Полная версия
Сторителлинг. Алгоритмы, упражнения, примеры
Ирина Шевцова
Сторителлинг. Алгоритмы, упражнения, примеры
ГЛАВА 1. АЛГОРИТМЫ
ЧТО Я БУДУ ПОНИМАТЬ ПОД СТОРИТЕЛЛИНГОМ?
Сторителлинг – это личная история, рассказанная с какой-либо осознаваемой целью.
Если вы под этим понимаете что-то другое – моя книга вам не подходит. Да, вот так сразу, чтобы сэкономить время и деньги.
Личная история – значит правдивая, невыдуманная. Жанр притчи, сказки и других плодов фантазии для меня как психолога и предпринимателя, постоянно использующего истории, к сторителлингу не относится. (Здесь и на протяжении всей книги я не претендую на абсолютную истину).
Личная история – это не обязательно про себя. Это могут быть истории других людей: ваших знакомых, тех, с кем пересекались в различных жизненных ситуациях и даже тех, с кем не встречались. Но истории, обязательно пропущенные через себя. То есть, когда вы рассказываете про другого, местоимение «я» и его производные никуда не деваются.
Личная история – это не обязательно про интимное. Тем для сторителлинга в нашей жизни множество. Хотя бы то, что наша жизнь – сплошные исторические события. (Да, уж не знаю, повезло, или это испытания «эпохой перемен». Я насчитала больше десятка всяких свидетельств, о которых могу рассказать не понаслышке. К примеру, про похороны Брежнева… Впрочем, примеры в другой главе).
Личная история – значит в ней есть ваши чувства и ваше отношение к тому, о чём вы говорите. Хотите найти историю – ищите чувства. Это и просто – чувства есть в каждом дне жизни, и тяжело – рефлексия и внутренний фокус не являются сильными сторонами современного человека.
Осознаваемая цель – это то, ради чего я рассказываю вам сейчас эту историю. Потому что сторителлинг – это инструмент. И, в отличии от спонтанной истории, здесь вопрос цели является первичным.
Цели сторителлинга я бы поделила на категории по степени воздействия на слушателей:
1 уровень. Развлечение.
Это уровень эмоций. Внимание удерживается ровно столько, сколько звучит история. Обычно это весёлые истории, курьёзы, загадочные и, может быть, даже страшные. Все мы с удовольствием заполняем этими историями свою жизнь – и слушаем, и рассказываем. Проанализируйте, о чём говорили с друзьями при встрече, и вы увидите, как много прозвучало историй. Если, при этом, у вас стояла задача развлекать, оказаться интересным рассказчиком и быть в центре внимания, значит, это были ваши цели. Значит, это был именно первый уровень – развлечение.
2 уровень. Информация.
Это уровень содержания. Когда при помощи истории вы хотите о чём-то поведать. Что-то, о чём не столько интересно, сколько полезно узнать из вашей истории. Доказано, что информация, оформленная в историю, не встречает критики, легко запоминается и, при желании, достаётся из памяти в нужный момент. Родители рассказывают такие истории своим детям, наставники ученикам, начальники подчиненным. Вместо нотаций, поучений, лекций.
3 уровень. Влияние.
Это уровень чувств. В отличие от эмоций они остаются надолго, осознаются. После этих историй становится радостно, грустно, печально, страшно. Они могут вдохновлять, влюблять и вводить в отчаяние. Все, кого вы считаете харизматичным человеком, владеют этим сторителлингом. И, конечно же, это невозможно сыграть. Невозможно «овладеть приёмами» – истории влияния только искренние. Если рассказчик не боится встретиться со своими чувствами и имеет именно эту цель, слушатели вступают с ним в резонанс. Вы знаете, что чувства заразны?
4 уровень. Побуждение.
Это уровень действия. Рассказывая историю, вы хотите, чтобы слушающие сделали что-то определённое. История лишена призывов и лозунгов, она влияет глубже и сильнее. Она не будет манипуляцией, если вы не скрываете своих намерений.
Я вообще хочу сразу, в начале своей книги, сообщить, что говорю о сторителлинге «во благо». Просто отсеку всё низкое и мерзкое, не отрицая, что оно существует.
Деление на уровни – дань любви к систематизации. Оно может быть условно, но основное, о чём я хочу сказать: осознавайте цель! Осознавайте силу истории и берите ответственность за то, что, кому и зачем вы говорите. И, находясь на стороне слушателя, наблюдайте за целями рассказчиков. История, конечно, сильный инструмент, но не всемогущий.
ЗАЧЕМ ВАМ ЭТО НАДО?
Если вы читаете эту книгу с целью обучения, подумайте, зачем вам нужен сторителлинг? Какие задачи стоят перед вами? Продолжая стилистику этой главы, разложу всё «по полочкам».
Личностные задачи.
Для меня, как для психолога, они первичны. И важнее, и тяжелее реализуемы, чем просто формирование навыка.
1. Рассказывание о себе как развитие самоуважения.
Да, когда вы произносите «я», «у меня», «со мной» и смеете рассказать о себе хотя бы одному человеку, преодолеваете ложный стыд «неинтересности», «незначительности» собственной жизни. Это работа с самооценкой. Ваша жизнь никому не будет интересна, если она не интересна вам.
2. Осознавание своей жизни через истории.
Рассказывая кому-то, мы лучше понимаем себя. В сторителлинге это понимание должно сформироваться ещё до рассказывания. В этом случае история получается законченной, целостной. Хочешь быть рассказчиком – понимай свою жизнь.
3. Удовлетворение потребности делиться.
Я верю, что эта потребность есть у всех людей. Просто некоторые так и не смеют признать уникальность и важность своего опыта, своей жизни. Так что и здесь сторителлинг решает задачи личностного развития.
4. Умение быть в центре внимания.
Развитие в себе смелости, преодоление страхов вплоть до получения удовольствия. Слушатели в сторителлинге являются обязательным компонентом. Если «в стол», «в пустоту» – это не сторителлинг, это подготовка, репетиция. В век публичности сторителлинг, как одно из условий успешности – умение очень прикладное. Не обязательно трибуны и сцены. Это может быть узкий круг, ваша аудитория. И если есть необходимость, то дальше, по нарастающей.
5. Сторителлинг как способ влияния.
История – очень мощный инструмент и может стать средством манипуляций. Это хорошо понимают те, у кого влияние – основа профессии. Эта задача и об умении влиять осознанно и принимать последствия, и о том, чтобы позволять или не позволять другим людям делать это в отношении нас.
Личностные задачи не исчерпываются этими пунктами. Они задают направление, фокус внутрь себя. Есть рассказчики, которым надо всё наоборот – учиться уходить «в тень», слушать, а не рассказывать, сдвинуть восприятие со своей уникальности на других людей, учиться быть краткими и по существу. У каждого своё, в зависимости от «стартовых условий».
Технологические задачи:
1. Работа над структурой, идеей и образностью истории.
2. Учиться «упаковывать» в истории факты и события.
3. Формировать выразительные средства передачи истории.
4. Учиться находить истории для разных аудиторий.
5. Создавать «банк историй» и быть готовым использовать их в разных жизненных ситуациях.
С этими задачами я буду кратка в этой главе, но очень дотошна и подробна во всех остальных. И эти задачи не исчерпываются перечисленным. Опять же – у каждого они свои. Главное, чтобы они были.
ИСТОРИЯ ИЛИ НЕ ИСТОРИЯ?
Вопрос не лишний… Я встречала под видом истории описание, зарисовку, сообщение. Есть любители под видом истории изложить чуть ли не всю свою жизнь. И уж коль мы о сторителлинге, давайте договоримся, что в истории всегда есть сюжет.
А дальше всё, как учились в школе писать сочинение – прежде всего составляли план.
План истории:
1. Где и когда это происходит.
2. Кто герой истории.
3. Завязка: неожиданность\потеря.
4. Выбор героя.
5. Развязка.
6. Новое состояние героя.
План, конечно, может быть дополнен. Но не сокращен, иначе развалится сюжет. Можно применять формулу «И вот однажды…» или «И вдруг…». Тогда вам точно будет не отвертеться от истории – именно это отличает её от всего перечисленного выше.
Тезисно поясню каждый пункт:
История происходит всегда в каком-то месте и в какое-то время. Даже если слушатели никогда не были там, лучше дать название и описать, чем просто произнести «в городе N». Время задаёт атмосферу, истории произошедшие 10 лет назад и неделю назад очень отличаются по восприятию. Это как по первым кадрам фильма вы догадываетесь о времени. Рассказывать историю – запускать внутреннее кино у тех, кто слушает.
Если героем являетесь вы, то в каком виде, качестве, состоянии вы находитесь в начале этой истории. Если кто-то другой – несколько точных слов или короткое описание в начале истории создадут героя в воображении слушателей.
«Вдруг» – чтобы что-то начало происходить, должны поменяться условия, должна быть нарушена стабильность. От банального «что-то пошло не так» до серьёзных угроз.
У героя истории всегда есть выбор. Если его нет, история получается пресная и предсказуемая. В живой природе реакции делятся на «замри-беги-нападай». У человека выбор богаче. Мы что-то думаем, как-то интерпретируем события, переживаем спектр чувств разной интенсивности и наконец действуем.
В истории может быть интрига – неясно чем закончится. И чем круче завёрнут сюжет, тем больше ждут развязки. Но иногда развязка ясна с самого начала. К примеру, если она в названии истории: «Как я поступила в институт» или «Как мы спасли собаку». В этом случае внимание удерживается интересным повествованием и развязка уместна как логический конец события.
Но это ещё не всё! История про героя. Про то, как это событие повлияло на героя. Если он не изменился и остался таким же, как в начале – история не завершила свою работу. Это может быть и новое качество, и новое чувство, и новая мысль. И вот это уже – конец истории.
Если история не рассказывается устно, а пишется – меняются инструменты, но суть остается. Впрочем, о письменном сторителлинге будет отдельная глава.
О ЧЁМ ИСТОРИЯ?
У каждого человека есть истории. Вернее – есть о чём рассказать историю и кому её рассказать.
Если сторителлинг рассматривать как инструмент бизнеса, то я бы поделила все сюжеты на:
1. История как имиджевый инструмент.
Эти истории я, как фрилансер с более чем 20-летним стажем, рассматриваю как основные. Через них передаётся картина мира и создаётся (или не создаётся) доверие к специалисту.
2. История в продвижении и продажах.
Рассказ о продукте, его особенностях, преимуществах. Если это личностный сторителлинг, а не голимая реклама, то человеку, любящему то, что он делает, всегда есть что рассказать.
3. История в передаче стандартов и норм корпоративной культуры, профессиональной позиции, принадлежности к сообществу.
Как и в семье, в сообществе важно, чтобы была традиция рассказывания историй. Она возникает сама по себе, спонтанно. Но этот процесс можно упорядочить, к примеру, завести книгу или раздел на сайте. Особенно это важно для новеньких, тех, кому надо быстро понять «правила игры».
4. История как инструмент обучения и передачи информации.
Во многих организациях есть учебные отделы. Обычно обучение сотрудников – это семинары или тренинги. И обычно тренеры используют истории, чтобы не только донести информацию, но и чтобы она была воспринята и принята.
У каждого человека есть две зоны – «открытость» и «интимность». В обучении сторителлингу я прошу людей определиться, какие темы и сюжеты к каким зонам относятся. К примеру:
Открытость.
Работа, отношения с коллегами, достижения и неудачи, курьёзы, «закулисье» профессии, путешествия, домашние животные, хобби и т. д.
Интимность.
Информация о клиентах и участниках тренингов, семья (некоторые темы), мама и отношения с ней, здоровье, отношение к политике и религии.
Понятно, что эти зоны постоянно меняются. Ориентироваться в выборе темы я предлагаю на чувства и переживания. Если тема ещё очень сильно «эмоционально заряжена», то она пока не годится для сторителлинга. Особенно это касается «негативных» переживаний: злости, страха, стыда, тоски. В этом случае история может быть рассказана, но с терапевтической целью. То есть мы её рассказываем для себя, а не для слушателя. И хорошо, если слушателем является профессиональный терапевт или близкий человек. Возможно, со временем, эта история попадёт в зону открытости.
Отличие нарративной психотерапии от сторителлинга в целях. Рассказ «чтобы стало легче» не является сторителлингом. По прошествии времени, когда интенсивность переживаний упадёт, и будет ясен универсальный смысл (урок) этой истории, она может стать сторителлингом.
Популярные темы историй:
1. Биографическая история («Когда мне было …лет…).
2. Преодоления, достижения.
3. Курьезы, смешные случаи.
4. Путешествия, приключения.
5. Про других людей.
6. Любовные истории.
«Высшим пилотажем» сторителлинга я считаю умение делать истории из обыденности. Становится понятно, что привлекательность для слушателя – это вовсе не супер-событие, а умение интересно рассказывать о своих переживаниях и находить универсальный смысл в уникальной жизни.
ОСНОВНАЯ ИДЕЯ ИСТОРИИ
– О чём твоя история?
– О том, как мы сплавлялись на лодках по реке.
– И какая идея в твоей истории?
– ???????
История всегда уникальна.
Идея истории всегда универсальна.
То есть слушатели её не только понимают, но и могут присвоить. И, отделив идею от истории, могут вспомнить свои, с этой же идеей.
Зачем это надо? Я воспринимаю сторителлинг как активный процесс двух сторон: и рассказывающего, и слушающего. «Кормить людей собой» – задача эгоистическая. Да, им может быть очень интересно, но что дальше? Всё-таки сторителлинг – это больше, чем приятное времяпровождение. И это означает, что над историей надо работать. Надо понять её лучше, увидеть глубину. А если пока не получается – отложить «дозреть».
Основная идея может озвучиваться в истории, но это необязательно. Обязательным является понимание самого рассказчика, о чём он рассказывает.
В главе «Примеры» есть такие истории и в них основные идеи:
– «Флешмоб в детском саду» – «Безвыходных ситуаций не бывает»;
– «Самый нелепый Новый год» – Дождаться «последней капли» и уйти;
– «Красота как данность» – «Красота – это как себя преподносишь миру».
«СКЕЛЕТ» И «МЫШЦЫ» ИСТОРИИ
Чем дальше пишу, тем труднее обходиться одними алгоритмами, поэтому использую метафору. На мой взгляд, она очень точно отражает суть того, о чём собираюсь рассказать – о структуре и образности.
Структура истории – логическое построение эпизодов истории, объединённых общей целью.
Да, помимо плана истории, есть ещё структура. Самое простое – это разделить историю на эпизоды и понять, связаны ли они между собой.
Частая ошибка – рассказывать «как было». Но жизнь обширнее любой истории, и если просто хронологически передать то, что с вами случилось, вы неизбежно «потечёте мыслью по древу». То есть наговорите много лишнего. Иногда в услышанных историях я вижу 2—3 сюжетные линии и массу ненужных деталей. «Высушить историю» – сделать её структурированной и компактной. Если вам жалко терять какое-то содержание, превратите его ещё в одну историю.
Образность в истории – передача содержания таким образом, что слушающие начинают видеть происходящее в своём воображении.
При помощи чего история становится образной? Главное – детали. В достаточном количестве и понятные слушателю. Детали в истории: предметы, природа, погода, детали интерьера, одежды, внешности, запахи, звуки, ощущения и т. д.
Их цель:
1. Усилить послание.
2. Показать место и время.
3 Передать отношение героя.
4. Запустить «внутреннее кино у слушателей».
Таким образом, при помощи структуры (скелета) история становится логичной, а при помощи деталей (мышцы) обретает свою индивидуальность. Точно также и в метафоре – скелет у всех людей одинаков, а вот мышцы делают нашу фигуру отличающейся от других.
По моим наблюдениям, у рассказчиков есть тенденция скатываться либо в одну, либо в другую сторону. Вы можете определить для себя, в чём ваша слабость и зона роста.
Держать внимание слушателей долгое время – удел избранных. Как правило, это люди, жизнью которых принято интересоваться. Наши с вами истории, даже очень талантливо рассказанные, могут длиться 5—10 минут. Если мне предстоит выступление, то я обязательно репетирую тайминг. Как правило, в результате этих репетиций, время сокращается вдвое.
НАЧАЛО И КОНЕЦ ИСТОРИИ
Ещё одна сложность – правильно начать и вовремя закончить.
Все мы загружены информацией. Поэтому воспринимаем её очень выборочно. Если рассказчик не захватил внимание в самом начале, буквально с первых слов, у него есть опасность потерять слушателя.
Итак, варианты того, как можно начать:
1. О чём эта история?
2. Где и когда это произошло.
3. Основная идея.
4. Вопрос.
5. Интрига.
6. «Мостик» из настоящего (почему я рассказываю об этом сейчас).
Конечно же, имеют значения и средства выразительной подачи, если история устная – от внешнего вида до тембра голоса и интонации. Но не стоит уповать только на свою харизму, чувства – инструмент тонкий, могут подвести. А вот продуманное начало выручит всегда.
Длинные вступления, которым нас учили в школе при написании сочинений, в сторителлинге неуместны. Сразу – к сути, картинке, содержанию. Незадачливый рассказчик грешит продолжением после завершения. Или история заканчивается внезапно, или длится бесконечно долго.
Вариант начала и конца похожи:
1. Основная идея (вывод).
2. С чего начинаем, тем и заканчиваем.
3. Ответ (если был в начале вопрос).
4. Развязка.
5. Яркая, запоминающаяся деталь.
6. «Машина времени» (как эта история отражается на моей жизни сейчас).
Есть такое мнение, что лучше всего запоминаются начало и конец. Они собирают историю, закольцовывают. Тогда она становится целостной, а у слушателей остается ощущение как от просмотра хорошего кино.
ГЕРОИ ИСТОРИИ
Мы уже договорились, что сторителлинг – это «Я-история». Но это не означает, что «Я» – всегда главный герой.
Типы историй:
1. История про меня и мою жизнь.
2. Я был (а) свидетелем…
3. История про человека, которого я знаю.
4. История про известного человека.
В пояснении, видимо, нуждается только последний пункт. Иногда биографии известных людей резонируют с нашей жизнью, вызывают чувства и мысли. Возникает какая-то параллель «я и этот человек». То есть, рассказывая о нём, мы рассказываем о себе.
Сделаю исключение – приведу пример.
Я очень люблю биографические статьи и книги. История Корнея Чуковского и его дочки Мурочки попалась мне на глаза, когда я стояла перед тяжёлым выбором. Речь о заказе, сулившем немалые деньги, но надо было «слегка» поступиться своими принципами. А вы знали, что Корней Чуковский публично, через газетную статью, отрекался от своих сказок? Он просто был запуган властью – выбор между уйти в неизвестность или оставаться писателем и писать про колхозы и трактора. И вскоре после этого заболевает и умирает его любимая дочь… В общем, для меня эта история стала ответом на вопрос: Никогда не предавай себя. И получилась история про меня и Корнея Ивановича Чуковского.
Всех персонажей истории я бы поделила на категории:
Уровень №1.
Герои, без которых бы не было этой истории. Обычно 1—2 персонажа.
Уровень №2.
Те, кто помогает продвигать сюжет. Это как роли второго плана. У них есть имена, внешность, статус, но появляются они ненадолго и как-то влияют на сюжет.
Уровень №3.
Те, без кого можно обойтись, но они делают историю более выразительной. «Киношным» языком –массовка.
При подготовке истории рассказчику стоит определиться с количеством персонажей. Есть истории «массовые» и есть те, где персонажей совсем мало. Кого-то вообще можно упустить, как не имеющего отношение к основной идее, даже если в жизни для вас этот человек важен, но именно в этой истории – нет.
Самое сложное в работе с персонажами – передать своё отношение к ним. Кратко, ёмко, не злоупотребляя прямой оценкой. Это делается через описание персонажей. Детали одежды, внешности, поведения, интонация и даже уменьшительные суффиксы – и люди понимают, какие чувства у вас вызывает этот человек.
АРХЕТИПЫ СЮЖЕТОВ
Архетипы – универсальные сценарии и герои. Присутствуют в нашей психике вне зависимости от возраста, пола, национальности и т. д.
Встречали ли вы людей, все истории которых относятся к одному жанру? Есть любители посмешить, есть те, кто любит рассказывать про страшное, кто-то видит повод для истории в путешествиях и приключениях, кто-то – в love story. Эти люди – мы с вами, если не взять под контроль и не озаботиться тем, чтобы рассказывать истории из разных архетипов. Репертуар хорошего рассказчика широк, а истории разнообразны. Как и сама жизнь.
Я перечислю лишь несколько наиболее популярных архетипов.
Герой/Героиня.
Сюжет этих историй – принять вызов и совершить подвиг. Это, как правило, социально значимое действие. То есть Герой что-то делает ради других. Но из этого архетипа также рассказывают истории о преодолении препятствий на пути своего развития, о достижениях, нелёгком успехе.
Дурак.
Сюжеты историй – приключения с трудностями и счастливым выходом из ситуаций. Это истории везения, неожиданной помощи по принципу «дуракам везёт». Как правило, это смешные истории, очень динамичные. Но есть и «второе дно» – глубокий смысл, который сумеет увидеть не каждый. Рассказывание историй из этого архетипа – это умение признаться в своих слабостях, за которым стоит принятие себя во всех проявлениях.
Ребёнок.
Сюжеты историй – восприятие мира и поведение, характерное для детей, взаимодействие «со взрослыми» – более сильными, статусными, опытными. Сюда будут отнесены все истории из детства. Но не только они. Из этого архетипа можно рассказать о любых вертикальных отношениях. О неумении, незнании, удивлении, интересе, восторге, страхе, стыде – всех тех переживаниях, которые характерны для ребёнка.
Король/Королева.
Сюжеты историй – решение задач, связанных с управлением людьми, событиями, наведением порядка, созданием чего-то. Эти истории интересны многообразием решений. Если в предыдущих архетипах сценарий более-менее понятен, то здесь вариантов множество. Это истории о власти и умении ею распоряжаться.
Маг/Волшебница.
Сюжеты историй – столкновение с необъяснимым, управление жизнью иррациональными способами. Это и про чудеса, которые вокруг, и про чудеса, которые в нас. Такие истории наполнены глубоким философским смыслом, в них мало внешних событий, но много чувств. Рассказчик рискует быть непонятым, так что надо очень обдуманно отнестись к выбору аудитории.
Я привела всего пять примеров. Надеюсь, что вы уловили основной смысл работы с историей через архетип.
ПИСЬМЕННЫЕ ИСТОРИИ
Письменный сторителлинг имеет свои особенности. Он отличается от художественной литературы тем, что не обязан быть этой самой литературой. Грань эта очень условна – многие блогеры пишут не хуже, чем профессиональные писатели, а многие писатели могли бы поучиться у блогеров.