bannerbanner
Самопознание
Самопознание

Полная версия

Самопознание

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
11 из 13

Открыть единый предмет познания – значит открыть индивида как его необходимую часть. Когда индивид рассматривает все, то он открывает себя как сущность, как меру всего. Чем шире рассматриваемый предмет, тем полнее понимание сущности его частных деталей, частных предметов. Предельно полное познание единичного предмета возможно лишь при условии предельно полной рассматриваемой совокупности явлений, в пределах единого воззрения, всеобщего, единого предмета. Предельно полное определение части возможно лишь в пределах всеобъемлющего целого. Отсюда и возникает стремление к полноте понимания, к определению единого предмета. Человек, рассматриваемый в пределах узкого предмета, в пределах животного мира, есть животное, рассматриваемый в пределах биосферы, есть организм. Но понимание сущности человека намного углубляется, если объективно его рассматривать в пределах всего мира. Человек, индивидуальное тело в этом определении есть частица материи, материальный элемент. Чем шире круг рассматриваемых явлений, тем полнее определение сущности отдельного явления. Кажется, что познание явлений, объективное познание есть познание внешнего мира, а не себя, не самопознание. Но индивид и себя познает объективно, в явлении, познавая внешний мир. Самопознание, субъективность индивидуального познания включает в себя и предметное, объективное познание.

Состояние познания есть определенность предмета, сознание. Естественно стремление человеческой мысли к всеобщности своего предмета, поскольку это стремление к полноте понимания, знания. Всеобщий предмет познания есть все сущее, мир. Но невозможно определить все существующее извне, объективно – все как одно оказывается тождеством противоположных определений. Мир не может быть определен извне, потому что вне его ничего нет. Сущее не может быть определено как одно, потому что одно есть тождество противоположных определений, отсутствие смысла, мысли, понимания: одно есть многое, все есть ничто, бытие есть небытие, конечное есть бесконечное, преходящее есть вечное. Такая попытка найти смысл, достичь определенности предмета ни к чему не приводит. В тождестве нет определенности. Форма определенности, сознания, мысли, есть различение одного и другого, единство противоположных представлений. Определенность предмета возникает, когда сущее становится несовершенным, разделяется в себе, становится противоречием. Тождество есть отсутствие мысли, бессознание. Противоречие есть состояние мышления, форма сознания.

Форма определенности сущего в себе и для самого себя есть разделение, единство противоположных определений. Определенность сущего есть определенность индивида в себе, сознание – другой определенности нет и не может быть. В индивиде, в форме его знания сущее определено в самом себе и для самого себя. Как возможна определенность сущего? Определенность предмета есть сознание. Поэтому вопрос об определенности есть вопрос о том, как возможно сознание. Определить нечто – значит ограничить его, выделить из всего сущего, сравнить в отношении с другим. Определить нечто можно только через другое, посредством другого. Нечто определяется посредством полагания ему предела другим нечто. Понять нечто —значит различить с другим, выразить через другое. Определить – значит понять, достичь понимания предмета. Понять предмет можно только посредством другого, уже понятного предмета – такого, о котором уже есть знание и понимание сущности. Индивид в поисках понимания, смысла, определенности задает вопрос о внешнем мире – что это такое. Внешний мир может быть определен только как продолжение индивида, необходимая часть его, порождающая его и делающая возможной его жизнь, как Отец его, говоря образно. Определенность внешнего мира для индивида есть ограничение миром свободы его полагания. Свободный индивид беспределен в своем полагании и поэтому бессознателен. В состоянии противоречия беспредельность индивида ограничена внешней средой. Ограничение полагания индивида средой и его определенность в себе есть сознание.

На взгляд обывателя внешний мир есть мертвый, косный, бездушный мир, и только человек в нем, понимаемый как тело, обладает, чудесным, необъяснимым образом, сознанием. Мир, по мнению обывателей, есть реальность, «не нуждающаяся, чтобы ее кто-то осознавал». Каждый обыденный индивид, не задумывавшийся о познании, придерживается мнения, что мир в своей определенности существует независимо от человека. Человеку нужно только исследовать мир, чтобы узнать, какой он есть сам по себе, «объективно». Обыденный индивид не замечает, потому что не привык к самонаблюдению, что этот «объективный» мир есть явление в его практике и представление в уме, субъективная определенность. Каков есть мир сам по себе, без наблюдателя, без практического субъекта – такой вопрос не должен ставиться, поскольку бессмыслен. Мир, предмет практики без индивида, практического субъекта, не может быть определен. Человек есть совершенно законная, необходимая часть, без которой мира, в определенности его явления, нет и не может быть, и познание есть необходимый процесс определения и развития мира в себе. Субъективность человеческая объективна, и другой объективности, кроме человеческой субъективности, нет. Сущее, мир бывает в двух состояниях – сознательном и бессознательном. В бессознании нет знания себя, и только в состоянии сознания сущее определяется в себе и для себя. Каков мир сам по себе, без человека – такого опыта нет и не может быть. И для кого он – такой мир? Для индивида, привыкшего мыслить логически корректно, ни такого мира, ни такого выражения не может быть.

Человек, индивид есть определяющийся в себе мир, а не исключение в мире. А если мир есть сущее само по себе, внешнее индивиду, тогда он неизвестно что делает в мире. Без человеческой мысли ничего нет. Когда мысль пробуждается, тогда сущее определяется в себе и для себя. Возможно только определение сущего в себе и для себя, а определение сущего извне как мира самого по себе невозможно, поскольку есть только сущее, а вне ничего нет. Мир сам по себе, не определенный в индивиде нельзя представить, поскольку представить можно только наблюдаемый мир. Мир существует только как определяющийся в себе и для себя. А если определения нет, то и существования нет. Мир без определения его в себе есть тождество, одно. Это сущее, определяющееся в себе и для себя, есть индивид как отношение индивидуального тела и внешней среды, индивидуальная жизнь. Сущее, мир для себя и в себе есть индивид, жизнь. Если есть только мир и больше ничего нет, поскольку мир не имеет внешности, то и определяться мир может только в себе. Этот определяющийся мир есть определяющийся в себе индивид. Индивида нельзя понимать только как тело, но индивид в своей полноте есть мир. Индивид равновелик миру. Индивид есть индивидуальный мир.

Сущее определяется в себе, разделяясь на противоположности. Необходимо понять, какие это противоположности. Как определяется сущее? Состояние познания есть состояние определенности. В какой форме может быть определено сущее? Как возможна определенность целого, всего сущего? Что значит – быть определенным? Как возможна определенность предмета? Определенность, о которой речь, есть, конечно, знание себя, сознание. Вопрос о природе определенности есть вопрос о природе сознания. Иметь знание – быть определенным. Сознание и определенность есть одно и то же. Только в бессознательном состоянии нет определенности предмета. Мир есть определение индивида. Определенность мира для индивида есть определенность индивида в себе, его сознание. Определенность существования есть сознание. Никакой другой определенности нет и быть не может. А то, что другой определенности, кроме сознания, быть не может, то это даже не требуется пояснять: в бессознательном состоянии нет никакой определенности, но это есть состояние беспредельности. Назначение познания – преодолеть состояние определенности, ограничения и достичь состояния беспредельности, безграничности. «Определенность» означает наличие предела, ограничение свободы полагания индивида. Вместе с тем, практическая определенность индивида, его ограниченность в жизни есть определенность психического состояния индивида, определенность мысли, понятия, сознания.

Что является предметом единого, в отличие от предметов частных наук, познания? Если частные науки имеют своим предметом каждая некоторую часть сущего, то предметом единой науки должно быть все, единое сущее. Но что есть все существующее? Индивиду, вступающему на путь определения всеобщего предмета познания, представляется, что все существующее есть мир в целом. Он пытается определить в своем представлении этот предмет. Кто не задумывался в отроческие годы о мире в целом, о внешнем определении мира – имеет мир внешний предел, границу, или не имеет, конечен он или бесконечен? Но в то время эти мысли бывают мимолетными и вскоре забываются. Эти мысли не получают продолжения еще и потому, что мир в целом как предмет представления оказывается не поддающимся внешнему, объективному определению. Думать ли, что мир никогда не возникал, но был всегда, или что мир возник когда-то, а до этого его не было – равно непонятно. Также равно непонятно, имеет мир конец в пространстве, или не имеет. Невозможно представить ни то, ни другое. Мир как целое, как одно, мир извне оказывается неопределенным пространственно и во времени. Вместе с тем предмет единого познания должен быть определен. Принято в настоящее время, что предмет познания есть мир, природа. В ходу бездумное мнение, что, поскольку мир бесконечен, бесконечно и познание этого предмета. Тот же, кто задумывается и стремится к определению единого предмета, тот ищет определенности. Без определенности предмета познание невозможно. Вопрос о возможности определенности, как она возможна, есть вопрос о возможности и форме познания.

Понятный предмет есть определенный предмет. Поэтому спрашивать о том, как возможна определенность – значит спрашивать о форме понимания, мысли, понятия. Как видно из попытки определить объективно мир в целом, одно не может быть понято, поскольку не может быть определено. Быть определенным – значит быть конечным, ограниченным другим, иметь предел, границу. Форма понимания, определенности есть единство противоположностей. Предмет определен, если он имеет две противоположные стороны. Определенная вещь – имеющая предел, границу, ограниченная в пространстве и времени. Можно сказать, что вещь есть единство противоположных сторон. Понятие вещи есть единство плотного и пустого, тела и окружения, внутреннего и внешнего, конечного и бесконечного. Вещь есть плотное и конечное по протяженности тело, окруженное внешним и бесконечным по протяженности пустым пространством. Вещь получает множество определений, если ее сравнивать с другой вещью. В сравнении она может быть определена как малая или большая, твердая или мягкая, правая или левая, ближняя или дальняя, верхняя или нижняя, имеющая форму или бесформенная, темная или светлая и так далее. Вещь определяется в сравнении с окружением, с другими вещами. Форма опыта есть различение одного и другого, вообще различие. Если никакого различия в ощущении нет, то нет и определенности. Как говорится, все познается в сравнении. Должно быть одно и другое, чтобы была определенность, а если все есть одно, то определенности быть не может. Отсюда ясно, что сознание как определенность есть различение одного и другого. Форма сознания есть разделение, единство противоположностей. Отсюда также понятно, что форма бессознания есть тождество, когда нет различия, но все есть одно. Сознание есть ограниченная практическая жизнь. Совершенная практика бессознательна.

Что есть познание? Внешний мир не может быть предметом единого познания. Мир извне, мир как один, мир как абсолютный предмет предполагаемого абсолютного познания, оказывается тождеством противоположностей. Абсолютный предмет не может быть определен и познан. Познание, понимаемое как абсолютное, невозможно. Смысла нет ни в чем: противоположности отождествляются, одно есть другое. Отсутствие смысла есть отсутствие мысли, понятия, определенности. Познание, понимаемое как чтение книги природы, оказывается невозможным – эта книга не имеет ни начала, ни конца. Познание не есть чтение книги природы, как это кажется на первый, наивный взгляд. Вместе с тем, неоспоримым фактом является то, что познание существует. С необходимостью размышление о едином предмете приводит к вопросу о сущности познания. Познание существует в форме технического развития. С помощью технических средств открываются новые явления, которые, в свою очередь, воплощаются в новых орудиях, в новой производственной практике. Познание, рассматриваемое целостно как познающая родовая жизнь, история, есть материальное развитие. Человек взаимодействует практически с окружающей природной средой и развивается в этом взаимодействии технически. Познание как материальный процесс есть взаимодействие индивида и среды и развитие этого отношения. Можно сказать, что познание есть практическая жизнь и ее развитие. Жизнь есть практическое соединение с миром. Жить – значит присваивать вещество природы, отождествляться с ней в практическом полагании. Совершенная жизнь не нуждается в познании. Необходимость в познании возникает тогда, когда в практике возникает затруднение, она становится ограниченной. Познание есть перерыв в практике, решение противоречия практической жизни. Познания нет без практики, без отрицательного опыта жизни. Предмет познания есть несовершенная практика. Познание начинается с того, что ограниченная практика принимает форму определенности умозрения, форму знания, сознания. Предметом мыслящего познания становится знание практического отношения, факт опыта. Предмет единого познания есть отношение познающей жизни. Единое познание есть самопознание. В обыденном мнении процесс познания есть «постижение человеком мира». Субъект познания в этом бездумном мнении есть индивид, а предмет – внешний мир. Но такое познание невозможно, и нет такого предмета познания, как мир, внешний индивиду. Внешний мир есть предмет практики. Индивид познает свое практическое отношение. Или, лучше сказать, индивид как отношение, как жизнь познает сам себя, свою практику. Жизнь есть отношение самопознания. Обыденное мнение смешивает, не различает практику и познание, поскольку обыватель знает только эмпирическое познание, которое есть практика. Единое, метафизическое познание имеет форму мышления. В себе индивид познает свое отношение к внешнему миру, себя как отношение жизни. Человеческое сознание есть осознание своего практического отношения. Эмпирический исследователь, естествоиспытатель, производя свои наблюдения и эксперименты, не осознает, что предметом познания становится не внешний мир, но практическое отношение. Эмпирическое познание есть практика. На этом уровне познания производятся опытные факты, явления, которые есть, по сути, отношения. Понимание сущности их происходит на второй, метафизической ступени познания в форме мышления. Предмет мышления есть опыт, практическое отношение.

Мир извне не может иметь определения, не может быть предметом. Мир, сущее определяется в себе, познает себя как субъект. Познание происходит в форме определения мыслящего индивида в самом себе. Определенность в себе индивида есть определенность в себе мира. Форма познания есть единство противоположностей, разделение в одном, отношение, а мир извне в попытке его определения рассматривается как одно. Ни с чем, внешним себе, мир не может относиться. Сущего извне нет. Сущее есть в себе и для себя. Определенность сущего в себе есть сознание. Представление, пытаясь определить мир извне, вынуждено полагать ему границу, предел, полагать его конечным, определенным другой частью – внешней, бесконечной. Представление, пытаясь определить мир извне, применяет форму мысли, происходящую из опыта определения конечных предметов и опыта определения мира в себе. Но так как вне мира ничего нет, то и определение его оказывается только мнимым единством противоположностей, а по сути, тождеством их. И, таким образом, мир извне есть тождество двух противоположных определений – конечный и бесконечный, преходящий и вечный, все и ничто, бытие и небытие. Мир не имеет внешнего определения. Мир извне не определен и не может быть определенным. Сущее определяется в себе – как единство конечного и бесконечного, преходящего и вечного. Мир в целом не есть то же, что мир извне. Мир в целом определяется в себе и есть единство противоположных определений, определенная в себе и для себя индивидуальная жизнь. Мир извне есть тождество противоположных определений.

Единый предмет познания есть, следовательно, знающее себя единство противоположностей, знающее себя сущее. Предмет единого познания – сущее для самого себя. А это есть индивидуальная жизнь, индивид. Знающее себя сущее есть жизнь в состоянии разделения, противоречия. Жизнь в состоянии тождества не имеет ограничения и поэтому не знает себя, не существует для себя. Определенность единого предмета есть отношение жизни, сознание. Как возникает определенность знания, сознание? Сознание возникает в несовершенной практике и есть ограниченность полагания индивида. Ограниченная жизнь имеет субъективную форму сознания, определенности предмета умозрения. В уме, мышлении определяется жизнь, индивид в его практическом и теоретическом отношении к миру. В себе индивид переживает невозможность практического полагания и ищет путь жизни. Индивид относится в себе к своему практическому отношению жизни. Знание, определенность предмета умозрения есть умственное отношение к практическому отношению. Сознание есть ограниченное и определенное в себе практическое состояние индивида.

Какие стороны составляют сознание как определенность единого предмета? Сознание есть определенность практической жизни. Жизнь есть практическое полагание индивидом себя вне себя. Совершенная жизнь не имеет предела, ограничения, она свободна и бессознательна. Если полагание индивида ограничивается внешней средой, то происходит определение индивида в себе, обретение им предмета умозрения. Ограниченная практика есть процесс определения жизни индивида в себе, возникновение знания себя. Противоречие практики, проблема жизни делает необходимым мышление как умственный, теоретический процесс определения жизни в себе. Значение слов «определенность», «определение» должно быть уточнено. Определение, если оно происходит в мышлении, есть процесс понимания. Конечная же цель понимания – принятие решения действовать, определение пути практического полагания, отождествления. Индивид в практике стремится к тождеству своего идеала жизни и осуществления, к соответствию себя и окружающей среды. Практика невозможна, если индивид не знает, что делать, если нет определенности целей, намерений. Мышление возникает как процесс определения индивида в себе – в уме, в сознании. Необходимость мысленного определения возникает, если индивид сталкивается в своей жизни с проблемой, противоречием, затруднением. Затруднение в практической жизни означает невозможность продолжения деятельности. Индивид в состоянии противоречия не знает пути полагания, и это его состояние есть неопределенность, недоумение, непонимание. Но противоречие есть в то же время состояние умственной определенности предмета переживания. Выходит, что противоречие есть, вместе, состояние определенности и неопределенности. Когда возникает сознание как определенность разделения, предмета ума, то какая неопределенность возникает? Индивид недоумевает и вопрошает о смысле жизни, спрашивает, зачем жизнь. Состояние противоречия есть определенность несвободы, разделения с благом. Но возникает стремление к соединению, и индивид ищет путь к соединению, путь к свободе, тождеству. Определенность сознания как противоречия есть неопределенность смысла жизни, вопрос о пути жизни. Сознание есть поиск пути к свободе. Несвобода есть определенное состояние, а путь к свободе еще нужно найти. Определенность самосознания существует вместе с неопределенностью пути выхода из состояния противоречия. Мышление, возникающее в состоянии противоречия, есть процесс отождествляющего движения мысли. Мышление есть лабиринт, через который идея жизни ищет путь к свободе. Противоречия есть состояние определенности неблагополучного состояния жизни и переживаний, его сопровождающих, сознание. Всякий вопрос есть определенность разделения и неопределенность пути к тождеству. Индивид от противоречия стремится к тождеству, но нет определенности пути полагания, нет знания, что делать. Определенность проблемы, противоречия есть неопределенность пути жизни.

Единое познание стремится к всеобъемлемости своего предмета, к определению всего сущего. Размышляющий индивид предполагает вначале, что все сущее есть мир в целом и этот предмет, как и все другие предметы, должен определяться извне, объективно. Но такой мир невозможно определить во времени и пространстве. К тому, чего нет в восприятии, в практике, невозможно отношение познания. Нужно, как было замечено, различать отношения практики и познания, мышления. С одной стороны, практика есть необходимая часть единого, целостного процесса познания: познания нет без предшествующей ему несовершенной практики и познание бессмысленно, если за ним не следует практика осуществления идеи. Практика доставляет материал для познания и принимает обратно продукт познания. Поэтому, с другой стороны, познание как процесс мышления есть относительно отдельная от несовершенной практики деятельность. Познание не есть практика. Познание в его предельном выражении как мышление, понимание противоположно несовершенной практике. Более того, совершенная практика и мышление даже несовместимы – эти формы жизни исключают друг друга. Практика тогда переходит в мышление, когда она становится несовершенной и останавливается. Несовершенная, созерцательная практика и мышление есть разные состояния жизни. Практика и мыслящее познание, как разные состояния жизни, имеют и разные предметы. Если предмет практики есть вещь, внешний индивиду предмет, то, что есть предмет познания? Согласно обыденному взгляду – взгляду естествоиспытателя, натуралиста, эмпирика – предмет познания есть вещь, внешний предмет. Обыденное воззрение не различает предмет практики и предмет познания. Натуралист не знает мышление как познающую деятельность, поэтому и не различает предметы практики и познания. Практика и познание различаются своими предметами. Если вещь есть предмет познания, то познание ничем не отличается от практики и есть практика. Но познание происходит тогда, когда практики нет, и оперирует оно не вещами. Предмет познания как мыслительного процесса есть представление практики. Представление обычно называют знанием. Знание не есть вещь, но определенность отношения индивида и вещи в форме представления. Если предмет практики есть вещь, то предмет познания есть отношение индивида и вещи. Практика есть отношение индивида, практического субъекта к внешней среде, практическому предмету. Предмет мыслящего познания есть практическое отношение. Непросто понять, что является субъектом мышления, но это, надо думать, не индивид как практический субъект. Субъект и предмет практики есть, как это принято в обыденном мнении, индивид и внешняя вещь. Поскольку эмпирики не отличают практику от познания, то считают субъектом познания так же индивидуальное тело и предметом – внешнюю вещь. Но предмет единого познания есть отношение практики в форме представления, знание отношения. Единое познание есть познание себя сущим, самопознание. Субъект есть единство разделенных сторон. Нет субъекта, разделенного с предметом, как это принято во мнении. Если сущее познает себя, то субъект есть то, что знает себя, а не то, что знает другое. Если кроме себя ничего нет, то субъект имеет предметом познания только себя. Субъект мыслящего познания не есть тело в отношении его к миру, но тело в себе, сознание как определенность жизни в себе. Субъект определен в себе. Определение в себе единого сущего есть определение субъекта. Определение в себе субъекта есть определение единого предмета.

Мир определен для индивида в той его части, с которой индивид вступает в практическое отношение. Мир для индивида есть не мир извне, но внешний мир. Как возможна определенность? Возможность определенности предмета познания есть возможность знания себя, сознания. Знание себя есть всеобщая форма знания. Знание возникает, когда останавливается практическая жизнь, полагание. Невозможность полагания индивидом себя есть ограничение его средой. Знание есть ограничение индивида внешним миром. Ограниченный индивид становится в себе определенностью предмета умозрения, знанием. Ограничение индивида средой есть определенность его действительной жизни. Знание ограничения себя миром есть знание себя. Знание индивидом внешнего мира есть, вместе, знание индивидом себя. Эта форма определенности, форма знания обнаруживает себя в любом самом простом чувственном восприятии: ощущение практического предмета есть ощущение себя. Всегда при восприятии внешнего предмета индивид ощущает себя. Знание предмета есть форма знания индивидом себя. Индивид знает себя только в отношении к внешнему миру, а вне этого отношения он себя не знает. Самопознание есть жизнь в созерцательной, остановленной форме. Единое познание есть определение жизни в себе. Как видно, внешний мир в самопознании не есть все сущее, но только часть. Другая часть сущего есть индивид, без которого не может быть определения мира. Сущее есть отношение индивида и внешнего мира. Как возможно, что сущее есть субъект и единый предмет познания? Сущее есть практическое отношение. Сущее становится предметом познания в форме знания. Предмет познания есть знание. Знание о внешнем мире находится в пределах единого предмета, в пределах знания себя индивидом, в пределах субъекта. В форме индивидуального самопознания сущее познает само себя. Сущее – то, что есть для себя. Сущее есть практическое отношение, действительная жизнь. В форме знания это отношение есть предмет познания. Выходит, что субъект единого познания есть сущее, практическая жизнь, а предмет есть знание сущим себя. Отношение жизни познает само себя, потому что становится знанием самого себя, потому что происходит разделение жизни и знания. Нужно различать отношение практики и отношение сознания и не принимать субъект и предмет практики за субъект и предмет познания.

На страницу:
11 из 13