bannerbanner
Правящие династии мира
Правящие династии мира

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
6 из 9

Решающее сражение произошло близ крепости Хесеф-Тхамху. Египтяне разгромили ливийцев, перебив более 12500 человек и захватив около тысячи пленных.

На 8-м году правления Рамзеса III Египет вновь подвергся нашествию чужеземцев. На сей раз на владения фараона напали так называемые «народы моря». Еще в текстах 5-го года правления упоминались два «народа моря» – пеласги и закары. В 8-м году к ним добавились Шекелеш (сикулы), Шардана (сарды), Дануна (данайцы) и Уешеш. Масштабы нашествия были впечатляющими. Прежде чем добраться до Египта, «народы морей» опустошили Хеттское царство в Малой Азии, Кеди, который находился рядом с сирийским Угаритом, расположенный в верховьях Евфрата Кархемиш, Ирчу, который лежал на юге современной Турции, а также Ирса, т. е. Кипр. Часть воинов плыла на кораблях, а часть перемещалась по суше, сопровождая женщин и детей.

Рамзес III стал активно готовиться к войне. На восточной границе он построил новую крепость, собрал многочисленную армию и флот. Корабли фараон распределил по северным гаваням, а сам во главе сухопутного войска направился в Сирию.

В Финикии египетские войска сошлись в кровопролитном сражении с «народами морей» и оттеснили их далеко назад. Чуть позже в битве в Рохауте египтяне разбили флот захватчиков.

Тем не менее, двум племенам из «народов моря», пеласгам и закарам, Рамзес III позволил остаться на побережье Палестины. Эти племена осели на плодородных землях и основали союз пяти самоуправляющихся городов: Газы, Аскалона, Аккарона, или Экрона, Гата и Ашдода. В дальнейшем народ, населявший приморскую часть Палестины, стали называть филистимлянами.

Едва окончив войну с «народами морей», Рамзес III вынужден был вновь вступить в битву с ливийцами. На 11-м году правления западные окраины Египта вновь стали подвергаться набегам ливийских племен, среди которых доминировал народ Мешауаш, возглавляемый вождем Машаром, сыном Капура. Ливийцы осадили египетскую крепость Хачо. Рамзес III поспешил на помощь осажденным, разгромил противника и обратил ливийцев в бегство. На сей раз ливийцы потеряли более 2000 воинов, а еще 2000 человек, среди которых были женщины и дети, попали в египетский плен.

Хотя надписи прославляли фараона-победителя, угроза ливийского вторжения сохранялась. Стремясь защититься от возможного нападения, египтяне возводили оборонительные сооружения: храм Тота в Гермополе был обнесен стеной, достигавшей в высоту 15 м, аналогичные укрепления создавались и вокруг храма Осириса в Абидосе, и в святилище Упуата в Ассиуте.

В период своего правления Рамзес III предпринимал также походы в Сирию и Нубию против палестинских кочевников.

В Едоме (Передняя Азия) Рамзес III боролся с народами шасу, проживавшими около горы Саара (Сеир). Скорее всего, эта военная кампания велась для защиты египетских территорий от угрозы вторжения.

Однако Рамзес III предпринимал и завоевательные походы. Он вторгся в царство Амуру и Хеттское государство, расположенные на территории Сирии.

Из древних текстов известно, что Рамзес III захватил по меньшей мере пять укрепленных городов. На завоеванных территориях фараон возводил новые крепости и даже построил храм Амона.

Однако египтяне уже не были в состоянии долго удерживать захваченные земли. В Палестине и Сирии еще оставались египетские гарнизоны, но они были немногочисленны и слабы. Скорее всего, Рамзес III был последним фараоном, при котором в Палестине еще сохранялось египетское влияние.

Для Египта настало время отказаться от планов масштабных завоеваний и заняться обороной собственных территорий.

В период своего правления Рамзес III направил экспедицию в страну Пунт (Восточная Африка). Большой папирус Харриса содержит подробное описание этой экспедиции и рассказывает об ее итогах: «Построил я (Рамсес III – прим. ред.) ладьи великие и корабли перед ними с командами многочисленными, сопровождающими многими, капитаны их с ними, наблюдатели и воины, дабы командовать ими. Были они наполнены добром Египта бесчисленным, каждого сорта по десять тысяч. Посланы они в великое море с водами, вспять текущими, прибыли они в страну Пунт, не было неудач у них, (прибывших) в целости, внушающих ужас. Ладьи и корабли были наполнены добром Страны Бога, из удивительных вещей страны этой: прекрасной миррой Пунта, ладаном в десятках тысяч, без счета. Дети правителя Страны Бога прибыли перед данью своей, приготовленной для Египта…» Из Пунта египтяне привезли всевозможные товары: кость, драгоценные камни, золото, экзотических животных, черное и ладановое деревья.

По приказу Рамзеса III на западном берегу Фив был построен храм, посвященный богу Амону. Сегодня он известен как храм Мединет-Абу. Святилище поражает роскошью и величием.

При Рамзесе III продолжала усиливаться власть жрецов. Фараон, нуждавшийся в их поддержке, вынужден был пойти на ряд серьезных уступок. Если раньше храмы должны были каждого 10-го своего служителя отправлять в армию, то теперь рекрутская повинность с них снималась. Из-за этого число новобранцев в египетской армии значительно сократилось. Нехватку воинов-египтян приходилось компенсировать за счет привлечения иностранных наемников: шерданов, ливийцев, филистимлян. Конечно, фараоны и раньше приглашали на службу чужеземцев, но теперь количество наемников стало не в пример больше.

Рамзес III щедро одаривал жрецов подарками. За время его правления храмы получили около 3000 км2 пахотных земель (15 % всех возделываемых земель Египта), 107000 человек (2 % населения страны), 500000 голов рогатого скота и другие богатые дары.

К 1153 гг. до н. э. против Рамзеса III сложился заговор. Подробности заговора известны нам из текста Туринского юридического папируса, в котором представлен частичный отчет о расследовании этого дела. Кроме того, в распоряжении историков имеются еще два документа, в которых упоминается заговор против Рамзеса, – папирус Ли и папирус Роллин.

Туринский папирус начинается с речи самого царя Рамзеса III. Однако из текста следует, что фараон пребывает в мире богов. Вероятнее всего, Рамзес III был убит заговорщиками, а текст Туринского папируса составлялся при сыне погибшего фараона, Рамзесе IV.

Заговор возглавляли царица Тейе и ее сын, который фигурирует в отчете как Пентаур, что буквально означает «Которого звали другим именем», настоящее же его имя нам неизвестно.

Уже с 22-го года правления Рамзеса III его единственным законным наследником называется будущий Рамзес IV. Получалось, что сыновья от других жен фараона даже не имели прав на престол. Не удивительно, что это вызывало недовольство в женском доме (гареме) царя.

Тейе вознамерилась возвести на престол собственного сына. Заговор поддержали 22 высших сановника, а также некоторые обитательницы гарема.

Но после убийства Рамзеса III заговорщикам по какой-то причине не удалось сделать фараоном своего претендента. Царица Тейе, ее сын и мятежные сановники были схвачены и приговорены к смертной казни. В приговоре присутствует интересная и не вполне ясная формулировка: «Они оставили его на месте; он умертвил себя сам». Напрашивается вывод, что заговорщики по приговору суда покончили жизнь самоубийством.

Однако когда археологи обнаружили мумию «Безымянного принца», стало ясно, что судьба заговорщиков была куда ужасней. Исследования мумии показали, что она принадлежала совершенно здоровому 30-летнему мужчине без каких-либо признаков внутренних или внешних повреждений. Погребен он был без обязательного в таких случаях бальзамирования, причем тело его было завернуто в баранью шкуру, считавшуюся у египтян «нечистой». На лице мумии застыло выражение мучительной боли. Ученые пришли к выводу, что участников заговора против Рамзеса III похоронили заживо.

После убийства Рамзеса III новым фараоном стал его сын, Рамзес IV.

Шумерские династии

Шумер – это древнейшая из известных нам письменных цивилизаций, существовавшая в IV–III тыс. до н. э. Шумеры населяли юго-восточные территории Междуречья Тигра и Евфрата.

Происхождение народа «черноголовых», как называли себя сами шумеры, загадочно. Уровень же развития их цивилизации поражает воображение. В околонаучных и мистических трудах шумеров часто называют потомками легендарных цивилизаций, погибших в столь далекие времена, что историческая память человечества почти не сохранила о них сведений. Сторонники теории палеоконтакта считают, что народ шумеров был создан инопланетянами, которые и даровали «черноголовым» культуру и всевозможные знания.

Шумерская письменность – древнейшая из известных. Она легла в основу клинописи – системы письма, при которой знаки выдавливались тростниковой палочкой (стило) на табличке из сырой глины. Клинопись распространилась по всем у Междуречью и использовалась вплоть до I в. н. э.

Наши знания о цивилизации шумеров, особенно о ранней стадии ее существования, ничтожно малы. Сведения о жителях Междуречья мы черпаем из данных археологии, косвенных упоминаний в других источниках, а также из дошедших до нас шумерских текстов. Расшифровка записей на древнем мертвом языке – занятие не из легких. Следует также учитывать, что далеко не все тексты хорошо сохранились, а в некоторых записях отсутствуют целые фрагменты.

Именно поэтому рассказ о шумерских правителях будет несколько отличаться от разделов, посвященных другим династиям. Достоверных фактов о первых царях Шумера крайне мало. Достаточно сказать, что в «Царском списке» шумеров называются совершенно фантастические даты правления легендарных царей: несколько сотен лет. Зато в нашем распоряжении есть легенды, которые воспевают военные подвиги и политическую мудрость шумерских царей. В легендах нередко встречаются логические противоречия, «темные» места, а некоторые части текста просто отсутствуют. Наряду с людьми в шумерских сказаниях фигурируют боги, причем многие решения правителей и исторические события объясняются именно вмешательством богов.

Историю Шумера можно разделить на три периода.

В течение I раннединастического периода (ок. 2750–2615 гг. до н. э.) формируются шумерские города-государства (номы), крупнейшими из которых были Киш (на севере) и Ур, а потом Урук (на юге). Именно из этих городов происходили царские династии шумеров.

Эшнунна и другие города долины реки Диялы, а также город Лагаш сохраняли независимость от обоих центров.

Правление наиболее заметных шумерских царей пришлось на II раннединастический период (ок. 2615–2500 гг. до н. э.). В течение многих столетий центром цивилизации шумеров становились попеременно то Киш, то Ур, то Урук, лишь изредка уступая первенство другим крупным городам Междуречья.

Именно в этот период жили легендарные шумерские правители.

В XXIX–XXVII вв. до н. э. власть находилась в руках царей из 1-й династии Киша, самым знаменитым из которых была Агга.

Затем главенство перешло к представителям 1-й династии Урука, правившим в XXIX–XXVI вв. до н. э., и прославленную полулегендарными царями Энмеркаром, Лугальбандой и Гильгамешем.

В 2336–2311 гг. до н. э., после длительного перерыва, центр Шумера на короткое время вновь переместился в Урук. В эти годы страной управлял единственный представитель 3-й династии Урука царь Лугальзагеси.

На 2112–2003 гг. до н. э. приходится правление 3-й династии Ура, самым известным представителем которой был Ур-Намму.

III раннединастический период (ок. 2500–2315 гг. до н. э.) характеризуется, с одной стороны, бурным накоплением богатств, а с другой – имущественным расслоением, обострением социальных противоречий и постоянными междоусобицами городов Междуречья.

1‐я династия Киша

Правление 1-й династии Киша относится ко II раннединастическому периоду (ок. 2615–2500 гг. до н. э.) и приходится на XXIX–XXVII вв. до н. э.

Агга

Агга, Ага или Акка правил в XXVII в. до н. э. и был последним царем 1-й династии Киша. Имя Агги упоминается в «Царском списке», эпической поэме «Гильгамеш и Агга» и в историографическом тексте, содержащем 34 строки – «Туммальской надписи». Если верить этим источникам, Агга был сыном царя Эн-Мегбарагеси и взошел на престол после его смерти.

Точные годы жизни и правления Агги, как и большинства шумерских царей, нам неизвестны. Согласно «Царскому списку», Агга правил в течение 625 лет.

Стоит отметить, что все эти источники относятся к более позднему периоду истории Шумера. Никаких письменных свидетельств времен жизни и правления самого Агги до нас не дошло.

В «Туммальской надписи» говорится, что Агга продолжал строительство Ниппурского святилища, в частности, по его приказу был возведен Туммаль – храм Нинлиль, «Владычицы Воздуха» и супруги Энлиля – одного из верховных богов шумеро-аккадской мифологии.

В эпической поэме «Гильгамеш и Агга» рассказывается о конфликте между Аггой и правителем Урука, легендарным Гильгамешем. В тот период центром Шумера был Киш, и Урук находился у него в подчинении. Агга отправил к Гильгамешу послов и потребовал присоединиться к ирригационным работам, которые проводились по приказу кишского правителя. Гордый Гильгамеш отказался подчиниться. Тогда Агга направил к Уруку войско и осадил город. Однако Гильгамешу удалось не только отстоять свои владения, но и разбить противника. Агга оказался в плену у властителя Урука, однако Гильгамеш обошелся с побежденным царем милостиво и отпустил его на свободу.

На первый взгляд, мотивы такого поступка Гильгамеша не вполне ясны. Разгадка кроется в общей политической ситуации того периода. Но здесь мы сталкиваемся с противоречиями в хронологии. Дело в том, что согласно «Царскому списку», 1-я династия Киша, к которой принадлежал Агга, уступила место 1-ой династии Урука, к которой относился Гильгамеш. На смену же 1-ой династии Урука пришла 1-я династия Ура. Однако поэма «Гильгамеш и Агга» делает своих героев-царей современниками. «Туммальская надпись» идет в этом плане еще дальше: современниками Гильгамеша и Агги оказываются также цари 1-й династии Ура – Месанепада и его сын Мескиангнуна. Именно Месанепада захватил и разрушил священный город Ниппур, ранее находившийся под контролем Агги.

Если взять за основу хронологию, предлагаемую «Туммальской надписью», тогда милостивое отношение Гильгамеша к Агге становится понятным. Царю Урука было выгодно поддерживать дружественные отношения с поверженным Аггой, чтобы при необходимости заключить с ним союз против могущественного царя Ура.

1‐я династия Урука

Согласно «Царскому списку», господство 1-й династии Урука пришло на смену правлению 1-й династии Киша и длилось с XXIX в. до н. э. по XXVI в. до н. э. Если же верить «Туммальской надписи», эти династии правили параллельно. Так или иначе, 1-я династия Урука относится ко II раннединастическому периоду (ок. 2615–2500 гг. до н. э.).

Энмеркар

Энмеркар, или Эн-Меркар – полулегендарный властитель шумерского города Урука, второй царь 1-й династии Урука, правивший в начале XXVII в. до н. э. Согласно «Царскому списку», его правление длилось 420 лет.

«Царский список» называет Энмеркара сыном и преемником Мескиаггашера, основателя 1-й династии Урука. В эпических сказаниях Энмеркар именуется сыном бога солнца Уту.

О личности и деяния Энмеркара мы можем судить в основном по сведениям, почерпнутым из шумерских легенд и сказаний. Еще один источник наших знаний о легендарном правителе – «Царский список». Однако легенды и список содержат множество противоречий и «темных мест», поэтому составить единой, стройной картины правления Энмеркара не представляется возможным.

«Царский список» называет Энмеркара тем, «кто построил Урук». Следовательно, можно с определенной долей уверенности утверждать, что при Энмеркаре вокруг храмового комплекса Э-Ана возникло постоянное поселение, позже превратившееся в один из крупнейших городов Шумера, один из его политических центров.

В «Царском списке» Энмеркар фигурирует как лугаль, т. е. царь Урука, а в эпических сказаниях – как эн, т. е. верховный жрец.

Работы по расшифровке и анализу шумерских текстов, посвященных царю Энмеркару, принадлежат американскому востоковеду, одному из ведущих шумерологов мира, Сэмюэлю Ною Крамеру.

Считается, что именно Энмеркар изобрел шумерскую письменность. Согласно одной из легенд, Энмеркар и правитель Аратты загадывали друг другу хитроумные загадки, которые передавали через своих послов. Очередная загадка Энмеркара была столь трудной, что шумерский посол не смог ее запомнить. Чтобы записать загадку и передать ее в Аратту, шумерскому владыке пришлось придумать письменность.

О жизни и правлении Энмеркара повествуют две из девяти известных на сегодняшний день шумерских поэм. В обеих рассказывается о политическом противостоянии Энмеркара и верховного жреца Аратты. Обе поэмы содержат много фантастических подробностей, которые вряд ли могли иметь место в реальности. Однако, говоря о Энмеркаре, просто невозможно проигнорировать эти поэмы. Они дают богатый материал для анализа и интерпретации.

Поэма «Энмеркар и правитель Аратты» была записана в начале II тысячелетия до н. э., однако в устной форме она существовала задолго до этого. На сегодняшний день обнаружено 20 табличек и фрагментов с текстом этого произведения. Самая полная табличка хранится в Музее Древнего Востока в Стамбуле. Она содержит более 600 строк, разделенных на 12 столбцов.

Славный герой Энмеркар, сын бога Утту и брат богини Инанны, правил в прекрасном и великом городе Уруке. Богатством, красотой и могуществом с Уруком мог сравниться только город-государство Аратта, расположенный в далекой Персии и отделенный от Урука семью горными хребтами.

Однако богиня Инанна всегда была более благосклонна к владениям своего брата, чем к Аратте.

В благодарность Энмеркар задумал возвести в честь своей божественный сестры храм и украсить его золотом, лазуритом и драгоценными камнями. Построить и украсить храм, по замыслу Энмеркара, должны были жители Аратты. Поэтому Энмеркар молил Инанну помочь ему подчинить персидский город. Шумерский царь обещал безустанно прославлять свою сестру-богиню. Кроме того, сокровища Аратты должны были пойти на украшение Абзы, храма бога Энке в Эреду.

В поэме подчеркивается, что Энмеркар хочет заполучить богатства Аратты не ради личной славы или обогащения и даже не для того, чтобы обеспечить свои владения необходимыми металлами и строительными камнями, а во имя богов.

Разумеется, Инанна отнеслась к просьбе брата благосклонно и посоветовала ему отправить в Аратту мудрого и красноречивого посла, который мог бы передать местным жителям волю богини: принять власть правителя Урука.

Энмеркар поступает согласно совету сестры.

Преодолев множество трудностей, подстерегающих путника в дальней дороге, посол наконец-то прибыл в Аратту. Описав величие своего господина, он передал требования Энмеркара: шумерский царь хочет, чтобы Аратта признала его власть, а в случае отказа сровняет город с землей.

На эти угрозы правитель Аратты (имя его не названо) отвечает, что ему покровительствует богиня Инанна и поэтому он не собирается подчиняться Энмеркару.

Тогда посол заявляет, что именно Инанна обещала шумерскому царю и своему брату власть над Араттой.

Правитель не нашелся, что ответить на это.

Следующий фрагмент поэмы поврежден настолько сильно, что не поддается прочтению. Это затрудняет понимание некоторых мест поэмы, которые явно противоречат друг другу. Например, сначала сообщается, что правитель Аратты предложил устроить поединок между представителями обоих городов, исход которого решил бы спор Урука и Аратты. Чуть позже говорится, что правитель Аратты, огорченный тем, что богиня Инанна лишила его своей милости, согласился признать власть Энмеркара, но лишь в том случае, если тот пришлет ему много зерна.

Энмеркар согласился на условия правителя Аратты. Он отправил в персидский город караван с зерном, а также своего посла, который должен был произнести речь, прославляющую шумерского царя. Судя по всему, на этот раз текст хвалебной речи уже был записан на глиняных табличках.

Народ Аратты с радостью встретил посла Энмеркара и был готов выполнить свою часть договора. Однако правитель Аратты отказался от своего обещания. Он объявил, что сам обладает не меньшим могуществом, чем Энмеркар, и потребовал, чтобы сами шумеры принесли в Аратту сердолик и лазурит.

Узнав об этом, Энмеркар обратился за советом к богам. Далее он совершил некие магические обряды: в течение 15 лет переносил тростник «из света во тьму» и «из тьмы на свет», а по прошествии этого срока срезал тростник и в третий раз направил послов в Аратту, чтобы передать местному правителю свой скипетр. Однако этот жест символизировал вовсе не поражение Энмеркара. Напротив, по неясным для нас причинам, правитель Аратта пришел в ужас от этой «посылки» и немедленно призвал своего советника, сетуя на немилость богини Инанны. Хотя сначала правитель Аратты намеревался уступить Энмеркару, позже, снова без видимых причин, он изменил решение и предложил шумерскому царю устроить поединок между двумя воинами Аратты и Урука, исход которого должен был поставить точку в споре правителей.

Энмеркар принял вызов правителя Аратты, однако настоял, чтобы в Урук все-таки были присланы золото, серебро и драгоценные камни для храма богини Инанны. В противном случае шумерский царь обещал сравнять Аратту с землей.

Правитель Аратты опечалился. Но тут ему на помощь пришел бог дождя и грозы Ишкур. Он принес в Аратту зерна пшеницы и бобов. Правитель воспринял это как знак того, что богиня Инанна по-прежнему милостива к нему.

К сожалению, дальнейший текст поэмы поврежден настолько, что прочесть его невозможно. Поэтому мы не можем сказать, как развивались события. Однако в конце концов народ Аратты все же вынужден был подчиниться Энмеркару и принести ему в дар золото, серебро и лазурит. Вторую поэму, посвященную царю шумеров, условно называют «Энмеркар и Энсукуш-сиранна». В ней также рассказывается о противостоянии царя Урука и правителя Аратты. Однако если в первой поэме соперник Энмеркара остается безымянным, то здесь уже называется его имя – Энсукуш-сиранна.

Сюжеты обеих поэм достаточно сильно различаются. Кроме того, в «Энмеркаре и Энсукуш-сиранне» гораздо больше фантастических элементов.

Во второй поэме зачинщиком конфликта предстает Энсукушсиранна. Он направил к Энмеркару посла с требованием признать главенство Аратты и согласиться считать этот город домом богини Инанны. В ответном послании Энмеркар заявил, что он является любимцем богов, Инанна останется «жить» в Уруке, а Энсукуш-сиранна должен признать себя вассалом Энмеркара.

В эпосе Гильгамеш предстает как сын царя Лугальбанды и богини Нинсун. Возможно, реальный Гильгамеш был сыном правителя и жрицы, которая в обряде брака олицетворяла богиню.

Правитель Аратты созвал совет старейшин. Он не собирался подчиниться Уруку, но не знал, как дать отпор Энмеркару. Помочь своему повелителю вызвался жрец «машмаш». Он отправился в Урук, а по прибытии вошел прямиком в священный хлев, где стояли корова и козел Нидабы – богини зерна и тростника, покровительницы мудрости и письма. «Машмаш» уговорил корову не давать молоко и сливки в пищу богине Нидабы, после чего все хлева и овчарни Урука пришли в запустение.

Однако в это время в Урук явились Машгула и Урэдинна, пастухи богини Нидабы. На помощь им пришла Мать Сагбурру. Она вступила с «машмашем» в магический поединок, из которого вышла победительницей. Испуганный «машмаш» умолял отпустить его обратно в Аратту, обещая до конца жизни восхвалять Мать Сагбурру. Но она убила «машмаша» и бросила его тело в Евфрат.

После этого Энсукуш-сиранн окончательно пал духом и вынужден был признать главенства Энмеркара.

Лугальбанда

Лугальбанда – полулегендарный царь шумерского города Урука, преемник Энмеркара и третий из 1-й династии Урука. Правил в XXVII–XXVI вв. до н. э. Согласно «Царскому списку», Лугальбанда царствовал в течение 1200 лет. Имя «Лугальбанда» в переводе с шумерского означает «Младший, или юный царь».

Лугальбанда, по-видимому, пользовался огромным уважением среди шумерского народа. Возможно, поэтому к 2400 г. до н. э. он был включен в шумерский пантеон богов.

Деяниям Лугальбанды посвящены две известные нам эпические поэмы Шумера.

В шумерском эпосе он называется героем, в аккадском – родовым богом Гильгамеша, а «Царский список» делает его сыном и наследником царя Энмеркара. По одной из легенд, прежде чем стать царем, Лугальбанда служил пастухом. Некоторые сказания утверждают, что супругой Лугальбанды была богиня Нунсун, и от этого союза родился Гильгамеш.

В ранних списках богов из Фары и Абу-Салябиха Лугальбанда и Гильгамеш причислялись к богам. В позднейших текстах они превратились в богов подземного мира. В эпосе урукского цикла о Гильгамеше Лугальбанда предстает уже как реальный царь Урука, хоть и наделенный некоторыми сверхчеловеческими чертами.

На страницу:
6 из 9