Полная версия
Включи режим Бога. Как вдохнуть жизнь в сценарий
Ирина Сергеевна Глебова
Включи режим Бога: как вдохнуть жизнь в сценарий
© Ирина Глебова, текст, 2022
© Анастасия Дымнова, иллюстрации, 2022
© Оформление. ООО «Издательство «Эксмо», 2022
Предисловие
Казалось бы, что в этом такого сложного – НАПИСАТЬ СЦЕНАРИЙ? Каждый день с нами что-нибудь случается. Историй вокруг множество. Почему бы просто не записать одну из них? Если попробовать, то текст получится однозначно, а вот интересный и увлекательный сценарий – вряд ли.
В ЧЕМ ЖЕ ДЕЛО? Что делает сценарий сценарием? Что нужно знать для того, чтобы его написать? Какие секреты и правила скрывает такой предмет, как сценарное мастерство? Ответам на эти вопросы и посвящено данное учебное пособие.
На страницах этой книги вас ждет увлекательное путешествие в МИР ДРАМАТУРГИИ. Мы с вами будем говорить о тех сценариях, которые пишутся для съемки АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ПРОДУКТОВ: игровых и документальных фильмов, сериалов, сюжетов, очерков и т. д. Вы узнаете:
• что лежит в основе всех историй;
• что такое сверхидея и откуда ее взять;
• почему без конфликта нельзя;
• как заставить зрителя сопереживать вашему герою;
• какие хитрости и приемы используются в разных жанрах.
Также вы научитесь распознавать особенности различных драматургических конструкций на примере РАЗБОРА известных фильмов, сможете написать и правильно оформить свой собственный ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ, а также ЛОГЛАЙН, СИНОПСИС (краткий и расширенный) и ПОЭПИЗОДНЫЙ ПЛАН к нему. Вы познакомитесь с историей развития драмы и узнаете много любопытных фактов, связанных с миром кино.
Надеемся, что этот путь будет для вас познавательным и интересным! Осталось лишь перевернуть страницу и двинуться вперед!
Глава 1
Начало пути
От идеи до логлайна
Немного истории
Как нетрудно догадаться, слово СЦЕНАРИЙ образовано от слова сцена (с древнегреческого skene – шатер, палатка). И действительно, первыми сценарии стали записывать актеры КОМЕДИИ ДЕЛЬ АРТЕ[1], для того чтобы кратко изложить события, которые совершались на сцене по ходу действия их спектаклей.
Сначала они фиксировали только состав масок, основные повороты сюжета и темы своих представлений, потом стали добавлять монологи и диалоги.
В 1611 году Фламинио Скала, актер комедии дель арте, выпустил ПЕРВЫЙ СБОРНИК СЦЕНАРИЕВ, в котором было более 50 комедий и одна трагедия.
С тех пор прошло много времени: на смену господствующим трагедиям и комедиям пришла драма, появились кино и телевидение, выработался особый формат и правила написания сценариев аудиовизуальных продуктов.
ЧТО ЖЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ СОВРЕМЕННЫЙ СЦЕНАРИЙ?
Определяемся с понятиями
Заглянем в словарь:
СЦЕНАРИЙ – это драматическое произведение с подробным описанием действия и реплик, предназначенное для создания кино- или телефильма.
Толковый словарь Ожегова
Это пример текстового отрывка из ЛИТЕРАТУРНОГО СЦЕНАРИЯ. Как видите, литературный сценарий – это подробнейшее описание будущего фильма. В нем последовательно описывается, что каждый персонаж делает (ДЕЙСТВИЯ), говорит (РЕПЛИКИ), как он говорит (РЕМАРКИ), где (ЛОКАЦИЯ) и когда (ВРЕМЯ) это происходит.
Литературный сценарий в таком виде обычно пишется для ИГРОВЫХ ФИЛЬМОВ. На телевидении своя специфика записи сценариев, о которой мы поговорим отдельно. Сценарии документальных работ также имеют свои особенности: изначально делается набросок (продумывается драматургия истории), затем снимается и расшифровывается материал, и только потом из него выстраивается готовый сценарий.
Помимо литературного сценария АВТОР обычно пишет и ДРУГИЕ СЦЕНАРНЫЕ ФОРМЫ по своей истории, которые мы также подробно разберем:
• ЛОГЛАЙН – 25 слов, которые выражают идею истории;
• КРАТКИЙ СИНОПСИС – четыре предложения, в которых кратко сформулирована драматургия всей истории;
• СИНОПСИС – полстраницы текста, в которых более подробно сформулирована драматургия всей истории;
• РАСШИРЕННЫЙ СИНОПСИС – несколько страниц с подробным описанием истории и всех сюжетных линий, из которых становится понятен масштаб съемок;
• ПОЭПИЗОДНЫЙ ПЛАН – подробное и точное описание всех действий в истории без реплик персонажей.
ТАКИМ ОБРАЗОМ, НА ОДНУ ИСТОРИЮ ПОЛУЧАЕТСЯ ЦЕЛЫХ ШЕСТЬ РАЗЛИЧНЫХ СЦЕНАРНЫХ ФОРМ.
Все сценарные формы пишутся и оформляются по ЧЕТКИМ ПРАВИЛАМ, которые приняты в профессиональной среде и о которых мы будем говорить с вами далее.
Награждайте себя
Вообще, чтобы чувствовать себя реализованным в любой профессии, важно, чтобы продукт вашей работы был ОЦЕНЕН.
Работа СЦЕНАРИСТА – это особенный случай. Дело в том, что в этой профессии постоянно и одновременно нужно работать и ДУШОЙ, и ГОЛОВОЙ: напрягать мозг, чтобы он выдавал новые порции мыслей и текста, и внутренне проживать эти мысли и слова, чтобы точно все прописать. После такой работы у любого организма происходит СИЛЬНОЕ ОПУСТОШЕНИЕ.
И вот здесь случается самое интересное. Так уж устроен человеческий мозг, что БЕЗ КОМПЕНСАЦИИ И НАГРАДЫ ЗА ПРОДЕЛАННУЮ РАБОТУ ОН ПЕРЕСТАЕТ БЫТЬ ПРОДУКТИВНЫМ, начинает лениться и не хочет выдавать творческий продукт дальше. Поэтому так важно, чтобы результат работы был оценен в достаточной для вас степени. Это может быть ДОХОД от продажи вашего продукта, размещения контента на YouTube либо УСПЕХ и какие-то ПРИЗЫ на фестивалях. Награда за труд непременно должна в каком-то виде случиться.
ИЗНАЧАЛЬНО НАСТРОЙТЕСЬ НА ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ, ИНАЧЕ ПРОДУКТИВНОСТЬ БЫСТРО СОЙДЕТ НА НЕТ.
Сам себе менеджер
Настроиться на вознаграждение – это, конечно, важно, но ГДЕ ЭТО ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ ВЫДАЮТ?
Любому творческому человеку в современном мире нужно быть немного МЕНЕДЖЕРОМ, чтобы СПЛАНИРОВАТЬ ДАЛЬНЕЙШЕЕ ПРОДВИЖЕНИЕ СВОЕГО СЦЕНАРИЯ.
ПРЕЖДЕ ЧЕМ САДИТЬСЯ ЧТО-ЛИБО ПИСАТЬ, ХОРОШЕНЬКО ПОДУМАЙТЕ, ЧТО ВЫ С ЭТИМ ПОТОМ БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ.
Очевидно, что любой сценарий аудиовизуального продукта пишется для того, чтобы впоследствии ПО НЕМУ СНЯЛИ этот самый АУДИОВИЗУАЛЬНЫЙ ПРОДУКТ (фильм, программу, сериал и т. д.). Возможно, что снимать будете вы сами: тогда ваш конечный продукт – ГОТОВЫЙ ФИЛЬМ. Если вы сами снимать не собираетесь, тогда ваш конечный продукт – ЛИТЕРАТУРНЫЙ СЦЕНАРИЙ. И с тем, и с другим нужно что-то делать. ЧТО?
Если вы не снимаете сами
Тогда вам нужно успешно ПРОДАТЬ СВОЙ СЦЕНАРИЙ. Для этого следует найти ПРОИЗВОДИТЕЛЯ или ПРОДЮСЕРСКУЮ КОМПАНИЮ и заинтересовать их своим материалом.
Весь сценарий сразу никто читать не будет. Поэтому надо ЗАЦЕПИТЬ ПОТЕНЦИАЛЬНОГО ЗАКАЗЧИКА сначала логлайном, потом кратким и расширенным синопсисом, потом прислать поэпизодник и только после этого литературный сценарий.
Чтобы материал был заказчику ИНТЕРЕСЕН, чтобы не остаться один на один с написанной историей, важно САМОМУ подумать над следующими вопросами:
1. Может ли возникнуть СПРОС на задуманную вами историю (тему, жанр)? Насколько он велик?
2. КОМУ (какой целевой аудитории) могла бы быть интересна ваша история?
3. На каком ТВ-КАНАЛЕ подобное кино (программу, сериал и т. д.) можно было бы показать? (Если вы планируете продвигать свою историю на ТВ.)
Написание сценария ТВ-продукта подразумевает, что вы изначально будете делать его под определенный ТВ-канал. В этом случае вам нужно подгонять историю под очень жесткий формат, учитывать особенности телеканала, его целевую аудиторию, возможные тайм-слоты и т. д.
Если вы будете писать сценарий для съемки фильма, который впоследствии отправится на фестиваль, или для съемки программы на YouTube, то у вас имеется большая творческая свобода. Однако не стоит пренебрегать такими факторами, как зрительский интерес и актуальность темы.
Если вы снимаете сами
Если сценарист еще и САМ СЕБЕ РЕЖИССЕР, то он может САМОСТОЯТЕЛЬНО СНЯТЬ фильм по своему сценарию. Очевидно, что это влечет за собой ряд ЗАТРАТ (снимать кино – дело недешевое). В этом случае важно понять, ЗА ЧЕЙ СЧЕТ БУДЕТ СНИМАТЬСЯ ФИЛЬМ:
• либо вы найдете ПРОДЮСЕРА;
• либо снимете продукт ЗА СВОЙ СЧЕТ.
В случае с продюсером ЕГО ОПЯТЬ ЖЕ НУЖНО БУДЕТ ЗАИНТЕРЕСОВАТЬ ВАШИМ СЦЕНАРИЕМ.
В случае самостоятельной съемки и продвижения вам следует решить, ЧТО ВЫ БУДЕТЕ ДЕЛАТЬ С ГОТОВЫМ ФИЛЬМОМ:
1. На какие фестивали[2] вы его отправите, какие там есть призы и возможности продвижения.
2. Будете ли вы монетизировать его на YouTube.
3. Собираетесь ли вы продавать свой продукт на ТВ-канал.
Все эти рассуждения могут показаться вам чересчур сложными, рациональными и ограничивающими творческое вдохновение. Однако речь здесь идет о ПРАВИЛАХ, существующих в кинематографическом и телевизионном профессиональном сообществе. Они жесткие, но они работают.
ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ УСПЕХА В ПРОДАЖЕ СВОИХ СЦЕНАРИЕВ, СОБЛЮДАЙТЕ ПРАВИЛА ИГРЫ, ПРИНЯТЫЕ В ПРОФЕССИИ.
Миропорядок и улучшение мира
У всех людей есть одна общая черта, которая помогает ответить на вопрос, почему возникает желание писать сценарии, да и вообще как-то реализовывать себя в этом мире.
КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ХОЧЕТ СДЕЛАТЬ МИР ЛУЧШЕ.
При этом очевидно, что путей улучшения мира столько же, сколько и людей, так как у каждого из них есть свой собственный УНИКАЛЬНЫЙ МИРОПОРЯДОК, видение, ценности, понимание того, как все устроено и что нужно делать в том или ином случае.
Если дать группе режиссеров задание снять фильм на одну и ту же тему, то двух одинаковых работ никогда не получится. ВСЕ ЛЮДИ РАЗНЫЕ.
В ПРОФЕССИИ СЦЕНАРИСТА ВАЖНО НАУЧИТЬСЯ ВЫРАЖАТЬ СВОЙ МИРОПОРЯДОК НА ЯЗЫКЕ АУДИОВИЗУАЛЬНЫХ ОБРАЗОВ.
• ПОЧЕМУ ВЫ РЕШИЛИ ВЫБРАТЬ ТВОРЧЕСКУЮ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ?Включаем душу
Мы уже говорили о том, что в процессе написания текста немаловажен такой фактор, как ваше ДУШЕВНОЕ УЧАСТИЕ.
Почему важно переживать?
Здесь работает такой ЗАКОН: если ВАС ЛИЧНО ЦЕПЛЯЕТ тема, история, персонажи, это, скорее всего, ЗАЦЕПИТ И ЗРИТЕЛЯ. Если нет – текст будет мертвым, будь в нем хоть тысяча страниц. То есть просто так, по-бытовому, на «отвяжись», написать сценарий не получится. Мертвый текст равен самому себе и мало кому интересен.
Возможно, что сегодня вам захочется писать фантастику, а завтра – любовную драму. Это нормально. Часто начинающие сценаристы ищут себя в разных жанрах. Главное – всегда БЫТЬ ЧЕСТНЫМ С САМИМ СОБОЙ: прислушаться к себе и писать про то, что действительно находит отклик в вашей душе. Важно, чтобы внутри «екало» от выбранной идеи, темы, жанра, героев. Этот отклик, как некий заряд энергии, передается тексту, а дальше по цепочке – зрителям. ЖИВЫЕ ТЕКСТЫ, НАПИСАННЫЕ ОТ ДУШИ, ВИДНО СРАЗУ. Что вложите – то и вырастет.
• ЗАВЕДИТЕ СЕБЕ ТЕТРАДКУ (ВЫБЕРИТЕ ОБЛОЖКУ, КОТОРАЯ ВАМ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ).• ЧТО ВАС ВОЛНУЕТ, НЕ ОСТАВЛЯЕТ РАВНОДУШНЫМ ПРЯМО СЕЙЧАС (КАКИЕ-ТО СОБЫТИЯ, СИТУАЦИИ, НОВОСТИ, ЛЮДИ)?
• ЗАПИШИТЕ ТРИ ПРИШЕДШИЕ ВАМ ТЕМЫ.
Кто такой сценарист
И вот мы подошли к самому главному
Допустим, вы выбрали СИТУАЦИЮ или ТЕМУ, КОТОРАЯ ВАС ЦЕПЛЯЕТ. Что же делать дальше? С чего начать?
Начинать надо с того, чтобы ЗАНЯТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ по отношению и к этой ситуации, и вообще ко всему сценарию, который вы собираетесь писать.
И вот здесь важно понять следующее: ЕСЛИ ВЫ СОЗДАЕТЕ КАКОЙ-ТО МИР, ВЫСТРАИВАЕТЕ В НЕМ ЛОКАЦИИ, ПРИДУМЫВАЕТЕ ПЕРСОНАЖЕЙ И ИХ СУДЬБЫ НАХОДЯТСЯ В ВАШИХ РУКАХ, ТО ВЫ НЕ КТО ИНОЙ ПО ОТНОШЕНИЮ К НИМ, КАК БОГ (СОЗДАТЕЛЬ, ТВОРЕЦ). Сотворение мира – работа Бога.
АВТОР = БОГ
Вспомните, как вы играли В ДЕТСТВЕ. Как фантазировали, создавали целые миры, придумывали сюжетные игры, в которых действовали игрушки. Сценарное дело чем-то похоже на эту игру, только все происходит у вас в голове.
Высший пилотаж – «положить себя внутрь сценария», а потом просто наблюдать и записывать, что делают и говорят ваши персонажи в создаваемых вами же обстоятельствах.
Если автор НЕ ЗАЙМЕТ ПОЗИЦИЮ БОГА по отношению к истории, которую он пишет:
• он не сможет быть ОБЪЕКТИВНЫМ;
• он не почувствует свою ВСЕСИЛЬНОСТЬ и не даст себе полную творческую свободу;
• ПРАВИЛЬНОЙ ЖИЗНИ внутри сценария не получится.
Как вы помните, все авторы разные. Каждый имеет право на свою точку зрения и на свой миропорядок.
У КАЖДОГО ВНУТРИ ДОЛЖЕН ВКЛЮЧИТЬСЯ СВОЙ МИКРОКОСМОС, ГДЕ ОН СЧИТАЕТ СЕБЯ БОГОМ.
Трудно быть Богом
Богом быть на самом деле совсем не так просто, как может показаться. Давайте разберемся, почему это так.
ОСОБЕННОСТИ ПОЛОЖЕНИЯ АВТОРА-БОГА:
1. На авторе-Боге лежит ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВСЕХ персонажей и за все происходящее внутри истории.
2. Автор-Бог одинаково ЛЮБИТ ВСЕХ СВОИХ ПЕРСОНАЖЕЙ. Не может быть так, что одного персонажа он любит и помогает ему, а другого нет.
3. Автор-Бог должен ЗНАТЬ ВСЕ ПРО ВСЕХ: все персональные сведения, историю каждого персонажа.
4. Просто так, НЕОБОСНОВАННО, автору-Богу (как, в общем-то, любому персонажу в вашей истории) ПОСТУПАТЬ НЕЛЬЗЯ. У автора-Бога должна быть очень четкая МОТИВАЦИЯ.
МОТИВАЦИЯ – ЭТО КОГДА НЕ МОЖЕШЬ НЕ ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ДЕЛАЕШЬ.
То есть ПРОСТО ТАК КОГО-НИБУДЬ УБИТЬ НЕЛЬЗЯ: автору-Богу всегда нужно знать, ЗА ЧТО персонаж наказан.
ДА, СМЕРТИ И УБИЙСТВА – ПЕРВОЕ, НА ЧЕМ ПРОКАЛЫВАЮТСЯ НАЧИНАЮЩИЕ АВТОРЫ!
Ну а если ГЕРОЙ УБИВАЕТ, нужно знать, как вы потом НАКАЖЕТЕ его за этот поступок.
5. Должен быть всегда СПРАВЕДЛИВ, ДОБР и МИЛОСТИВ.
6. Всегда занимается тем, что возвращает все к БАЛАНСУ.
Баланс в драматургии
БАЛАНС – важная составляющая драматургической вселенной.
БАЛАНС = ДОБРО И ЗЛО В ОДИНАКОВЫХ ПРОПОРЦИЯХ.
Бог всегда приходит к герою, когда тот каким-то образом БАЛАНС нарушает. И Бог всегда дает ему ШАНС все исправить.
Всех нас с детства учат, ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО и ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО. И все мы так или иначе стремимся к равновесию и балансу: устали – хотим отдохнуть, проголодались – хотим покушать, получили зарплату – хотим купить себе что-то и наградить себя за работу и т. д.
И в каждом из нас с детства сидит, что ДЛЯ РАВНОВЕСИЯ:
• ЗА ПЛОХОЙ ПОСТУПОК – ГЕРОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ НАКАЗАН;
• ЗА ХОРОШИЙ – ГЕРОЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ВОЗНАГРАЖДЕН.
ТО ЕСТЬ ЛЮБОЙ ЗРИТЕЛЬ ЖДЕТ ЭТОГО, когда смотрит вашу историю. А так как любая история на экране имеет свои рамки, это должно произойти за то время, пока она идет.
ВСЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ВАМИ СБАЛАНСИРОВАНО.
Если это не учесть, вы окажетесь для зрителя каким-то несправедливым и странным Богом, мир которого, скорее всего, не будет ему близок и интересен.
БОГ ВСЕГДА ДОЛЖЕН СЛЕДИТЬ ЗА ТЕМ, ЧТОБЫ ЕГО МИР СТРЕМИЛСЯ К РАВНОВЕСИЮ.
ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ КАК ЗРИТЕЛЬ САМИ.
Первая ситуация: герой шел и упал. ИСТОРИЯ НЕЗАВЕРШЕННАЯ. Чтобы сбалансировать падение, нужно показать, ЗА ЧТО ПАРЕНЬ ТАК НАКАЗАН или, наоборот, КАК ВОЗНАГРАЖДЕН (например, что-то важное на земле увидел).
Вторая ситуация: герой пнул песика и пошел дальше. ИСТОРИЯ НЕЗАВЕРШЕННАЯ. Чтобы сбалансировать удар, нужно либо НАКАЗАТЬ ПАРНЯ, либо показать, ЗА ЧТО НАКАЗАЛИ ПЕСИКА.
Третья ситуация: РАВНОВЕСИЕ ДОСТИГНУТО. Есть ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ: сделал плохо – прилетело. «Концы» соединены.
Необязательно соединять «концы» мгновенно. Можно разнести это во времени. Но до завершения истории ВАЖНО ВСЕ СВЕСТИ.
Зритель – создание, тонко чувствующее любую неправду, незавершенность и дисбаланс. Будьте внимательны.
РАССМОТРИМ ПРИМЕР ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА «ЗВЕРОПОЛИС».Лис Гедеон Грэй отобрал билеты у маленьких барашков (плохой поступок, конфликт открыт).
Линия ГЕДЕОН – БАРАШКИ
Крольчиха Джуди Хоппс (главная героиня), увидев это, встает на защиту барашков и призывает лиса отдать билеты, но Гедеон отказывается (в этой сцене заявляется характер Джуди [смелая] и ее отношение к лисам – страх).
Гедеон царапает Джуди и побеждает ее в бою (плохой поступок, конфликт открыт).
Линия ДЖУДИ – ГЕДЕОН
Мы узнаем, что крольчихе все же удалось хитростью вырвать билеты. Она возвращает их барашкам.
Линия ГЕДЕОН – БАРАШКИ
Билеты возвращены.
КОНФЛИКТ почти ИСЧЕРПАН. Но Гедеон не извинился за свое поведение, поэтому еще висит «осадочек».
Тема по билетам закрыта: Гедеон отобрал – Джуди вернула. Здесь баланс воцарился сразу. Но вот за свое плохое поведение лис НЕ РАСПЛАТИЛСЯ. То есть на данный момент у нас появилось уже две незакрытых ситуации, за которые следовало бы наказать лиса Гедеона, чтобы воцарилось равновесие.
Что же происходит дальше?
Спустя много лет (спустя час с лишним с предыдущей сцены) крольчиха Джуди случайно встречает Гедеона. Он долго извиняется за свое поведение в детстве. Делает это очень искренне и мило. Зритель и Джуди прощают его.
Вдобавок благодаря замечанию Гедеона Джуди находит ключ к разгадке жизненно важного для нее дела.
Линия ДЖУДИ – ГЕДЕОН
Линия ГЕДЕОН – БАРАШКИ
Все конфликты закрыты. Баланс.
Казалось бы, кто такой лис Гедеон? Эпизодический персонаж, появляется на пару минут в мультфильме, но его линия четко вписана в канву истории и 100 % уравновешивается к ее концу.
Так работает ЗАКОН БАЛАНСА в мире драматургии. И вы, как автор-Бог, постоянно должны следить за этим.
Чтобы не забыть о балансе, можно помогать себе ВОПРОСАМИ:
В нашем примере Гедеон ОБИДЕЛ маленьких барашков, Джуди ЗАЩИТИЛА их. В голове у зрителя моментально срабатывает, кто поступил плохо, а кто хорошо. Эти ХОРОШО и ПЛОХО вы и сами отлично знаете. Список можно расширять:
За что взяться?
Когда вы создаете сценарий, подразумевается, что О НАПИСАННОЙ ВАМИ ИСТОРИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИ МОЖЕТ УЗНАТЬ 7,5 МЛРД ЧЕЛОВЕК, проживающих на нашем земном шаре.
А ЗАЧЕМ ИМ ЭТО?
Прежде всего ЗРИТЕЛЯ У ЭКРАНА ДЕРЖИТ ИНТЕРЕС. А возникает интерес там, где есть КОНФЛИКТ, ПРОБЛЕМА, где что-то пошло не так, что-то случилось, то есть, иными словами, где БАЛАНС КАКИМ-ТО ОБРАЗОМ БЫЛ НАРУШЕН.
КОНФЛИКТ – основа драматургии. Без него никак нельзя.
Получается, что ТАМ, ГДЕ ВСЕ ХОРОШО, АВТОРУ-БОГУ ДЕЛАТЬ НЕЧЕГО (поэтому история как раз и заканчивается тогда, когда все становится хорошо).
АВТОР ДОЛЖЕН НАЙТИ СИТУАЦИЮ С ЯВНЫМ ДИСБАЛАНСОМ, ПРИЙТИ ТУДА, ВМЕШАТЬСЯ И ПРИВЕСТИ ВСЕ К РАВНОВЕСИЮ.
При этом важно найти такую тему, которая ВАС ЛИЧНО цепляет, волнует: это сделает историю ЖИВОЙ и придаст ей ДИНАМИКИ. Потому что все, что волнует нас, мы хотим как-то решить, иными словами, СДЕЛАТЬ В ЭТОМ МЕСТЕ МИР ЛУЧШЕ. За этим интересно наблюдать.
ПРОБЛЕМА + ЕЕ РЕШЕНИЕ = ИСТОРИЯ
По сути, автор сценария занимается тем, что находит (или придумывает) какую-то проблему (конфликт), которую он потом своей историей и решает (в соответствии со своим миропорядком).
• ПОСМОТРИТЕ ВОКРУГ И ПОДУМАЙТЕ: ЧТО БЫ ВЫ ХОТЕЛИ ИЗМЕНИТЬ ПРЯМО СЕЙЧАС?