Полная версия
Греческая революция и 300 спартанцев
5 июня 1792 года, двадцатьосманских судов и французский фрегат «Modeste», который уже в следующем году будет захвачен революционно настроенными французами, а затем англичанами атаковали Порто Кайо. Но в это время он лишь выполнял волю короля и защищал Средиземноморские воды от пиратов, как рассуждал его капитан и экипаж, стреляя в скалистые укрепления из 12-фунтовых орудий 600-тонного фрегата. Маниоты своей упорной обороной позволили Кацонису уйти из бухты, взорвав батареи орудий пиратской крепости. Кацонис на малом судне добрался до острова Китира98 а затем до острова Итака99. Клефт Андреас Андруцос, с батальоном своих земляков-соратников, прошёл с боями через весь полуостров Пелопоннес и добрался до родных гор в Средней Греции. Его жизнь сложилась трагически.Пытаясь в дальнейшем добраться до далекой России и, встретится с Кацонисом, он был арестован венецианцами в городе Спалато, провинция Далмация и передан османам. После четырехлетних пыток в Константинопольском «Баньо» он был утоплен в Босфоре в 1797 году. Большое количество маниотов эмигрировало на остров Корсика, откуда родом Наполеон Бонапарт, и там нашли свою новую родину, увезя туда пиратский дух и свои вольности.
После поражения у Ионических островов Кацонис два года скитался по Европе, и нигде его не принимали. Временное забвение со стороны России было расплатой за отказ разоружить флот, за непризнание мира и свою независимую политику. После прошений на имя императрицы в 1794 году Кацонис приезжает в Херсон. В 1795 году, по указу Екатерины II, которая умела не только наказывать, но и миловать, был создан Одесский греческий дивизион в 350 человек, из них 300 моряков служили до того во флотилии Кацониса и удалось их таким образом пристроить.
Уже 20 сентября 1795 года Кацонис был представлен императрице Екатерина II. В 1796 году Кацонис на светских приёмах многократно приглашался к столу Екатерины II, факт уникальный, учитывая то, что у Кацониса не было адмиральского звания. Кацонис даже присутствовал при смерти императрицы и воспринял её смерть как большую личную трагедию.
В марте 1797 году в знак уважения заслуг Кацониса и царской благосклонности, новый император Павел I дарит ему перстень с запиской: «Господину Ламбросу Кацонису. Мы признаем выказаное вами рвение на службе государству. В знак нашего уважения и благосклонности мы посылаем вам этот царский перстень. Прибываю вам доброжелательным. Павел 27 марта 1797 года».
Усопшая императрица Екатерина II подарила Кацонису в захолустном Крыму поместья. Кацонис прейдя к мирному труду, начинает строить красивую усадьбу в местечке Панас-чаир, что в переводе с татарского языка означает «священный луг». Это место по названию удивительно совпадает с именем родного города Кацониса – Ливадии (слово ливади по-гречески означает – луг). Кацонис назвал свою усадьбу Ливадия, а отсюда пошла Ливадия Таврическая. В Тавриде имевший торговую жилку Кацонис стал крупным и успешным промышленником. И даже 1799 году Кацонис строит завод по производству виноградной водки, которую у него все охотно покупали. Смерть настигла его в 1805 году, при невыясненных обстоятельствах, фигурировали даже версии, что он был отравлен подосланным османским шпионом.
Такая колоритная фигура как Кацонис не могла не привлечь внимание литераторов. Предположительно Кацонис с его бурной жизнью, послужил прототипом при создании бароном Байроном100 образов корсаров. Можно назвать поэму «Корсар», где Кацонис был прототипом главного героя, корсара Конрада, а прототипом турка Сеида-паши был противник Кацониса алжирец Сеит-али – одну из созданных в 1813 – 1816 годах романтических «восточных поэм», и еще «Дон-Жуана» – роман в стихах, написанный в 1818—1824 годах.
В поэме «Абидосская невеста», написанной Байроном в 1813 году, есть такие строки: «…в чаянии свобод здесь Ламбро гордые сыны с друзьями чертят гимн войны. Сев у костра, летят мечтою снять с райев гнев их роковой». В примечании к этой поэме Байрон дал такую справку: «Ламбро Канцони, грек, знаменитый своей борьбой в 1789—1790 годах за независимость своей родины. Покинутый русскими, он сделался пиратом. Он и Рига – два самых великих греческих революционера». Так имя грека-корсара на русской службе Ламброса Кацониса осталосьв произведениях английского поэта, получив всемирнуюизвестность.
Борьба Кацониса и Андруцоса после Ясского мира, между империями – проявление созревшей решительности греков, как уже народа, не ждать более своего освобождения от европейских монархий, которые решали свои проблемы. Именно решительность начавшаяся закрепляться в обществе, в последующие десятилетия привела к созданию ряда тайных революционных обществ, так как явное сопротивление было бы немедленно подавлено. Одному из этих обществ – Филики Этерия101, удалось подготовить Греческую Революцию 1821 года, послужившей началом кровавой Освободительной войны 1821—1829 годов, а по-другому настоящая свобода и не достается. В результате долгого сопротивления греки воссоздали своё родное, настоящее государство, вопреки воле «Священного союза102» христианских монархов.
Глава 3. «Сулиоты, Али-паша и французы на Корфу»
Но вернемся в 1792 год, когда закончилась война Римской империи германской нации и Османской империи. Оккупация последнейвсей Румелии и Пелопоннеса, в частности, привела к массовой миграции населения как за пределы Османской империи, о чем я уже упоминал, так и в её пределах. Нежелающие уживаться с победившими мусульманами, большей частью в силу численного превосходства, искали места проживания,ориентируясь на отсутствие дорог, чтобы никакие османские отряды не смогли до них добраться. Таким образом, стали заселяться горные регионы, которые никогда прежде не населялись. Равнина в основном стала местом жизни привилегированных в империи мусульман, а в дальнейшем и евреев, а горы – место жизни греков, и по образному выражению историка Апостолоса Вакалопулоса (1909-2000): «горы спасли и сохранили греческую нацию». Но стал развиваться и греческий национализм103, по отношению ко всем другим нациям. В городских центрах и равнинных регионах два ограничения установленных османами для христиан лишали греков права носить огнестрельное и холодное оружие и ездить верхом. Что касается ношения оружия, со временем, в горах образовались две военизированные социальные прослойки греческого населения – клефты и арматолы. Появление на дорогах разбойников, причем часто из греков, вынуждало османов сотрудничать с клефтами. Таким образом, появились арматолы (несущий оружие), в обязанности которых, вменялось нести службу на горных перевалах и властью наместника султана им были подвластны предоставленные под контроль территории. Переход из клефтов в арматолы и обратно был постоянным явлением в те времена. Кроме того, опять появились горные регионы, где власть осман была лишь на карте, и жители с оружием руках в течение трёх веков защищали свою свободу. Важнейшими из них были Мани на Пелопоннесе, Сули104 в Эпире и Сфакья на Крите. Про пиратский полуостров Мани я тоже рассказывал, теперь предлагаю посетить полуостров Сули, который расположен на границе Греции и Албании в регионе Эпир. Происхождение национальной группы связывают с воинами Георгия Кастриотиса, известного в истории под именем Скандербега105, ушедшие в Эпир после смерти последнего, и это случилось между 1500 и 1600 годами. Сулиоты были двуязычными греками, которые говорили на греческом и албанском языках, что вполне логично, так как Албания была рядом и общаться было крайне необходимо, но писали только на греческом. Вероятно, сулиоты были смесью грекоязычных и албаноязычных православных христиан, которые нашли убежище в горах Сули в 17-м веке. Историк Протопсалтис исследуя дневник Фотоса Дзавеласа, датируемый 1792 годом и написанный на диалекте греческого, приходит в 1984 году к заключению, что первые сулиоты пришли из Гирокастро или Химары Северного Эпира, где этот диалект широко распространён. Греческий язык засвидетельствован в топонимике Сули ещё до середины 17-го века. Чамские албанцы и валахи именовали сулиотов «греками». Историк Куцоникас считает сулиотов потомками коренных эллинов Эпира, избегавших римские силы и нашедших убежище в горах ещё с древности. Секретарь Али-паши Тепеленского, главного врага сулиотов, пишет, что в Сули жили греки, которые воевали против албанцев многие годы. Сами турко-албанцы считали своих врагов-сулиотов греками. Мели-паша, сын Али-паши, в своих письмах к отцу в 1803 году, именует сулиотов средневековым этнонимом греков Ромеи, то есть римляне! Ахмет Муфит, внук Али-паши, разгневанный писал, что сулиоты спровоцировали нападение Али-паши в 1789 году, поскольку считали себя греками и православными христианами, став орудием российской политики.
Русский дипломат Александр Хвостов пишет в 1793 году, что в Сули жили албанцы-христиане. После своего первого знакомства с сулиотами, лорд Байрон описывает их «грубыми ромеями, которые немного говорят по-иллирийски».
Воины-сулиоты, гравюра середины XIX века
Сулиоты всегда исполняли свои обещания и держали слово, как было принято у настоящих воинов, которое считали священным «беса» и умерщвляли их нарушителей. Вендетта106 была нерушимым священным законом. Будучи мужественными, рискованными, свободолюбивыми, часто великодушными, патриотами, но также, в силу необходимости, были предрасположены к налётам и грабежу. Байрон так характерно описывал их в своей «Песне к сулиотам»:
Дети Сули! Киньтесь в битву,
Долг творите как молитву!
Чрез рвы, через ворота:
Бауа! Бауа! Сулиоты!
Есть красотки, есть добыча,
В бой! Творите свой обычай!
Знамя вылазки святое,
Разметавшей вражьи строи,
Ваших гор, родимых знамя,
В бой, на приступ, стратиоты,
Бауа! Бауа! Сулиоты!
Плуг наш – меч: так дайте клятву
Здесь собрать златую жатву;
Там, где брешь в стене пробита,
Там врагов богатство скрыто:
Есть добыча – слава с нами -
Так вперёд, на спор с громами!
О нравах и обычаях сулиотов писал в своём историческом труде Перревос, Христофор (1773-1863), после того как побывал у них, будучи посланный в Сули Александром Константиновичем Ипсиланти107 (1792-1828), для подготовки всегреческого восстания. Перревос писал: «Никто из сулиотов никаким другим искусством или ремеслом не владеет, кроме как владением оружия с детских лет. С оружием они едят, спят и просыпаются».
В целом можно сказать, что сулиоты слепо подчинялись своим вождям в период войн. Считали свободу более значительной нежели их жизнь, что опять же характеризует их как настоящих воинов. Сулиоты следовали своим суровым нравам. Они с уважением относились к своим жёнам, чтили отличившихся в сражениях, презирали трусов. Простое подозрение о морали женщины было достаточным для того, чтобы забросить её камнями, по решению вождя фары. В случае супружеской неверности прелюбодейку помещали в мешок и выбрасывали в ущелье реки Ахерон, известной с древности как «река скорби».
Сулиоты всегда жили самостоятельно и независимо от османской империи, с оружием в руках отстаивая свое самоуправление:
В 1721 году наместник султана Хаджи Ахмед, паша Янины, после того как сулиоты отвергли его требование покориться, осадил Сули, возглавляя 8000 янычар. После внезапной ночной атаки сулиотов войско османов бежало, не вытерпев такой метод ведения войны.
Но через десять лет, в 1731 году, при поощрении венецианцев, сулиоты и жители села Маргарити, начали сами военные действия против османов. По приказу султана, против сулиотов выступил вновь Хаджи Ахмед, который должен был за прошедшее время чему-то научиться, но ничего не добился.
В 1754 году, новый наместник султана и паша Янины – Мустафа Паша,предпринял в свою очередь поход против сулиотов, который постигла участь всех предыдущих. В последующие годы, турко-албанец Мустава Кокка, с 4000 башибузуков и Бекир-паша, с 5000 янычар, атаковали Сули, но не смогли сломить сопротивление сулиотов.
В 1759 году Дост-бей, комендант Дельвина, вновь атаковал сулиотов, но был побеждён ими.
В 1762 году, Максуда-агу воеводу Арты108, постигла такая же участь, после поражения в регионе Лакка, но Максуд-ага сумел удержать сёла Леловас и Лакопулос, что, конечно, можно считать успехов османов, но достигнутых, слишком дорогой ценой.
В 1772 году Сулейман Чапари, с войском в 9000 янычар, атаковал сулиотов, начавших военные действия, после того как в сентябре 1771 года, в ходе Пелопоннесского восстания, их посетил посланник от русских, с письмами Алексея Орлова. Сулиоты были быстры на подъем. Османский военачальник Сулейман не только потерпел поражение, как все его предшественники, но и сам попал в плен, в то время как число убитых и пленных турок было огромным. Историк Перревос пишет: «Сулейман и другие беи, спасаясь, укрылись в церкви Святого Георгия. Сулиоты, не желая обстреливать церковь, запустили туда, с крыши, улей пчёл, вынудив османо-албанцев сдаться», а значит, они и природу поставили себе на службу. Сулейман и другие пленные были освобождены после выкупа, присланного из Янины и Константинополя
В 1775 году последовала операция Курт-паши, который сумел дойти до региона Русиаца, истребляя всех на своем пути, но был вынужден отступить.
Происходило и множество других, меньшего масштаба, непрекращающихся столкновений.
Но самыми значительными столкновениями стали с назначенным в 1788 году Али-Пашой109, ставшим самым страшным врагом сулиотов, именем которого матери пугали своих детей.
Али-паша с наложницей
Али-паша был сыном албанского властителя в Тепелене, в Южной Албании. Занял положение бейлербея110 после разнообразных стычек с османским властелином и с некоторыми родственниками. Победив Селима-пашу, наместника Дельфико, он добился поста наместника южной Албании и как таковой был назначен Диваном, который он сумел подкупить, на пост коменданта фессалийских и эпирских горных проходов. Во время турецкой войны с Россией и Австрией в 1787 году Али-паша получает наместничество в городе Трикал расположенный в Фессалии. В 1788 году, овладев незаконно Яниной, он ещё расширил свои пределы. Помирить Порту с таким актом насилия было ему не трудно, так как Али был столь же богат, сколько могущественен. И тут на его пути создания собственной могущественной области в Османской империи встали гордые и воинственные сулиоты, против которых он организовал экспедицию, так как в сентябре 1788 года, в Сули прибыл, Сотирис Луизис, посланник императрицы России Екатерины Великой, с задачей подтолкнуть сулиотов к отвлекающим военным действиям и который предлагает местным кланам в обмен на поддержку российское подданство!Сулиоты принимают эти условия. Так сулиоты своим согласием становились фактически корпусом в составе армии Римской империи германской нации в австро-русско-турецкой войне 1788-1791 года. В результате, в марте 1789 года, сулиоты военачальники, среди которых были Георгиос Боцарис, Ламброс Дзавелас, Зарбас Вейкос, Зервас, Николос, Дракос, Димос и др. заявили ЕкатеринеII, в своём ответном письме, что готовы воевать против Османской империии хотят стать русскими подданными. Получив соответствующую информацию, Али-паша не мог не предпринять ряд походов против Сули, хоть сам и был в переписке с Потемкиным Григорием Александровичем.
Весной 1789 года, Али-паша выступил против сулиотов с 10000 янычар и башибузуков. Кампания длилась четыре месяца, но закончилась опять бесславно, как и попытки предыдущих властителей. Сулиоты вновь оказали сопротивление и проявили свои исключительные боевые способности устраивая засады и атакуя с горных вершин, прекращая подвоз продовольствия. В июле Али-паша отступил, согласившись платить военачальникам Сули жалованье, в обмен на безопасность региона, получив в качестве гарантий в заложники 5 детей военачальников, но сулиоты русскими подданными быть не перестали. Сложилась странная ситуация.
В 1792 году окончилась русско-турецкая война. Ясскиймирный договор, был подписан и заступников у сулиотов больше не было. Екатерина, использовав сулиотов забыла про них, или не могла ничем помочь. Али-паша, как серьезный правитель решил навести порядок в своем пашалык111, а то его другие военачальники сместят с поста. И предпринял второй поход против сулиотов, возглавляя на этот раз войско из десяти тысяч янычар и башибузуков.
Перед этим, Али пошел на хитрость и попросил сулиотов выступить с ним против паши Аргирокастро. Не доверяя Али, сулиоты послали только 70 человек, во главе с Ламбросом Дзавеласом, но они сразу были взяты в плен, кроме одного который по счастливой случайности убежал и сумел предупредить сулиотов. Обрушившись внезапно на воинственных повстанцев, как он полагал, Али вновь встретил мощное сопротивление. Пленный Дзавелас, тоже был не только смел, но и хитер и сумел убедить Али, что только он сумеет склонить своих соплеменников к сдаче. Оставив в заложниках своего сына – Фотоса, представьте себе, как разрывалось его сердце в этот момент, Ламброс Дзавелас возглавил сопротивление ненавистному врагу. Сулиоты отбивали одну за другой атаки османских войск. Шестнадцать сулиотов, возглавляемые племянником Ламброса, Кицосом Дзавеласом, погибли, защищая до конца первую башню при входе в Кьафу.
В критический момент сражения, в бой вступили около трехсот женщин, так как больше было некому, возглавляемые женой Ламброса, Мосхо Дзавела. Янычары и башибузуки бежали, потеряв убитыми и раненными около трех тысяч человек. Сулиоты потеряли всего 80 человек убитыми и около 160 раненными, но и для них это были большие потери. Историк Перревос пишет, что только треть османо-албанцев, принявших участие в походе, вернулась в Янину, так как были еще болезни, недостаток воды, опасные горные перевалы, да и сулиоты вероятно преследовали и убивали отставших.
Герой обороны Ламброс Дзавелас умер от понесённых ран, и его сын Дзавелас Фотос112 возглавил клан Дзавеласов и командование Сули, вместе с кланом Боцарис, и на восемь лет возобновилась относительная свободная жизнь сулиотов.
В эти годы, вовсю бушующая в Европе французская революция и ее продолжение в виде победы Наполеона в Итальянском походе 1797 года обернулось для Венеции ликвидации властей дожей, и потерей независимости.
Никакого упоминания об Ионических островах не было сделано в предварительном договоре между Францией и Римской империей германской нации. Обе стороны преследовали разные цели: австрийцы, как самые активные из римлян хотели не допустить крупную Венецианскую республику, предусмотренную в Леобенском113 предварительном мирном договоре, в качестве буфера между французскими и австрийскими территориями в Адриатике. В то время как для французов, и особенно для Наполеона Бонапарта, острова были указаны ступенькой для его амбиций в Восточном Средиземноморье, которые вскоре привели к его вторжению в Египет.
В мае 1797 года французы захватили принадлежавшие Венецианской республике Ионические острова: Корфу, Занте, Кефалония, св. Мавры, Цериго и другие, которые были расположены вдоль западного побережья Греции. Ионические острова имели большое стратегическое значение, контроль над ними позволял господствовать на Адриатическом море и Восточном Средиземноморье.
Карта Ионических островов.
Смешанный франко-венецианский флот с 3159 моряками и солдатами отплыл 13 июня из Маламокко. Корабли ходили под венецианским флагом Святого Марка, поскольку новый губернатор Антуан Джентили114 якобы был просто представителем нового про французскоговременного муниципалитета Венеции, и экспедиция намеревалась избежать возможного отделения колонии от метрополии. На самом деле Наполеон проинструктировал Джентили местных жителей стремиться к независимости, напоминая им о славе Древней Греции, ученый как Антуан-Винсент Арно115 был отправлен в наблюдателя при Наполеоне, политического советника и пропагандиста.
Тем временем на Корфу прибыли комиссары Временного муниципалитета Венеции, они тоже не хотели видимо терять лакомый кусок, и рассчитывали, что французы – это временно и проинформировали председателя совета Видмана о мероприятиях и наведение приказов для поддержания порядка и начала демократизации местной администрации. Видманн попытался обеспечить консенсус, издав нотариально заверенную декларацию согласия, но только 177 граждан и 71 дворянин, подписали его.
Французский флот подошел к островам 27 июня, и благополучно разгрузился. Местное население встретило французов радушно во главе с православным предстоятелем Георгиосом Халикиопулосом Маносом, который подарил Антуану Джентили копию «Одиссеи» Гомера.Знать островов отреагировала на прокламацию Джентили 29 июня о том, что французы освободили острова с осторожностью и подозрением. Введение французского правления было быстро осуществлено не только на Корфу, но и на других островах, при поддержке населения и безропотной позиции венецианских властей. Единственное сопротивление оказали небольшие части венецианских гарнизонных войск, но они были быстро разоружены и расформированы. Добровольческие роты в открытых владениях Бутринто, Парги, Лефкады и Китиры, а также арматольские войска в Превезе и Вонице оставались на французском поприще. Хотя грек Видманн формально оставался главой администрации, фактическая власть принадлежала французу Джентили. Когда прибыли венецианские комиссары с 60000 дукатов (каждый 30,173 грамма серебра или 1,81 тонны серебра) для оплаты армии и флота, и ссуд, взятых Видманном, деньги были просто конфискованы французами на собственные нужды.
Австрийский суд опротестовал одностороннюю французскую оккупацию, что говорит о приверженности отношений праву, но мало что мог с этим поделать. В ходе продолжающихся переговоров Наполеон должен быть включен в Цизальпинскую республику, но в конце Австрия вынуждена принять свершившийся факт, чтобы закрепить ее собственный контроль над Далмацией из трофеев венецианского государства. Следовательно, ситуация всех устроила, Французы получали Ионические острова, Австрийцы в составе Римской империи германской нации процветающий и богатый регион -Далмацию.
Конец ознакомительного фрагмента.
Текст предоставлен ООО «ЛитРес».
Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.
Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.
Примечания
1
Румелия – историческое название Балкан. Слово происходит от арабского названия Восточной Римской империи (Византия) – Рум (Рим). Первоначально Румелией называли европейские владения Османской империи, включавшие в себя древнюю Фракию и часть Македонии, в отличие от азиатских владений – Анатолии. Наместник и командующий войсками Румелии (как и Анатолии) назывался бейлербеем (беглербегом) и имел резиденцию в Эдирне, затем в Софии.
2
Райя, податное городское и сельское население в Османской империи. Понятие «райя» введено при султане Сулеймане I Кануни (1520—66), когда всё население османского государства было поделено на 2 сословия: аскери – военные и служащие государственного аппарата, освобождённые от налогов, и райя – податное население (торговцы, ремесленники и крестьяне).
3
Другой, и самый известный, вид османской кавалерии, составляли сипахи с приставкой timarli. Их обычно сравнивают с дворянским ополчением. Сипахи действительно сами себя обеспечивали и вооружали, да ещё и приводили с собой людей, которые могли выполнять роли, как вспомогательные, так и (реже) боевые.
4
В XIV-XV веках Морея представляла собой автономную византийскую провинцию Морейский деспотат, управлявшуюся деспотом из родственников императора. Центром деспотата был город Мистра. Изолированная от Константинополя Морея стала одним из последних оплотов гибнущей Византийской империи.
5
Милле́т – богословский (изначально) и юридический термин, распространённый в мусульманских странах – религиозная конфессия, обладающая автономными административными учреждениями (в сфере судебного производства, образования, здравоохранения и т. д.), расположенными в специально отведённых для этого местах (кварталах) городов. В XV—XX веках понятие «миллет» получило широкое распространение в Османской империи для разделения населяющих её народов по религиозному признаку.
6
Исторически, собирательное название этнически греческой элиты в Османской империи, селившейся в районе Фанар в европейской части Константинополя в XVI – начале XX веков, близ резиденции Константинопольского Патриарха, который в османской системе администрации был признан в качестве главы православного Рум-миллета.