Полная версия
Войны новых технологий
Ничего нового остановить нельзя, как бы к этому не стремились. В рецензии на книгу по истории письма есть хорошая цитата автора книги Э. Трубек о появлении письма и сопротивлении этому [22]: «Неудивительно, что наиболее громкими оппонентами новых технологий являются те, кто доминировал в старых». В этой роли выступил тогда Сократ, например, подчеркивающий, что письмо приведет к разрушению памяти.
Сегодня к жизни пытаются вызвать опыт холодной войны. Запад хочет, к примеру, использовать его в мусульманской среде, акцентируя на непрямых путях [23]: «Материал так же важен, как и аудитория. Восточно-европейские и советские читатели искали более интересные материалы, чем им предоставляли тогда. Они радовались словарям, техническим материалам и художественной литературе с Запада, поскольку те были либо запрещены, либо недоступны. На Ближнем Востоке также с помощью улучшения распространения неполитических материалов можно заполнить интеллектуальный вакуум, создаваемый авторитарными правительствами и религиозными экстремистами».
Россия использует опыт холодной войны в своей сегодняшней пропагандистской работе, направленной на Запад [24]. Здесь речь идет о создании фиктивной действительности, отражающей пропагандистские цели.
Покемон сам стал сбавлять темпы своего распространения. Минимальная социализация, которую несли покемоны, все же реализовывалась в том, что игрок физически мог увидеть другого игрока на улице, догадаться, что он тоже игрок. Но возникшая потеря популярности игры «бьет» и по аспекту популярности. Как пишет «Би-Би-Си»: «Уменьшение количества игроков в Pokemon Go на Западе приводит к снижению социального аспекта игры, что, в свою очередь, уменьшает ее привлекательность для тех, кто все еще продолжает играть» [25].
Увидели определенную опасность в увлечении игрой и психологи, правда, мало кто из них. Т. Черниговская, например, акцентирует на следующем: «Само стремление человека уйти от реальности ведь не вчера родилось. Искусство во всех его проявлениях – тот же самый уход в другую реальность. Но то, что происходит сегодня с этими играми, это явно перебор. Я считаю, что это чрезвычайно опасно, и психиатры давно должны бить тревогу. Психически больных лечат от галлюцинаций, а здесь человек, будучи предположительно здоровым, сам влезает в мир, где реальное смешивается с ирреальным. И никто не знает, как его психика на это отреагирует» [26].
Будем надеяться на то, что его психика отреагирует правильно. Тем более на сегодня накоплен большой опыт погружения людей в виртуальную реальность: от книг и кинофильмов прошлого этапа цивилизации до игр и телесериалов настоящего этапа, когда уровень погружения в эту реальность стал действительно большим.
Игры активно эксплуатируются и в области серьезных проблем. Корпорация РЭНД использует игры с 1950–1960-х годов, когда с помощью них изучалось и ядерное сдерживание, и военные операции времен холодной войны. Потом возникла проблема наркотиков и молодежного насилия. Это игры как моделирование ситуаций. Сегодня возник ренессанс игрового моделирования. Д. Шлапак говорит: «Игры рассказывают о людях – о том, как они взаимодействуют в проблемных ситуациях, как их выбор создает новые проблемы или порождает неожиданные последствия. Военные игры являются ярким примером: хорошие ребята имеют свои планы, плохие – свои, давайте посмотрим, что будет, когда они встретятся» [27].
Как и применение игр в образовании, так и моделирование ситуации с помощью игр относятся к серьезному пониманию игр. В Британии работает целый Институт серьезных игр [28]. Они сами создают игры для таких областей, как предприятие, бизнес, наука, музеи [29]. Американский Институт креативных технологий также специализируется в области создания игр. Более узкой их специализаций являются игры, используемые для реабилитации [30].
Нас с неизбежностью ждут новые виды квазипокемонов. Это может быть Покемон «Экскурсия по городу Риму» типа существующей игры по Дэну Брауну. Это будет Покемон рекламный, где в процессе поиска может проявиться прямая и косвенная реклама. Может возникнуть Покемон протестный, зовущий людей на площадь, чтобы свергнуть ненавистного диктатора или разгромить его загородный дом.
Покемон пришел, и уходить никуда не собирается, как бы его не запрещали, хотя эти запреты будут. Одним из последних стал запрет определенных покемонов во французских школах [31]. А до этого уже были запрещенные для ловли покемонов места: музей Холокоста, Пентагон, Арлингтонское кладбище. Пентагон становится полюсом, обратным покемонам. Он полностью запрещает их на своей территории.
Это также естественная реакция на захват институционально защищенного пространства со стороны новых игроков (см. о возможном возникновении права на дополненную реальность, в которой происходят игры [32]). Никто и ничто не может уйти из нашей жизни, если к этому есть потребность у потребителей. Они своими деньгами легко могут отстоять любую реальность.
Литература1. Шестидесятники. Сост. М. Ш. Барбакадзе. – М., 2007.
2. Riggins N. Targeting Millennials? // smallbiztrends.com/2016/08/selling-to-millennials-example.html.
3. Gilbert J. The Millennials: A new generation of employees, a new set of engagement policies // iveybusinessjournal.com/publication/the-millennials-a-new-generation-of-employees-a-new-set-of-engagement-policies/.
4. Poggi J. What marketers don’t already know about millennials // adage.com/article/media/turner-reveals-marketers-millennials/302139/.
5. Weinbaum C. a.o. The millennial generation. Implications for the intelligence and policy communities. – Santa Monica, 2016.
6. Meyer Z. BBB research says millennials are most likely scam victims // www.freep.com/story/money/business/2016/08/27/scam-victims-millennials/89200808/.
7. Tompor S. Scammers want students to pay a ‘federal student tax’ // www.freep.com/story/money/personal-finance/susan-tompor/2016/08/18/scammers-want-students-pay-federal-student-tax/88946504/.
8. “Invulnerability Illusion” means Millennials more likely to get scammed than boomers // www.bbb.org/council/news-events/news-releases/2016/07/invulnerability-illusion-means-millennials-more-likely-to-get-scammed-than-boomers/.
9. Learn the truth about scams // www.bbb.org/truth-about-scams/
10. Gyngell K. Only stricter parenting will protect our children from this toxic cocktail of permissiveness // www.dailymail.co.uk/debate/article-2094127/As-prisoners-taunt-victims-Facebook-stricter-parenting-protect-children-toxic-cocktail-permissiveness-technology.html.
11. Marcellino W. ‘Star Trek’ at 50: how the TV series inspired a boy to become a scientist // www.rand.org/blog/2016/08/star-trek-at-50-how-the-tv-series-inspired-a-boy-to.html.
12. Harvey P. Lynn // memory-alpha.wikia.com/wiki/Harvey_P._Lynn.
13. Harvey P. Lynn Jr. //www.trekplace.com/harveyplynnjr.html.
14. Halbfinger D. M. Pentagon’s new goal: put science into scripts // www.truthaboutnursing.org/images/pdf/2005-08-04-nyt_print.pdf.
15. Smith E.A. Ecstatic truth through fiction: reframing the science film to engage a wider audience // www.academia.edu/7684517/ECSTATIC_TRUTH_THROUGH_FICTION_RE-FRAMING_THE_SCIENCE_FILM_TO_ENGAGE_A_WIDER_AUDIENCE.
16. De Luce D. U.S. military shapes film industry’s portrayals on big screen // www.huffingtonpost.com/2013/01/22/us-military-film-industry_n_2525388.html.
17. The Pentagon and the world’s biggest film franchises // www.spyculture.com/the-pentagon-and-the-worlds-biggest-film-franchises/.
18. USMC television and motion picture liaison office // www.spyculture.com/docs/US/USMC-ELOreports-2008to2015.pdf.
19. Boggs C. Pentagon strategy, Hollywood, and technowar // newpol.org/content/pentagon-strategy-hollywood-and-technowar.
20. Sirota D. 25 yers later, how ‘Top Gun’ made America love war // www.washingtonpost.com/opinions/25-years-later-remembering-how-top-gun-changed-americas-feelings-about-war/2011/08/15/gIQAU6qJgJ_story.html?utm_term=.ccc14ca74d34.
21. Afford M. a.o. An offer they couldn’t refuse // www.theguardian.com/film/2008/nov/14/thriller-ridley-scott.
22. Jenkinsaug J.K.The Story of how handwriting evolved, and may soon die off // www.nytimes.com/2016/08/28/books/review/history-and-uncertain-future-of-handwriting-anne-trubek.html?mabReward=CTM&action=click&pgtype=Homepage®ion=CColumn&module=Recommendation&src=rechp&WT.nav=RecEngine.
23. Helmus T.C. a.o. Fighting terror the cold war way// www.rand.org/blog/2009/10/fighting-terror-the-cold-war-way.html
24. Макфаркхар Н. Могущественное российское оружие: распространение фальшивых историй // inosmi.ru/politic/20160829/237664433.html
25. Почему падает популярность Покемонов? // www.bbc.com/russian/features-37185594.
26. Черниговская Т. Сон разума рождает Покемонов. Интервью // lenta.ru/articles/2016/08/30/umzarazum/.
27. Shlapak D. Serious fun. Gaming and public policy // Rand Review. – 2016. – September – October.
28. Serious Games Institute // www.seriousgamesinstitute.co.uk/.
29. Game Store // www.seriousgamesinstitute.co.uk/games/default.aspx?category=29.
30. Lange B. a.o. Games for rehabilitation: how do we find the balance between play and therapy? // ict.usc.edu/events/belinda-lange-sheryl-flynn-jamie-antonisse-debra-leiberman-games-for-rehabilitation-how-do-we-find-the-balance-between-play-and-therapy/.
31. Прокофьев В. Во французские школы не пустят редких покемонов // rg.ru/2016/08/29/vo-francuzskie-shkoly-ne-pustiat-redkih-pokemonov.html.
32. Rutkin A. Pokemon Go away: who owns the augmented reality we play in // www.newscientist.com/article/2097445-pokemon-go-away-who-owns-the-augmented-reality-we-play-in/.
Меметическая война, или В поисках «арифметики» разума
Исследовательская любовь к мемам началась совсем недавно. Она совпала с возвратом к концепции войны идей или идеологий, возникшей из-за отсутствия завершения войны с радикальным исламом. Долгая война требует иного обоснования, которое было найдено в войне идей. Но если это война не в физическом пространстве, даже если задуматься и не в информационном, а в пространстве виртуальном, то она требует не просто совершенно иного инструментария, но даже и иных базовых единиц. И на эту роль были вписаны мемы как элементарные ментальные структуры, с помощью которых можно создавать или разрушать идеи. Правда, пока следует признать, что сделан только первый шаг – обоснование теоретической возможности, без второго – явных практических реализаций, хотя они как раз могут быть засекречены.
Но мы имели аналог мемов в виде анекдотов и слухов. Мы говорим о них как об аналоге, поскольку для анекдотов и слухов, как и для мемов, характерна способность к самораспространению. В результате имеем три важных характеристики мема:
• обладают яркой формой и значением;
• самодостаточны для самораспространения;
• способны создавать или разрушать ментальную защиту.
Некоторые исследователи видят еще такую характеристику мема, как его естественную способность храниться в нашей памяти.
В основе обращения военных к этой проблеме, а именно оттуда пришел прикладной аспект этой проблематики, лежит небольшая работа М. Пессера. В ней он написал: «Будущая война в идеологическом пространстве требует силовой структуры, закаленной для нелинейного поля боя. Американские военные не имеют доктрины или рекомендаций для войны в нелинейном пространстве боя в разуме врага или даже сложной парадигме некомбатантов. Однако с некоторыми модификациями можно достичь нового уровня понимания и возможности достижения паритета и даже превосходства в этом пространстве» [1].
Пессер также вводит разграничение между целевой направленностью информационных операций и меметической. Если информационные операции направлены на врага, то меметические – на гражданских лиц, поэтому это более разношерстная аудитория (см. также [2]). Это массовое сознание, которое и должно является основным объектом как для атаки, так и для защиты.
Однако нам представляется несколько притянутым за уши его представление о мемах и их передаче, которое он именует клиническим. Пессер имеет в виду, что распространение мемов следует трактовать как болезнь, хотя и ментального порядка.
Терминологически мемы берут свое начало от Ричарда Докинса [3]. Он приравнял их к генам, c его точки зрения мемы действуют однотипно, только происходит это в области культуры. Докинс говорит о «вирусах разума», рассматривая религиозные представления людей как «паразитов разума». Военное исследовательское агентство DARPA тоже заинтересовалось мемами в работе с соцсетями [4].
К сожалению, биологический взгляд на мемы оказывает свое давление, хотя это чисто метафорический подход, практически не имеющий никакого отношения к ментальной реальности. Например, в профессиональном бюллетене американской разведки Б. Хенкок пишет следующее: «Мемы образуют невидимый, но достаточно реальный ДНК человеческого общества. Мем исходно является идеей, но не каждая идея является мемом. Чтобы идея стала мемом, она должна передаться или реплицироваться в другом индивиде. Точно так, как вирусы переходят от тела к телу, мемы движутся от разума к разуму. Точно так, как гены организуют себя в ДНК, клетки и хромосомы, точно так повторяемые элементы организуют себя в мемы, а также во взаимозависимые комплексы мемом или „мемплексы”. Изучение этих повторяющихся элементов культуры называется меметикой» [5].
Война выводится тогда из агрессивных/конфликтующих мемов, достигающих уровня критической массы в популяции для поддержки агрессивных действий. Математики, кстати, уже установили порог в 10 % населения, по достижении которого идеи могут двигаться самостоятельно. По этой причине для предотвращения войны надо идентифицировать, отследить, изолировать и уничтожить конкретные мемы, формирующие основу конфликта. Но важным элементом в случае мемов является их резонирующий характер, поскольку разум очень позитивно откликается на них.
Остается не совсем ясным вопрос, насколько успешными могут быть операции по замене или стиранию опасных мемов, а если и успешными, то за какой временной срок их можно убрать из массового сознания. Кстати, Хенкок считает, что если убрать нельзя, то нужно попытаться запустить мем, который будет менее опасным, но сможет иметь хорошее распространение. Кстати, и сама эта идея, и вариант борьбы сквозь замену очень напоминает концепцию фреймов Дж. Лакоффа, который тоже считает, что с фреймом, введенным первично, тяжело бороться, лучше попытаться ввести новый фрейм с нужным содержанием [6].
Вообще во всем этом подходе к мемам и меметической войне важной является направленность на разбор на наиболее элементарные частицы функционирующих в человеческом обществе идей. В этом плане интересен также подход специалиста по политической психологии Д. Уестена, у которого есть некоторые примеры подобного разбора чувствительных для общества представлений [7].
И в принципе Хенкок акцентирует именно глубинный инструмент, когда говорит: «Меметическая теория предоставляет рамки для работы с наиболее важными социальными и военными проблемами на базовом причинном уровне».
Российская пропаганда как раз внедряла свои мемы, интуитивно опираясь на этот уровень, когда говорила, например, о фашистах-неонацистах-карателях-бандеровцах. Это явный мем, и при прикосновении к новой реальности он возродился без особых усилий, что позволило видеть действительность сквозь навязанные извне понятия. Разумеется, что главным конструктивным элементом здесь становится привязка к немецким нацистам, которой не может быть в дне сегодняшнем, но зато она сильна пропагандистски.
Из гранта DARPA вырастает и ряд исследований по военной меметике [8]. Там заданы следующие определения:
• меметика – это изучение и применение мемов;
• военная меметика – это применение мемов в сфере национальной безопасности;
• она является частью нейрокогнитивной войны.
Прочитав это, можно вспомнить мем, пришедший от Р. Рейгана, назвавшего Советский Союз «империей зла». Несомненно, что этот мем, как и ряд других мемов холодной войны, существенно повлиял на научный, журналистский и обыденный дискурсы того времени, приведя к разрушению СССР.
Мемы предлагается различать по результатам воздействия: внутреннему или внешнему [8]. Имеется в виду влияние на разум или на поведение.
Для военной меметики интерес представляют краткие мемы, поскольку они могут использоваться в соцсетях. Мемы задаются как информация, которая распространяется, влияет и сохраняется, причем для военных целей интересно только немедленное, а не эволюционное влияние, поскольку у военных нет столько времени на ожидание результата. DARPA выделяла финансирование на такие проекты в этой сфере. Вот эта тематика: «Эпидемиология идей» (2006), «Военная меметика» (2006–2009), «Социальные медиа в стратегических коммуникациях» (2011), «Нарративные сети» (2011). Как видим, первый термин «эпидемиология идей» был тоже из биологических метафор.
Мемы обсуждаются и под углом зрения использования их в политической жизни США [9–10]. При этом акцентируется, что мемы частично остаются вне реальной науки – только в области научной фантастики.
Одним из первых заговорил о мемах Хенсон, у которого есть такое высказывание: «Человек не может постоянно быть настроенным на войну, поэтому требуется бихевиористское переключение на него» [11].
Натовские эксперты предлагают включить мемы в войну против джихада или кремлевских троллей [12], при этом идея культурной эволюции (например, [13]) не годится для военных, поскольку это долгий процесс. Не очень «аккуратна» в плане перенесения биологической метафоры на психическую деятельность и идея ментального вируса, которая также часто используется (см., например, [14]).
Ричард Броуди выпустил даже целую книгу на тему «Вирусы разума» [15]. В ней есть такие главы на тему культурных вирусов, программирования человека, меметики религии, создания культа и даже дезинфекции. Он утверждает, что мемы попадают к нам без нашего разрешения, они влияют на нас, когда мы даже не замечаем этого. И все это дает нужные подсказки для военного использования.
Броуди видит три пути распространения мемов:
• повторение;
• когнитивный диссонанс, для разрешения которого возникает новый мем;
• генетическое реагирование типа предупреждения об опасности, криков детей, сексуальной привлекательности.
В исследовании в рамках гранта DARPA мем рассматривается как такой, который хорошо принимает разум: «Чтобы хорошо быть принятым хозяином, мем должен соответствовать конструктам или системе представлений хозяина либо быть в парадигме, к которой хозяин расположен. Мемы также собираются и усиливаются в комплексах (мемплексах), так что подходящие рамки в разуме хозяина особо поддаются влиянию нового мема, который соответствует рамкам, подобно тому, как новое правило религиозного лидера принимаются последователями этой религии, в то время как они будут проигнорированы неверующими» [16].
И еще определенное видение будущего, которое пока выглядит как красивое пожелание: «Меметика может смягчить нежелательные последствия, исходящие из культуры противника, помочь сдержать конфликт, понизить уровень враждебности с помощью культурного образования и порождения подходящих решений для местных проблем».
Меметическую войну задают как соревнование в сфере нарративов, идей и социального контроля в поле боя социальных сетей [17]. Это становится психологической войной в электронной сфере. Нам же представляется, что в таком случае мы сужаем возможности этого инструментария, поскольку ограничиваем его только интернетом.
Или такое понимание: «Меметическая война – это одновременно этос и ремесло. Способность «говорить в интернете» в дополнение к пониманию нюансов целевой аудитории являются важными для каждого, кто хочет участвовать в меметической войне» [18].
Россия также взяла на вооружение меметическую войну как теоретически [19], так и практически [20]. В последнем случае речь идет о докладе, полностью соответствующем обсуждаемой выше тематике на тему «Производство и распространение вытесняющего контента: содержательная альтернатива террористической идеологии», а также об активном вмешательстве в выборы на чужой территории с помощью интернет-интервенций. Например, в качестве мема рассматривается высказывание «партия жуликов и воров» [21]. Она полностью «захватила» все ассоциации по поводу российской партии власти.
Украина также включилась в разбор мемов. Д. Золотухин подчеркивает следующее: «Технология использования мемов как „боевых информационных единиц” зарекомендовала себя как самая пробивная и мощная. „Цветные революции” также можно назвать элементами меметических технологий. В особенности цветовую индикацию событий („оранжевая революция” в Украине) или использование предметов символов („революция роз” в Грузии). Поэтому именно создание мемов типа, „бандеровцы”, „гейропа”, „фашисты”, „майдауны” выстроило ту структуру информационного пространства, в которой мы живем» [22–24].
Р. Марутян видит следующий набор мемов в российско-украинской войне [25]: украинские – колорады, киборги, ватники, проФФесор; российские – Крымнаш, вежливые человечки, майдауны, бандерлоги, свидомиты, укропы, хунта, гейропа, распятый мальчик.
Обращение к мемам было вызвано поиском инструментария для ведения идеологической войны не в теоретическом плане, а непосредственно в массовом сознании. Для этого следует опускаться в анализе на составляющие таких единиц, чтобы понять их сильные и слабые стороны.
Будущее лежит в привязке этой тематики к нейропсихологии: например, уже известно, что сакральные вещи и простые активируются в разных частях головного мозга, и теперь понятно, почему сакральное не меняется на материальное.
Литература1. Prosser M.B. Memetics a growth industry in US military operations // www.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/a507172.pdf.
2. Memetic warfare // en.wikipedia.org/wiki/Memetic_warfare.
3. Ratner P. Richard Dawkins: Religion Is a Meme and Religious Beliefs Are «Mind-Parasites» // bigthink.com/paul-ratner/social-viruses-may-be-shaping-the-american-elections-uniquely-threatening-modern-societies.
4. Beach K. DARPA prepares for meme war // www.blacklistednews.com/darpa_prepares_for_meme_war/15356/0/38/38/y/m.html.
5. Hancock B.J. Memetic Warfare: The Future of War // Military Intelligence Professional Bulletin. April – June, 2010 // fas.org/irp/agency/army/mipb/2010_02.pdf.
6. Lakoff G. The political mind. – New York etc., 2009.
7. Westen D. The political brain. – New York, 2008.
8. Finkelstein R. Tutorial: military memetics // robotictechnologyinc.com/images/upload/file/Presentation%20Military%20Memetics%20Tutorial%2013%20Dec%2011.pdf.
9. Allendorf O. The meme culture of America is taking over // trendintech.com/2017/02/26/the-meme-culture-of-america-is-taking-over/.
10. Siegel J. Is America prepared for meme warfare? // motherboard.vice.com/en_us/article/xyvwdk/meme-warfare.
11. Henson H.K. Evolutionary Psychology, Memes and the Origin of War // web.archive.org/web/20160112051107/https://www.kuro5hin.org/story/ 2006/4/17/194059/296.
12. Gramer R. Can NATO Weaponize Memes? // foreignpolicy.com/2017/04/13/nato-cyber-information-warfare-battle-of-ideas-memes-internet-culture/.
13. Tyler T. Memetics. Memes and the Science of Cultural Evolution. – 2011.
14. Robertson L.H. The infected self: Revisiting the metaphor of the mind virus // www.researchgate.net/publication/314223457_The_infected_self_Revisiting_the_metaphor_of_the_mind_virus.
15. Brodie R. Virus of the mind. The new science of the meme. – London, 2009.
16. Finkelstein R. Introduction to the Compendium and military mimetics overview // semioticon.com/virtuals/memes2/memetics_compendium.pdf.
17. Giesea J. Memetic warfare. Part 1. It’s time to embrace memetic warfare // docs.wixstatic.com/ugd/b3.eb9d_e9b753fb75fe45fa8e05afea81bca8ce.pdf.
18. Giesea J. Memetic warfare. Part 2. Hacking hearts and minds. How the memetic warfare is transforming cyberwar // docs.wixstatic.com/ugd/b3eb9d_c4eaab8cf2df4d068a33457d53774666.pdf.
19. Савин Л. Меметическая война // www.geopolitica.ru/article/memeticheskaya-voyna.
20. Коровин В. Противопоставить позитивный контент деструктивному // evrazia.org/news/47359.
21. Лебедева И. Меметическое оружие, или Вашингтонский демократизационный шаблон // www.fondsk.ru/news/2011/12/10/memeticheskoe-oruzhie-ili-vashingtonskij-demokratizacionnyj-shablon-11775.html.
22. Золотухин Д. Меметическое оружие как угроза цивилизационной безопасности // medium.com/@postinformation/%D0%BC%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5-%D0%BE%D1%80%D1%83%D0%B6%D0%B8%D0%B5-%D0%BA%D0%B0%D0%BA-%D1%83%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B7%D0%B0-%D1%86%D0%B8%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B9-%D0%B1%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8-4bc0897fe4f4.