Полная версия
Поиск исторического Иисуса. От Реймаруса до наших дней
Цит. по: Schweitzer A. The Quest of the Historical Jesus. London, 1910. P. 13.
28
Cox S., Easley K. Harmony of the Gospels. N. Y., 2007. P. 6.
29
Sandys-Wunsch J. What Have They Done to the Bible: A History of Modern Biblical Interpretation. London, 2005. P. 35.
30
Цит. по: Watson F. Gospel Writing: A Canonical Perspective. Michigan: Eerdmans Publishing, 2013. P. 80.
31
Андреев А. В., иер. Предпосылки возникновения академической библеистики: Библия и ее исследования в эпоху Ренессанса // Церковь и время. 2014. № 3 (68). С. 65–95.
32
Schweitzer A. The Quest of the Historical Jesus. London, 1910. P. 13.
33
Более подробно о деизме см.: Шохин В. К. Философия религии и ее исторические формы. М.: Альфа-М, 2010. С. 328–413.
34
Подробно об этом вопросе см.: The Criticism and Theological Use of the Bible 1700–1950 // The Cambridge History of the Bible. Vol. III. The West from Reformation to the Present Day. P. 238–255.
35
Райт Н. Т. Иисус и победа Бога. С. 15.
36
Reimarus H. S. The Real Intention of the Apostles // The Historical Jesus. Critical Concepts in Religious Studies. Vol. I / Ed. by C. Evans. N. Y., 2004. P. 15.
37
Ibid. P. 18.
38
Здесь и далее, если не оговорено отдельно, понятия «иудейский» и «еврейский», используемые для описания различных реалий палестинской жизни I века н. э., будут использоваться равнозначно, поскольку в это время этническая идентификация израильского народа (евреи) была напрямую связана с религиозной идентичностью (иудеи).
39
Годы жизни 1863–1914.
40
Schweitzer A. The Quest of the Historical Jesus. London, 1910. P. 23.
41
Хегглунд Б. История теологии. СПб.: Светоч, 2001. С. 299.
42
Там же. С. 300.
43
Евангелия от Матфея, Марка и Луки в библеистике именуются «синоптическими» (от греч. συν – вместе и όψις – взгляд), поскольку их повествование об Иисусе Христе во многом схоже по форме и содержанию. В отличие от них, Евангелие от Иоанна содержит материал, отличный как по стилю изложения, так и по содержанию.
44
Schweitzer A. The Quest of the Historical Jesus. P. 32.
45
Ibid. P. 33.
46
Дильтей В. Герменевтическая система Шлейермахера в ее отличии от предшествующей протестантской герменевтики // Дильтей В. Собр. соч. Т. IV. М.: Дом интеллектуальной книги, 2001. С. 222–223.
47
Эта работа написана учениками Шлейермахера на основании лекций учителя, прочитанных в 1832 году.
48
Штраус Д. Ф. Старая и новая вера: Христиане ли мы еще? М.: ЛИБРОКОМ, 2011. С. 17–18.
49
«Нахождение-себя-абсолютно-зависимым есть единственный способ, каким Бог и я могут быть объединены в самосознании» (Schleiermacher. Der christliche Glaube. Berlin, 1960. Bd. 1. P. 173). Подробно об этом вопросе: Пылаев М. А., Морозова Е. С. Философская теология Ф. Шлейермахера // Вестник ПСТГУ. Богословие, философия. 2015. № 1 (57). С. 56–68.
50
Schleiermacher F. The Christian Faith. Philadelphia, 1988. P. 385.
51
Schleiermacher F. The Christian Faith. P. 425.
52
Pelikan J. Jesus Through the Centuries: His Place in the History of Culture. N. Y., 1985. P. 197.
53
Schleiermacher F. Hermeneutics: The Handwritten Manuscript. Missoula, 1997. P. 107.
54
Ibid. P. 104.
55
Например, Дильтей В. Герменевтическая система Шлейермахера в ее отличии от предшествующей протестантской герменевтики // Дильтей В. Собр. соч. Т. IV. С. 90–262; Тисельтон Э. Герменевтика. Черкассы: Коллоквиум, 2011. С. 163–176; Гренц С., Олсон Р. Богословие и богословы XX века. Черкассы: Коллоквиум, 2011. С. 49–67.
56
Диалектическая особенность процесса понимания текста, когда для понимания целого необходимо понять его отдельные части, но для понимания отдельных частей уже необходимо иметь представление о смысле целого. См.: Шлейермахер Ф. Академические речи. М., 1987. С. 72–91. Впоследствии концепция «герменевтического круга» разрабатывалась такими философами, как Дильтей, Хайдеггер, Гадамер и др.
57
Ворохобов А. В. Основные черты протестантской «либеральной теологии» XIX – первой четверти XX вв. http://www.bogoslov.ru/text/3484324.html (дата обращения 02.01.2017).
58
Гренц С., Олсон Р. Богословие и богословы XX века. Черкассы: Коллоквиум, 2011. С. 68–69.
59
Schweitzer A. The Quest of the Historical Jesus. P. 200.
60
Подробнее о том, как работы Ренана оказали влияние на европейскую, в том числе русскую культуру, см.: Ореханов Г., прот., Андреев А., иер. Россия в поисках «исторического Иисуса»: Л. Толстой и Ф. Достоевский vs Д. Ф. Штраус // Slověne. 2020. Vol. 9. № 1. C. 261–291.
61
Браун К. Исторический Иисус, поиски // Иисус и Евангелия: Словарь / Под ред. Дж. Грина, С. Макнайта, Г. Маршалла. М.: Изд-во Библейско-богословского ин-та св. апостола Андрея, 2003. С. 293.
62
Цит. по: Schweitzer A. The Quest of the Historical Jesus. P. 185.
63
Ренан Э. Жизнь Иисуса. М.: Амрита-Русь, 2004. С. 47–49.
64
Цит. по: Schweitzer A. The Quest of the Historical Jesus. P. 201.
65
Гарнак А. фон. Сущность христианства. М.: КРАСАНД, 2010. С. 10–11.
66
Там же. С. 38.
67
Гарнак А. фон. История догматов // Раннее христианство. Т. II. М.: Фолио, 2001. С. 99.
68
Гарнак А. фон. Сущность христианства. С. 208–209.
69
Tyrrell J. Christianity at the Cross-Roads. N. Y., 1913. P. 44.
70
«Вообще говоря, нападения против евангелий могут быть подведены под следующие три группы: евангельские рассказы могут быть представляемы как намеренная ложь со стороны их составителей и обман читателей; или возможно давать этим рассказам рационалистическое объяснение, показывая, как нечто первоначально совершенно простое и естественное было ложно понято вследствие невежества или извращено суеверием; или, наконец, евангельские рассказы могут быть представляемы как следствие понятий и ожиданий того времени… давших почву для легенды, которая облекла в свой покров Личность и жизнь Того, на Которого смотрели как на Мессию» (Эдершейм А. Жизнь и время Иисуса Мессии. М., 1898. С. XIV–XV).