Полная версия
Самопознание
Индивид не может жить без соединения с внешней средой. Среда дает индивиду жизнь, продолжает его в потомстве в вечность и бесконечность. Целое, жизнь есть единство индивида и внешнего мира. Жизнь может иметь формы соответствия и несоответствия. Соответствие есть совершенная жизнь, бытие, тождество бессознания. Несоответствие есть противоречие индивида в себе, самопознание. Внешняя среда, с которой индивид находится в соответствии, есть и место райской жизни, дом Вечного Отца, и дерево жизни с его плодами. В состоянии несоответствия внешний мир для индивида есть только предмет чувственного созерцания, явление, а не дом Отца, дающий кров и пищу, и плоды дерева жизни.
Сознание, знающая себя жизнь есть состояние противоречия: внешний мир, должный быть в идеале продолжением индивида, в действительности есть его предел, ограничение, отрицание. Жизнь, должная быть тождеством бессознания, разделяется в индивиде, становится двумя сторонами сознания. Индивид, разделенный в явлении с внешним миром, в себе имеет форму противоречия идеи и жизни. Жизнь переходит в форму самопознания. В индивиде противостоят и взаимно определяются отрицательный опыт действительной жизни и идея, идеал. Определенность противоположных состояний, когда индивид, испытывая и переживая зло своего изгнания, осознает возможность благополучной жизни в доме Вечного Отца, есть сознание, мышление.
Определение предмета
Рассматривать сознание – значит рассматривать свою жизнь так, как она есть для себя, значит рассматривать самого себя. В конечном итоге, индивид только самого себя и рассматривает в мышлении: вспоминает свои неудавшиеся полагания, сознает разделение в себе. Определяющееся в познании сущее есть индивид в себе, жизнь. Мышление, понимание есть форма познания. Вне этой формы познания нет, но есть только ограниченная практика жизни. Человек привык рассматривать себя отдельно от мира, эмпирическим наблюдателем. Это есть ложное понимание себя. В действительности, человек есть не посторонняя, но необходимая часть мирового целого. Истинный субъект познания есть мировая жизнь. И сознание в высшей форме его, мыслящий дух, принадлежит единой мировой жизни. Человек мнит себя сторонним наблюдателем мирового целого, но такое познание невозможно. В действительности познание имеет форму самопознания. Мировое целое отчуждает от себя индивида и познает в нем самого себя. Отец отдает на крест Своего Сына, чтобы Он стал проводником жизни на пути вечном. Познание не есть любовь к мудрости благополучного обывателя, но жизнь в форме противоречия, в оковах на краю земли. Познание есть борьба со смертью и утверждение вечности.
Индивид, стремясь к единому пониманию, задумывается о всеобщем предмете познания: предмет должен быть определен, должны быть очерчены его границы. Он предполагает вначале, что всеобщий предмет познания есть мир, определенный извне. Он пытается представить внешнюю границу мира, но невозможно представить, чтобы пространство где-то заканчивалось и дальше уже не было ничего. Также невозможно представить и отсутствие внешнего определения мира, его бесконечность. Невозможно представить мир конечным и невозможно представить его бесконечным. Представить – значит определить в представлении, но бесконечное есть неопределенное. Невозможность представления есть невозможность определения и понимания: понять – значит определить, различить одно и другое. Непонятно, если мир конечен, и непонятно, если он бесконечен. И то, и другое, и конечность мира в пространстве, и бесконечность одинаково непонятны. Также непонятны и преходящесть, и вечность мира: непонятно, если мир возник когда-то, и непонятно, если он не возник, но всегда был. Нечто есть, определено, если имеет внешнюю границу, временную или пространственную, отличающую нечто от другого нечто. Определенность нечто есть ограничение его другим. Мир в целом, мир как одно не может иметь такого, внешнего ему определения. Должно быть одно и другое, чтобы была определенность предмета. Определенный предмет есть единство противоположных сторон. Мир извне, представляемый как одно, есть тождество противоположных определений: бесконечности и конечности, вечности и преходящести. Сколько бы не пытался индивид в представлении своем определить мир извне, он всегда, как результат, имеет тождество противоположных определений, отсутствие смысла, понимания. Внешнее определение мира невозможно.
Было предположено, что мир в целом есть единый, всеобщий, всеобъемлющий предмет познания. Невозможность определения мира извне, неопределенность есть невозможность на этом пути определения единого предмета познания. Мир не имеет внешнего определения, не может быть определен извне ни в пространстве, ни во времени. Рассуждая отвлеченно, в какой форме может быть определенность всего? Все есть то, вне чего ничего нет, ведь если бы было что-то вне всего, то оно не было бы всем. Поскольку все не может иметь ничего вне себя, то оно и не может быть определено через другое, внешнее себе. Все, рассматриваемое как одно, не может иметь определения: все как одно есть ничто. Все как одно есть тождество противоположных определений, отсутствие смысла, понимания. Определить – значит очертить границу, предел, но все, по своему понятию, не может иметь внешнего ограничения, предела. Если внешнее определение предмета называть «объективным», то мир извне не может быть понят объективно. Понять, мыслить, представить можно только конечное тело и его бесконечное окружение.
Все – это сущее, существующее, поскольку нет несуществующего предмета познания. Есть только существование, а несуществования нет. Есть только «есть», а «нет» нет. Противоположность же в речи «есть» и «нет» означает не «существование» и «несуществование», но «обладание» или «необладание». Вообще любое слово означает нечто сущее, какое-то существование – или вещь, явление или представление, мнение, состояние. Состояние познания есть существование для себя. Только состояния бытия, совершенной жизни нет для себя. Для себя есть только проблема, противоречие.
Частный предмет определяется относительно другого частного предмета. Поскольку вне всего сущего нет ничего другого, определяющего его, то сущее может быть определено только в себе, посредством себя и для себя. Определенность сущего в себе и для себя есть сознание. Поскольку сущее определяется в себе, то это есть самоопределение сущего. Все сущее может быть определено только путем разделения в себе. Кажется, на первый взгляд, что разделение сущего в себе имеет форму разделения индивида и внешнего мира. Однако индивид и внешний мир есть стороны объективного предмета, но не субъективного, не сознания. Все дальнейшее повествование будет выяснением вопроса о том, что разделено, что есть стороны определенности, поскольку определение формы сознания, определенности есть основной вопрос самопознания. Самоопределение сущего означает, что сущее становится в себе предметом для себя, субъектом и предметом единого познания. Какую форму имеет определенность единого сущего в себе, самого себя для себя? Как все сущее может стать предметом для себя, как оно познает само себя? Практика познается в форме умозрения. Поэтому нужно думать, что познание сущим самого себя есть познание практики в умозрении.
Индивид, стремясь объективно определить мир как всеобщий предмет познания, вскоре видит невозможность определения такого предмета. Объективно, извне мира как единого предмета познания нет. Вопрос, к которому индивид с необходимостью приходит, есть вопрос о том, как вообще возможна определенность. Определен такой предмет, который ограничен другим, внешним предметом. Взаимно определены при этом оба предмета. Если это определенность в пространстве, то предмет определен внешними ему предметами, а если определенность временная, то некоторый промежуток времени определен предшествующим ему и последующим временами. Любой частный предмет определяется в отношении его с другими, внешними ему предметами. Для определенности предмета наряду с ним должны быть другие предметы. Такую определенность называют объективной. Всеобщий предмет, весь мир, таким способом определен быть не может. Все не может быть определено относительно другого, ведь тогда оно не будет всем. Все – это то, внешнего чему нет. Все, мир в целом не может быть определенным извне, объективно. Мир извне не определен и не может быть определенным, поскольку наряду с миром ничего нет. Вместе с тем, всеобщим предметом познания может быть только весь мир, все сущее – нет ничего более всеобъемлющего.
Как определяется мир? Определенность возможна только в разделении. Мир, чтобы быть определенным, должен разделяться в себе. Определенность мира есть предметность его для себя. Сущее определяется в себе в лице индивида, субъективно. Каждый индивид есть центр и чувственный фокус мира. Мир ни для кого больше не определен, как только в индивиде и для индивида. Мир есть определенность индивида в себе, сознание. В практике мир определяется как отношение индивида и внешнего мира, действительная жизнь. Индивид ограничен внешним миром в полагании и поэтому определен в себе. Внешний мир определен индивидом как ограничивающий его полагание. Мир определен как осознаваемая индивидом его действительная, ограниченная жизнь. Вопрос о возможности определенности есть вопрос о возможности сознания. Сознание есть определенность. Форма сознания как форма определенности сущего в себе должна быть рассмотрена. Выходит, в познании не мир извне определяется, но индивид, человек в мире, действительная жизнь. Сущее определяется в себе как несовершенное и стремящееся к совершенству. Сущее определено как несоответствие действительной жизни идее. Единая, метафизическая определенность, включающая в себя объективную определенность частных наук, есть субъективная определенность, сознание.
Откуда берутся противоположные определения, когда индивид представляет мир в целом, пытается определить мир извне? Мир, представляемый как один, как одно сущее, оказывается тождеством противоположных определений: мир конечен и бесконечен, вечен и преходящ, все и ничто. Тождество противоположных определений есть форма беспредельности, отсутствия предела, бессознания. Форма определенности, сознания есть единство противоположных определений. Никогда что-то одно не может быть предметом знания и понимания – знание, определенность есть различение одного и другого, единство противоположных определений. Нужно говорить о форме понимания, мысли, если равно непонятно то, что мир конечен, и то, что он бесконечен. Не может быть определенной вещи, вне которой ничего нет. Всеобщий опыт, определяющий форму понимания, определенности предмета, говорит о том, что конечное тело имеет бесконечное, не имеющее внешнего предела окружение. Понимание невозможно, потому что нет такого опыта, нет такого существования, если вещь бесконечна, не имеет границы в пространстве. Форма понимания, мысли есть форма существования, практики. Понимание как определенность мышления невозможно также, если вещь не имеет внешнего окружения, внешней среды. Всякая вещь имеет продолжающее ее внешнее пространство. Мир, когда пытаются рассматривать его в целом, рассматривается как большая, но все же конечная вещь. Это происходит потому, что именно такая форма мышления, представления предмета. Эта форма мышления есть форма практической жизни, существования. Мышление к бесконечному, неопределенному предмету, каким является мир, космос, применяет форму представления конечного. Мышление имеет форму представления единства конечного тела и его бесконечного окружения. Поэтому все, рассматриваемое как одно, есть отсутствие мысли, тождество противоположностей.
Мир не может быть определен извне, и не в этом цель познания. «Бесконечное познание бесконечного мира» есть задача познания в обыденном, бездумном мнении. Нет такого предмета познания, как мир в целом, определяемый извне, объективно. Что человек познает? Что есть предмет единого познания? Если речь идет о едином познании, то должен быть определен его предмет. Известны частные науки и их частные предметы, но ни о всеобъемлющем едином познании, ни о предмете его пока ничего не известно. С древних времен мыслители стремились к единому пониманию сущего, но усилия эти не увенчивались успехом, единой науки о жизни, метафизики пока не было. Необходимость завершения познания в конце истории означает, что знание человека будет полным. Человек должен познать все. Но что есть все для познания? С необходимостью возникает вопрос о всеобщем предмете. Мир определен в себе. Но как это определение происходит? Какую форму имеет определенность?
Эмпирические исследователи природы, знающие только объективность, считают, что предмет познания есть внешний мир. С этой, обыденной точки зрения, предмет познания есть созерцаемые внешние предметы, явления, которые и отображаются знанием. Такому воззрению на познание противоречит тот факт, что и животные воспринимают мир чувственно, однако не знают свое восприятие, не познают. В действительности человек не внешний мир познает, но свою несовершенную практику, свое практическое определение мира, свою действительную жизнь. Познание есть осознание действительной жизни, своего практического отношения. Человек есть мера: несовершенство действительной жизни он сознает относительно идеи. Познание есть поиск пути изменения практической жизни в соответствии с идеей. Человек познает не внешний мир, но свое ограничение внешней средой, свое практическое знание. Сознание и познание возникают тогда, когда полагание индивида ограничивается внешним миром. Индивид ограничен внешним миром и поэтому мир определен как ограничивающий его, как действительная жизнь. Познание есть поиск нового пути полагания. Познание исходит из ограниченной практики и завершается в новой, совершенной практике. Познание есть перерыв в практике жизни, решение противоречия. Знание существует в форме индивида как его способность, умение, а также в знаковой форме в виде книг и других средств хранения.
В уме индивида, встающего на почву исследования процесса единого познания, возникает множество вопросов, связанных воедино. Это, кроме вопроса о предмете, есть вопросы о сущности и форме знания и сознания, о субъекте, о сущности мышления, о причине и цели познания. Все эти вопросы есть составляющие части главного вопроса о сущности и форме единого познания. Вопрос о том, что человек познает, может быть решен только в процессе понимания сущности познания. Поскольку знание должно стать полным, возникает необходимость определения «всего», единого предмета. Правда, кажется, что предмет не может быть всем, но кроме его есть знание. Знание во плоти есть индивид, обладающий им. Чтобы предмет охватывал все сущее, он должен включать в себя познающего индивида. Единый предмет есть познающая жизнь, процесс познания как отношение индивида и внешнего мира. Познание, предметом которого является познающее отношение индивида и внешнего мира есть познание себя. Единое познание есть самопознание. Исторически вопрос о едином предмете познания еще не был решен. В обыденном мнении предмет человеческого познания есть вечный и бесконечный мир. Поскольку этот предмет бесконечен в пространстве и времени, то познание его не может быть завершено. Поэтому обыватели сходятся во мнении о бесконечности познания. Обыденное мнение состоит в том, что мир, который нужно познать, есть внешний индивиду мир. Этот мир существует таким, каким человек его исторически застает, независимо от человека, объективно определенным. Человек должен познать внешний ему мир таким, какой он есть сам по себе, объективно. В представлении обывателей познающий индивид находится за пределом подлежащего познанию мира и есть только посторонний созерцатель мира, субъект. Как будто он не есть необходимая частью мира и не подлежит также познанию. Обыватель не замечает, что нет ни такого познания, ни таких предмета и субъекта, какие он себе представляет.
Человек познает не внешний мир, но свое несовершенное соединение с ним, отрицательный практический опыт. Познания нет, пока нет отрицательного опыта, противоречия, разделения индивида с миром. Человек познает свое практическое определение, отношение ограниченной жизни, знание о мире. Знание возникает в практике, а до его возникновения познание невозможно. Сначала возникает определенность предмета, знание, сознание, а затем начинается познание. Сознание есть определенность противоречия, а познание – поиск пути его преодоления. Внешние вещи, мир являются индивиду такими, какими они определены им самим как мерой, его средствами определения. Такого предмета познания, как мир без человека, нет, поскольку знание есть определенность практического отношения. И познание такое невозможно, какое мнят себе обыватели – как познание мира, какой он есть без человека, «объективно». Знания нет как без внешнего мира, так и без человека, но обе стороны есть составляющие части знания. Объективный и единый предмет познания есть не внешний мир, но отношение его и внешнего мира, явление. Человек познает свое практическое отношение к миру.
Определяя частный предмет природы относительно других частных предметов, индивид еще не осознает себя и упускает себя из виду как тоже объективную сторону сущего, как необходимую сторону определенности. Можно сказать, индивид знает не только о внешнем предмете, но и о самом себе, поскольку внешний предмет есть определенность отношения к нему. Но в частном познании индивид себя в качестве предмета не замечает. Всеобъемлющее познание ничего не должно оставлять вне себя, но должно иметь своим предметом отношение индивида и внешнего мира. В обыденном мнении познание внешнего мира называется «объективным», а внешний мир есть «объективный предмет». Вне «объективного предмета» познания остается индивид, считающийся субъектом такого познания. Обыватель не замечает, что это есть практический субъект, но не субъект познания. Нужно сказать со всей определенностью, что предметом единого познания может быть только знание, представление. Знание же производится в практическом отношении индивида и внешнего мира. Поскольку отношение практической жизни познает себя, то оно и есть субъект самопознания. Размышляя о мире, о том, какой он есть, можно заметить, что все, что известно о внешнем мире, есть определенность практического отношения. В практике человек ограничен и определен миром. Определение человека миром, ограничение его свободы есть, вместе, определение мира человеком. Взаимное определение человека и мира есть определенность практической жизни для себя.
При всех размышлениях о том, что существует и что есть предмет всеобъемлющего познания, необходимо помнить, что человек, индивид есть необходимый участник и сторона процесса познания как сущего мирового процесса. Необходимая сторона мира, предмета познания есть исключенный из мира, размышляющий индивид. Индивид, стремящийся к определению всеобщего предмета, не за пределами мира находится, но является его частью, и поэтому он должен быть необходимой частью всеобщего предмета. Не сразу это понимает индивид, стремящийся к познанию. Но, раньше или позже, он делает открытие, что познание «привязано» к познающему индивиду. Мир, какой он есть, есть в форме сознания индивида. Познавать все, всеобъемлющий предмет – значит познавать свое знание. Если знание есть предмет, то субъект есть практическое отношение, практическая жизнь. Индивид, стремящийся к определению единого предмета, обнаруживает необходимость учесть самого себя как необходимого участника мирового процесса. Мировой процесс, познающий себя, есть индивидуальная жизнь. Мир не может быть объяснен без человека в нем, без индивида как субъекта практической жизни. Мир определяется в человеческой практике – без человека, индивида нет определенности мира. Это означает, если вдуматься, что живущий индивид есть необходимая сторона сущего как единого предмета познания. Познание есть индивидуальное дело. Без индивида нет даже определения существования мира. Так называемый «объективный» мир есть определение человека и есть поэтому для себя сущий, субъективно определенный мир. Размышляя о сущем, о невозможности определения крайних его пределов, индивид понимает невозможность так называемого «объективного» познания. Познание возможно только как познание практическим отношением самого себя, как самопознание. Познание и в настоящее время обыватель понимает как абсолютное познание «бесконечного мира». На самом деле, индивид познает самого себя как отношение жизни и познания, как всеобъемлющее сущее. Абсолютное познание внешнего мира невозможно. Абсолютное познание есть самопознание. Проблемы познания возникают вместе с появлением в мире человека как проблемного существа. Познание и проблемы познания должны рассматриваться как свойства, определения человека. Человек есть проблема проблем. Есть человек как проблема, и поэтому существует познание и проблемы познания. Решение проблем познания есть практическое решение проблемы человека. Познание начинается с разделения индивида и внешнего мира и с осознания действительности этого разделения. Возникновение предмета самопознания есть возникновение сознания. Познание имеет природу приспособления, адаптации, отождествления. Цель познания – не в решении праздных вопросов, не в удовлетворении любопытства или «любви к мудрости», но в преодолении состояния противоречия путем решения проблем практической жизни. Новое понимание познания кажется парадоксальным, поскольку означает, что познания в прежнем понимании нет. «Бесконечное познание бесконечного мира» невозможно. Познание относительно, но не абсолютно. Но современное понимание познания именно такое – познание мира понимается как абсолютное. Когда говорят о «бесконечном познании бесконечного мира» – это пример понимания познания как абсолютного, как познания того, что «существует независимо от человека». Познание закончится тогда, когда человек отождествится с миром, удобно в нем устроится. Человек уснет, утратит себя. Это новое понимание познания как относительного, субъективного. Познать мир – значит приспособить его практически к себе и самому приспособиться к нему. Познать мир – значит познать себя и соединить в практике непротиворечиво внешний мир и себя. Познать мир – значит преобразовать свое несовершенное отношение жизни, достичь истинного состояния. Познают и мыслят неблагополучные индивиды, пробужденные к познанию несовершенством жизни. А доказательство этого утверждения есть тот факт, что души благополучных индивидов спят и не нуждаются в познании. Познание есть удел редких индивидов, не нашедших себя в мире, которым неудобно и тесно в мире. Познание есть решение противоречия.
С пониманием отношения познания необходимо связано понимание субъекта и предмета познания. Индивид обычно представляется как отображающая сторона, субъект познания, а внешний мир – как отображаемый предмет познания. Познание понимается как «отражение», отображение индивидом внешнего мира. Познаваемый индивидом внешний мир обычно называют «объективной реальностью», предполагая, что мир существует в своей определенности до познания. Субъекту нужно только воспринять эту определенность существования мира, отобразить ее в своей душе в форме знания. Стоит немного поразмышлять над таким представлением о познании, чтобы стала понятна вся незрелая наивность его. Познание предстает как абсолютное разделение познающей и познаваемой сторон, копии и отражаемого подлинника, знания и вещи. Все существующее в таком представлении, «объективная реальность» есть познаваемая сторона процесса познания. Познающий индивид не относится к реальности, которую тоже нужно познать. Субъективности, действительного субъекта это воззрение не знает. Оно не учитывает познающего индивида как равноправную сторону предмета познания, как будто индивид и не существует. Но без познающего индивида нет знания как формы существования для индивида внешнего мира. Это воззрение упускает из виду, что знание возможно только в отношении и только как определенность отношения. В действительности «объективная реальность» как определенность отношения есть субъективная реальность. В картине «объективной реальности», рисуемой естественными науками, нет места субъективности, сознанию. Но субъективность есть в мире. Картина познания как картина «объективной реальности» оказывается неполной – в ней нет исследования процесса познания как мирового процесса. Индивид, в этом обыденном воззрении, есть только эмпирический наблюдатель. На этом уровне понимания познания внешний мир есть «объективный, существующий независимо» от наблюдателя предмет. Понимание познания как отражения, копирования есть бездумное мнение. Истина в том, что нет определенности сущего до познания, но она возникает в познании.
Кроме сложности определения единого предмета есть сложность определения познающего субъекта. Субъектом познания обычно считается познающая сторона, обладающая знанием предмета, сознанием. Понимание субъекта связано с пониманием сознания. Обычное мнение – сознанием обладает индивид, индивидуальное тело. Придерживающийся такого воззрения предполагает, что в теле есть некий орган, воспринимающий и осознающий воспринятое. Допустим, что воспринимающий орган есть мозг организма. Но, в свою очередь, следуя этой логике, мозг должен состоять из воспринимающей и воспринимаемой частей. И так далее, бесконечно. На пути абсолютного разделения субъекта и предмета невозможно понимание сознания и субъекта познания. Субъект может быть только отношением. В обыденном мнении субъект познания есть индивидуальное тело, а предметом является внешний мир. Принято также во мнении, что сознание принадлежит телу, а внешний мир есть лишь воспринимаемый предмет. Но сознание невозможно без взаимодействия индивидуального тела и внешнего мира. Все содержание сознания индивида – знание о внешнем мире и о себе. Индивидуальное тело и внешний мир есть стороны отношения познания. Вне этого отношения сознания нет. Тело вне отношения с внешней средой не может обладать знанием себя, сознанием, не может быть субъектом познания. Субъект есть само отношение. Душа не телу принадлежит, но отношению. Сознание есть отношение, связь, взаимодействие тела и внешней среды. Вместе с тем познание и сознание нельзя понять как только пространственное отношение, как кажется на первый взгляд. Познание есть не только пространственное отношение, но и временной процесс. Пространственное отношение изменяется во времени, и есть поэтому познающая форма. Пространственное отношение, изменяясь, познает само себя. Пространственное отношение есть и форма субъекта, и, вместе, форма предмета. Знание есть определенность изменения отношения в пространстве. Это отношение в пространстве есть отношение жизни, пространственная форма жизни. Но жизнь есть изменение во времени постоянной пространственной формы.