Полная версия
Правящие династии мира
Сразу же после восшествия на престол Тутмос I издал манифест, который возвещал всей державе о его короновании и был принят чиновниками Нубии настолько серьезно, что они распорядились высечь его на плитах, которые были установлены в Вади-Хальфе, Куббане и, возможно, в других местах. На это были основания: в самый момент восшествия на престол, понимая, что наместник Нехена был уже не в состоянии управлять Нубией и собирать дань, Тутмос I ввел новую должность – «губернатора южных стран, царского сына Кушитского».
Первым наместником новой провинции, простиравшейся от Нехена до Напаты, был назначен Тура. Таким образом, ее граница доходила до четвертых нильских порогов. Впрочем, ее южная часть еще не была окончательно покорена и воинственные племена постоянно совершали набеги на города, расположенные вдоль Нила. Поскольку Тура не мог справиться с ними самостоятельно, то Тутмос I в начале второго года своего царствования лично отправился на юг, чтобы «покарать мятежников в чужеземных странах и отразить вторжение из области пустыни».
В апреле египтяне достигли Тангура, где нанесли поражение войску мятежного нубийского вождя. Одержав победу, Тутмос I двинулся дальше на юг и достиг третьего нильского порога. Для защиты южных рубежей Египта фараон распорядился построить на острове Томбос крепость и разместил в ней сильный военный гарнизон. При этом на скалах острова была высечена надпись, которая увековечила новое завоевание фараона. Впрочем, Тутмос I не ограничился завоеванием Нубии до третьего нильского порога. Продвигаясь дальше на юг, фараон покорил богатую область Донгола вплоть до Напаты.
Подчинив себе Нубию, фараон Египта повернул назад. Спустя год после начала южного похода Тутмос I достиг первых нильских порогов. Здесь, чтобы прочнее связать Нубию с Египтом и облегчить перевозку грузов и людей, он приказал восстановить древний канал.
Сразу же после завершения нубийского похода фараон двинул свои войска на север, в Переднюю Азию, намереваясь усмирить постоянно вспыхивавшие восстания в Сирии, а также окончательно подчинить ее Египту. Египетские войска легко и практически без сопротивления прошли по территории Палестины и Сирии и вскоре достигли Нахрайны (Митанни) на Евфрате. Митаннийская армия была застигнута врасплох и потерпела сокрушительное поражение.
Дойдя до Евфрата, египтяне были поражены видом реки, которая текла не в привычном для них направлении с юга на север, а наоборот, с севера на юг. Изумление египтян было так велико, что отразилось даже в египетском названии реки – «Перевернутая вода».
Богатая добыча, захваченная во время завоевательных походов Тутмоса I, а также дань, регулярно поступающая из покоренных областей, значительно обогатили египетскую казну. Вследствие этого фараон получил возможность заняться активной строительной деятельностью. Так, он поручил своему главному архитектору Инени перестроить Карнакский храм в сооружение, соответствующее возраставшему богатству и достоинству фараона. Помимо этого, Тутмос I восстановил храм Осириса в Абидосе, а также начал (однако не успел закончить) величественные постройки, которые должны были соединить храм бога Амона с храмом богини Мут.
Наряду с расцветом архитектуры при Тутмосе I наметился подъем скульптуры. Ярким примером монументальной скульптуры является голова колоссальной статуи Тутмоса I, которая хранится в Каирском музее.
Хатшепсут
Время правления – 1525–1503 гг. до н. э. и 1504/1503—1482 гг. до н. э. – длинная и средняя хронологии древнеегипетской истории (1490/1489—1468 гг. до н. э. и 14791458 гг. до н. э. – краткая хронология, принятая в современных исследованиях). (Срок правления фараона Тутмоса II (14 лет) обозначен в царских списках, но на основании материальных памятников его сокращают до 4 лет. Отсюда разница в 10 лет в определении времени царствования Хатшепсут).
Хатшепсут, женщина-фараон Нового царства Древнего Египта из XVIII династии, была дочерью Тутмоса I и царицы Яхмес. Для преемственности царской династии и сохранения чистоты царской крови она после смерти отца вышла замуж за своего сводного брата Тутмоса II. Тутмос – сын фараона Тутмоса I и младшей царицы Мутнофрет. После крайне недолгого правления Тутмос II в 1490 г. до н. э. умер. Так как у него и Хатшепсут не было детей мужского пола, наследником стал Тутмос III, сын фараона и наложницы Исиды. Мальчику было всего 12 лет, и Хатшепсут возложила на себя обязанности регента. (По некоторым не совсем точным утверждениям, царица забрала власть в свои руки еще при жизни мужа).
Но Египту был нужен фараон, обладающий реальной властью, способный поддерживать порядок, принимать политические решения, отвечать за соблюдение божественного закона. Иначе в стране может наступить хаос. Все это прекрасно понимала партия сторонников монархии во главе с фиванским жречеством, которая и организовала дворцовый переворот. В результате него 3 мая 1489 г. до н. э. малолетний фараон был отстранен от трона и отправлен на воспитание в храм. Хатшепсут стала полновластным правителем, фараоном, царем Верхнего и Нижнего Египта.
Хатшепсут поддерживали образованная аристократия, наиболее передовые круги египетского жречества, выдающиеся военачальники – визирь и первосвященник Амона Хапусенеб, чернокожий генерал Нехси, многие придворные. Согласно древней традиции, фараоном в Египте мог быть только мужчина. Живой древнеегипетский царь – воплощение Хора (бога неба, сына Осириса и Исиды). И Хатшепсут на официальных приемах и церемониях одевалась в мужские одежды и накладывала бородку. До нашего времени дошли скульптурные портреты и статуи, изображающие царицу в мужском платье.
Для оправдания ее пребывания на престоле официальной пропагандой была создана легенда о «божественном браке», согласно которой бог Амон спустился с небес к царице Яхмес в облике Тутмоса I, дабы зачать «свою дочь» Хатшепсут. Эта легенда фигурировала на всем протяжении правления женщины-фараона.
Правление Хатшепсут носило относительно мирный характер. Она не вела в отличие от своих предшественников завоевательных войн. Известны лишь 2 похода в Нубию (область в долине Нила), совершенных во время ее царствования, один из которых Хатшепсут возглавляла лично. Ее войска контролировали Финикийское побережье, Южную Сирию и Палестину, Синайский полуостров, также был подавлен ряд мелких мятежей в сирийских и палестинских городах. Царица допустила Тутмоса III к военной службе, что помогло ему стать впоследствии первым великим воителем.
Ко времени воцарения Хатшепсут Египет уже избавился от ига гиксосов (кочевых скотоводческих племен из Передней Азии, захвативших власть в Нижнем Египте в XVII в. до н. э.), но все еще залечивал нанесенные ими раны. И женщина-фараон все свои усилия направила на восстановление и возрождение страны. Именно при ней Египетское царство достигло невиданных ранее политического возвышения и экономического процветания.
Для развития торговли около 1482/1481 г. до н. э. Хатшепсут снарядила экспедицию из 5 кораблей в страну Пунт («Земля бога», вероятно, побережье Восточной Африки, полуостров Сомали), отношения с которой прервались в период Среднего царства, но были крайне необходимы, так как она являлась практически единственным поставщиком миррового дерева. Через 3 года корабли вернулись на родину, доставив древесину черного дерева, всяческие благовония, рабов, золото, ручных обезьян, слоновую кость и многое другое. Более 30 деревьев мирры были посажены возле храма Хатшепсут.
Но наибольших успехов Хатшепсут добилась в строительстве. Варвары-завоеватели оставили после себя руины храмов и монументов во многих городах Египта. Помимо восстановления разрушенного, женщина-фараон начала сооружение новых храмов по всей стране. Самым известным и прекрасным из возведенных по ее приказу является погребальный храм Джесер Джесеру, «Священнейший из священных», строившийся в течение 9 лет. Он находится в Дейр эль-Бахри.
В храмовом комплексе Амона-Ра, главном в стране, Хатшепсут решает установить 2 30-метровых обелиска в честь бога Амона. Каждый из этих обелисков был высечен из цельного куска гранита – над ними трудились тысячи египтян в течение 7 месяцев. За это время обелиски были высечены из скалы, обработаны, сплавлены по Нилу из Асуана до Фив на специально изготовленных 90-метровых барках, каждую из которых тянули 30 кораблей. Потом 400-тонные обелиски перетащили по суше, подняли и установили вертикально внутри храма. Все операции производились вручную.
Но главным детищем Хатшепсут является храм Миллионов лет в Фивах, ставший символом ее правления. Зодчему удалось так встроить его в скалы, что храм кажется нерукотворным.
Умерла царица Хатшепсут около 1468 г. до н. э. в относительно молодом возрасте (приблизительно 50 лет). Это обстоятельство способствовало выдвижению версии о насильственной смерти. Однако согласно данным анализа мумии Хатшепсут, проведенного в 2007 г., смерть наступила от рака костей и печени; также у царицы был диабет.
Имени Хатшепсут нет ни в одном из древних перечней правивших в Египте царей, что в то время было равносильно проклятью. После смерти ее изображения с атрибутами царской власти были уничтожены, как и все сведения о ней. Существуют 2 точки зрения на причины подобных действий фараона Тутмоса III. Первая: Тутмос, отправлявшийся в поход против Сирии и Палестины, отдал такой приказ в припадке ярости, за то что она лишила его власти.
Согласно второй, Тутмос поступил так, следуя совету приближенных, чтобы доказать законность своего правления: политическая система Древнего Египта допускала до управления государством только мужчин.
В честь женщины-фараона Хатшепсут назван открытый в 1960 г. небольшой астероид – 2436 Хатшепсут.
Аменхотеп III (Аменофис III)
Царствование этого правителя принято считать одним из величайших периодов расцвета древнеегипетской цивилизации. Аменхотеп (буквально «Амон доволен») родился в Фивах, его отцом был фараон Тутмос IV, а матерью – младшая жена фараона царица Мутемуйя, дочь правителя Митанни (древнее государство XVI–XIII вв. до н. э., находившееся на территории Северной Месопотамии).
Предположительно, Аменхотеп вступил на трон еще ребенком 10–12 лет, так как его отец рано умер. Факт такого раннего воцарения подтверждают дошедшие до нашего времени многочисленные портреты очень юного царя. Разумеется, в начале правления при Аменхотепе состоял регент, которому принадлежала фактическая власть. Вероятнее всего, регентом была мать юного фараона, царица Мутемуйя. В отличие от других правителей, приход Аменхотепа к власти не сопровождался смутами, дворцовыми заговорами и недовольством вельмож. Более того, все они сохранили свои должности, а некоторые даже получили повышение (Птахмес, верховный жрец бога Амона, стал градоначальником Фив).
С самого начала своего царствования Аменхотеп взял в жены Тейе, дочь служителя одного из провинциальных храмов. По дошедшим до нас источникам, она была очень умна, и фараон советовался с ней по многим вопросам, не только семейным, а также возвысил ее над остальными женами, нарушив давнюю традицию чистоты крови. Разумеется, женитьба царя на провинциалке вызвала недовольство жрецов и знати, тем более что Тейе оказывала большое влияние на своего мужа.
Благодаря военным походам предшественников, в частности, его отца Тутмоса IV, владения Аменхотепа раскинулись от верховьев Евфрата на севере до 4-го порога Нила на юге. Египет в годы его царствования достиг колоссальной военной мощи, азиатские державы (Митанни, Вавилония и др.) безоговорочно признали владычество фараона, поэтому правление Аменхотепа III было абсолютно мирным, без войн и завоевательных походов.
Источники донесли до нас информацию лишь об одной военной экспедиции в Нубию (область в долине Нила) на 5-м году царствования (приблизительно в 1397 г. до н. э.) для подавления вспыхнувшего там восстания. Из сохранившихся текстов, высеченных на стелах в Асуане и Семнэ (город в Древнем Египте), известно, что началось оно в земле Куш (древнее название стран к югу от Египта, нынешняя Эфиопия) под предводительством вождя Иени. В стране Ибхета произошла битва с мятежниками, в которой Аменхотеп одержал победу. Многих восставших убили, но еще больше взяли в плен.
В период своего правления Аменхотеп установил дипломатические отношения с мелкими государствами Сирии и Палестины, заключил выгодные для Египта партнерские соглашения со странами Ближнего Востока. Для укрепления своей власти он взял в жены сестру и дочь вавилонского царя Кадашман-Харбе I, дочь вавилонского царя Куригальзу I, дочь вавилонского царя Кадашман-Элиля I, двух митаннийских принцесс. В итоге все эти правители состояли в дружественных отношениях с Аменхотепом.
Жена фараона получала титул «главной супруги», а ее сын становился наследным принцем.
Отсутствие войн способствовало небывалому расцвету египетского искусства и строительства, и Аменхотеп III вошел в историю как величайший фараон-строитель Египта. При нем были воздвигнуты гигантский храмовый комплекс Солеб, храм супруги Амона, богини Мут, храм Ипет-Рес (Луксорский храм) – одно из изысканнейших творений египетских архитекторов.
На западном берегу Нила около столицы зодчие возвели загородный дворец с поминальным храмом Аменхотепа рядом с ним. Около этого храма проходила аллея сфинксов, изваянных из розового мрамора, и стояли две огромные (21 м высотой и весом более 700 т) статуи фараона, знаменитые «колоссы Мемнона». Рано утром эти статуи издавали необычный звук.
Многочисленные храмы и святилища Аменхотепа были воздвигнуты как в самом Египте, так и в Нубии, Саи, Кубане, Анибе (селение на юге Египта), а в Седэнге возвели храм в честь любимой жены фараона, царицы Тейе. Несметные богатства, которые поступали из покоренных и зависимых стран, были источником благосостояния Египта и позволяли вести Аменхотепу такую обширную строительную деятельность. Помимо этого, фараон посылал много золота в подарок своим верным союзникам.
В немалой степени экономическому процветанию Египта способствовала и торговля. Аменхотеп всеми силами поощрял законную торговлю, приносившую огромный доход государству.
Лишь последние годы правления Аменхотепа III были омрачены натиском хеттов на севере Египта, претендовавших на господство в районе Сирии и Верхней Месопотамии. Возникшие в это же время противоречия внутри государства между двумя группировками: столичной и местной номовой знати с одной стороны и новой служилой знати – с другой, несколько ослабили страну, что привело к волнениям в азиатских владениях. Начались они с народного движения хапиру – изгоев, создавших в степи отряды вольницы. Они выступали против власти фараона и убивали градоначальников, верных Аменхотепу. Позднее к ним присоединился Абди-Аширта, царь Амурру (государство в горах между Финикией и Сирией). Притворяясь верным фараону, он через своих шпионов призывал население присоединяться к хапиру и оказывать всяческое сопротивление законной власти. Наместники Аменхотепа в Амурру не сразу смогли обнаружить враждебный характер деятельности Абди-Аширты и пресечь ее.
Из некоторых документов известно, что в конце своего правления Аменхотеп болел и был сильно ослаблен. Также источники сообщают, что последние 2 года он правил вместе со своим сыном от Тейе, будущим фараоном Эхнатоном. Умер Аменхотеп в возрасте около 50 лет, а его царствование длилось 38 лет и несколько месяцев.
Эхнатон (Аменхотеп IV)
Аменхотеп IV был сыном фараона Аменхотепа III и царицы Тейе, незнатной женщины из семьи надзирателя за скотом одного из провинциальных храмов. Отец, тяжело болевший в последние годы жизни, сделал Аменхотепа своим соправителем. В первое время самостоятельного правления помощь в решении государственных вопросов и ведении дел молодому фараону оказывала его мать, мудрая и энергичная Тейе. Став единовластным правителем, Аменхотеп почувствовал всю непрочность своей власти.
Его отец, женившись в обход всех законов и традиций на женщине не царской крови (есть предположение, что она вообще не была египтянкой), лишил тем самым сына права на трон. По жестким правилам престолонаследия, только рожденный от особ царской крови мог стать законным правителем Египта. Фиванское высшее жречество и рабовладельческая аристократия, невероятно обогатившиеся в результате завоевательных войн в Передней Азии и Нубии, не хотели иметь такого царя. Таким образом, усилившееся влияние жречества представляло реальную угрозу власти фараона.
Есть мнение и о другой причине религиозной реформы. В Египте в каждом городе почитали своего бога, и зачастую боги разных городов были враждебны друг другу. Такое многобожие требовало создания общей религии для объединения египетского народа и государства в целом.
Принимая во внимание все вышеназванное, Аменхотеп предпринял меры по укреплению своей власти. Так как в Египте традиционно поклонялись богу солнца Амону-Ра, а жрецы главного бога являлись самой мощной и многочисленной когортой противников молодого фараона, он пришел к мысли о введении новой единой религии.
Аменхотеп противопоставил Амону культ малоизвестного бога Атона (Иати – солнечный диск или видимое солнце). В этом его активно поддержала жена, знаменитая Нефертити, ревностная сторонница нового бога. Верховным жрецом Атона стал сам Аменхотеп, были сформированы новая придворная элита и жречество, так называемые немху («сироты»), неродовитые служилые люди, выходцы из низов. Именно на них опирался царь в борьбе с фиванскими жрецами и аристократией за свою самодержавную власть.
На 4-м году правления Аменхотепа резко расширились культовые функции Атона. Отныне только он воплощал могущество и силу солярных (солнечных) божеств. В это же время были построены многочисленные храмы Атона, а приношения ему свершались на алтарях, поставленных правильными рядами на просторных дворах этих храмов. Святилища же бога Амона всегда были скрыты в темноте.
На 6-м году правления Аменхотеп перенес столицу из Фив в Ахетатон (совр. Эль-Амарна), город в 300 км от прежней столицы. Там он приказал возвести великий храм Атона, длиной приблизительно 800 м и шириной 300 м. «Дом Атона» состоял из двух огромных каменных сооружений, окруженных оградой, и соединялся с апартаментами фараона крытым переходом, проходившим над улицей. Приблизительно в то же время царь сменил свое тронное имя Аменхотеп («Амон доволен») на Эхнатон («угодный Атону»), что говорит о том, что фараон окончательно сменил религиозную ориентацию и отвернулся от прежних богов.
В годы правления Эхнатона в искусстве сформировался новый реалистический стиль, качественно отличавшийся от предыдущего монументального канона. В изображении человека появились динамика, гибкость линий и чувственность.
На 10-м году правления Эхнатона началось преследование бога Амона и фиванских жрецов, а спустя еще 2 года Атон был объявлен единственным богом. Культы всех прежних богов искореняли, их храмы закрывали, а жрецов, вероятно, разгоняли. Эхнатона теперь именовали возлюбленным сыном и соправителем Атона, подчеркивая божественность фараона, а в новой столице проходили пышные торжества в честь годов их «совместного» правления.
Увлеченный своей религиозной реформой, Эхнатон практически не занимался государственными делами. Внешняя политика Египта пришла в упадок, не было новых завоевательных походов, ослабели связи с крупными государствами Ближнего Востока, подвластные земли остались без контроля. Вавилонский царь Бурна-Буриаш II расторг союз с Египтом, окончательно испортились отношения с главным союзником – государством Митанни, а Хеттское царство окрепло настолько, что его армия завладела частью египетских владений в Сирии. Некоторые правители в Палестине также стали враждебны Египту.
В результате всего этого Египет стал терять не только политический престиж, завоеванный предшественниками Эхнатона, но и экономическое могущество, так как намного сократилось поступление материальных ценностей из подвластных областей. Разумеется, такое положение дел не могло не вызвать недовольство и в самом Египетском государстве. Большую роль сыграл идеологический фактор – народ не принял культ нового бога и продолжал поклоняться богам своих предков и верить в них. Эхнатон лишился всяческой поддержки и прибегнул к помощи наемников, чтобы не лишиться престола.
Религиозная реформа завершилась вместе со смертью Эхнатона, правившего 17 лет. Ничего хорошего Египту она не принесла. Казни и гонения противников реформы, ослабление внешнеполитических связей, потеря территорий, всеобщее обеднение населения, подрыв авторитета царской власти – вот печальный итог правления Эхнатона и его религиозных нововведений.
После смерти фараона были восстановлены культы всех прежних богов, царский двор вернулся в Фивы, а имя Эхнатона предано забвению.
XX Династия Египта
Сетнахт
Фараон Древнего Египта, основатель ХХ династии – Рамессидов. Время правления (1200/1184—1198/1182 гг. до н. э.) Сетнахта, как и многих фараонов Древнего Египта, указано весьма приблизительно. Согласно различным исследованиям, существуют 6–8 датировок его правления. Продолжительность царствования Сетнахта определяется на основании 2 источников: 2 года – стела на острове Элефантина, 2 года 11 месяцев – надпись № 271 на горе Синай. О происхождении Сетнахта практически ничего не известно. Достоверно только то, что он не являлся прямым потомком предыдущего фараона Саптахта. Существует предположение, что отцом Сетнахта мог быть один из сыновей Рамсеса II, брат фараона Мернептаха (1251–1231 гг. до н. э.). Видимо, сам Сетнахт считал Рамсеса своим дедом. Доказательством подобного предположения может служить то, что сын Сетнахта получил имя Рамсес. Всем последующим фараонам давали это же имя, отсюда и вся ХХ династия стала называться династией Рамессидов.
Каким образом Сетнахт оказался у власти, тоже неизвестно. По одной из версий, он мог занять престол благодаря своему браку с царицей Тейе Меренисет, дочерью Мернептаха.
К началу правления Сетнахта Египет находился в глубоком политическом кризисе. Постоянные вторжения иноземных племен, восстания, вспыхивавшие в разных городах, мелкие и крупные мятежи привели к тому, что страна распалась на ряд самостоятельных областей. Правители этих областей постоянно враждовали друг с другом. Ослаблением централизованной власти воспользовались ливийские племена, их военные отряды захватили часть богатых земель Нижнего Египта. Самое масштабное восстание поднял правитель города Таниса сириец Ирсу. Тексты папируса говорят о том, что он разграбил храмы и владения египтян, заставил всю страну платить ему дань. В Египте начался голод, продолжавшийся несколько лет.
Придя к власти, Сетнахт подавил восстание Ирсу и прочих мелких мятежников. Он занялся восстановлением централизованной власти и наведением порядка в стране. В своем правлении он опирался на жречество, традиционно имевшее в Египте большое влияние. Сетнахт вернул храмам принадлежавшее им имущество и огромные земельные угодья, приказал заново отстроить разрушенные храмы. Особенно дружеские отношения у него сложились с фиванскими жрецами, которым фараон делал особенно щедрые подарки.
За время своего краткого правления Сетнахт сумел укрепить пошатнувшуюся государственную власть и навести в стране политический и экономический порядок. Он принял ряд мер для усиления деспотического государства и укрепления рабовладельческого строя.
Преемником Сетнахта стал его сын Рамсес III, который, вероятно, был некоторое время его соправителем.
Захоронение Сетнахта находится в фиванском Городе Мертвых в Долине царей.
Рамзес III
Рамзес, или Рамсес III – сын Сетнахта из 20-й Династии Египта и царицы Тейе Меренисет, фараон Древнего Египта, правивший приблизительно в 1185–1153 гг. до н. э.
Правление Рамзеса III стало последним периодом расцвета древнеегипетской цивилизации эпохи Нового царства. В течение 30 лет египтяне с успехом вели войны, отражая постоянные атаки соседних племен.
Рамзес III взошел на престол в 26-й день 1-го месяца сезона Шему (Засухи). О первых годах правления Рамзеса нам практически ничего не известно. Сохранились сведения, что на 5-м и 15-м годах правления фараон совершил инспекционные поездки по храмовым комплексам Египта.
На 5-м году правления Рамзеса III запад Египта подвергся вторжению ливийцев во главе с вождем Термером. Об этих событиях мы знаем из большой надписи 5-го года в Мединет-Абу. Судя по всему, в Египет прибыло несколько ливийских племен, в том числе либу, сепеды и машауши, причем это был не военный набег, а переселение: вместе с воинами в Египет пришли женщины, старики, дети.