bannerbanner
Сокровища острова Кипр. Увлекательный путеводитель
Сокровища острова Кипр. Увлекательный путеводитель

Полная версия

Сокровища острова Кипр. Увлекательный путеводитель

Язык: Русский
Год издания: 2022
Добавлена:
Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
8 из 8


В 36-м зале мозаичный пол отлично подходит к форме комнаты. В двух передних углах – жёлто-белые лилии на тёмно-бордовом фоне. Остальная часть пола образует круг с медальоном (диаметром 2,20 м) с изображением поединка Тесея и Минотавра в критском лабиринте в его решающий момент. В сравнении с другими мозаиками на эту тему, главный герой расположен здесь в самом центре картины. В правой руке Тесей держит палицу, а левой – рог упавшего на колени чудовища. Тесей изображён не заинтересованным в результате поединка: его глаза устремлены в пространство. Судя по всему, важен не поединок, а абстрактный триумф героя, олицетворяющего победу добра над злом в образе Минотавра. Аллегорическое значение сцены понятно, особенно если рассмотреть её в обстановке резиденции императора, который сам являлся безупречной персонификацией всех добродетелей. В отличие от мозаик на эту тему, известных в разных частях Римской империи, изображение в Пафосе не ограничивается только Тесеем и Минотавром, а дополнено другими фигурами: божеством лабиринта, Ариадной и женщиной, персонификацией Крита. Критский лабиринт тоже показан на мозаике необычным способом – обрамлением сцены с фигурами цепью тёмно-бордовых и светло-синих ромбов и многоцветным гильошем. Ряды ромбов образуют серию меньших незамкнутых кругов с проходами, через которые идёт гильош – нить Ариадны, указывая выход из логова Минотавра. Он окружает центральный медальон и ведёт к порогу комнаты.

Археологи датируют эту мозаику концом III в., началом IV в. Сцена с фигурами пострадала, скорее всего, во время землетрясения IV в. и подлежала восстановлению, возможно, в конце IV в. Верхняя часть медальона была изменена, и белый фон, по всей вероятности, заменил головы афинских заложников, наблюдающих за схваткой из-за скал. К ранней стилистической традиции, восходящей к эллинизму, близки изображения божества лабиринта и Ариадны. Напротив, головы Тесея и персонификации Крита отражают стиль приближающейся византийской эпохи. Они схожи с лицами христианских святых на мозаиках и фресках в первых церквях. Культовая обстановка сцены производит странное впечатление, в ней фигуры словно застыли в своих позах. Несмотря на драматизм сцены, она лишена выразительности, как на более ранних изображениях. Стилистические качества фигур и необычное иконографическое богатство выделяют эту мозаику как исключительное творение, свидетельствующее о таланте и изобретательности художников, работавших в то время на Кипре.

Талант и изобретательность мозаичистов проявляются и на мозаике «Первое купание Ахиллеса» в 40-м зале. Согласно мифу, бессмертная мать Фетида желала, чтобы её смертный сын тоже был бессмертным. Для этого она держала Ахиллеса в огне и окунала его в воды реки Стикс, наделённые чудесным свойством защищать тело от любых ран. Купая ребёнка, она держала его за пятку, которая поэтому осталась единственным уязвимым местом на его теле. Во время Троянской войны раненный в пятку Ахиллес безвременно погиб.



На мозаике в Пафосе изображены первые попытки Фетиды в соответствии с несколько иной версией мифа. Младенец Ахиллес на мозаике сидит на коленях у своей грубоватой няньки Анатрофы. Она собирается окунуть Ахиллеса в таз с водой рядом с ложем, где на толстой перине возлегает Фетида. Колонны и серо-белая занавеска указывают на то, что сцена происходит во дворце. Рядом с нянькой изображена женщина по имени Амброзия, несущая воду в золотом кувшине. На троне сидит царь Пелей в белой тунике и плотном плаще, лицом к жене. На его царское достоинство указывает белая лента на голове. В левой руке он держит жезл (скипетр). За троном Пелея стоят три мойры (Клото, Лахесис и Атропос) в длинных туниках и плащах, покрывающих их головы. Клото держит веретено и прялку, Лахесис – диптих, а Атропос – развёрнутый свиток, на котором начертана жизнь Ахиллеса. Тема первого купания новорождённого героя часто встречается в римском искусстве, например, на изображениях из жизни Диониса или Александра Великого. Однако на Пафосской мозаике она связывает миф об Ахиллесе с тщетными людскими попытками достичь бессмертия.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
8 из 8