майснера». Ярким примером этой школы является актриса Дайана Китон, родившаяся 5 января 1946 года. На момент написания книги 2023 года ей исполнилось 77 лет. За её плечами более 50 ролей в кино. Дайана обладательница премии Оскар! За пределами Америки известна главным образом благодаря трилогии Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» и фильмам Вуди Аллена, а также по комедийным работам «Отец невесты», «Клуб первых жен» и «Любовь по правилам и без».

Ута Хаген – известная американская актриса. Усовершенствовала идею использования личного опыта актёра, чтобы помочь естественной реакции на обстоятельство персонажа. Через эту школу прошла одна из немногих знаменитостей, удостоенная четырёх главных американских престижных наград: «Оскар», «Грэмми», «Эмми» и «Тони» – Вупи Голдберг. Вы не могли о ней не слышать!

Михаил Чехов работал через физическую память. Он поощрял воображение актёров создавать психологические жесты и выступал за использование архетипов. В системе упражнений, главной задачей является осознание и освобождение собственной индивидуальности – используя при этом главным образом не мозг, а воображение, интуицию и образное мышление.

В Советском Союзе Метод был строжайше запрещен, именно поэтому его считают Голливудским, а не нашим… Мировые звёзды: Мэрилин Монро, Энтони Хопкинс, Клинт Иствуд и Джек Николсон, трехкратный обладатель премии «Оскар» все они изучали метод, предлагаемый Чеховым.


Что же предлагает моя книга? Разобраться в поэтапных шагах в актёрском мастерстве, внедрение правила – «I’m busy – я занят здесь и сейчас» Изучить приёмы анализа и конкретики. Работать со сценариями. Реагировать моментально на изменяющиеся условия и задачи, перевоплощаться, вживаться в образ. Внедрить в работу импровизационные моменты. Передавать и выражать чувства, эмоции. Это может быть выражено через жесты, мимику лица и другие телесные языки. Руководить собой. И получать удовольствие от того, что ты делаешь. Изложенные приёмы в этой книге дают прекрасную возможность тренироваться, закреплять информацию в своём ритме, применяя эти знания в жизни, на киноплощадках, при съёмках роликов и клипов; использовать при публичных выступлениях и на театральных подмостках.


Изучая многие годы актёрское мастерство, я поняла, что ничего не понимаю. У меня было много педагогов, и каждый из них преподавал тему исходя из своего видения, в своей манере. В конце концов я совершенно запуталась, и в моей голове был хаос. Единственное, что я осознавала, – это то, что хочу заниматься и развиваться именно в актёрском направлении, так как это занятие, выбранное мной когда-то в детстве, совершенствовало меня, мотивировало, давало идеи для личностного роста, учило руководить собой, заставляло познавать новые материалы, вещи, открывало новые горизонты, стимулировало жить полноценной жизнью, если коротко – это моё предназначение.

Получается, что я одновременно училась, преподавала и работала как актриса.

И однажды, набравшись смелости, я переехала в Москву (уже в довольно-таки «позднем» возрасте – в 39 лет), для того чтобы осуществить свою детскую мечту – сниматься в кино. Но мой путь каким-то чудесным образом вновь пересёкся с преподавательской деятельностью: я устроилась корреспондентом в телекомпанию «Экран-5» Южного административного округа Москвы, где одной из задач, поставленной директором, было снимать местных жителей в студии для заставок между передачами. Они должны были цитировать крылатые выражения, фразы, афоризмы, стихи, а моей функцией было из обычных людей буквально за несколько минут создавать образы, раскрепощать, убирать зажимы. Снимали дубль за дублем, отрабатывая в перерывах между ними различные техники актёрского мастерства.

Приходилось вспоминать и реализовывать на месте, на съёмочной площадке, весь свой прошлый педагогический опыт, а также вспоминать упражнения, которые я делала на всевозможных пройденных курсах и тренингах. Постепенно сформировалась группа постоянных учеников. Люди разных возрастов, профессий с удовольствием приходили, занимались мастерством актёра и снимали свой материал с желанием поделиться им со зрителем. Так с одобрения директора в телекомпании выросла и окрепла студия по актёрскому мастерству.

И фактически в этот период деятельности у меня зародился экспресс-курс «Работа на камеру».

Я с новым рвением начала изучать любимое дело, поступив в SMDA – Американскую театральную академию, углубилась в чтение литературы по всевозможным актёрским техникам, соединяла прошлые знания с новыми, пытаясь сделать актёрское мастерство доступным для обычных людей, которым необходимо было оперативно освоиться в студии и профессионально выглядеть перед камерой. Одновременно я начала сниматься в кино, сериалах, различных передачах, и это тоже послужило огромным опытом, который также был внесён в обучение. В итоге «нулевые» ребята, а среди них были зачастую люди зрелого возраста (им намного сложнее раскрываться), делали невероятные прорывы и открытия.

К сожалению, телекомпания в скором времени закрылась, но я продолжила свою работу онлайн. Забавно, но большинство скептически относились к этому виду образования, немногие шли на дистанционное обучение, вносили свою лепту и нелестные комментарии от профессиональных педагогов и актёров, мол, «приехала неизвестно откуда, да ещё и дистанционное обучение начала давать, люди учатся этому живьём четыре года, так и не достигая совершенства». Да, учатся, и я училась, всю жизнь училась, но поняла, что пора менять методику обучения, упростить его и внедрить быстрое понимание техник.

Наступило другое время, скорости возросли, технически работать стало проще и быстрее: пробы приходят на почту; актёр может снять их дома, никуда не выезжая, используя камеру на своём телефоне, и тут же отправить их обратным письмом. Все уже понимали, что идут изменения, которые коснутся киноиндустрии.

Тогда я не знала, с чего начать, шла методом проб и ошибок. И оказалась права, потому что наступил 2020 год, а с ним пришёл коронавирус, который заставил всех перейти на дистанционное обучение. К тому времени я практиковала онлайн-уроки уже 3 года. Программа была создана и отработана на учениках со всего мира: из Уругвая, Франции, Украины, России, Китая, Казахстана, и даже актриса из Болливуда училась у меня. Я горжусь тем, что несколько моих учеников стали весьма успешны в шоу-бизнесе и неплохо зарабатывают в этой отрасли.


В книге я использовала педагогическую практику работы в сфере актёрского мастерства с начинающими и профессиональными актёрами, всевозможные курсы и тренинги, на которых я повышала квалификацию, а также задействовала и опыт участия в многочисленных съёмочных процессах: пробы, кастинги, прослушивания.

Как проводить занятия

Многолетний опыт показал, что для плодотворного изучения темы и развития особых навыков необходимо не только желание и намерение, но и такие важные качества, как ДИСЦИПЛИНА и САМООРГАНИЗОВАНОСТЬ. Большинство людей готовы платить за частные занятия, курсы, тренинги, чтобы, помимо знаний и усвоения материала, оплатить временное окно и возможность в нём тренироваться. И, вдохновляясь тренингами, мастерами, быстро гаснут в начинаниях, потому что они позволили себе заниматься в оплаченное время, под присмотром, в кругу единомышленников, но им не хватает сил, мотивации и воли сделать занятие по развитию актёрского мастерства образом жизни. Поэтому тот, кто видит себя в актёрской или в любой другой творческой профессии и готов развивать свои уникальные качества, развиваться в своей сфере, должен правильно ОРГАНИЗОВАТЬ свою жизнь и влить в неё занятия и практику. Как говорил великий педагог и создатель системы актёрского мастерства Станиславский: «Сложное сделать простым, простое сделать привычным, привычное сделать приятным».

Далеко не все имеют волю и настойчивость, чтобы добраться до настоящего искусства, только знать систему – мало. Нужно уметь и мочь. Для этого необходимы ежедневная, постоянная тренировка, дисциплинированность.


Я дам несколько советов, которые работают, что доказано практикой моих учеников и мной лично.

Во-первых: сформируйте для себя расписание занятий.

Особенно если вы решили самостоятельно освоить эту книгу. Например: понедельник, среда и пятница с 14:00 до 15:00. Это будет вас дисциплинировать.

Во-вторых: все свои работы снимайте на камеру! У вас есть возможность проанализировать себя и свои успехи.

Только никакой критики при самоанализе! Ни в коем случае не начинайте просмотр видео с собственного унижения! Это не поможет вам в личностном росте. Педагоги и мастера могут правильной критикой вдохновить, мотивировать на результат, вывести на эмоцию и работать с ней, «снять корону», которая, как потолок, не даёт развиваться. Если же вы делаете это своими руками, то мотивация будет таять на глазах, вы загоните себя в отчаяние, скуёте себя страхом «делаю что-то не так» и, что совсем нехорошо, будете акцентироваться на негативе и ошибках.

Абстрагируйтесь от себя и войдите в роль зрителя. Научитесь отыскивать сначала свои сильные стороны, и только затем – на том, что надо улучшить, с чем поработать.

В-третьих: заведите творческий дневник. После каждого занятия заносите в него все свои наблюдения и ощущения: что далось легко, что сложнее. Были ли вы на 100% поглощены тем, что делали, или вас отвлекали шумы. Что нужно подтянуть, а от чего избавиться. Есть ли у вас зажимы в теле. Если есть, то где. Сконцентрированы ли вы на работе. Верите ли, самому себе.

Обратите внимание на свои мысли: являются ли они негативными? Принижаете ли вы себя во время самоанализа?

Таким образом вы сможете отслеживать персональный прогресс и работать над ошибками.

В-четвёртых: свои впечатления и размышления по поводу фильмов, спектаклей, экскурсий, путешествий можно рассказывать в видеозаписях и делиться своим мнением с подписчиками, создав блог. И, даже если в него будут входить только близкие, знакомые и друзья, в любом случае это будут ваши первые зрители. Также в нём вы можете делиться своими мечтами, внутренним диалогом, мировоззрением, идеями, планами.

Это будет вас мотивировать к действию: заявил – сделал.

Глава 1. Что было бы, «если бы»…

Секрет силы воздействия «если бы» ещё и в том,

что оно не говорит о реальном факте, о том,

что есть, а только о том, что могло бы быть.

«Если бы»… Это слово ничего не утверждает.

Оно лишь предполагает,

оно ставит вопрос на разрешение.

На него актёр и старается ответить.

К. С. Станиславский

«Если бы» – этот подчинительный союз, часть речи, помогающая нам определить предположительное условие, среду, обстановку для осуществления действия – сильный инструмент и хороший помощник актёра в работе над ролью. Не зря его так любят дети и легко включаются в игру «Если бы»: что могло бы быть, если бы…? Этот союз послужит вам заменителем вашего жизненного опыта, ведь актёру предстоит работать с разными персонажами, с разными судьбами, мечтами, реальностями, в которых они живут. Вполне вероятно, что вы можете столкнуться с персонажем, который решает убить себя, а вы любите жизнь, и мрачные мысли о самоубийстве вас никогда не посещали. Или вы выросли в благополучной семье, а ваш герой воспитывался на улице; или он воевал, ему приходилось убивать, и теперь его мучают угрызения совести. Либо герой, в которого вам предстоит воплотиться, переживает тяжёлый момент расставания с человеком, которого безумно любит (может, у него вообще синдром Адели), а у вас прекрасные отношения в семье, и вы самодостаточный индивидуум и т. д. Что актёр может сделать в этом случае? Задать себе вопрос: «А что, если бы я воспитывался на улице / сейчас проходил тяжёлую стадию развода / был снайпером, потерял друга на войне?! Что, если бы я воспитывал один ребёнка, а у меня нет детей? Что бы я делал? Как бы себя вёл? Чему бы мне приходилось учиться? Задерживался бы на работе или спешил домой? Смотрел бы я на женщин или старался бы быть хорошим отцом для малютки? Условие «Если бы» порождает новые вопросы, которые помогают актёру уточнять биографию персонажа, поведение, поступки, привычки, характер и т. д. Вопрос является рычагом работы актёра.

«Если бы» не только заставляет наши мысли искать ответы, будит воображение и фантазию, оно также является прекрасным инструментом, обостряющим предлагаемые обстоятельства (Глава 4), позволяет раскрыть персонаж, заставить его преодолевать трудности, достигать свои цели, сверхзадачи и показывает наш профессионализм в выбранной профессии.

Например, есть всеми узнаваемое событие: приготовить себя к свиданию. Что для этого случая мы осуществляем? Приводим себя в порядок: идём в душ, сушим феном волосы, делаем прическу, красимся, выбираем одежду и т. д. Если создавать этот этюд, то он может затянуться на весь день. Но давайте включим волшебное «Если бы»:

Что, если бы я опаздывала? Что, если бы сожгла утюгом единственное платье, брюки, не могу найти ключи, пошёл дождь, кто-то позвонил и уговаривает остаться, заперли снаружи и т. д.?

И мы сразу видим живой этюд, где действующему лицу необходимо, преодолевая трудности, спасти свое свидание. У вас возникает острота в движениях, открывается характер, прорываются эмоции; за вами интереснее наблюдать.

Или возьмём роль чудесного, гениального ученого, который в будущем сделает великое открытие. Хорошая история, но что, «если бы» он воображал себе всю окружающую действительность и общался бы с невидимыми героями… и перед нами уже увлекательная история «Игр разума».

Конечно, все ответы на вопросы будут предложены в самом сценарии фильма или пьесы, надо только внимательно читать материал, подчёркивая нужные факты карандашом, и привнести своё понимание в историю героя.

Например, в фильме «Невидимый» 2007 года (эпизод с 50:22 по 52:27) главная героиня Энни Ньютон говорит своему отцу: «Если с Виктором что-нибудь случится, я вернусь сюда и убью тебя». Виктор – это младший брат героини, о котором в силу своих возможностей Ньютон пытается заботиться. Какой вывод рождается из этой строчки? Понятно, что отношения отца и дочери – ужасные. Видимо, отец в детстве сделал что-то нехорошее в отношении её и Энни боится, что есть шанс повторения такой ситуации и с Виктором. Она всей душой не желает этого своему брату. Включаем волшебный инструмент: а что, если папаша избивал девочку, или беспробудно пил, и однажды где-нибудь потерял дочь, и её долго искали… или, что ещё страшнее, насиловал её? Теперь она выросла и встала на защиту младшего брата. В самом сюжете фильма тема напряжённых отношений в семье не раскрыта (другая концепция), но, благодаря одной лишь строчке и, используя инструмент «Если бы», мы развиваем мысль и сами принимаем решение о произошедшем конфликте между дочерью и отцом. Чем тяжелее конфликт, тем сильнее ненависть между героями или одного из героев к другому (в нашем случае это второй вариант). Советую посмотреть этот фильм полностью, по нему в дальнейшем будет предложено домашнее задание.

Здесь кто-то скажет, что может быть всё намного проще и банальнее. Отец – полицейский, и его просто элементарно часто не было дома, он не принимал участия в воспитании дочери, отсюда обида девочки на него. На что я отвечу – НЕТ. Во фразе, брошенной отцу, есть ключевой момент – «что-нибудь случится», отсюда вывод: что-то случилось с самой героиней Энни Ньютон.

Для более точного воплощения героя, например отца-одиночки можно отправиться на поиски его прототипа и побеседовать с ним о его проблемах и успехах в воспитании дочери/сына, прочесть соответствующую теме литературу, посмотреть фильмы. В общем, собрать нужную, полезную для роли информацию. Или вам предстоит сыграть солдата. Наверняка в вашем окружении есть люди, которые прошли войну – Афганистан, возьмите у них интервью. Возможно, у вашего героя есть вредная привычка, например, он курит. Проведите время рядом с таким человеком, наблюдая за ним и повторяя его движения, интересуясь, что он при этом чувствует, как курит в спокойном состоянии, а как – когда нервничает. В этом заключается актёрская работа – уметь делать, переживать, чувствовать, проживать то, что вы не умеете; то, чего вам не довелось испытать в своей жизни.

Или вот: вы жили свою жизнь, и что, «если бы» вы не взяли эту книгу в руки?


Упражнения:

Расположитесь удобно, максимально комфортно. Расслабьте своё тело.

Сделайте три глубоких вдоха и медленных выдоха. И включите инструмент «если бы».

1. «Если бы» вы были успешным, богатым и знаменитым, каким бы вы были, где жили, как бы чувствовали себя рядом с вами ваши друзья и родственники, что бы стало важным для вас, а что ушло бы из вашей жизни навсегда? Побудьте в этом состоянии, помечтайте, почувствуйте, проживите.

2. Возьмите любую фотографию из журнала / интернета.

«Если бы» на ней был изображён человек, который погиб на войне, ваш (а) жених/невеста, как бы вы стали рассматривать снимок, какие мысли возникли бы в вашей голове, что захотелось бы сделать с этим милым сердцу изображением? Подумайте хорошенько, не спешите. Здесь стоит прописать персонаж и историю любви. Кто вы, давно ли один/одна или уже с кем-то, завтра выходите замуж/женитесь, а сейчас просто захотелось вспомнить лицо любимого (ой)? Придумывайте, фантазируйте, и, чем сложнее будет ваша фантазия, тем интереснее будет воплощать крохотный этюд с фотографией, на которой изображён ваш любимый (ая).

3. «Если бы» вы, находясь дома, увидели напротив пожар?

4. «Если бы» вы были один дома, готовились к экзамену, и внезапно бы потух свет?

5. «Если бы» вы шили, куда-то воткнули иголку и потеряли её, а найти очень нужно?


Дополнительные ситуации «Если бы»:

1. «Если бы» вы случайно убили человека, спрятали тело и должны были стереть пятна крови со своей рубашки, а скоро вернется домой муж / жена / бабушка / сын и застанет вас? Как вы будете стирать, как вести себя в этих предлагаемых обстоятельствах?

2. «Если бы» вы родились слепым. Закройте глаза и представьте – каково людям с этой особенностью?

3. «Если бы» вас укусил клещ и его срочно нужно было найти на своем теле. Как вы будете рассматривать свое тело? Попробуйте.

4. «Если бы» вы остались одним из выживших в катастрофе и вас укусила змея. Ваши дни сочтены. Какие последние слова вы напишете своим родным или всему человечеству?

5. «Если бы» вам дали шанс вернуться в одну точку своей жизни и исправить, пережить заново одно событие – куда бы вы отправились и что бы изменили?


Использование «Если бы» – простой способ перенестись в другой мир, мир воображаемый, в котором мы можем проиграть различные способы поведения.

Создайте мысленный образ себя, обладающего противоположными для вас качествами. Например, если вы в жизни всегда опаздываете, то новый герой – сама пунктуальность; если вы весьма искренний – воплотите лжеца, жадный – щедрого, высокомерный – смиренного, скромный – борзого или станьте человеком с паранормальными способностями.

Что и как бы вы делали?

Где бы вы работали?

Где бы вы жили?

Кто бы всегда был рядом с вами?

Как и с кем вы бы проводили время? Что бы вы чувствовали при этом?

Мысленно проиграйте возможные варианты своих поступков.

Глава 2. Конкретика

Конкретика – это любая информация, данная коротко, ясно и понятно, бьющая точно в цель.



Звонок в редакцию:

– Я разместил в вашей газете объявление о пропаже собаки с наградой в 5 000 долларов тому, кто её найдёт. Есть ли какие-нибудь новости?

– К сожалению, не могу сказать ничего конкретного. Ни редактора, ни корреспондентов нет – все отправились искать вашего пса.

Мысли изложены ясно, точно, предметно, определённо; чётко обозначено: собака пропала, вознаграждение тому, кто её найдёт – 5 000 долларов, уточнение – нет ни редакторов, ни корреспондентов, и только затем используется слово «все».


Давайте прочтём фразу: «Твои хозяева выбросили бедный комодик на помойку». Когда вы прочитали её, то ваше воображение сработало моментально: вы увидели, как хозяева выкинули старенький комодик и как он уныло лежит среди груды мусора. Слово «бедный» породило ассоциацию с изношенной, устаревшей вещью, слово «помойка» нарисовало груду мусора, и наверняка вы почувствовали неприятный запах.

В этом и есть сила конкретики, она помогает зрителю расшевелить воображение и заставить его видеть образы в своей голове, что даёт нам возможность завладеть его вниманием.

Неправильные примеры переводим в конкретные предложения:

«Новогодний вечер мне очень понравился». Замечательно, что понравился, так расскажите об этом подробнее – конкретизируйте: «На новогоднем вечере мне больше всего запомнился конкурс на лучшую новогоднюю игрушку, может быть, потому что я заняла первое место».

«Наша учительница всегда готова прийти на помощь». Чего не хватает? Неужели этот замечательный педагог не заслужил того, чтобы его назвали по имени-отчеству и привели конкретные примеры помощи? В результате получаем примерно так:

«Наша учительница по актерскому мастерству Лара Шум – очень добродушный человек и не раз помогала нам при разборе монологов, съёмках проб, получении ролей в кино».

Во фразе «Я уже много лет работаю педагогом по актёрскому мастерству» лучше указать конкретные цифры: «Я с 1993 года, уже 27 лет, преподаю актёрское мастерство».


Самый лёгкий способ для актёра освоить приёмы конкретики – это работа с киносценарием. Киносценарий прекрасный тренажёр для того, чтобы начать говорить детализировано с уточнениями, так как в нём меньше метафоричности и размышлений, а больше конкретики и действия. Поэтому изучая сценарий вы не только работаете над ролью, но и незаметно для себя учитесь такой важной вещи как искусно конкретизировать свои навыки беседы с коллегами и заказчиками. Важность конкретики в том, что у вас в голове одно, а у других людей – совсем не то же самое.

Давайте обратимся к реальному киносценарию, где увидим чётко прописанные реплики.


НАТАЛЬЯ КУЛЯБИНА – МАРИНА ПЕРЕВОЗЧИКОВА

На страницу:
1 из 5