Полная версия
Сторителлинг. Алгоритмы, упражнения, примеры
Но основное различие всё же в целях (если вы не понимаете, о чём я – вернитесь к первой главе). Пишем мы сейчас много, а степень открытости в соцсетях порой подобна личному дневнику. Так что без историй, конечно же, не обойтись.
История может быть «классической» – то есть со структурой сюжета, завязкой и развязкой. Но к письменному сторителлингу я бы отнесла и приведение примеров, зарисовки из жизни, подводки – все варианты, где мы добавляем к тексту рассказ о себе.
Например, ведение блога – это сторителлинг и рассуждения; статья – это сторителлинг и научно-методические материалы; рекламный пост – сторителлинг и информация о товаре.
Для меня письменный сторителлинг в соцсетях – это основной инструмент имиджа, продвижения, продаж. Благодаря ему мой рекламный бюджет уже очень долгие годы сводится к нулю.
Основная задача – быть замеченным. Дальше – быть прочитанным. Потом – стать интересным для нужной аудитории. А где популярность, там и продажи. Но это лишь «побочный эффект», главное – взаимодействие с аудиторией, искреннее желание быть полезным, щедрость и открытость.
Признаки и составляющие сильных постов.
1. «Цепляющее» название.
2. Ловушка внимания в первой фразе.
3. «Я», «обо мне», «со мной» – рассказ от первого лица.
4. Структурированность, абзацы.
5. Динамичность.
6. Диалоги, прямая речь.
7. Оптимальное наличие персонажей.
8. Яркие детали.
9. Запоминающийся конец.
В следующей главе я привожу примеры своих постов. Все они были написаны с разными целями. О чём-то просто захотелось рассказать, где-то надо было привлечь внимание к теме, в каких-то важно было высказать свою позицию, а какие-то были написаны с рекламной целью. Истории в них применяются в разных пропорциях. Но все эти посты были эффективны. То есть я добивалась поставленной цели.
КАК ПОЯВЛЯЮТСЯ ИСТОРИИ
Конечно же, мы рассказываем спонтанные истории. Но в сторителлинге важна осмысленность и ответственность за то, о чём и как ты рассказываешь.
Алгоритм появления истории.
1. Событие.
Что-то происходит в нашей жизни – достаточно яркое и обязательно эмоционально насыщенное. Если воспринимать свою жизнь через истории, то становится понятно, что каждый прожитый день может подарить нам повод для сторителлинга.
2. Переживание.
Это возможность пережить эмоции в динамике. Только когда эмоции улеглись или хотя бы пошли на спад, мы готовы об этом говорить. Помните, чем заканчивается план истории? Новым состоянием героя.
3. Осмысление.
Помимо эмоций, должен прийти смысл. Он, как правило, появляется позже, требуется время на понимание. Осмысление даёт возможность посмотреть на произошедшее со стороны, стать более объективным в оценке.
4. Рассказ №1.
Желание рассказать о произошедшем – естественно. На этом этапе начинает складываться повествование. Мы учимся передавать суть максимально понятно и интересно. Это может быть несколько пересказов разным людям или вообще проговаривание «в пустоту» ради работы над историей.
5. Мифологизация.
Здесь становится понятно, о чём история, то есть её основная идея. И все эпизоды «как это было» подвергаются проверке – имеют ли они отношение к истории. Всё произошедшее, но не относящееся к идее убирается, а другие эпизоды, детали, напротив, становятся крупнее и ярче. Допускаю ли я придумывание чего-то? Да, возможно, но не в главном. История должна остаться правдивой.
6. Рассказ №2.
Это уже история сторителлинга – мы понимаем, о чём мы рассказываем, кому и с какой целью. На этом этапе история, возможно, тоже будет меняться, но несущественно. Скорее это будет работа над средствами передачи выразительности.
7. «Складирование».
В памяти откладывается не только событие, но и история. И в любой момент мы можем обратиться к ней и использовать, когда она понадобится.
Люди, которые используют истории в работе: преподаватели, тренеры, психотерапевты и психологи, педагоги и т.д., делают это не задумываясь. В «кладовых памяти» у них хранятся истории за долгие годы. Если же вам важно развивать себя в этом направлении, используйте любые доступные способы, чтобы фиксировать как темы для сторителлинга, так и готовые истории.
ГЛАВА 2. УПРАЖНЕНИЯ
При использовании упражнений из этой главы на тренинге или для собственного развития важно учитывать, что придуманы и описаны они психологом. То есть я держу фокус не только на навыках, но и на психологическом состоянии и развитии рассказчика.
Упражнения я поделила на две категории:
1. Упражнения для обучения сторителлингу (от №1 до №11).
2. Упражнения для тренингов на основе сторителлинга (от №12 до №16).
Все упражнения авторские, прошу вас сообщать об этом перед проведением. Также вы можете использовать их, как идеи для своих тем и аудиторий.
Важно учитывать, что сторителлинг – очень затратная по времени техника. Для неподготовленного рассказчика нормальным является 3—6 минут на одну историю. Поэтому важно продумывать организацию, чаще всего это рассказывание в парах или малых подгруппах. Ну и, конечно, тренер должен сам рассказать историю для примера.
УПРАЖНЕНИЕ №1. «ХОРОШАЯ ИСТОРИЯ»
Цель: Исследовать компоненты и признаки «хорошей истории». Учиться раздельно оценивать и анализировать способ подачи и содержание истории.
Ход:
1. Предложить каждому участнику составить список тем историй, которые они готовы рассказать (5—6 минут)
– История о том, как я….
– История о том, как мне…
– О том, что случилось…
– Случай, когда …. и т. д.
Истории должны быть одного плана, то есть надо договориться:
– Рассказываем истории только о себе;
– Рассказываем истории, свидетелем которых я был (а);
– Рассказываем истории о других людях;
– Рассказываем истории о событиях и т. д.
2. Работа со списком: выбрать из него ту историю, которая кажется вам наиболее интересной и придумать ей название.
3. Все названия выписываются на доску.
4. Предложить участникам определиться, какую историю они бы хотели услышать. Делается это методом голосования – предложите каждому отдать 3 голоса за выбранные истории (кроме своей) и определите лидеров.
5. Рассказ 3—4 историй.
Шеринг:
– Какая из услышанных историй кажется вам наиболее интересной? Почему? Прошу оценивать именно историю, а не способ её подачи.
– Какие признаки хорошей истории вы бы определили?
– Какое универсальное послание вы услышали в каждой истории?
Зафиксируйте на доску признаки «хорошей истории». Если материала будет недостаточно, можно просмотреть видеозаписи историй, которые, на ваш взгляд, кажутся хорошими.
Пример:
1. «Хорошая история» структурирована. Имеет начало (завязку), основное повествование, кульминацию и чёткий конец.
2. Динамична.
3. Наполнена очень зримыми деталями.
4. Провоцирует эмоции.
5. Воспринимается «картинками» и т. д.
Следует учитывать, что чётких и единственно верных критериев быть не может.
УПРАЖНЕНИЕ №2. «ЧЁРНО-БЕЛАЯ ИСТОРИЯ»
Цель: Развивать умение находить позитивные и негативные истории на заданную тему, гибкость мировоззрения. Способствовать осознаванию субъективности своей позиции.
Ход:
1. Разделиться на подгруппы.
2. В подгруппах рассказать истории на темы:
«Школьные годы прекрасные» – «Школьные годы ужасные»
«Спасибо за обслуживание» – «Дайте жалобную книгу!»
«Домашние любимцы» – «Козёл в огороде»
3. Участники делятся на (+) и (-) и рассказывают истории с противоположными позициями.
Шеринг:
– Какие истории вам вспомнились и почему?
– Как повлияла на вас история с противоположной позицией? Какие чувства она вызвала?
– Есть ли в вашей жизни темы, которые вы не готовы рассматривать с другой позиции? Как это отражается на вашей жизни?
УПРАЖНЕНИЕ №3. «ХАРАКТЕР И ХАРАКТЕРИСТИКА»
О чём бы мы не рассказывали – мы рассказываем о себе. Может быть, большинство «молчунов» стали именно таковыми, потому что боятся что-то сболтнуть о себе, и это им повредит? В этих опасениях есть рациональное зерно.
Для этого упражнения понадобятся три видеозаписи:
– Одна с любой историей от первого лица.
– Две с записью двух разных историй одного рассказчика.
Цель: Развивать умение слышать информацию о рассказчике – характеристику и характер. Способствовать осознанности в работе со своими историями.
Ход:
1. Просмотр видеоролика одной истории. Совместно определить, ориентируясь на содержание, детали, интонации, намёки:
Характеристика – то, что становится ясно слушателям о рассказчике: возраст, образование, профессия, интересы, семейное положение, особенности уклада жизни, планы и т. д. То есть под характеристикой будем понимать объективно существующие, упоминаемые в рассказе факты.
Характер – то, что транслирует рассказчик, явно не называя: темперамент, чувства, мировоззрения, конфликты, надежды, разочарования, ценности и т. д.
2. Вопросы:
– Какие чувства у вас вызывает рассказчик?
– Как связаны индивидуальные особенности рассказчика и содержание истории?
– Какая информация, на ваш взгляд, была лишняя и чего не хватало?
3. Участники делятся на две подгруппы и расходятся в разные помещения. Если такой возможности нет, то каждый слушает историю со своего смартфона в наушниках. В каждой подгруппе просматривается видеоролик с историей одного и того же рассказчика. После просмотра подгруппа составляет список «Характер и характеристика».
4. Сравнение списков двух подгрупп. После обсуждения участники узнают, что они анализировали одного и того же рассказчика.
Шеринг:
– Что вы поняли о себе как о рассказчике?
– Что вы хотите донести слушателям о себе и что предпочли бы скрыть?
– Какие способы для этого используются?
УПРАЖНЕНИЕ №4. «ВСТРЕЧИ»
Цель: Формировать умение спонтанно находить истории из собственного опыта. Превращать события в истории.
Количество участников – не менее 10 человек.
Ход:
1. Участникам предлагается запланировать встречи друг с другом. Для этого каждый из участников пишет в столбик номера встреч от 1 до 5, и в свободном порядке они договариваются между собой. (Предположим, Галина и Михаил планируют встречу под №3. В этом случае Михаил пишет под этим номером Галину и наоборот).
2. Тренер объявляет номер встречи и её тему. Люди садятся в пары. На каждую встречу даётся по 5—6 мин. За это время рассказать должны оба в паре. После объявления темы нужно дать 20—30 секунд тишины для того, чтобы участники поняли, о чём они хотят рассказать.
3. Темы встреч:
– История моего имени или почему меня так назвали;
– История о том, как мне повезло;
– История о том, как меня обманули;
– История про знакомство, которое мне запомнилось;
– История про покупку.
4. Участники возвращаются в общий круг.
Шеринг:
– Удалось ли выполнить этот задание? Как вы оцениваете своё умение спонтанно рассказывать истории на заданные темы?
– Какой рассказ вам запомнился лучше всего и вызвал эмоциональный отклик? Почему?
– На какую тему вам было легче говорить? На какую труднее?
– Какие чувства вызвало это упражнение?
УПРАЖНЕНИЕ №5. «КОМИКСЫ»
Цель: Развивать умение делать свою историю «видимой» за счет выстроенных последовательно сцен и деталей – провоцировать «внутреннее кино» у слушателей. Учиться исключать из своей истории абстрактные суждения, сложные описания, лишние детали.
Ход:
1. Участники работают в парах.
2. Предлагаем выбрать для упражнения историю, с которой хочется поработать.
3 Один из пары рассказывает свою историю, второй зарисовывает сцены схематически, в виде комиксов. Для этого лучше разделить лист бумаги на 6—8 секторов. Возможно сделать по-другому: сначала прослушать, потом зарисовать.
4. Обсудить получившийся рисунок – какие сцены, что слушатель не увидел, какие детали оказались важными, в чём был недостаток и т. д.
5. Поменяться ролями в парах и таким же образом обсудить вторую историю.
Шеринг:
– Что вы считаете результатом вашей совместной работы?
– Какие сильные стороны отметил слушатель в вашей истории?
– В чём недостатки?
– Хотите ли вы улучшить историю и каким образом?
УПРАЖНЕНИЕ №6. «ИСТОРИЯ ПОД ЗАДАЧУ»
Цель: Развивать умение находить в своём опыте и рассказывать истории под определенные задачи.
Ход:
1. Разделиться на пары или подгруппы по 2—3 человека.
2. Дать возможность участникам познакомиться с кейсами (5—7 минут).
3. В парах (подгруппах) рассказывать истории по выбранным кейсам. Длительность каждой истории должна быть не более 4—5 минут.
Варианты кейсов для студенческой группы.
Твоя младшая сестра (подруга) готовится поступать в институт. Она очень волнуется, усиленно готовится к экзаменам, не позволяя себе расслабиться, твердит только об этом поступлении. Из разговора ты понимаешь, что для неё не поступить – вопрос жизни и смерти. Никаких других вариантов она не признаёт.
Цель: Расскажи свою историю, которая поможет хоть немного успокоить подругу.
*****
У тебя есть ценность, которая непонятна твоим родителям. Это может быть увлечение, общение, образ жизни (например, раздельный сбор мусора, ЗОЖ, творчество, реконструкции и т.д.). Они не запрещают, но и не поддерживают.
Цель: Расскажи историю, чтобы сделать эту ценность более понятной для родителей.
*****
Ты застрял (а) в лифте вместе с девочкой 10—11 лет. Оператор сказал, что мастер подойдёт в течении получаса. Но девочка очень взволнована, она плачет и, если ничего не предпринять, то скоро может случиться истерика.
Цель: Расскажите ребёнку историю, которая отвлечёт и развеселит девочку.
*****
У тебя есть свой проект, на который нужны деньги. Нашёлся человек, готовый вложить деньги в проект, но его смущает твоя молодость. Вы встретились, поговорили о проекте. И самое время рассказать о себе какую-то историю, которая будет свидетельством того, что ты ответственный и надёжный человек.
Цель: Расскажи историю, чтобы убедить человека, который тебя впервые видит, в твоей ответственности и надежности.
*****
У тебя есть приятель (подруга), с которым вы не виделись несколько месяцев. Вы встретились в кафе, вам есть что друг другу рассказать. Но говорит только он, тебе надо срочно переключить внимание на себя.
Цель: Расскажи приятелю историю, которая произошла с тобой в последние несколько месяцев, чтобы заинтересовать его.
*****
Шеринг:
– Удалось ли найти подходящую историю?
– Почему была выбрана именно она?
– Где в жизни у вас есть необходимость рассказать именно эти истории?
УПРАЖНЕНИЕ №7. «ВНАЧАЛЕ – ИДЕЯ, ПОТОМ – ИСТОРИЯ»
Цель: Учить определять основную идею в истории и рассказывать истории с определенными идеями.
Ход:
1. Предложить участникам сформулировать идеи, которые важны в их работе (учёбе, личной жизни, отношениях …)
2. Записать все идеи на доску.
К примеру:
– Всех денег не заработаешь.
– Ошибки – это возможность получить урок.
– Первое впечатление обманчиво или «не судите книгу по обложке».
– Всё, что не убивает, делает нас сильнее.
– Путь к Своему Делу может быть извилист.
3. Дать возможность участникам подготовиться – вспомнить истории, которые могут быть иллюстрацией этих идей.
4. Рассказывание историй в подгруппах или перед всеми. Условие – идею озвучивать нельзя, слушатели должны понять её из истории.
Шеринг:
– Удалось ли соединить истории и идеи, что вам помогло?
– Какая из услышанных историй, на ваш взгляд, больше всего «соединилась» с идеей.
УПРАЖНЕНИЕ №8. «ПОСТЫ КАК ВИД СТОРИТЕЛЛИНГА»
Цель: Исследовать признаки и составляющие эффективных постов с использованием историй.
Ход: Для этого упражнения всем участникам понадобятся смартфоны и возможность выйти в любую соцсеть.
1. Предложите участникам в течении нескольких минут (8—10) найти посты, в которых используются истории или их часть. Как вариант: заранее выберете 8—10 подобных постов и дайте возможность с ними познакомиться.
2. Задания для подгрупп – выписать признаки и составляющие удачного использования сторителлинга. Например: написано от первого лица, яркое, «цепляющее» начало.
3. Участники из разных подгрупп называют по одному пункту и так по кругу. Тренер делает список «Удачные приёмы». Если какой-то признак уже назван, его не повторять.
Шеринг:
– Какие из перечисленных признаков присутствуют в ваших постах?
– Что из написанного на доске кажется вам важным для использования?
УПРАЖНЕНИЕ №9. «СИЛЬНОЕ НАЧАЛО»
Для этого упражнения понадобятся видеозаписи рассказанных историй. Копилку этих видео можно составить, найдя подходящие истории в интернете, важно, чтобы их длительность была не более 8—10 минут. Либо это могут быть видеозаписи историй участников, записанные заранее.
Цель: Исследовать приемы «захвата внимания» и формирование интереса у слушателей в начале истории.
Ход:
1. Просмотреть 5—7 роликов на протяжении 1—1.5 минуты каждый.
2. Предложить участникам проголосовать за тот ролик, который хочется досмотреть до конца и аргументировать почему. Все аргументы выписываются в список.
3. Совместно придумать альтернативные начала для историй – аутсайдеров.
4. Просмотреть до конца ролики историй – лидеров голосования.
Шеринг:
– Какие выводы для себя, как рассказчика, вы сделали по этому упражнению?
– Какие способы начать историю нравятся вам больше всего и почему?
УПРАЖНЕНИЕ №10. «ДЕТАЛИ В ИСТОРИИ»
Цель: Учиться передавать атмосферу места и времени при помощи деталей.
Ход:
1. Предложить участникам вспомнить историю из далёкого прошлого, лучше из детства. История может быть подготовлена заранее.
2. Разделиться на пары. В каждой паре один участник рассказывает свою историю, другой фиксирует наиболее выразительные детали МЕСТА и ВРЕМЕНИ этой истории. После этого участники меняются.
3. Обратная связь в парах: перечислить друг другу детали, которые вы выписали, и оценить их с точки зрения уместности и эффективности в передаче атмосферы.
4. Все детали выписываются участниками на отдельные стикеры.
5. Совместно с участниками тренер систематизирует детали. Например: одежда, быт, природа, архитектура и строения, поведение и т. д.
Шеринг:
– Как вы оцениваете результаты упражнения для себя?
– Какие детали места и времени для вас являются наиболее выразительными и передающими атмосферу?
УПРАЖНЕНИЕ №11. «ЗОНА ОТКРЫТОСТИ» И «ЗОНА ИНТИМНОСТИ»
Цель: Исследовать возможные и недопустимые темы для сторителлинга.
Ход:
1. Дать пояснение, что в ходе упражнения под «Зоной Открытости» мы будем понимать те сферы жизни и те темы, о которых каждый из вас готов говорить. А под «Зоной Интимности» – то, о чём не хочется рассказывать. Например: профессиональные достижения – отношения с коллегами.
2. Участники индивидуально выписывают в два столбика темы и сферы жизни.
3. Предложите в парах обсудить и дать пояснения, если участники посчитают нужным.
4. Выписать на доску причины, по которым мы не рассказываем о каких-то темах или сферах жизни. Например:
– Это может задеть чувства человека, который фигурирует в моей истории.
– С этой темой связаны слишком сильные переживания.
– Моя работа предполагает конфиденциальность и т. д.
5. Выписать на доску темы, о которых готовы рассказывать.
Шеринг:
– За счёт каких тем можно расширить вашу «Зону Открытости»?
– Какие темы из «Зоны Интимности» могут перейти в другую категорию и при каких условиях?
УПРАЖНЕНИЕ №12. «СОБЕСЕДОВАНИЕ»
Цель:
Формировать умение рассказывать о своих сильных сторонах и навыках через сторителлинг. Способствовать развитию позитивной самооценки. Развивать навык быть убедительным и искренним.
Ход:
1. Предложите участникам сделать список своих сильных сторон личности, которые проявляются в работе и своих профессиональных навыков.
Например:
Дисциплинированный, ответственный, креативный (черты характера).
Могу вдохновлять людей, быстро мобилизуюсь, хорошо работаю с документами (навык).
2. Инструкция:
Представьте, что вы проходите собеседование. И его принимает комиссия. Вас просят рассказать об одном вашем качестве или навыке реальную историю.
Сейчас у вас будет 5 минут, чтобы вспомнить истории своей жизни, где проявлялись ваши сильные стороны. Это должна быть история, связанная с работой. И вам нужно не просто рассказать, а убедить комиссию, что эти качества (навыки) вам действительно присущи.
3. Участники по очереди занимают место соискателя. Называют свою сильную сторону и рассказывают историю.
4. Предложите всем участникам высказаться: Кто вас убедил и благодаря чему?
Шеринг:
– Как вы себя чувствовали в роли рассказчика?
– Удалось ли вам рассказать то, что вы хотели?
– Что у вас получается хорошо и чему надо учиться?
УПРАЖНЕНИЕ №13. «СЕМЕЙНЫЙ АЛЬБОМ»
Цель: Способствовать формированию традиции фиксировать истории своей семьи. Развивать интерес к событиям, которые стали основной семейных ценностей и ритуалов.
Ход:
1. Заранее предложите участникам сделать подборку семейных фотографий (в смартфоне или принести бумажные). Темы фото:
– Мои корни (предки).
– Как всё начиналось (рождение семьи).
– Ценные моменты (2—3 примера ценностей: дети, животные, путешествия, события …).
– Испытания (несчастья, трудности, с которыми удалось справиться).
– Достижения (всё, где прилагались усилия – постройка дома, покупка какой-то вещи, учёба детей, юбилеи семьи ….).
2. Инструкция:
Сейчас вы расскажете истории своей семьи и послушаете чужие. Для этого вы будете использовать фотографии. Постарайтесь, чтобы звучали именно истории, а не описания и сообщения факта. Вы можете рассказать об этапе жизни и конкретном дне, когда была сделана эта фотография.
3. Форма организации – «Карусель». То есть участники садятся в два круга, внутренний и внешний, и по сигналу тренера пересаживаются к другому партнеру. На каждую историю 2—3 минуты, то есть смена пар каждые 5—6 минут.
Шеринг:
– Какие чувства вызвало упражнение и почему?
– Какая тема вас затронула эмоционально и почему?
– Что из услышанного произвело на вас самое большое впечатление?
– Где и как вы можете использовать этот опыт?
УПРАЖНЕНИЕ №14. «ОПЫТ КАК РЕСУРС»
Цель: Исследовать возможности прошлого опыта по реализации профессиональных проектов, использовать их как эмоциональный и рациональный ресурс.
Ход:
1. Инструкция:
У каждого из нас есть реализованные в прошлом проекты. Они могут быть глобальными или очень скромными. Вспомните и напишите на листе крупно название успешно реализованного проекта. Если вам не приходят на ум коммерческие проекты, возьмите для примера из других сфер жизни. Так, у кого-то может быть «Организация Фестиваля тренингов», а у кого-то «Юбилейный праздник для мамы».