Полная версия
Включи режим Бога. Как вдохнуть жизнь в сценарий
• КАКИМ СПОСОБОМ?
• ЗАПИШИТЕ ЭТО В ТЕТРАДКУ.
Допустим, вы нашли историю или ситуацию, которая вас волнует, описали ДИСБАЛАНС, который там происходит (лесные пожары уничтожают леса и всех зверей, их населяющих), и придумали способ, как с ним справиться (прилетели волшебные слоны и потушили пожар). Будет ли такой сценарий интересен? Пока еще нет. Одного НАЛИЧИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ и ее разрешения недостаточно для того, чтобы история получилась. Так что же еще нужно?
Что нужно для создания истории?
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС – занятие весьма индивидуальное и непредсказуемое. Идеи историй могут прийти вам совершенно неожиданным образом. Возможно, что вас зацепит какая-то ситуация, приснится сон, а может, вы пойдете от формы: захотите написать сценарий в определенном жанре и только потом начнете придумывать его содержание. Важно, чтобы внутри у вас ЕКНУЛО от вашего замысла. Но этого недостаточно.
Какой бы ни был ваш ИЗНАЧАЛЬНЫЙ ПОРЫВ, он представляет собой НЕОФОРМЛЕННЫЙ СГУСТОК ЭНЕРГИИ, содержащий обрывки мыслей, штрихи тем, краски эмоций, фрагменты сцен, детали картинок и т. д.
Чтобы облечь все это в форму КРАСИВОЙ, ГЛУБОКОЙ И ГАРМОНИЧНО ВЫСТРОЕННОЙ ИСТОРИИ, нужно осуществить РЯД ОПРЕДЕЛЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ (неважно, в какой последовательности), которые СОВЕРШАЮТ ВСЕ СЦЕНАРИСТЫ. Эти действия позволяют «отсечь все лишнее» и создать из хаоса переживаний и идей оформленную и интересную историю.
Знание СЕКРЕТНЫХ ШАГОВ построения истории как раз и отличает профессионала от любителя. Это та невидимая простому зрителю работа, которая должна стоять за каждой вашей историей, чтобы она получилась интересной.
Что же это за секреты?
1. Сформулировать сверхидею истории.
2. Определить жанр, в котором вы будете историю писать, и соблюдать его правила.
3. Выбрать тему своей истории.
4. Решить, кто будет главным героем.
5. Придумать конфликт, на котором история будет держаться.
6. Создать антагониста, который будет противостоять главному герою.
7. Придумать сюжет истории и выстроить его по драматургической дуге.
8. Продумать характеры всех персонажей.
9. Прописать действия и речь персонажей.
10. Оформить все сценарные формы в принятом формате.
Шаг за шагом мы подробно разберем с вами каждый из этих пунктов и поймем, ЧТО, ЗАЧЕМ, ПОЧЕМУ и КАК нужно делать. И начнем со СВЕРХИДЕИ.
Сверхидея, или Что делает текст большим, чем просто текст
Сказка – ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.
А. С. ПУШКИН. Сказка о золотом петушкеВот этот самый УРОК и есть СВЕРХИДЕЯ.
ЗАЧЕМ ВЫ ХОТИТЕ РАССКАЗАТЬ СВОЮ ИСТОРИЮ ЗРИТЕЛЮ?
КАКУЮ ГЛАВНУЮ ИДЕЮ ВЫ ХОТИТЕ ДОНЕСТИ?
ЧЕМУ ВЫ ХОТИТЕ НАУЧИТЬ 7,5 МЛРД ЛЮДЕЙ?
КАКОЙ СКРЫТЫЙ СМЫСЛ ЗАЛОЖЕН В ВАШЕЙ ИСТОРИИ?
КАКУЮ МОРАЛЬ ЗРИТЕЛЬ ДОЛЖЕН ВЫНЕСТИ ПОСЛЕ ЕЕ ПРОСМОТРА?
Ответом на все эти вопросы является СВЕРХИДЕЯ ВАШЕГО СЦЕНАРИЯ, без которой писать его, в общем-то, бессмысленно. Именно наличие сверхидеи делает историю глубокой и многомерной. Она, как ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА, должна вести вас от начала и до конца написания сценария. С ней нужно СООТНОСИТЬ все, что вы делаете при отборе материала и выстраивании драматургии.
ЧТОБЫ ЛЮДЯМ ВАША ИСТОРИЯ БЫЛА ИНТЕРЕСНА, ОНА ДОЛЖНА ДАВАТЬ ИМ КАКОЙ-ТО УРОК.
Так как написание сценариев – способ автора сделать мир лучше, СВЕРХИДЕЯ ДОЛЖНА БЫТЬ УРОКОМ ПО УЛУЧШЕНИЮ МИРА (с точки зрения миропорядка автора).
В связи с этим СВЕРХИДЕЯ
либо учит, как НАДО поступать (ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО),
либо учит, как поступать НЕЛЬЗЯ (ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО).
Формулируется сверхидея коротко, ОДНИМ ПРЕДЛОЖЕНИЕМ.
В каждом из примеров БАЛАНС в мире каким-то образом был НАРУШЕН. Автор придумал историю, чтобы показать через нее возможное решение (или, наоборот, невозможность решения) сложившейся ситуации. И каждый зритель после просмотра понял: «Ага, вот так делать хорошо, а вот так не стоит».
Если вы не приведете зрителя ни к какому уроку, тогда зачем нужна ваша история? Как вы улучшите с ее помощью этот мир?
Существует аналогичный СВЕРХИДЕЕ термин – СВЕРХЗАДАЧА. Его ввел Константин Сергеевич Станиславский для «обозначения той главной цели, ради которой создается пьеса, актерский образ или ставится спектакль». Термин получил широкое распространение в театральной практике и со временем приобрел иносказательное значение: высшая цель, которую необходимо достичь.
СВЕРХИДЕЯ ЗАКЛАДЫВАЕТСЯ ПРИ СОЗДАНИИ ЛЮБОГО ТВОРЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
Как спрятать сверхидею?
А ОН НЕ ПРОСТО ЧЕРНЫЙ
«Надо переходить к новым формам постижения мира» – такую сверхидею закладывал Казимир Малевич при создании направления СУПРЕМАТИЗМА. ЧЕРНЫЙ КВАДРАТ олицетворял первый этап этого перехода, служил базисным элементом и висел на первой выставке в красном углу вместо иконы.
• ПРОАНАЛИЗИРУЙТЕ ВОЛНУЮЩУЮ ВАС СИТУАЦИЮ: ГДЕ НАРУШЕН БАЛАНС?• ПОДУМАЙТЕ: КАК ЕЕ МОЖНО БЫЛО БЫ РЕШИТЬ?
• КАКОЙ УРОК МОЖНО ИЗВЛЕЧЬ ИЗ ЕЕ РЕШЕНИЯ?
• ЕСЛИ БЫ ВЫ ПИСАЛИ ПРО ЭТО СЦЕНАРИЙ, КАКОЙ БЫЛА БЫ ВАША СВЕРХИДЕЯ?
Итак, мы разобрались с тем, что любой творческий продукт – это ВЫСКАЗЫВАНИЕ, которое к чему-то ПРИЗЫВАЕТ зрителя, давая ему УРОК, как НАДО или как НЕ НАДО поступать.
Но, признайтесь честно, ЛЮБИТЕ ЛИ ВЫ, КОГДА ВАС КТО-ТО ОТКРЫТО И НАВЯЗЧИВО УЧИТ ЖИЗНИ? Скорее всего, нет. Ведь это подразумевает то, что этот кто-то ставит себя ВЫШЕ вас. Подобный ДИСБАЛАНС, скорее всего, вызовет агрессию и отторжение, в любом случае вы не усвоите урок.
Так как же быть сценаристу? Тем более что его положение автора-Бога более чем подразумевает позицию СВЫШЕ.
СЕКРЕТ ПРОСТ: СВОЮ СВЕРХИДЕЮ НУЖНО СПРЯТАТЬ В ИСТОРИИ ТАК, ЧТОБЫ ОНА ОЩУЩАЛАСЬ ЗРИТЕЛЕМ, НО ПРИ ЭТОМ НЕ БЫЛА ВЫРАЖЕНА ЯВНО.
Как спрятать сверхидею?
УКАЗУЮЩИЙ ПЕРСТ АВТОРА, любые ОЦЕНКИ в ЛОБ (и вообще появление авторской фигуры) всегда ЗЛИТ зрителя.
Зритель вообще не ждет от истории никаких уроков. ОН ПРОСТО СЛЕДИТ ЗА ДЕЙСТВИЕМ. При этом, если он верит происходящему на экране (как будто все происходит в реальной жизни), он начинает СОПЕРЕЖИВАТЬ ГЛАВНОМУ ГЕРОЮ. Этим как раз испокон веков и пользуются все авторы-творцы, пряча все свои посылы в ИСТОРИИ, ПРОИСХОДЯЩЕЙ С ГЛАВНЫМ ГЕРОЕМ (для этого он нам и нужен).
Допустим, у нас есть главный герой и сверхидея: «НЕЛЬЗЯ ВЫПЛЕВЫВАТЬ ЖВАЧКУ НА АСФАЛЬТ». Как заставить зрителя почувствовать, что так делать плохо?
СИТУАЦИЯ 1. Герой плюет жвачку на асфальт, бабулька-соседка делает ему замечание.
Здесь сверхидея заявляется В ЛОБ, ПРЯМО и ОТКРЫТО. Если до этого вы герою сопереживали, то бабулька будет воспринята вами как явный враг, и вы нужный урок не воспримете.
КАК НЕХОРОШО ПЛЕВАТЬ ЖВАЧКУ!
СИТУАЦИЯ 2. Герой плюет жвачку на асфальт, бабулька-соседка здоровается с ним, он отвлекается на нее и случайно наступает на свою жвачку.
Сверхидея в этом случае спрятана: на первом плане действия и реплики персонажей. При этом если зритель сопереживает герою, то ему ВМЕСТЕ С НИМ БУДЕТ НЕПРИЯТНО наступить на жвачку. То есть нужно все время подстраивать все действия и ситуации так, чтобы они ненавязчиво и неявно доносили нужный вам посыл.
ПРЯЧЬТЕ СВЕРХИДЕЮ В ИСТОРИИ ТАК, ЧТОБЫ ЗРИТЕЛЬ УСВОИЛ ВАШ УРОК, ПРОСТО НАБЛЮДАЯ ЗА РАЗВИТИЕМ ДЕЙСТВИЯ.
Подобный навык приходит с опытом. При этом в сценарном деле, как и в любой другой творческой профессии, важна ВАША «НАСМОТРЕННОСТЬ». Чем больше фильмов (сериалов, программ, сюжетов и т. д.) вы посмотрите и при этом ПРОАНАЛИЗИРУЕТЕ, тем проще вам будет работать в профессии. Разбирать скрытые элементы готовых аудиовизуальных продуктов мы будем на протяжении всего пособия. И начнем с того, что попробуем вытащить спрятанную сверхидею из детского мультфильма.
ЗДРАВСТВУЙ, ДЕНИС!
ЗДРАСЬТЕ
Ищем сверхидею в готовом произведении
РАЗБЕРЕМ МУЛЬТФИЛЬМ ПРО ВИННИ-ПУХА (реж. Федор Хитрук, авторы сценария Борис Заходер и Федор Хитрук). ПРОАНАЛИЗИРУЕМ СЮЖЕТ:1. Винни-Пух захотел подкрепиться, но НИЧЕГО НЕ СДЕЛАЛ, чтобы мед у него появился честным путем.
2. Герой нашел дерево, на котором висел пчелиный улей, и ЗАХОТЕЛ ДОСТАТЬ МЕД, то есть ВЗЯТЬ ЧУЖОЕ, иными словами, УКРАСТЬ, совершить преступление.
3. Винни-Пух ПОЛЕЗ НА ДЕРЕВО, но ветка под ним сломалась, и он больно упал в колючки.
4. Герой не отказался от своей идеи, напротив, он ТЩАТЕЛЬНО СПЛАНИРОВАЛ И ОРГАНИЗОВАЛ ПОДГОТОВКУ ПРЕСТУПЛЕНИЯ: взял себе в сообщники Пятачка, раздобыл летательное средство (шарик), выбрал его цвет, вымазался в грязи, взял зонтик для маскировки и пошел на дело.
5. Взлетев, Винни-Пух пустил в ход весь свой креатив: ПЫТАЛСЯ ОБМАНУТЬ ПЧЕЛ песенкой, ЗАСТАВИЛ ПЯТАЧКА ВРАТЬ, что начинается дождик, ОБМАНЫВАЛ ДРУГА, что мед и пчелы неправильные, чтобы не выглядеть жалко.
6. Пчелы начали кусать Винни-Пуха, Пятачок выстрелил в свой шарик, и Винни-Пух больно упал.
7. После этого Винни-Пух ОТКАЗАЛСЯ ОТ ИДЕИ УКРАСТЬ МЕД.
АНАЛИЗИРУЕМ: Винни-Пух два раза больно упал, стало быть, ЗА ЧТО-ТО БЫЛ НАКАЗАН. Пятачок лишился любимого шарика – тоже БЫЛ НАКАЗАН. За что? Какой урок дает нам автор?
СВЕРХИДЕЯ: НЕЛЬЗЯ БРАТЬ ЧУЖОЕ, ИНАЧЕ БУДЕШЬ НАКАЗАН.
• НАПИШИТЕ НАЗВАНИЯ ПЯТИ СВОИХ ЛЮБИМЫХ МУЛЬТФИЛЬМОВ, ПЯТИ ФИЛЬМОВ И ПЯТИ КНИГ.
• СФОРМУЛИРУЙТЕ И ЗАПИШИТЕ ИХ СВЕРХИДЕИ.
Жанр, тема, место и время
Эти важные параметры истории нужно определить с самого начала. От них зависит ФОРМА и СОДЕРЖАНИЕ будущего сценария.
Жанр
Каждый ЖАНР отличается особыми, только ему свойственными сюжетными признаками и используемыми драматургическими приемами[3].
Комедия или хоррор, детектив или драма, триллер, фантастика, фэнтези и т. д. – ВЫБИРАЙТЕ тот жанр, который вам больше нравится и который наилучшим образом может раскрыть вашу историю.
Тема
ТЕМА (от греч. thema – положение) – предмет (суть) какого-либо рассуждения или изложения.
Толковый словарь УшаковаЧтобы сформулировать ТЕМУ вашего сценария, ответьте на вопрос «ЧЕРЕЗ ЧТО?» или «О ЧЕМ?».
ТЕМА = ЧЕРЕЗ ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ВАШУ СВЕРХИДЕЮ ДОКАЗЫВАТЬ.
Например, у вас есть сверхидея: «Если у тебя в жизни все плохо, надо быть послушной, трудолюбивой и жизнерадостной, не роптать на судьбу, и муки твои будут вознаграждены: на тебе женится принц». О ЧЕМ могут быть истории, которые эту сверхидею выразят?
ВОЗМОЖНЫЕ ВАРИАНТЫ
• ТЕМА: о судьбе бедной, но доброй и трудолюбивой сельской девушки, которая с помощью волшебства превращается в красавицу и на балу встречает принца, который влюбляется и женится на ней. (Сказка о Золушке)
• ТЕМА: о судьбе простой, но обаятельной провинциальной продавщицы, которая попадает няней в дом богатого музыкального продюсера, который влюбляется и женится на ней. (История о прекрасной няне)
• ТЕМА: о судьбе перенесшей множество страданий, доброй и милой сироте, которая попадает гувернанткой в богатое поместье, хозяин которого влюбляется и женится на ней. (История о Джейн Эйр)
При выборе темы подумайте, ГДЕ и КОГДА могла бы случиться ваша история. Какие локации, эпоха, исторические обстоятельства помогли бы наилучшим образом раскрыть ее.
Главный герой
Ранее мы уже говорили о том, ЗАЧЕМ нам вообще нужен ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ: это тот персонаж, чьими руками вы будете действовать, чтобы доказать свою сверхидею.
Как вы помните, все ходы «в лоб» раздражают зрителя, если только он не ребенок и не смотрит кота Леопольда с его «Ребята, давайте жить дружно!» (про детей еще отдельно поговорим потом).
Ставя героя в те или иные жизненные ситуации и вынуждая его совершать те или иные поступки, вы приведете зрителя к нужному вам состоянию.
ДРУГОГО ПУТИ ЗАСТАВИТЬ ЗРИТЕЛЯ СОПЕРЕЖИВАТЬ, КРОМЕ КАК ПРИКРЕПИТЬ ЕГО К ЧУВСТВАМ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ, У ВАС НЕТ.
В классическом типе сюжета (подавляющее большинство историй строится именно по нему) ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ ВСЕГДА ОДИН. И автор всегда ТОЧНО знает, кто это. ИМЕННО С НИМ ЗРИТЕЛЬ ПРОХОДИТ ВСЮ ИСТОРИЮ ОТ НАЧАЛА ДО КОНЦА.
Как начинающим драматургам, вам важно научиться распознавать ГЛАВНЫХ ГЕРОЕВ в уже готовых произведениях. Давайте поупражняемся и поиграем с вами в игру «УГАДАЙ, КТО ГЛАВНЫЙ». Возьмите тетрадку и запишите свои ответы.
Как понять, что герой – главный?
Сделать это можно как по ВНЕШНИМ признакам, так и по глубинным, СМЫСЛОВЫМ.
Начнем с ВНЕШНИХ:
1. ИМЯ ГЛАВНОГО ГЕРОЯ как подсказка может быть уже в самом НАЗВАНИИ ФИЛЬМА (например, в фильмах «ЛЕОН», «ФОРРЕСТ ГАМП», мультфильме «ВАЛЛИ», сериале «ДОКТОР ХАУС», романе «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»).
2. Обычно (не всегда) с ГЛАВНОГО ГЕРОЯ НАЧИНАЕТСЯ ПОВЕСТВОВАНИЕ. Он находится в центре нашего внимания с самого начала. Автор-Бог выхватывает его из толпы, из всех других людей и ведет нас с ним дальше. Есть, конечно, и исключения, но в подавляющем большинстве случаев происходит это в первых кадрах истории. Как вы понимаете, делается это для того, чтобы зритель сразу присоединился к герою и начал ПЕРЕЖИВАТЬ всю историю вместе с ним.
Таким образом, КТО ПЕРВЫЙ НАДОЛГО ОКАЗАЛСЯ В ФОКУСЕ ВНИМАНИЯ (и потом из истории не исчез) – тот, скорее всего, и есть ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ.
С ПЕРВЫХ КАДРОВ главный герой появляется в фильмах:
• «ЛЕОН»: кадры рук и стекол очков Леона после заявочного, адресного плана[4] города;
• «СЛУЖЕБНЫЙ РОМАН»: на фоне заявочных планов города Новосельцев за кадром начинает рассказывать историю от своего лица;
• «ЧЕЛОВЕК ДОЖДЯ»: после заявочного плана города на фоне летящей на кране машины дан кадр с отражением Чарли в капоте Lamborghini;
• «1+1»: вначале идет заявочный план обоих героев в машине, но потом первым показывается крупный план лица Дрисса, его руки на руле;
• «ВАМ И НЕ СНИЛОСЬ»: после титров с заявочными планами города сразу дается крупный план лица спящего героя Ромы. В первой сцене показывается утро в доме главного героя, заявляется он сам и его семья;
• «ПОБЕГ ИЗ ШОУШЕНКА»: первый кадр фильма – панорама на главного героя Энди, сидящего в машине перед домом, где ему изменила жена;
• «ФАВОРИТКА»: с первого кадра в фокусе внимания королева Анна. С нее снимают мантию. Вторым кадром дается ее крупный план: с нее снимают корону;
• «ТИТАНИК»: хоть и на 10-й минуте, но после явно второстепенных персонажей (исследователей затонувшего «Титаника») первой появляется Роза, и от ее лица ведется весь рассказ;
• «ЗЕЛЕНАЯ КНИГА»: после заявочных планов камера сразу начинает следить за Тони;
• «В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ»: когда в кадре впервые появляются герои, на первом плане, ближе к камере, сидит именно Джо. Однако впоследствии он постоянно находится вместе с Джерри. Как понять, что именно Джо главный, а Джерри нет?
Для этого давайте разберемся, КТО вообще такой главный герой и чем он отличается от всех остальных. То есть исследуем ГЛУБИННЫЕ ПРИЗНАКИ этого персонажа, которые, в отличие от внешних, не лежат на поверхности.
Кто такой главный герой?
В Древней Греции ГЕРОЯМИ были либо полукровки (один родитель бог, второй – человек), либо выдающиеся мужи, которые прославились своими деяниями (военными подвигами или путешествиями). С тех пор и повелось, что характерными чертами главного героя являются его ОСОБЕННАЯ сущность (если автор – Бог, то герой – полубог) и АКТИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ.
• Главный герой непременно должен ВЫДЕЛЯТЬСЯ, ОТЛИЧАТЬСЯ от других людей, быть ОСОБЕННЫМ.
• Главный герой должен быть АКТИВНЫМ и ДЕЙСТВОВАТЬ.
В противном случае зрителю будет скучно на него смотреть.
Главного героя еще называют ПРОТАГОНИСТ (от греч. protos – первый и agonists – борец), что еще раз подчеркивает то, что он должен быть ОСОБЕННЫМ (первый) и АКТИВНЫМ (борец).
ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ = ПРОТАГОНИСТ
КСТАТИ, впервые протагониста в 534 году до н. э. ввел в действие трагедии древнегреческий поэт Феспис (его считают первым драматургом).
РАЗБЕРЕМ ОБА КАЧЕСТВА ГЛАВНОГО ГЕРОЯ: ЕГО НЕПОХОЖЕСТЬ НА ДРУГИХ И АКТИВНОСТЬ – ОТКУДА ОНИ БЕРУТСЯ И К ЧЕМУ ПРИВОДЯТ.Чем главный герой отличается от всех остальных?
«И правда, чем это он такой особенный, что не про меня, а про него кино снимают?» Этот вопрос НЕ ДОЛЖЕН задавать себе зритель фильма, снятого по вашему сценарию.
• Почему из всех 7,5 млрд людей автор выбирает именно этого героя главным?
• Какая у автора как у Бога есть мотивация тратить именно на этого человека свое время?
Ответы на эти вопросы вам, как драматургу, всегда нужно знать, чтобы у зрителя не возникало ни раздражения, ни недоумения по поводу выбора протагониста.
ЗРИТЕЛЮ НАДО ДОКАЗАТЬ, ЧТО ТОЛЬКО ВАШ ГЕРОЙ, И НИКТО ДРУГОЙ ИЗ ВСЕХ 7,5 МЛРД ЛЮДЕЙ, ДОСТОИН СТАТЬ ГЛАВНЫМ.
Как это сделать?
ПОКАЗАТЬ, ЧТО ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ НАХОДИТСЯ В СИТУАЦИИ, КОТОРАЯ СИЛЬНО НАРУШАЕТ БАЛАНС.
Это послужит достаточной мотивацией для автора-Бога бросить все и устремить свое внимание в эту точку земного шара, потому что, как вы помните, основная задача творца – ПРИВЕСТИ ВСЕ К СОСТОЯНИЮ РАВНОВЕСИЯ. Да и зритель успокоится, увидев, что ситуация у героя такая, что ему точно больше всех нужна помощь.
КАК ЖЕ МОЖЕТ БЫТЬ НАРУШЕН БАЛАНС?
ГЕРОЙ ПОРОЧЕН: это означает, что у него есть какой-то недостаток из столбца «ПЛОХО» нашей таблицы на стр. 26.
Под эту ситуацию подходят, например, герои из фильмов:
• «ЛЕОН»: Леон безжалостно убивает других людей;
• «1+1»: Дрисс – вор, который недавно вышел из тюрьмы, но продолжает воровать;
• «ЗЕЛЕНАЯ КНИГА»: Тони – расист.
ГЕРОЙ СВЕРХИДЕАЛЕН. Любая чрезмерность или фанатизм подразумевают перекос, иными словами, тот же дисбаланс. ВАЖНО, что и в этом случае автору обязательно нужно показать какой-то недостаток главного героя (обычно он связан с тем, чем герой пожертвовал ради своей идеальной жизни, о чем он забыл).
Под эту ситуацию подходят, например, герои из фильмов:
• «СЕМЬЯНИН»: Джек пожертвовал любовью, чтобы построить суперуспешную карьеру. Теперь у него есть все: высокое положение в обществе, огромное состояние, роскошный пентхаус, дорогущий автомобиль, и он вполне счастлив и доволен своей жизнью, но в ней совсем не осталось места для любви (недостаток);
• «ДОКТОР ДУЛИТТЛ»: у суперправильного доктора Дулиттла есть все: прекрасная жена, двое детей, успешная карьера врача. Все бы ничего, но в детстве он отказался от своего уникального дара (говорить с животными на одном языке), потеряв тем самым связь со своим предназначением (недостаток).
С ГЕРОЕМ ПРОИСХОДИТ НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ. Ситуации могут быть самые разные: герой неоправданно забыт, его права нарушаются, его несправедливо обвинили в чем-то и т. д. В общем, внешний мир каким-то образом вводит героя в состояние ДИСБАЛАНСА. В этом случае изначально также ВАЖНО показать какой-то недостаток главного героя, из-за которого он в такой ситуации вообще оказался (чтобы он не получился бедный и хороший, а мир жестокий и плохой – уравновешивать, как вы помните, нужно все).
Под эту ситуацию подходят, например, герои из фильмов:
• «ВАМ И НЕ СНИЛОСЬ»: мама главного героя Ромы всячески пытается препятствовать отношениям сына с любимой девушкой. Однако Рома не умеет по-мужски отстаивать свое право на выбор (недостаток);
• «ПОБЕГ ИЗ ШОУШЕНКА»: Энди несправедливо осужден за убийство жены, которого не совершал. Но он не помнит событий ночи убийства, поскольку злоупотреблял алкоголем (недостаток);
• «В ДЖАЗЕ ТОЛЬКО ДЕВУШКИ»: Джо и его друг Джерри случайно становятся свидетелями разборок мафии, которая после этого разыскивает их, чтобы убить. Всего этого не было бы, если бы Джо, заядлый игрок на собачьих бегах (недостаток), в очередной раз не проиграл.
ГЕРОЙ, ПРЕБЫВАЮЩИЙ В СИТУАЦИИ ДИСБАЛАНСА, – начало любой истории. Допустим, вы придумали такого героя и поместили его в ситуацию, требующую срочного вмешательства автора-Бога. Что с ним делать дальше?
Активный, действующий герой
ДАЛЬШЕ НУЖНО ДАТЬ ГЕРОЮ ШАНС ИСПРАВИТЬСЯ.
А для этого автор ДОЛЖЕН ОРГАНИЗОВАТЬ ЕМУ ИСПЫТАНИЯ (их обычно ТРИ), в процессе которых:
• главный герой начинает действовать;
• обретает какие-то новые качества, умения, навыки;
• избавляется от своего недостатка;
• снова приводит мир к состоянию баланса (даже если не остается в живых).