bannerbanner
«И слово плоть бысть…» Вопросы православной поэтики
«И слово плоть бысть…» Вопросы православной поэтики

Полная версия

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
4 из 4

Бог является единственным источником всякого добра в мире, абсолютным добром. Он является также и абсолютной истиной, и абсолютной красотой. Поэтому в красоте всегда есть добро и истина, в добре – красота и истина, в истине – добро и красота. А значит, красота – это то, что делает человека добрым и мудрым, добро – это то, что дает человеку мудрость и красоту, а истина – то, благодаря чему человек становится красивым и добрым. В силу единосущности этих Божественных энергий только постоянное, полное и непрерывное соприсутствие двух из них в третьей служит доказательством ее подлинности. В противном случае появляется неполноценный суррогат: вместо красоты – красивость, вместо истины – правдоподобие, вместо добра – «разумный» эгоизм. Однако настоящая истина не может быть злой и безобразной, настоящая красота не может быть злой и лживой, настоящее добро не может быть лживым и безобразным[54].

Триединство истины, добра и красоты является универсальным принципом творения, источником гармонии мира, связующим каждую его частичку с Творцом. Даже человек, своим разумом отгородившийся от Бога, благодаря этому принципу сохраняет связь и с Ним, и со всем творением.

Талант – дар Бога человеку

Видеть в мире красоту может каждый человек, но только художнику дана способность удержать мгновенно появляющуюся и исчезающую красоту и запечатлеть ее в какой-либо форме: слове, звуке, цвете, пластическом материале. Способность создать образ красоты, сохранить частичку Вечности во времени делает человека сотворцом Богу. Эта способность (талант) не принадлежит к естественным свойствам человеческой природы. Ее единственным источником и владельцем является Бог, Который наделяет ею человека на время его земной жизни: «Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий всё во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно» (1 Кор. 12, 4–11).

О том, для чего Бог наделил человека талантом, говорит евангельская притча: «…человек… отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое: и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился. Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов; точно так же и получивший два таланта приобрел другие два; получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего. По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета. И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них. Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего. Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпа́л, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое. Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпа́л; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью; итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет; а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, Иисус возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 25, 14–30).

Все евангельские притчи в образной форме раскрывают действие каких-либо духовных законов. И здесь отношения «господин» – «раб», описанные в притче, не должны вводить в заблуждение. Речь вовсе не о рабстве в его социальном понимании, потому что невозможно представить, чтобы «обычный» рабовладелец, уезжая за границу, раздал свое имущество рабам. Это невозможно даже на уровне современных производственных отношений, при которых владелец какой-то собственности, уезжая на время, роздал ее своим сотрудникам.

Очевидно, что притча говорит не о социальных, а о духовных отношениях между людьми в естественной иерархии, когда работник является не подневольным рабочим, трудящимся по принуждению, а добросовестным сотрудником, свободно признающим над собой власть другого человека. В основе этих отношений – любовь и уважение объективно младшего к старшему. Притча показывает, что мера этой любви у всех рабов разная и, зная это, господин раздал им свое имение в соответствии с ней. В результате тот, кто больше любил господина, получил больше средств во временное пользование и, приумножив их, получил бо́льшую награду. Тот, кто любил меньше, получил меньшую награду, а тот, кто не любил господина и не желал потрудиться для него, лишился и того малого, что было дано.

Любой человек, получая от Господа дары и приумножая их, делается подобен Ему. Отказ от исполнения Божественного замысла влечет тяжкие последствия: у человека будет отнято и то малое, что он имеет, а сам он навсегда будет лишен возможности богообщения – окажется там, где нет света Божественной любви и где невозможно покаяние – во «тьме внешней».

Казалось бы, третий раб поступил не так уж и плохо – сохранил и вернул данный ему дар. Но смысл дарения заключается в том, что даритель своим даром духовно соединяется с тем, кому дарит. И если бы этот раб просто растратил полученный дар, не приумножив его, он поступил бы плохо и, вероятно, тоже был бы наказан, но не столь жестко, потому что он хотя и распорядился неправильно полученным даром, но всё же принял его. Возникшая в этот момент духовная связь между ним и господином после неправедного поступка пробудила бы голос совести, и раб раскаялся бы в содеянном. Однако раб отверг данный ему дар и зарыл в его землю, похоронил. Поэтому, объясняя свой поступок, он не чувствовал никакого раскаяния и попытался обвинить в происшедшем самого дарителя.

Характерным свойством таланта, указывающим на то, что он принадлежит только Богу, является его объективная императивность. Она проявляется в том, что настоящий художник[55] не в состоянии своей волей «отключить» свой талант, он не может не творить. Великий русский режиссер Андрей Тарковский писал об этом: «Художник всегда испытывает давление, какое-то беспокойство»[56]. И если он всё же попытается отказаться от творчества, тогда талант, не находя выхода во внешних формах, начнет разрушать своего обладателя изнутри. Поэтому талант может стать для человека как причиной огромного страдания, так и источником величайшего счастья – если он с благодарностью принимает талант как приглашение Творца к сотрудничеству по благоукрашению и преображению мира. Талант в этом случае соединяет человека с Богом, и он испытывает счастье от восстановления первоначального единства и целостности бытия, в его душе просыпаются все дремавшие прежде силы, и отныне для него нет ничего невозможного. Радость этих мгновений столь велика и ни с чем не сравнима, что человек ищет ее вновь и вновь, потому что знает: только в эти краткие мгновенья он и живет настоящей

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Примечания

1

Напомним, что объект и предмет соотносятся как целое и его часть.

2

Курсив и иные способы выделения текста в цитатах всегда, за исключением особо оговоренных случаев, принадлежат их авторам.

3

Ильин И. А. О русской идее // Ильин И. А. Наши задачи: историческая судьба и будущее России. Статьи 1948–1954 годов: в 2 т. М., 1992. Т. 1. С. 330.

4

Имеется в виду состояние человеческой природы после первого грехопадения (Быт. 3).

5

Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Дух, душа и тело. Клин, 2007. С. 26.

6

См., напр.: Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка: в 3 т. М., 2006. Т. 1. А – Л.

7

От лат. religare – воссоединять, связывать.

8

Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений: в 30 т. Л., 1972–1990. Т. 26. Дневник писателя. 1877, сентябрь – декабрь – 1880, август. С. 165.

9

Общественное сознание – совокупность нематериальных отношений в обществе, включающая взгляды, представления, идеи, политические, юридические, эстетические, этические и другие теории; философия, мораль, религия и другие формы сознания.

10

Речь идет о святителе Василии Великом (ок. 330–379).

11

Преподобный Иоанн Дамаскин (ок. 675 – ок. 753).

12

Ломоносов М. В. Явление Венеры на Солнце, наблюденное в Санктпетербургской императорской Академии Наук майя 26 дня 1761 года // Полн. собр. соч. М.; Л., 1955. Т. 4. С. 372–375.

13

Примером является работа святителя Василия Великого (IV в.) «К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений».

14

Святитель Григорий Богослов, Архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. Том первый: Слова. Слово 43. М.: Сибирская благозвонница, 2010. С. 515–516.

15

Например, такие положения, как атомарно-молекулярное строение вещества, гипотеза Большого взрыва и многое др.

16

Доказать это не под силу не только Лапласу, но и кому бы то ни было.

17

Василий Великий, свт. Беседа 22 // Творения: в 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 719–729.

18

Осипов А. И. Путь разума в поисках истины. Основное богословие. М., 2010. С. 90–91.

19

Заметим, что православие – всегда христианство, тогда как христианство не всегда православие.

20

Леонов В. А., прот. Основы православной антропологии: учеб. М., 2016. С. 104–105.

21

Там же. С. 74.

22

Леонов В. А., прот. Указ. соч. С. 159.

23

См.: Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Гл. I, п. 1.

24

Иванов А. В. Руководство к изучению книг Священного Писания Нового Завета: обозрение Четвероевангелия, Книги деяний апостольских, апостольских посланий и Апокалипсиса. СПб., 2008. С. 667.

25

Платон. Теэтет // Соч.: в 4 т. СПб., 2007. Т. 2. С. 244.

26

Это учение получило название трихотомии (др.-греч. τριχοτομία) членение чего-либо на три части.

27

Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Указ. соч. С. 70.

28

Там же.

29

Халкидон (ныне Салоники), 451 г.

30

От греч. αποστασία – вероотступничество, измена христианской вере и отпадение от нее.

31

Иустин (Попович), прп. Философия и религия Ф. М. Достоевского. Минск, 2007. С. 204.

32

Ириней Лионский, еп. Против ересей // Цит. по: Иларион (Алфеев), еп. Православие: в 2 т. М., 2008. Т. 1. С. 632.

33

Леонов В. А., прот. Указ. соч. С. 158, 159.

34

От греч. σοτηρία – спасение и λόγος – учение.

35

См.: Лк. 15, 11–32.

36

Ср.: «И Слово стало плотию и обитало с нами, полное благодати и истины» (Ин. 1, 14).

37

Достоевский Ф. М. Указ. изд. Т. 11. Бесы. Глава «У Тихона». Рукописные редакции. С. 187–188. О принципах восстановления церковнославянской лексики в произведениях Достоевского см.: Сыромятников О. И. Язык Церкви в тексте Достоевского: от буквы к смыслу // Вестн. Нижегородского гос. ун-та им. Н. И. Лобачевского. Филология. 2013. № 6 (1). С. 395–402.

38

Напомним, что Священное Писание и Священное Предание соотносятся как часть и целое: Священное Писание – записанная часть Священного Предания (Библия).

39

Достоевский Ф. М. Указ. изд. Т. 27. Дневник писателя, 1881. Автобиографическое. Dubia. С. 56.

40

Напомним, что раскаяние – это осознание совершённого греха, а покаяние – деятельное стремление впредь его не повторять.

41

О судьбе одного из таких народов повествует Книга пророка Ионы (Ветхий Завет).

42

Лука (Войно-Ясенецкий), свт. Указ. соч. С. 11.

43

Там же. С. 44.

44

См.: Шишков А. С. Славянорусский корнеслов.

45

По свидетельству современников, местоимением «они» Достоевский обозначал своих идейных врагов – либералов-западников.

46

Тимофеева В. В. (О. Починковская) Год работы с знаменитым писателем // Достоевский Ф. М. в воспоминаниях современников: в 2 т. М., 1990. Т. 2. С. 142.

47

Гоголь Н. В. Полное собрание сочинений: в 14 т. М., 1937–1952. Т. 8. Статьи. С. 231.

48

Сочинения епископа Игнатия Брянчанинова: в 5 т. СПб., 1905. Т. 3. С. 118 // Цит. по: Дунаев М. М. Постмодернистские скандалы. URL: http:// mdunaev.ru/knigi/postmodernistskie-skandaly

49

От греч. ἱερός – священный и γλύφω – вырезаю, высекаю.

50

Пушкин А. С. Полное собрание сочинений: в 10 т. Л., 1977–1979. Т. 7. Критика и публицистика. С. 214.

51

Это дало возможность святому Иустину Философу (II в.) назвать Сократа и Платона «христианами до Христа».

52

Сараскина Л. И. «Достоевский жил с нами всё это время…» // Фудель С. И. Наследство Достоевского. М., 2016. С. 36.

53

Августин Аврелий, блж. Исповедь. М., 2005. С. 354.

54

Об этом говорит Ф. М. Достоевский словами князя Мышкина, смотрящего на портрет Настасьи Филипповны: «“Удивительно хороша!”…На портрете была изображена действительно необыкновенной красоты женщина. <…> “Это гордое лицо, ужасно гордое, и вот не знаю, добра ли она? Ах, кабы добра! Всё было бы спасено!”» (Указ. изд. Т. 8. Идиот. С. 27, 32) Мышкин понимает, что если источник этой красоты не в Боге, то она может стать причиной многих бед.

55

Поскольку предметом нашего внимания является литература, то, говоря о художнике, мы имеем в виду прежде всего художника слова, то есть писателя.

56

Страсти по Андрею: о Боге, о вере и искусстве. Тюмень, 2017. С. 12.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
4 из 4