Полная версия
Сокровища острова Кипр. Увлекательный путеводитель
Итак, слетав в бронзовый век, космический корабль, по обыкновению, приземляется на то же самое место, откуда стартует. Покидая корабль, не затворяйте тяжеловесную дверь, пусть она остаётся открытой для новых посетителей. Открытыми для посещения во все времена года, во все дни и ночи остаются и
Посыпанные мукой скалы
К великой радости отыскали путешественники неповторимый край Пафосской земли, омываемый великим морем. На границе необозримого моря и бескрайнего неба – живописные скальные образования, которые художница-природа выкрасила в ослепительно белый цвет. Усердное море выточило в них множество бухточек, гротов, ям, арок и пещер, уходящих в потайные водные глубины, которые хочется обследовать. Долго хранило море в своих седых глубинах эти осадочные породы, а миллионы лет превратили их в невиданной красоты взморье.
С высоты скал открываются необъятные морские просторы с плавно парящими в воздухе крикливыми чайками. Такая ширь, такой разлив воды и ощущение здесь такое, что ты – в светлом безмятежном сне! Скалистое прибрежье тянется на несколько километров. По нему бежит извилистая тропинка – часть земли, словно посыпанной просеянной в сите мукой. По тропе идётся легко и непринуждённо. Слышен шёпот блестящих волн и видны сказочные выбеленные пейзажи.
С каждым шагом воображение разыгрывается всё больше и больше. И правда, вон там внизу на мелководье высятся два огромных деревянных башмака (кломпа) – прибрежных камня. Чуть дальше открывается вид на почерневшие и затвердевшие выпуклости, тонущие в воде. Они похожи на лапы неподвижного динозавра, которыми он ступил на прозрачные волны и навечно в них застыл. Вдали виднеется отдыхающий в море «ленивый Сфинкс», словно желающий сказать: «Забирайтесь-ка на мой твёрдый белый хребет. Полюбуйтесь магическим морем». А слева стоит в воде камень, схожий с головой Сфинкса. Эти кажущиеся непреступными с высоты скалистые фигуры можно рассмотреть и поближе, отыскав спуск к ним в самом начале пути у роскошных вилл.
Всё вокруг кажется дивным! Солнца здесь так много, и оно нещадно палит гладкие каменные гиганты, прикосновение к которым возрождает дух приключений, свободы и радости. Уж очень хороши эти согретые солнцем глыбы, чтобы раскинуть на них махровое полотенце, позагорать или просто предаться звукам, запахам моря и дуновенью вольного солёного ветра. Чуть дальше «Сфинкса» спрятаны среди скал крохотные песчаные пляжи, такие как Мандулли, куда в выходные причаливают на лодках местные на пикник.
К белым скалам, известным в Пафосе как «си кейвз» (англ. sea caves) или «таласинес спильес» (греч. θαλασσινές σπηλιές), ведут многие повороты в сторону моря. Но нелёгкая это работа – отыскать то место, где самые красивые скалы, поскольку место это не туристическое. Вот как его найти. Следуйте по трассе Coral Bay – Akamas. От большой развилки с указателями Latsi и Polis продолжайте ехать прямо. Пропустите первый поворот налево и поверните на втором, на улицу Kafizi. На этой улице вам нужен 5-й поворот в сторону моря, на улицу Apollonos. Езжайте до тупика с богатыми виллами и оставляйте здесь (на улице Poseidonos) машину. Сначала покажется, что нет здесь никаких скал и пещер, но буквально через несколько шагов по бордово-коричневой тропинке среди низких кустарников вы окажетесь на краю высокого обрывистого берега, где и предстанут перед вами белые красавцы, дорожка для прогулки по которым будет справа. Спуск к морю будет виден слева.
На заметку: если следовать до белых скал от отеля Corallia по дороге у моря, возможно, вы сразу заметите скалистый берег, к которому зимой 2011 г. штормовые волны прибили корабль под названием EDRO III со сломанным мотором. С тех пор 80-метровый корабль лежит на скалах и позирует всем любителям пофотографировать особенно на закате солнца.
Земля Клеопатры
С высоты скал вдали виднеется полуостров Иеронисос (Geronisos), представляющий большой интерес для археологов, которые на протяжении 25 лет вели здесь раскопки. Во время раскопок, проводимых университетом Нью-Йорка, на «священном острове», так с греческого переводится название Иеронисоса, были найдены артефакты времён правления Клеопатры VII (около I в. до н. э.). Среди находок: каменная парапегма с месячным календарём, амулеты из известняка с традиционными кипрскими и птолемеевскими египетскими мотивами и круглая платформа, возможно, для танцев. Пинаки, каменные подносы, амулеты и скарабей также входят в число предметов, отражающих культовый ритуал. Особо следует выделить среди находок Иеронисоса единственный глиняный черепок времён Птолемеев, обнаруженный на Кипре. Надпись «Аполлон» на этом глиняном осколке сосуда указывает на божество, которому поклонялись на священном острове. Археологи предположили, что эти сосуды, являясь самыми крупными из всех когда-либо найденных на Кипре, использовались для хранения оливкового масла. Напротив Иеронисоса находится археологический парк, местоположением которого стал
Мыс Дрепанон
Парк находится рядом с уютной гаванью, спрятанной под утёсом, современным храмом св. Георгия, рыбацкими домиками и рыбной таверной. Указатель Agios Geоrgios на главной автомобильной дороге от белых морских пещер в сторону Акамаса поможет его найти. Район Агиос Георгиос был и остаётся хорошо известным местом паломничества в Пафосе. Между 1952 – 1955 гг. Департамент древностей в ходе раскопок обнаружил на мысе Дрепанон останки трёхнефных базилик раннехристианского периода, где сохранились напольные мозаики с изображениями животных, а также бани VI в. В 1992 г. археологическая экспедиция Хелленик продолжила раскопки и обнаружила примыкающие к двум базиликам строения, установив связь между постройками и памятниками захоронений. Археологи считают, что в период римского владычества, в эпоху раннего христианства, здесь находилось большое неукреплённое поселение, процветающее при Юстиниане I (527 – 565) и его преемниках и постепенно пришедшее в запустение в первой половине VII в.
В парке посетитель может узнать о свидетельствах отношений между этим поселением и народами Египта, Константинополя и островов Эгейского моря. Такими свидетельствами является морфологическая связь между церковными сооружениями этого поселения и памятниками на островах Эгейского моря, попавших под влияние Константинополя, а также архитектурные элементы базилик из мрамора, завезённого с острова Проконесcос в Мраморном море, вместе с мраморными столами, посудой и кафедрой с надписью «Для молитв за моряков». Более того, поселение было расположено в приморской зоне, где были обнаружены якорные стоянки раннехристианского периода, огромное количество амфор и керамики из Египта. Корабли, перевозившие пшеницу из Египта в Константинополь, прежде всего останавливались у поселения на мысу Дрепанон, расположенном на полпути морского маршрута между Александрией и Родосом в Греции. Этот маршрут прекратил своё действие в VII в. во времена арабских набегов на Египет.
Центральную часть поселения, на перешейке мыса, занимала огромная трёхнефная базилика с прилегающими к ней строениями, с атриумом и баптистерием. Маленькая трёхнефная базилика с поперечным нефом примыкала к северной стене. Комплекс завершается на западной стороне останками крупных двухэтажных палат епископа. К северу от огромной базилики располагались бани, примыкающие к просторному подворью с глубокой римской гробницей со ступеньками, в которую сливались сточные воды из бань. Вдоль дороги в деревню Пейя, знаменитой сосновым лесом и пикниковой площадкой, рядом с глухими зарослями находятся развалины ещё одной трёхнефной базилики, ризницы, оливкового пресса, колодца, постоялого двора и подворья. Основная часть поселения расположена на южной стороне мыса и обращена к морю. Здесь в ходе раскопок были обнаружены останки домов, подземных цистерн и четвёртой трёхнефной базилики. За воротами парка расположена каменная часовенка св. Георгия (XIII – начало XIV в.) из одной комнаты.
Аркосолии и локули
Если подойти к краю площади Агиос Георгиос со скамейками и встать лицом к морю, то сразу будет видна калитка и тропинка к гробницам. Древние жители хоронили своих умерших соплеменников в этом некрополе. Некрополь составляли монументальные погребальные сооружения двух видов: аркосолии и локули, высеченные в отвесных скалах, где археологи обнаружили находки эллинистического и раннехристианского периодов. Аркосолии (лат. arcus – дуга и solium – саркофаг) – небольшие своды/арочные ниши в стенах, под которыми в каменных ящиках хоронили, обычно, людей побогаче. Локули (лат. loculus) – это горизонтальные ниши в стенах, куда замуровывали трупы бедных людей. В некоторых из гробниц сохранились надписи и кресты, вырезанные в камне. Весной подножие скал выстлано солнечно-жёлтым ковром из маргариток, на который приходится вступать, если захочется подойти близко к гробницам и полюбопытствовать, что внутри.
Прогулка продолжается в уютной гавани, откуда хорошо виден вышеупомянутый островок Иеронисос. Хорошо просматривается у самой воды и пористая каменистая порода мыса Дрепанон, значительную часть которой древние поселенцы использовали для строительства, оставив скалам вот такую изрезанную ступенчатую форму. На мысу есть ещё несколько подтверждений начатой в эпоху эллинизма добычи камня для строительных нужд новой столицы царства Птолемеев – Александрии. Остаться на мысу захочется до самого заката, ведь лучшего места для того, чтобы полюбоваться лучами вечернего солнца, не найти, тем более что на этом берегу золотым горизонтом любовалась сама Клеопатра. Однако, залюбовавшись на розово-огненное небо, не забывайте, что впереди – знакомство с находками Лемпы (Lempa).
Она не похожа на других и не обладает броской красотой. Но стоит к ней приблизиться, как понимаешь, что секрет её привлекательности кроется в невидимой красоте и простоте. Простота здесь чувствуется во всём: в деревенских постройках, тишине улиц, устройстве быта. Чтобы найти деревню Лемпа, с прибрежной дороги Пафос – Корал-Бэй, поверните в сторону полей у отеля Helios по указателю Prehistoric settlement Lempa. Дорога вдоль этих полей ведёт к пушистой сосновой аллее, за которой прячется
Доисторическое поселение
«Prehistoric settlement» означает, что вы побываете в археологическом парке, где были обнаружены следы поселения людей, относящиеся к халколиту или меднокаменному веку (3800 – 2500 гг. до н. э.), а также в экспериментальном поселении. Кстати, справные сосны были посажены в 1990 г. археологом Полом Крофтсом и его коллегами, который по сей день живёт в деревне и с 1989 г. возглавляет исследовательский центр экспериментальной деревни Лемпы.
Экспериментальным поселение называется потому, что рядом с развалинами археологи возвели копии древних зданий, основываясь на информации, полученной в результате раскопок. При этом использовались такие же материалы и способы строительства, которые применялись в ту давнюю эпоху. Круглая постройка 1, к примеру, представляет копию сооружения среднего халколита, начиная с 3000 г. до н. э., когда возводились жилища из глины и камня с полами и стенами, отделанными известняком. Круглая постройка 2 – типичное здание позднего халколита, начиная с 2500 г. до н. э., когда применялись несколько другие строительные методы и организация пространства. Круглая постройка 3 – это пример сооружения начала среднего халколита (3200 г. до н. э.), где в строительстве намного интенсивнее использовалась глина.
Во время раскопок были обнаружены кости животных и семена, из чего археологи заключили, что древние поселенцы Лемпы занимались охотой, скотоводством, рыбной ловлей, выращиванием и сбором растений, а также рисованием и ремёслами. Орудия и инструменты обычно делались из камня (включая кремень), костей и оленьего рога. Было так же развито изготовление глиняных изделий, работа по дереву и коже, тканьё и плетение корзин. Много внимания уделялось росписи керамических сосудов затейливыми рисунками красным по белому. Дело в том, что в 3000 г. до н. э. район Лемпы был богат красной охрой, которой раскрашивали изделия. Тем не менее, самым значительным проявлением артистического таланта в эпоху халколита были, видимо, человеческие фигурки из терракоты и камня. Одна из самых больших и впечатляющих крестообразных фигурок эпохи халколита была найдена в руинах одной из старых построек Лемпы, статуэтка 3000 г. до н. э. в 36 см, символизирующая женскую фигуру и получившая название Леди Лемпы, которая хранится в археологическом музее в Никосии. В 2400 г. до н. э. Лемпа пришла в запустение до тех пор, пока на смену не пришли новые культуры.
Вернёмся на главную улицу Лемпы и медленным шагом пройдёмся в её верхнюю часть, откуда просматривается открытое море, а в вечернее время – пламенный закат. Отыскав здесь постройку с изображением фигурки Леди Лемпы и надписью Lemba Pottery, мы окажемся в мире искусства. Это известная на весь остров
Гончарная мастерская
Многие изделия мастерской были представлены на международных и кипрских выставках, а также служат украшением интерьера роскошных гостиниц и заведений Кипра. Здесь гости могут увидеть за работой гончара Джорджа Георгиадиса, заказать на свой вкус кувшин или тарелку и записаться на курсы гончаров.
Во времена оккупации Кипра турецкими войсками Джордж с семьёй покинули родную Кирению на севере острова и поселились в одном из скромных домиков Лемпы, рядом с которым он и основал мастерскую в 1988 г. Лишь после её основания, Джордж узнаёт, что именно в этом дворе в далёком прошлом люди занимались гончарным делом. Вот так, сама того не ведая, семья продолжила судьбу этого места. С тех пор вновь завертелся гончарный круг, и мастерская наполнилась предметами из белой глины, которую стало необходимо импортировать из-за её недостатка в местном регионе.
Как приятно наблюдать за работой гончара! Джордж сосредоточен и на лице его вдохновение. Он трепетно ожидает появления нового шедевра. Ведь на гончарный круг «бросается» неровный комок глины, а она от прикосновений рук мастера приобретает самые различные формы. А сколько нужно терпения и творчества, чтобы из куска грубой глины вышел чудесный кувшин или декоративная тарелка?! Сырое изделие помещается в обжигательную печь, и затем Сотирулла, жена Джорджа, начинает глазурование посуды. Домашнего изготовления глазурь не содержит свинец, поэтому изделия из мастерской Lemba Pottery можно применять на кухне, и при необходимости помещать в духовку, микроволновую печь и посудомоечную машину. Матовая поверхность изделий, включая предметы интерьера, придаёт им природные оттенки. Глазурь бывает так же бирюзового и ярко-голубого цвета – мотивы Средиземноморья. Вот такой простой секрет, хотя и не простой, а трудоёмкой работы.
Много усилий и воображения ушло и на создание Коллегии искусств Лемпы. Заприметив вдоль дороги странные нагромождения, сразу и не скажешь, что это школа. Но стоит всмотреться, увидишь, что за высокой разноцветной стеной, сооружённой из хлама мастерами и их помощниками, спряталось здание кипрского колледжа искусств, благодаря которому культурная деревня Лемпа будет развивать изобразительное искусство Кипра. В деревне создаются мастерские, гостиные помещения, выставочные залы, чтобы все гости могли изучать скульптуру и керамическое искусство, прославившие деревню.
Между гончарной мастерской и Коллегией искусств, ниже сельской площади с ротондой, откуда тоже хорошо видно Средиземное море, лестница ведёт в ров. А другое «море» ярко-фиолетовых цветков тёмно-зелёного вьюнка покрывает этот ров во всю его длину и ширину. Разросся этот стелющийся вьюн до невероятных размеров благодаря хорошему питанию водой, которая там бежит. Даже среди этой глухоплетённой поросли можно иногда встретить прохожих и художников с мольбертом, зарисовывающих местную природу.
Что ни говорите, пора и домой возвращаться, но после увлекательного дня на свежем воздухе, это вдвойне приятно.
Путешествие 8. ПАФОС
ОТ ЦАРСКИХ ГРОБНИЦ НА ВСТРЕЧУ С ПИРАТАМИ
Указатели:
Tombs of the Kings (Археологический парк)
St. Paul’s Pillar (Колонна св. Павла)
Coastal Area / Paphos Harbour (Пафосская гавань)
UNESCO Archaeological Site (Напольные мозаики)
Paphos Harbour – Jolly Roger II (Шхуна)
Aphrodite Waterpark (Аквапарк, улица Poseidonos)
Могильник правителей
Уютный городок Пафос удивляет богатством своей многовековой истории. Гостей Пафоса приветствуют слова: «Добро пожаловать в новый Пафос – памятник мирового культурного наследия». Почему новый Пафос? Как гласит история, с конца бронзового века до начала эллинистического периода старый Пафос, или Палеапафос, находился на месте деревни Куклия, что в 17 км от современного города. Название Палеапафос закрепилось за городом с 321 г. до н. э., когда его последний правитель Никоклис основал новый Пафос, или Неапафос, известный сейчас просто как Пафос. В наши дни весь город – и новый Пафос (Nea Paphos), и старый Пафос (Palaepaphos) – занесён ЮНЕСКО в список мирового культурного наследия.
На круговом перекрёстке перед торговым центром Kings Avenue Mall надо бы подумать… Прямо поедешь – проспект «Царские гробницы» найдёшь, налево поедешь – колонну святого Павла увидишь, а направо повернёшь – в Пано Пафос или «верхний Пафос» попадёшь. Сначала поедем по проспекту «Царские гробницы» в направлении курорта Корал-Бэй. Название проспект получил из-за близости с одноимённым археологическим комплексом (указатель Tombs of the Kings) общей площадью в 200 000 кв. м. О присутствии парка – одного из самых посещаемых туристами мест Пафоса, напоминают ограждения, огромная парковка и касса с билетами. Итак, идём по следам прошлых столетий!
В парке посетитель узнает, что руины «Царских гробниц» были впервые обнаружены в 1870 г. археологом Луиджи Пальма ди Чеснола, американским консулом, итальянцем по происхождению. Записи Чеснолы повествуют о том, что между развалинами древнего Пафоса и Ктимой (центром нынешнего Пафоса), находилась скалистая возвышенность Палеокастро, нисходящая в море. Её поверхность была усыпана тысячами одноместных и многоместных гробниц, пробитых в скалах. «Возможно, одной из них была семейная гробница выдающейся личности, вполне вероятно, – одного из королей Пафоса» – предполагал археолог.
Первые научные раскопки были проведены в 1915 г. тогдашним куратором Кипрского музея, Менелаосом Маркидисом. В результате часть ямообразных могил была раскопана, однако это мало что дало для изучения истории Пафоса. Раскопки продолжались в 1937 г. с перерывом на годы войны и возобновились в 1964 г. и в 1974 г. В 1977 г. по решению Департамента древностей, возглавляемого тогда Софоклисом Хаджисаввасом, началось систематическое изучение захоронений – единственного хорошо сохранившегося исторического памятника эллинизма, целью которого было выявить погребальные традиции и узнать о жизни людей того периода. В 1980 г. «Царские гробницы» стали объектом мирового культурного наследия ЮНЕСКО, что стало важным этапом дальнейшего развития археологического комплекса.
В своих работах, Хаджисаввас пишет, что в ходе 14-летних исследований (1977 – 1990) археологам удалось выявить хронологию, предназначение и архитектуру гробниц. Они заключили, что первые захоронения на кладбище датируются III – I вв. до н. э. Каждая семья имела своё погребальное место прямоугольной формы, состоящее их могил разных типов. Рядом с обычными ямообразными могилами были найдены гробницы со скульптурами, арками и колоннами. В больших могильниках были обнаружены колодцы, а в одном из них – даже питьевая вода, ведь по греческой погребальной традиции, согласно которой в эпоху эллинизма на острове проводились захоронения, вода использовалась для очищения.
Многое стало известно о захоронениях, подношениях мёртвым и обычаях, соблюдаемых при похоронах, включая панихиды. Над могилами были найдены останки сгоревших подношений мёртвым, среди которых обугленные части птиц и яиц, а также серповидные скребки для очищения кожи. По традиции, в могилах и погребальных кострах над гробницами помещались наполненные орехами и фруктами горшочки.
Софоклис Хаджисаввас так же поясняет, что время захоронений совпадает с эпохой правления Птолемеев на острове. Археологи считают, что большие гробницы внутреннего двора служили для захоронений птолемейских военачальников, высокопоставленных сановников, правителей острова. Например, в восьмой гробнице, уникальной по своей архитектуре, были найдены высеченные из плотного известняка фигуры двух соколов (царских символов Птолемеев), расположенные по обе стороны входа в погребальную палату. Это очень напоминает расположение фигур сфинксов и львов в Александрии. По всей вероятности, в главной одноместной могиле некрополя мог быть захоронен последний царь из династии Птолемеев – Птолемей Кипрский, покончивший с собой накануне римской аннексии. Среди руин этой же восьмой гробницы были найдены монеты Клеопатры VII. Это значит, что одноместная могила в скале использовалась до разрушения гробниц, вероятнее всего, землетрясениями 79 г. н. э., последующими за извержением Везувия.
В 4-й гробнице были обнаружены человеческие скелеты, сосуды раннего эллинизма, золотые украшения и монеты времён правления Птолемея IV Филометора (первая половина II в. до н. э.). В 6-й эллинистической гробнице с римской лестницей были обнаружены листочки мирты из золота, медное зеркальце и керамические лампы с изображением колесницы и льва на одной из них.
Раскопки так же показали, что в некоторых гробницах хоронили умерших в римский период. Кроме того, стало известно, что за период своего существования кладбище использовалось как карьер, где добывался камень для постройки Пафоса и сооружения погребальных мест. В средние века в этих катакомбах скрывались скваттеры (самовольные поселенцы). Захоронения животных вблизи с людскими могилами свидетельствуют о продолжительном использовании кладбища и в последующие столетия. В большинство могил ведёт дромос, или каменная лестница из 11 – 13 ступенек. Форма и способ закрытия входа в гробницы плитами, расписанными жёлтым, кирпичным, зелёным и голубым цветами, характерны для позднего периода в Македонии и Александрии. В целом гробницы в Пафосе, несомненно, попали под прямое влияние архитектуры могильников в Александрии, хотя свои истоки они берут в Македонии.
На юго-западе парка бежит чуть заметная тропинка, в древности соединяющая город с кладбищем. Кроме неё в парке остались и нетронутые гробницы, которые наверняка привлекут внимание посетителей. Находки последних раскопок «Царских гробниц» хранятся в музее Пафоса (Pafos District Museum), где путешественник может пополнить свои знания об археологии.
Кто-то отправляется в музей, кто-то – в храм-катакомбы св. Соломонии (Агия Соломони) со святым источником и терпентинным деревом, кипрским деревом года – 2021, с ленточками желаний, расположенном прямо по пути в другой археологический парк в нескольких десятках метрах от гавани Пафоса, где находится
Колонна апостола Павла
Это памятное место, где невольно вспоминается история раннего христианства. Здесь словно оживают страницы Деяний святых апостолов, где упоминается древний город Пафос, именуемый Пáфом. Прибытие на Кипр в 45 г. апостолов Павла и Варнавы и распространение ими христианства на острове стало одним из наиболее значительных событий в истории Кипра. В Деяниях (13, 4—6) сказано: «…быв посланы Духом Святым, пришли в Селевкию, а оттуда отплыли в Кипр; и, быв в Саламине, проповедовали слово Божие в синагогах Иудейских; имели же при себе и Иоанна для служения. Пройдя весь остров до Пафа…». Точный маршрут св. Павла и Варнавы из Саламины в Пафос не указан в Деяниях, однако есть несколько версий. В 1949 г. H. V. Morton в своей книге «По следам св. Павла» (In the Steps of St. Paul), пишет, что апостолы шли в Пафос, останавливаясь в богатом медью Тамассосе и в деревне Саламиу, где «выросли оливковые деревья, по местному поверью, – из косточек, оставленных на земле Павлом и Варнавой во время их остановки на обед» (см. главу 9).