Полная версия
Холст
Сергей так вплотную приблизился к картине, что едва не перешел за заградительный барьер. В зале послышался вскрик бабушки «стоять», в которой, видимо, было достаточной сил, чтобы вздрогнули все, кто находился в музее. Музейная работница давно заприметила, и как коршун была рядом с добычей, когда уже издали заметила как эти двое, окруженные толпой людей, возятся с одной из картин. Мария в это время успела схватить увлеченного Сергея за край штанов и оттянула его на себя. Весь этот процесс длился доли секунды, но этого хватило, чтобы картина утратила всяческий интерес к себе. Толпа разошлась, наша парочка пошла дальше, изредка оборачиваясь на старушку-коршуна.
– Вот и с картинами то же самое, – пока они шли к следующей картине настойчиво продолжила Мария. – Картину надо увидеть. Разница между нашей первой встречей и картиной в том, что она выставлена в галерее, она выделена автором как достойная к просмотру. На нее надо смотреть, как ты на меня смотрел тогда, когда мы познакомились. Картина выставлена для тебя. Вот она, только смотри, изучай и наслаждайся. Но я видела, как ты на нее смотрел, видимо, понравилась, да? Признавайся, признавайся, – Мария шла вперед спиной, глядя на него, с подозрением сощурив глаза.
– Да, что-то в этом есть, – неуверенно ответил Сергей и обернулся на ту картину,на которой по-прежнему порхал коршун.
– Если она понравилась тебе больше, чем я, женись на ней. И тогда у тебя будет «человеческая» семья. Только умоляю тебя, выбери ту картину, на которой нарисована еда, чтобы ты всегда был сыт. – Мария рассмеялась таким задорным смехом, что на нее даже обернулись некоторые посетители. Спустя секунды она собралась и указывая пальцем на одну из картин, продолжила.– К примеру, выбери вот эту, – Мария показала на картину, где женщина стоит у плиты в полный рост и что-то готовит. – Со мной же ты не хочешь человеческую семью, – уже с нежной улыбкой и влюбленными глазами Мария засмеялась так наивно, по-детски радостно.
– Нет, лучше я выберу вон ту картину, на которой изображено озеро, на котором рыбачит рыбак, – со свойственной ему скупой улыбкой ответил Сергей. Его застенчивость уже покинула его поступки. – Ты же знаешь, как я люблю природу, водоемы. Мы, кстати, давно не ездили на природу, не уплетали твои вкусные бутерброды, а я уже давно не баловал тебя вкусным шашлыком – при этом Сергей продолжал показывать на все туже картину с озером.
– Вот видишь, сколько воспоминаний принес один только правильный взгляд на эти картины, – уже спокойным голосом ответила Мария. – Ты не только вспомнил, ты уже построил наши с тобой планы на ближайшие выходные. Я согласна, тогда едем на природу, где ты меня будешь радовать шашлычком.
Мария достала свой ярко-красный ежедневник и сделала запись в поле «суббота» – «Поездка на озеро с Сергеем на шашлыки». Она уже увлеченно начала расписывать набор продуктов, которые они возьмут с собой. Но Сергей одернул ее и сказал:
– Милая, дома с тобой обсудим нашу поездку, а сейчас мы с тобой в музее и давай не отвлекаться, – его движения и поступки наполнились уверенностью и любознательностью.
Мария, приятно удивленная такой реакцией Сергея, положила свой ежедневник в сумочку, взяла его за руку и пошла следом за ним. Оба рассматривали картины сверху вниз, слева направо, друг другу вслух по очереди читали описания к картинам. Теперь они останавливались у каждой картины и подолгу погружались в просмотр, или как говорила Мария, пребывали в долгом соитии с искусством.
– А я ведь так и не ответила на твой самый главный вопрос, – за правую руку Мария дернула Сергея. – Ты что забыл, спрашивал моего ответа, а я забыла совсем.
– Какой вопрос – задумчиво перебирая все возможные варианты произошедших событий, Сергей пожал плечами.
– Зачем люди прикасаются к искусству, почему у меня мурашки по коже и дух замирает.
– А, ты про этот вопрос – облегченно вздохнул Сергей. – Я и забыл совсем. Думаю, что понял, ты все показала.
– Искусство – это единственная вещь, которая переживет всех нас, всех людей. Да, да, и нас с тобой эта самая картина переживет – Мария ткнула пальцем в одну из картин. – И эта, и та, и все. Это возможность оставить след в истории. Милый, вот почему люди тянутся к нему, а у меня теперь мурашек стало еще больше. Ай-ай-ай, стряхни их с меня, – негромко вскрикнула Мария и стала обеими руками стряхивать со своих плеч невидимых муравьев, и словно уж начала изгибать спину. Сергей обнял ее, она лицом уткнулась в его грудь. Он вложил в свою ладонь всю свою любовь и нежность, гладил ее по спине. Посетители музея обтекали их рекой, кто-то оборачивался и что-то комментировал, хотя возможно, речь и вовсе шла не о них. Но точно известно, что коршун следил за ними внимательно, пересаживаясь в шахматном порядке с одного кресла на противоположное, которые расставлены по обе стороны залы.
– Ну все, вроде бы последний мурашек убежал, ты их прогнал, – спокойным тоном произнесла в грудь Сергею Мария. – Но он обещал вернуться, – посмеялась она. – Пойдем дальше, нас еще ждет неизвестный художник, некий гений, пока никому не известный, художник Ефим, – воодушевленно, словно главнокомандующий парадом, Мария потянула Сергея за руку.
– Я догадался, эта экспозиция посвящена старине, тому, как люди жили раньше, как жители города проводили дни, зимы, ночи, – уверенно заключил Сергей. – Вон там женщина стоит у плиты, готовит, видимо, борщ. А на той картине ученик стоит у доски и выводит какие-то числа, а рядом стоит преподаватель с указкой. На той картине слева нарисованы женщины. Вон, видишь, стирают белье в озере, а справа вообще нарисовали влюбленную парочку, похожую на нас с тобой. Только вот они лежат на сене в ржаном поле и смотрят друг на друга. Надо нам с тобой как-нибудь в таком же поле поваляться, – ухмыльнулся Сергей.
Мария громко рассмеялась, отошла немного в сторону, как отходят, чтобы со стороны взглянуть на человека или на предмет. Смех ее угасал недолго, пойманный на себе взгляд коршуна заставил сбавить обороты и вернуться к новоявленному специалисту по живописи. Она многозначительно похлопала его по плечу, утвердительно покачала головой и указательным пальцем указала на афишу.
– Смотри, куда указывает мой пальчик без кольца – протяжно проговорила она.
На первом этаже при входе висела афиша. Она-то все и рассказывала посетителям музея. Как раз сегодня на первом этаже выставлена экспозиция быта жителей города, а вот на втором этаже выставлены картины начинающего художника Ефима. Этот самый художник обозвал свою экспозицию «Геометрический реализм».
– Из тебя выйдет суперотличный Шерлок Холмс. Но, насколько я помню, мистер Холмс говорил, что надо быть внимательнее к мелочам, а ты даже афиши при входе не заметил.
Теперь Сергея даже Мария не могла унять. Он каждую картину примерял на себя и на них обоих. То он едет на лошади верхом, то косит сено, а Мария приносит ему кувшин парного молока с хлебом. Впитывали сюжеты, даже внедрялись в быт жителей города в течение часа. В какой-то момент Мария якобы даже доила корову для него, сенокосца.
Только одна картина не заслужила их внимания, они ее обогнули дугой. На картине медсестра склонилась над солдатом с перевязанными головой и правой ногой. А сам ее халат, когда-то крахмально белый, был испачкан кровью. Художник картины не пожалел алой краски, мазки получились жирными, с потеками в виде крупных капель. Мария лишь скороговоркой проговорила:«Даже ничего не представляй», и увела его прочь от нее, как убегают от проказы.
На второй этаж вела винтовая деревянная лестница. Местами даже резная, грубые ромбы, квадраты или просто глубокие насечки. Она находилась как раз в конце первого этажа, как и хотел старик купец, по легендам местных старожилов. Неопытному глазу могло показаться, что стены второго этажа были выкрашены в белый цвет. И действительно, зачем красить стены в белый, если естественный цвет деревянных брусьев, из которых сложен дом, гораздо соблазнительнее выглядит? Такова задумка неизвестного, который вовсе не покрасил стены, а искусно натянул по всей стене белую пленку. На самом же полу, от стены до стены, были изображены белые полосы, которые соединяли картины, висевшие на правой и левой стороне помещения. «Или это такой взгляд художника, или полосы нарисованы для того, чтобы посетители не прошли мимо картины», – призадумался Сергей, ненадолго остановившись у входа.
Выставка пестрила прямыми линиями, кубическими формами, геометрическими фигурами. Даже были изображены лица, нарисованные из треугольников и прямых линий. Такое разнообразие форм, особенно после просмотра картин с кухаркой, готовящей борщ, несомненно ввела обоих в ступор. Что и создало небольшую пробку на входе в экспозицию «Геометрический реализм». Мужчина в бежевом пиджаке и в пенсне вывел их оттуда, сказав что-то типа «Вы тут не на ярмарке»и обоими ладонями мягко подтолкнул Сергея внутрь. И тут началось метание дикой собаки между тарелками с едой. С несвойственной для посещения музея скоростью, они перемещались из одной части зала в другую, ходили по белым линиям на полу, не останавливаясь надолго ни у одной картины, и не обсуждали их.
Их блуждания по экспозиции художника Ефима прекратились мгновенно, как только Сергей остановился так резко, что Мария наступила на его пятку. Привлекшая его внимание картина, наверное, и велела ему остановиться, притягивая подойти ближе и ничего не бояться. Он встал напротив нее по стойке смирно, как действительно солдат стоит на плацу по стойке смирно.Так, во всяком случае, выглядело со стороны, так видела его любимая спутница.
Они долго простояли напротив картины под названием «Письмо в будущее»,будто других картин и не существовало, как и толпы посетителей, некоторые из которых позволяли себе комментарии«Бред собачий», «Это разве искусство», «Моя трехлетняя дочь нарисует лучше». Для них обоих хаотичное движение толпы осталось в прошлом. Для обоих пути назад и впрямь уже больше не существовало.
– Милая, а знаешь, – прошептал еле слышно Сергей. – На картине нет текста, конверта тоже нет. И нет даже намека на письмо, а я понял все, что в нем написано. Представляешь, я смог его прочитать, – он бросил на нее благодарный взгляд, полюбовался ею немного и снова устремил взгляд на картину. – Ведь оно адресовано лично мне из будущего, моего будущего.Такого не может быть.
– Я не понимаю тебя. Что там написано? Где? Я ничего не вижу. – Мария подошла к картине поближе, – Тут что-то написано мелким почерком, что ли? Покажи, где, Сереж, не молчи.
В ответ Сергей только крепко обнял ее, всё сильнее и сильнее прижимая к себе.
– Да что с тобой такое? – задыхаясь, спросила Мария.
–Создадим человеческую семью, настоящую, – уверенным и ровным голосом проговорил Сергей, все так же удерживая ее в своих крепких мужских объятиях, не отводя взгляда от картины «Письмо в будущее».Он выпустил ее из объятий, заглянул ей в глаза, он сканировал их. Он словно что искал в ее глазах, наполненных до краев любовью к нему.
– Что ты сказал?
Не услышав вопроса, или не захотев отвечать на него, он, погруженный в свои мысли, взяв подругу за руку, скорым шагом пошел к выходу из музея. Других картин больше не существовало, он шел вперед, не оборачиваясь ни на одну из них. Есть только одна, и точка. Мария еле поспевала за ним, громко и быстро цокала каблучками по музейному кафельному полу.
Спеша за ним по улице, Мария неоднократно спрашивала его, куда он ведет ее, и зачем так быстро. Сергей молчал. Нет, нет, она не боялась и не сопротивлялась. Она старалась держать тот заданный ритм шага, который держал Сергей, но настолько, насколько позволяли надетые сегодня торжественные бежевые туфли с двумя ремешками на щиколотке. Сергей шел впереди, а она изящно и весьма профессионально быстро перебирала своими оголенными ниже колен ножками. Если бы Сергей не был так сильно увлечен своей конечной целью, ведомой только ему в данный момент, то он легко бы подсчитал скорость их движения по ритмичному звуку от ее каблуков по асфальту. Цок-цок-цок.
Внезапно Сергей повернул Марию в сторону, с главной улицы в торговые ряды, которые простирались бесконечно длинной улицей в противоположную от их дома сторону. Она уже смирилась с тем, что ей не отвечают на вопросы, и даже с тем, что ее ведут куда-то без ее ведома, она вдруг стала задумчивой.
Ее мысли сменялись одна за другой, некоторые даже путались между собой и становились какими-то новыми мыслями, в которых даже главный черт ногу сломает. Яркой звездочкой не переставала моргать только одна мысль:«Почему я не ответила «Да» на его вопрос, ведь все прекрасно расслышала».
А потом, как большая стая диких голубей, налетели на нее другие мысли:«А он и не настаивал или, может, он вовсе и не это имел ввиду, а с моими шутками о человеческой семье так и не разберешь ничего». Так два необычных человека шагали вдоль торговых лавок. Один с невозмутимым видом бежит вперед, держа под руку девушку, которая тем временем быстро сверкает своими щиколотками, одаривая всех прохожих смущенной улыбкой и горящим огоньком в глазах.
Они остановились около магазина с названием «Художник». Сергей уже бывал в этом районе и прекрасно знал о существовании этого магазина. Тогда он был еще зеленым студентом физфака и ничего общего не мог иметь с красками. Максимум, что приходило ему в голову, так это красить стулья своим одноклассницам, по понятным причинам. В то время он все же открыл дверь этого магазина и вошел в тамбур. «Картины, краски, и весь этот бесполезный хлам. Кто это покупает?»– подумал он тогда. Тогда он постоял немного в тамбуре, осмотрелся и, резко развернувшись, ушел прочь.
А сегодня с Марией он мчался именно в этот самый магазин, как по навигатору, ничто не могло изменить его намерений. Сам магазин «Художник» находился в старинном, достаточно обветшавшем доме. Штукатурка с наружного фасада дома осыпалась, и местами даже были видны межэтажные перекрытия. От дома несло запахом старины, но он не вызывал отвращения. Подобными домами была застроена вся улица, на которой располагались торговые ряды. Это был старый район города.
По обыкновению, как и полагается после обеденного времени, дверь в магазин открылась и в тамбуре остановились Мария и Сергей. Мария стояла позади, пытаясь что-то отыскать в своей сумочке. Наверное, зеркальце. Да и Сергей встал в аккурат в самом дверном проеме второй двери тамбура. Теперь уж никто не выйдет и не зайдет. Он крутил головой в разные стороны, не зная, на чем остановить взгляд. Да и вообще, его мысли разнились тогда. Одна указывала развернуться и идти туда куда изначально стремился. Другая наоборот, твердила, проходи да проходи, не стой истуканом и приобрети себе необходимые инструменты для начала карьеры художника, ну, или хоть фломастеры для начала купи.
Мария постучала по его правому плечу, демонстративно сказав «кхе-кхе», после чего Сергей сделал шаг вперед и впустил ее внутрь магазина.
– Итак – многозначительно проговорила Мария. – И ради чего мы сюда мчались? Давай показывай.
У стеллажей с красками стояла молодая девушка на вид лет 17-19, в красной длинной юбке и белых туфлях. На ней была надета белая блузка с длинными рукавами. А на правой руке был браслет из темной кожи. Она протирала пыль на полках. Сам магазин был разделен на два зала. В первом зале находились книги: художественная литература, посвященная живописи, изобразительному искусству, мемуары известных художников, имена которых на тот момент Сергей, естественно, знать не мог. Во втором зале находились инструменты художника.
Мария как завсегдатай художественных выставок уже имела небольшое представление о названии предметов, на которые Сергей указывал и спрашивал их название. Да, конечно, можно сказать, что такое поведение не свойственно взрослому человеку. Но это позволительно если только сегодня искусство ударило в тебя, как молнией, а ты, не придя в себя мчишься в магазин, в котором продают необходимые товары, о существовании которых и знать не знал. Хотя только утром, четыре часа назад все мысли были о физике, проводах, атомах.
– Ну, что, каково тебе? – с издевкой, шепотом спросила Мария Сергея, глядя на него прищуренным взглядом, пока тот показывал на очередной неизвестный ему предмет. Сергей лишь непонимающе пожал плечами. –Думаешь мне было легко слушать от тебя про какую-то там силу Лоренца? Я ведь ничего не смыслю в физике. А ты что? Удивлялся моей необразованности. Теперь вот на, получай, необразованный, – она быстро чмокнула его в губы, и на обоих лицах родилась улыбка.
По шепоту юная девушка поняла о присутствии покупателей. Отложив свой предмет искусства на сегодня, коим являлась тряпка, она прошла за прилавок со словами: «Что вас интересует?».
– У меня есть большое желание научиться рисовать этот мир и вещи, как я их хотел бы видеть. Раньше я никогда не держал кисточки в руках, а краску видел только на уроке рисования. Сам я по профессии физик и достаточно неглупый человек, а с чего научиться рисовать, что приобрести у вас для этого, я ума не приложу. Подскажите, пожалуйста, начинающему Чайковскому, какие книги, какие инструменты мне приобрести, чтобы я начал первые шаги к реализации своего желания.
Выслушав каждое его слово, чтобы даже дыханием не сбить его с мысли, Мария широко открыла глаза. Возникла тишина недоумения.
– Ты ли тот Сергей, который был утром, вчера, три года назад? – улыбнувшись, спросила она.
– Да вроде тот же самый
– А откуда ты Чайковского-то выучить успел? – с улыбкой поглядывая на молодую девушку, продолжала она свои расспросы. – Ты прав, Чайковский великий-превеликий, автор многих картин. Пожалуй, начнем изучать живопись с его творчества. Возьмем сразу раскраски «Лебединое озеро». О, поверь, – обе девушки, держа зрительный контакт, пытались сдержать смех, – она достойная и прекрасная.
– Ну, хорошо, я только за то, что лучше начинать с великих. Хочешь быть лучшим шахматистом – начни играть с лучшим шахматистом. Вроде так говорят?
– Так только он не художник, а композитор и пишет симфонии. На нотном стане рисует только ноты и только черным цветом. – Мария не смогла сдержать смех. Продавщица восприняла ее смех как разрешение, так же начала смущенно улыбаться.
– Молодой человек, если я вас правильно поняла, то вам нужна только черная краска или черный фломастер и тетрадка в линейку. Все верно? – успокоившись, предложила продавщица.
– Я не понимаю, серьезно, поясните, – растерянным взглядом он поочередно угощал то Марию, то юную продавщицу.
– Милый, мы так пошутили над тобой, ты нас повеселил тем, что хочешь рисовать, как Чайковский. Не упускать же нам было шанс посмеяться! Не хмурься, ну, пожалуйста, ну, прости, милый, – она обняла его и несколько раз чмокнула в губы. – Ну, все, прости, давай серьезно. Я правильно поняла, ты хочешь попробовать рисовать? Тебя так сильно впечатлила та картина?
– Да, она меня впечатлила, но не только рисов… Сергей не успел договорить слово рисовать, как Мария сразу устремила всю организаторскую энергию на продавщицу.
– Девушка, можно вас попросить забыть о нашем сегодняшнем милом представлении? – заискивающе, Мария посмотрела в глаза продавщицы.
– Да, конечно, ничего не было.
– Представьте, что перед вами юноша лет девяти, любознательный, которого только что окатило искусством с головы до пят. Прям так хорошенько окатило, словно это его первая любовь, которую он хочет завоевать. Представили?
– Да, вполне, даже вижу конкретного человека, – с некоторой гордостью ответила продавщица.
– Да, даже конкретного? – возбужденно спросила Мария, но не стала дожидаться ответа и продолжила.– Важна сейчас каждая мелочь, чтобы не спугнуть это пока еще мимолетное чувство. – Мария продумывала каждое слово, изредка поглядывая на восхищенного ею Сергея, прижимая указательный палец к губам, чтобы он не вмешивался в разговор. Возникла затяжная пауза, а ее глаза выдавали ее замешательство.
– Сейчас важно вашему юноше наступить на правильную ступеньку, которая поведет его вверх. Я вас прекрасно поняла и соберу вам все необходимое, чтобы правильно начинать обучение рисованию, – учтиво ответила Юля, заметив попытки молодого человека помочь своей девушке закончить просьбу. Продавец сразу же принялась выполнять данное обещание. Она стала ходить от полки к полке, принося все новые предметы на прилавок.
– А кто этот человек? – Сергей обернулся на вновь отходящую от прилавка продавщицу. – Ну, тот самый, о ком вы говорили.
– Итак, – словно не слыша вопроса, продавец зашла за прилавок, встала возле кассы. – Могу вас немного огорчить – она выждала небольшую паузу, ожидая поймать на себе две пары вопросительных глаз. – Я собрала вам все, что необходимо. Но, увы и ах, у нас нет в продаже терпения, его и не было никогда. Без него все эти предметы будут бесполезны. Если вдруг вы найдете, где его купить, сообщите мне, я непременно приобрету его и для себя. Ну что, вы берете все?
– Да, упаковывайте, – уверенно заявил Сергей, и с пущей старательностью бросился помогать укладывать все в пакеты.
– Этот человек – я, – скромно ответила продавец, когда поймала взгляд Сергея. – Мы семья художников, мой папа художник и это его магазин.
– Как ваше имя, девушка, и сколько вам лет? – Мария была смущена, задавая, как ей казалось, такие некорректные вопросы. Но за ту возникшую паузу после услышанного она, видимо, взвесила все за и против.
– Меня зовут Юля. А сегодня я помогаю родителям в магазине, – с гордостью ответила она. – А композиции Петра Ильича Чайковского вы можете купить в магазине недалеко отсюда – Юля указала рукой в правую сторону и сразу устыдилась, когда на нее обиженно, как ей показалось, посмотрел Сергей. Хотя взгляд и был исподлобья, иначе бы у него не получилось. Он чуть ли носом не был погружен в пакет с покупками.
Выйдя из магазина и пройдя еще сто метров, необыкновенная парочка свернула за угол высокого кирпичного здания. Бушевавший ранее у Марии в голове ураган мыслей разбился о скалы решения Сергея погрузиться в искусство. Он не просто решил окунуться. Он погрузился целиком с головой. Уже ни о чем его не спрашивая, она покорно следовала за ним, пока он в том же быстром темпе держал только ему известный путь, держа в одной руке пакет, а другой рукой нежно прижимал мольберт. За эту руку и уцепилась Мария, чтобы не потерять его, хотя этого уж произойти никак не могло. Она, как маленькая девочка, ненадолго закинула голову вверх, чтобы ощутить на лице слабые капельки грибного летнего дождя, который только начал моросить. С начала утреней суматохи субботний день внёс значительные изменения в жизнь обоих. Но пока еще никто из них и не предполагал, что для них обоих пути назад уже больше не существовало.
***
Как только пара вышла из магазина «Художник», сразу начался грибной дождик, согреваемый жарким летним солнцем. Это природное явление заставило позабыть их о творчестве Петра Ильича Чайковского.
Первые разбившиеся на лице капли привели Сергея в неловкую растерянность. Нет, нет, дождь вовсе не был помехой. В его голове заработала гигантская машина логических рассуждений, может, даже та самая, над которой он работал когда-то на кафедре физики. Закрутились механизмы. И все ради получения простого ответа на один вопрос – кого в принципе спасать от дождя, Марию или набор художника.
За то время, пока Мария собирала на лице первые подогретые солнцем капли дождя, запрокинув голову вверх, этой сложной машине нужно было сделать этот нелегкий, как ему казалось на тот миг, выбор. До похода в магазин он бы немедленно закрыл Марию от дождя своим телом, рубахой, всем, чем угодно, но сейчас дело обстоит иначе. В левой руке он держал набор художника, а в правой мольберт и руку Марии. Это внезапное чувство выбора вызвало небольшую панику Сергея, и заставило просто остановиться, и как гриб мокнуть под дождем, врастая в асфальт. Он даже не подозревал, что его правая рука стала легче, и ее никто уже не сжимает. А сам он стал похож на самый настоящий гриб с острой шляпкой, с оттянутыми вниз обеими руками от важной ноши.
Зажимая рот рукой, на цыпочках, не задевая каблуками уже мокрый асфальт Мария обошла его сзади и зажимая рот от громкого смеха ладонью, пыталась не выдать своего веселья при взгляде на любимого.Было непонятно лишь одно, а именно, как столько смеха могло уместиться в ее хрупком стройном женском теле.
– Обернись, Серега, – сквозь свой громкий смех она смогла еле выговорить.– Серега, – выкрикнула она вновь, смех ее не унимался, она подрыгивала на месте, как маленький непоседливый ребенок. Ее мокрые волосы облепили ей все лицо и нехотя подпрыгивали вверх, пытаясь поймать ритм ее прыжков.
Но гриб так и не повернулся, продолжая стоять, не шелохнувшись. Теперь в его голове праздновали бал стыд и страх перед любимой потерять в ее глазах очки, которые он старательно набирал вот уже три года своими поступками, подарками, эксцентричными выходками, некоторые из которых имели успех. На сумму всех их он сегодня ну особенно рассчитывал.