bannerbanner
Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни и праздники святых
Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви: Дни и праздники святых

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
9 из 10

В книге же Псалмов написано: да будет двор его пуст, и да не будет живущего в нем; и: достоинство его да приимет другой. Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во все время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его.

И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия; и помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место. И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам (Деян. 1,16–26).

После сошествия Святого Духа апостол Матфий первоначально благовествовал Евангелие в Иерусалиме и Иудее вместе с прочими апостолами (см.: Деян. 6,2; 8,1,14). Из Иерусалима вместе с апостолами Петром и Андреем во время первого его апостольского путешествия святой Матфий ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь святой апостол Матфий за слово Божие был заключен в темницу, из которой чудесно освобожден святым апостолом Андреем Первозванным.

После этого апостола Матфий путешествовал также в Амисию, или Амазию, город на берегу Понта. Во время третьего путешествия апостола Андрея Матфий был с ним в Эдессе и Севастии. Он странствовал также с проповедью Евангелия, как пишут Дорофей и Никифор Каллист, в Эфиопию.

Послужа распространению и утверждению Евангелия словом и делом, святой Матфий обратил ко Христу многих и после множества различных страданий за имя Христово безбоязненно и мужественно принял мученический венец в Иерусалиме, быв побиен камнями при архиерее Анане, а по мнению других, в Колхиде.

По свидетельству путешественников, мощи святого апостола Матфия ныне пребывают в Риме.

На день смерти святого апостола Матфия в IX веке Феофан, митрополит Никейский, написал канон. Церковь прославляет апостола Матфия как Божественного просветителя язычников.

Паремии и Евангелие на утрене в день памяти святого апостола Матфия – общие апостолам. Такие же, например, читаются в день памяти апостола Варфоломея (1 Ин. 3,21; 4,1–6; 1 Ин. 5,11–16; 1 Ин. 4, 20; 5, 5). Чтение Апостола на литургии (Деян. 1,12–17, 21–26) Церковь возглашает об избрании и причтении Матфия к одиннадцати апостолам, а в Евангелии (Лк. 9,1–6) благовествует о наставлении, которое дал Своим ученикам Господь, посылая их на проповедь.

День Собора святых двенадцати апостолов

30 июня (13 июля)

Православная Церковь, празднуя дни памяти каждого из двенадцати апостолов порознь, благоговеет также и перед всем их собором вместе. Потому что Писание и Предание, восхваляя труды и мученическую смерть каждого из двенадцати апостолов по отдельности, прославляют всех их вместе и равночестно.

По словам Писания, все они – друзья Христовы (см.: Ин. 15, 14). Когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядут и они на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых (Мф. 19, 28). А Священное Предание всех двенадцать называет славными и всехвальными. Поэтому для равнодостойного и одинакового прославления всех их вместе и для предохранения верующих от тех суетных споров и разделений, в которых апостол Павел обличал первых христиан, говоривших: «ЯПавлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин» (1 Кор. 1, 12), Церковь соединяет двенадцать учеников Хритовых для празднования их общей памяти в один день, называя этот день Собором двунадесяти славных и всехвальных апостолов. Вот их имена:

Петр Первоверховный (29 июня и 16 января),

Андрей Первозванный (30 ноября),

Иаков Зеведеев (30 апреля),

Иоанн евангелист (26 сентября и 8 мая),

Филипп (14 ноября),

Варфоломей, или Нафанаил (11 июня и 25 августа),

Фома (6 октября),

Матфей евангелист (16 ноября),

Иаков Алфеев (9 октября),

Иуда Иаковлев, брат Иакова, апостола из семидесяти (19 июня),

Симон Зилот (10 мая),

Матфий (9 августа),

Павел Первоверховный (29 июня).

Как видно из этого списка, собор апостолов, прославляемых Церковью 30 июня, включает в себя тринадцать, а не двенадцать апостолов. Однако в богослужебных книгах этот день называется Собором двунадесяти, потому что это число апостолов первоначальное и Христово (см.: Мф. 10, 1–5). Поэтому оно сохранилось в названии Собора апостолов и тогда, когда к нему был причислен апостол Павел.

Начало праздника в честь собора двенадцати апостолов относится к первым временам христианским. Это можно заключить из Апостольских постановлений, предписывающих праздновать апостольские дни[82]. Евсевий в своей истории о Константине Великом пишет, что этот благочестивый государь соорудил храм в честь двенадцати апостолов в своей новой столице Константинополе. Этот храм был впоследствии возобновлен императором Констанцием.

С древности отцы Церкви в день Собора в честь двенадцати апостолов произносили поучения. Так, святитель Иоанн Златоуст в своем похвальном слове собору апостолов говорит: «Двенадцать апостолов избраны, и ни один из них не остался не увенчан. Здесь Петр просвещает Рим; там Павел благовествует миру; Андрей вразумляет мудрецов Эллады; Симон научает богопознанию варваров; Фома убеляет крещением ефиоплян; кафедру Иакова чтит Иудея; престол Марка объемлет Александрию Нильскую; Матфей и Лука пишут Евангелия; Иоанн Богослов и по смерти своей, как живой, врачует Ефес; Варфоломей руководствует ликаонян; Филипп спасает чудесами Иераполь. Все они не перестают всюду благотворить всем. В гробах своих они оставили свои нетленные мощи. Будучи теперь врачами мира, они станут под конец его судьями».

Не все из апостолов, перечисленных святителем Иоанном Златоустом, принадлежат к числу двенадцати. Тем не менее с глубокой древности некоторых из семидесяти апостолов, например евангелистов Марка и Луку, Церковь прославляет равночестно с двенадцатью, называя всех евангелистов славными и всехвальными апостолами.

В IX веке святой Феофан, митрополит Никейский, сложил канон в честь двенадцати апостолов, и ныне поемый Православной Церковью в день Собора их.

В день Собора двенадцати апостолов Церковь особенно прославляет «каменя веры» – апостола Петра – и Павла, «и с Павлом весь дванадесяточисленный собор»[83]. На литургии в день Собора двенадцати апостолов возглашается то же Апостольское чтение, что и 14 ноября, в день памяти святого апостола Филиппа. Евангелие этого дня (Мк. 3, 13–19) благовествует об избрании двенадцати апостолов.


Дни святых славных и всехвальных апостолов и евангелистов

Господь поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами (Еф. 4, 11). Итак, четверо из апостолов Господа нашего Иисуса Христа называются евангелистами, то есть благовестниками. Слово «евангелист» обозначает иногда и вообще благовестника или апостола (см.: Деян. 21, 8). Однако преимущественно оно усвоено Святой Церковью четырем авторам святого Евангелия – Матфею, Марку, Луке и Иоанну.

Из них первый и последний принадлежали к числу двенадцати, а остальные – семидесяти апостолов. И хотя апостолы из лика семидесяти не называются славными и всехвальными, но евангелисты Марк и Лука, ради великой славы святого Евангелия, при чтении их Благовестия также именуются славными и всехвальными.

Четыре символических фигуры человека, льва, тельца и орла, под которыми в первой главе Книги пророка Иезекииля и в четвертой Апокалипсиса представлены Херувимы, духовно означают, по изъяснению Церкви и святых отцов, четырех евангелистов. Ангелоподобный человек, обыкновенно изображаемый рядом с евангелистом Матфеем, означает, что этот евангелист обращает особенное внимание в своем благовестии на воплощение Иисуса Христа, сына Давидова, начиная свое Евангелие с перечисления предков Иисуса Христа, из рода которых произошел Он по Своему человечеству.

Евангелист Марк имеет своим символом льва[84], потому что рыкание этого зверя есть приличное применение к первым словам Евангелия, содержащим проповедь Иоанна Крестителя, который был гласом вопиющего в пустыне. Евангелист Лука изображается с фигурой тельца. Это жертвенное животное, приносимое в Ветхом Завете при посвящении священников и при жертве о грехе (см.: Лев. 4,8,14), ближайшим образом указует на служение священника Захарии, рассказ о котором составляет начало Евангелия от Луки. Наконец, парящий орел усвоен евангелисту Иоанну в знак особенной высоты учения, которым Евангелие от Иоанна и начинается, и все исполнено.

Символические лица на изображениях евангелистов, заимствованные от Херувимов (см.: Откр. 4, 6–8), на которых Бог таинственно сидит и лица которых обращены на четыре стороны, внушают, что четыре Евангелия, всюду дышащие нетлением и животворящие человеков, – это неумолкаемые благовестия о Господе, сидящем на Херувимах и явившемся на земле для спасения всех человеков.

Четыре евангелиста, так же как и прочие апостолы, – непререкаемые свидетели Божественной истины, по слову Самого Господа: Вы же свидетели сему (Лк. 24, 48). Таковыми они действительно и были. Они сами говорят: Мы не можем не говорить того, что видели и слышали (Деян. 4, 20). О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши… возвещаем вам (1 Ин. 1,1–2).

Евангелисты писали при жизни многочисленных очевидцев – христиан, иудеев и язычников – в разных странах, хотя неодинаковым образом, но и не противореча один другому (см.: Лк. 1,1–3). «Если бы все, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – сказали бы обо всем, мы не всем бы внимали прилежно, так как и один мог бы научить всему. А если бы все обо всем говорили различно, тогда не открылось бы отличное их согласие. Поэтому они много написали, и все вообще, и каждый особо»[85].

Если по закону при словах двух свидетелей, или при словах трех свидетелей состоится дело (Втор. 19, 15), то сколь непреложна та истина, которая возвещается свидетельством столь многих учеников Христовых, апостолов и евангелистов, самовидцев Иисуса Христа, и свидетельством всей Христианской Церкви, находящейся под солнцем!

Нелепые клеветы иудеев, нападки языческих философов, лжеучителей христианских и многих других на святое Евангелие, легкомыслием и неведением увлеченных к неверию, и немалое число подложных Евангелий оказались не в состоянии ни подавить, ни затмить небесной истины Евангелия. Не свидетельствует ли это о том, что оно имеет неопровержимую силу всемирной Божественной истины, которой многие, по слепоте ума и нечистоте сердца своего, не видят и не ощущают, но которая никогда не затмевается и сияет везде?

День святого апостола и евангелиста Матфея

16 (29) ноября

Святой апостол и евангелист Матфей принадлежит к числу двенадцати апостолов и в Писании называется также Левий (см.: Лк. 5, 27). Святой Матфей – брат святого апостола Иакова Алфеева. До своего призвания в апостольство он был галилейским мытарем, то есть сборщиком податей. Господь узрел его, сидящего у сбора пошлин, и призвал: Следуй за Мною. И он, оставив все, встал и последовал за Ним (Лк. 5,27–28).

После этого он сделал для Господа в доме своем большое угощение (Лк. 5, 29). Во время этого обеда великое множество мытарей, близких Матфею по родству и занятиям, возлежали со Иисусом Христом. Господь окружен был тогда не только Своими учениками, но и мытарями и грешниками. Это, может быть, оскорбило книжников и фарисеев, и они начали упрекать учеников за Учителя, говоря: Зачем вы едите и пьете с мытарями и грешниками?

Этот упрек услышал Сам Спаситель и кротко ответил фарисеям: Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию (Лк. 5,30–32). Фарисеи замолчали, но тут же вмешались ученики Иоанна Крестителя, бывшие там, и предложили Самому Господу новый вопрос: почему ученики Его не постятся, тогда как они сами и фарисеи постятся много?

Спаситель ответил и сим совопросникам и открыл им в притче, что теперь не время поститься ученикам Его: они еще не приготовлены к истинному посту. Можете ли заставить сынов чертога брачного поститься, когда с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни. При сем сказал им притчу: никто не приставляет заплаты к ветхой одежде, отодрав от новой одежды; а иначе и новую раздерет, и к старой не подойдет заплата от новой (Лк. 5,34–36) и прочее.

С тех пор святой Матфей, вместе с другими учениками Господа Иисуса, пребывал с Ним неотлучно. Однако в Евангелии ничего более не говорится о Матфее.

После сошествия Святого Духа апостол Матфей проповедал Евангелие, как и все двенадцать апостолов, евреям в Иудее (см.: Деян. 6,2). Здесь, по свидетельству Евсевия и святителей Афанасия Великого, Кирилла Иерусалимского и Иоанна Златоуста, через восемь лет по Вознесении Господа и раньше прочих евангелистов Матфей написал Евангелие.

Он написал его на еврейском языке и адресовал уверовавшим палестинским евреям для того, чтобы, по удалении его, Евангелие могло заменить им его проповедь. Свое Евангелие он передал святому Иакову, брату Господню по плоти. Греческий перевод этого Евангелия, имеющий достоинство, равное подлиннику, сделан, по свидетельству преданий, одним из апостолов – святым апостолом Иаковом или Иоанном Богословом.

Во II веке Пантен, с проповедью слова Божия ходивший к восточным народам, нашел еврейский текст Евангелия от Матфея у христиан

Индии. Оно было известно в IV веке. По словам Оригена (писателя III века), блаженного Иеронима, святителя Епифания (святых IV века), а также по свидетельству святителя Софрония Иерусалимского (VII век), содержащемуся в предисловии к Евангелию от Матфея, подлинник был хорошо известен еще в их время. Тогда он хранился в Кесарийской библиотеке, устроенной в III веке мучеником Памфилом.

Евангелие от Матфея благовествует главным образом о том, что Иисус Христос – обетованный Богом Мессия, предвозвещенный в Ветхом Завете пророками и посланный от Бога, из рода Давида и Авраама.

Вне Палестины апостол Матфей, по словам Евсевия, Дорофея, Сократа, Никифора и других, путешествовал для проповеди слова Божия в Сирию, Мидию, Персию, Парфию, азиатскую Эфиопию или Индию, где запечатлел свои великие апостольские труды мученической смертью за Христа.

В Эфиопии, укрепляемый благодатью Господа Иисуса, апостол Матфей предстал с Евангелием самому дикому и зверообразному племени антропофагов (людоедов). Рассказывают, что Господь явился ему тогда в образе прекрасного юноши с жезлом в деснице и, подав мир апостолу, вручил ему жезл и повелел посадить его в землю перед дверями недавно устроенной церкви.

Посаженный в землю, жезл укоренился, вырос огромным деревом и принес несравненные по красоте и сладости плоды. От его корня заструился источник самой чистой воды, которая измывала нечистоту и безобразие лиц человеческих. Это, без сомнения, – символы всеочищающей воды благодатного христианского крещения, которое принес дикому племени святой апостол и евангелист.

Апостол Матфей имел там утешительные успехи во благовести Христовом. Скоро он рукоположил в город Мирмены епископа Платона, а сам, пребывая в уединении, непрестанно молился об обращении всего племени ко Христу. Исцелив одержимых беснованием в семействе князя страны Фульвиана, евангелист сначала привлек к себе его удивление и почтение. Потом же обратил на себя всю силу его гнева, когда народ стал усердно слушать спасительную проповедь апостола и обращаться к истинному Богу от скверн идолослужения.

Благовестнику Христову приготовили страшную казнь: распростерши его тело и пригвоздив руки и ноги к земле, его всего обложили горючими веществами и зажгли их. Пламень опалил вокруг стоящих, растопил идолов, поставленных перед мучеником, но не повредил телу святого апостола. Князь, объятый изумлением и ужасом, хотел уже с честью извести апостола из огня, но святой Матфей, совершив свою последнюю молитву, предал душу в руки Божии.

Это произошло в 60 году по Р. X. А в скором времени после этого сам Фульвиан отрекся от своей власти и принял крещение и имя Матфея – в честь и славу святого апостола. По смерти Платона Фульвиан был избран и посвящен во епископа и стал ревностным проповедником Евангелия, стараясь довершить то, что начал сам апостол, и подражая ему в подвигах молитвы, терпения и усердия к вере Христовой. Скончавшись, он сам присоединился к лику святых Божиих и вместе с евангелистом Матфеем предстоит ныне Престолу Божию, моля о нас грешных, прибегающих к их заступлению и ходатайству.

В IX веке Феофан, митрополит Никейский, написал канон на день памяти святого апостола и евангелиста Матфея, и ныне поемый в этот день. Церковь, прославляя евангелиста Матфея как благовестника, между прочим восхваляет его за то, что он «унылых воздвиг души, написав час судный»[86].

Паремии в день памяти евангелиста Матфея возглашаются те же, что и в день памяти святого апостола Андрея Первозванного.

Утреннее Евангелие (Ин. 21, 15–25) и Апостол (1 Кор. 4, 9-16) – те же, что и в день памяти святого апостола Филиппа; а литургийное Евангелие (Мф. 9, 9-13) благовествует о призвании Матфея к апостольству.

День святого апостола и евангелиста Марка

25 апреля (8 мая)

Святого апостола и евангелиста Марка из лика семидесяти апостолов отличают от Марка, называемого в Писании также Иоанном. Последний был родом еврей и происходил от колена Левиина, из священнического племени. Мать его Мария жила в Иерусалиме, ее посещал апостол Петр (см.: Деян. 12, 12).

Иоанн Марк был племянником апостола Варнавы (см.: Кол. 4, 10). Через него он стал известен апостолу Павлу и был спутником его и Варнавы в их первом апостольском путешествии (см.: Деян. 12, 25; 13, 5, 13). Впоследствии Марк сделался нужен Павлу для служения (2 Тим. 4,11) и был его сотрудником (Фил. 1,24).

Евангелист же Марк был эллином из Кирены. Он происходил из ливийского города Пентаполь. Своим обращением к Иисусу Христу Марк обязан апостолу Петру, который называет его своим сыном (см.: 1 Пет. 5, 13), конечно, в том смысле, что апостол Петр родил его своим благовествованием в благодатную жизнь. Марк был спутником апостола Петра и сказателем его преданий.

Евангелие святой Марк проповедовал на берегах Адриатики и в Египте. Он был в Риме вместе с апостолом Петром в качестве его спутника. Живущие там римские христиане из язычников возымели благочестивое желание иметь письменный памятник устно преподанного апостолом Петром благовестия об Иисусе Христе. Удовлетворяя его, святой Марк написал на греческом языке свое Евангелие, которое одобрил Петр и передал Церкви.

Это произошло через десять лет после Вознесения Господа. В своем Евангелии святой Марк по больше части описывает действия Спасителя, особенно чудесные, которые имели большое влиянияе на умы язычников, и по меньшей – учение. В Венеции до сих пор хранится весьма древняя рукопись этого Евангелия.

Примерно в 49 году по P. X., по поручению апостола Петра, святой Марк удалился из Рима, взяв написанное им Евангелие, и перешел для проповеди веры Христовой в Александрию. Вместо себя он оставил в Риме своего ученика Гермагора, который был рукоположен в епископа древней Аквилеи. Свою спасительную проповедь Марк простер в западные области Африки – в Ливию, Мармарику, Киренаику, или Пентаполь.

Александрийская Церковь приняла от Марка составленный им чин литургии, который долго сохранялся в его Церкви. И до сих пор в богослужении египетских христиан – коптов – сохраняются некоторые молитвы, авторство которых приписывается святому Марку.

Марк был первым епископом и мучеником Александрийской Церкви. В четырнадцатый год царствования Нерона, то есть около 68 года по P. X., александрийские язычники предали святого Марка мученической смерти во время своего празднества, отправлявшегося в Александрии в честь Сераписа. Впоследствии, в 828 году, мощи святого евангелиста Марка были перенесены из Александрии в Венецию, где они и почивают до сих пор.

Впрочем, Александрийская Церковь чтит святого Марка своим просветителем и покровителем. Патриарх Александрийский до сих пор сохранил на своей печати изображение крылатого льва, держащего Евангелие (образ, усвоенный святому евангелисту Марку), и в своих посланиях дает благословение: «Да будет благословение Владыки Христа, Пресвятой Богородицы и святого евангелиста Марка».

Церковь величает святого Марка в своем богослужении между прочим как просветителя Александрии, в которой «разрушил он риторские плетения»[87].

Паремии в честь евангелиста Марка те же, что и 30 апреля, в день памяти апостола Иакова Зеведеева. Евангелие на утрене (Лк. 10,1-21) благовествует об избрании и послании семидесяти апостолов на проповедь, между которыми был и Марк. На литургии читается Евангелие (Мк. 6, 7-13) о послании апостолов на проповедь. Чтение Апостола (1 Пет. 5, 6-14) в этот день упоминает о евангелисте Марке как о духовном сыне апостола Петра.

День святого апостола и евангелиста Луки

18 (31) октября

Святой апостол и евангелист Лука был апостолом из лика семидесяти учеников. Он родился в Антиохии от родителей язычников. Есть предание, что еще в юности он был хорошо образован в греческих науках. В его текстах греческий язык отличается особенной чистотой и правильностью. Однако языческая мудрость не удовлетворила его желания, и он присоединился к Иудейской Церкви, о чем можно заключить и из писаний его, в которых видно точное знание закона Моисеева и иудейских обычаев.

Находясь в Иерусалиме, Лука услышал проповедь Господа Иисуса Христа. Семя спасительного слова Божия упало на его сердце, как на добрую землю. Он уверовал в Господа, стал Его последователем и был причтен к лику семидесяти апостолов, об избрании которых он сам повествует в своем Евангелии (см.: Лк. 10, 1-16).

Во время страданий Господа, когда после поражения Пастыря рассеялись овцы стада, святой Лука тоже оставил Господа, хотя в сердце не изгладились совершенно ни вера в Него, ни любовь к Нему. Когда же разнеслась весть о Воскресении Господа, состояние духа святого Луки было такое же, как и прочих апостолов: он не веровал от радости и изумлялся.

Из такого смутного состояния вывел его Сам Господь, явившись ему и Клеопе в первый же день Своего Воскресения к вечеру, когда они вместе шли из Иерусалима в Еммаус. Начав от Моисея, Он из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании (Лк. 24, 27). Господь благоволил потом открыться им в преломлении хлеба и затем снова явился им в кругу всех апостолов, когда они, возвратившись в Иерусалим, рассказывали другим ученикам о явлении им Господа (см.: Лк. 24, 13–31). Удостоверившись сам в Воскресении Иисуса Христа и в том, что Он и вправду Тот, Который должен избавить Израиля (Лк. 24,21), святой Лука по Вознесении Господа стал и другим проповедовать о Нем.

После обращения святого апостола Павла святой Лука был неотлучным его спутником и общником всех его болезней и трудов в благовести Христовом. С ним он проходил неоднократно области Малой Азии и Греции; с ним был в Иерусалиме; при нем находился в Риме во время первых и вторых его уз и не отходил от него до самой его кончины, как видно это из Деяний апостольских и из многих мест Посланий святого апостола Павла (см.: Деян. 16,10 и далее до конца книги[88]; Кол. 4,14; Фил. 24). Один Лука остался со мною, – писал апостол Павел Тимофею (2 Тим. 4, 10).

Через пятнадцать лет после Вознесения Господа, или спустя примерно 48 лет по P. X., уже после Матфея и Марка, святой Лука создал свое Евангелие. Он написал его в странах Ахаии и Беотии, то есть в Греции[89], на греческом языке, как передали ему то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова (Лк. 1,2). Святой Лука изложил в своем Евангелии учение, проповеданное апостолом Павлом (ср.: 1 Кор. 15, 1–3) об Иисусе Христе, Богочеловеке.

Кроме внутренних признаков своего богодухновенного происхождения, которые имеют все Священные Книги, Евангелие от Луки, по свидетельству древних писателей, имеет и свидетельство внешнего одобрения от святого апостола Павла, который в своем Послании к Коринфянам говорит о евангелисте Луке: С ним послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование (2 Кор. 8, 28). Также, когда повествует о том, что Христос умер, воскрес и явился Кифе (Петру), а потом и двенадцати, говорит, что в этом и состоит Евангелие… которое вы и приняли (1 Кор. 15, 1), разумея Евангелие Луки.

На страницу:
9 из 10