bannerbanner
Самопознание
Самопознание

Полная версия

Самопознание

Настройки чтения
Размер шрифта
Высота строк
Поля
На страницу:
13 из 13

Сознание есть, как принято говорить, рефлексия. Рефлексия есть обращение своего взгляда на себя, существование себя предметом познания для себя. Когда и почему индивид обращает внимание на себя? Другие индивиды его стесняют и обращают его внимание на самого себя даже тем, что смотрят на него. Стесненность есть ограничение полагания индивида средой и определенность его в себе для самого себя, знание себя, сознание. Ограничение индивида средой есть испытывание им своего предела, знание предела. Знание предела есть испытывание ограничения себя, чувство несвободы, неосуществленность желания, идеи. Знание себя есть знание своего предела. Определенность сознания производится ограничением индивида средой. Знание себя есть определенность практического отношения, единство его действительности и идеи. Знание себя есть знание своей ограниченной жизни. Индивид, обретая свой предел, знает себя ограниченным, несвободным.

Сознание и познание есть деятельность мышления. Практика и мышление различаются как физическая и умственная деятельность. Обычная человеческая жизнь есть сочетание мышления и практики. В благополучной жизни практика и мышление не разделены заметно, не различаются. Любой практический вопрос требует некоторого размышления, некоторой умственной деятельности. Но в благополучной жизни нет разделения умственной и практической деятельности. Благополучная жизнь есть неразличимое единство мышления и практики, переходящее в тождество. Форма обыкновенной благополучной жизни есть практическая жизнь. Познание есть такая жизнь, в которой мышление есть основная деятельность. Благополучный индивид размышляет только в том случае, если встречает в своей практической жизни затруднение. Умственное решение частных, практических вопросов жизни может быть названо практическим мышлением. Оно не занимает сколько-нибудь значительного времени жизни. Но формой жизни мышление становится тогда, когда жизнь невозможна, когда противоречие имеет форму остановленной жизни. В пределе неблагополучия жизнь перестает быть практической и становится только мышлением. У благополучного индивида, живущего полной жизнью, для размышлений нет ни времени, ни желания, ни причины. Ему и не о чем размышлять, у него нет предмета для мысли. Духовная, мыслящая жизнь противоположна мирской, животной, практической жизни. Благополучный индивид радуется жизни, неблагополучный – размышляет. Вместо жизни неблагополучный индивид созерцает внешнюю ему мировую жизнь и размышляет о ней. Мышление как форма неблагополучной жизни противоположно бытию, благополучной жизни. Бытие и мышление, познание есть противоположные формы жизни. Это мышление – не о частных вопросах практики, но о самой жизни. Частный вопрос, проблема есть частное противоречие, частное несоответствие. В мышлении решаются противоречия практики. Мышление опосредствует деятельность. Суть мышления – умственное отождествление сторон, решение противоречия. Не только мышление, но и практическая деятельность есть отождествление, преодоление несоответствия. Несоответствия, решаемые в практике, есть удовлетворение потребностей, прямое или опосредствованное производственной деятельностью. Размышляя о практической проблеме, несоответствии индивид находит решение задачи в уме, отождествляя мысленно стороны противоречия. Затем мысленное решение осуществляется в практическом отождествлении, в полагании. В мышлении определяется путь практического полагания, принимается решение действовать. Причина мыслящего познания – несоответствие, противоречие. Познание есть стремление к противоположному состоянию соответствия, тождества.

Сознание обычно выводят из чувственного восприятия. При таком подходе невозможно понять, почему человек осознает свое восприятие, а животные не осознают, ведь и они воспринимают. Сознание нужно пытаться понять как взаимодействие в теле, противоречие. Знает себя, есть субъект знания жизнь в форме отношения, пространственного разделения. Отношение может себя знать, разделяясь во времени. Разделение индивида со средой, несоответствие имеет форму взаимодействия противоположных сторон сознания. Взаимодействие есть единство действия и противодействия. Как тело может противодействовать внешним действиям? Чтобы противодействовать, тело должно разделяться в себе. Тело в себе есть активность разделения, идея. Обычно противодействие тела объясняют инертностью, но сама инертность не объясняется никак. Инертность есть свойство полагания себя вне себя телом, материальным элементом. Только разделяющееся в себе и полагающее себя вне себя тело может противодействовать, сохранять свое действие. Сознание есть знание себя, самосознание. Если нет знания себя, то нет никакого знания. Если индивид не знает себя, то он не может знать свое знание. В пределах знания себя есть знание чуждой себе среды. Животные особи не знают себя. Бессознание есть состояние соответствия особи и среды. Индивид себя не знает, если находится в состоянии соответствия со средой и тождествен в себе. Знания себя нет, если действительная жизнь соответствует ожиданию особи. Сознание как разделение со средой есть и разделение в себе, имеющее форму противоречия желания и действительной жизни. Знание себя есть состояние несоответствия индивида и его окружения, противоречие ожидания и осуществления. Сознание не объяснить через чувственное восприятие, которое только обслуживает жизнь. Жизнь есть деятельность потребления. Животные особи потребляют и не мыслят, а индивид мыслит, потому что не потребляет, не полагает себя вне себя в присвоении блага. Основа сознания есть невозможность практического полагания себя и желание, эмоция, страсть.

В первой части книги было изложено понимание того, что история человека как эволюционирующего существа будет закончена. Окончание истории будет и окончанием познания. Человек станет совершенным животным и, как все животные, станет бессознательным. Считается, что человек отличается от животных наличием у него сознания. До настоящего времени не понято было – почему у животных нет сознания, а у человека оно есть. Это и невозможно понять, если не понимать сущность сознания. Как подступиться к пониманию сознания? Принимая за факт то, что у животных особей нет сознания, но есть психика, можно сказать, что сознание есть состояние психики человеческого индивида. Психика человека качественно отличается от психики животной особи. Сознание есть особенное состояние жизни и психики человека. Чтобы понять, что есть сознание, нужно понять особенность состояния знающей себя жизни. Ясно, что не может быть никакого сознания, если индивид не будет взаимодействовать со средой. Рассуждая абстрактно, если материя есть взаимодействующие тела, элементы, то сознание, поскольку оно не есть тело, есть взаимодействие. Сознания нет во внешней среде, окружающей индивида, но в ней есть только тела. Чувства других индивидов не существуют в объективной форме явления. Сознание существует в форме «в себе и для себя», субъективно. Сознание есть жизнь, ставшая для себя предметом.

Как нужно рассматривать сознание, чтобы его понять? Возможно даже сомнение, что и нет никакого сознания, а есть только тела, вещи, материя. Можно ли сознание рассматривать как сущее? А если это сущее, то, что стоит за ним? Чтобы подступиться к пониманию сознания, нужно задавать вопрос о сущем. Что есть сущее? Сущее – то, что есть, что существует. Вопрос о сущем есть вопрос о том, что значит быть, что значит существовать. Вопрос этот очень важен, поскольку двигаться в понимании невозможно, если не ответить на этот вопрос. Исторически известны разные воззрения в понимании сущего: для одних сущее есть материя, для других – сознание, для третьих – и то, и другое. Существование есть жизнь, практическое разделение индивида и среды. Существование есть сознательное, знающее себя состояние жизни. Если в явлении существование есть пространственное разделение индивида и среды, то с психической стороны оно есть знание себя. В материи сознание есть отношение разделенной жизни, а с психической стороны оно есть представление действительной жизни и идеала. Разделение индивида и среды, ограниченная жизнь имеет форму психического отношения, сознания. Если жизнь совершенна, то она не знает существования, поскольку не знает идеала, относительно которого и определяется существование.

Есть два процесса жизни – возбуждение и отождествление. Возбуждение есть возникновение желания, стремление к полаганию себя, к соединению с благом. Отождествление есть полагание себя индивидом, соединение с благом, осуществление желания. Если есть только возбуждение, а отождествления нет, то психика имеет форму противоречия желания и невозможности осуществления, форму знания себя. Неосуществленное желание есть разделение не только с предметом влечения в среде, с благом, но разделение индивида в себе. Индивид раздражен созерцанием плодов дерева жизни, но они ему недоступны, вход в рай прегражден «пламенным мечом обращающимся». Соединению с благом соответствует с психической стороны состояние покоя. Если соединения нет, то возбуждение сохраняется и принимает форму воображаемого соединения с благом. Неудовлетворенное желание есть знание идеала и осознание действительности, знающее себя состояние. Состояние психики благополучного индивида есть тождество бессознания, выражаемое формулой тождества «все есть одно». Психическое состояние разделенного со средой индивида есть противоречие желания и действительной жизни. Как видно, материальной форме жизни соответствует состояние психики. Форма жизни есть форма психики, сознания.

Конец ознакомительного фрагмента.

Текст предоставлен ООО «ЛитРес».

Прочитайте эту книгу целиком, купив полную легальную версию на ЛитРес.

Безопасно оплатить книгу можно банковской картой Visa, MasterCard, Maestro, со счета мобильного телефона, с платежного терминала, в салоне МТС или Связной, через PayPal, WebMoney, Яндекс.Деньги, QIWI Кошелек, бонусными картами или другим удобным Вам способом.

Конец ознакомительного фрагмента
Купить и скачать всю книгу
На страницу:
13 из 13