Полная версия
Правящие династии мира
Шумерская эпическая поэма рассказывает об участии Лугальбанды в походе урукских воинов против жителей города Аратты. Вместе с семью другими полководцами герой отправился в нелегкий путь через горы. Однако по пути Лугальбанда заболел и вынужден был остаться в горах. Излечившись, Лугальбанда решил догнать ушедших далеко вперед соплеменников. Обычному человеку не под силу было преодолеть такое расстояние в короткий срок. Тогда Лугальбанда придумал хитроумный план. В горах он нашел исполинского орла Анзуда, наделенного волшебной силой. Чтобы добиться расположения чудесной птицы, Лугальбанда украсил его гнездо и птенца ветками священного можжевельника, а птенца еще и накормил лакомствами.
В благодарность Анзуда наделил Лугальбанду даром скорохода, и герой без труда догнал своих товарищей.
Затем Лугальбанде снова пришлось воспользоваться своим даром и по приказу Энмеркара отправиться к богине Инанне, чтобы выведать у нее о причинах неудач, постигших урукцев в столкновениях с воинами Аратта, и узнать, как победить неприятеля.
Выслушав посланника, богиня Инанна сказал, что она разгневалась на урукцев за то, что они не воздают ей должных почестей, а храмы, посвященные богине, находятся в запустении. Чтобы вернуть милость Инанны, Энмеркар должен был выполнить ряд заданий: восстановить храмы богини, срубить одинокий тамариск и сделать из него сосуд, поймать гигантскую рыбу и принести ее в жертву Инанне. Только после этого богиня обещала даровать урукцам победу над Араттой.
На этом текст сказания обрывается. О судьбе Лугальбальды и деталях его правления нам ничего не известно.
Гильгамеш
Если о большинстве шумерских царей и героев знают только те, кто целенаправленно занимается изучением цивилизации Шумера, то имя Гильгамеша известно большинству людей во всем мире.
Гильгамеш был любимым героем и самих шумеров. Из девяти известных нам эпических песен Шумера пять посвящены Гильгамешу. Кроме того, сохранилась большая эпическая поэма «О все видавшем», или «Эпос о Гильгамеше».
Это уникальнейший памятник старины, одно из древнейших дошедших до нас литературных произведений, созданное предположительно в XXII в. до н. э. Разумеется, как и в случае с другими памятниками письменности Шумера, текст поэмы сохранился не полностью и не всегда поддается прочтению и толкованию. Однако это нисколько не снижает его ценности.
Наиболее полная версия, автором которой считается урукский заклинатель Синликеуннинни, относится к последней трети III тыс. до н. э. и состоит из 12 таблиц – 12 песен о Гильгамеше. Последняя таблица была добавлена позже. Она представляет собой перевод шумерского сказания «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» и сюжетно не связана с остальным текстом.
Эпос утверждает, что Гильгамеш был на две трети богом и лишь на одну треть – человеком.
Среди ученых много споров вызывает вопрос, был ли Гильгамеш реальной исторической личностью, позднее мифологизированной, или же он изначально жил только в народной фантазии. В легендах о Гильгамеше описаны деяния, которые вполне могли иметь место в реальности. Например, поход за кедровым лесом, возведение городской стены вокруг Урука, достигавшей в длину 9 км, а в толщину – 5 м и т. п. Однако многие подвиги Гильгамеша трудно соотнести с реальными событиями (например, путешествие в загробный мир, сражения с чудовищами).
Тем не менее, в последнее время все больше исследователей склоняется к мнению, что Гильгамеш существовал на самом деле. Он был царем Урука из 1-й династии Урука и правил в конце XXVII – начале XXVI в. до н. э.
Первоначально Гильгамеш был вассалом царя Каша Агги, однако к 2675 г. до н. э. он добился независимости Урука и стал наиболее влиятельной политической фигурой Нижней Месопотамии. Под властью Гильгамеша оказались города Адаб, Ниппур, Лагаш, Умма. В Ниппуре новый царь возвел святилище Туммаль, а в Лагаше построил ворота и присвоил им свое имя.
Более обширные, хотя и менее достоверные сведения о Гильгамеше можно найти в эпических песнях и поэме «О все видавшем».
Эпическая песня «Гильгамеш и Агга» повествует о борьбе урукского правителя с царем Аггой, под властью которого находились северные шумерские города во главе с Кишем. Вражеские войска осадили Урук, но стоило великому Гильгамешу появиться на городской стене, войско Агги охватила паника и победа осталась за Уруком.
Песнь «Гильгамеш и гора бессмертных» рассказывает о походе Гильгамеша за кедрами. Собрав отряд молодых неженатых воинов, Гильгамеш отправился в горы, чтобы раздобыть древесину. Хранитель кедров, чудовище Хувава (Хумбаба) хотело помешать урукским воинам, но Гильгамеш при поддержке волшебных помощников убил чудовище. Этим подвигом Гильгамеш вызвал гнев бога Энлиля.
Имя знаменитого царя «Гильгамеш» имеет аккадское происхождение. Шумерский же вариант, скорее всего, восходил к форме «Бильга-мес», что можно перевести как «Предок-герой» либо «Предок героя».
Текст песни «Гильгамеш и небесных бык» сохранился плохо, однако из него можно понять, что Гильгамеш вступил в схватку с небесным быком, посланным богиней Инанной на погибель Уруку, и победил чудовище.
Из песни «Гильгамеш, Энкиду и подземный мир» мы узнаем еще об одном подвиге Гильгамеша. В саду, посаженном богиней Инанной, поселилась исполинская птица Анзуд, а в дереве хулуппе, которое росло здесь же, устроила свое логово волшебная змея. По просьбе богини Гильгамеш убил змею и птицу, а из корней и ветвей дерева хулуппы сделал «пуку» и «микку» (предположительно, барабан и барабанные палочки). Однако изделия из волшебной древесины тут же провалились в подземный мир. Слуга Гильгамеша Энкиду вызвался спуститься за ними и вернуть пропажу. Однако Энкиду не выполнил магических наказов Гильгамеша и не смог возвратиться из подземного мира. Опечаленному Гильгамешу удалось вызвать дух Энкиду и тот поведал урукскому царю о безрадостной и безнадежной жизни умерших.
В песне «Гильгамеш в подземном царстве», или «Смерть Гильгамеша» урукский царь спускается в загробный мир, чтобы принести дары властительнице подземного царства богине Эрешкигаль и другим подземным богам.
Эти сюжеты частично использованы в эпической поэме «О все повидавшем». Разрозненные мифы здесь доработаны, развиты и объединены в единый сюжет.
Гильгамеш, владыка Урука, отличался нечеловеческой силой и неистовым нравом. Жители Урука, обеспокоенные его буйствами, обратились за помощью к богам, и, откликнувшись на их мольбы, богиня Аруру создала дикого человека Энкиду, равного по силе Гильгамешу. Некоторое время Энкиду жил в степи, защищая животных от охотников. Гильгамеш, услышав рассказы охотников о невиданном силаче, подослал к Энкиду блудницу. Урукский царь полагал, что когда она сумеет соблазнить дикого человека, звери покинут его. Расчет оказался верен.
Далее Энкиду встретился с Гильгамешем, и два силача сошлись в схватке на пороге спальни богини Иштар. Однако силы героев оказались равны. Так и не сумев победить друг друга, Гильгамеш и Энкиду стали друзьями.
Вместе с Энкиду Гильгамеш отправился добывать кедры. В лесу герои встретили хранителя кедров Хумбабу и убили его.
Позже силачам пришлось сражаться с быком, насланным на Урук богиней Иштар, которую оскорбил отказ Гильгамеша стать ее возлюбленным. Боги не простили героям убийства Хумбабы. По их воле Энкиду умер (насколько можно судить из текста поэмы, кара должна была обрушиться на Гильгамеша, но боги решили, что вместо него умрет Энкиду).
Гибель единственного друга потрясла Гильгамеша. Он впервые осознал конечность человеческой жизни и задумался над тем, что когда-нибудь и сам умрет. Исполненный горя и отчаяния, Гильгамеш бежал в пустыню. Тоска о любимом друге заставила его пуститься в опасное путешествие на остров, где обитал Ут-напишти – единственный человек, которому боги даровали бессмертие. Ведомый богом солнца Шамашем, Гильгамеш преодолел все препятствия и наконец достиг острова. Ут-напишти поведал ему историю о великом потопе, который боги наслали на землю. Некоторые из великих богов хотели уничтожить человечество, однако нашлись и те, кто решил спасти людей. Они повелели Ут-напишти построить корабль, на котором люди спаслись от потопа. В награду совет богов даровал Ут-напишти вечную жизнь. Однако Ут-напишти подчеркнул, что это было исключением из правил, и ради Гильгамеша совет богов не соберется повторно. Жена Ут-напишти пожалела опечаленного Гильгамеша и упросила мужа подарить герою что-нибудь на прощанье. Ут-напишти рассказал Гильгамешу, как добыть цветок вечной молодости. С огромным трудом герою удалось заполучить волшебный цветок. Но когда Гильгамеш купался в реке, цветок похитила змея.
Гильгамешу ничего не оставалось, как отправиться в обратный путь. Герою пришлось смириться с неотвратимостью смерти. Однако вернувшись в Урук, он увидел городские стены, возведенные по его приказу. Проникшись величием своего творения, Гильгамеш утешился.
3‐я династия Урука
3-я династия Урука имела всего одного представителя – царя Лугальзагеси, правившего в 2336–2311 гг. до н. э.
Лугальзагеси
Лугальзагеси, единственный представитель 3-й династии Урука, был правителем (энси) Уммы и царем (лугалем) Урука и Страны (Калама).
Имя Лугальзагеси в переводе с шумерского означает «Царь блестящий».
Ученым не удалось прочесть имя отца Лугальзагеси, поэтому его условно принято читать как Укуш, или Кушкуш, или Бубу. Известно лишь, что этот человек был волхвом или шаманом (ишибом) в Умме. Титул ишиба перешел к Лугальзагеси по наследству. Кроме того, Лугальзагеси стал энси, т. е. правителем Уммы. Сведений о родстве Лугальзагеси и его отца с предыдущим правителем Уммы Илем нет.
Лугальзагеси объединил Умму с Уруком. Столицей нового государства стал Урук. Нам неизвестно, какими путями Лугальзагеси получил власть в Уруке: перешла ли она к нему по наследству в силу родства с царями Урука, или Лугальзагеси просто захватил город.
Став правителем Урука, Лугальзагеси подчинил себе Ур, а затем и Ниппур. Захват Ниппура имел большое политическое и стратегическое значение. Подчинив себе священный город Ниппур, Лугальзагеси таким образом получил власть над всеми городами, расположенными по нижнему течению Евфрата и Итурунгалю.
После этой победы Лугальзагеси стал именоваться «лугалем Урука и лугалем Страны». Этот титул в данной формулировке упоминается в нескольких дошедших до наших дней источниках.
Следующей целью Лугальзагеси стал Киш. Завоевав город, урукский правитель намеревался получить контроль над сетью северных каналов. План его полностью удался: около 2316 г. до н. э. войско правителя Киша Ур-Забаба было разгромлено.
Примерно в это же время Лугальзагеси вел войну еще с Уруинимгиной, царем одного из шумерских городов-государств Лагаша. Столкновения продолжались в течение нескольких лет. В итоге в 2312 г. до н. э. под властью Лугальзагеси оказалась большая часть территории Лагаша. Остальная часть государства быстро пришла в упадок.
Хотя Лугальзагеси захватывал все новые и новые территории, единого централизованного государства они не составляли.
В стандартной надписи, где перечислялись все регалии Лугальзагеси, говорилось, что верховный бог Энлиль «от Нижнего моря (т. е. от Персидского залива – прим. ред.), по Тигру и Евфрату, до Верхнего (т. е. до Средиземного моря – прим. ред.) предоставил ему путь». Эту надпись не стоит понимать буквально: войска Лугальзагеси не проследовали по Тигру и Евфрату, пройдя все земли от Персидского залива до Средиземного моря. Мы знаем, что на Тигре путь к заливу преграждал Лагаш, все еще сопротивляющийся натиску Лугальзагеси. На Евфрате же и вовсе почти не было городов, подвластных Лугальзагеси. Свободными от его владычества оставались не только земли севернее Киша, но даже города на каналах северной части Южного Двуречья.
Намму – шумерская богиня-мать, первоначально олицетворявшая воду, которая питает землю. Намму предложила создать людей, которые будут служить богам. Вторая часть имени шумерского царя Ур-Намму отсылает именно к этой богине.
Известно, что в IV в. династия Киша все еще продолжала править, а город Мари на среднем Евфрате находился под властью сирийского государства Эблы. Упомянутая же часть титула Лугальзагеси может указывать на то, что цари Киша и некоторых северных городов налаживали политические и торговые связи с государством Лугальзагеси: посылали царю богатые дары, а его торговых посредников беспрепятственно пропускали через свои территории к серебряным и медным рудникам и северным кедровым лесам. В пользу последнего факта свидетельствует надпись Мескигалы, бывшего в это время энси в Адабе. В этой надписи упоминается о ввозе кедра.
Что же качается территорий, непосредственно находящихся под властью Лугальзагеси, то они ограничивались городами по течению Евфрата ниже современного городища Абу-Салабих, расположенного чуть севернее Ниппура, а также городами по Итиурунгалю.
Однако и эти города не составляли единого централизованного государства. Они управлялись местными правителями, а Лугальзагеси занимал в каждом из номов должность верховного жреца. Таким образом, он сам подчинялся власти отдельных номов, так называемое государство Лугальзагеси представляло собой конфедерацию номов, объединенных лишь общим верховным жрецом. Примечательно, что правителей номов назначал не Лугальзагеси, а сами города.
Не исключено, что даже на своей родине, в Умме, Лугальзагеси был только ишибом («волхвом»), а должность энси занимал другой человек. В «Надписи Саргона» упомянут некий «человек (скорее всего, правитель) Ура» Месс-э.
До нас дошли тексты, повествующие о войне Лугальзагеси с аккадским царем Саргоном Древним. В текстах говорится, что за Лугальзагеси шло 50 энси. Вряд ли эта цифра точна, однако она показывает, что у царя 3-й династии Урука было много союзников, а значит, он пользовался популярностью как правитель.
Инициатором войны был, по-видимому, Саргон. Сначала он предложил Лугальзагеси породниться путем династического брака, но Лугальзагеси отказался.
Тогда Саргон объявил Лугальзагеси войну. Аккадцы разбили шумеров, а Лугальзагеси попал в плен. Его посадили в клетку для собак и отправили в Ниппур. Там его, закованного в медные кандалы, провели в торжественной процессии через ворота бога Энлиля и затем скорее всего казнили.
3‐я династия Ура
Представители 3-й династии Ура властвовали в Междуречье чуть более 100 лет, с 2112 г. до н. э. по 2003 г. до н. э.
Ур‐Намму
Ур-Намму, первый представитель 3-й династии Ура, правил приблизительно в 2112–2094 гг. до н. э. и был царем Ура, Шумера и Аккада.
Имя «Ур-Намму» в переводе с шумерского означает «Почитающий Намму» – одну из древнейших шумерских богинь.
Предположительно Ур-Намму был родственником Утухенгаля, царя 5-й династии Урука и предшественника Ур-Намму. Учитывая, что Ур-Намму называл своим предком легендарного царя Урука Гильгамеша, возможно, что цари не состояли в кровном родстве, а были земляками.
В 2112–2104 гг. до н. э. Утухенгаль был царем Шумера и Аккада, а Ур-Намму в это время был наместником (шаганой) в Уре. Известна надпись, в которой Ур-Намму просит богов даровать долгую жизнь его сюзерену, т. е. Утухенгалю.
В позднейшей копии Хроники царей Ура указывается, что Ур-Намму был женат на дочери Утухенгаля, и от этого брака родился наследник Ур-Намму Шульги. Однако полной уверенности в достоверности этих сведений нет. Во-первых, надпись была сделана лишь в 261–246 гг. до н. э., во времена сирийского царя Антиоха II Теоса из династии Селевкидов. Во-вторых, текст очень плохо сохранился.
После смерти Утухенгаля Ур-Намму стал правителем Двуречья и перенес столицу своего царства в Ур. Предыдущий властитель опирался преимущественно на шумеров. В отличие от него, Ур-Намму сделал ставку на объединение шумеров и аккадов. Он сумел сплотить оба народа, населявших Южную Месопотамию, и в равной степени поддерживал и аккадскую, и шумерскую традицию. Не случайно в печатях и надписях Ур-Намму именуется «царем Ура, царем Шумера и Аккада». Этот официальный титул отражал политический курс нового государя.
Почти сразу после восшествия на престол Ур-Намму пошел войной на энси Лагаша Наммахани. Причиной послужили давние территориальные споры. В результате Ур-Намму буквально уничтожил своего противника. В прологе к законам Ур-Намму дается лаконичная, но красочная характеристика этой войны: «Наммахани, энси Лагаша воистину он (Ур-Намму – прим. ред.) убил». Ур-Намму приказал стереть из памятников все упоминания имени лагашского правителя и его ближайших родственников. В «Царском списке», который, вероятнее всего, был создан при Ур-Намму или его сыне Шульги, Лагаш был исключен из перечня городов Шумера, где в прошлом пребывала «предвечная царственность».
Своим наместником (энси) в Лагаше Ур-Намму сделал Ур-Аба, верховного сановника, служившего у Наммахани, а после его разгрома признавшего власть нового царя. Эном Урука Ур-Намму назначил своего сына.
По приказу Ур-Намму порт для индийской и аравийской торговли был перенесен из Лагаша обратно в Ур.
В организации управления государством Ур-Намму воспользовался опытом Нарам-Сина, 4-го царя династии Аккаде, правившего в 2237–2200 гг. до н. э. Нарам-Син, стремившийся сосредоточить всю власть в своих руках, не стал упразднять титул энси. Однако он лишил города-государства права самим выбирать себе правителей. Теперь энси назначались Нарам-Сином из числа его родственников и приближенных.
Ур-Намму последовал примеру Нарам-Сина. При правителе 3-й династии Ура энси превратились, говоря современным языком, в губернаторов, которых назначал сам царь. Прежний уклад сохранился только в окраинных землях и священном городе Ниппуре. Здесь правили представители местных династий, хотя и они вынуждены были подчиняться Уру.
При Ур-Намму велось активное строительство. По приказу царя были заново отстроены стены Ура, которые предположительно были разрушены племенами гутиев.
Ур-Намму заложил знаменитый зиккурат (храмовый комплекс) в Уре, но до окончания строительства царь не дожил. Зиккурат был завершен уже при его сыне Шульги.
До нас дошел уникальный исторический памятник – закладной цилиндр, найденный в основании зиккурата в Уре. Цилиндр покрыт надписями, нанесенными по приказу последнего вавилонского царя Набонида (556–539 гг. до н. э.).
В них содержится сообщение о строительстве и последующей реставрации храмового комплекса в Уре. Надписи гласят: «Я, Набонид, царь Вавилона… зиккурат Эгишширгаль в Уре, который царь Ур-Намму до меня строил, но до конца не довел, Шульги, его сын, закончил. Из надписей Ур-Намму и его сына Шульги я узнал, что Ур-Намму строил этот зиккурат, но не довел строительство до конца и что Шульги, его сын, закончил работы. Теперь зиккурат стал ветхим. Над старым фундаментом, на котором строили Ур-Намму и его сын Шульги, я соорудил зиккурат, мощный, как в давние времена».
Земли Шумера не были богаты камнями, пригодными для строительства, поэтому все здания возводились из глиняных кирпичей. Первоначально шумеры использовали для строительства глиняные кирпичи, высушенные на солнце. Однако такие кирпичи не могли противостоять палящему солнцу и обильным дождям, и постройки быстро приходили в негодность. Ур-Намму хотел, чтобы здания, возведенные в период его правления, сохранились для потомков, пронеся сквозь века славу своего создателя. Поэтому он приказал обжигать кирпичи в сушильных печах. Строительный материал, изготовленный по новой технологии, был гораздо прочнее и тверже.
Во время археологических раскопок в Ниппуре, которые Институт Востока проводил совместно с Американской школой востоковедения, в основании храма Инанны был найден ларец Ур-Намму. Среди прочих сокровищ там была бронзовая статуэтка Ур-Намму размерами 33,7 Ѕ 13,3 см.
Замысел Ур-Намму увенчался успехом. Сегодня Великий Зиккурат в Уре известен как наиболее сохранившийся храмовый комплекс Междуречья. Этот зиккурат был возведен из адобов – сырцовых кирпичей, а сверху покрыт панцирем из обожженного кирпича, скрепленного битумом. Толщина панциря составляет 2,5 м. Основание зиккурата – 60 Ѕ 45 м. Изначально храмовый комплекс состоял из 3 этажей или ярусов, но до наших дней сохранились только 1-й и часть 2-го. Сегодня высота этого сооружения достигает 18 м. Однако храм вовсе не кажется массивным или тяжеловесным. Благодаря точным пропорциям и небольшой закругленности линий, шумерским архитекторам удалось добиться впечатления изящества и легкости.
Зиккурат в Уре был далеко не единственным сооружением подобного рода, возведенным при Ур-Намму. При раскопках в Уруке в фундаменте храма Нанна археологи обнаружили табличку, в которой указывалось, что это здание было построено по приказу Ур-Намму. Текст гласил: «Во славу владыки своего Нанна, славнейшего из сыновей Энлиля, могучий муж Ур-Намму, правитель Урука, царь Ура, царь Шумера и Аккада, воздвиг Этеменигуру, возлюбленный им храм».
Кирпичи с печатями Ур-Намму были также найдены в Эреду, Ниппуре, Умме.
Эреду считался священным городом Энки – одного из трех великих шумерских богов, покровителя мудрости, культуры, пресных вод и подземного мира. Кроме того, Эреду был важным морским портом. По приказу Ур-Намму от Ура до Эреду был вырыт канал, который стал кратчайшим и наиболее удобным путем, связывающим столицу с Персидским заливом. Кроме того, канал облегчал орошение возделываемых земель.
В Ниппуре при Ур-Намму были начаты работы по восстановлению храма Экура в честь верховного бога Энлиля и храма его супруги богини Нинлиль.
Активное храмовое строительство обеспечило Ур-Намму поддержку со стороны ученых жрецов.
Ур-Намму восстановил старую ирригационную сеть, которая была практически уничтожена в годы владычества гутиев. Были созданы и новые оросительные каналы в Уре, Ниппуре, Эреду, Лагаше и ряде других номов.
Одна из величайших заслуг Ур-Намму – создание судебника. До нас дошли только отдельные его фрагменты. Однако на сегодняшний день это древнейший из известных сборников законов.
Некоторые исследователи считают, что составителем судебника был не Ур-Намму, а его сын Шульги. Противники этой гипотезы указывают на то, что в судебнике неоднократно встречается имя Ур-Намму, в то время как Шульги не упоминается вовсе. Кроме того, один из годов правления Ур-Намму называется «Год, когда Ур-Намму установил правосудие в стране».
Есть и третья точка зрения, примиряющая предыдущие гипотезы. Согласно ей, составление судебника было начато при Ур-Намму, а завершено при Шульги.
Первоначально текст законов Ур-Намму был выбит на каменной стеле. Однако ни сама стела, ни ранние ее копии найдены не были.
Представление о древнейшем судебнике мы можем составить лишь по глиняным табличкам, созданным несколько столетий спустя, в старовавилонский период. К сожалению, таблички эти сохранились очень плохо.
Первая табличка была найдена в Ниппуре. Текст на ней был разбит на восемь колонок по 4 с каждой стороны таблички. Каждая колонка содержала около 45 небольших разделов. Однако прочитать удалось только 5 параграфов судебника. На оборотной стороне таблички был написан также пространный пролог. Но из-за того, что большая часть текста была покрыта трещинами, разобрать удалось лишь отдельные фрагменты этого вступления.
Позже в Сиппаре и Уре были найдены другие фрагменты табличек с текстом законов Ур-Намму.
На сегодняшний день ученым удалось прочесть 40 из предположительно 57 законов.
Законы Ур-Намму отражали постепенный отказ от принципа «око за око» и гуманизацию нравов: к 2000 г. до н. э. наказанием за многие преступления становятся денежные штрафы.
Из пролога судебника можно узнать о некоторых реформах, которые проводил Ур-Намму.
Например, шумерский царь реорганизовал армию и ввел изменения в налоговую систему, а также пресек ряд наиболее распространенных видов чиновничьих злоупотреблений. Если верить тексту пролога, Ур-Намму заботился о том, чтобы «сироте не пришлось просить у богатого», «вдове не пришлось просить у власть имущего», «человеку с одним шекелем (сиклем) не пришлось просить у человека с одной миной (60 шекелей)».
Ур-Намму унифицировал систему мер и весов, что позволило сделать торговые операции более честными. Судебник рассказывает: «Он сделал бронзовую меру в 1 ка (0,84 л), гирю в одну мину (496 г) он утвердил, гирю в один шекель (8,3 г) он утвердил (по отношению к) мине».
Правление Ур-Намму длилось 18 лет, включая семилетнее пребывание в должности наместника Утухенгаля в Уре. Сведения о смерти первого представителя 3-й династии Ура противоречивы. Согласно тексту одной из печатей, «его бросили на поле сражения, как разбитый сосуд». Вероятнее всего, Ур-Намму был убит в сражении с гутиями, периодически совершавшими набеги на земли Шумера.